Научная статья на тему 'Актуальность внедрения инновационных технологий в образовательный процесс по дисциплине «Тактико-специальная подготовка» в образовательных организациях МВД России'

Актуальность внедрения инновационных технологий в образовательный процесс по дисциплине «Тактико-специальная подготовка» в образовательных организациях МВД России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
587
122
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ МВД РОССИИ / ТАКТИКО-СПЕЦИАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / INNOVATIVE TECHNOLOGIES IN EDUCATIONAL ORGANIZATIONS OF MIA OF RUSSIA / TACTICAL AND SPECIAL TRAINING / SPECIALIZED COMPETENCES / INDEPENDENCE / PROFESSIONAL ACTIVITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кочин Андрей Анатольевич, Горелов Станислав Александрович, Михайлов Олег Геннадьевич

В статье рассматриваются вопросы применения инновационных технологий в образовательном процессе, воздействие на эффективность развития у курсантов самостоятельности, специализированных компетенций в профессиональной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кочин Андрей Анатольевич, Горелов Станислав Александрович, Михайлов Олег Геннадьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The relevance of introduction of innovative technologies in the educational process of discipline «Special tactical training» in educational organizations of MIA of Russia

Application of innovative technologies in the educational process, impact on the effectiveness of the independence of cadets, specialized competences in professional activities are considered in this article.

Текст научной работы на тему «Актуальность внедрения инновационных технологий в образовательный процесс по дисциплине «Тактико-специальная подготовка» в образовательных организациях МВД России»

Кочин А.А., Горелов С.А., Михайлов О.Г. Актуальность внедрения инновационных технологий.

УДК - 37.013.75

А.А. Кочин*, С.А. Горелов**, О.Г. Михайлов***

Актуальность внедрения инновационных технологий в образовательный процесс по дисциплине «Тактико-специальная подготовка» в образовательных организациях МВД России

В статье рассматриваются вопросы применения инновационных технологий в образовательном процессе, воздействие на эффективность развития у курсантов самостоятельности, специализированных компетенций в профессиональной деятельности.

Ключевые слова: инновационные технологии в образовательных организациях МВД России, тактико-специальная подготовка, специализированные компетенции, самостоятельность, профессиональная деятельность.

A.A. Kochin*, S.A. Gorelov**, O.G. Mikhailov***. The relevance of introduction of innovative technologies in the educational process of discipline «Special tactical training» in educational organizations of MIA of Russia. Application of innovative technologies in the educational process, impact on the effectiveness of the independence of cadets, specialized competences in professional activities are considered in this article.

Keywords: innovative technologies in educational organizations of MIA of Russia, tactical and special training, specialized competences, independence, professional activities.

Выполнение служебных обязанностей сотрудниками органов внутренних дел, безусловно, связано с реальной опасностью для их жизни и здоровья. Террористические и экстремистские проявления, факты массовых беспорядков требуют от правоохранительных органов использовать и широко применять в своей деятельности передовые технологии из арсенала специальных средств.

В современных условиях техническое оснащение органов правопорядка играет особую роль в деле решения ими своих задач по обеспечению безопасности личности и государства. Технические средства и устройства, состоящие на вооружении органов внутренних дел и применяемые для защиты личного состава и обеспечения эффективного выполнения оперативно-служебных задач, должны развиваться и модернизироваться в ногу со стремительным развитием инновационных технологий.

Министр внутренних дел Российской Федерации в подведении итогов по выполнению плана деятельности органов внутренних дел за 2014 г. указал, что вопросы внедрения современных технологий в процесс профессионального обучения должны находиться в постоянном поле зрения. Необходимо пересмотреть подходы к организации повышения квалификации личного состава органов внутренних дел на основе новых методик.

Одним из приоритетных направлений деятельности органов внутренних дел Российской Федерации, министром внутренних дел на 2015 г. определено повысить уровень качества подготовки кадров для органов внутренних дел, модернизировать систему профессионального обучения.

В соответствии с реформированием органов внутренних дел Российской Федерации приоритетное направление оперативно-служебной деятельности обусловлено усовершенствованием требований к качеству подготовки сотрудников органов внутренних дел, повышению их профессиональной подготовки, что непременно окажет позитивное влияние на результаты оперативно-служебной деятельности личного состава органов внутренних дел.

