Научная статья на тему 'Социальная работа в исправительных учреждениях уголовно-исполнительной системы'

Социальная работа в исправительных учреждениях уголовно-исполнительной системы Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
6673
383
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
European science
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА / SOCIAL WORK / УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА / CRIMINAL-EXECUTIVE SYSTEM / ИСПРАВИТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ / CORRECTIONAL INSTITUTION / ПЕНИТЕНЦИАРНАЯ СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА / PRISON SOCIAL WORK / РЕСОЦИАЛИЗАЦИЯ ОСУЖДЕННЫХ / RESOCIALIZATION OF CONVICTS / СПЕЦИАЛИСТ ПО СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ ИСПРАВИТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ / SOCIAL WORK SPECIALIST FACILITY

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Кузьмин Юрий Александрович

Социальная работа в пенитенциарных учреждениях современной России только начинает складываться, технологии социальной работы в данной сфере не четко обозначены. В статье анализируется опыт зарубежных пенитенциарных служб, осуществляемый в процессе исполнения уголовного наказания. Изучение опыта социальных служб не только в России, но и в передовых странах западной Европы, США поможет подготовить будущих специалистов социальной работы в уголовно-исполнительной системе и совершенствовать социальную работу с осужденными в учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы в России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Кузьмин Юрий Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Социальная работа в исправительных учреждениях уголовно-исполнительной системы»

SOCIOLOGICAL SCIENCES

SOCIAL WORK IN CORRECTIONAL FACILITIES OF CRIMINAL AND EXECUTIVE SYSTEM Kuzmin Yu.A. (Russian Federation) Email: Kuzmin433@scientifictext.ru

Kuzmin Yuri Aleksandrovich - Head, FEDERAL STATE INSTITUTION «PENAL COLONY № 3» OF MAIN DEPARTMENT OF FEDERAL SERVICE OF EXECUTION OF PUNISHMENTS ACROSS THE NOVOSIBIRSK REGION, Undergraduate, FACULTY: STATE MUNICIPAL MANAGEMENT, THE RUSSIAN PRESIDENTIAL ACADEMY OF NATIONAL ECONOMY AND PUBLIC ADMINISTRATION UNDER THE PRESIDENT OF THE RUSSIAN FEDERATION, NOVOSIBIRSK

Abstract: social work in prisons, modern Russia is only beginning to take shape, technology for social work in this area is not clearly marked. This article analyzes the experience of foreign prison service carried out in the course of the execution of criminal penalties. Study of experience of social services not only in Russia but also in the advanced countries of Western Europe, the United States will help to prepare future professionals of social work in the prison system and to improve social work with convicted persons in institutions and bodies for the enforcement ofprison sentences in Russia.

Keywords: social work, criminal-executive system, correctional institution, the prison social work, resocialization of convicts, social work specialist facility.

СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА В ИСПРАВИТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ Кузьмин Ю.А. (Российская Федерация)

Кузьмин Юрий Александрович - начальник, Федеральное казенное учреждение «Исправительная колония № 3» Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Новосибирской области,

магистрант,

факультет: государственное муниципальное управление, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, г. Новосибирск

Аннотация: социальная работа в пенитенциарных учреждениях современной России только начинает складываться, технологии социальной работы в данной сфере не четко обозначены. В статье анализируется опыт зарубежных пенитенциарных служб, осуществляемый в процессе исполнения уголовного наказания. Изучение опыта социальных служб не только в России, но и в передовых странах западной Европы, США поможет подготовить будущих специалистов социальной работы в уголовно-исполнительной системе и совершенствовать социальную работу с осужденными в учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы в России.

Ключевые слова: социальная работа, уголовно-исполнительная система, исправительное учреждение, пенитенциарная социальная работа, ресоциализация осужденных, специалист по социальной работе исправительного учреждения.

Одним из приоритетных направлений деятельности уголовно-исполнительной системы Российской Федерации является интенсивное развитие пенитенциарной

социальной работы, которая выступает важным условием ресоциализации осужденного. Концепция развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 г. определяет приоритет пенитенциарной социальной работы в контексте общих направлений реформирования [1, с. 5].

