Научная статья на тему 'Об организации подготовки начальствующего и профессорско-преподавательского состава вузов ФСИН России к действиям при чрезвычайных обстоятельствах'

Об организации подготовки начальствующего и профессорско-преподавательского состава вузов ФСИН России к действиям при чрезвычайных обстоятельствах Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
143
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЛУЖЕБНО-БОЕВАЯ ПОДГОТОВКА / ЧРЕЗВЫЧАЙНЫЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВА / EMERGENCY CIRCUMSTANCES / НАЧАЛЬСТВУЮЩИЙ И ПРОФЕССОРСКО-ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКИЙ СОСТАВ ВУЗОВ ФСИН РОССИИ / THE RULER AND TEACHING STAFF OF HIGHER EDUCA-TION INSTITUTIONS OF THE FEDERAL PENAL SERVICE / ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ПОДГОТОВ-КЕ ДЛЯ ДЕЙСТВИЙ ПРИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ ОБСТОЯТЕЛЬСТВАХ / ORGANIZATIONAL TRAINING REQUIREMENTS FOR ACTION AT EC / ЗАДАЧИ ПОДГОТОВКИ / SERVICE-COMBAT TRAINING / THE PREPARA-TION TASKS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Киселев Александр Михайлович

для действий в чрезвычайных обстоятельствах (ЧО) должны быть подготовлены не только сотрудники практических органов и учреждений уголовно-исполнительной системы, но и начальствую-щий и профессорско-преподавательский состав ведомственных образовательных организаций, который бы мог обладать определенными профессиональными навыками и умениями, а также специальными ка-чествами. Развитие таких качеств является одной из приоритетных задач служебно-боевой подготовки, проводимой в вузах ФСИН России. Очевидно, что такая подготовка имеет определенные организацион-ные требования, например обязательность, массовость и дифференцированность, специфичность, не-прерывность и последовательность. Подготовка к действиям при ЧО, проводимая в рамках служебно-боевой подготовки в вузах ФСИН России, благодаря ее значимости заслуживает такой организации, которая обеспечивала бы охват всех категорий сотрудников образовательной организации и высокий методический уровень проведения учебных занятий. Особое место при подготовке сотрудников вуза к действиям при ЧО должна занять, на наш взгляд, управленческая подготовка руководителей структурных подразделений. В целом же вопросы подготовки к действиями при ЧО должны занять подобающее им место в систе-ме служебно-боевой подготовки, организованной в ведомственных вузах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Киселев Александр Михайлович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ABOUT THE ORGANIZATION OF TRAINING OFFICERS AND FACULTY OF THE UNIVERSITIES OF THE FEDERAL PENITENTIARY SERVICE OF RUSSIA FOR ACTIONS IN EMERGENCIES

the author believes that for contingency (EC) should be prepared not only employees practical bodies and institutions of the penal system, but also the ruler and faculty departmental educational organiza-tions, which would not only possess certain professional skills and abilities, and special qualities. The develop-ment of such qualities is a priority service and combat training held in universities of the Federal penitentiary service of Russia. It is obvious that such training has certain organizational requirements, for example: commitment, propaga-tion and differentiation, specificity, continuity and consistency. 11 4 ПОДГОТОВКА СПЕЦИАЛИСТОВ ДЛЯ УИС Preparing for actions in EC carried out in the framework of the service and combat training in the universi-ties of the Federal penitentiary service, due to its importance, deserves such an organization that would ensure coverage of all categories of employees of educational organizations and high methodical level of training. A special place in the training of University staff to take action when EC should take, in our opinion, management training of heads of departments. In General, the preparation for actions at EC must occupy a proper place in the system of service and combat training, organized in the departmental high schools.

