Научная статья на тему 'О проблеме адаптации сотрудников уголовно-исполнительной системы к действиям в сложной оперативной обстановке'

О проблеме адаптации сотрудников уголовно-исполнительной системы к действиям в сложной оперативной обстановке Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
91
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОТРУДНИКИ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ / STAFF OF PENAL SYSTEM / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / PSYCHOLOGICAL PREPARATION / АДАПТАЦИЯ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ADAPTATION TO PROFESSIONAL ACTIVITY / ТАКТИКО-СПЕЦИАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / TACTICAL AND SPECIAL PREPARATION / СЛОЖНАЯ ОПЕРАТИВНАЯ ОБСТАНОВКА / DIFFICULT OPERATIONAL SITUATION / ЭКСТРЕМАЛЬНЫЕ СИТУАЦИИ / EXTREME SITUATIONS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Киселев Александр Михайлович, Чабыкин Андрей Анатольевич

Одной из наиболее важных задач психологической подготовки сотрудников применительно к действиям в экстремальных ситуациях является формирование готовности к преодолению опасностей и трудностей служебной обстановки, выработка способности выдерживать большие нервно-психические нагрузки в конфликтных ситуациях. Вопросы адаптации, в частности эмоционально-волевой устойчивости к действиям в сложной оперативной обстановке, еще не нашли достаточного отражения в системе служебно-боевой подготовки сотрудников пенитенциарной системы России. Большинство руководителей занятий, проводимых в рамках служебно-боевой подготовки, имеют слабое представление о решаемой проблеме. По результатам исследований, проведенных в загородном учебном центре Академии ФСИН России с курсантами вторых курсов, в зависимости от этапов эксперимента можно выделить следующие характерные особенности: первый этап (1-я неделя подготовки) характеризуется резкой активизацией курсантов и повышением показателей большинства профессионально значимых качеств. Продуктивность профессиональной деятельности резко возрастает, особенно заметны эти изменения в увеличении объема запоминаемого материала и эффективности умственной деятельности; второй этап (2-я неделя подготовки) отличается плавным улучшением характеристик всех качеств с незначительными колебаниями, связанными с особенностями прохождения учебной программы. К концу подготовки уровень развития профессионально значимых психических качеств у курсантов повышается. Особенно большие сдвиги наблюдаются у лиц со слабым первоначальным их развитием. Таким образом, результаты исследования подтверждают тот факт, что практические занятия по тактико-специальной подготовке, направленные на оптимизацию адаптации курсантов к действиям в сложной оперативной обстановке, оказывают положительное воздействие на формирование у них профессионально значимых качеств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Киселев Александр Михайлович, Чабыкин Андрей Анатольевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROBLEM OF ADAPTATION OF EMPLOYEES OF PENAL SYSTEM TO ACT IN COMPLEX OPERATIONAL ENVIRONMENT

One of the most important problems of psychological training of employees, in relation to actions in extreme situations, formation of readiness for overcoming of dangers and difficulties of an office situation, development of ability to maintain big psychological loadings in conflict situations is. Questions of adaptation, in particular emotional and strong-willed resistance to actions in a difficult operational situation, haven’t found sufficient reflection in system of office combat training of employees of penal system of Russia yet. Most of heads of the classes given within office combat training have a weak idea of the solved problem. As a result of the researches conducted in country training center of Academy of FSIN of Russia with cadets of the second years depending on experiment stages, authors have marked out the following characteristics: the first stage (the 1st week of preparation) is characterized by sharp activization of cadets and increase of indicators of the majority of professional and significant qualities... One of the most important problems of psychological training of employees, in relation to actions in extreme situations, formation of readiness for overcoming of dangers and difficulties of an office situation, development of ability to maintain big psychological loadings in conflict situations is. Questions of adaptation, in particular emotional and strong-willed resistance to actions in a difficult operational situation, haven’t found sufficient reflection in system of office combat training of employees of penal system of Russia yet. Most of heads of the classes given within office combat training have a weak idea of the solved problem. As a result of the researches conducted in country training center of Academy of FSIN of Russia with cadets of the second years depending on experiment stages, authors have marked out the following characteristics: the first stage (the 1st week of preparation) is characterized by sharp activization of cadets and increase of indicators of the majority of professional and significant qualities. Efficiency of professional activity sharply increases, these changes in increase in the remembered material and efficiency of cerebration are especially noticeable; the second stage (the 2nd week of preparation) differs in smooth improvement of characteristics of all qualities with the insignificant fluctuations connected with features of passing of the training program. By the end of preparation the level of development of professional and significant mental qualities at cadets considerably raises. Especially big shifts are observed at persons with their poor initial development. Thus, results of research confirm the fact that the features of carrying out a practical training on tactical and special preparation directed to optimization of adaptation of cadets to actions in a difficult operational situation make positive impact on formation at them professional and significant qualities. function show_eabstract() { $('#eabstract1').hide(); $('#eabstract2').show(); $('#eabstract_expand').hide(); } ▼Показать полностью