Мною в ранее написанной статье было рассмотрена тема социальной работы в исправительных учреждения, где мы видим, что социальная работа в уголовно -исполнительной системе предполагает выявление, формирование и учет наиболее существенных, устойчивых, объективных социальных связей и явлений, имеющих отношение к конкретной ситуации и проблемам осужденного.

Внедрение социальной работы как самостоятельного профессионального вида деятельности учреждений и органов, исполняющих наказания, свидетельствуют:

- о гуманизации воспитательного процесса в уголовно-исполнительной системе,

- об ориентации социальной, уголовно-исполнительной политики на защиту прав и оказание разнообразных видов помощи осужденным как одной из наиболее уязвимых категорий населения.

В России социальная работа в уголовно-исполнительной системе, фактически выступая одним из основных средств исправления:

- решает социальные проблемы осужденных,

- ресоциализирует их,

- восстанавливает и регулирует связи с обществом,

- готовит к полноценному самодостаточному социальному функционированию (социальной реабилитации) после освобождения,

- развивает осужденного как личность.

А как же дела обстоят в зарубежных странах?

В данной статье хотелось бы провести своего рода сравнительный анализ социальной работы России со странами Западной Европы и США. Почему именно с этими странами?! Не будет секретом, то, что проблема наказания граждан, преступающих закон, беспокоит человеческое общество с древних времен. Российская Федерация не может существовать за пределами рамок финансового и общественно-политического сотрудничества со странами Европы. Необходимы общественные институты, которые могли бы эффективно регулировать пенитенциарную систему. Одним из таких институтов и является социальная работа. Для разработки теоретических оснований Российской пенитенциарной социальной работы, обращение к международному опыту будет своего рода положительным опытом, так как в этих странах институт социальной работы в пенитенциарной сфере довольно развит и хорошо теоретически «подкован».

Страны Европы довольно давно применяют социальную работу для решения проблем ресоциализации осужденных. Обобщение прогрессивного зарубежного опыта работы пенитенциарных социальных служб позволит избежать ошибок в организации данного вида деятельности в российских исправительных учреждениях, выявить проблемы и перспективы ее развития. В целом социальная работа в Европе имеет глубокие исторические корни. В пенитенциарных системах европейских стран социальные службы функционируют уже около полувека (впервые должность социального работника была введена в 1966 г. в пенитенциарных учреждениях Англии). Одним из лучших в Европе является опыт ресоциализации осужденных Германии. Количество социальных работников в два с лишним раза превосходит такие категории, как учителя, врачи, психологи и т.п. [2, с. 59].

Одной из первых стран, организовавших социальную работу в своих исправительных учреждениях, является Великобритания.

Тюрьмы Великобритании находятся в ведении Министерства внутренних дел. Они подразделяются на три независимые системы:

• тюремную службу Северной Ирландии;

• тюремную службу Шотландии;

• тюремную службу Англии и Уэльса.

Существуют следующие виды тюремных учреждений:

• центральные тюрьмы, предназначенные для содержания осужденных на длительные сроки (от 3 лет и выше);

• региональные тюрьмы, которые обслуживают несколько административно -территориальных единиц и предназначены для содержания специально отобранных заключенных, осужденных впервые на срок от 12 месяцев и более;

• исправительные тюрьмы являются тюрьмами или отделениями тюрем, предназначенными для содержания рецидивистов в возрасте старше 21 года, подающих надежды на исправление;

• местные тюрьмы, которые обслуживают одну административно -территориальную единицу. В них направляются впервые осужденные.

Для содержания молодых преступников в возрасте до 21 года в Англии имеются так называемые борстальские исправительные учреждения и «исправительные школы».

Наряду с широкой сетью исправительных школ в Англии существует система исправительно-воспитательных центров с кратковременным сроком содержания несовершеннолетних правонарушителей [5, с. 4].

Весь срок заключения распределяется на три периода:

• пробный период (одиночное заключение);

• исправительный период (общее заключение с привлечением к труду);

• условно-досрочное освобождение (по отбытии не менее трех четвертей срока наказания).

