Научная статья на тему 'Нормативно-правовые предпосылки для совершенствования подготовки сотрудников УИС к действиям в экстремальных ситуациях'

Нормативно-правовые предпосылки для совершенствования подготовки сотрудников УИС к действиям в экстремальных ситуациях Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
239
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / ПЕРСОНАЛ ФСИН РОССИИ / ДЕЙСТВИЯ В ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ СИТУАЦИЯХ / ПРАВОВАЯИ СПЕЦИАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / TRAINING / STAFF OF THEFEDERAL PENAL SERVICE OF RUSSIA / ACTIONS IN EXTREME SITUATION / LEGAL AND SPECIAL TRAINING

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Киселев Александр Михайлович

в статье приводится анализ нормативно-правовой базы, регламентирующей деятельность органов, учреждений и сотрудников уголовно-исполнительной системы, высказываются предложения по внесению в нормативно-правовые документы изменений, обеспечивающих повышение эффективности подготовки персонала к действиям в экстремальных ситуациях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Киселев Александр Михайлович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL BACKGROUND FOR IMPROVEMENT OF PENAL STAFF TRAINING TO ACTIONS IN EXTREME SITUATIONS

in the article the author analyses the legal framework regulating the activity of penal bodies, establishments and penal staff, makes suggestions on introducing to legal documents some amendments providing improvement of penal staff training to actions in extreme situations.

Текст научной работы на тему «Нормативно-правовые предпосылки для совершенствования подготовки сотрудников УИС к действиям в экстремальных ситуациях»

ÎK О

О

с

>3

s

о о

Т

о

ГС о

с

о §

о

с:

УДК 343.83 ББК 67.409.022 К44

A.M. KISELYOV

LEGAL BACKGROUND FOR IMPROVEMENT OF PENAL STAFF TRAINING TO ACTIONS

IN EXTREME SITUATIONS

Аннотация: в статье приводитсяанализ нормативно-правовой базы, регламентирующейдеятельность органов, учреждений и сотрудниковуголовно-исполнитель-ной системы, высказываются предложенияпо внесению в нормативно-правовые документыизменений, обеспечивающих повышение эффективности подготовкипер-сонала к действиям в экстремальных ситуациях

Ключевые слова: профессиональная подготовка персонал ФСИН России, действия в экстремальных ситуациях, правовая и специальная подготовка

АЛЕКСАНДР МИХАЙЛОВИЧ КИСЕЛЕВ *

НOРМАТИВНО-ПРAВОВЫЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ДЛЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ

ПОДГОТОВКИ СОТРУДНИКОВ УИС КДЕЙСТВИЯМ В ЭКСТРEМАЛЬНЫХ СИТУАЦИЯХ

Annotation: in the article the author analyses the legal framework regulating the activity of penal bodies, establishments and penal staff, makes suggestions on introducing to legal documents some amendments providing improvement of penal staff training to actions in extreme situations.

Key words: training, staff of the Federal Penal Service of Russia, actions in extreme situation, legal and special training.

Организация профессиональной подготовки сотрудников УИС к действиям в экстремальных ситуациях представляет собой не только комплекс мероприятий организационного характера, направленный на формирование у них теоретических знаний и практических навыков деятельности, но и совокупность правовых актов и отдельных правовых норм, регулирующих отношения, связанные с приобретением сотрудниками знаний, умений и навыков, необходимых для эффективного решения задач в сложных условиях функционирования учреждений и органов УИС России. При этом нормативно-правовое обеспечение профессиональной подготовки сотрудников уголовно-исполнительной системы к действиям в экстремальных ситуациях имеет ключевое значение.

Нормативно-правовые основы профессиональной подготовки сотрудниковУИС России к действиям в экстремальных ситуациях, по нашему мнению, должны включать в себя:

- законодательные и ведомственные нормативные правовые акты, регламентирующие деятельность органов и учреждений УИС при возникновении чрезвычайных обстоятельств криминального характера и чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Указанная группа источников является правовой базой организации целенаправленной профессиональной подготовки сотрудников к действиям в экстремальных условиях, правового статуса должностных лиц, организационного и ресурсного о беспечения. Изучение данных нор-

* Доктор юридических наук, доцент;

профессор кафедры организации режима и надзора в УИС (Академия ФСИН России). E-mail: [email protected].

