УДК 37.025 :343 .83 АЛЕКСАНДР МИХАЙЛОВИЧ КИСЕЛЕВ,
доктор педагогических наук, доцент, профессор кафедры мобилизационной и тактико-специальной подготовки
(Академия ФСИН России), e-mail: [email protected]
ФОРМИРОВАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ УСТОЙЧИВОСТИ ДЛЯ ДЕЙСТВИЙ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ ОБСТОЯТЕЛЬСТВАХ
Реферат: специфичной особенностью предлагаемого в статье варианта формирования эмоционально-волевой устойчивости у персонала уголовно-исполнительной системы России является специально разработанная программа целенаправленных воздействий на дефектные компоненты и параметры целостного действия в условиях соответствующей организации регулирования эмоционального процесса, реализованная в ходе практических занятий по тактико-специальной подготовке. Эксперимент проводился с курсантами 1-го курса Академии ФСИН России. Исследования показали, что апробированные организация и методика учебных занятий могут быть успешно использованы и в процессе служебной подготовки других категорий сотрудников уголовно-исполнительной системы, что позволит повысить уровень их профессионализма для действий в условиях чрезвычайных обстоятельств.
Наиболее благоприятные возможности для повышения эффективности данного процесса создаются при обучении и последующей тренировке сотрудников такими упражнениями и действиями, которые связаны с элементами опасности, риска, новизны, дефицита времени, длительного физического и психического напряжения.
Формирование эмоционально-волевой устойчивости как одного из основных компонентов готовности личного состава к действиям при чрезвычайных обстоятельствах необходимо осуществлять поэтапно, последовательно усложняя учебные занятия и применяя для этого целенаправленные приемы и способы. Систематичность и последовательность усложняющихся приемов в сочетании с неожиданными сильными эмоциональными воздействиями служат основными путями оптимизации процесса формирования у сотрудников эмоционально-волевой устойчивости к действиям при чрезвычайных обстоятельствах.
Ключевые слова: формирование эмоционально-волевой устойчивости, чрезвычайные обстоятельства, сотрудники уголовно-исполнительной системы, организация и методика проведения занятий, практические занятия, тактико-специальная подготовка.
Эмоционально-волевая устойчивость сотрудников является тем необходимым качеством, которое наряду с высоким профессионализмом обеспечивает выполнение служебных задач при действиях в чрезвычайных обстоятельствах.
Особенностью предлагаемого нами варианта формирования эмоциональной устойчивости у персонала уголовно-исполнительной системы России является специально разработанная программа целенаправленных воздействий на дефектные компоненты и параметры целостного действия в условиях соответствующей организации регулирования эмоционального процесса. Основой данного процесса послужила теория поэтапного формирования умственных действий. Эксперимент проводился с курсантами 1-го курса Академии ФСИН России в процессе начальной профессиональной подготовки. Все содержание экспериментальной программы было распределено с учетом учебного времени, отведенного для занятий по подготовке курсантов к действиям при чрезвычайных обстоятельствах, и специфики несения службы в загородном учеб-
© Киселев А. М., 2016
ном центре. На начальном этапе обучения методика проведения занятий имела тренировочную направленность с созданием определенного эмоционального тонуса и строилась по принципу напряженности. Это достигалось посредством:
- выполнения приемов и действий с максимальным напряжением физических и психических сил, в ускоренном темпе;
- интенсивности световых и звуковых раздражителей, характерных для чрезвычайных обстоятельств;
- отсутствия достаточной информации и создания дефицита времени;
- выполнения учебных действий в трудных погодных условиях;
- длительного нахождения в средствах защиты;
- необходимости частого преодоления препятствий и заграждений.
На втором этапе осуществлялось дальнейшее усложнение обстановки при организации тренировочных занятий и реализовывался принцип внезапности, который обеспечивался:
- средствами имитации, применяемыми неожиданно и на незначительном, но обеспечивающем безопасность удалении от личного состава;
- созданием искусственных неисправностей у оружия и «выводом из строя» личного состава;
- быстрой сменой тактической обстановки, требующей от курсантов незамедлительных и активных действий;
- скрытой подготовкой и неожиданным применением различных препятствий и заграждений в момент активных действий личного состава;
- внезапным проведением учебных тревог;
- организацией практических занятий на незнакомой местности.