В последнее время очень часто в открытых источниках информации появляются и широко рекламируются репортажи о технических возможностях применения беспилотных летательных аппаратов (далее БПЛА - беспилотный летательный аппарат) - летательный аппарат без экипажа на борту, оснащенный двигателем и поднимающийся в воздух за счет действия аэродинамических сил, управляемый автономно или дистанционно, способный нести некоторую полезную нагрузку. Отсутствие пилота и систем его жизнеобеспечения, управления и вывода информации на борту делает летательные аппараты более легкими, компактными.

* Кочин, Андрей Анатольевич, первый заместитель начальника Санкт-Петербургского университета МВД России, доктор педагогических наук, профессор. Адрес: Россия, 198206, Санкт-Петербург, улица Лётчика Пилютова, д. 1. Тел. 744-24-39. E- mail: mail@ univermvd.ru.

** Горелов Станислав Александрович, начальник кабинета специальных дисциплин кафедры деятельности ОВД в особых условиях Санкт-Петербургского университета МВД России. Адрес: Россия, 198206, г. Санкт-Петербург, ул. Летчика Пилютова, д. 1. Тел.: 744-70-93 *** Михайлов Олег Геннадьевич, преподаватель кафедры деятельности ОВД в особых условиях Санкт-Петербургского университета МВД России. Адрес: Россия, 198206, г. Санкт-Петербург, ул. Летчика Пилютова, д. 1. Тел.: 744-70-93

* Kochin, Andrey Anatiliyevich, the deputy chief of the St.-Petersburg university of the Ministry of Internal Affairs of Russia, the doctor of pedagogical sciences, the professor. Address: Russia, 198206, St.-Petersburg, Pilot Pilyutov str., 1. Ph. 7442439. E-mail: mail@univermvd.ru.

** Gorelov, Stanislav Alexandrovich, head of special disciplines of the chair of internal bodies' activity in special conditions of the St. Petersburg University ofthe Ministry internal affairs of Russian Federation. Address: Russia, 198206, St. Petersburg, Pilot Pilyutov str., 1. Tel .: 744-70-93

*** Mikhailov, Oleg Gennadiyevich, lecturer of internal bodies' activity in special conditions of the St. Petersburg University of the Ministry internal affairs of Russian Federation. Address: Russia, 198206, St. Petersburg, Pilot Pilyutov str., 1. Tel .: 744-70-93 © Кочин А.А., Горелов С.А., Михайлов О.Г., 2015

Педагогика

Летательный аппарат в разы повышает продолжительность и дальность полета из-за отсутствия фактора усталости экипажа, маневренности с перегрузкой, превышающей физические возможности человека. Малые затраты на производство и эксплуатацию БПЛА делают их конкурентоспособными на рынке сбыта по сравнению с пилотируемыми летательными аппаратами. Маршрут полета БПЛА можно программировать непосредственно перед стартом, перепрограммировать во время полета или управлять аппаратом дистанционно. Все вышеуказанные факторы открывают перед БПЛА решение широкого спектра задач - как военного предназначения, так и гражданского.

Разработка комплексов разведки и целеуказания на основе беспилотных летательных аппаратов проводится в настоящее время фактически всеми индустриально развитыми странами мира. Международный интерес на авиационных салонах Ле-Бурже, Paris Air Show, Iran Airshow, Aero India убедительно свидетельствует, что БПЛА с каждым годом занимают все большее место в различных сферах. Наблюдается тенденция увеличения сегмента беспилотной авиации в странах Ближнего Востока, Юго-Восточной Азии.

На выставке «Интерполитех-2005» - форуме средств обеспечения безопасности - руководством МВД России в свое время было обращено внимание на беспилотные новинки. В составе Центра авиации МВД России было сформировано специальное подразделение по эксплуатации беспилотников с целью решения задач по охране общественного порядка.

В настоящее время по всей России успешно эксплуатируют беспилотные летательные аппараты уже 27 авиаотрядов, имеющих на своем вооружении различные классификации БПЛА.

