Научная статья на тему 'Европейские образовательные учреждения пенитенциарной системы: история и современность'

Европейские образовательные учреждения пенитенциарной системы: история и современность Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
329
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ / EDUCATIONAL INSTITUTION / ПЕНИТЕНЦИАРНАЯ СИСТЕМА / PRISON SYSTEM / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА / EDUCATIONAL SYSTEM / ВТОРОЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ ТЮРЕМНЫЙ КОНГРЕСС / SECOND INTERNATIONAL PRISON CONGRESS / ТЮРЕМНЫЕ СЛУЖАЩИЕ / PRISON OFFICERS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кушнир Светлана Ивановна

В статье рассматривается история становления образовательных учреждений для сотрудников пенитенциарной системы в Европе, а также современные системы обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EUROPEAN EDUCATIONAL INSTITUTIONS PRISON SYSTEM: HISTORY AND MODERNITY

At the article the history of formation of educational establishments for the employees of the penitentiary system in Europe and modern system of education.

Текст научной работы на тему «Европейские образовательные учреждения пенитенциарной системы: история и современность»

УДК 377.12 ББК 63; 74

ЕВРОПЕЙСКИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ ПЕНИТЕНЦИАРНОЙ СИСТЕМЫ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ

Кушнир Светлана Ивановна,

кандидат исторических наук, доцент кафедры социально-гуманитарных и экономических дисциплин Воронежского институт ФСИН России (г. Воронеж)

Аннотация: в статье рассматривается история становления образовательных учреждений для сотрудников пенитенциарной системы в Европе, а также современные системы обучения.

Ключевые слова: образовательные учреждения, пенитенциарная система, образовательная система, Второй Международный тюремный конгресс, тюремные служащие.

EUROPEAN EDUCATIONAL INSTITUTIONS PRISON SYSTEM: HISTORY

AND MODERNITY

Kushnir S.I., candidate of historical Sciences,

docent of the chair of social-humanitarian and economic disciplines

of the Voronezh Institute of the Federal penitentiary service of Russia

(Voronezh)

Abstract. At the article the history of formation of educational establishments for the employees of the penitentiary system in Europe and modern system of education.

Key words: the educational institution, prison system, educational system, Second international prison Congress, prison officers..

В основу формирования российских образовательных учреждений для сотрудников пенитенциарной системы легло заимствование зарубежного опыта [1]. Более того, усвоение некоторых аспектов образования служит базой для выстраивания процесса обучения в нынешнее время. В связи с этим актуализируются исследования истории организации учебных заведений для сотрудников пенитенциарной системы [2], а также современного процесса обучения в них.

В Европе вопрос об организации систематического обучения сотрудников тюрем был поднят в 1878 году в Стокгольме на Втором Международном тюремном конгрессе. До этого об организации специальных учебных учреждений говорили лишь

раз - в 1870 году в Цинциннати на Национальном пенитенциарном конгрессе в США [3].

В своем докладе на европейском конгрессе Главный инспектор тюрем Италии Мартино Бель-трани-Скалио утверждал, что подготовка пенитенциарного персонала является «необходимой потребностью преобразования тюремного дела» еще с XVIII века [4].

И действительно, в Европе на тот момент уже было организовано несколько учебных заведений соответствующего профиля. В 1850 году в г. Люнебурге (Пруссия) была учреждена школа для подготовки тюремных надзирателей, в которой за 9 лет было подготовлено 127 сотрудников. И хотя, в среднем, эта цифра не превышала 16 человек в

1- ЮЗ

год, большинство выпущенных сотрудников оказали огромную помощь, работая в тех местах заключения, куда они были распределены [4]. Прусская модель обучения тюремных служащих заключалась в следующем: в течение 2-3 недель курсанты знакомились с техническими и психологическими новинками в области пенитенциарной системы, перед ними ставились теоретические задачи, которые они должны были решать, опираясь на тюремное законодательство. Модель эта была чисто теоретической, т. к. курсанты никогда не бывали в местах заключения.

