УДК 159.9:343.8
НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ РЕГУЛЯТОРЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СОТРУДНИКОВ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ К ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В КРИЗИСНЫХ СИТУАЦИЯХ
Для цитирования
Киселев, А. М. Нормативно-правовые регуляторы профессиональной подготовки сотрудников уголовно-исполнительной системы к деятельности в кризисных ситуациях / А. М. Киселев // Прикладная юридическая психология. -2018. - № 2 (43). - С. 107-110.
Аннотация. Правовые нормы, затрагивающие аспекты организации профессиональной подготовки сотрудников, должны опираться как на совокупность взаимосвязанных между собой законодательных правовых актов, регламентирующих деятельность органов и учреждений УИС при возникновении кризисных ситуаций, так и на ведомственные нормативно-правовые акты, конкретизирующие профессиональное образование персонала пенитенциарной системы применительно к его деятельности в подобных ситуациях.
Предложенная в статье классификация правовых регуляторов включает в себя значительное количество правовых и нормативных источников, позволяющих детально проанализировать правовые основы организации профессиональной подготовки личного состава УИС к действиям в кризисных ситуациях.
© Киселев А. М., 2018
А. М. Киселев
Представленные в статье рекомендации послужат, по мнению автора, правовыми регуляторами разработки инновационной концепции профессионального образования сотрудников уголовно-исполнительной системы Российской Федерации, способной обеспечить более высокую эффективность подготовки личного состава органов и учреждений к действиям в кризисных ситуациях.
Ключевые слова: уголовно-исполнительная система, персонал, профессиональная подготовка, нормативно-правовая база, кризисные ситуации.
Для организации профессиональной подготовки личного состава уголовно-исполнительной системы (УИС) Российской Федерации к деятельности в условиях чрезвычайных обстоятельств, чрезвычайных ситуаций, сложной оперативной обстановки (далее - в кризисных ситуациях) основополагающими компонентами, наряду с комплексом определенных организационных мероприятий, выступает совокупность некоторых правовых норм. Опираясь на такие нормы, законодатель определяет необходимость в приобретении личным составом специальных знаний, умений и навыков, адаптированных для решения про-
фессиональных задач в современных условиях функционирования территориальных органов и исправительных учреждений Федеральной службы исполнения наказаний (ФСИН России).
Правовые нормы, затрагивающие аспекты организации профессиональной подготовки сотрудников, должны, по нашему мнению, опираться как на совокупность взаимосвязанных между собой законодательных правовых актов, регламентирующих деятельность органов и учреждений УИС при возникновении кризисных ситуаций, так и на ведомственные нормативно-правовые акты, конкретизирующие профессиональное образование персонала пенитенциарной системы применительно к его деятельности в подобных ситуациях.
Законодательные правовые акты, регламентирующие деятельность подразделений УИС при возникновении кризисных ситуаций, представляют собой правовую основу организации целенаправленной профессиональной подготовки сотрудников к действиям в подобных ситуациях, закрепляющую правовой статус должностных лиц, участвующих в этом процессе.
Ведомственные нормативно-правовые акты, конкретизирующие профессиональное образование персонала УИС, определяют образовательные программы, педагогические методики и организационные приемы подготовки, а также регулируют ресурсное обеспечение учебных занятий, обязанности руководителей подготовки и права обучаемых сотрудников.
Предложенная классификация регуляторов включает в себя значительное количество правовых и нормативных источников, позволяющих детально проанализировать правовые основы
организации профессиональной подготовки личного состава УИС к действиям в кризисных ситуациях, однако формат статьи не позволяет осуществить анализ в полном объеме. В связи с этим автор ограничивается лишь наиболее характерными примерами.
1. Одним из основных документов, регламентирующих деятельность сотрудников пенитенциарной службы, является Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации (УИК РФ), в котором не только устанавливается возможность введения особого правового режима в деятельности исправительных учреждений УИС, но и предписываются основания, необходимые для этого. Среди оснований для введения режима особых условий в первую очередь пристальное внимание следует обратить на чрезвычайные обстоятельства криминального характера (массовые беспорядки, групповые неповиновения, захват заложников), ведущие к осложнению оперативной обстановки в исправительном учреждении (ИУ) и в территориальном органе в целом. Для особого правового режима характерны следующие признаки:
- ограничение правосубъектности осужденных;
- усиленный вариант охраны и надзора;
- особый порядок доступа на объекты ИУ;
- изменение распорядка дня;
- ограничение деятельности производственных, коммунально-бытовых, культурно-просветительных и других служб.
