Научная статья на тему 'Факторы, определяющие необходимость изменения содержания программы по изучению боевых приемов борьбы для сотрудников уголовно-исправительной системы'

Факторы, определяющие необходимость изменения содержания программы по изучению боевых приемов борьбы для сотрудников уголовно-исправительной системы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
226
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФАКТОРЫ / БОЕВЫЕ ПРИЕМЫ БОРЬБЫ / СПЕЦИАЛЬНОЕ ПЕРВОНАЧАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ / СОТРУДНИКИ УГОЛОВНО-ИСПРАВИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Батурин Алексей Евгеньевич, Вольский Василий Васильевич

Установлена ранговая структура факторов, определяющих необходимость изменения содержания программы по изучению боевых приемов борьбы для сотрудников уголовно-исправительной системы (УИС). Наиболее значимыми являются: низкий уровень физической готовности сотрудников УИС, прибывающих на специальное первоначальное обучение; краткие сроки специального первоначального обучения сотрудников УИС в образовательных организациях высшего образования ФСИН России; необходимость совершенствования методики обучения боевым приемам борьбы в краткие сроки подготовки сотрудников УИС. Менее значимыми являются: необходимость использования различных форм физической подготовки в ходе специального первоначального обучения сотрудников УИС; необходимость использования хорошо подготовленных сотрудников УИС в качестве помощников на занятиях по боевым приемам борьбы; недостаточная мотивация к освоению Программы по боевым приемам борьбы у сотрудников УИС, прибывающих на специальное первоначальное обучение.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Батурин Алексей Евгеньевич, Вольский Василий Васильевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Factors defining the need in change of content of the program for studying the fighting combat methods for employees of the criminal and corrective system

The rank structure of the factors defining the need in change of content of the program for studying the fighting methods of combat for the employees of the criminal and corrective system (CCS) has been established. The most significant are: the low level of physical readiness of the employees of the penal correction system arriving to the special initial training; the short terms of the special initial training of employees of the penal correction system in the educational organizations of the higher education of FSIN of Russia; the need in improvement of the technique of training to the fighting methods of combat within the short terms of training of the employees of the penal correction system. Less significant are: the need in application of various forms of the physical training during the special initial training of the employees of the penal correction system; the need in use of well-trained employees of the penal correction system as assistants during the classes covering the fighting methods of combat; the insufficient motivation to development of the program for fighting combat methods at employees of the penal correction system arriving to the special initial training.

Текст научной работы на тему «Факторы, определяющие необходимость изменения содержания программы по изучению боевых приемов борьбы для сотрудников уголовно-исправительной системы»

162-165.

4. Russia in figures: 2014: short statistical collection, Rosstat publishing house, Moscow.

5. Pochinkin, A.V., Dimitrov, I.L. and Visheyko, S.V. (2015), "Innovative directions of sports management", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 128, No. 10, pp. 151-156.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 19.09.2016

УДК 796.8

ФАКТОРЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ НЕОБХОДИМОСТЬ ИЗМЕНЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ПРОГРАММЫ ПО ИЗУЧЕНИЮ БОЕВЫХ ПРИЕМОВ БОРЬБЫ

ДЛЯ СОТРУДНИКОВ УГОЛОВНО-ИСПРАВИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ

Алексей Евгеньевич Батурин, кандидат педагогических наук, начальник кафедры, Санкт-Петербургский институт повышения квалификации работников ФСИН России, Василий Васильевич Вольский, кандидат педагогических наук, доцент, Северо-Западный институт управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, Санкт-Петербург

Аннотация

Установлена ранговая структура факторов, определяющих необходимость изменения содержания программы по изучению боевых приемов борьбы для сотрудников уголовно-исправительной системы (УИС). Наиболее значимыми являются: низкий уровень физической готовности сотрудников УИС, прибывающих на специальное первоначальное обучение; краткие сроки специального первоначального обучения сотрудников УИС в образовательных организациях высшего образования ФСИН России; необходимость совершенствования методики обучения боевым приемам борьбы в краткие сроки подготовки сотрудников УИС. Менее значимыми являются: необходимость использования различных форм физической подготовки в ходе специального первоначального обучения сотрудников УИС; необходимость использования хорошо подготовленных сотрудников УИС в качестве помощников на занятиях по боевым приемам борьбы; недостаточная мотивация к освоению Программы по боевым приемам борьбы у сотрудников УИС, прибывающих на специальное первоначальное обучение.

Ключевые слова: факторы; боевые приемы борьбы; специальное первоначальное обучение; сотрудники уголовно-исправительной системы.

