Научная статья на тему 'ПРИНЦИП КУЛЬТУРОСООБРАЗНОСТИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТОВ В ВЕДОМСТВЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ'

ПРИНЦИП КУЛЬТУРОСООБРАЗНОСТИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТОВ В ВЕДОМСТВЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
63
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Пенитенциарная наука
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРИНЦИП КУЛЬТУРОСООБРАЗНОСТИ / ПЕНИТЕНЦИАРНАЯ СУБКУЛЬТУРА / ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ / МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / THE PRINCIPLE OF CULTURAL CONFORMITY / PENAL SUBCULTURE / FORMATION OF PROFESSIONAL CULTURE / PEDAGOGICAL POTENTIAL / METHODOLOGICAL SUPPORT / PROFESSIONAL TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мещерякова Елена Ивановна

Проблемы современного ведомственного образования, связанные с формированием профессиональной культуры будущих специалистов, требуют выявления и вдумчивого исследования лежащих в их основе противоречий, обоснования возможностей их разрешения. Особенность проведенного нами исследования в том, что оно осуществлено в контексте трех методологических подходов - культурологического, аксиологического и герменевтического. Новизна исследования и полученных результатов связана с его направленностью на формирование не столько личностно-профессиональных качеств курсантов, определяемых развитием их общей культуры, сколько качеств, особенно важных для развития профессиональной культуры будущих специалистов с учетом специфики предстоящей правоохранительной деятельности выпускников образовательных организаций ФСИН и МВД России. По результатам исследования, а также их реализации в образовательной деятельности сформулированы актуальные предложения, позволяющие направить формирование профессиональной культуры будущих специалистов в русло понимания ими гуманистического содержания предстоящей правоохранительной деятельности, а также на развитие таких личностно значимых качеств сотрудников правоохранительных органов, которые обеспечивают их морально-нравственную устойчивость под влиянием факторов, вызывающих профессионально-нравственную деградацию, среди которых может быть и взаимодействие с носителями пенитенциарной субкультуры. Профессиональная подготовка специалистов в ведомственных образовательных организациях, осуществляемая в соответствии с принципом культуросообразности, будет успешной, если: созданы педагогические условия, направляющие образовательную деятельность на достижение понимания обучающимися особенностей субкультуры отдельных социальных групп и их представителей - носителей субкультуры; создано и используется методическое сопровождение аудиторных занятий, а на занятиях для достижения своеобразного «погружения» обучающихся в ситуации правоохранительной деятельности, включающие проявления субкультуры, используются преимущества традиционных и инновационных методов и средств обучения; внеаудиторная воспитательная работа включает мероприятия, отражающие особенности субкультуры объектов предстоящей будущим специалистам правоохранительной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мещерякова Елена Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CULTURAL CONFORMITY PRINCIPLE IN SPECIALISTS’ PROFESSIONAL TRAINING IN DEPARTMENTAL EDUCATIONAL ORGANIZATIONS

The problems of modern departmental education associated with the formation of the professional culture of future specialists require the identification and thoughtful study of the underlying contradictions, substantiation of the possibilities for their resolution. The peculiarity of our research is that it was carried out on the basis and in the context of three methodological approaches - culturological, axiological and hermeneutic. The novelty of the research and the results obtained is related to its focus not so much on the formation of personal and professional qualities of cadets, determined by the development of their general culture, but on the formation of qualities that are especially important for the development of the professional culture of future specialists, taking into account the specifics of the upcoming law enforcement activities of graduates of educational institutions of the Federal Penal Service and the Ministry of Internal Affairs of Russia. Based on the results of the study as well as their implementation in educational activities, relevant proposals have been formulated that make it possible to direct the formation of the professional culture of future specialists in the direction of their understanding of the humanistic content of the upcoming law enforcement activity, as well as to the development of such personally significant qualities of law enforcement officers that provide them moral stability under the influence of factors that cause professional and moral degradation, among which there may be interaction with carriers of the penitentiary subculture. Professional training of specialists in departmental educational organizations, carried out in accordance with the principle of cultural conformity, will be successful if: pedagogical conditions are created that direct educational activities to achieve understanding by students of the peculiarities of the subculture of individual social groups and their representatives - carriers of the subculture; methodological support of classroom lessons has been created and used, and in the classroom, to achieve a kind of «immersion» of students in a situation of law enforcement, including manifestations of subculture, the advantages of traditional and innovative methods and means of teaching are used; extracurricular educational work includes activities that reflect the peculiarities of the subculture of objects for future law enforcement specialists.

