Научная статья на тему 'Интеграция когнитивно-поведенческого и практико-ориентированного подходов при обучении специалистов-психологов для органов внутренних дел'

Интеграция когнитивно-поведенческого и практико-ориентированного подходов при обучении специалистов-психологов для органов внутренних дел Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
140
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
образовательная организация / подготовка кадров / познавательная деятельность / научные подходы / интеграция / интерактивные технологии обучения / educational organization / training / educational activities / scientific approaches / integration / interactive learning technologies

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Душкин Антон Сергеевич, Липницкий Анатолий Владимирович

В статье рассмотрены особенности и психологические закономерности развития познавательной деятельности курсантов и слушателей образовательных организаций системы МВД России на основе логикогносеологической модели. Представлены практика внедрения в образовательный процесс когнитивно-поведенческого и практико-ориентированного подходов на основе интерактивных технологий обучения при подготовке специалистов-психологов для органов внутренних дел.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Душкин Антон Сергеевич, Липницкий Анатолий Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Integration of cognitive-behavioral and practice-oriented approaches in training of specialists-psychologists for the internal Affairs bodies

The article considers the features and psychological patterns of development of cognitive activity of cadets and students of educational organizations of the Ministry of internal Affairs of Russia on the basis of logical-epistemological model. The article presents the practice of implementation in the educational process of cognitive-behavioral and practice-oriented approaches based on interactive learning technologies in the training of specialists-psychologists for the internal Affairs.

Текст научной работы на тему «Интеграция когнитивно-поведенческого и практико-ориентированного подходов при обучении специалистов-психологов для органов внутренних дел»

УДК 378.147

А.С. Душкин, А. В. Липницкий

Интеграция когнитивно-поведенческого и практико-ориентированного подходов при обучении специалистов-психологов для органов внутренних дел

Integration of cognitive-behavioral and practice-oriented approaches in training of specialists-psychologists for the internal Affairs bodies

ДУШКИН, Антон Сергеевич, начальник кафедры педагогики и психологии Санкт-Петербургского университета МВД России, кандидат психологических наук, доцент. Адрес: Россия, 198206, Санкт-Петербург, ул. Л. Пилютова, д. 1. Тел.: 8931-288-47-57. E-mail: dushkin-ac@mail.ru.

DUSHKIN, Anton Sergeevich, Head of the department of pedagogics and psychology, St. Petersburg University of Ministry of Internal Affairs of Russia, the candidate of psychological sciences, associated professor. Address: Russia, 198206, Saint-Petersburg, Lyotchika Pilyutova str., 1. Ph.: 8931-288-47-57. E-mail: dushkin-ac@mail.ru.

ЛИПНИЦКИЙ, Анатолий Владимирович, профессор кафедры педагогики и психологии Санкт-Петербургского университета МВД России, кандидат психологических наук, профессор. Адрес: Россия, 198206, Санкт-Петербург, ул. Л. Пилютова, д. 1. Тел.: 8962-687-23-55. E-mail: alipnitskiy@mail.ru.

LIPNITSKIJ, Anatoly Vladimirovich, professor of the department of pedagogics and psychology, St. Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, the candidate of psychological sciences, professor. Address: Russia, 198206, Saint-Petersburg, Lyotchika Pilyutova str., 1. Ph.: 8962-687-23-55. E-mail: alipnitskiy@mail.ru.

В статье рассмотрены особенности и психологические закономерности развития познавательной деятельности курсантов и слушателей образовательных организаций системы МВД России на основе логико-гносеологической модели. Представлены практика внедрения в образовательный процесс когнитивно-поведенческого и практико-ориентированного подходов на основе интерактивных технологий обучения при подготовке специалистов-психологов для органов внутренних дел.

Ключевые слова: образовательная организация, подготовка кадров, познавательная деятельность, научные подходы, интеграция, интерактивные технологии обучения.

The article considers the features and psychological patterns of development of cognitive activity of cadets and students of educational organizations of the Ministry of internal Affairs of Russia on the basis of logical-epistemological model. The article presents the practice of implementation in the educational process of cognitive-behavioral and practice-oriented approaches based on interactive learning technologies in the training of specialists-psychologists for the internal Affairs.

Keywords: educational organization, training, educational activities, scientific approaches, integration, interactive learning technologies.