Между исправительным периодом и условно - досрочным освобождением предусматривается еще один этап - переходное заключение в тюрьме с полусвободным режимом (выход на работу без конвоя, свободное общение с внешним миром). Данный режим успешно применяется и в исправительных учреждениях других стран. Он способствует успешной адаптации освобождаемых осужденных к жизни в обществе.

Закон Британских тюремных правил гласит: каждому заключенному должна быть предоставлена возможность получить образование; в каждой тюрьме должны быть разработаны образовательные программы вечерних занятий и созданы условия для того, чтобы желающие могли повысить образовательный уровень заочно или получить подготовку по профессии в свободное время. Если можно, то эту подготовку следует организовывать в часы, отведенные для труда (засчитываются или оплачиваются как труд). [6, с. 10].

При реализации социальных программ тюремный персонал Великобритании руководствуются следующими пенитенциарными Европейскими правилами [7, с. 55]:

1. в каждом учреждении должны быть социально - образовательные программы, чтобы обеспечить всем заключенным возможность развивать способности, потребности. Их цели - совершенствование перспектив, ресоциализация, развитие в каждом самоуважения, нравственное воспитание;

2. образование должно рассматриваться как форма организации свободного времени заключенных, ему должен придаваться такой же статус, как и труду, оно должно стать составной частью программ исправления;

3. большое внимание нужно уделять образованию молодежи, иностранцев и представителей национальных меньшинств;

4. особые программы разрабатываются для заключенных со специфическими проблемами.

5. образовательные программы тюрьмы должны интегрироваться с системой образования в стране, чтобы после освобождения каждый мог продолжить образование;

6. заключенные имеют право обучаться вне тюрьмы.

Так же в условиях исправительных учреждений действуют общегосударственные социальные программы по ликвидации безработицы (для профилактических целей). В соответствии с ними безработным предоставляется возможность получить профессиональные навыки. Для молодежи, беременных женщин, инвалидов и других категорий граждан существуют отдельные программы и курсы обучения и воспитания.

Пенитенциарный опыт Германии представляет значительный интерес в части организации процесса исполнения уголовных наказаний с использованием накопленного опыта индивидуального подхода к каждому заключенному. Главная задача учреждений, исполняющими наказания, состоит в том, чтобы после освобождения осужденный был способен нести ответственность за свое поведение и жить в обществе, не нарушая законов. Данной идее посвящены практически все статьи Уголовно-исполнительного кодекса. Сегодня почти в 200 тюрьмах страны содержится около 70 тысяч заключенных [9, с. 8].

Тюрьмы в Германии двух типов - открытые, типа наших колоний - поселений, и закрытые. В открытые переводят по решению властей заключенных, вставших на путь исправления, или тех, кому до конца срока осталось не более полугода. Тюрьмы открытого типа во многом похожи отечественным колониям - поселениям. Особой формой открытого содержания осужденных являются созданные по примеру англичан так называемые «переходные дома». Основная цель данных учреждений помочь осужденным адаптироваться, после длительных сроков заключения в местах лишения свободы, к жизни на свободе. Общий срок лишения свободы у них должен быть не менее трех лет. Применятся к заключенным, которым осталось от 6 до 12 месяцев до окончания срока уголовного наказания, и к ним также может быть применено условно - досрочное освобождение. Надзор за осужденными ограничен периодическим контролем [9, с. 8].

Таким образом, можно сделать вывод, что исполнение наказаний в Германии осуществляется таким образом, чтобы решить следующие задачи наказания:

- во-первых, превенция (предупреждение и профилактика преступлений);

- во-вторых, ресоциализация (возврат в общество) осужденных.

А для этого при исполнении наказания в Германии соблюдаются права человека, а ограничения, налагаемые на осужденных, - минимальны (необходимые для достижения цели). Жизнь в местах лишения свободы строится таким образом, чтобы быть, приближенной к позитивным аспектам жизни в обществе. Содержание под стражей организовано таким образом, чтобы способствовать возвращению лиц, лишенных свободы, в общество. Срок заключения используется для подготовки правонарушителя к возвращению к нормальной жизни. Его учат подчиняться законам, быть ответственным за поступки, обеспечивать свое существование.

