Научная статья на тему 'Организационно-правовое обеспечение беспилотных комплексов в системе МВД России'

Организационно-правовое обеспечение беспилотных комплексов в системе МВД России Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1429
241
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ / БЕСПИЛОТНЫЕ ЛЕТАТЕЛЬНЫЕ АППАРАТЫ / БПЛА / БЕСПИЛОТНЫЕ КОМПЛЕКСЫ / LEGAL BASES / UNMANNED AERIAL VEHICLES / BPLA / UNMANNED SYSTEMS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Кежов Александр Александрович, Грачёв Юрий Александрович, Степанов Игорь Валерьевич

В статье рассматриваются нормативно-правовые основы применения беспилотных летательных аппаратов (БПЛА).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Кежов Александр Александрович, Грачёв Юрий Александрович, Степанов Игорь Валерьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Legal support of unmanned systems in the system of the Ministry of Internal Affairs of Russia

In the article the legal basis for the use of unmanned aerial vehicles (BPLA).

Текст научной работы на тему «Организационно-правовое обеспечение беспилотных комплексов в системе МВД России»

Конституционное право, административное право

Отсутствие практик и навыков демократической культуры, защиты собственных прав, помноженные на знакомые коррупционные и насильственные практики со стороны правоохранительных органов принимающей стороны, делают ситуацию нарушений прав мигрантов вполне обыденной для них самих. При этом и сама экономика стимулирует приток мигрантов, которые согласны на то, что называется формулой 3 D - dirty, dangerous, degrading (грязная, опасная, унизительная) [7, с. 70].

Значительная доля ответственности за нарушения прав иностранных граждан, прибывающих в Санкт-Петербург для работы, лежит на работодателях и их посредниках. Именно они, привлекая в город иностранцев и предоставляя (подбирая) им рабочие места, не создают должные условия, получая сверхприбыли за счёт экономии на фактически бесправных работниках. Представляется, что позиция власти в отношении работодателей, использующих труд иностранных работников и не обеспечивающих соблюдения их прав, должна становиться более активной и целенаправленной.

Список литературы

1. Концепция Государственной миграционной политики Российской Федерации до 2025 года // Официальный сайт Президента РФ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.kremlin. ru/news/15635 (дата обращения 15.10.2014).

2. Концепция национальной безопасности в Российской Федерации // Официальный сайт Президента РФ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// http://www.kremlin.ru/acts/19653 (дата обращения 21.11.2014).

3. Ахиезер. А. С. Эмиграция из России: культурно-исторический аспект // Свободная мысль. - 1993. - № 7. - С. 70-78.

4. Заславская, Т. И. Социетальная трансформация российского общества: деятельностно-структурная концепция. - М.: Дело, 2002.

5. Официальный сайт Правительства Санкт-Петербурга [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://gov.spb.ru. (дата обращения 20.03.2013).

6. Постсоветские трансформации: отражение в миграциях / под ред. Ж.А. Зайончковской и Г.С. Витковской / Центр миграционных исследований, Институт народнохозяйственного прогнозирования РАН. - М.: ИТ «АдамантЪ». - 2009.

7. Таран, П. Глобализация и трудовая миграция: необходимость политики, основанной на правах человека // Век глобализации. - 2010. - № 1. - С. 70-75.

УДК 343.9

А.А. Кежов*, Ю.А. Грачёв**, И.В. Степанов***

Организационно-правовое обеспечение беспилотных комплексов в системе МВД России

В статье рассматриваются нормативно-правовые основы применения беспилотных летательных аппаратов (БПЛА).

Ключевые слова: правовые основы, беспилотные летательные аппараты, БПЛА, беспилотные комплексы.

А.А. Kezhov*, Y.A. Grachyov**, I.V. Stepanov***. Legal support of unmanned systems in the system of the Ministry of Internal Affairs of Russia. In the article the legal basis for the use of unmanned aerial vehicles (BPLA).

Keywords: legal bases, unmanned aerial vehicles, BPLA, unmanned systems.

В современных условиях государством и обществом в контексте решения задач по вопросам проблем и перспектив развития беспилотных комплексов в Российской Федерации и применении их Вооруженными силами страны уделяется самое серьезное внимание, что выразилось в конференции, прошедшей в марте 2016 г/ в Коломне, посвященной вышеуказанной проблематике. Участниками данной конференции стали более 250 представителей предприятий промышленности, организаций и учебных заведений Министерства обороны РФ, Министерства внутренних дел, Министерства иностранных дел, Министерства чрезвычайных ситуаций и Федеральной службы безопасности. Темы,

* Кежов, Александр Александрович, заместитель начальника кафедры специальных мероприятий и специальной техники Санкт-Петербургского университета МВД России, кандидат педагогических наук. Адрес: Россия, 188510, г. Санкт-Петербург, ул. Аврова, д.33. Тел. 420-67-32.