FACTORS DEFINING THE NEED IN CHANGE OF CONTENT OF THE PROGRAM FOR STUDYING THE FIGHTING COMBAT METHODS FOR EMPLOYEES OF THE CRIMINAL AND CORRECTIVE SYSTEM

Alexey Evgenyevich Baturin, the candidate ofpedagogical sciences, chief of department, St. Petersburg Institute of Professional Development of Employees of FSIN ofRussia,

Vasily Vasilyevich Volsky, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Northwest Institute of Management of the Russian Academy of National Economy and Public Service at the Russian President, St. Petersburg

Annotation

The rank structure of the factors defining the need in change of content of the program for studying the fighting methods of combat for the employees of the criminal and corrective system (CCS) has been established. The most significant are: the low level of physical readiness of the employees of the penal correction system arriving to the special initial training; the short terms of the special initial training of employees of the penal correction system in the educational organizations of the higher education of FSIN of Russia; the need in improvement of the technique of training to the fighting methods of combat within the short terms of training of the employees of the penal correction system. Less significant are: the need in application of various forms of the physical training during the special initial training of the employees of the penal correction system; the need in use of well-trained employees of the penal correction system as

assistants during the classes covering the fighting methods of combat; the insufficient motivation to development of the program for fighting combat methods at employees of the penal correction system arriving to the special initial training.

Keywords: factors, fighting combat methods, special initial training, employees of criminal and corrective system.

В условиях продолжающегося реформирования уголовно-исполнительной системы (далее - УИС) и оптимизации ее штатной структуры как никогда востребованы профессионально и физически подготовленные сотрудники. Профессиональная деятельность сотрудников УИС сопряжена с тяжелыми и опасными для жизни и здоровья условиями, необходимостью оперативно выполнять служебно-боевые задачи в обстановке стресса, нервно-психического и эмоционального напряжения в непосредственной близости и контакте с преступниками. Все это требует от сотрудников чрезвычайной мобилизации физических и психофизиологических резервов организма, отличного владения боевыми приемами борьбы. В этой связи занятия по овладению боевыми приемами борьбы являются важной составляющей профессиональной подготовки сотрудников УИС.

Одним из видов профессиональной подготовки сотрудников УИС является специальное первоначальное обучение, которое осуществляется в образовательных организациях высшего образования ФСИН России. В связи с сокращением численности учебных центров и передачи их полномочий образовательным организациям высшего образования ФСИН России, следует обратить внимание на ряд сложностей, которые возникают при обучении боевым приемам борьбы сотрудников УИС, проходящих специальное первоначальное обучение. Решение этих задач тесно связано с выявлением факторов, определяющих необходимость изменения содержания программы по изучению боевых приемов борьбы для сотрудников уголовно-исправительной системы. Для определения ранговой структуры этих факторов был проведен опрос 27 тренеров по единоборствам и спортсменов высокой квалификации по самбо города Санкт-Петербурга. Полученные данные были обработаны в соответствии с рекомендациями [1]. Результаты этого исследования представлены в таблице 1.

Таблица 1 - Ранговая структура факторов, определяющих необходимость изменения содержания программы по изучению боевых приемов борьбы для сотрудников уголовно-исправительной системы (п=27)_

Ранговое место (значимость) Факторы Ранговый показатель (%)

1 Низкий уровень физической готовности сотрудников УИС, прибывающих на специальное первоначальное обучение 28,7

2 Краткие сроки специального первоначального обучения сотрудников УИС в образовательных организациях высшего образования ФСИН России 21,3

3 Необходимость совершенствования методики обучения боевым приемам борьбы в краткие сроки подготовки сотрудников УИС 17,6

4 Необходимость использования различных форм физической подготовки в ходе специального первоначального обучения сотрудников УИС 12,4

5 Необходимость использования хорошо подготовленных сотрудников УИС в качестве помощников на занятиях по боевым приемам борьбы 11,9

6 Недостаточная мотивация к освоению Программы по боевым приемам борьбы у сотрудников УИС, прибывающих на специальное первоначальное обучение 8,1

Наиболее значимыми факторами являются: низкий уровень физической готовности сотрудников УИС, прибывающих на специальное первоначальное обучение; краткие сроки специального первоначального обучения сотрудников УИС в образовательных организациях высшего образования ФСИН России; необходимость совершенствования методики обучения боевым приемам борьбы в краткие сроки подготовки сотрудников УИС. Менее значимыми являются: необходимость использования различных форм физической подготовки в ходе специального первоначального обучения сотрудников УИС; необхо-

димость использования хорошо подготовленных сотрудников УИС в качестве помощников на занятиях по боевым приемам борьбы; недостаточная мотивация к освоению Программы по боевым приемам борьбы у сотрудников УИС, прибывающих на специальное первоначальное обучение.

Установлено, что уровень физической готовности слушателей, прибывающих на специальное первоначальное обучение очень низкий. Большинство вновь принятых на службу сотрудников УИС имеют изначально низкий уровень мотивации к изучению приемов и действий единоборств. При этом возраст слушателей составляет 25-30 лет, из которых не менее половины от общего числа сотрудники-женщины. В систематические самостоятельные занятия физической культурой и спортом вовлечены менее 10% слушателей от общего числа проходящих специальное первоначальное обучение.

Примерная программа первоначальной подготовки лиц рядового и начальствующего состава учреждений и органов уголовно-исполнительной системы предусматривает всего лишь месячный курс обучения с выделением 30 часов (15 занятий) на физическую подготовку, из которых на изучение раздела «Боевые приемы борьбы» отведено 22 часа (11 занятий).

