Научная статья на тему 'Особенности профессиональной подготовки будущих сотрудников пенитенциарной системы в зарубежных странах'

Особенности профессиональной подготовки будущих сотрудников пенитенциарной системы в зарубежных странах Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
984
139
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / PROFESSIONAL TRAINING / ПЕНИТЕНЦИАРНАЯ СИСТЕМА / PENITENTIARY SYSTEM / ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ / FOREIGN EXPERIENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тимофеева Елена Александровна

Дается анализ особенностей профессиональной подготовки сотрудников для пенитенциарных систем США, Великобритании, Канады, Польши, Финляндии, Норвегии, Украины, Австрии. Обращается особое внимание на такие положительные компоненты обучения, которые могут быть использованы при подготовке сотрудников для уголовно-исполнительной системы России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF PROFESSIONAL TRAINING OF FUTURE EMPLOYEES OF THE PENITENTIARY SYSTEM IN FOREIGN COUNTRIES

The article analyzed the peculiarities of professional training of employees of the penitentiary systems of the USA, UK, Canada, Poland, Finland, Norway, Ukraine, Austria. Special attention is paid to such positive learning components that can be used in the training of employees of penitentiary system of Russia.

Текст научной работы на тему «Особенности профессиональной подготовки будущих сотрудников пенитенциарной системы в зарубежных странах»

УДК 37

ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ СОТРУДНИКОВ ПЕНИТЕНЦИАРНОЙ СИСТЕМЫ В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ

Е.А. Тимофеева

Самарский юридический институт ФСИН России 443022, г. Самара, ул. Рыльская, 24в E-mail: anna0474@mail.ru

Дается анализ особенностей профессиональной подготовки сотрудников для пенитенциарных систем США, Великобритании, Канады, Польши, Финляндии, Норвегии, Украины, Австрии. Обращается особое внимание на такие положительные компоненты обучения, которые могут быть использованы при подготовке сотрудников для уголовно-исполнительной системы России.

Ключевые слова: профессиональная подготовка, пенитенциарная система, зарубежный опыт.

Развитие международного сотрудничества с пенитенциарными системами иностранных государств делает значимыми изучение и возможность использования зарубежного опыта пенитенциарного образования при разработке путей совершенствования профессионального образования в вузах ФСИН России. Усилившаяся тенденция взаимовлияния опыта пенитенциарного образования, а также доля в нем общего в каждой отдельной стране повышают целесообразность и возможность ассимиляции передового зарубежного опыта с целью подготовки сотрудников для УИС России.

Проанализируем особенности профессионального образования и профессиональной подготовки сотрудников в следующих странах: США, Великобритания, Канада, Польша, Финляндия, Норвегия, Украина, Австрия.

Отметим, что на данный момент отсутствует всеобщая согласованная система научно обоснованных знаний с едиными методологическими подходами, принципами, теориями практики пенитенциарного образования за рубежом.

Рассмотрим основные этапы системы подготовки сотрудников пенитенциарной системы США.

1. Учебные заведения США, готовящие кадры для пенитенциарной системы, существуют как специальные курсы при университетах, где обучение ведется в сокращенные по сравнению с российскими сроки - от 8 до 16 недель. В США распространена практика «заказа» различных специальных образовательных программ для сотрудников пенитенциарных служб на базе гражданских университетов (колледжей, факультетов). Это позволяет правительству существенно экономить на финансировании и ориентировать обучение на практические аспекты.

2. Большинство обучающихся в университетах будущих сотрудников пенитенциарной системы США уже имеют базовое образование не ниже степени бакалавра. При приеме на службу или для карьерного продвижения в пенитенциарных учреждениях требуется определенный уровень образования, профессиональной подготовки. Вос-

Елена Александровна Тимофеева, доктор педагогических наук, доцент, заместитель начальника института по научной работе.

требованными являются специальности, близкие по содержанию к работе в системе: социальная работа, правоведение, психология, управление персоналом и др.

3. Заинтересованные организации отбирают отдельных (лучших) кандидатов на службу в соответствующие практические подразделения заранее, на завершающей стадии обучения. При комплектовании штатов тюремная администрация отдает предпочтение лицам, обладающим такими качествами, как политическая благонадежность, высокая степень квалификации и физическая пригодность.