В уголовно-исполнительном законодательстве Германии говорится о таком исполнении наказания, которое с помощью процесса ресоциализации формировало бы у осужденных социальную ответственность. Основная нагрузка в реализации этой основной задачи ложится на социальную службу исправительных учреждений, в которую входят как социальные работники, так и социальные педагоги. Вся их деятельность урегулирована нормами уголовно - исполнительного законодательства и действующего с 1967 года Федерального закона «О социальной помощи» (Bundessozialhilfegesetz BSHG) [8, с. 235].

Основную цель социальной работы пенитенциарной системы Швейцарии можно сформулировать следующим образом: это деятельность персонала исправительных учреждений, «внешних» организаций, направленная на то, чтобы отбывающий уголовное наказание в виде лишения свободы больше никогда не вернулся в стены тюрьмы.

Развитие социальной работы началось с середины XX века, когда была включена статья в уголовный кодекс страны, регламентирующая порядок организации надзора и социальной помощи, освобождающимся из тюрем. Статья законодательно закрепляла положение о том, что надзор и социальная защита должны способствовать

лицам, отбывающим уголовное наказание в виде лишения свободы, возвращение к честной жизни, а на органы социальной защиты и попечительства возлагалась задача в оказании помощи в поисках жилья и работы [7, с. 44].

При этом подчеркивалось, что опека не должна быть навязчивой, мешающей возвращению гражданина к нормальной жизни, а основным ее содержанием должна быть именно социальная помощь. Вместе с тем оговаривалось, что лица, склонные к алкогольной и наркотической зависимости, имеющие психические расстройства, должны после освобождения помещаться в специальные заведения, где им должна оказываться соответствующая помощь.

В настоящее время социальный надзор осуществляется над лицами, освобожденными условно-досрочно из мест лишения свободы, а также отбывшими полный срок судебного приговора, склонными к алкоголизму и наркомании.

Организационное строение системы социальной работы Швейцарии представлено следующим образом. В каждом из 26 кантонов Швейцарии существуют центры социальной службы, работающие с населением (в том числе и заключенными), причем в 5 кантонах эти центры являются частными организациями. Штатная численность всех социальных служб - более 200 сотрудников - социальных работников. Ежедневно они обслуживают около 4200 клиентов [7, с. 44].

Цель деятельности социальных служб в пенитенциарных заведениях - снижение рецидива и совершенствование эффективности интегрирования человека, освободившегося из тюрьмы, в обществе.

Необходимо отметить, что в отличие от России и многих других стран в Швейцарии отсутствует единое для всей страны уголовно-исполнительное законодательство. Тюремные администрации каждого из 26 кантонов (провинций) руководствуются своими правилами исполнения наказания, ограниченными, рамками уголовного закона, единого для всей страны. [3, с. 4].

На федеральный центр возложена обязанность следить за соблюдением общегосударственных правовых предписаний.

В пенитенциарной системе Швейцарии существуют две основных модели реализации социальной работы [4, с. 8].

Первая модель предусматривает интеграцию социальных работников с социальными службами вне исправительных учреждений и регулярное посещение тюрьмы с целью решения социальных проблем осужденных.

В учреждениях, где отбывающие наказание размещены в одиночных камерах и между собой не общаются, создаются централизованные службы социальной работы, и на сотрудников тюрьмы функции социальной помощи не возлагаются.

Преимущество этой модели заключается в том, что социальные работники имеют больше возможностей заниматься социальной реадаптацией и реабилитацией освобождаемых из тюрем осужденных, осуществлять постоянный контакт с другими социальными службами города (службой занятости, пенсионного обеспечения, надзора и т.д.). При объединенной централизованной структуре проще и эффективнее привлекать частные, общественные и благотворительные организации к оказанию помощи заключенным. Одна из форм реализации этого направления заключается в проведении постоянного (сквозного) консультирования осужденных на протяжении всего срока отбывания ими наказания - от начала следствия до выхода на свободу. Причем работает с заключенным постоянно один сотрудник.