мативно-правовых актов сотрудниками УИС -основа их правовой подготовки к действиям в экстремальных ситуациях;

- ведомственные нормативные правовые акты, непосредственно регламентирующие организацию профессиональной подготовки сотрудников. Они закрепляют программы и методики профессиональной подготовки, организационно-тактические приемы и способы действий сотрудников, в том числе в экстремальных ситуациях.

Представленная классификация позволит, на наш взгляд, наиболее полно и детально рассмотреть правовые основы профессиональной подготовки сотрудников УИС России к действиям в экстремальных ситуациях. К сожалению, формат статьи не позволяет проанализировать всю нормативно-правовую базу, имеющую отношение к обозначенной проблематике. В силу этого ограничимся двумя примерами.

1. Одним из нормативных документов, регламентирующих деятельность сотрудников УИС, является Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации (УИК РФ). Он закрепляет возможность установления особого правового режима в деятельности исправите ль-ных учреждений (ИУ) УИС России, определяя при этом необходимые основания для его введения.

Так, среди оснований для введения режима особых условий в ИУ следует выделить в первую очередь массовые беспорядки, групповые неповиновения, захват заложников, то есть чрезвычайные обстоятельства криминального характера. Данный правовой режим характеризуется следующими признаками: ограничение правосубъектности осужденных и иных лиц, находящихся на территории учреждения; введение усиленного варианта охраны и надзора; организация особого порядка доступа на объекты ИУ; изменение распорядка дня учреждения; ограничение деятельности производственных, коммунально-бытовых, культурно-просветительных и иных служб. Кроме того, УИК РФ определяет исчерпывающий перечень субъектов, наделенных правом введения режима особых условий, в него входят: руководитель Федеральной службы исполнения наказаний и начальник территориального органа уголовно-исполнительной системы субъекта Российской Федерации.

В связи с тем что чрезвычайные обстоятельства различного рода характеризуются, как правило, внезапностью наступления, полностью обоснованным, на наш взгляд, является поло-

жение УИК РФ о том, что начальник ИУ самостоятельно, но с немедленным уведомлением должностного лица, правомочного прини -мать решение о введении режима особых условий, имеет право вводить усиленный вариант несения службы, а также установленные в законодательном порядке ограничения на территории исправительного учреждения. Данное положение направлено на поддержание в постоянной боевой готовности сил и средств учреждения, привитие личному составу умения действовать в условиях резкого осложнения оперативной обстановки. Введение в ИУ режима особых условий существенно влияет на организацию деятельности всех его отделов и служб. Увеличивается продолжительность рабочего дня, количество функциональных обязанностей, возлагаемых на каждого сотрудника учреждения, возрастает психологическая нагрузка. Срок действия правового режима, установленный законодательством, может составлять в общей сложности 60 дней.

Мы полагаем, что не подготовленному к действиям в экстремальных ситуациях сотруднику выдержать такие психофизические нагрузки в течение двух месяцев будет очень сложно. Таким образом, ст. 85 УИК РФ, закрепляющая возможность введения режима особых условий деятельности ИУ, фактически является правовой предпосылкой для организации целенаправленной, научно обоснованной профессиональной подготовки сотрудников УИС России к действиям в экстремальных ситуациях, а органов и учреждений - к действиям в особых условиях функционирования.

2. Основным нормативно-правовым документом, определяющим правовой статус территориальных органов, учреждений и сотрудников УИС России, является Закон РФ «Об учреждения и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы». Как известно, правовой статус физического и юридического лица составляет совокупность взаимосвязанных прав и юридических обязанностей в той или иной области деятельности.

