УДК 343.82
АЛЕКСАНДР ГЕННАДЬЕВИЧ УПОРОВ, ФКОУ ВО Кузбасский институт ФСИН России, г. Новокузнецк, Российская Федерация, e-mail: uporov65@mail.ru
К ВОПРОСУ О ПРАВОВОЙ ОСНОВЕ, ЗАКРЕПЛЯЮЩЕЙ ОСНОВАНИЯ ВВЕДЕНИЯ РЕЖИМА ОСОБЫХ УСЛОВИЙ В ИСПРАВИТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ
Реферат: на нормальное функционирование учреждений и органов уголовно-исполнительной системы могут повлиять как внешние, так и внутренние факторы. Причины и поводы к возникновению ситуаций, способных негативным образом повлиять на безопасность (режим) в исправительных учреждениях, могут быть спровоцированы как серьезными недостатками в деятельности самих мест лишения свободы, так и обострением социальной, криминогенной обстановки в районе их расположения, возникновением чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Решение проблем обеспечения безопасности (режима) в условиях осложнения оперативной обстановки в исправительных учреждениях, а также создание системы их предупреждения возможно только путем комплексного определения теоретических, правовых, организационных, тактических основ деятельности субъектов по ее обеспечению на научной основе.
На основе концептуальных положений о правовом режиме особых условий, сформулированных в результате проведенного анализа, делается следующий вывод: под режимом особых условий в исправительных учреждениях, предусмотренным статьей 85 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, следует понимать совокупность факторов, сопровождающих проведение мероприятий, направленных на предупреждение или ликвидацию чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, чрезвычайных обстоятельств, а также поддержание режима контртеррористической операции и особых правовых режимов чрезвычайного и военного положений.
Ключевые слова: режим в исправительных учреждениях, средства обеспечения режима, режим особых условий в исправительных учреждениях, режим чрезвычайной ситуации, режим контртеррористической операции, режим чрезвычайного положения, режим военного положения, групповые неповиновения и массовые беспорядки осужденных, учреждения и органы уголовно-исполнительной системы.
ALEXANDER GENNADYEVICH UPOROV, Kuzbass institute of the FPS of Russia, Novokuznetsk, Russian Federation, e-mail: uporov65@mail.ru
TO THE QUESTION OF THE LEGAL BASIS FIXING THE BASES OF INTRODUCTION OF THE MODE OF SPECIAL CONDITIONS IN CORRECTIONAL FACILITIES
Abstract: both external, and internal factors can influence normal functioning of institutions and bodies of a penal system. The reasons and reasons for emergence of the situations capable to affect negatively safety (mode) in correctional facilities, can be provoked as serious shortcomings of activity of places of detention, and aggravation of a social, criminogenic situation around their arrangement, emergence of emergency situations of natural and technogenic character.
The solution of problems of safety (mode) in the conditions of a complication of an operational situation in correctional facilities and also creation of system of their prevention is possible only by complex definition of theoretical, legal, organizational, tactical bases of activities of subjects for her providing on a scientific basis.
On the basis of conceptual regulations on a legal regime of the special conditions formulated as a result of the carried-out analysis the following conclusion is drawn: it is necessary to understand set of the factors accompanying holding the actions directed to prevention or elimination of emergency situations of natural and technogenic character, force majeure and also maintenance of the mode of counter-terrorist operation and particular legal regimes of extraordinary and military provisions as the mode of special conditions in correctional facilities provided by the article 85 PEC of the Russian Federation.
Keywords: the mode in correctional facilities, means of ensuring of the mode, the mode of special conditions in correctional facilities, emergency mode, the counter-terrorist operation mode, an emergency rule, the mode of martial law, group disobedience and mass riots of convicts, institution and bodies of a penal system.
Деятельность учреждений и органов уголовно-исполнительной системы (УИС), как и деятельность других социальных, государственных организаций, может осуществляться как в обычных, так и в особых условиях.