УИК РФ, помимо оснований для введения режима особых условий, определяет и исчерпывающий перечень субъектов, которые наделены правом его введения. В связи с тем что
чрезвычайные обстоятельства криминального характера, как правило, отличаются внезапностью и неожиданностью, по нашему мнению, полностью обоснованным выглядит положение Кодекса о правомочности должностного лица по принятию решения о введении режима особых условий. В частности, речь идет о праве, предоставляемом начальнику ИУ. Данное положение направлено не только на постоянное поддержание сил и средств исправительного учреждения в готовности к действиям в условиях резкого осложнения оперативной обстановки, но и на своевременное принятие адекватных мер реагирования. Срок действия этого правового режима может составлять в общей сложности 60 суток.
Практический опыт показывает, что выдержать большие психоэмоциональные и стрессовые нагрузки без специальной подготовки по силам далеко не каждому сотруднику. Таким образом, ст. 85 уИк РФ, закрепляющая возможность введения режима особых условий деятельности ИУ, фактически становится правовым обоснованием необходимости организации специальной профессиональной подготовки личного состава УИС к действиям в кризисных ситуациях.
2. Основным документом, определяющим правовой статус и круг полномочий территориальных органов, учреждений и сотрудников УИС, выступает Закон РФ «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы». Статья 13 Закона вменяет в обязанность деятельность учреждений и органов по созданию определенных условий, необходимых для обеспечения правопорядка, законности, безопасности специального контингента, а также со-
трудников и граждан, находящихся на их территориях.
Представляется, что оптимальная реализация изложенной выше юридической обязанности возможна лишь при наличии в пенитенциарных органах и учреждениях высокопрофессиональных, квалифицированных, способных грамотно действовать в любых условиях оперативной обстановки сотрудников, обладающих определенным набором специальных знаний, навыков и умений. Это может быть достигнуто при наличии эффективной системы профессиональной подготовки личного состава к действиям в кризисных ситуациях. Однако в рассматриваемом Законе фактически отсутствуют нормы, непосредственно направленные на подготовку учреждений (органов) к действиям в случае возникновения на подконтрольных им территориях чрезвычайных обстоятельств и ситуаций. Целесообразно, на наш взгляд, ликвидировать этот пробел путем включения в ст. 13 обязанности по поддержанию постоянной высокой степени готовности учреждений и органов УИС к выполнению задач в условиях особых правовых режимов (режима особых условий, чрезвычайного и военного положения).
Данная обязанность способна стать стимулом для повышения личной ответственности должностного лица (руководителя органа, учреждения) за организацию профессиональной (служебной) подготовки подчиненных сотрудников к действиям в кризисных ситуациях, что, в свою очередь,позволит повысить качество обучения персонала. Кроме того, введение подобной правовой нормы будет способствовать более тесному правовому взаимодействию понятий «поддержание режима
особых условий» и «подготовка к действиям в кризисных ситуациях».
3. Глава 5 Закона РФ «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» посвящена порядку и условиям применения сотрудниками УИС мер безопасности в отношении осужденных. Изучая общие требования к применению физической силы, специальных средств, табельного оружия, нельзя обойти вниманием тот факт, что документ обязывает личный состав проходить проверку на профпригодность к действиям в подобных условиях. Таким образом, можно констатировать, что данная глава Закона фактически определяет учебные дисциплины, обязательные при подготовке персонала к действиям в кри-
зисных ситуациях, и основания для выработки критериев оценки его подготовленности. При этом важным обстоятельством является необходимость изучения личным составом (в рамках правовой подготовки) правовых аспектов, связанных с порядком и условиями применения мер безопасности.
Представленные в статье рекомендации послужат, по мнению автора, правовыми регуляторами для разработки инновационной концепции профессионального образования сотрудников уголовно-исполнительной системы Российской Федерации, способной обеспечить более высокую эффективность подготовки личного состава органов и учреждений к действиям в кризисных ситуациях.