Текст научной работы на тему «Об организации подготовки начальствующего и профессорско-преподавательского состава вузов ФСИН России к действиям при чрезвычайных обстоятельствах»

УДК 343 .83 АЛЕКСАНДР МИХАЙЛОВИЧ КИСЕЛЕВ,

ББК 67.409р7 доктор педагогических наук, доцент,

К44 профессор кафедры мобилизационной

и тактико-специальной подготовки (Академия ФСИН России), e-mail: [email protected] © Киселев А. М., 2015

ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ПОДГОТОВКИ НАЧАЛЬСТВУЮЩЕГО И ПРОФЕССОРСКО-ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКОГО СОСТАВА ВУЗОВ ФСИН РОССИИ К ДЕЙСТВИЯМ ПРИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ ОБСТОЯТЕЛЬСТВАХ

Реферат: для действий в чрезвычайных обстоятельствах (ЧО) должны быть подготовлены не только сотрудники практических органов и учреждений уголовно-исполнительной системы, но и начальствующий и профессорско-преподавательский состав ведомственных образовательных организаций, который бы мог обладать определенными профессиональными навыками и умениями, а также специальными качествами. Развитие таких качеств является одной из приоритетных задач служебно-боевой подготовки, проводимой в вузах ФСИН России. Очевидно, что такая подготовка имеет определенные организационные требования, например обязательность, массовость и дифференцированность, специфичность, непрерывность и последовательность.

Подготовка к действиям при ЧО, проводимая в рамках служебно-боевой подготовки в вузах ФСИН России, благодаря ее значимости заслуживает такой организации, которая обеспечивала бы охват всех категорий сотрудников образовательной организации и высокий методический уровень проведения учебных занятий. Особое место при подготовке сотрудников вуза к действиям при ЧО должна занять, на наш взгляд, управленческая подготовка руководителей структурных подразделений.

В целом же вопросы подготовки к действиями при ЧО должны занять подобающее им место в системе служебно-боевой подготовки, организованной в ведомственных вузах.

Ключевые слова: служебно-боевая подготовка, чрезвычайные обстоятельства, начальствующий и профессорско-преподавательский состав вузов ФСИН России, организационные требования к подготовке для действий при чрезвычайных обстоятельствах, задачи подготовки.

Значимость служебно-боевой подготовки для персонала уголовно-исполнительной системы, в том числе для начальствующего и профессорско-преподавательского состава (III 1С) образовательных организаций ФСИН России, не вызывает сомнений, однако в связи с возросшими требованиями к профессиональной компетентности сотрудников, определенными Концепцией развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года, представляется необходимым актуализировать данное направление профессионального образования. Так, в Концепции говорится о «совершенствовании специальной и психофизической подготовки работников уголовно-исполнительной системы за счет максимального приближения содержания программ обучения к реальным условиям оперативно-служебной деятельности...». Этого, по нашему мнению, невозможно добиться без совершенствования организации служебно-боевой подготовки в образовательных организациях ФСИН России.

Одной из главных целей данного вида профессионального образования должна, на наш взгляд, стать

подготовка сотрудников вузов к действиям в чрезвычайных обстоятельствах (ЧО). Очевидно, что такая подготовка по преобладающим особенностям имеет и определенные организационные требования.

1. Обязательность подготовки. Требования к подготовленности сотрудников для действий при ЧО нет необходимости выдумывать. Это требования современной практической работы в УИС и наличие реальных возможностей современной науки и практики повысить безопасность персонала. Вопрос о том, нужно это или не нужно, здесь неуместен.

2. Массовость и дифференцированность подготовки. Подготовка к действиям при ЧО нужна всем, и готовить надо всех. Другое дело - в каком объеме, сколько времени и к чему.

3. Специфичность подготовки. Необходима не только общая, но и специальная подготовка, ориентированная на те ЧО, к которым должна быть готова данная категория сотрудников вуза - руководство, профессорско-преподавательский состав, переменный состав и т. д.

4. Непрерывность и последовательность. Подготовленность сотрудников и их способность действовать при ЧО не могут возникнуть раз и навсегда. Готовить сотрудника надо начинать с курса начальной профессиональной подготовки, в дальнейшем корректируя тематику в зависимости от цели, по мере накопления жизненного и профессионального опыта, с возникновением новых задач на очередном этапе его профессионального пути.