Для того чтобы полнее представить содержание основных функций системы безопасности УИС,
© Упоров А. Г., 2017 © Uporov A. G., 2017
необходимо рассмотреть характеристику содержания термина «особые условия». Выражение «особое» словари предлагают понимать так же, как и понятие «особенное» [9, с. 397]. Будучи прилагательным, оно всегда употребляется одновременно с существительным, которое и передает основную смысловую нагрузку различным словосочетани-
ям - особое условие, особое мнение, особое положение и т. д. Необходимо отметить, что философская категория «особенное», несмотря на кажущееся противоречие, находится в тесной взаимосвязи с другими категориями - «единичное» и «всеобщее» [1, с. 856]. Особенное представляет собой «единство единичного и всеобщего». Особенное - это «всеобщее, реализованное в единичном» [1, с. 390].
В юридической литературе не существует единого мнения о том, что следует понимать под особыми условиями. Различные авторы понимают под ними специфический режим функционирования государственных и иных органов управления [2]; обстановку повышенной степени опасности [3]; совокупность факторов, вызываемых явлениями природного или общественного характера [5, с. 631]; обстановку, обусловливаемую явлениями, событиями и процессами природного, техногенного, экологического и социального характера [6, с. 17]; обстановку, вызванную стихийными бедствиями, введением в районе расположения исправительного учреждения чрезвычайного или военного положения, вследствие массовых беспорядков, групповых неповиновений осужденных, захвата заложников, групповых побегов, реальной угрозы вооруженного нападения [7, с. 16] и т. д.
Термин «особые условия» встречается в текстах нормативных актов, издаваемых различными министерствами и ведомствами. В их основе, как правило, отражены положения трудового законодательства. В то же время непосредственно в тексте Трудового кодекса Российской Федерации этот термин применяется крайне редко. Законодатель предпочел заменить его другими выражениями: «вредный производственный фактор», «опасный производственный фактор», «особенности регулирования труда отдельных категорий работников». Обычно рассматриваемый термин применяется для характеристики среды функционирования субъекта права, деятельность которого подлежит правовой регламентации, отличающейся от других категорий. Чаще всего речь идет о повышенном размере оплаты труда работников (сотрудников) отдельных категорий и необходимости предоставления им иных социальных гарантий, льгот и компенсаций [8, с. 12].
Отсутствие законодательного определения режима особых условий в исправительных учреждениях и недостаточная разработанность теоретических положений, касающихся данного вопроса, негативным образом отражается на правоприменительной деятельности учреждений и органов уголовно-исполнительной системы.
Для того чтобы раскрыть категорию «режим особых условий в исправительных учреждениях», необходимо проанализировать правовую основу,
закрепляющую основания введения режима особых условий в исправительных учреждениях.
Правовое регулирование режима особых условий в исправительном учреждении можно представить в виде трехуровневой системы: 1) международные правовые акты; 2) федеральное законодательство Российской Федерации; 3) ведомственные нормативные правовые акты.
Международные правовые акты, регламентирующие рассматриваемый нами вопрос, целесообразно подразделить на два блока: универсальные и специальные.
Нормы универсальных международных правовых актов не предназначены специально для регламентации общественных отношений, возникающих в уголовно-исполнительной сфере, однако они закрепляют общеправовые принципы, которые охватывают практически все сферы жизнедеятельности общества. К ним относятся: Всеобщая декларация прав человека 1948 года, Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 года, Декларация о защите всех лиц от пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания 1930 года, Конвенция № 29 о принудительном и обязательном труде 1930 года и др.
Нормы вышеуказанных универсальных международных актов включают в себя общие положения, которые целесообразно воспринимать как общеправовые принципы режима особых условий в исправительном учреждении.
Нормы специальных международных актов касаются общественных отношений, возникающих в процессе исполнения наказания. К специальным международным актам относятся Минимальные стандартные правила обращения с заключенными 1955 года, Европейские пенитенциарные правила обращения с заключенными 2006 года, Кодекс поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка 1979 года, Основные принципы применения силы и огнестрельного оружия должностными лицами по поддержанию правопорядка 1990 года и др.