Вторая модель (наиболее распространенная) предусматривает нахождение социальных работников в штате исправительного учреждения, при штабе этого учреждения. В этом случае социальные работники постоянно находятся в исправительном учреждении и приглашают в свой кабинет осужденных, изъявляющих желание встретиться с ними для решения своих проблем. Соответственно, вне рамок таких контактов с социальными работниками остаются те осужденные, которые не изъявляют подобного желания. Однако все вновь прибывающие осужденные, находясь

в карантинном отделении в течение 2-3 месяцев, беседуют и встречаются с социальными работниками для того, чтобы личность осужденного была изучена и обследована всеми сотрудниками социальной службы.

Разновидностью второй основной модели социальной работы в тюрьмах Швейцарии является осуществление своей профессиональной деятельности социальными работниками не при штабе тюремного заведения, а непосредственно в отрядах осужденных. Преимуществом ее является постоянный, повседневный контакт, общение социальных работников с осужденными.

В настоящее время швейцарцы высказываются о том, что социальные службы должны более тесно взаимодействовать с «узкими» специалистами - психологами, психиатрами и др. [7, с. 44].

Хотелось бы отметить, что служба социальных работников в исправительных учреждениях Швейцарии направлена на все сферы жизни осужденных в период отбывания наказания. Социальные работники решают проблемы осужденных как внутри исправительных учреждений, так и вне учреждений (поддержание связи с семьей осужденного, родственниками оказание им помощи, если это необходимо и т.п.). Вся деятельность данных специалистов строится при активном взаимодействии с внешними организациями социальной защиты населения.

Специфика социальной работы в тюрьмах Финляндии заключается в том, что тюрьмы Финляндии находятся в ведении Министерства юстиции. В Финляндии имеется 23 тюрьмы (17 закрытых и 6 открытых), 36 заведений, включая все открытые отделения (имеется еще 5 открытых колоний и 8 других открытых заведений) общей численностью около 3000 заключенных, из них 150 женщин, 100 несовершеннолетних, 118 иностранных заключенных. Кроме того, существует психиатрическая больница для заключенных в г. Турку и Тюремная больница г. Хямеэнлинна. Количество тюремных мест составляет 3438, из них 29% находятся в открытых заведениях. Количество персонала составляет 2544 работника. Затраты на одного заключенного в день составляют около 599 финских марок (90,8 долларов). Соотношение заключенных ко всему населению (5 млн. чел.) составляет 46 заключенных на 100 000 жителей. В тюрьмах закрытого типа может содержаться от50 до 250 заключенных, в тюрьмах открытого типа - от 16 до 31 [7, с. 49].

Все тюрьмы подразделяются на три вида: строгого режима (повышенной безопасности); общего режима (средней безопасности); открытые тюрьмы.

В тюрьмах строгого режима (повышенной безопасности) жесткий надзор и более полная изоляция от общества и других заключенных. В тюрьмах общего режима (средней безопасности) заключенные могут общаться между собой, им разрешается выходить за пределы тюрьмы в сопровождении надзирателей. В остальных тюрьмах нет технических противопобеговых сооружений, т. е. заборов, решеток, заключенные живут в камерах, имея при себе ключи от дверей, могут свободно передвигаться в пределах территории учреждения, носят одежду гражданского образца.

Организация социальной работы и всего процесса отбывания наказания в тюрьмах Финляндии направлена на минимизацию разрыва между жизнью в обществе и в местах отбывания наказания. Каждому заключенному в тюрьме предоставляется отдельная камера. В такой камере размещены кровать, стол, стул, шкаф для личных вещей, душ, туалет. Заключенным разрешается пользоваться телевизором, магнитофоном, книгами, письменными принадлежностями, играть в компьютерные игры тем самым, предоставляя им возможность не потерять связи с обществом.

В каждом пенитенциарном учреждении Минюста Финляндии работают от 1 до 3 социальных работников и психологов. Должность социального работника была введена в штаты тюрем в 40-х годах 20 века, но обучение данной специальности появилось спустя 40 лет. В настоящее время для социальных работников организованы курсы повышения квалификации (иногда совместно с психологами, охранниками и т.д.), другие сотрудники также проходят трехнедельный курс по

социальной работе. Обучаться социальной работе в Учебном центре могут лица, имеющие высшее образование в области социальной политики.