Познание и познавательная деятельность для любой образовательной организации являются основой и смыслом их создания и существования. Для образовательных организаций системы МВД России особым требованием является практическая направленность подготовки специалистов, их готовность к правоохранительной деятельности [1; 3; 7].

Современные подходы к подготовке специалистов для системы МВД России на основе компе-тентностного подхода, внедрение новых и постоянно изменяющихся стандартов обучения, а главное - развивающейся практики деятельности специалистов-выпускников в условиях бурной динамики социальных процессов и деятельности правоохранительных органов требуют от всех участников учебно-воспитательной деятельности - курсантов и слушателей, педагогических работников и руководителей - работы с соответствующими выходными параметрами компетенций [2; 9]. Это такие выходные характеристики выпускника и специалиста-практика, как практические умения рефлексировать и проектировать, использовать современные технические и социальные технологии, в духе современности организовывать

деятельность, достигая при этом должных результатов на основе профессионального самоопределения.

Необходимость и возможность внедрения научных оснований познавательной деятельности во многом определяется возможностями и ограничениями традиционного подхода в обучении, который обладает как достоинствами, так и недостатками. Среди ограничений системного характера, свойственных традиционному подходу, следует отметить, например, недостаточную технологичность деятельности и низкий уровень использования возможностей современных информационно-коммуникационных технологий [8].

Познавательная деятельность в образовательной организации - это творческая деятельность субъектов, направленная не только на приобретение достоверных знаний о мире, но также на развитие общепрофессиональных и профессиональных компетенций, позволяющих достигать адекватного профессионального самоопределения и качественных результатов профессиональной деятельности.

Познавательная деятельность является результатом умственной деятельности человека на основе ког-

нитивных, аффективных и регулятивных процессов, активного взаимодействия с внутренним и внешним миром, другими людьми в различных ситуациях жизнедеятельности. Следовательно, и результаты познавательной деятельности определяются прежде всего её внутренними процессами: структурно-динамическими характеристиками когнитивной и когнитивно-поведенческой сферы, развитием рефлексивных, когнитивно-коммуникативных навыков, состоянием здоровья и познавательной активностью [6].

Образовательная организация в свою очередь задаёт внешние характеристики образовательной и непосредственной познавательной среды (деятельности): прежде всего соответствие социальному заказу на подготовку профильных специалистов, а также соответствие запросам обучающихся (субъектов познания).

Главной характеристикой познавательной деятельности в образовательных организациях МВД России является её направленность на профессиональное и личностное развитие, соответствие познавательным интересам личности и требованиям к профессиональной подготовленности специалистов на основе личностного подхода к человеку, его познанию и деятельности [4].

Управление познавательной деятельностью по своей сути является процессом воздействия управляющего на объект управления (управляемого) в необходимом направлении, с применением необходимой силы и в необходимое время.

Из этого следует, что управление познавательной деятельностью происходит по всем сферам жизнедеятельности субъектов: психосоматическая - деятельность по поддержанию функций организма, внешняя деятельность (собственно деятельность), сфера социального взаимодействия (коммуникация, контакты), мыслительная (умственная) деятельность.

В практике управления познавательной деятельностью следует исходить из двойственного источника управления: внешнее управление со стороны всей образовательной системы, внутреннее управление на основе самоорганизации и самореализации, развитых в результате познавательной деятельности до уровня профессионального самоопределения.

В акме- и практико-ориентированной парадигме управления познавательной деятельностью в образовательных организациях системы МВД России следует исходить из ряда стратегических подходов: собственно познавательных стратегий и стратегий организации и управления познавательной деятельностью.

Логико-гносеологическая модель познавательной деятельности структурирует содержание, акцентирует внимание в зависимости от задач познания.

Для управления познавательной деятельностью, принципиально можно выделить такие познавательные стратегии, как [6]:

1) управление пониманием - главная стратегия и главный механизм осознанного знания и формирования компетенций;

2) управление усвоением сущности и рациональности получаемого знания (компетенций) как стратегия развития личности и подготовленности специалиста к практической деятельности;

3) управление динамикой осмысленного знания.

Использование логико-гносеологической модели познавательной деятельности позволяет целостно познать собственно познавательную деятельность и наполнить её адекватным содержанием, отражающим задачи подготовки специалистов и акценты в области теории, методологии, технологии и практики.