4. Развитие общекультурной грамотности с акцентом на профессиональный аспект подготовки является обязательной частью профессионального обучения пенитенциарных сотрудников в США, так как их деятельность предполагает общение с представителями разных культур. До 90 % времени сотрудника исправительного учреждения США уходит на общение с коллегами, подчиненными, осужденными или их родственниками [15]. Умению общаться с представителями различных социальных групп населения в американской системе подготовки кадров уделяется особое внимание. В ряде учебных заведений США стандартные программы английского языка, ораторского искусства, письменного и устного делового общения дополнены курсами выработки навыков эффективного речевого поведения в кризисных ситуациях.

5. В США лингвистическая подготовка сотрудников в ряде штатов базируется на специально разработанных, непродолжительных по времени курсах, задача которых - сформировать базовые навыки общения на иностранных языках в ограниченных ситуациях. Для случаев, требующих более высокого уровня языковой компетенции, существуют группы граждан из числа добровольных помощников, свободно владеющих соответствующими языками и выступающих в роли переводчиков [11].

Подготовка персонала для пенитенциарных учреждений в США, как и в большинстве зарубежных стран, является многоуровневой [9, с. 672]. В существующей с 1956 г. в США Академии сотрудников исправительных учреждений с целью подготовки кадров проводится курс обучения для вновь поступающих на службу. Он заключается в 30-дневной интенсивной подготовке сотрудников перед прохождением 5-месячного испытательного срока в одном из учреждений. Программа этого вводного курса предусматривает подготовку вновь поступающих с тем, чтобы они могли выполнять служебные обязанности сотрудника исправительного учреждения. Поступающие знакомятся с основами деятельности исправительного учреждения, с правилами обращения с заключенными и другими функциями сотрудника. Кроме того, особое внимание в программе уделяется вопросам охраны, безопасности и контроля, а также гуманизации деятельности исправительного учреждения [1, с. 81]. Курс обучения состоит из 120 академических часов по 32 темам и 40 часов практической подготовки.

Для квалифицированных сотрудников исправительных учреждений в указанной академии предусмотрен курс переподготовки, который рассчитан на 40 часов академических занятий по 22 темам [1, с. 82]. Профессиональное обучение проводится для сотрудников и непосредственно в пенитенциарных учреждениях.

Сегодня пенитенциарное образование в США все в большей степени ориентируется на формирование личности сотрудника, способного решать социальные задачи, уважающего права и свободу граждан.

Основная задача учебных заведений и центров, готовящих сотрудников пенитенциарной системы США, - дать им профессионально необходимые знания, что объясняется спецификой предстоящей деятельности.

В профессиональной подготовке сотрудников зарубежных пенитенциарных систем широко используются такие воспитательные формы, как наставничество, соревнование, доски почета, комнаты чести (аналог красных уголков), встречи выпускников, профессиональные музеи и др.

Примером эффективного применения перевоспитания является опыт комплектования персонала пенитенциарных учреждений Канады. В данной стране большое внимание уделяется возможности привлечения к деятельности в исправительных учреждениях бывших преступников. Осужденного вовлекают в исправительный процесс сначала в качестве объекта исправления, затем как его субъекта. Окончательным шагом является привлечение бывшего преступника в качестве служащего исправительного учреждения, в котором он работает полный рабочий день в среде осужденных [9, с. 643].

В Великобритании нет специальных вузов для подготовки сотрудников тюремной службы. Будущие тюремные служащие обучаются в обычных университетах, где получают необходимую базовую профессиональную подготовку.

После проведения первоначального отбора молодые сотрудники направляются на недельный ознакомительный курс в специальный учебный центр и проходят первую практику в исправительном учреждении. После этого они направляются на 9-недельные курсы в учебный центр для получения начальной профессиональной подготовки, позволяющей занять первую должность тюремного служащего. После 9 месяцев практической работы и приобретения профессиональных навыков сотрудник может быть направлен для дальнейшего обучения по программе подготовки управленческого состава, рассчитанной на 3-недельный учебный курс, после которого следует работа в качестве руководителя. В последующем сотрудник направляется на месячный курс подготовки руководителей среднего звена, после чего он в течение двух лет работает в соответствующей должности в исправительном учреждении (руководителя направления работы с заключенными, тюремного крыла) и, возможно, в должности сотрудника регионального штаба [12, с. 71-72].

Одной из форм подготовки надзирателей в пенитенциарных учреждениях Англии является изучение основ пенитенциарного дела на базе одной из частных тюрем в течение месяца. Надзиратели должны иметь как минимум среднее образование. Затем принятые на службу сотрудники направляются в учебный центр на двухмесячные курсы, по окончании которых и при условии успешного прохождения годичного испытательного срока считаются полноправными служащими пенитенциарной системы [1, с. 88-89].