Социальные работники, так же как и психологи имеют отдельный кабинет. На рабочем месте социального работника предусматривается наличие пишущей машины, персонального компьютера, архива, документов, касающихся социального обслуживания (законы, акты, журналы), материалов по жилищных вопросам, проблемам преодоления наркотической и алкогольной зависимости.

При первой беседе социальный работник составляет вместе с заключенным индивидуальную программу, которая предусматривает анализ и решение всех сложных вопросов вплоть до его освобождения и даже после. Как и во всех скандинавских странах, в Финляндии заключенные обязаны заниматься социально -полезной деятельностью: работать или учиться. При этом и то и другое оплачивается государством. Рабочий день составляет 40 часов в неделю. Диапазон производственной деятельности охватывает металлообработку, столярное дело, изготовление лодок из стекловолокна, сельское хозяйство, строительные работы, кустарное производство и текущие работы в заведениях. Курсы и другое обучение организуются социальными работниками в сотрудничестве с местными органами власти. В субботу и воскресенье они отдыхают, как и все граждане государства. Есть тюрьмы, в которых заключенные находятся только в ночное время и работают на гражданских предприятиях или учатся в учебных заведениях.

Осужденным в Финляндии законодательно предоставлен выбор: труд или учеба в рабочее время. Тюрьмы не имеют своих учебных заведений и учителей, обучение организуется в сотрудничестве с внешними учебными заведениями при содействии социального работника. Если заключенный желает получить среднее образование, то для решения своей проблемы он должен обратиться за помощью к социальному работнику. Социальный работник совместно с инспектором по образованию решает, как организовать процесс обучения. Если позволяет режим тюрьмы, осужденные могут обучаться за пределами мест заключения; если же заключенный находится в закрытой тюрьме, то социальный работник должен договориться с учебным заведением об организации обучения в специально оборудованных классах тюрьмы.

Таким образом, образование, полученное в тюрьме, в полной мере соответствует образованию, полученному в рамках общей системы образования в стране. Учащемуся, успешно сдавшему экзамены, выдается документ, как и в обычном учебном заведении.

Подготовку специалистов по социальной работе для тюрем осуществляет Учебный центр персонала пенитенциарных учреждений, который является головным специализированным образовательным учреждением Минюста Финляндии. Он был создан в 1976 году. Это единственное учебное заведение такого рода. В Финляндии женщины могут работать в тюрьмах для мужчин, а мужчины - в женских.

В финском законодательстве особо оговаривается то, что заключенным в тюрьмах должны быть обеспечены условия, почти не отличающиеся от условий нормальной жизни на свободе. Считается, что лишение свободы уже само по себе является достаточно тяжелым наказанием, и его нельзя дополнять каким-либо ущемлением человеческого достоинства. С учетом этого в Финляндии продумана и система социальной помощи осужденным и реабилитации лиц, отбывших наказание. Унизительные отметки о судимости в документах, упоминания о ней в каких - либо анкетах не практикуется.

Таким образом, служба социальной работы нашла достойное место в тюрьмах Финляндии и охватывает все сферы работы с осужденными.

Итак, подводя итог вышеизложенному, хотелось бы отметить, что организация деятельности социальных работников в уголовно-исполнительной системе Великобритании находится на высоком уровне. Большую помощь в деятельности социальных служб исправительных учреждений оказывают общественные

организации, добровольные помощники (волонтеры), особенно в организации досуга осужденных и их освобождения из мест лишения свободы.

Значительная роль в организации социальной службы отводится попечительскому надзору, в рамках которого осуществляет свою деятельность социальный работник, помогая осужденному не потерять связи с обществом.

Деятельность социального работника в США востребована уже в процессе нахождения заключенного в СИЗО (джейлы). По заданию суда социальные работники собирают информацию о заключенном, его ближайшем окружении и готовят справку для судебного заседания. Данная информация будет полезна на слушании дела заключенного и при помещении его в исправительное учреждение.