Правовое положение учреждений и органов УИС в области профессиональной подготовки сотрудников (в частности, подготовки к действиям в экстремальных ситуациях) и будет рассмотрено нами в рамках данной статьи. Указанный Закон закрепляет обязанности учреждений и органов, исполняющих наказания. Так, согласно ст. 13 Закона они обязаны создавать условия для обеспечения правопорядка и законности, безопасности осужденных, а так-

0

1

О

О) -

(D

а ш

О)

о

О)

с ■с

(D §

С Сс

о с о

я;

5« О

0

с

>3

1

о

Q)

з-

со О со ГС

Q) С

6

со

О §

§

О £

же персонала, должностных лиц и граждан, находящихся на их территориях.

Считаем, что практическая реализация представленной юридической обязанности возможна только при наличии в УИС квалифицированных, высокоинтеллектуальныхуправлен-цев и физически развитых специалистов, способных действовать в любых условиях, в том числе при осложнении оперативной обстановки, в целях обеспечения общей безопасности учреждения, безопасности осужденных, а также персонала, должностных лиц и граждан, находящихся на территориях ИУ. Все это может быть достигнуто при наличии эффективной системы подготовки сотрудников к действиям в экстремальных ситуациях.

В гл. 3 Закона, определяющей правовой статус учреждений УИС, фактически отсутствуют нормы, непосредственно направленные на подготовку учреждений к действиям в случае возникновения чрезвычайных обстоятельств и чрезвычайных ситуаций. Целесообразно, на наш взгляд, восполнить этот пробел, для чего в ст. 13 Закона следует включить обязанность по поддержанию постоянной боевой готовности учреждений и органов УИС к выполнению задач в условиях особых правовых режимов (режима особых условий, чрезвычайного положения, военного положения). Данная обязанность потребует от руководителей учреждений и органов УИС с максимальной ответственностью подходить к организации профессиональной подготовки сотрудников, особенно к подготовке к действиям в экстремальных ситуациях. Кроме того, введение такой правовой нормы позволит увязать в единое целое право учреждения на введение режима особых условий с обязанностью его реального поддержания, опираясь в основном на собственные силы.

Таким образом, предлагаем в ст. 13 рассматриваемого Закона ввести пункт: «Поддерживать постоянную боевую готовность к выполнению задач в условиях особых правовых режимов».

Статья 26 Закона закрепляет правовой статус сотрудников УИС России, указывая, что в их обязанности вменяется принятие мер к спасению людей, предотвращению и пресечению правонарушений, задержанию лиц по подозрению в совершении правонарушений. Причем данная юридическая обязанность не сводится

исключительно к правоприменительной деятельности в отношении осужденных (подозреваемых, обвиняемых) на объектах УИС в период выполнения служебных обязанностей. Статья определяет пространственно-временные рамки действия этой нормы права. Так, непосредственное действие рассматриваемой юридической обязанности распространяется на всей территории Российской Федерации независимо от места нахождения сотрудника УИС и времени суток.

Для более эффективной реализации указанной правовой нормы необходима, на наш взгляд, сочетающая теоретическое обучение с практической подготовкой работа по профессиональному обучению всех категорий сотрудников УИС России, в том числе по подготовке к экстремальной деятельности, сопряженной с риском для жизни и здоровья сотрудника как на объектах УИС, так и за их пределами.

Глава 5 Закона посвящена порядку и условиям применения сотрудниками УИС мер безопасности в отношении осужденных. Рассматривая общие требования к применению физической силы, специальных средств и оружия, нельзя не отметить тот факт, что законодатель обязывает сотрудников проходить специальную подготовку и периодическую проверку на пригодность к действиям в условиях, связанных с применением физической силы, специальных средств и оружия, а также на умение оказывать доврачебную помощь пострадавшим. Таким образом, данная глава фактически определяет основное направление профессиональной подготовки сотрудников учреждений, исполняющих наказания, к действиям в экстремальных ситуациях - специальную подготовку.

Изучение вопросов, связанных с общими требованиями, порядком и условиями применения мер безопасности, должно стать основой теоретической правовой подготовки сотрудников УИС России к действиям в экстремальных ситуациях при возникновении их в исправительных учреждениях и следственных изоляторах.

Представленные в статье предложения по внесению соответствующих коррективов в нормативные документы послужат, по нашему мнению, руководствомдля разработки концепции единой педагогической системы профессиональной подготовки сотрудниковУИС к действиям в экстремальных ситуациях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.