Существующая кадровая практика показывает, что достижение среднего управленческого уровня возможно спустя 12-18 месяцев службы и учебы. Должность начальника тюрьмы можно занять не ранее 10-15 лет практической деятельности [12, с. 72].

Спецификой процесса обучения является постоянно обновляющийся преподавательский состав центров подготовки персонала. Англичане используют практику ротации преподавателей центров, которые спустя год или два возвращаются на практическую работу в тюремную службу, а затем снова привлекаются в качестве инструкторов или преподавателей [12, с. 84].

Необходимо отметить, что характерным явлением в западных учебных заведениях, готовящих сотрудников пенитенциарной системы (в Великобритании, США и Канаде), является четкая регламентация действий всех субъектов педагогического процесса. Организаторы профессиональной подготовки сотрудников пенитенциарной системы подробно описывают каждый шаг преподавателей и

учащихся, доводя их действия до алгоритма. Такие материалы могут быть действительно полезными, поскольку они указывают, что необходимо делать (или не следует делать) в той или иной ситуации; как сделать обучение более эффективным; как оценивать учащихся; надо ли оценивать работу преподавателя. Разработка таких пособий часто проводится авторитетными университетами по специальным заказам правоохранительных органов и пенитенциарных учреждений.

В странах континентальной Европы существует ряд учебных заведений, где готовят сотрудников различных категорий для пенитенциарной системы. Для проведения занятий по профессиональной подготовке в них активно привлекаются не только опытные практические сотрудники, но и представители государственной и муниципальной администрации, судебных органов, профсоюзов, преподаватели университетов, научные работники [5, с. 56-57; 7, с. 83].

В Швейцарии для тюремного персонала отбираются люди, имеющие профессию или образование, полезные при соответствующей должности (например социальный работник, психолог, юрист и др.), и обладающие жизненным опытом. В связи с тем, что возможности отдельных кантонов Швейцарии недостаточны для надлежащего обучения персонала учреждений исполнения наказания, кантоны объединились для создания единого центра для совместного использования во Фрибурге -Швейцарского учебного центра по подготовке персонала для учреждений исполнения наказаний. После одного года работы отдельные сотрудники тюрем направляются на обучение в данный учебный центр. В среднем в центре в течение года проходят обучение до ста человек. Срок обучения составляет 15 недель. Через два года лица, прошедшие обучение, направляются в учебный центр для повышения профессионального уровня. Однако обучение в центре не является обязательным условием работы в тюрьмах. Лица, обладающие достаточно высокой квалификацией и большим опытом, в центр обучения могут и не направляться [2].

Обучение сотрудников пенитенциарной системы Швейцарии осуществляется также и в частных центрах подготовки.

В современных условиях развития УИС России небезынтересным является опыт профессиональной подготовки сотрудников пенитенциарной системы Финляндии. В стране существует многоступенчатая система профессионального образования сотрудников, при которой у обучающихся есть возможность составить полное представление о тюрьме, ее персонале и контингенте заключенных (то есть об условиях будущей работы). Сотрудники исправительных учреждений и младший начальствующий состав проходят обучение в собственном учебном центре определенной тюремной службы. Ведущие офицеры имеют университетское образование, а специальный персонал, как правило, университетское или какое-либо другое специальное образование. Персонал также имеет возможность получить дополнительное профессиональное техническое образование [14, с. 79-80].

Рассмотрим особенности профессиональной подготовки тюремного персонала на примере основного учебного заведения страны в данной профессиональной области - Института подготовки персонала тюрем и службы пробации Минюста Финляндии. Сегодня институт, располагающийся в г. Вантаа, предлагает базовый курс обучения, курсы повышения квалификации и переподготовки персонала тюрем и службы пробации, участвует в разработке, применении и оценке программ, направленных на сокращение рецидива. Институт сотрудничает с политехническим институтом Лаури в организации программы получения сотрудниками тюремной службы и службы пробации степени бакалавра.

При организации работы института и планировании количества сотрудников для обучения применяются общеевропейские принципы подготовки персонала для правоохранительных органов, одним из которых является подбор граждан, имеющих послешкольное образование. До недавнего времени в институте ежегодно получали основную квалификацию в области содержания заключенных 50-80 охранников. Еще будучи учебным центром, институт осуществлял деятельность по пяти направлениям.

