Научная статья на тему 'Нормативно-правовые регуляторы профессиональной подготовки сотрудников уголовно-исполнительной системы к деятельности в кризисных ситуациях'

Нормативно-правовые регуляторы профессиональной подготовки сотрудников уголовно-исполнительной системы к деятельности в кризисных ситуациях Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
274
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА / PENAL SYSTEM / ПЕРСОНАЛ / PERSONNEL / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / PROFESSIONAL TRAINING / НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ БАЗА / КРИЗИСНЫЕ СИТУАЦИИ / CRISIS SITUATIONS / LEGISLATIVE BASIS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Киселев Александр Михайлович

Правовые нормы, затрагивающие аспекты организации профессиональной подготовки сотрудников, должны опираться как на совокупность взаимосвязанных между собой законодательных правовых актов, регламентирующих деятельность органов и учреждений УИС при возникновении кризисных ситуаций, так и на ведомственные нормативно-правовые акты, конкретизирующие профессиональное образование персонала пенитенциарной системы применительно к его деятельности в подобных ситуациях. Предложенная в статье классификация правовых регуляторов включает в себя значительное количество правовых и нормативных источников, позволяющих детально проанализировать правовые основы организации профессиональной подготовки личного состава УИС к действиям в кризисных ситуациях. Представленные в статье рекомендации послужат, по мнению автора, правовыми регуляторами разработки инновационной концепции профессионального образования сотрудников уголовно-исполнительной системы Российской Федерации, способной обеспечить более высокую эффективность подготовки личного состава органов и учреждений к действиям в кризисных ситуациях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Киселев Александр Михайлович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Legislative norms that affect the aspects of organization of professional training of employees should be based on a set of inter-related legislative acts that regulate the activities of bodies and establishments of penal system in crisis situations and on departmental normative legal acts in which professional training of penal officers is concretized as it applies to their activities in these situations as well. Classification of legal regulators proposed in the article includes a considerable number of legal and normative sources that make it possible to analyze in details legal basis for organization of penal system personnel’s professional training for actions in crisis situations. Presented in the article recommendations, in author’s opinion, would serve as legal regulators for development of innovative conception of professional education of penal system employees capable of ensuring higher efficiency of personnel’s training to actions in crisis situations

Текст научной работы на тему «Нормативно-правовые регуляторы профессиональной подготовки сотрудников уголовно-исполнительной системы к деятельности в кризисных ситуациях»

УДК 159.9:343.8

НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ РЕГУЛЯТОРЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СОТРУДНИКОВ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ К ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В КРИЗИСНЫХ СИТУАЦИЯХ

Для цитирования

Киселев, А. М. Нормативно-правовые регуляторы профессиональной подготовки сотрудников уголовно-исполнительной системы к деятельности в кризисных ситуациях / А. М. Киселев // Прикладная юридическая психология. -2018. - № 2 (43). - С. 107-110.

Аннотация. Правовые нормы, затрагивающие аспекты организации профессиональной подготовки сотрудников, должны опираться как на совокупность взаимосвязанных между собой законодательных правовых актов, регламентирующих деятельность органов и учреждений УИС при возникновении кризисных ситуаций, так и на ведомственные нормативно-правовые акты, конкретизирующие профессиональное образование персонала пенитенциарной системы применительно к его деятельности в подобных ситуациях.

Предложенная в статье классификация правовых регуляторов включает в себя значительное количество правовых и нормативных источников, позволяющих детально проанализировать правовые основы организации профессиональной подготовки личного состава УИС к действиям в кризисных ситуациях.

© Киселев А. М., 2018

А. М. Киселев

Представленные в статье рекомендации послужат, по мнению автора, правовыми регуляторами разработки инновационной концепции профессионального образования сотрудников уголовно-исполнительной системы Российской Федерации, способной обеспечить более высокую эффективность подготовки личного состава органов и учреждений к действиям в кризисных ситуациях.

Ключевые слова: уголовно-исполнительная система, персонал, профессиональная подготовка, нормативно-правовая база, кризисные ситуации.

Для организации профессиональной подготовки личного состава уголовно-исполнительной системы (УИС) Российской Федерации к деятельности в условиях чрезвычайных обстоятельств, чрезвычайных ситуаций, сложной оперативной обстановки (далее - в кризисных ситуациях) основополагающими компонентами, наряду с комплексом определенных организационных мероприятий, выступает совокупность некоторых правовых норм. Опираясь на такие нормы, законодатель определяет необходимость в приобретении личным составом специальных знаний, умений и навыков, адаптированных для решения про-

фессиональных задач в современных условиях функционирования территориальных органов и исправительных учреждений Федеральной службы исполнения наказаний (ФСИН России).

Правовые нормы, затрагивающие аспекты организации профессиональной подготовки сотрудников, должны, по нашему мнению, опираться как на совокупность взаимосвязанных между собой законодательных правовых актов, регламентирующих деятельность органов и учреждений УИС при возникновении кризисных ситуаций, так и на ведомственные нормативно-правовые акты, конкретизирующие профессиональное образование персонала пенитенциарной системы применительно к его деятельности в подобных ситуациях.

Законодательные правовые акты, регламентирующие деятельность подразделений УИС при возникновении кризисных ситуаций, представляют собой правовую основу организации целенаправленной профессиональной подготовки сотрудников к действиям в подобных ситуациях, закрепляющую правовой статус должностных лиц, участвующих в этом процессе.