Нормы указанных выше международных актов в большинстве случаев подробно прописывают концептуальные требования режима особых условий в исправительном учреждении. Например, в соответствии со ст. 53.1 Европейских пенитенциарных правил обращения с заключенными 2006 года специальные меры строгого режима или безопасности (аналога режима особых условий в исправительном учреждении) применяются только в исключительных обстоятельствах; должны быть установлены ясные процедуры, которые необходимо соблюдать в случае их применения в отношении любого заключенного; характер любых
таких мер, продолжительность и основания для их применения определяются национальным законодательством; применение этих мер в каждом случае должно утверждаться компетентным органом на конкретно оговоренный срок; любое решение о продлении этого утвержденного срока принимается при условии его повторного утверждения компетентным органом; такие меры применяются в отношении отдельных лиц, а не групп осужденных.
Рассмотрим нормативные правовые акты национального законодательства:
1. Конституция Российской Федерации. Часть 3 ст. 55 Конституции РФ допускает установление отдельных ограничений федеральным законом прав и свобод человека и гражданина в той мере, в которой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности и здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Статья 56 закрепляет возможность в условиях чрезвычайного положения введения федеральным конституционным законом отдельных ограничений прав и свобод с указанием пределов и срока их действий. В ч. 3 ст. 56 указан перечень прав и свобод, не подлежащих ограничениям.
2. Федеральный конституционный закон от 30 мая 2001 г. № 3-ФКЗ «О чрезвычайном положении». Данный нормативный правовой акт закрепляет цели и порядок введения чрезвычайного положения; меры и временные ограничения, применяемые в условиях чрезвычайного положения; силы и средства обеспечения рассматриваемого режима; особенности управления территорией, на которой введено чрезвычайное положение, и др. В ст. 16 закреплено положение о том, что для обеспечения режима чрезвычайного положения могут использоваться силы и средства уголовно-исполнительной системы. Статья 17 закрепляет задачи, для выполнения которых могут привлекаться структурные подразделения уголовно-исполнительной системы совместно с Вооруженными Силами РФ и др.
3. Федеральный конституционный закон от 30 января 2002 г. № 1-ФКЗ «О военном положении». Согласимся с мнением В. А. Кузьмина, указавшим, что задачи по обеспечению военного положения выполняют не только Вооруженные Силы РФ, другие войска, воинские формирования и органы, но и сотрудники органов внутренних дел, уголовно-исполнительной системы, федеральных органов безопасности и военнослужащие внутренних войск [4, с. 23].
4. Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции». В данном документе устанавливаются обязанности полиции: 1) оказывать содействие
учреждениям и органам УИС в осуществлении розыска и задержания лиц, совершивших побег из-под стражи, лиц, уклоняющихся от уголовного наказания, от получения предписания о направлении к месту отбывания наказания либо не прибывших к месту отбывания наказания в установленный в указанном предписании срок; 2) обеспечивать безопасность граждан и общественный порядок при введении режима особых условий в исправительном учреждении в соответствии с уголовно-исполнительным законодательством РФ.
5. Уголовный кодекс Российской Федерации. Кодекс содержит в себе нормы, устанавливающие ответственность за общественно опасные деяния, которые могут повлечь за собой введение в исправительном учреждении режима особых условий. Так, в уголовном законе предусмотрены следующие составы преступлений: «Массовые беспорядки» (ст. 212 УК РФ); «Дезорганизация деятельности учреждений, обеспечивающих изоляцию от общества» (ст. 321 УК РФ). Пункт «л» ч. 1 ст. 63 УК РФ предусматривает также обстоятельство, отягчающее преступность деяния: «совершение преступления в условиях чрезвычайного положения, стихийного или иного общественного бедствия, а также при массовых беспорядках».
6. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации. Нормы уголовно-исполнительного закона имеют концептуальное значение для правового регулирования и организации режима особых условий в исправительном учреждении. Часть 1 ст. 85 УИК РФ закрепляет следующие основания введения режима особых условий в исправительном учреждении: 1) стихийные бедствия; 2) введение в районе расположения исправительного учреждения чрезвычайного или военного положения; 3) массовые беспорядки; 4) групповые неповиновения осужденных в исправительном учреждении. Данные основания можно классифицировать на внешние (стихийные бедствия и введение в районе расположения исправительного учреждения чрезвычайного или военного положения) и внутренние (массовые беспорядки и групповые неповиновения осужденных).
Часть 2 ст. 85 УИК РФ закрепляет возможность приостановления в период действия режима особых условий в исправительном учреждении осуществления некоторых прав осужденных, предусмотренных ст. 88-97 УИК РФ: приобретение осужденными продуктов питания и предметов первой необходимости; свидания осужденных; получение осужденными посылок, передач и бандеролей; переписка осужденных, перевод денежных средств; телефонные разговоры осужденных; прогулки осужденных; просмотр осуж-
денными кинофильмов и телепередач, прослушивание радиопередач; приобретение и хранение осужденными литературы и письменных принадлежностей; передвижение осужденных без конвоя или сопровождения; выезды осужденных за пределы исправительного учреждения. Рассматриваемая норма уголовно-исполнительного закона предусматривает также введение усиленного варианта охраны и надзора, особого порядка допуска на объекты, изменение распорядка дня, ограничение деятельности производственных, коммунально-бытовых, культурно-просветительных и иных служб, за исключением медико-санитарных.
Статья 86 УИК РФ определяет меры безопасности и основания их применения. Статьи 88-97 УИК РФ закрепляют права осужденных, которые согласно ч. 2 ст. 85 УИК РФ могут ограничиваться вследствие введения режима особых условий в исправительном учреждении.
7. Закон Российской Федерации от 21 июля 1993 г. № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы». Нормы данного Федерального закона закрепляют возможность введения режима особых условий в учреждениях, исполняющих уголовные наказания; предусматривают возможность, основания и правила применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия; закрепляют правовое положение работников уголовно-исполнительной системы.
8. Федеральный закон от 15 июля 2001 г. № 103-Ф3 «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений». Нормы данного Федерального закона следует рассматривать как элемент правового регулирования режима особых условий в исправительном учреждении в связи с тем, что в соответствии с ч. 1 ст. 74 УИК РФ следственные изоляторы выполняют функции исправительных учреждений в отношении конкретных осужденных.
Обращает на себя внимание тот факт, что в рассматриваемом Законе ст. 48 «Режим особых условий в местах содержания под стражей», в отличие от ст. 85 УИК РФ, содержит более широкий круг оснований для введения режима особых условий. Так, основанием для введения режима особых условий в местах содержания под стражей будут являться: эпидемии, эпизоотии, обширные очаги возгораний, крупные аварии систем жизнеобеспечения, захваты заложников и других террористических актов или неповиновения подозреваемых и обвиняемых либо при наличии реальной угрозы вооруженного нападения на места содержания под стражей. Таким образом, дополнительными обстоятельствами внешнего воздействия на места содержания под стражей являются: чрезвычайные ситуации техно-
генного характера, различные террористические акты и угрозы вооруженного нападения.
Далее рассмотрим ведомственные нормативные правовые акты.
1. Приказ Минюста России от 13 июля 2006 г. № 252 «Об утверждении Инструкции о надзоре за осужденными, содержащимися в исправительных учреждениях».
2. Приказ Минюста России от 3 октября 2005 г. № 204 «Об утверждении Инструкции об организации службы по обеспечению надзора за подозреваемыми, обвиняемыми и осужденными, содержащимися в следственных изоляторах и тюрьмах УИС».
3. Приказ Минюста России от 23 июня 2005 г. № 95 «Об утверждении Инструкции о надзоре за осужденными, содержащимися в воспитательных колониях Федеральной службы исполнения наказаний».