Обучение в институте организовано в военизированной форме (специальная форма одежды для слушателей, распорядок дня, проживание в общежитии и др.). Вместе с тем слушатели могут свободно выходить за территорию института в свободное от учебы время, но неукоснительной их обязанностью является посещение занятий и добросовестное отношение к обучению.

Всех вновь поступивших распределяют на 4 группы по 20 человек. Базовый курс длится 13 месяцев: 40 учебных недель теории и 13 недель рабочей практики. Курс обучения состоит из двух учебных периодов, организуемых в институте (август -декабрь, март - май), и периодов практики, проводимой в пенитенциарных учреждениях (январь - февраль, июнь - август). Таким образом, учебный рабочий план составляется на 13 месяцев и включает 53 учебные недели, при этом на базовые дисциплины отводится 6 недель, на профессиональные — 35, на практику — 9 недель и на подготовку и защиту диплома — 3 недели.

Почти половину срока обучения (5,5 месяцев) занимают практика курсантов в тюрьмах и обучение на базе учебных центров в тюрьмах. Первичная практика в качестве стажера-охранника проходит с января по март. Тем курсантам, которые подписали контракт о службе в уголовно-исполнительной системе (это, как правило, все курсанты, поскольку только на этих условиях предоставляется бесплатное обучение), с начала практики и до окончания учебы выплачивается заработная плата стажера-охранника. В том случае, если по окончании обучения выпускник института не отработал установленное количество лет, выплаченная сумма, равно как и расходы на обучение, удерживаются с его средств в добровольном или судебном порядке.

Курсанты на первом этапе обучения занимаются без оформления каких-либо контрактов с государством, им предоставляются бесплатно жилье, питание, проезд, выплачивается государственная стипендия [3, с. 35]. На втором этапе обучения (2 месяца) курсанты принимаются на службу в пенитенциарное учреждение с начислением заработной платы. Затем они проходят практику в пенитенциарном учреждении на тех же условиях, там курсант получает первый правовой опыт и представление о тюрьме, ее персонале и контингенте заключенных. В конце обучения проводятся итоговые испытания в виде оценочного семинара - к участию в них курсанта командирует учреждение, оплачивая проезд, проживание и суточные. Такой подход к обучению делает профессиональную подготовку сотрудников пенитенциарной системы Финляндии практико-ориентированной.

За составление индивидуальных программ по практике и профессиональную подготовку отвечают руководитель практики и ассистенты, тесно сотрудничающие с преподавателями соответствующих дисциплин института.

Одним из направлений деятельности института является пополнение правовых знаний и навыков сотрудников тюремной службы на организуемых им курсах повышения квалификации (1-6 недель). При планировании и проведении обучения на курсах институт сотрудничает с отделом пенитенциарных учреждений Министерства юстиции Финляндии. Переподготовка сотрудников тюрем организуется по профилю работы, и соответственно этому набираются группы слушателей.

Обучение может состоять из серии лекций, кратковременных курсов (2-3 дня), учебного научного семинара, обучения в институте до двух недель с последующей выдачей сертификата, на полигонах института или непосредственно в тюрьмах, на рабочем месте. Сотрудники могут выбирать и комбинировать учебные модули в зависимости от собственных целей и задач.

Основная цель курсов переподготовки тюремных сотрудников состоит в том, чтобы каждый из работающих проходил повышение квалификации минимум 4 дня в году. Перечень программ для повышения квалификации размещается на сайте института, где указываются время повышения квалификации, общая продолжительность, категории сотрудников, для которых предназначены те или иные программы, и перечень основных вопросов, подлежащих освоению при обучении.

Сотрудники самостоятельно подают заявки в институт для прохождения повышения квалификации, после чего институт осуществляет отбор поданных заявок, формирует учебные группы и информирует Агентство федеральных санкций (центральный орган по руководству уголовно-исполнительной системой Финляндии) о сотрудниках, отобранных для повышения квалификации. Кандидатура каждого сотрудника рассматривается агентством персонально. Часты случаи, когда сотруднику отказывают в направлении в институт для повышения квалификации. Это характерно, например, для такого случая, когда сотрудник поздно подал заявку на повышение квалификации.