Общими задачами управления процессом подготовки к действиям при ЧО в образовательных организациях ФСИН России выступают:

- вооружение сотрудников специальными знаниями в объеме, обеспечивающем понимание ими особенностей профессиональной деятельности в той или иной чрезвычайной обстановке;

- развитие бдительности, осмотрительности, разумной осторожности и ориентированности (установки) на выявление и принятие во внимание различных объективных и субъективных факторов при оценке ЧО и преодолении их трудностей;

- повышение уверенности в себе и оптимизма в успешном преодолении встречающихся в профессиональной деятельности трудностей, веры в успех своих действий при возникновении ЧО;

- формирование навыков и умений, обеспечивающих успешные действия при попадании в различные ЧО, типичные для органов и учреждений УИС.

Подготовка к действиям при ЧО в рамках проводимой в вузах ФСИН России служебно-боевой подготовки, благодаря ее значимости заслуживает такой организации, которая обеспечивала бы, во-первых, охват всех категорий сотрудников образовательной организации и, во-вторых, высокий методический уровень проведения учебных занятий.

Ежегодная подготовка к действиям при ЧО будет эффективна только тогда, когда не станет сводиться к повторению одного и того же, а обеспечит поддержание достигнутого уровня подготовленности (с учетом обновления ППС и начсостава) и неуклонное его повышение.

Особое место при подготовке сотрудников вуза к действиям при ЧО должна занять, на наш взгляд, управленческая подготовка или, другими словами, подготовка руководителей, так как руководитель -это не просто один из хороших профессионалов, выдвинутый на руководящую работу, это совершенно другой профессионал - профессионал в области управления. Главные задачи, обязанности и ответственность его иные. Подготовка руководителей структурных подразделений образовательной организации ФСИН России к управлению в условиях ЧО много труднее и ответственнее, чем подготовка остальных сотрудников.

Нельзя сказать, что вопросы управления действиями при ЧО совсем не находят места в системе служебно-боевой подготовки, проводимой в вузах ФСИН России, но можно с уверенностью утверждать, что на современном этапе развития отечественной пенитенциарной системы данный вид подготовки занимает совершенно не то место, которое должно быть ему определено. К числу распространенных недостатков относятся, например, малое количество времени на изучение такого вида управления и его ограниченность иными организационными проблемами образовательной организации.

В целом же вопросы подготовки к действиями при ЧО должны играть подобающую им роль в системе служебно-боевой подготовки как начальствующего, так и профессорско-преподавательского состава вуза.

ALEXANDER MIKHAILOVICHKISELYOV,

dsc in pedagogics, associate professor, professor of the mobilization and tactical training department

(Academy of the FPS of Russia), e-mail: [email protected] © Kiselyov А. M., 2015

ABOUT THE ORGANIZATION OF TRAINING OFFICERS AND FACULTY OF THE UNIVERSITIES OF THE FEDERAL PENITENTIARY SERVICE OF RUSSIA FOR ACTIONS IN EMERGENCIES

Annotation: the author believes that for contingency (EC) should be prepared not only employees practical bodies and institutions of the penal system, but also the ruler and faculty departmental educational organizations, which would not only possess certain professional skills and abilities, and special qualities. The development of such qualities is a priority service and combat training held in universities of the Federal penitentiary service of Russia.

It is obvious that such training has certain organizational requirements, for example: commitment, propagation and differentiation, specificity, continuity and consistency.

Preparing for actions in EC carried out in the framework of the service and combat training in the universities of the Federal penitentiary service, due to its importance, deserves such an organization that would ensure coverage of all categories of employees of educational organizations and high methodical level of training. A special place in the training of University staff to take action when EC should take, in our opinion, management training of heads of departments.

In General, the preparation for actions at EC must occupy a proper place in the system of service and combat training, organized in the departmental high schools.

Key words: service-combat training, emergency circumstances, the ruler and teaching staff of higher education institutions of the Federal penal service, organizational training requirements for action at EC, the preparation tasks.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.