** Грачёв, Юрий Александрович, начальник кафедры специальных мероприятий и специальной техники Санкт-Петербургского университета МВД России, кандидат педагогических наук, доцент. Адрес: Россия, 188510, г Санкт-Петербург, ул. Аврова, д.33. Тел. 420-67-32.

*** Степанов, Игорь Валерьевич, доцент кафедры специальных мероприятий и специальной техники Санкт-Петербургского университета МВД России, кандидат юридических наук. Адрес: Россия, г. Санкт-Петербург, ул. Летчика Пилютова, д.1. Тел. 8(812) 420-67-32

* Kezhov, Alexander Alexandrovich, deputy chief of chair of special events and special equipment of the Ministry of Internal St. Petersburg University of Russia, candidate of pedagogical sciences. Address: Russia, 188510, St. Petersburg, Avrova, d. 33. Tel. 420-67-32.

** Grachyov, Yuri Alexandrovich, chief of chair of special events and special equipment of the Ministry of Internal St. Petersburg University of Russia, candidate of pedagogical sciences., assistant Professor. Address: Russia, 188510, St. Petersburg, Avrova, d.33. Tel. 420-67-32.

*** Stepanov, Igor Valerievich, assistant professor of special events and special equipment of the Ministry of Internal St. Petersburg University of Russia, candidate ofjuridical sciences. Address: Russia, St. Petersburg, ul. Letchika Pilyutova, 1. Tel . 8 (812) 420-67-32 © Кежов А.А., Грачёв Ю.А., Степанов И.В., 2016.

Кежов А.А., ГрачёвЮ.А., Степанов И.В. Организационно-правовое обеспечение беспилотных...

которые были подняты на данной конференции, были направлены на решение проблем эксплуатации, разработки и испытания комплексов с беспилотными летальными аппаратами. Наибольший интерес вызвало обсуждение вопросов подготовки специалистов беспилотной авиации и нормативно-правовое обеспечение создания новых комплексов [5].

Данная конференция, стала площадкой, для обмена опытом и определением направлений развития современной российской робототехники, в том числе и использование беспилотных летательных аппаратов в органах внутренних дел.

В соответствии со ст. 11 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. N° З-ФЗ «О полиции», полиция в своей деятельности обязана использовать достижения науки и техники. В связи с этим приобретает актуальность проблема организации и проведения полетов беспилотной авиации, обеспечения безопасности полетов, что предполагает соответствующую подготовку обеспечения безопасности полетов и подготовку сотрудников данных подразделений по ее эксплуатации.

Правоохранительные органы успешно применяют беспилотные летательные аппараты, в целях обеспечения безопасности массовых мероприятий, осуществление охранно-мониторигновой деятельности, ликвидации последствий стихийных бедствий и технологических катастроф, охране биоресурсов (борьба с браконьерством), выявления и уничтожение наркоплантаций и применение в антитеррористических операциях.

Развитие технологий позволило создать миниатюрные элементы бортового оборудования беспилотных летательных аппаратов (БПЛА), что привело, в свою очередь, к минимизации их массы и размеров. На сегодняшний день наибольшее распространение в различных сферах деятельности получают комплексы, имеющие относительно небольшую скорость. К ним относятся:

- миниатюрные БПЛА ближнего радиуса действия со взлетной массой до 5 кг и дальностью устойчивого управления на расстоянии до 25-40 км:

- легкие БПЛА малого радиуса действия со взлетной массой 5-50 кг и дистанционным управлением на дальность от 10 до 70 км;

- легкие БПЛА среднего радиуса действия (при взлетной массе от 50 до 100 кг) могут управляться на расстояниях от 70 до 150 км.

При этом отечественные разработки в этой области насчитывают большое количество летательных аппаратов, которые предназначены для решения различных задач.

К таким разработкам можно отнести авиационным комплексам БПЛА предусматривающие специальные средства освещения наземной обстановки, так как именно такие задачи чаще всего возлагается на эти комплексы. Для чего на БПЛА на специальных подвесах устанавливаются стабилизированные по двум осям фото-, видео-, телекамеры и тепловизоры, ретрансляторы радиосигналов и другое необходимое оборудование. Камеры имеют массу от 450 до 600 г., габариты 112 х 140 х 115 мм и сохраняют работоспособность при температурах от -30 до +50 градусов [6].

Говоря о техническом совершенствовании БПЛА нельзя не затронуть правовой аспект применения данных комплексов. В интересах экономики, обороны, и обеспечения общественного правопорядка, в целях удовлетворения потребностей пользователей воздушного пространства, государство определяет основные положения по обеспечению безопасности использования воздушного пространства, также устанавливается общий порядок выполнения полетов пилотируемыми воздушными судами гражданской, государственной и экспериментальной авиации в воздушном пространстве Российской Федерации.