Если в Финляндии профессиональная подготовка носит практико-ориентированный характер, то в некоторых пенитенциарных учебных заведениях Германии традиционно сильны позиции так называемого теоретического обучения. Считается, что сотрудники пенитенциарной системы имеют (или приобретут) практический опыт, а законодательство должно изучаться в соответствующих учебных заведениях (университетах, институтах и т. п.). Немецкую модель подготовки кадров отличают основательность базовой подготовки, наличие в содержании обучения независимо от специализации общих компонентов, обязательное дополнительное обучение перед назначением на новую должность, логическая последовательность и преемственность уровней образования [8]. В дальнейшем сотрудники, непосредственно работающие с заключенными в отделениях тюрем, подразделяются на надзирателей и их помощников, ассистентов, секретарей, старших, первых и главных секретарей юстиции.

В Норвегии до момента назначения на должность сотрудник должен пройти двухлетний курс обучения в школе для тюремных работников, а также иметь трудовой стаж продолжительностью не менее одного года [13, с. 50-51].

Набор в школу тюремных работников проводится после выпуска, то есть через каждые 2 года. По оценкам специалистов ООН и Европейского совета директоров тюрем, норвежская школа принадлежит к числу лучших в мире школ подобного рода. Особое внимание уделяется развитию у сотрудника умения без конфликта решать проблемы, которые могут возникнуть в условиях функционирования исправительного учреждения. Программа обучения состоит из 20 дисциплин, среди которых значительное место занимают социология, педагогика, психиатрия, психология. В ходе специальных занятий по самообороне сотрудников обучают приемам дзюдо, основам применения слезоточивых газов и т. д., что сочетается с лекциями по социологии агрессии.

Выявляя положительное в профессиональной подготовке сотрудников для пенитенциарных учреждений стран Запада, нельзя обойти вниманием опыт подготовки тюремной службы Польши, где специалистов для тюремной службы готовят 12 центров совершенствования кадров, Центр совершенствования кадров

тюремной службы (г. Попов) и Главный центр подготовки сотрудников тюремной службы (г. Калиш).

Согласно уставу о службе работником «может стать польский гражданин с безупречной характеристикой, несудимый, пользующийся полностью публичными и гражданскими правами, имеющий не менее чем среднее образование, профессиональную квалификацию, физическую и психическую способность служить в вооруженной структуре» [4, с. 129-134]. Исходя из положений устава сотрудники должны обладать определенной квалификацией, которая обеспечивается соответствующей профессиональной подготовкой, совмещенной с профессиональной деятельностью. На службу принимаются граждане, уже имеющие среднее или высшее профессиональное образование. Каждый претендент должен пройти два года подготовительной службы, которую можно сократить при наличии особых служебных достижений или продлить в случае объективных причин (например болезни).

В тюремной службе Польши отсутствуют учебные заведения, предлагающие «общее профессиональное образование». Система обучения кадров - трехуровневая и включает начальную (вводную) специальную подготовку, профессиональное образование и повышение квалификации. По сути, вся система ведомственного образования направлена на переподготовку и специализированное образование будущих и действующих сотрудников пенитенциарных учреждений. При этом они обучаются по программам, различающимся по объему и содержанию в зависимости от предполагаемой должности, и существенная доля учебного времени отводится на освоение правовых дисциплин, тактико-специальную и физическую подготовку.

Начальная (вводная) специальная подготовка состоит из практики в тюремном учреждении (от 3 до 11 месяцев) и стационарного подготовительного курса в Главном центре подготовки сотрудников тюремной службы. В ходе практики начинающий сотрудник знакомится с условиями и характером службы всех отделений, условиями безопасности согласно программе, за которую отвечает директор учреждения. После сдачи итогового экзамена будущий сотрудник направляется на подготовительный курс, который осуществляется по программе коменданта Главного центра подготовки сотрудников тюремной службы, утвержденной генеральным директором тюремной службы. Обучение ведется по 12 предметам (112 часов) независимо от того, на каком отделении потом придется работать. После обучения слушатели сдают экзамены. В случае неудачи на повторном экзамене кандидат признается непригодным к службе [10, с. 7-10]. Вторую часть системы обучения составляют школы: унтер-офицерская, прапорщиков и офицеров. В унтер-офицерскую направляются лица со средним общим образованием, в школу прапорщиков - окончившие унтер-офицерскую школу, в офицерскую школу - лица с высшим образованием. Третья часть системы обучения ориентирована на повышение квалификации сотрудников, так как постоянно меняются общественные требования, международные стандарты, исполнительный закон, уголовный закон, внутренние законы, распоряжения и правила [6, с. 88-90]. Профессиональная подготовка сотрудников тюремной службы Польши на каждом уровне образования носит все более специализированный характер с ярко выраженной практической направленностью [4, с. 129-134]. Система контроля и оценки качества профессиональной подготовки сотрудников формируется на основании ответов сотрудников на вопросы анкет, разработанных для каждого учебного заведения. В учебных заведениях слушатели добровольно заполняют анкеты в рамках каждой из специальностей на всех курсах и по окончании учебы, отвечая на вопросы, касающиеся соответствия правовой составляющей данной дисциплины выполнению служебных задач, способа реализации учебного материала юридиче-

ской направленности, атмосферы занятий, их динамики, методов и форм, применяемых преподавателем в ходе занятий.