Текст научной работы на тему «О проблеме адаптации сотрудников уголовно-исполнительной системы к действиям в сложной оперативной обстановке»

УДК 343.8:355.525

АЛЕКСАНДР МИХАЙЛОВИЧ КИСЕЛЕВ,

доктор педагогических наук, доцент, профессор кафедры мобилизационной и тактико-специальной подготовки, e-mail: kamkis@bk.ru; АНДРЕЙ АНАТОЛЬЕВИЧ ЧАБЫКИН,

кандидат педагогических наук, начальник кафедры мобилизационной и тактико-специальной подготовки (Академия ФСИН России), e-mail: chabykin_2009@mail.ru

О ПРОБЛЕМЕ АДАПТАЦИИ СОТРУДНИКОВ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ К ДЕЙСТВИЯМ В СЛОЖНОЙ ОПЕРАТИВНОЙ ОБСТАНОВКЕ

Реферат: одной из наиболее важных задач психологической подготовки сотрудников применительно к действиям в экстремальных ситуациях является формирование готовности к преодолению опасностей и трудностей служебной обстановки, выработка способности выдерживать большие нервно-психические нагрузки в конфликтных ситуациях. Вопросы адаптации, в частности эмоционально-волевой устойчивости к действиям в сложной оперативной обстановке, еще не нашли достаточного отражения в системе служебно-боевой подготовки сотрудников пенитенциарной системы России. Большинство руководителей занятий, проводимых в рамках служебно-боевой подготовки, имеют слабое представление о решаемой проблеме. По результатам исследований, проведенных в загородном учебном центре Академии ФСИН России с курсантами вторых курсов, в зависимости от этапов эксперимента можно выделить следующие характерные особенности:

первый этап (1-я неделя подготовки) характеризуется резкой активизацией курсантов и повышением показателей большинства профессионально значимых качеств. Продуктивность профессиональной деятельности резко возрастает, особенно заметны эти изменения в увеличении объема запоминаемого материала и эффективности умственной деятельности;

второй этап (2-я неделя подготовки) отличается плавным улучшением характеристик всех качеств с незначительными колебаниями, связанными с особенностями прохождения учебной программы. К концу подготовки уровень развития профессионально значимых психических качеств у курсантов повышается. Особенно большие сдвиги наблюдаются у лиц со слабым первоначальным их развитием.

Таким образом, результаты исследования подтверждают тот факт, что практические занятия по тактико-специальной подготовке, направленные на оптимизацию адаптации курсантов к действиям в сложной оперативной обстановке, оказывают положительное воздействие на формирование у них профессионально значимых качеств.

Ключевые слова: сотрудники уголовно-исполнительной системы, психологическая подготовка, адаптация к профессиональной деятельности, тактико-специальная подготовка, сложная оперативная обстановка, экстремальные ситуации.

Актуальность проблемы адаптации сотрудников уголовно-исполнительной системы России к действиям в сложной оперативной обстановке не вызывает сомнения. Обстановка в современном российском обществе, характеризующаяся девальвацией морально-нравственных ценностей, усилением противоречий между интересами различных социальных групп и другими негативными социально-экономическими факторами, оказывает влияние и на оперативную обстановку в пенитенциарных учреждениях России. В подобных условиях повышаются требования к таким профессионально

© Киселев А. М., Чабыкин А. А., 2016

значимым качествам персонала, которые способствуют скорейшей адаптации сотрудников к профессиональной деятельности.

Под адаптацией в широком смысле следует понимать не только приспособляемость организма сотрудника к деятельности (например, в сложных климатических или географических условиях), но и наличие таких психологических качеств, которые усиливают его способность выполнять служебные задачи в напряженных условиях и опасных ситуациях, поэтому мы считаем психологическую подготовку сотрудников важнейшей дисциплиной, участ-

вующей в процессе оптимизации адаптации личного состава к деятельности в сложной оперативной обстановке. Одной из наиболее главных задач психологической подготовки сотрудников применительно к действиям в экстремальных ситуациях является формирование готовности к преодолению опасностей и трудностей служебной обстановки, выработка способности выдерживать большие нервно-психические нагрузки в конфликтных ситуациях. Важнейшим требованием к психологической подготовке является формирование у личного состава эмоционально-волевой устойчивости (одного из компонентов адаптированности), способности противостоять опасности, выдерживать отрицательные эмоциональные и физические воздействия сложной оперативной обстановки на психику сотрудников, а также формирование способности сохранять активность и результативность деятельности в экстремальных условиях. Кроме того, одним из требований к профессиональной подготовке сотрудников уголовно-исполнительной системы выступает формирование у личного состава специальных психологических качеств с учетом специфики их профессиональной деятельности, то есть таких качеств, которые обеспечивают устойчивость профессионального мастерства специалистов в соответствии со своим предназначением.