В программу включены 29 приемов из раздела «Боевые приемы борьбы». В теме «Освобождение от захватов и обхватов» определено 13 приемов, которые необходимо изучить на двух занятиях за 4 часа. Практика показала, что этого времени явно недостаточно для качественного овладения данными приемами. При этом следует отметить, что умения в выполнении боевых приемов борьбы, полученные сотрудниками в период специального первоначального обучения, будут базовыми и совершенствоваться в процессе служебной деятельности сотрудников УИС скорей всего не будут. В связи с этим, усилия преподавателей должны быть направлены на максимально эффективное использование времени отводимого на учебные занятия по физической подготовке. Кроме того, необходимо использование и других форм физической подготовки для овладения сотрудниками УИС боевыми приемами борьбы.

Анализ уровня владения боевыми приемами борьбы сотрудниками УИС показал, что наибольшие затруднения они испытывают при выполнении болевых приемов (приемов задержания и сопровождения). При этом установлено, что у сотрудников есть общее представление о последовательности выполнения защит, освобождений от захватов и обхватов. Поэтому при изучении темы «Способы задержания и сопровождения» основное внимание следует уделять приемам задержания загибом руки за спину «толчком» при подходе сзади, а также загибом руки за спину «рывком» при подходе спереди. Большое внимание должно уделяться и овладению приемами задержания противника рычагом руки наружу и внутрь при подходе спереди. При изучении последующих тем необходимо разбивать технику выполнения приемов не более чем на 2-3 элемента, переходящих один в другой. Давать биомеханический принцип освобождений от захватов за руки и тренировать их без перехода на задержание. В других приемах освобождения от захватов и обхватов формировать навык в слитности выполнения срыва захвата (обхвата) и перехода на задержание.

После освоения техники приемов борьбы двухсторонним фронтальным методом они отрабатываются в парных боевых упражнениях. Практика показала, что боевые приемы главным образом применяются для обучения слушателей ведению единоборства с правонарушителем и являются наиболее эффективным средством решения задач обучения. Боевые приемы требуют повышенного внимания и хорошо продуманной организации. Предоставляя обучающимся самостоятельность, руководитель должен умело управлять этим процессом. В ходе проведения занятий, при отсутствии второго преподавателя, необходимо использовать помощников из числа подготовленных слушателей.

ВЫВОД. Выявленные факторы определяют необходимость изменения содержания программы по изучению боевых приемов борьбы для сотрудников уголовно-

исправительной системы. Учет этих факторов позволяет оптимизировать деятельность преподавательского состава по разработке оптимальной модели тренировки по боевым приемам борьбы для сотрудников УИС. Результаты проведенного исследования свидетельствуют о необходимости учета выявленных факторов для разработки оптимальной модели тренировки по боевым приемам борьбы для сотрудников УИС.

ЛИТЕРАТУРА

1. Чистяков, В.А. Анализ методов ранжирования в психолого-педагогических исследованиях / В.А. Чистяков // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2016. - № 2 (132). -С. 197-201.

REFERENCES

1. Chistyakov, V.A. (2016), "Analysis of methods of ranging in psychological and pedagogical researches", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 132, No. 2, pp. 197-201.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 18.09.2016

УДК 797.123

К ВОПРОСУ О СИЛАХ, ДЕЙСТВУЮЩИХ В ГРЕБНОЙ МЕХАНИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ АКАДЕМИЧЕСКОЙ ЛОДКИ

Сергей Игоревич Белоусов, инженер-исследователь, Санкт-Петербургский НИИ физической культуры (ФГБУ СПб НИИФК)

Аннотация

В статье рассматривается взаимодействие сил в гребной механической системе академической лодки.

Ключевые слова: академическая лодка, гребная механическая система, движущая сила, сила, приложенная к рукоятке весла, лопасти весла, вертлюгу, подножке, сила реакции воды на лопасть весла.

TO THE QUESTION ON THE FORCES OPERATING IN ROWING MECHANICAL SYSTEM OF THE ACADEMIC BOAT

Sergey Igorevich Belousov, the research engineer, St. Petersburg Scientific Research Institute of Physical Culture, St. Petersburg

Annotation

The article considers the interaction of forces in rowing mechanical system of the academic boat.

Keywords: academic boat, rowing mechanical system, motive power, force enclosed to the handle of an oar, blade of an oar, to the swivel, footstep, and force of reaction of water on the blade of an oar.

Механизм взаимодействия гребной механической системы академической лодки с водой в настоящее время, казалось бы, досконально изучен при помощи инструментов биомеханики и математики. Но и сейчас особенности работы этой системы продолжают привлекать биомехаников спорта.

Существует мнение, что сила, движущая лодку вперёд - это направленная по ходу лодки составляющая силы реакции воды, которая приложена к лопасти весла [1]. Это утверждение требует уточнения (далее в тексте под "силами" будут подразумеваться их составляющие, действующие в направлении движения лодки).

Точка приложения усилия, продвигающего лодку вперёд, находится на вертлюге лодки. И расположена она между точками приложения двух сил: силой реакции воды на лопасть весла, и силой, с которой гребец тянет за рукоятку [2, 3].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.