Отбор и качественная профессиональная подготовка персонала пенитенциарной службы является актуальной для Государственной пенитенциарной службы Украины, где существуют пять специализированных учебных заведений. Со времен существования Советского Союза сохранились такие учебные заведения, как Черниговское юридическое училище, Днепродзержинская школа подготовки младшего и среднего начальствующего состава, Белоцерковское училище профессиональной подготовки персонала Государственной уголовно-исполнительной службы Украины и Институт уголовно-исполнительной службы.

Непрерывность профессиональной подготовки пенитенциарного персонала Украины обеспечивается путем прохождения курсового обучения по первичной профессиональной подготовке и повышению квалификации в Белоцерковском и Днепродзержинском училищах профессиональной подготовки персонала Государственной уголовно-исполнительной службы Украины.

Профессиональная подготовка сотрудников уголовно-исполнительной службы Украины строится на основе учета современных требований пенитенциарной науки и практики, лучшего отечественного и международного тюремного опыта. В образовательный процесс учебных заведений включены следующие специализированные дисциплины и курсы: «Пенитенциарная педагогика», «Пенитенциарная психология», «Пенитенциарная психиатрия», «Управление в уголовно-исполнительной службе», «Социально-воспитательная работа с осужденными», «Пенитенциарная система и пенитенциарная политика Украины», «Обеспечение прав человека в органах и учреждениях исполнения наказаний», «Профилактика преступлений в местах лишения свободы», «Пробация», «Международные нормы обращения с осужденными», «Сравнительное уголовно-исполнительное право» и др.

Рассматривая опыт профессиональной подготовки сотрудников пенитенциарной службы Австрии, отметим, что численность персонала австрийской тюремной системы на сегодняшний день составляет 3400 сотрудников (15 % из них -женщины). Сотрудники подразделяются на следующие разряды: управленческое звено, тюремные офицеры, медики, юристы, психиатры, психологи, зубные врачи, работники сферы социальных услуг, медицинские сестры, учителя и инструкторы, капелланы. Ответственность за все аспекты тюремной жизни и нормальное функционирование учреждения лежит на начальниках тюремных учреждений.

Тюремные офицеры должны первоначально пройти курс основной подготовки в течение 3 месяцев в колледже тюремной службы, затем у них начинается 9-месячная практика в одном из исправительных учреждений, сопровождающаяся подготовительными курсами в колледже тюремной службы на протяжении 3 месяцев. Практика заканчивается итоговым экзаменом. Через 4 года службы сотрудники могут быть назначены на должность тюремного офицера.

Спустя 6 лет службы офицеры могут повысить свой разряд, однако в этом случае они должны пройти 4-месячные курсы повышения квалификации в колледже тюремной службы, а также сдать экзамен. В 2005 г. на базе колледжа тюремной службы и центра повышения квалификации была создана Академия тюремной службы, в состав которой вошла также научно-исследовательская секция.

Необходимо отметить, что персонал высшего управленческого звена тюремных учреждений подбирается, как правило, из специалистов, прошедших государственную гражданскую службу. Они должны иметь университетское образование, пройти

обучение в Академии тюремной службы и один год практики в тюремном учреждении. Кандидаты на руководящие посты во время второго года обучения проходят интенсивную профессиональную подготовку, которая охватывает различные аспекты исполнения наказаний. По окончании академии кандидаты должны сдать экзамен, и только после этого они могут быть назначены руководителями.