Цели социальной работы в условиях исправительных учреждений заключаются в следующем. Социальный работник в первую очередь должен помочь заключенным осознать необходимость изменить их судьбу. Для этого требуется установить плодотворные и содержательные отношения с осужденными и провести определенную диагностическую подготовку. Хотя поставить точный диагноз причин криминального поведения того или иного лица затруднительно, социальный работник может помочь заключенным проанализировать свои противоправные поступки и потребности.

Социальные работники вместе с тем помогают осужденным изменить поведение, особенно в связи с повседневными проблемами тюремного быта, среди которых: частые проявления насилия; сексуальные и несексуальные посягательства; кражи; азартные игры; рэкет; психологические и социальные преследования со стороны сокамерников и персонала; гомосексуальность; расовые конфликты; злоупотребления наркотиками и алкоголем.

Во всех этих случаях социальные работники приходят на помощь своим клиентам. Они могут также привить им навыки, полезные и в других жизненных ситуациях. Так, заключенные обычно с трудом принимают ответственные решения, и именно социальные работники готовы оказать помощь в рассмотрении альтернатив и поисках правильного выбора. Это относится к тем качествам и навыкам, которые понадобятся заключенным после освобождения, когда они столкнутся со множеством проблем -поиском работы, жилья, пищи, одежды, транспорта, трудностями в общении с людьми.

Социальные работники играют важнейшую роль и в работе с семьями, помогают им преодолеть психологические, социальные и экономические последствия ареста одного из членов. Помощь семье нужна и после возвращения заключенного из тюрьмы, когда потребуется взаимное приспособление и перераспределение ролей.

Многие из перечисленных задач не могут быть решены в обычных беседах и требуют немедленных действий со стороны социального работника. В этих случаях первоочередное значение имеют его способности устанавливать и использовать посреднические связи. Ему приходится работать и с отдельными людьми, и с общиной для того, чтобы подготовить и обеспечить комплекс услуг, которые понадобятся клиенту после освобождения.

В исправительных учреждениях США разработан целый ряд программ, имеющих целью снижение уровня преступлений, в которых непосредственное участие принимают социальные работники. Работа с осужденными начинается сразу же после поступления в исправительное учреждение. Социальный работник совместно с другими службами проводит диагностику вновь прибывшего осужденного с целью подбора для него индивидуальной программы.

Важным вопросом в деятельности социальных работников в США является то, что на них лежит обязанность:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• оповещать общественность о проблемах в области отправления уголовного правосудия;

• стимулировать изменения в подходе общества к осужденным как категории сограждан;

• участвовать в программах, относящихся к жертвам и свидетелям преступлений (благодаря сочетанию профессиональных навыков, которыми располагают социальные работники, они в состоянии оказать помощь и этой категории лиц).

Функции социального работника в рамках исправительных учреждений включают в себя также защиту и представление интересов осужденного в его отношениях с членами семьи, социальными органами, сотрудниками образовательных учреждений и возможными работодателями. Социальный работник может также многое сделать для создания более здоровой среды в самих исправительных учреждениях.

Подводя итоги анализа литературы, посвященной тюремной системе и состоянию социальной работы США, можно отметить, что в настоящий момент тюрьмы США сталкиваются с теми же проблемами, что и российская пенитенциарная система -перенаполнение, сложности с трудоустройством в исправительных учреждениях и т. п. Поэтому некоторые достижения социальной работы в исправительных учреждениях США можно позаимствовать и внедрить в отечественную пенитенциарную систему (например, программы по работе с осужденными насильниками и наркоманами) [7, с. 61].

Конечно с учетом специфики исправительных учреждений России. Интересен опыт США и в организации самой службы социальной работы: социальные работники есть и в суде, и в исправительном учреждении, и в службах пробации, а это позволяет работать с осужденным более качественно и прослеживать изменения в структуре его личности на протяжении допенитенциарного и постпенитенциарного периодов.

Таким образом, социальная работа в пенитенциарных учреждениях современной России только начинает складываться, технологии социальной работы в данной сфере не четко обозначены и зачастую функции специалистов социальной работы в уголовно исполнительной системе выполняют иные работники данной сферы.