Во Франции пенитенциарное образование изначально включало изучение соответствующего теоретического курса. После этого человек трудоустраивался, но дальнейшая карьера складывалась только через постоянное повышение квалификации персонала. Иначе говоря, французская модель обучения была более ориентирована на практические занятия. И это являлось настоятельной необходимостью. Русский революционер П. Кропоткин провел в качестве арестанта французских тюрем не один месяц. Про надзирателей он написал следующее: «... того, что я видел, было совершенно достаточно, чтобы убедиться, что тюремные надзиратели - в большинстве случаев старые полицейские сержанты ... сохранили все характерные особенности прежней наполеоновской полиции, всегда отличавшейся грубой жестокостью» [5, с. 167].

Относительно быстро было открыто в Бельгии образовательное учреждение для сотрудников исправительной системы, а затем в Швеции, Италии, Швейцарии.

Школа, созданная в Риме, стала образцом, о котором впоследствии говорилось на Втором Международном тюремном конгрессе. Она была открыта в 1873 году и находилась в ведении Итальянской тюремной администрации. Образовательный процесс осуществляли 83 профессора-преподавателя. Теоретическая часть обучения продолжалась шесть часов в день и около двух часов уходило на физическую и военную подготовку. Также выделялось время на практические занятия под руководством наставников. Срок подготовки такого сотрудника составлял 6 месяцев [6, с. 85-89]. Единственным недостатком обучения, с точки зрения современного педагогического процесса, было отсутствие занятий в «местах лишения свободы», т. е. все практические занятия осуществлялись в учебных кабинетах, свои будущие рабочие места ученики не видели. Но даже при такой ситуации надзиратели, прошедшие профессиональную подготовку, выгодно отличались от «самоучек».

М. Бельтрани-Скалиа отмечал, что необходимо готовить надзирателей, учитывая специфику их

дальнейшей работы и контингент, с которым они будут работать. Например, заключенные из следственной тюрьмы требуют более жесткого надзора, чем заключенные из работного дома. Он предложил разделить процесс подготовки надзирателей на два этапа: первые четыре месяца - это обучение для работы в тюрьмах всех видов, второй этап - от двух до четырех месяцев - это практика именно в той тюрьме, куда направляли после обучения.

Уже в XIX веке многие мыслители подчеркивали необходимость специальной подготовки сотрудников пенитенциарной системы, которая включала бы в себя не только знание законодательства, но и истории, а также психологические и педагогические умения и навыки.

Петр Кропоткин, проанализировав положение дел в английских, французских, немецких и отечественных тюрьмах, написал: «С целью улучшить их коренным образом можно бы, конечно, предложить, чтобы во главе каждой тюрьмы стоял Песталоцци и 60 других Песталоцци замещали бы должность надзирателей. Боюсь лишь, что тюремная администрация может ответить мне наподобие Александра II, написавшего однажды на административном отчете: «где мне взять людей?» - ибо несомненно, что покуда наши тюрьмы останутся тюрьмами, Песта-лоцци будут являться редким исключением среди заведующих тюрьмами и надзирателей, места которых по-прежнему будут заполняться отставными солдатами» [5, с. 190].

Современная пенитенциарная система во всех странах является государственным институтом, ведающим исполнением уголовных наказаний, наложенных на граждан в соответствии с законом. Она осуществляет исполнение наказаний как связанных, так и не связанных с лишением свободы, а также содержание подследственных.

Организация подготовки персонала Службы тюрем и пробации Швеции осуществляет основную профессиональную подготовку, повышение квалификации и переподготовку сотрудников, которые отличаются высокой компетенцией, а их деятельность направлена на осуществление карательно-воспитательного процесса в отношении осужденных. Применение принципа соединения наказания с исправительным воздействием в обучении высококвалифицированных сотрудников Службы тюрем и пробации - довольно непростая задача.

Структура подготовки включает в себя три основных этапа: общий вводный курс (ознакомление с деятельностью Службы тюрем и пробации), основной курс профессиональной подготовки (подготовка персонала Службы тюрем и пробации), по-

104 -I

вышение квалификации и дополнительный - курсы профессиональной переподготовки специалистов.

Сотрудники Службы тюрем и пробации должны проходить повышение квалификации через 5 лет после завершения основного профессионального обучения.