Подводя итоги, отметим положительные черты профессиональной подготовки сотрудников пенитенциарных систем образовательных учреждений зарубежных стран, за счет которых достигается эффективность и результативность обучения, на что надо обратить внимание, с нашей точки зрения, при подготовке сотрудников УИС России:

1) использование таких образовательных технологий, как дистанционное, открытое и непрерывное обучение;

2) практико-ориентированность, высокий процент практической составляющей в профессиональной подготовке сотрудников пенитенциарной системы (в некоторых странах теоретическая часть обучения сотрудников пенитенциарной системы практически вытесняется путем замены преподавания предметов в отдельных специализированных учебных заведениях на практическую отработку ситуаций);

3) высокая интенсивность занятий: обычно 8-9 часов в день (как правило, 5 учебных дней при 40-часовой нагрузке в неделю) - это формирует навыки правомерного поведения, уверенность в себе, активность и самостоятельность в получении правовых знаний; при этом обучающимся создаются необходимые условия для учебы и отдыха;

4) четкая регламентация всех действий субъектов педагогического процесса, мощное методическое обеспечение;

5) осуществление «обратной связи» (feedback) между обучающимися, преподавателями, администрацией, выпускниками, практическими работниками на всех уровнях обучения (посредством анкетирования, опросов, рецензирования и т. д.), что способствует созданию банка данных, позволяющего разрабатывать предложения по совершенствованию профессиональной подготовки специалистов пенитенциарной системы;

6) тестирование учащихся, с помощью которого выявляется степень сформированности данных качеств;

7) жесткая система контроля качества усвоенных знаний, осуществляемого путем компьютерного тестирования оператором (США) либо группой экзаменаторов, опрашивающих каждого учащегося в течение 2-3 часов (Германия), что исключает протекционизм; пропуск занятий даже по уважительной причине может повлечь за собой исключение из учебного заведения или требование повторить курс;

8) целенаправленность профессиональной подготовки сотрудников пенитенциарной системы для конкретного учреждения, так как большинство выпускников обычно заранее знают место своей будущей службы и предполагаемую должность;

9) правовое обучение и правовое воспитание, направленные на формирование личностно значимых и профессионально необходимых правовых качеств, которыми должен обладать сотрудник пенитенциарной системы (принципиальность, верность службе, патриотизм, благородство, смелость, твердый характер, храбрость, порядочность, честность и др.);

10) развитие коммуникативных качеств, навыков и умений общения (техника общения, ведение разговора, искусство убеждения), изучение иностранных языков;

11) взаимодействие с представителями национальных и секс-меньшинств, психически неуравновешенными людьми; разрешение семейных споров;

12) установление связей с общественностью, отношений с представителями власти, прессы, радио и телевидения; подготовка, организация и проведение собраний (презентаций);

13) использование активных методов обучения, которые основаны на вовлечении обучаемых в действие. Будущие сотрудники предпочитают эти методы пассивным, так как, по их мнению, сотруднические формы профессиональной подготовки вырабатывают умения и навыки решать повседневные и экстремальные профессиональные задачи и проблемы. Активные методы применяются в групповых формах: дискуссиях, ролевых играх, при совместном решении проблем, в обсуждении случаев из пенитенциарной практики, во взаимообучении, в имитации, на практических занятиях, на демонстрациях, презентациях, в упражнениях и др.;

14) чередование обучения в учебных заведениях и учебных центрах пенитенциарной системы с практическими стажировками в оперативных и практических службах, в результате чего происходит актуализация содержания и результатов профессиональной подготовки;

15) значительное число бывших и действующих практических работников, совмещающих службу с преподаванием в учебных заведениях и учебных центрах пенитенциарной системы;

16) составление учебных планов и программ по инициативе администрации и руководства тюрем.

Таким образом, образовательная система любого государства имеет особенности в области комплектования и подготовки кадров для пенитенциарной системы. Это обусловлено тем, что профессиональная подготовка будущих сотрудников пенитенциарной системы непосредственно связана, во-первых, с постоянным изменением правовых норм как регуляторов уголовно-исполнительной деятельности; во-вторых, с особенностями развития правового мировоззрения будущего сотрудника в зависимости от ценностных ориентаций, присущих данной стране; в-третьих, с высокой социальной значимостью данной деятельности, необходимостью уважать права, свободу и достоинство граждан.

В современном пенитенциарном образовании зарубежных стран прослеживаются следующие тенденции: демократизация процесса отбора в систему; гуманизация образовательного процесса; интеллектуализация обучения; стремление к построению пенитенциарного высшего образования в соответствии со стандартами общегражданского и общеуниверситетского образования; формирование творческого мышления личности сотрудника пенитенциарной системы; обязательность начальной базовой профессиональной подготовки для всех поступающих на службу независимо от имеющегося образования; стремление образовательных систем в сфере подготовки пенитенциарных специалистов к интеграции и кооперации [7, с. 83].