Текст научной работы на тему «ПРИНЦИП КУЛЬТУРОСООБРАЗНОСТИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТОВ В ВЕДОМСТВЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

DOI 10.46741/2686-9764-2020-14-3-425-431 УДК 378:343.83

Принцип культуросообразности в профессиональной подготовке специалистов в ведомственных образовательных организациях

Е. И. МЕЩЕРЯКОВА

Воронежский институт МВД России, г. Воронеж, Российская Федерация ORCID: https://orcid.org/0000-0003-3726-5283, е-таИ: elenamsol@yandex.ru

Реферат. Проблемы современного ведомственного образования, связанные с формированием профессиональной культуры будущих специалистов, требуют выявления и вдумчивого исследования лежащих в их основе противоречий, обоснования возможностей их разрешения. Особенность проведенного нами исследования в том, что оно осуществлено в контексте трех методологических подходов - культурологического, аксиологического и герменевтического. Новизна исследования и полученных результатов связана с его направленностью на формирование не столько личностно-профессиональных качеств курсантов, определяемых развитием их общей культуры, сколько качеств, особенно важных для развития профессиональной культуры будущих специалистов с учетом специфики предстоящей правоохранительной деятельности выпускников образовательных организаций ФСИН и МВД России.

По результатам исследования, а также их реализации в образовательной деятельности сформулированы актуальные предложения, позволяющие направить формирование профессиональной культуры будущих специалистов в русло понимания ими гуманистического содержания предстоящей правоохранительной деятельности, а также на развитие таких личностно значимых качеств сотрудников правоохранительных органов, которые обеспечивают их морально-нравственную устойчивость под влиянием факторов, вызывающих профессионально-нравственную деградацию, среди которых может быть и взаимодействие с носителями пенитенциарной субкультуры.

Профессиональная подготовка специалистов в ведомственных образовательных организациях, осуществляемая в соответствии с принципом культуросообразности, будет успешной, если: созданы педагогические условия, направляющие образовательную деятельность на достижение понимания обучающимися особенностей субкультуры отдельных социальных групп и их представителей - носителей субкультуры; создано и используется методическое сопровождение аудиторных занятий, а на занятиях для достижения своеобразного «погружения» обучающихся в ситуации правоохранительной деятельности, включающие проявления субкультуры, используются преимущества традиционных и инновационных методов и средств обучения; внеаудиторная воспитательная работа включает мероприятия, отражающие особенности субкультуры объектов предстоящей будущим специалистам правоохранительной деятельности.

Ключевые слова: принцип культуросообразности; пенитенциарная субкультура; формирование профессиональной культуры; педагогический потенциал; методическое сопровождение; профессиональная подготовка.

13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования.

Для цитирования: Мещерякова Е. И. Принцип культуросообразности в профессиональной подготовке специалистов в ведомственных образовательных организациях. Пенитенциарная наука. 2020; 14(3):425-431. йО! 10.46741/2686-97642020-14-3-425-431.

Cultural conformity principle in specialists' professional training in departmental educational organizations

E. I. MESHCHERYAKOVA

® Voronezh Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Voronezh, Russian Federation

ORCID: https://orcid.org/0000-0003-3726-5283, e-mail: elenamsol@yandex.ru

Abstract. The problems of modern departmental education associated with the formation of the professional culture of future specialists require the identification and thoughtful study of the underlying contradictions, substantiation of the possibilities for their resolution. The peculiarity of our research is that it was carried out on the basis and in the context of three methodological approaches - culturological, axiological and hermeneutic. The novelty of the research and the results obtained is related to its focus not so much on the formation of personal and professional qualities of cadets, determined by the development of their general culture, but on the formation of qualities that are especially important for the development of the professional culture of future specialists, taking into account the specifics of the upcoming law enforcement activities of graduates of educational institutions of the Federal Penal Service and the Ministry of Internal Affairs of Russia.