Структура познания в рамках логико-гносеологической модели может быть представлена кругом познания, логика движения по которому отражает реальную практику познавательной деятельности в зависимости от запросов и потребностей. Круг познания, по нашему мнению, образуют: практика -теория - методология - технологии познавательной деятельности (познания). При этом своеобразным входом для конкретных задач познавательной деятельности могут быть любые позиции круга познания, однако системное познание предполагает обязательное овладение каждой составляющей: теорией, методологией и технологиями, с обязательным выходом на новый уровень практики.

Особую актуальность анализ круга познания приобретает в практико-ориентированном подходе, когда, в зависимости от потребностей практики, требуются полнота и направленность интереса конкретного вида практики: практическая деятельность, научная деятельность, образовательная деятельность и др. В этом случае делаются акценты на теории, методологии, практике или технологии. При этом логико-гносеологическая модель познавательной деятельности позволяет делать акценты на областях познания. Морфологический анализ содержания субъективной значимости предметной, процессной и эмоционально-мотивационной составляющих полученного знания даёт воозможность делать вывод о сформированности тех или иных личностных сфер специалиста.

Разумность человеческих мыслей как результат познания подтверждается на практике в рациональных конструкциях, эффективностью и целенаправленностью действий.

Однако современный рационализм и способность человека действовать на основе познанных закономерностей природы и мироздания, возможностей познания человека и созданного им социума как части природы обладает относительной разумностью, за которой прячется механистическая нравственность и оправдание всего сделанного человеком на основе познанной сущности явлений.

Альтернативой свободному разуму и свободному рационализму являются свобода и ответственность в целостном и гармоничном сочетании.

Для сотрудника органов внутренних дел, как и для любого познающего субъекта, свобода и ответственность в целостном единстве - это главный экзистенциальный закон, это и принцип индивидуального познания и целостного гармоничного существования. Учёт свободы и ответственности - основа профессиональной компетентности и эффективной деятельности.

При учёте принципов гуманистической психологии для развития современных образовательных технологий в системе подготовки кадров МВД России всем участникам образовательного процесса следует исходить из того, что [8]:

1) каждый человек в системе образовательной технологии (обучающийся, обучающий, организатор)

имеет свою историю развития и представляет собой единство его прошлого, настоящего и будущего;

2) принципиальными источниками развития личности являются его свобода выбора и ответственности свобода воли, активность, творчество, взаимодействие и развитие. Проект человека в образовательной технологии - это результат действия указанных факторов (векторов его активности);

3) в основе любого образовательного процесса лежат закономерности общей психологии и таких смежных её отраслей, как современная когнитивная, экспериментальная и социальная психология, психология развития и управления, акмеология;

4) образовательная технология сама является системой, обладает её свойствами и требует системного подхода в познании, проектировании и управлении;

5) традиционная лекционно-семинарская система имеет возможности использования активных и интерактивных форм обучения.

Например, на кафедре педагогики и психологии Санкт-Петербургского университета МВД России сложилась практика внедрения в образовательный процесс когнитивно-поведенческого и практико-ори-ентированного подходов на основе интерактивных технологий обучения при подготовке специалистов-психологов, которая, на наш взгляд, может быть полезной и внедряться на других кафедрах университета и в иных образовательных организациях системы МВД России при подготовке специалистов другого профиля.

Как известно, когнитивно-поведенческий подход, составляющий основу всякого учебно-познавательного процесса, основан на развитии когнитивной сферы и организации когнитивного поведения как в рамках обучения, так и в практической деятельности любого специалиста. Дисциплины, преподаваемые на кафедре педагогики и психологии, по существу являются основой учебно-познавательной деятельности как обучающихся, так и обучающих, как начинающих, так и опытных специалистов всех профилей деятельности современной полиции: от оперуполномоченного и следователя до руководителя (начальника). При этом сам когнитивно-поведенческий подход может применяться осознанно или интуитивно, на любом предметном содержании и в любой профессиональной сфере. И действительно, в основе психологических закономерностей любой профессиональной деятельности - от законов восприятия учебного материала и содержания профессиональных функций до осознания собственных профессиональных действий, закономерностей профессионального мышления и речи - лежат классические когнитивные процессы: восприятие и внимание, память и воображение, мышление и речь, а также развитая сен-ситивность и аффективно-регулятивный потенциал человека. Все эти стороны психического отражения вовлекают в организацию поведения и деятельности всю полноту психики, все её сферы и процессы: как осознаваемые - регулируемые усилиями сознания, так и неосознаваемые - в основе которых лежит бессознательное (например, та же интуиция).