Революционное развитие ряда технических направлений в области микропроцессорной техники, дало реальную возможность для применения систем БПЛА нового поколения, имеющих уникальные характеристики, которые можно классифицировать:

- по габаритно-весовым характеристикам (миниатюрные, сверхмалые, малые, средние, большие);

- по возможности повторного применения (многоразовые и одноразовые);

- по аэродинамической схеме (самолетного и вертолетного типа);

- по способу управления (управляемые оператором по линиям (каналам) управления, управляемые автоматически (по программе), с комбинированной системой управления);

- по виду применяемой аппаратуры (фото и видеоразведки);

- по времени получения собранной информации (в масштабе реального времени, периодически в ходе сеансов связи, после посадки);

- по высоте применения (сверхмаловысотные, маловысотные, применяемые на средних высотах, применяемые на больших высотах);

- по дальности действия (сверхмалой дальности, малой дальности, средней дальности, большой дальности);

- по продолжительности полета (малой, средней и большой продолжительности).

БПЛА, в зависимости от возложенных задач, могут оснащаться навигационной системой GPS, автопилотом, видео- и фотооборудованием для съемок с воздуха, радиооборудованием для управления летательным аппаратом с земли и передачей видео оператору.

Научно-педагогическим коллективом кафедры деятельности органов внутренних дел в особых условиях Санкт-Петербургского университета МВД России усилия концентрируются на усовершенствовании методов обучения курсантов первоначальным индивидуальным навыкам использования и применения специальных средств индивидуальной бронезащиты, палок специальных и противоударных щитов при проведении специальных операций по пресечению групповых нарушений общественного порядка и массовых беспорядков. Прививаются компетенции в правомерном применении и использовании специальных средств при проведении специальных операций.

С этой целью преподавателями кафедры при проведении практических занятий с курсантами вне классной аудитории используется микро-БПЛА ближнего радиуса действия, предназначенный для индивидуального оперативного использования.

Данный класс миниатюрных сверхлегких аппаратов с взлетной массой до 3 кг начал появляться в России относительно недавно, но уже довольно широко представлен. Эти БПЛА по своей аэродинамической схеме относятся к вертолетному типу, управляются оператором при помощи комбинированной системы управления в масштабе реального времени. Используются на сверхмалых высотах и сверхмалой дальности, с малой продолжительностью полета.

Такие БПЛА просты в эксплуатации и транспортировке, запуск осуществляется, как правило, с неподготовленной площадки или с руки, что позволяет успешно применять его для воздушной разведки в местах, где отсутствуют условия для взлета и посадки беспилотных летательных аппаратов самолетного типа.

На используемом БПЛА применялось подвесное оборудование для проведения видео- и фотосъемки - гиростабилизированная видеокамера. Применение такого БПЛА актуально и вполне достаточно для отработки практических вопросов на занятиях и кафедральных учениях, связанных с тематикой массовых беспорядков, где число обучаемых курсантов варьируется от 80 до 120 человек и управление подразделением приобретает некую нестабильность.

Учитывая специфику отрабатываемых вопросов, преподавателю необходимо анализировать складывающуюся, постоянно меняющуюся обстановку, принимать обоснованное решение, своевременно доводить конкретные задачи до обучаемых и контролировать их исполнение и таким образом привить курсантам определенный опыт при активном усвоении специфики будущей профессии и развивать у обучаемых специализированные компетенции самостоятельности, анализа и самоанализа.

Кочин А.А., Горелов С.А., Михайлов О.Г. Актуальность внедрения инновационных технологий..

Рис. 1 Схема проведения контрольно-экспериментального исследования

Кафедрой деятельности органов внутренних дел в особых условиях в 2015 г. на базе учебного центра Санкт-Петербургского университета МВД России были запланированы и проведены практические занятия и межкафедральные тактические учения, на которых рассматривались и практически отрабатывались вопросы, связанные с деятельностью органов внутренних дел по пресечению и ликвидации массовых беспорядков. Курсанты были условно разделены на две контрольно-экспериментальные группы «А» и «Б» (рис. 1).

С контрольно-экспериментальными группами «А» и «Б» теоретические занятия и формирование первоначальных практических навыков и умений проводились в соответствии с утвержденными — методическими планами в полном объеме - 120 часов. На занятиях с контрольно-экспериментальной группой «А» при отработке и разборе практических действий ^М^ИННН^^^^Н I преподавателями кафедры использовался БИЛА с ^^^^^^ЙЁ^^^М подвесным оборудованием для видеофиксации.