Based on the results of the study as well as their implementation in educational activities, relevant proposals have been formulated that make it possible to direct the formation of the professional culture of future specialists in the direction of their understanding of the humanistic content of the upcoming law enforcement activity, as well as to the development of such personally significant qualities of law enforcement officers that provide them moral stability under the influence of factors that cause professional and moral degradation, among which there may be interaction with carriers of the penitentiary subculture.

Professional training of specialists in departmental educational organizations, carried out in accordance with the principle of cultural conformity, will be successful if: pedagogical conditions are created that direct educational activities to achieve understanding by students of the peculiarities of the subculture of individual social groups and their representatives - carriers of the subculture; methodological support of classroom lessons has been created and used, and in the classroom, to achieve a kind of «immersion» of students in a situation of law enforcement, including manifestations of subculture, the advantages of traditional and innovative methods and means of teaching are used; extracurricular educational work includes activities that reflect the peculiarities of the subculture of objects for future law enforcement specialists.

Key words: the principle of cultural conformity; penal subculture; formation of professional culture; pedagogical potential; methodological support; professional training.

13.00.01 - General pedagogy, History of pedagogy and education.

For citation: Meshcheryakova E. I. Cultural conformity principle in specialists' professional training in departmental educational organizations. Penitenciarnaya nauka = Penitentiary Science. 2020; 14(3):425-431. (In Russ.). DOI 10.46741/2686-9764-202014-3-425-431.

Формирование профессиональной культуры курсантов в ведомственных образовательных организациях - многоплановый и противоречивый процесс, исследование которого требует выявления и осмысливания лежащих в его основе противоречий, постановки проблем и их вдумчивого изучения. При этом каждая проблема предстает как многоаспектное образование, применительно к исследованию которого могут использоваться, взаимодействуя и переплетаясь, самые разные подходы и точки зрения. Нами рассматривается проблема формирования профессиональной культуры будущих

специалистов правоохранительных органов с позиции триединства культурологического, аксиологического и герменевтического методологических подходов. При этом лишь один из аспектов проблемы - формирование способности понимать и грамотно использовать в предстоящей профессиональной деятельности пенитенциарную субкультуру. Безусловно, особую роль в таком исследовании играет опора на принцип культуросообразности в обучении, воспитании, личностном развитии курсантов.

Определим актуальность исследования. Как одну из проблем следует выде-

лить прежде всего противоречие между потребностью правоохранительных органов в специалистах, способных осуществлять эффективную профессиональную деятельность с учетом социально-культурных особенностей лиц, нарушающих правовые нормы, и несформированностью у выпускников ведомственных образовательных организаций компетенций, позволяющих действовать в условиях пенитенциарной субкультуры. Еще одна проблема связана с недостаточной разработанностью методического сопровождения образовательной деятельности, учитывающей необходимость понимания пенитенциарной субкультуры, неготовность преподавателей к его разработке и использованию.

В связи с этим исследуемую проблему можно сформулировать следующим образом: как обеспечить эффективное формирование профессиональной культуры будущих специалистов правоохранительных органов с учетом специфики культуросо-образного представления о пенитенциарной субкультуре лиц (группы лиц), нарушающих действующее законодательство?

Использование принципа культуросооб-разности в качестве доминирующего может привести к обоснованию различных выводов в зависимости от предмета исследования и используемых методологических подходов. Предметом нашего исследования определено формирование профессиональной культуры курсантов ведомственных образовательных организаций в аспекте понимания особенностей пенитенциарной субкультуры. Исследование проводилось с позиций культурологического, аксиологического и герменевтического методологических подходов. Культурологический подход (Е. И. Артамонова, Е. В. Бондаревская, Г. И. Гайсина, А. Н. Га-лагузов, И. Ф. Исаев, Н. В. Петрова, М. И. Сит-никова, В. А. Сластенин и др.) потребовал изучения образовательного процесса в ракурсе развития и целостного преобразования личности его субъектов - обучающихся, выявления механизмов «включения личности в культуру и становления ее субъектом» [1, с. 9] культуры, при этом содержание образовательного процесса рассматривалось как обобщенная культура, предназначенная для овладения ее ценностями, а также саморазвития и самореализации личности «как субъекта культуры на основе культурной преемственности» [2, с. 10].