Поэтому в интеграцию когнитивно-поведенческого и практико-ориентированного подходов на основе интерактивных технологий обучения специалистов-психологов для органов внутренних дел нами положены:

- во-первых, учёт закономерностей функционирования когнитивной сферы человека и её рефлексия как обучающимися, так и педагогическими работниками в процессе самого обучения;

- во-вторых, учёт закономерностей и рефлексия познавательной активности и познавательного поведения обучающихся и педагогических работников в различных формах занятий;

- в-третьих, ресурсы самих интерактивных технологий (широта или ограниченность охвата аудитории управляемой интерактивностью, наглядность, доступность измерений по объективным критериям, развитие активности и самостоятельности и др.).

Такой подход позволяет достигать осознанности получаемых результатов, возможности повторения полученного опыта и в целом развития как педагогических работников, так и обучающихся. Примером может служить использование названного интегра-тивного подхода при изучении обучающимися по специальности «Психология служебной деятельности» дисциплин «Общая психология», «История психологии» и «Общепсихологический практикум» [10].

Первое, на что обращается внимание обучающихся при изучении уже вводных тем, связанных с понятиями «психика», «психические познавательные процессы», - при усвоении материала в связи теории с практикой следует выделять понятийный и феноменологический подходы и задания выполнять с учетом ракурса видения этих подходов: теория и практика.

Сочетание ресурса интеллектуальных карт и внедрения их в различных ситуациях и формах позволяет с первых занятий осознавать полученный результат, объективно оценивать и осознанно управлять познавательной деятельностью. Так, при рассмотрении любого когнитивного процесса (например: восприятие, внимание, память, мышление, речь) возможно дать и усвоить его определение (понятие), т.е. то, что даётся в словаре (теория), но в практике каждый из названных процессов будет представлен своими феноменами, на основе которых можно строить гипотезы и организовывать поведение как самих обучающихся, так и их будущих респондентов (обследуемых сотрудников, обучающихся). Внимание, например, может быть определено (теория) как психофизиологический познавательный процесс, представляющий собой направленность и сосредоточенность сознания в определённый момент времени на чём-то конкретном [11]. Это и есть понятие, или теоретическое представление. Вместе с тем внимание человека возможно наблюдать, а точнее, возможно наблюдать внешние признаки внимания, такие как, например, невербальное проявление: направленность взгляда, сосредоточенность и её продолжительность, выражение согласия кивком головы либо проявления его отсутствия - различного рода отвлечения [5].

Обучающиеся усваивают понятийный и феноменологический подходы через исследовательскую работу в рамках учебно-познавательных лабораторий. Занятия в таких лабораториях требуют постоянного внимания к содержанию и форме подачи материала, являются одной из стратегических линий, реализуемых в практико-ориентированном подходе. Обучающиеся в лабораториях выполняют творческие практико-ориентированные задания: по общей психологии - пишут памятки-методички по развитию конкретных когнитивных процессов (восприя-

тия, памяти, мышления, речи, эмоциональной сферы, воли); по общепсихологическому практикуму - создают рабочие тетради и предлагают инструментарий для исследования когнитивных процессов, описываемых в памятках-методичках [12]. При этом педагогические работники организуют сотрудничество между курсантами и слушателями разных курсов. Кроме того, учебно-познавательные лаборатории через группы ответственных за конкретную тематику, совместно с ведущим педагогическим работником организуют работу среди курсантов и слушателей по формированию конкретных компетенций, по конкретным темам: мышление, внимание, эмоции и др. Информационные бюллетени - это прикладной проект, своеобразная стратагема развития активности участников и других пользователей результатами учебно-познавательной, проблемно-поисковой прикладной лаборатории.