Данные Инструкции закрепляют действия сотрудников исправительного учреждения, следственного изолятора, воспитательной колонии при введении режима особых условий. Важно отметить, что в приказе Минюста России от 23 июня 2005 г. № 95 регламентируются только действия дежурного помощника начальника колонии.
4. Приказ Минюста России от 11 июля 2006 г. № 250 «Об утверждении Инструкции о приеме, регистрации и проверке в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы сообщений о преступлениях и происшествиях». В рассматриваемой Инструкции определен порядок регистрации сообщений о происшествиях.
5. Приказ Минюста России от 4 декабря 2014 г. № 233 «Об утверждении Инструкции по подготовке уголовно-исполнительной системы к действиям при чрезвычайных обстоятельствах». В данной Инструкции определен порядок и содержание подготовки учреждений УИС и территориальных органов ФСИН России к выполнению задач при возникновении чрезвычайных обстоятельств.
Следует отметить, что указанные ведомственные нормативные правовые акты рассматривают только чрезвычайные обстоятельства, которые могут возникнуть на территории исправительного учреждения либо в пределах охраняемого объекта (территории).
Проанализировав правовую основу национального законодательства, закрепляющую основания введения режима особых условий в исправительных учреждениях, можно сделать следующий вывод. В целях устранения противоречий между нормативными правовыми актами, а также совершенствования деятельности исправительного учреждения, в период введения режима особых условий предлагается внести в ч. 1 ст. 85 УИК РФ, сле-
дующие изменения. Под режимом особых условий в исправительных учреждениях, предусмотренным ч. 1 ст. 85 УИК РФ, следует понимать совокупность факторов, сопровождающих проведение мероприятий, направленных на предупреждение или
ликвидацию чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, чрезвычайных обстоятельств, а также на поддержание режима контртеррористической операции и особых правовых режимов чрезвычайного и военного положений.
Библиографический список
1. Большой энциклопедический словарь / под ред. А. М. Прохорова. М. ; СПб., 2000. 1632 с.
2. Горовой В. В. Проблемные вопросы применения норм административного законодательства в уголовно-исполнительной системе России // Правоохранительные органы: теория и практика. 2015. № 2.
3. Громов М. А., Селиверстов В. И. Правовые и организационные вопросы обеспечения безопасности сотрудников исправительно-трудового учреждения. Рязань, 1991. 92 с.
4. Кузьмин В. А. Комментарий к Федеральному конституционному закону от 30 января 2002 г. № 1-ФКЗ «О военном положении» : монография / В. А. Кузьмин. - Саратов, 2010. 240 с.
5. Криминология : учеб. для юрид. вузов / под ред. А. И. Долговой. М., 1997. 912 с.
6. Майдыков А. Ф. Управление органами внутренних дел в особых условиях. М., 1989. 130 с.
7. Максимов В. А. Применение специальной техники в деятельности уголовно-исполнительной системы по предупреждению и пресечению чрезвычайных происшествий. М., 1989. 117 с.
8. Новиков Е. Е. Понятие и содержание надзора в местах лишения свободы // Вестник Кузбасского института. 2012. № 11.
9. Ожегов С. И. Словарь русского языка / под ред. Н. Ю. Шведовой. М., 1985. 562 с.
Литература
1. Горовой, В. В. Проблемные вопросы применения норм административного законодательства в уголовно-исполнительной системе России [Текст] / В. В. Горовой // Правоохранительные органы: теория и практика. - 2015. - № 2. - С. 46-49.
2. Громов, М. А. Правовые и организационные вопросы обеспечения безопасности сотрудников исправительно-трудового учреждения [Текст] / М. А. Громов. - Рязань : Ряз. высш. шк. МВД РСФСР, 1991. - 92 с.
3. Криминология : учеб. для юрид. вузов [Текст] / под ред. А. И. Долговой. - М., 1997. - 912 с.
4. Кузьмин, В. А. Комментарий к Федеральному конституционному закону от 30 января 2002 г. № 1-ФКЗ «О военном положении» [Текст] : монография / В. А. Кузьмин. - Саратов : Ай Пи Эр Медиа, 2010. - 240 с.