Аксиологический подход (А. И. Арнольдов, Н. А. Асташова, Л. В. Вершинина, П. С. Гу-ревич, А. Г. Здравомыслов, М. Г. Казакина, С. А. Смирнов, З. И. Равкин, В. П. Тугаринов,

Н. З. Чавчавадзе, Г И. Чижакова и др.) направил исследование в русло установления взаимосвязи между ценностями, социально-культурными факторами и личностью. При этом, по справедливому утверждению Е. В. и Н. О. Яковлевых, этот подход «применительно к любым направлениям и формам педагогической действительности может использоваться только в культурологическом контексте» [10, с. 87], чем определяется взаимосвязь культурологического и аксиологического подходов в исследовании проблемы формирования профессиональной культуры курсантов в ведомственных образовательных организациях.

Герменевтический подход (Е. Н. Атар-щикова, М. М. Бахтин, Н. В. Блажевич, П. П. Гайденко, А. Ф. Закирова, Э. В. Ильенков, Н. В. Малиновская, А. И. Овчинников, А. Е. Писаревский, Н. В. Сердюк, И. И. Сулима, В. А. Суслов, И. Л. Честнови и др.) дополнил исследование изучением направленности образовательной деятельности на обеспечение понимания будущими специалистами значимости пенитенциарной субкультуры в поведении тех субъектов, с которыми им предстоит взаимодействовать в профессиональной деятельности, а также понимания смысла и содержания осуществляемых этими субъектами действий (бездействия), их зависимости от сложившихся традиций, обычаев, требований субкультуры. Направленность на достижение понимания «имеет для педагогики уникальное значение, так как затрагивает интересы всех участников образовательного процесса и проявляет себя на разных его уровнях: от социального заказа образовательной сфере до конкретного методического приема, применяемого преподавателем» [5, с. 229].

Профессиональная культура понимается нами как «интегративное динамически развивающееся личностное образование, объединяющее совокупность правовых и гуманитарных знаний, практических умений осуществления правоохранительной деятельности на основе сформированной системы ценностных ориентаций, определяемых ее правозащитными функциями, где системообразующим элементом является, безусловно, правовая культура» [4, с. 40]. Важными чертами профессиональной культуры являются интегративность и динамизм, а также доминанта правовой культуры в процессе интериоризации, которая, по мнению Т. В. Пушкаревой, «состоит не в простом перемещении внешней деятельности во внутренний план сознания, а в формировании самого этого сознания» [8] обучающихся.

Безусловно, пенитенциарную субкультуру ни в коем случае нельзя рассматривать как элемент профессиональной культуры сотрудника правоохранительных органов, а ее формирование - как составляющую становления и развития профессиональной культуры курсантов в период их обучения в ведомственной образовательной организации. Ведь пенитенциарная субкультура, по мнению ее исследователей, это составная часть «криминальной субкультуры, т.е. обработанной преступным миром под себя системы человеческих ценностей: духовных, интеллектуальных, материальных, эстетических, противопоставленных общественным ценностям» [9, с. 59], «совокупность духовных и моральных ценностей, регламентирующих и упорядочивающих неофициальную (неформальную) жизнь осужденных в местах лишения свободы» [7, с. 12].

Важно учитывать, что атрибуты пенитенциарной субкультуры (жаргон и татуировки, неписаные обычаи и традиции, неформальные нормы поведения, особенности проведения времени и др.) в современной России стали довольно распространенным явлением в самых разных социальных группах, что «тюремная субкультура, благодаря наличию в ней определенной доли романтических моментов, таинственности, необычности, привлекательности, сравнительно легко усваивается, особенно молодежью» [11, с. 7]. Еще важнее понимать то пагубное, разрушающее личность влияние, которое оказывает пенитенциарная субкультура как на тех, кто пребывает в местах лишения свободы, так и на тех, кто потенциально может оказаться среди них. А для этого уже в процессе формирования профессиональной культуры будущих специалистов правоохранительных органов в период обучения в ведомственных образовательных организациях необходимо создать условия как для получения курсантами необходимых знаний в области пенитенциарной субкультуры, так и для приобретения ими умений и навыков использовать эти знания в профессиональной правоохранительной деятельности. Полезно сформировать и определенный иммунитет (невосприимчивость, сопротивляемость) сотрудников правоохранительных органов к влиянию пенитенциарной субкультуры.