В рамках учебно-познавательной лаборатории обучающиеся выполняют и другие творческие задания. Важную роль при этом играют технологии интерактивного обучения. Так, например, на кафедре прочно вошла в практику проведения семинаров и ряда практических занятий технология «fresh vision» (свежий взгляд), разработанная в одной из санкт-петербургских школ социально-психологического проектирования. Суть этой технологии состоит в том, чтобы реализовать два процесса: параллельное обсуждение методом «мозгового штурма» общей проблемы и организация межличностного и межгруппового познавательного взаимодействия по принципу дополнения. При этом каждый слушатель за время занятия, организованного по тематическим группам, проходит в каждую группу и излагает для других результаты «мозгового штурма» в своей группе, знакомится с результатами других групп и затем информирует свою группу о собранных мнениях других по их теме, которая расширяет общую тему. После этого в группах готовится общий доклад, представляемый

в виде коллективного образа-рисунка (коллективной интеллектуальной карты) по теме, разрабатываемой группой. При этом важно, чтобы рисунок создавался вкладом каждого члена группы, мнение которого приветствуется в общегрупповом взгляде на проблему.

Технология «fresh vision» основана на принципах интерактивного обучения и позволяет:

- продуктивно использовать учебное время за счёт параллельных процессов обсуждения проблем;

- достигать активности каждого за счёт вводимых правил и особой познавательной атмосферы;

- развивать познавательную индивидуальную и групповую активность, познавательную мотивацию и в целом продуктивно управлять всеми аспектами познавательной деятельности.

Указанный арсенал интерактивных технологий позволяет достигать осознанности получаемых результатов, возможности повторения опыта и в целом развития, как педагогических работников, так и обучающихся.

Выводы

1. Значимый результат познавательной деятельности в практико-ориентированном подходе не объём усвоенной информации и полученных знаний, даже не мера «технологической» подготовленности, а два главных навыка, две главных компетенции:

- навыки и компетенция владения знаниями о способах добывания знания, необходимого для выполнения задач профессиональной деятельности;

- нравственные навыки и компетенции - достижение целостности и гармонии свободы и ответственности, приводящие к гармоничному развитию на личностном и профессиональном уровне.

2. Интеграция когнитивно-поведенческого и практико-ориентированного подходов на основе интерактивных технологий при обучении специалистов-психологов для органов внутренних дел позволяет повышать качество образовательного процесса в системе подготовки кадров МВД России.

Список литературы

1. О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации : федер. закон от 30 ноября 2011 г. № 342-Ф3 // СЗ РФ. -2011. - № 49. - Ч. 1. - Ст. 7020; 2017. - № 15. - Ч. 1. - Ст. 2139.

2. Об образовании в Российской Федерации : федер. закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ // СЗ РФ. - 2012. - № 53. - Ч. 1. - Ст. 7598; 2017. - № 31. - Ч. 1. - Ст. 4765.

3. Об утверждении Порядка организации подготовки кадров для замещения должностей в органах внутренних дел Российской Федерации : приказ МВД России от 31 марта 2015 г. № 385 [Электронный ресурс] // Сайт «Официальный интернет-портал правовой информации». - 2015. - 14 мая. - Режим доступа: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 23.05.2018).

4. Балахонский, В. В. Раскрытие творческого потенциала личности в системе образования как фактор обеспечения национальной безопасности современной России // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. - 2013. - № 4 (60). - С. 202-208.

5. Гейжан, Н. Ф., Душкин, А. С., Юренкова, В. А. Психология и педагогика: учебное пособие / СПб ун-т МВД России. - СПб : ООО «Р-Копи», 2016. - 268 с.

6. Липницкий, А. В. Психология познавательной деятельности в образовательных организациях МВД России: теория и практика: монография. - СПб.: Изд-во СПб ун-та МВД России, 2016. - 160 с.

7. Любан, В. Г. Усиление практической направленности обучения в образовательных организациях системы МВД России // Психопедагогика в правоохранительных органах. - 2015. - № 1 (60). - С. 91-93.

8. Педагогика высшей школы : учебник / под общ. ред. А.А. Кочина. - СПб.: Изд-во СПб ун-та МВД России, 2017. - 288 с.

9. Пряхина, М. В, Душкин, А. С., Мартиросова, Н. В. Профессиографическое описание основных видов деятельности в системе МВД России на основе компетентностного подхода : монография. - СПб.: Изд-во СПб ун-та МВД России, 2012. - 136 с.