5. Майдыков, А. Ф. Управление органами внутренних дел в особых условиях [Текст] / А. Ф. Майдыков. - М., 1989. - 130 с.
6. Максимов, В. А. Применение специальной техники в деятельности уголовно-исполнительной системы по предупреждению и пресечению чрезвычайных происшествий [Текст] / В. А. Максимов. - М., 1989. - 117 с.
7. Новиков, Е. Е. Понятие и содержание надзора в местах лишения свободы [Текст] / Е. Е. Новиков // Вестник Кузбасского института. - 2012. - № 11.
References
1. Gorovoj V. V. Problemnye voprosy primenenija norm administrativnogo zakonodatel'stva v ugolovno-ispolnitel'noj sisteme Rossii [Problematic issues of use of standards of the administrative legislation in a penal system of Russia]. Pravoohranitel'nye organy: teorija i praktika - Law enforcement agencies: theory and practice, 2015, no. 2, pp. 46-49.
2. Gromov M. A. Pravovye i organizacionnye voprosy obespechenija bezopasnosti sotrudnikov is-pravitel'no-trudovogo uchrezhdenija [Legal and organizational issues of safety of staff of correctional institution]. Ryazan, Rjaz. vyssh. shk. MVD RSFSR Publ., 1991. 92 p.
3. Kriminologija [Criminology]. Ed. by A. I. Dolgova. Moscow, 1997. 912 p.
4. Kuzmin V. A. Kommentarij k Federal'nomu konstitucionnomu zakonu ot 30 janvarja 2002 g. № 1-FKZ "O voennom polozhenii" (postatejnyj) [The comment to the Federal constitutional law of January 30, 2002 No. 1-FKZ "About martial law". Saratov, 2010. 240 p.
5. Majdykov A. F. Upravlenie organami vnutrennih del v osobyh uslovijah [Management of law-enforcement bodies in special conditions]. Moscow, 1989. 130 p.
Человек: преступление и наказание. 2017. Т. 25(1-4), № 4. С. 505-686
6. Maksimov V. A. Primenenie special'noj tehniki v dejatel'nosti ugolovno-ispolnitel'noj sistemy po pre-duprezhdeniju i presecheniju chrezvychajnyh proisshestvij [Use of the special equipment in activities of a penal system for prevention and suppression of emergencies]. Moscow, 1989. 117 p.
7. Novikov E. E. Ponjatie i soderzhanie nadzora v mestah lishenija svobody [Concept and content of supervision of places of detention]. Vestnik Kuzbasskogo instituta - Bulletin of the Kuzbass institute, 2012, no. 11.
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ
Упоров Александр Геннадьевич - кандидат юридических наук, доцент кафедры государственно-правовых дисциплин ФКОУ ВО Кузбасский институт ФСИН России, г. Новокузнецк, Российская Федерация, e-mail: uporov65@mail.ru.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ СТАТЬИ
Упоров, А. Г. К вопросу о правовой основе, закрепляющей основания введения режима особых условий в исправительных учреждениях / А. Г. Упоров // Человек: преступление и наказание. - 2017. - Т. 25(1-4), № 4.- С. 618-623.
INFORMATION ABOUT THE AUTHOR
Uporov Alexander Gennadyevich - phd in law, associate professor of state and legal disciplines department, Kuzbass institute of the FPS of Russia, Novokuznetsk, Russian Federation, e-mail: uporov65@mail.ru.
BIBLIOGRAPHIC DESCRIPTION
Uporov A. G. K voprosu o pravovoj osnove, za-krepljajushhej osnovanija vvedenija rezhima osobyh uslovij v ispravitel'nyh uchrezhdenijah [To the question of the legal basis fixing the bases of introduction of the mode of special conditions in correctional facilities]. Chelovek: prestuplenie i nakazanie -Man: crime and punishment, 2017, vol. 25(1-4), no. 4, pp.618-623.