На заключительном этапе формирования эмоционально-волевой устойчивости подготовка строилась по принципу опасности и риска и применялись организационно-методические приемы, обеспечивающие создание дефицита времени на принятие решений; использование длительных эмоциональных напряжений (выполнение действий, связанных с опасностью на фоне утомления); применение искусственных помех при активных действиях личного состава; наличие мотивации обучаемых к выполнению поставленных задач.
Результаты эксперимента показали, что в процессе практических занятий курсанты испытывали большие физические нагрузки и психические напряжения, в результате чего на начальном этапе наблюдались заметные сдвиги показателей некоторых психических качеств в сторону ухудшения. Так, сенсомоторные реакции в среднем ухудшались на 16,8 %, быстрота ответных действий - на 17,3, быстрота ответных действий в условиях дефицита времени - на 8 %. Однако результаты итоговой проверки, проведенной в конце третьего этапа обучения, позволили показать курсантам, участвующим в эксперименте, лучшие результаты эмоционально-волевой устойчивости и профессиональной обученности к действиям при чрезвычайных обстоятельствах, в отличие от курсантов, занимавшихся по обычной методике.
Проведенные нами исследования по формированию эмоционально-волевой устойчивости у курсантов показали, что апробированные организация и методика проведения практических занятий по тактико-специальной подготовке вполне могут быть использованы и в процессе служебной подготовки других категорий сотрудников уголовно-исполнительной системы, что позволит повысить уровень их профессионализма для действий в условиях чрезвычайных обстоятельств.
Организация и содержание занятий, а также специальный набор соответствующих средств имеют существенное значение для решения поставленных задач по формированию у личного состава уголовно-исполнительной системы эмоционально-волевой устойчивости. Наиболее благоприятные возможности для повышения эффективности данного процесса создаются при обучении и последующей тренировке такими упражнениями и действиями, которые связаны с элементами опасности, риска, новизны, дефицита времени, длительного физического и психического напряжения. Формирование эмоционально-волевой устойчивости как одного из основных компонентов готовности личного состава к действиям при чрезвычайных обстоятельствах необходимо осуществлять поэтапно, последовательно усложняя учебные занятия и применяя для этого целенаправленные приемы и способы. Систематичность и последовательность усложняющихся приемов в сочетании с неожиданными сильными эмоциональными воздействиями служат основными путями оптимизации процесса формирования у сотрудников эмоционально-волевой устойчивости к действиям при чрезвычайных обстоятельствах.
Результаты проведенного на кафедре мобилизационной и тактико-специальной подготовки Академии ФСИН России исследования позволяют утверждать, что специфичные направленность и содержание практических занятий по тактико-специальной подготовке могут служить мощным средством повышения профессионализма сотрудников уголовно-исполнительной системы для действий при чрезвычайных обстоятельствах.
ALEXANDER MIKHAYLOVICHKISELEV,
dsc in pedagogy, associate professor, professor of mobilization and tactical and special training sub-department
(Academy of the FPS of Russia), e-mail: [email protected]
FORMATION OF EMOTIONAL AND STRONG-WILLED STABILITY FOR ACTIONS IN CASES OF EMERGENCY
Annotation: specially developed program of purposeful impacts on defective components and parameters of complete action in the conditions of the relevant organization of emotional process regulation realized during a practical training on tactical and special preparation is a specific feature of emotional and strong-willed stability
© Kiselev A. M., 2016
formation at the staff of the penal system of Russia. Experiment was made with the 1st year cadets of the Academy of FPS of Russia. The researches showed that the approved organization and a technique of studies can be successfully used and in the course of service trainig of other staff categories of the penal system and it will allow to increase the level of their professionalism for actions in cases of emergency.
The most favourable opportunities for increase of efficiency of this process are created while staff training by such exercises and actions which are connected with elements of danger, risk, novelty, deficiency of time, long physical and mental tension.
Formation of emotional and strong-willed stability as one of the main components of staff readiness for actions in cases of emergency needs to be carried out step by step, consistently complicating studies and applying for this purpose purposeful ways. Systematicity and sequence of application of the becoming complicated receptions in combination with unexpected strong emotional influences serve as the main ways of optimization of process of formation at employees of emotional and strong-willed resistance to actions in cases of emergency.
Key words: formation of emotional and strong-willed stability, cases of emergency, penal system staff, organization and technique of carrying out occupations, practical training, tactical and special training.