10. Сагайдак, А. Ю., Душкин, А. С., Гейжан, Н. Ф. Организация подготовки психологов в образовательных организациях МВД России на интегративно-модульной основе : монография. - СПб.: Изд-во СПб ун-та МВД России, 2017. - 156 с.

11. Человек: анатомия, физиология, психология: энциклопедический иллюстрированный словарь / под ред. А.С. Батуева, Е.П. Ильина, Л.В. Соколовой. - СПб.: Питер, 2007. - 672 с.

12. Юренкова, В. А., Душкин, А. С., Иванова, А. М. Психология : практикум. - СПб.: Изд-во СПб ун-та МВД России, 2014. - 76 с.

© Душкин А.С., Липницкий А. В., 2018

УДК 378.147

Е.И. Ерёмина, Т.Е. Вавилова

Самообучение курсантов образовательных организаций МВД России

в условиях контекстного обучения (на примере изучения иностранного языка)

Cadets' self-education of the Ministry of Internal Affairs of Russia educational institutions in the context of contextual learning a foreign language

ЕРЁМИНА, Елена Ивановна, заведующая кафедрой иностранных языков Центрального филиала ФГБО-УВО «Российский государственный университет правосудия» (г. Воронеж), кандидат педагогических наук, доцент. Адрес: Россия, 394006, г. Воронеж, ул. 20-летия Октября, д. 95 Тел.: 8 (473) 271-54-15. E-mail: jerjomina56@ yandex.ru.

ERYOMINA, Elena Ivanovna, Head of the Department of Foreign Languages of the Russian State University of Justice, Central Branch (Voronezh), Candidate of Pedagogic Sciences, Assistant Professor. Address: Russia, 394006, Voronezh, 20-letiya Oktyabrya str., 95. Phone: 8 (473) 271-54-15. E-mail: jerjomina56@yandex.ru.

ВАВИЛОВА, Татьяна Евгеньевна, доцент кафедры иностранных языков ФГКОУ ВО «Воронежский институт Министерства внутренних дел Российской Федерации», кандидат педагогических наук. Адрес: Россия, 394065, Воронеж, пр. Патриотов, д. 53. Тел.: 8 (473) 200-53-62. E-mail: tatyanavavilov@yandex.ru.

VAVILOVA, Tatyana Evgenevna, Associate Professor of the Department of Foreign Languages of the Voronezh Institute of the Ministry of the Interior of Russia, Candidate of Pedagogic Sciences. Address: Russia, 394065, Voronezh, Prospect Patriotov, 53. Phone: 8 (473) 200-53-62. E-mail: tatyanavavilov@yandex.ru.

В статье рассматривается проблема формирования у курсантов компетенции самообучения в различных формах контекстного обучения. На примере использования метода проектов и игровых методов показан процесс овладения ими умениями самообучения иностранному языку. Авторы обосновывают возможность освоения деятельности самообучения в условиях контекстного обучения и делают вывод о том, что результативность самообучения на каждом этапе зависит от достигнутого ранее уровня самообучения.

Ключевые слова: самообучение, компоненты самообучения, уровни самообучения, контекстное обучение, метод проектов, игровые методы, иностранный язык.

The article deals with the problem students' self-education competence formation in contextual learning various forms. The process of mastering skills of foreign language self-education is shown on the example of using the projects' and game methods. The authors substantiate the possibility of self- education activities mastering in the contextual learning context and conclude that the self-education effectiveness depends on the self-education level previously achieved.

Keywords: self-education, self-education components, self-education levels, contextual learning, project technique, game methods of teaching, foreign language.

Для того чтобы быть востребованным, современный специалист должен обладать способностью к самообучению в течение всей жизни. Регулярное повышение квалификации, постоянное изучение новых тенденций в сфере своей специальности может осуществлять только самообучающийся человек.

Мы рассматриваем самообучение как высший уровень самостоятельной познавательной деятельности, как высшую степень самостоятельности в познании. Самообучающуюся личность отличает преобладание в

ее мотивационной структуре активного познавательного интереса, побуждающего к свободному познанию сверх учебных требований. Высокая самоорганизация и самообучаемость обеспечивают результативность освоения новых знаний и опыта. И, наконец, важнейшим фактором выступает умение человека реализовать свой творческий потенциал. Эти компоненты самообучения развиваются в процессе целенаправленно организованного обучения в формах самостоятельной творческой познавательной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.