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Алферов Ю.А. Международный пенитенциарный опыт и его реализация в современных условиях. - Домодедово: РИПК, 1993.

2. Батычко В.Т. Конспект лекций по курсу «Уголовно-исполнительное право». - Таганрог: ТТИ ЮФУ, 2007 [Электронный ресурс] // http://netprava.ru/ek/b23/7_1.htm (дата обращения: 20.07.2013).

3. Варушкин А. Организация обучения сотрудников пенитенциарной системы Финляндии // Ведомости уголовно-исполнительной системы. - 2007. - № 12. - С. 35.

4. Гавор К. Система обучения и повышения квалификации кадров в школах тюремной службы в Польше в 2004-2005 гг. // Проблемы исполнения уголовных наказаний, не связанных с лишением свободы, и применения иных мер уголовно-правового характера

в отношении несовершеннолетних: Сб. мат-лов Междунар. науч.-практ. конф. - Вологда, 7 декабря 2005 г.: в 2 т. - Вологда: ВИПЭ ФСИН России, 2006. - С. 129-134.

5. Головатюк В.В. Организация международного полицейского сотрудничества в сфере профессиональной подготовки кадров: дис. ... канд. юрид. наук. - М., 2004.

6. Качмарек А. Основные критерии подбора и переаттестации сотрудников тюремной службы Польши и их роль в реализации уголовной политики // Уголовная и уголовно -исполнительная политика современной России: проблемы формирования и реализации: тезисы Междунар. науч.-практ. конф. - Вологда, 14-15 декабря 2006 г.: в 2 ч. - Вологда: ВИПЭ ФСИН России, 2006. - Ч. 1. - С. 88-90.

7. Колонтаевская И.Ф. Организационно-правовые основы профессиональной подготовки управленческих кадров полиции за рубежом: дис. ... канд. юрид. наук. - М., 2002.

8. Колонтаевская И.Ф. Педагогика профессионального образования кадров полиции зарубежных стран: анализ, оценка, использование опыта: дис. ... д-ра пед. наук. - М., 2002.

9. Курс лекций по обеспечению безопасности, порядка исполнения и отбывания наказания в ИТУ / Под ред. А.Г. Перегудова. - Уфа: Уфимская высшая школа МВД России, 1996.

10. Моторова Н.В. Зарубежный опыт подготовки кадров для пенитенциарных учреждений // Ведомости УИС. - 2010. - № 9. - С. 7-10.

11. Подстрахова А. Общеобразовательная и профессиональная подготовка в юридическом вузе: проблемы интеграции отечественного и зарубежного опыта // Ведомости уголовно-исполнительной системы. - 2009. - № 8 (87).

12. Пономаренков С.М., Маруков А.Ф., Геранин В.В. Тюремная система Англии и современное сообщество: Монография. - Рязань: Академия права и управления Минюста России, 2002.

13. Проблемы преступности в капиталистических странах // Ежемесячный информационный бюллетень. - М.: ВИНИТИ, 1990. - № 11. - С. 50-51.

14. Юнкари Т. Актуальные проблемы тюремной службы Финляндии // Актуальные проблемы пенитенциарной науки и практики: Сб. мат-лов Междунар. науч.-практ. конф. - М.: НИИ УИС Минюста России, 2005. - С. 79-80.

15. Pope R.R. Russian-American Law Enforcement Exchanges: What one program has accomplished. Law Enforcement Executive Forum, vol. 4, summer 2004.

Поступила в редакцию 30.06.2014; в окончательном варианте 30.06.2014

UDC 37

FEATURES OF PROFESSIONAL TRAINING OF FUTURE EMPLOYEES OF THE PENITENTIARY SYSTEM IN FOREIGN COUNTRIES

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

E.A. Timofeeva

Samara Law Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia 24v, Ryl'skaya str., Samara, 443022 E-mail: anna0474@mail.ru

The article analyzed the peculiarities of professional training of employees of the penitentiary systems of the USA, UK, Canada, Poland, Finland, Norway, Ukraine, Austria. Special attention is paid to such positive learning components that can be used in the training of employees of penitentiary system of Russia.

Key words: professional training, penitentiary system, foreign experience.

Original article submitted 30.06.2014; revision submitted 30.06.2014

Elena A. Timofeeva, doctor of pedagogical, associate professor, Deputy chief of the Samara Law Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia in scientific work.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.