Вопросы адаптации, в частности эмоционально-волевой устойчивости к действиям в сложной оперативной обстановке, еще не нашли достаточного отражения в системе служебно-боевой подготовки сотрудников пенитенциарной системы России. В настоящее время вопросы оптимизации адаптации и психологической подготовки персонала к действиям в экстремальных ситуациях находятся в начальной стадии своего развития. Специальных глубоких исследований по данному вопросу проводилось немного, и их общая слабая сторона - отсутствие систематизации и обоснования рекомендуемых организационных приемов. Недостаточная научная и методическая разработка вопроса, к сожалению, негативно отражается на практике органов и учреждений Федеральной службы исполнения наказаний.

Большинство руководителей занятий, проводимых в рамках служебно-боевой подготовки, имеют слабое представление о решаемой проблеме, поэтому вопросы психологической подготовки к действиям в сложной оперативной обстановке не становятся предметом специальных сознательных усилий руководителей, а осуществляются, как правило, стихийно, при этом имеет место преувеличенное представление о значении отдельных организационных и методических приемов, число которых обычно очень ограничено. Эффективность проделанной работы определяется выполнением упражнений и нормативов в привычных условиях,

тогда как более надежным критерием, по нашему мнению, выступает проявление приобретенных профессионально значимых качеств и навыков в новых условиях и видах деятельности, сходных с выполнением служебно-боевых задач в экстремальных ситуациях.

В ходе проводимого нами эксперимента выявлено, что уже в начальный период практических занятий по тактико-специальной подготовке под воздействием новизны упражнений сотрудники (курсанты) испытывают существенные эмоциональные и психологические нагрузки. Данное обстоятельство определяет особую роль и особые возможности моделирования на занятиях экстремальных ситуаций, способствующих оптимизации адаптации сотрудников к действиям в сложной оперативной обстановке. Именно обстановка с наличием физической и психологической напряженности позволяет формировать такой компонент адаптированности у сотрудников, как эмоционально-волевая устойчивость.

В результате исследований, проведенных в загородном учебном центре Академии ФСИН России с курсантами вторых курсов, установлено, что только 1/3 курсантов уверенно действует в сложных условиях, и наоборот, излишнее волнение, зафиксированное при обследовании остальных, мешает им полностью реализовать свои знания и навыки. Для выявления динамики некоторых психических качеств (память, внимание, сенсомотор-ные реакции) под воздействием процесса подготовки курсантов к деятельности в сложной оперативной обстановке были проведены исследования с контролем за функциональным состоянием их нервной системы. В процессе психологического обследования изучение памяти осуществлялось путем использования методики, основанной на запоминании и последующем воспроизведении серий слов и чисел. Испытуемым зачитывались по 2 серии из 10 слов и 10 чисел. Воспроизведение каждой серии осуществлялось в течение 45 секунд на бланке. Для оценки бралась сумма воспроизведенных слов и чисел в 4 сериях. Внимание исследовалось с помощью «колец Ландольта». Испытуемые в течение 3 минут вычерчивали кольца с заданным разрезом. По результатам выполнения задания определялась степень сосредоточения внимания и скорость переработки информации.

При исследовании курсантов в начале учебного сбора были получены следующие результаты: продуктивность памяти по сумме воспроизведенных слов и чисел в среднем равнялась 18,5 символа, то есть было воспроизведено 46,2 % предложенного материала. Устойчивость внимания по результатам теста с «кольцами Ландольта» оценивалась 307 знаками с 4,1 ошибки, что соответству-

ет скорости переработки информации, равной 2,27 бит/с. Простые сенсомоторные реакции одной рукой протекали со скоростью 224,9 условной единицы, что по 9-балльной шкале соответствует 5 баллам, сложные реакции двумя руками -140,0 условной единицы (6 баллов), реакции при дефиците времени - 30,7 условной единицы (4 балла).