Ведомственные нормативно-правовые акты, конкретизирующие профессиональное образование персонала УИС, определяют образовательные программы, педагогические методики и организационные приемы подготовки, а также регулируют ресурсное обеспечение учебных занятий, обязанности руководителей подготовки и права обучаемых сотрудников.

Предложенная классификация регуляторов включает в себя значительное количество правовых и нормативных источников, позволяющих детально проанализировать правовые основы

организации профессиональной подготовки личного состава УИС к действиям в кризисных ситуациях, однако формат статьи не позволяет осуществить анализ в полном объеме. В связи с этим автор ограничивается лишь наиболее характерными примерами.

1. Одним из основных документов, регламентирующих деятельность сотрудников пенитенциарной службы, является Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации (УИК РФ), в котором не только устанавливается возможность введения особого правового режима в деятельности исправительных учреждений УИС, но и предписываются основания, необходимые для этого. Среди оснований для введения режима особых условий в первую очередь пристальное внимание следует обратить на чрезвычайные обстоятельства криминального характера (массовые беспорядки, групповые неповиновения, захват заложников), ведущие к осложнению оперативной обстановки в исправительном учреждении (ИУ) и в территориальном органе в целом. Для особого правового режима характерны следующие признаки:

- ограничение правосубъектности осужденных;

- усиленный вариант охраны и надзора;

- особый порядок доступа на объекты ИУ;

- изменение распорядка дня;

- ограничение деятельности производственных, коммунально-бытовых, культурно-просветительных и других служб.

УИК РФ, помимо оснований для введения режима особых условий, определяет и исчерпывающий перечень субъектов, которые наделены правом его введения. В связи с тем что

чрезвычайные обстоятельства криминального характера, как правило, отличаются внезапностью и неожиданностью, по нашему мнению, полностью обоснованным выглядит положение Кодекса о правомочности должностного лица по принятию решения о введении режима особых условий. В частности, речь идет о праве, предоставляемом начальнику ИУ. Данное положение направлено не только на постоянное поддержание сил и средств исправительного учреждения в готовности к действиям в условиях резкого осложнения оперативной обстановки, но и на своевременное принятие адекватных мер реагирования. Срок действия этого правового режима может составлять в общей сложности 60 суток.

Практический опыт показывает, что выдержать большие психоэмоциональные и стрессовые нагрузки без специальной подготовки по силам далеко не каждому сотруднику. Таким образом, ст. 85 уИк РФ, закрепляющая возможность введения режима особых условий деятельности ИУ, фактически становится правовым обоснованием необходимости организации специальной профессиональной подготовки личного состава УИС к действиям в кризисных ситуациях.

2. Основным документом, определяющим правовой статус и круг полномочий территориальных органов, учреждений и сотрудников УИС, выступает Закон РФ «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы». Статья 13 Закона вменяет в обязанность деятельность учреждений и органов по созданию определенных условий, необходимых для обеспечения правопорядка, законности, безопасности специального контингента, а также со-

трудников и граждан, находящихся на их территориях.

Представляется, что оптимальная реализация изложенной выше юридической обязанности возможна лишь при наличии в пенитенциарных органах и учреждениях высокопрофессиональных, квалифицированных, способных грамотно действовать в любых условиях оперативной обстановки сотрудников, обладающих определенным набором специальных знаний, навыков и умений. Это может быть достигнуто при наличии эффективной системы профессиональной подготовки личного состава к действиям в кризисных ситуациях. Однако в рассматриваемом Законе фактически отсутствуют нормы, непосредственно направленные на подготовку учреждений (органов) к действиям в случае возникновения на подконтрольных им территориях чрезвычайных обстоятельств и ситуаций. Целесообразно, на наш взгляд, ликвидировать этот пробел путем включения в ст. 13 обязанности по поддержанию постоянной высокой степени готовности учреждений и органов УИС к выполнению задач в условиях особых правовых режимов (режима особых условий, чрезвычайного и военного положения).

Данная обязанность способна стать стимулом для повышения личной ответственности должностного лица (руководителя органа, учреждения) за организацию профессиональной (служебной) подготовки подчиненных сотрудников к действиям в кризисных ситуациях, что, в свою очередь,позволит повысить качество обучения персонала. Кроме того, введение подобной правовой нормы будет способствовать более тесному правовому взаимодействию понятий «поддержание режима

особых условий» и «подготовка к действиям в кризисных ситуациях».

3. Глава 5 Закона РФ «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» посвящена порядку и условиям применения сотрудниками УИС мер безопасности в отношении осужденных. Изучая общие требования к применению физической силы, специальных средств, табельного оружия, нельзя обойти вниманием тот факт, что документ обязывает личный состав проходить проверку на профпригодность к действиям в подобных условиях. Таким образом, можно констатировать, что данная глава Закона фактически определяет учебные дисциплины, обязательные при подготовке персонала к действиям в кри-

зисных ситуациях, и основания для выработки критериев оценки его подготовленности. При этом важным обстоятельством является необходимость изучения личным составом (в рамках правовой подготовки) правовых аспектов, связанных с порядком и условиями применения мер безопасности.

Представленные в статье рекомендации послужат, по мнению автора, правовыми регуляторами для разработки инновационной концепции профессионального образования сотрудников уголовно-исполнительной системы Российской Федерации, способной обеспечить более высокую эффективность подготовки личного состава органов и учреждений к действиям в кризисных ситуациях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.