Краткий анализ деятельности зарубежных пенитенциарных учреждений наглядно показывает, что основной поступательной тенденцией развития исправительной системы является постоянное и целенаправленное внедрение в практику работы современного комплекса социальных мероприятий с целью гуманизации условий содержания заключенных и внедрения современных достижений теории и практики социальной науки в реальную жизнь исправительных учреждений.

Социальная работа должна помогать человеку развиваться как личности с высокими гуманистическими ценностями и не должна осуществляться путем ломки личности и нарушения гуманистических ценностей. Подлинная социальность, как определенный тип и степень развития социального сознания, поведения и активности в обществе возможна только при отношении к себе и другим людям как к личности, при уважении их индивидуальности, свободы и ответственности. Таким образом, личностно-гуманистический подход определяет границы содержания и методов социальной работы, выход за пределы которых ведет к деструкции и деформации человека и общества.

Список литературы /References

1. Распоряжение Правительства РФ от 14.10.2010 г. № 1772-р «О Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года». С. 5-11.

2. Казанцев В.Н. Социальная работа в пенитенциарных учреждениях (на примере Германии и Швейцарии) // Вопросы социологии и социальной педагогики: Сб. науч. тр. Рязань, 2001. С. 44-59.

3. Кузнецов М.И. Социальная реабилитация в Швейцарии. // Преступление и наказание, 2001. № 8. С. 4-6.

4. Кузнецов М. Организация социальной службы в пенитенциарных учреждениях Швейцарии // Преступление и наказание, 2003. № 11. С.8-9.

5. Мелентьев М.П. Пенитенциарные системы зарубежных стран: Учебное пособие. Киев, 1993. С. 4-11.

6. Ресоциализация лиц, отбывающих наказание, и их социальная адаптация после освобождения (Венгрия, Великобритания, Финляндия, Швеция, ФРГ. № 4. М.: ГИЦ МВД СССР, 1991. С. 10-17.

7. Социальная работа в пенитенциарных учреждениях: Учебное пособие / под редакцией проф. А.Н. Сухова. М.: Московский психолого-социальный институт, 2007. С.44-53.

8. Ступени роста - 2010: тезисы студ. науч.-практ. конф. Кострома, 1-23 апр. 2010 г. / сост. А.Р. Наумов. Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова, 2010. С. 235-242.

9. Теоретические основы социальной работы в пенитенциарной системе ФРГ: аналитический обзор / Ю.В. Яцкова; ФКОУ ВПО Пермский институт ФСИН России. Пермь, 2015. С. 8-11.

Список литературы на английском языке /References in English

1. Russian Federation Government Decree No. 1772 14.10.2010-р «about the concept of development of the penal correction system of the Russian Federation up to the year 2020. P. 5-11.

2. Kazantsev V.N. social work in prisons (for example, Germany and Switzerland)//questions of sociology and social pedagogy: Sat. researcher. tr. Ryazan, 2001. P. 44-59.

3. Kuznetsov M.I. Social rehabilitation in Switzerland. Crime and punishment, 2001. № 8. P. 4-6.

4. Kuznetsov M.Social service organisation in Switzerland's prisons // crime and punishment, 2003. № 11. P. 8-9.

5. MelentievM.P. Penitentiary systems of foreign countries. Kiev, 1993. P. 4-11.

6. Resocialization of persons serving custodial sentences, and their social adaptation after the Liberation (Hungary, United Kingdom, Finland, Sweden, Germany no. 4.-m.: GIS MVD SSSR, 1991. P. 10-17.

7. Social work in prisons: a manual/edited by Prof. A.n. Suhova. M.: Moscow psychosocial Institute, 2007. P. 44-53.

8. Stages of growth - 2010: abstracts of the Stud. researcher. Scient. conf. Kostroma, 1-23 Apr. 2010 г./compl. A.R. Naumov. Kostroma: KSU them. N.A. Nekrasov, 2010. P. 235242.

9. Theoretical foundations of social work in the penitentiary system of GERMANY: an analytical review / U.V. Yatskov; FKOU VPO the Perm Institute of the Federal Penal Correction Service. Perm, 2015. P. 8-11.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.