При заключительном обследовании воспроизведение слов и чисел возросло на 27,2 %, скорость переработки информации увеличилась на 25,4 %. Скорость простой реакции одной рукой увеличилась в конце эксперимента на 5,4 %. Более существенными оказались изменения в сложной реакции двумя руками, время которой на заключительном этапе улучшилось на 14,2 %, а сложной реакции в условиях дефицита времени - на 33,3 %. Это объясняется повышением натренированности курсантов, выработкой профессионального навыка, приспособлением к четкой, быстрой и точной работе, особенно в условиях дефицита времени. В динамике развития исследуемых качеств, в зависимости от этапов эксперимента, можно выделить некоторые характерные особенности.

Первый этап (1-я неделя подготовки) характеризуется резкой активизацией курсантов и повышением показателей большинства профессионально значимых качеств. Продуктивность профессиональной деятельности резко возрастает, особенно заметны эти изменения в увеличении объема запоминаемого материала и эффективности умственной деятельности.

Второй этап (2-я неделя подготовки) отличается плавным улучшением характеристик всех качеств с незначительными колебаниями, связанными, по-видимому, с особенностями прохождения учебной программы. К концу подготовки уровень развития профессионально значимых психических качеств у курсантов заметно повышается. Особенно большие сдвиги наблюдаются у лиц со слабым первоначальным их развитием.

Таким образом, результаты исследования подтверждают тот факт, что практические занятия по тактико-специальной подготовке, направленные на оптимизацию адаптации курсантов к действиям в сложной оперативной обстановке, оказывают положительное воздействие на формирование у них профессионально значимых качеств, причем это влияние неодинаково для курсантов с различной начальной степенью адап-тированности к профессиональной деятельности в непростых служебных условиях. Так, у курсантов с низкими способностями к переключению внимания значительно хуже происходит осваивание тактических приемов и действий, характерных для условий сложной оперативной обстановки.

Полученные данные позволили нам определить влияние практических занятий и на такие компоненты адаптации, как характерологические качества (настойчивость и упорство в достижении цели, трудолюбие, инициативность, самообладание) и специфические свойства личности (интенсивность и концентрация внимания, быстрота переключения внимания, способность выполнять действия, характеризуемые как сложные сенсорные реакции, эмоциональная устойчивость).

Проблема адаптации сотрудников уголовно-исполнительной системы, в частности выработка эмоциональной устойчивости персонала к действиям в сложной оперативной обстановке, привлекает пристальное внимание многих исследователей. Ее актуальность в современных условиях профессиональной деятельности сотрудников определяется, с одной стороны, непрерывным повышением значимости служебно-боевой подготовки, с другой - задачами воспитания личности сотрудника Федеральной службы исполнения наказаний со стойким и мужественным характером, способной успешно действовать в различных служебных обстоятельствах, в том числе в экстремальных ситуациях, характерных для сложной оперативной обстановки.

ALEXANDER MIKHAYL OVICH KISELEV,

dsc in pedagogy, associate professor, professor at the department of mobilization and tactical and special training,

e-mail: kamkis@bk.ru; ANDREY ANATOLYEVICH CHABYKIN, phd in pedagogy, ^air of the mobilization and tactical and special preparation department (Academy of the FPS of Russia), e-mail: chabykin_2009@mail.ru

THE PROBLEM OF ADAPTATION OF EMPLOYEES OF PENAL SYSTEM TO ACT IN COMPLEX OPERATIONAL ENVIRONMENT

Abstract: one of the most important problems of psychological training of employees, in relation to actions in extreme situations, formation of readiness for overcoming of dangers and difficulties of an office situation,

© Kiselev A. M., Chabykin A. A., 2016

development of ability to maintain big psychological loadings in conflict situations is. Questions of adaptation, in particular emotional and strong-willed resistance to actions in a difficult operational situation, haven't found sufficient reflection in system of office combat training of employees of penal system of Russia yet. Most of heads of the classes given within office combat training have a weak idea of the solved problem.

As a result of the researches conducted in country training center of Academy of FSIN of Russia with cadets of the second years depending on experiment stages, authors have marked out the following characteristics:

the first stage (the 1st week of preparation) is characterized by sharp activization of cadets and increase of indicators of the majority of professional and significant qualities. Efficiency of professional activity sharply increases, these changes in increase in the remembered material and efficiency of cerebration are especially noticeable;

the second stage (the 2nd week of preparation) differs in smooth improvement of characteristics of all qualities with the insignificant fluctuations connected with features of passing of the training program. By the end of preparation the level of development of professional and significant mental qualities at cadets considerably raises. Especially big shifts are observed at persons with their poor initial development.

Thus, results of research confirm the fact that the features of carrying out a practical training on tactical and special preparation directed to optimization of adaptation of cadets to actions in a difficult operational situation make positive impact on formation at them professional and significant qualities.

Key words: staff of penal system, psychological preparation, adaptation to professional activity, tactical and special preparation, difficult operational situation, extreme situations.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.