Какова же роль принципа культуросо-образности в формировании профессиональной культуры сотрудников правоохранительных органов посредством изучения пенитенциарной субкультуры? Следует напомнить, что, согласно принципу культуро-сообразности (А. Дистервег), «та ступень

культуры, на которой мы находимся в данное время, предъявляет к нам требование, чтобы мы действовали сообразно с ней, если только хотим добиться положительных результатов. Иными словами, мы должны поступать культуросообразно» [3, с. 229]. Это означает, что сотрудники правоохранительных органов должны знать пенитенциарную субкультуру, чтобы эффективно осуществлять свою профессиональную деятельность.

Формирование профессиональной культуры курсантов как будущих сотрудников правоохранительных органов осуществляется в культурно-образовательном пространстве ведомственных образовательных организаций, где формируются такие важнейшие ее (профессиональной культуры) составляющие, как правовая культура и культура правоохранительной деятельности. Неотъемлемыми личностно-профессиональными качествами являются развитый интеллект, дисциплинированность и ответственность, устойчивая правоохранительная направленность мировоззрения, широкий кругозор и способность к творчеству, гармония физического и умственного развития, гуманизм интересов и потребностей, развитое чувство долга и др. Именно эти качества, позволяют эффективно осуществлять профессиональную деятельность, связанную с взаимодействием с лицами, пребывающими в местах лишения свободы, а также с теми, кто потенциально может оказаться среди них.

Для курсантов, подготовка которых в ведомственных образовательных организациях осуществляется по специальности 40.05.02 Правоохранительная деятельность, своеобразное «соприкосновение» с элементами пенитенциарной субкультуры наблюдается в процессе изучения дисциплин «Криминология» и «Профессиональная этика». На занятиях по криминологии курсанты знакомятся с субкультурой в аспекте ее влияния на пенитенциарную преступность - «самодетерминирующийся вид преступности, повторяющий общие закономерности ее развития опосредованно, через глубинные криминогенные процессы, происходящие в период исполнения и отбывания наказания» [6, с. 55]. При этом субъектами противоправных деяний могут быть как лица, отбывающие наказания, так и сотрудники пенитенциарных учреждений, большинство из которых - выпускники ведомственных образовательных организаций. Причины соучастия сотрудников уголовно-исполнительной системы в пенитенциарной преступности могут быть различными, но одна из них - недостаточная сформированность професси-

ональной культуры сотрудников, в том числе и в период обучения в ведомственных образовательных организациях, - должна стать предметом педагогического исследования.

При обучении курсантов важно развеять мифы о романтике, таинственности, привлекательности пенитенциарной субкультуры, убедить в ее пагубном, разрушающем влиянии на личность. Последнее особенно важно для профилактики преступности в молодежной среде.

Знания, полученные курсантами в процессе изучения криминологии, должны быть дополнены на занятиях по профессиональной этике. Именно в курсе «Профессиональная этика» курсанты изучают морально-нравственные основы профессиональной деятельности сотрудников правоохранительных органов, ее гуманистическое содержание, приобретают умения к осуществлению профессиональной деятельности в соответствии с нравственными принципами, которые в реальной правоохранительной деятельности должны стать устойчивыми навыками. Организация изучения этих важнейших для формирования профессиональной культуры будущих специалистов дисциплин в соответствии с принципом культуросоо-бразности может обеспечить достижение такого уровня сформированности и устойчивости их профессионально- и личностно значимых качеств, который позволит не только повысить эффективность правоохранительной деятельности, но и предотвратить профессионально-нравственную деформацию, в том числе и под влиянием факторов пенитенциарной субкультуры.

Важно, чтобы в образовательном процессе использовалось адекватные методическое сопровождение, включающее рациональную интеграцию форм, методов и средств в рамках используемых педагогических технологий, причем как на аудиторных занятиях, так и во внеаудиторной (в том числе и самостоятельной) деятельности курсантов. Практика показывает, что значительным потенциалом в этой связи обладают наглядно-иллюстративные методы, которые позволяют курсантам «погрузиться» в среду пенитенциарной культуры, прочувствовать ее губительное влияние на личность. Так, например, в сочетании с интерактивными методами коллективного обсуждения видеоматериалов наглядно-иллюстративные методы при грамотной организации педагогического взаимодействия позволяют достичь высокой степени воздействия на сознание обучающихся, стимулируя тем самым формирование их профессиональной культуры.