Контрольно-экспериментальная группа А, поставленные учебные^^И В ПСрИОД ПрОВСДСНИЯ ЗаНЯТИЙ С ПОМОЩЬЮ

задачи по пресечению и ликвидации массовых беспорядков, выполнила. ^^^Н ' 1 _ ^

Действия группы слажены, личный состав действовал быстро, ПСрСДаЧИ ВИДСОИЗОбраЖСНИЯ С БПЛА На ПЛаНШСТ

организованно, в рамках отведенного времени. Прорыва статистов в зоне ^^^В ^ *

ответственности группы а, не допущено ■ преподавателями осуществлялся непрерывный

Контрольно-экспериментальная группа Б, поставленные учебные ' 1 1 1

задачи по пресе е о к кассовых беспорядков, выполнила КОНТРОЛЬ НаД ДСЙСТВИЯМИ КУрСаНТОВ На ВССЙ ПЛОЩаДИ

после введения дополнительного резерва. 1 руппа Ь действовала малыми -Г ' 1 ' 1 ¿г 1 '*

гуо™с™евлзГ'от4™^^^^ и как следствие Ш выполняемых упражнений. Своевременно вносились

^ корректировки при активных действиях, во время проведения оперативных пауз с курсантами проводился детальный анализ допущенных неточностей. Обучаемые самостоятельно выявляли свои недостатки и принимали действенные меры к их недопущению впредь. Количество ошибок, допускаемых при повторном осуществлении того или иного приема, значительно снижалась. Метод способствовал приобретению специализированных компетенций, слаженности действий в группах.

Преподавателями кафедры с контрольно-экспериментальной группой «Б» также осуществлялась отработка и разбор практических действий. При отработке и разборе практических действий курсантов обозначались общие ошибки и недочеты, которые приводят к посредственным результатам. Количество повторений учебных упражнений возрастает. При отработке группового упражнения не всегда своевременно корректировались действия отдельных обучающихся.

В конце обучения были проведенные межкафедральные тактические учения (кафедры деятельности органов внутренних дел в особых условиях, физической подготовки и прикладных единоборств, огневой подготовки). Преподавателями кафедры деятельности органов внутренних дел в особых условиях использовался БПЛА с видео- и фотофиксацией.

Был проведен сравнительный анализ действий контрольно-экспериментальной группы «А» и контрольно-экспериментальной группы «Б».

Поставленные учебные задачи по пресечению и ликвидации массовых беспорядков обе группы выполнили, но при визуальной оценке было выявлено, что действия группы «А» слаженны, организованны, каждый курсант представлял свое место в группе, занимал позицию согласно боевого расчета без суеты, в рамках отведенного времени. Прорыва статистов в зоне ответственности группы «А» не допущено.

Контрольно-экспериментальная группа «Б», действовала не всегда сплоченно, что привело к разделению ее на малые группы по 4-6 человек и, как следствие, к прорыву статистов в зоне ответственности.

Организация учебных действий обучающихся является главным компонентом в структуре процесса обучения. В данном случае кафедрой широко применяются активный и интерактивный методы обучения, где курсант является действующим лицом. Обучаемого и преподавателя на таких занятиях связывает интенсивность общения как по реверсивной схеме «преподаватель-курсант», так и по схеме «курсант-курсант».

Игровое ситуационное моделирование, разыгрывание всевозможных ситуаций по ролям позволяют реализовать весь эффективный потенциал курсантов, побуждают их к практической и мыслительной деятельности. Предложенная методика проведения практического занятия предоставляет возможность обоснованно оценивать результативность действий (бездействий) каждого курсанта и подразделения в целом.

Не стоит забывать о том, что каждое практическое занятие подлежит разбору. В данном случае материал, зафиксированный при помощи БПЛА, предоставляет возможность курсантам самостоятельно или с помощью преподавателя выявлять свои ошибки. Наиболее ценно то, что курсанты, наблюдая за своими действиями, способны провести анализ действий, сделать верные выводы и принять оптимальное решение.

Педагогика

При организации таких практических занятий между обучающихся идет обмен знаниями, вариантами различных решений поставленных вопросов, т.к. каждый из обучающихся вносит свой вклад в совместную деятельность. Преподаватель в данном случае регулирует процесс с целью формирования межличностного взаимодействия не только в учебной группе, но и в профессиональных ситуациях.