В Норвегии первоначальная подготовка начинается с обычных подготовительных курсов в Академии подготовки тюремного персонала KRUS в Осло. Предварительный курс обычно длится в течение четырех недель, в январе. Затем следует одиннадцать месяцев практики в базовых исправительных учреждениях (учебных тюрьмах). В течение этого периода кандидаты работают в исправительном учреждении на должностях охраны. За каждым претендентом закрепляется наставник.

Теоретическое обучение начинается через год после предварительного курса. Во время учебных каникул кандидаты также имеют возможность работать в исправительном учреждении. Осенью, как правило, в конце ноября учебные занятия завершаются выдачей сертификата и распределением выпускников [7].

Гришко А.Я. рассматривает особенности исполнения наказаний в Германии, в том числе вопросы подготовки тюремного персонала [8].

В Германии нет централизованной пенитенциарной системы, поэтому вопросами подготовки персонала занимаются тюремные управления из 16 земель.

Например, в 1980 г. в г. Штраубинге была открыта Баварская школа правосудия. 134 обучающимся учебное заведение может предложить места в общежитии. В школе правосудия готовят сотрудников исправительных учреждений следующих уровней: сотрудники по надзору, социальному обслуживанию и обеспечению осужденных; сотрудники для обучения и контроля за трудовой деятельностью осужденных; консультанты административного здания исправительного учреждения [7].

Срок подготовки персонала на должности по надзору, социальному обслуживанию и обеспечению осужденных и сотрудников для обучения и контроля за трудовой деятельностью осужденных составляет 20 месяцев, консультантов и сотрудников административного здания исправительного учреждения - 2 года.

Ежегодно на территории Баварии и за ее пределами повышают квалификацию около 2000 сотрудников системы осуществления правосудия (количество мероприятий - 180-200 в год). В самой Баварии ежегодно организуется в среднем около

120 курсов повышения квалификации, в которых принимают участие от 1800 до 1900 сотрудников. К ним относятся основные и дополнительные курсы для сотрудников по надзору, социальному обслуживанию и обеспечению осужденных; курсы контроля и слежения; особые учебные курсы по ведению переговоров, решению задач управления, проблемам обучения; курсы для сотрудников, работающих с осужденными, находящимися под следствием и ожидающими вынесения решения суда; курсы по социальной терапии и реабилитационной помощи осужденным; особые учебные курсы для сотрудников, работающих с несовершеннолетними осужденными, осужденными-наркоманами, а также социально опасными и трудными осужденными; учебные курсы по самообороне; курсы для инструкторов физкультуры и т. д. Специальные учебные курсы проводятся и для сотрудников, имеющих квалификацию и занятых в сфере обучения и трудовой деятельности осужденных.

Основная профессиональная подготовка рядового и младшего начальствующего состава тюремного персонала в Службе тюрем и пробации (СТП) в Дании представлена в учебной программе (Uddannelsesplan, 2000), составленной на основе документа «Предложения по преобразованию процесса обучения рядового и младшего начальствующего состава тюремного персонала в период стажировки».

Целями основной подготовки являются: повышение мотивации обучающихся и возможности проходить курсы повышения квалификации и участвовать в развитии СТП; обеспечение подготовки высококвалифицированных сотрудников, способных ответственно, самостоятельно и совместно с коллегами исполнять обязанности в соответствии с Кодексом принципов СТП [9].

Программа подготовки состоит из чередующихся модулей теоретических и практических занятий (принцип переменного обучения). Обучение длится 3 года, из которых примерно 8 месяцев отводится под теоретические занятия. Студенты и стажеры получают стипендию.

В 2003 г. была разработана и реализована специализированная программа подготовки сотрудников службы охраны и безопасности, охраняющих и конвоирующих осужденных в тюрьме «Ве-стре». Программа подготовки состоит из основного модуля GS1, реализующегося в тюрьме «Вестре» в течение не менее 4 недель, и модулей GS2-3, реализующихся в Центре подготовки тюремного персонала. В 2004 г. была разработана специализированная программа основной профессиональной подготовки для младшего начальствующего соста-

105

ва, который до этого проходил основную профессиональную подготовку для неруководящего состава. В результате обе группы обучаются по единой программе до окончания теоретического модуля GF1, после которого младший руководящий состав продолжает обучение на модулях GV1 и GV2 (дневных курсах длительностью 14 дней) [9].