Большим педагогическим потенциалом обладает и метод ситуационного анализа, когда для изучения вариантов эффективного и обоснованного поведения сотрудников предлагаются ситуации, взятые из практики правоохранительной деятельности. Для курсантов образовательных организаций ФСИН России в аспекте пенитенциарной субкультуры это ситуации, в которых проявляются традиции и неписаные законы криминальных группировок пенитенциарного учреждения, их иерархия, коммуникативные, экономические, сексуальные и иные атрибуты взаимоотношений носителей пенитенциарной субкультуры. Для курсантов образовательных организаций МВД России это главным образом ситуации профилактической работы с теми, кто с высокой долей вероятности может пополнить ряды находящихся в местах лишения свободы. Особую роль в анализе ситуаций правоохранительной деятельности играет в том числе и поддержание взаимосвязи между ценностями, социально-культурными факторами и личностью, соответствующей аксиологической направленности деятельности.

В связи с ограниченностью времени, которое может быть отведено на аудиторных занятиях в процессе изучения дисциплин «Криминология» и «Профессиональная этика» для понимания курсантами пенитенциарной субкультуры, полезно использовать для этого внеаудиторное время, в частности работу курсантов в научных кружках. Опыт показывает, что и подготовка, и заслушивание докладов по темам, так или иначе связанным с тюремной субкультурой, вызывают большой интерес обучающихся и сопровождаются активным коллективным обсуждением, которое очень важно направить в русло формирования у будущих специалистов профессиональной культуры.

По результатам проведенного исследования можно сформулировать следующие выводы:

- использование при исследовании проблемы повышения эффективности формирования профессиональной культуры будущих специалистов правоохранительных органов триединства методологических подходов (культурологического, аксиологического, герменевтического) позволяет выявить противоречия, разрешение которых может иметь существенное значение для совершенствования образовательной деятельности ведомственных образовательных организаций;

- формирование профессиональной культуры курсантов ведомственных образовательных организаций в русле понима-

ния гуманистического содержания предстоящей правоохранительной деятельности предполагает становление личностно значимых качеств, обеспечивающих их морально-нравственную устойчивость, в том числе устойчивость под влиянием факторов, вызывающих профессионально-нравственную деградацию, среди которых могут быть и факторы пенитенциарной субкультуры;

- применение принципа культуросооб-разности в образовательной деятельности, когда она направлена на достижение цели формирования профессиональной культуры будущих специалистов, требует такого ее содержательного наполнения, при котором обеспечивается понимание культуры тех, в отношении кого осуществляется правоохранительная деятельность, при одновременном достижении обучающимися уровня профессиональной культуры, необходимого и достаточного для такого понимания.

Обобщая результаты исследования и практику их реализации в образовательном процессе, можно определить следующие направления повышения эффективности формирования профессиональной культуры будущих специалистов правоохранительных органов с учетом специфики культуро-сообразного представления о субъектах взаимодействия:

- создание педагогических условий, обеспечивающих направленность образо-

вательной деятельности на понимание обучающимися особенностей субкультуры социальных групп, с которыми и в отношении которых осуществляется профессиональная правоохранительная деятельность, а также на восприятие их отдельных представителей как носителей субкультуры;

- разработка методического сопровождения аудиторных занятий (диагностика проблем и информационный поиск, обоснование возможных путей и способов их разрешения, методическое обеспечение занятий и др.), обеспечивающего формирование личностно-профессиональных качеств курсантов в процессе культуросособразного взаимодействия субъектов образовательной деятельности;

- интеграция на аудиторных занятиях преимуществ традиционных и инновационных методов и средств обучения, позволяющих достигать своеобразного «погружения» обучающихся в ситуации правоохранительной деятельности, включающие проявления субкультуры тех лиц, социальных групп и др., с кем осуществляется профессиональное взаимодействие, в том числе как один из возможных вариантов - и представителей пенитенциарной субкультуры;

- организация и проведение внеаудиторной воспитательной работы с курсантами, включающей мероприятия, отражающие особенности тюремной субкультуры.

I СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Гайсина, Г. И. Культурологический подход в теории и практике педагогического образования : автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора педагогических наук / Гайсина Гузель Иншаровна. - Москва, 2002. - 37 с.

2. Галагузов, А. Н. Культурологический подход в профессиональной подготовке специалистов социальной сферы : автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора педагогических наук / Галагузов Алексей Николаевич. - Москва, 2011. - 41 с.

3. Дистервег, А. Избранные педагогические сочинения / А. Дистервег. - Москва : Учпедгиз, 1956. - 374 с.

4. Мещерякова, Е. И. К вопросу о формировании профессионально-педагогической культуры будущих педагогов-исследователей в процессе педагогической практики / Е. И. Мещерякова // Воронежская педагогическая школа: опыт прошлого - вызовы современности : материалы международной научно-практической конференции (Воронеж, 6-7 апреля 2018 г.). - Воронеж : Ритм, 2018. - С. 39-41. - ISBN 978-5-6041905-2-4.

5. Мещерякова, Е. И. Формирование готовности курсантов к действиям в экстремальных ситуациях с позиций герменевтического подхода / Е. И. Мещерякова, М. А. Сибирко // Вестник Воронежского института ФСИН России. -2017. - № 3. - С. 228-233.

6. Пенитенциарная криминология : учебник / под редакцией Ю. М. Арутюняна, А. Я. Гришко, А. П. Фильченко. -Рязань : Академия ФСИН России, 2009. - 566 с. - ISBN 978-5-7743-0270-3.

7. Писарев, О. М. Психология пенитенциарного социума / О. М. Писарев // Хрестоматия по юридической психологии. Особенная часть. Пенитенциарная психология. - Томск : Томский филиал ФГОУ ВПО Кузбасский институт ФСИН России, 2007. - С. 12-52.

8. Пушкарева, Т. В. Проблема интериоризации знаний в психолого-педагогической науке / Т. В. Пушкарева // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - № 1-1. - URL: http://science-education.ru/ru/article/ view?id=17247 (дата обращения: 19.02.2020).

9. Смирнов, Л. Б. Особенности пенитенциарной субкультуры / Л. Б. Смирнов // Криминология: вчера, сегодня, завтра. - 2018. - № 2 (49). - С. 57-61.

10. Яковлев, Е. В. Аксиологический подход в педагогическом исследовании: сущность, значение, проблемы реализации / Е. В. Яковлев, Н. О. Яковлева // Современная высшая школа: инновационный аспект. - 2010. - № 3. - С. 85-92.

11. Яковлев, Н. А. Тюремная (пенитенциарная) субкультура как криминогенный фактор и перспективы нейтрализации ее негативного влияния : диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук / Яковлев Никита Александрович. - Елец, 2006. - 228 с.

REFERENCES

1. Gajsina G. I. Kul'turologicheskijpodhod vteoriiipraktikepedagogicheskogo obrazovaniya. Avtoref. diss. dokt. ped. nauk [Cultural approach in the theory and practice of teacher education. Author's abstract of diss. Dsc. in Pedagogy]. Moscow, 2002. 37 p. (In Russ.).

2. Galaguzov A. N. Kul'turologicheskij podhod v professional'noj podgotovke specialistov social'noj sfery. Avtoref. diss. dokt. ped. nauk [Cultural approach in the professional training of specialists in the social sphere. Author's abstract of diss. Dsc. in Pedagogy]. Moscow, 2011. 41 p. (In Russ.).

3. Disterveg A. Izbrannye pedagogicheskie sochineniya [Selected pedagogical essays]. Moscow, 1956. 374 p. (In Russ.).

4. Meshcheryakova E. I. K voprosu o formirovanii professional'no-pedagogicheskoj kul'tury budushchih pedagogov-issledovatelej v processe pedagogicheskoj praktiki [On the formation of the professional and pedagogical culture of future pedagogical researchers in the process of pedagogical practice]. Materialy mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii «Voronezhskaya pedagogicheskaya shkola: opyt proshlogo - vyzovy sovremennosti» [Materials of the international scientific and practical conference «Voronezh Pedagogical School: Experience of the Past - Challenges of the Present»]. Voronezh, 2018, pp. 39-41. (In Russ.).