Рассмотренная методика способствует лучшему усвоению ранее изученного материала, формированию мнения и приобретению новых практических, профессионально-специализированных компетенций. Для профессионального развития курсанта как будущего руководителя или начальника подразделения - это неоценимый опыт.

Улучшение качества педагогической работы по вышеуказанной тематике позволит повысить уровень профессионализма обучающихся, поможет развитию навыков самостоятельного творческого мышления и изложения собственных умозаключений, что в конечном итоге формирует профессиональный облик сотрудников полиции в соответствии с современными требованиями.

Список литературы

1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. // с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ. [Электронный ресурс]. - URL: http://www.constitution. ru/ (дата обращения: 06.05.2015).

2. О полиции: федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2011. - № 7. - Ст. 900.

3. О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: федеральный закон от 30 ноября 2011 г. № 342- ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2011. - № 49 (ч. 1). - Ст. 702.

4. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». [Электронный ресурс]. - URL: http://www.rg.ru/2012/12/30/obrazovanie-dok.html.

5. Постановление Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. № 295 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы». [Электронный ресурс]. - URL: http://www.rg.ru/2014/04/24/obrazovanie-site-dok.html.

6. Витольник, Г. А., Душкин, А. С. Педагогические основы воспитательной работы в органах внутренних дел : учеб. пособие. - СПб.: Изд-во С.-Петерб. унта МВД России, 2014. - 126 с.

7. Организация и проведение командно-штабных учений с курсантами (слушателями) образовательных учреждений МВД России по дисциплине «Деятельность органов внутренних дел в особых условиях» : учебно-методическое пособие. - М.: ДГСК МВД России, 2012. - 200 с.

8. «Дорожная карта» дальнейшего реформирования органов внутренних дел Российской Федерации // Профессионал. - 2013. - № 1. - С. 4-17.

9. Душкин, А. С. Компетентностный подход в кадровой политике полицейских структур зарубежных стран // Прикладная юридическая психология. - 2013. - № 3. - С. 132-143.

10. Душкин, А. С. Об отдельных вопросах реализации компетентностного подхода в подготовке полицейских в системе МВД России // Инновации и современные технологии в системе образования : материалы III Междунар. науч.-практ. конференции. - Прага: Vedecko vydavatelske centrum «Sociosfera-CZ», 2013. - С. 236-238.

11. Лупырь, В. Г. Междисциплинарная интеграция в служебно-боевой подготовке курсантов ВУЗов МВД России : монография. - Омск: ОмАМВД России, 2013. - 188 с.

12. Памятка сотрудникам органов внутренних дел, привлекаемым к охране общественного порядка - М.: ДГСК МВД России, 2011. - 64 с.

13. Кочин, А. А., Ефремов, О. Ю., Осипов, Д. Л. Инновационные подходы к образованию в вузах силовых ведомств // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. - 2013. - № 1 (57). - С. 165-169.

14. Гусев, Р. А., Кочин, А. А. Педагогические условия формирования профессионализма управленческой деятельности офицерских кадров и сотрудников силовых ведомств // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. - 2011. - № 1. - С. 178-182.

15. Обеспечение физической безопасности сотрудников ОВД при исполнении ими функциональных обязанностей : учебно-методическое пособие. - М.: Академия управления МВД России, 2012. - 39 с.

16. Елисеенко, А. Г., Суханов, И. О. Системы управления беспилотными летательными аппаратами вертолетного типа. («НПО Симметрон», Санкт-Петербург). - СПб., 2015. - 23 с.

17. Юренкова, В. А., Душкин, А. С. Методические рекомендации по использованию активных и интерактивных форм проведения учебных занятий в образовательных организациях МВД России. - СПб.: СПбУ МВД России, 2014. - 91 с.

18. Никифоров, М. Ю., Горбатов, В. В. К вопросу совершенствования методики преподавания тактико-специальной подготовки в образовательных учреждениях МВД России // Деятельность сотрудников ОВД в чрезвычайных обстоятельствах : материалы межвузовской конференции. -Волгоград: Волгоградская академия МВД России, 2012. - С. 110-111.

19. Организация и методика проведения занятий по специальной физической подготовке в образовательных учреждениях МВД России : учебно-методическое пособие. - М.: ЦОКР МВД России, 2008. - 216 с.