В подготовку были включены темы, касающиеся обязанностей сотрудников службы охраны и безопасности, урегулирования конфликтов, составления отчетов, деятельности СТП, уголовного судопроизводства, процессуального права.

Кроме того, организованы дополнительные курсы по изучению принципов управления, кадровых вопросов, информационных технологий и методик ведения беседы с осужденными [10].

В июне 2004 г. был запущен проект по внедрению дистанционного обучения в подготовку тюремного персонала для укрепления связи между теоретическим обучением и ежедневной работой на практике в тюрьмах. Ввиду географической рас-средоточенности обучаемых по территории Дании дистанционное обучение вносит значительный вклад в установление связи, независимой от времени и места, осуществляя встречу преподавателей и обучаемых в реальном режиме. Электронная платформа связана с конференц-залами, где обучаемые могут обсуждать рабочие вопросы с другими студентами, а также в своей профессиональной или личной сети.

В Исландии осуществляется специализированная подготовка персонала для тюрем, но количество сотрудников тюрем невелико, поэтому курсы подготовки тюремного персонала работают не на постоянной основе. Исландия - очень маленькая страна: количество населения недавно превысило 300 тыс. человек. Число осужденных также небольшое: около 40 человек на 100 тыс. населения, и это одно из самых низких процентных соотношений в мире. В Исландии 5 тюрем; не считая главной тюрьмы «Литла-Храун» (на 86 человек), эти тюрьмы совсем маленькие, их вместимость - от 8 до 16 мест. Все тюрьмы, вместе взятые, смогут вместить до 137 осужденных, а общее число сотрудников (офицеры, руководство, офисные работники) составляет около 100 человек. Принимая во внимание малочисленность тюремного персонала Исландии, нет необходимости в ежегодном обучении новых сотрудников [7].

Пенитенциарная система подчиняется министру юстиции, а администрация тюрем и пробации (АТП) контролирует исполнение приговоров, работу тюрем и выполняет административные функции, включая вопросы кадрового обеспечения и подго-

товки персонала. Сотрудники тюрем - гражданские служащие, назначенные на свои должности после сдачи необходимых экзаменов в Национальном колледже подготовки тюремного персонала.

Большинство преподавателей работают в колледже по совместительству и занимают должности в пенитенциарной системе или полиции. Как правило, в колледже 10-12 преподавателей.

Колледж был основан в 1983 г. по примеру одной из скандинавских стран. Несколькими годами ранее произошли существенные положительные изменения в сотрудничестве между Исландией и другими скандинавскими странами по пенитенциарным вопросам, что повлияло и на персонал ИУ. Например, Исландская ассоциация сотрудников тюрем, основанная в 1973 г. (за 10 лет до открытия колледжа), стала филиалом Скандинавской ассоциации сотрудников тюрем (№Ц), и ее руководство всегда присутствовало на встречах со своими скандинавскими коллегами. В Министерстве юстиции учреждено особое ведомство, которое занимается пенитенциарными вопросами и международными контактами в этой сфере. Эти изменения стали возможны в результате компаративного анализа деятельности колледжа и других подобных учреждений в других скандинавских странах. Таким образом, усовершенствование подготовки тюремного персонала необходимо ввиду стремления сотрудников к повышению статуса профессии, увеличению заработной платы и профессиональному признанию [8].

Подготовка тюремного персонала в Исландии началась в 1981 г., когда Альтинг (парламент) принял резолюцию по подготовке тюремного персонала, после чего министр юстиции учредил рабочую группу для внесения предложений по основанию колледжа.

Предполагалось, что основной задачей колледжа будет повышение квалификации сотрудников продолжительностью в 25 недель (750 ч) в период с октября по апрель. В программу обучения входили следующие предметы: исландский язык, технология составления отчетов, датский язык, английский язык, тюрьмоведение, юриспруденция, психология, подростковая психология и образование, криминология, права и обязанности вольнонаемных сотрудников, социология, вопросы этики, гигиены и оказания первой помощи, профилактика наркотической зависимости осужденных, личный досмотр и осмотр места жительства, физическая подготовка и самооборона и т. д.