5. Meshcheryakova E. I., Sibirko M. A. Formirovanie gotovnosti kursantov k dejstviyam v ekstremal'nyh situaciyah s pozicij germenevticheskogo podhoda [Formation of cadets' readiness to act in extreme situations from the standpoint of the hermeneutic approach]. Vestnik Voronezhskogo instituta FSIN Rossii - Bulletin of the Voronezh Institute of the Federal Penal Service of Russia, 2017, no. 3, pp. 228-233. (In Russ.).

6. Arutyunyan YU. M., Grishko A. YA., Fil'chenko A. P. (red.) Penitenciarnaya kriminologiya [Penal criminology]. Ryazan, 2009. 566 p. (In Russ.).

7. Pisarev O. M. Psihologiya penitenciarnogo sociuma [Psychology of the penal society]. Hrestomatiya po yuridicheskoj psihologii. Osobennaya chast'. Penitenciarnaya psihologiya [A reader on legal psychology. The special part. Penal psychology]. Tomsk, 2007, pp. 12-52. (In Russ.).

8. Pushkareva T. V. Problema interiorizacii znanij v psihologo-pedagogicheskoj nauke [The problem of interiorization of knowledge in psychological and pedagogical science]. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya - Modern problems of science and education, 2015, no. 1-1. Available at: http://science-education.ru/ru/article/view?id—17247 (accessed 19.02.2020). (In Russ.).

9. Smirnov L. B. Osobennosti penitenciarnoj subkul'tury [Features of the penal subculture]. Kriminologiya: vchera, segodnya, zavtra - Criminology: yesterday, today, tomorrow, 2018, no. 2 (49), pp. 57-61. (In Russ.).

10. YAkovlev E. V., YAkovleva N. O. Aksiologicheskij podhod v pedagogicheskom issledovanii: sushchnost', znachenie, problemy realizacii [Axiological approach in pedagogical research: essence, meaning, problems of implementation]. Sovremennaya vysshaya shkola: innovacionnyj aspect - Modern higher education: an innovative aspect, 2010, no. 3, pp. 85-92. (In Russ.).

11. YAkovlev N. A. Tyuremnaya (penitenciarnaya) subkul'tura kak kriminogennyj faktor i perspektivy nejtralizacii ee negativnogo vliyaniya. Diss. kand. yurid. nauk [The prison (penal) subculture as a criminogenic factor and prospects for neutralizing its negative influence. Diss. PhD. in Law]. Yelets, 2006. 228 p. (In Russ.).

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ / INFORMATION ABOUT THE AUTORS

ЕЛЕНА ИВАНОВНА МЕЩЕРЯКОВА - профессор ка- ELENA I. MESHCHERYAKOVA - Professor of the

федры социально-гуманитарных дисциплин Воронеж- Department of Social and Humanitarian Disciplines of

ского института МВД России, r. Воронеж, Российская the Voronezh Institute of the Ministry of Internal Affairs of

Федерация, доктор педагогических наук, профес- Russia, Voronezh, Russian Federation, Dsc, in Pedagogics,

сор. ORCID: https://orcid.org/0000-0003-3726-5283, Professor. ORCID: https://orcid.org/0000-0003-3726-

е-mail: elenamsol@yandex.ru 5283, e-mail: elenamsol@yandex.ru

йО! 10.46741/2686-9764-2020-14-3-431-436 УДК 378.046.4

Методика организации работы с буферами обмена данных в программном комплексе АКУС при обучении сотрудников территориальных органов на курсах повышения квалификации и профессиональной переподготовки начальников отрядов исправительных учреждений

А. А. БАБКИН

Вологодский институт права и экономики ФСИН России, г. Вологда, Российская Федерация

ORC!D: https://orcid.org/0000-0001-8033-1747, е-таИ: aleksei_babkin@mail.ru

Реферат. В соответствии с Концепцией развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 г. одним из ключевых направлений в процессе исправления осужденных является применение передовых методов и методик орга-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.