Морозова А.Л. Кейс-метод в развитии профессиональной компетенции курсантов.

20. Педагогика: Большая современная энциклопедия // под. ред. Е.С. Рапацевич. - Мн.: ИООО «Современное слово», 2005. - 720 с.

21. Педагогика : учебник / под общ. ред. А.А. Кочина. - СПб.: Изд-во СПб ун-та МВД России, 2014. - 292 с.

22. Силкин, Н. Н., Осипенко, В. Д., Хоменко, А. В. Служебно-боевая подготовка сотрудников ОВД в вопросах и ответах : учебно-методическое пособие. - СПб.: Изд-во СПб университета МВД России, 2004. - 182 с.

23. Торопов, В. А., Науменко, С. В., Никифоров, М. Ю. Методика обучения огневому единоборству сотрудников правоохранительных структур в средствах индивидуальной броне защиты : учебно-методическое пособие. - СПб.: Изд-во СПб университета МВД России, 2010. - 175 с.

24. Юренкова, В. А., Душкин, А. С. Методические рекомендации по использованию активных и интерактивных форм проведения учебных занятий в образовательных организациях МВД России.

- СПб.: Изд-во СПб ун-та МВД России, 2014. - 92 с.

25. Юренкова, В. А., Душкин, А. С. Методические рекомендации по организации самостоятельной работы курсантов и слушателей образовательных организаций МВД России (дидактический аспект).

- СПб.: Изд-во СПб ун-та МВД России, 2014. - 64 с.

26. Горбатов, В. В. Формирование физической подготовленности курсантов вузов МВД в процессе овладения боевыми приемами борьбы : автореф. дис. ... канд. пед. наук // Санкт-Петербургский университет МВД Российской Федерации. - СПб., 2006. - 24 с.

УДК 378

А.Л. Морозова *

Кейс-метод в развитии профессиональной компетенции курсантов ведомственных вузов

Статья посвящена актуальной проблеме использования кейс-метода в развитии профессиональной компетенции курсантов ведомственных вузов. Автор рассматривает не только специфику данного процесса, но и способы практического применения кейс-метода в образовательном пространстве ведомственного вуза.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ключевые слова: кейс-метод, курсанты, развитие профессиональной компетенции, высшее образование.

A.L. Morozova*. Case-study method in the development of professional competence of cadets of departmental universities. The article is devoted to the problem of using the case-study method in the development of professional competence of cadets of departmental universities. The author examines not only the specifics of this process, but also the ways of practical application of the case-study method in departmental educational sphere of the University.

Keywords: case-study method, cadets, development of professional competence, higher education.

Вопросы повышения качества профессиональной подготовки курсантов всегда находились в центре внимания педагогических работников и выступают предметом современных научных исследований педагогов. Сегодня в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта третьего поколения (ФГОС-3) актуальным становится пересмотр подходов к вопросам профессиональной подготовки курсантов ведомственных вузов, в частности, поиска оптимальных методов формирования профессиональной компетенции выпускников. В данном контексте востребованным становится практическое владение преподавателями вузов современными методами обучения курсантов, нацеленными на профессиональное развитие самих курсантов.

В связи с этим одним из наиболее важных направлений реформирования высшего профессионального образования сегодня выступает развитие профессиональной компетентности курсантов, что предполагает внедрение в образовательный процесс современных методов обучения, отвечающих последним тенденциям развития не только нашего общества, но и педагогической науки. Данным методом в предлагаемом исследовании признается нами кейс-метод, чему посвящена эта статья.

Прежде чем перейти к рассмотрению исследуемого метода, считаем необходимым вкратце рассмотреть проблему профессиональной компетенции. С целью уточнения рабочих понятий данного

* Морозова, Анна Леонидовна, кандидат педагогических наук, доцент ФКОУ ВПО Кузбасского института ФСИН России. Адрес: Россия, 654066, Кемеровская обл., г. Новокузнецк, Октябрьский пр., д. 49. Тел.: 8-905-967-95-20. E-mail: alenushka-09@ya.ru.

* Morozova, Anna Leonidovna, PhD, senior lecture ofthe Kuzbass Institute of the federal penal service. Address: Russia, 654066, Kemerovo region, Novokuznetsk, Oktyabrsky str. 49. E-mail: llg04@yandex.ru.

© Морозова А.Л., 2015

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.