Сначала работа колледжа заключалась преимущественно в проведении 3-месячных курсов с 6-8 сотрудниками ИУ, которые изучали темы в со-

ответствии с предложениями, внесенными рабочей группой в отчете 1982 г.

Подготовка тюремного персонала в первую очередь нацелена на развитие профессионализма. Исландия стремится сравнивать себя с другими скандинавскими странами. За последние годы многое было сделано для того, чтобы улучшить условия работы в ИУ и обеспечить соответствующую подготовку тюремного персонала, но все же кое-что требует доработки. Для сравнения: сотрудники ИУ в Дании и Норвегии проходят теоретическую и практическую подготовку длительностью более двух лет. В Финляндии и Швеции программы повышения квалификации для старшего начальствующего состава базируются на обычных программах колледжа подготовки тюремного персонала, и после некоторых преобразований и дополнительных финансовых затрат становятся курсами переподготовки и повышения квалификации. Было налажено тесное сотрудничество с подобными учебными учреждениями в других скандинавских странах, которое благоприятно сказалось на тюремном персонале Исландии [9].

В настоящее время обучение в колледже подготовки тюремного персонала можно разделить на 3 категории: 1) общеобразовательные предметы (исландский язык, английский язык, компьютерная грамотность, коммуникативные навыки, социальная политика, этика); 2) специальные дисциплины ( теория и управление ИУ, психология, криминология, право ( уголовное право), наркотики и наркозависимость, права человека и различные аспекты внутренней безопасности); 3) физическая подготовка (захваты, удержания и принуждения, самооборона, оказание первой помощи, пожаротушение и т. д.). С тех пор как первый курс подготовки проводится при содействии Национального колледжа подготовки сотрудников полиции, между двумя этими учреждениями установилось тесное сотрудничество.

Таким образом, ретроспективный анализ построения образовательных систем в Европе приводит к выводу о необходимости единства теории и практики в системе подготовки персонала для пенитенциарной системы.

Примечания:

1. Концепция развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года (утв. распоряжением Правительства РФ от 14 октября 2010 г. N 1772-р) [электронный ресурс] // http://base.garant. ru/1357449/#block.

2. Кушнир, С.И. Исторические аспекты становления европейских образовательных учреждений пенитенциарной системы // Вестник ВИ ФСИН России. - 2015.

- № 1. - С. 104-107.

3. Обзор преобразований по тюремной части при новых законодательных установлениях (1906-1912) // Тюремный вестник. - 1912. - № 10. - С. 1597.

4. Волошин, Д.В. Ретроспективный анализ подготовки тюремного персонала за рубежом и использование этого опыта в царской России // Человек: преступление и наказание. 2014. № 2. - С 83-85.

5. Кропоткин, П. В русских и французских тюрьмах.

- СПБ: Товарищество «Знание», 1906. - 242 с.

6. Второй международный тюремный конгресс (Стокгольм, авг. 1878) / сост. Э. И. Мишле. Спб., 1878. - 220 с.

7. Сайт Академии подготовки тюремного персонала KRUS. [электронный ресурс] - http://www.krus.no/en/ Prison-School/Frequently-Asked-Questions-/. (Дата обращения: 12.03.2015).

8. Гришко, А.Я. Исполнение наказания в виде лишения свободы в Германии (на примере федеральной земли Бавария): учеб. пособие. - Рязань: Академия ФСИН России, 2009. - 36 с.

9. Подготовка сотрудников пенитенциарных учреждений в некоторых скандинавских странах: аналит. обзор: пер. с англ. М.В. Стыкалиной. - Рязань: Академия ФСИН России, 2010. - 47 с.

10. Колонтаевская, И.Ф. Педагогика профессионального образования кадров полиции зарубежных стран: анализ, оценка, использование опыта: дис. д-ра пед. наук: 13.00.01. - М., 2002. - 461 с.

11. Подстрахова, А.В. Общеобразовательная и профессиональная подготовка в юридическом вузе: проблемы интеграции отечественного и зарубежного опыта. // Ведомости уголовно-исполнительной системы. -2009. - № 8 (87). - С. 35-37.

107

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.