Данные положения, а также общий порядок выполнения полетов гражданской, государственной и экспериментальной авиации в воздушном пространстве Российской Федерации устанавливаются рядом нормативных и правовых актов[1], таких как, воздушный кодекс Российской Федерации, принятый от 19 марта 1997 г. № 60-ФЗ (в редакции от 23 мая 2016 г.), который устанавливает правовые основы использования воздушного пространства Российской Федерации и деятельности в области авиации, определяет задачи и пути государственного регулирования данных вопросов. Нельзя не отметить ряд ведомственных правовых актов, регламентирующих использование воздушного пространства авиацией, принадлежащей органам внутренних дел, к которым относятся: Приказ МВД России от 1 октября 2003 г. № 763 «О мерах по реализации постановления Правительства Российской Федерации от 2 сентября 2003 г. № 542» (последнее изменение внесено приказом МВД России от 6 февраля 2012 г. № 84), который определяет, что подразделениями в системе МВД России по организации и контролю и методическому обеспечению деятельности авиации органов внутренних дел является управление по обеспечению деятельности подразделений специального назначения и авиации министерством внутренних дел Российской Федерации (УПСНиА МВД России). Данный приказ утверждает Положение об авиации органов внутренних дел Российской Федерации, в соответствии с п. 11.5, который определяет, что УПСНиА МВД России обеспечивает проведение следственно-оперативными группами воздушной разведки, рекогносцировку, фото-, видеодокументирование преступной деятельности, Приказ МВД России № 1031 «Об утверждении наставления о применении авиации в органах внутренних дел Российской Федерации» от 26 декабря 2003 г. (последнее изменение внесено приказом МВД России от 21 апреля 2005 г. № 294, от 17 июня 2006 г. № 443, от 24 октября 2008 г. № 910 и т.д.), п. 43 данного наставления определяет разведывательные задачи авиационных подразделений органов внутренних дел на борту пилотируемого воздушного судна. Воздушная разведка, воздушное наблюдение, в том числе скрытое или воздушный поиск осуществляется с целью обнаружения лиц и объектов, представляющих оперативный интерес для органов внутренних дел.

Конституционное право, административное право

Наиболее значимым является введение в действие с 1 ноября 2010 г. федеральных правил использования воздушного пространства, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 марта 2010 г. N° 138 «Об утверждении федеральных правил использования воздушного пространства Российской Федерации (с изм. на 18 февраля 2016 г.)». Ст. 52 федеральных правил использования воздушного пространства Российской Федерации определяет, что «использование воздушного пространства беспилотными летательными аппаратами осуществляется на основании плана полета воздушного судна из разрешения на использовании воздушного пространства. Использование воздушного в интересах пользователей воздушного пространства БПЛА осуществляется посредством установления временного и местного режимов, а так же кратковременных ограничений в интересах пользователей воздушного пространства, организующих полеты беспилотным летательным аппаратом». Следовательно, каждый полет БПЛА требует проведения определенных организационных мероприятий, связанных с получением необходимых разрешений. Кроме того, такие мероприятия должны быть проведены для использования полезной нагрузки аппарата - фототехники, телевизионных систем и другой аппаратуры.

При организации применения БПЛА необходимо учитывать перечисленные выше особенности, которые накладывают ограничение на использование этих технических средств (заявочно-разришительная система допуска в воздушном пространстве Российской Федерации препятствует оперативному реагированию на внезапно возникающие осложнения оперативной обстановки). Использование аппаратуры освещения обстановки (телевизионных, тепловизионных и других систем) так же жестко регламентировано, что ограничивает их проведение в рамках отдельных операций, влияет на возможность и эффективность применения БПЛА время года, суток и погодные условия.

В целом настоящие правила обеспечивают возможность выполнять полеты беспилотным воздушным судам, посредством установления временного и местного режимов, а также кратковременных ограничений в интересах пользователей воздушного пространства, организующих полеты беспилотных летательных аппаратов, но анализ всех приведенных выше НПА показывает, что в них не предусмотрено специальных положений по беспилотной авиации, а беспилотная авиация имеет свои особенности, что требует корректировки формулировок постатейно [2].

Исходя из вышесказанного, считаем, что в основные правила полетов беспилотных летательных аппаратов необходимо включить следующие положения:

1) полеты беспилотных летательных аппаратов осуществляются в выделенном воздушном пространстве, свободном от полетов других воздушных судов.

2) для полетов беспилотных летательных аппаратов в воздушном пространстве должны устанавливаться маршруты полетов, районы полетов беспилотных воздушных судов.

Маршруты и районы полетов беспилотных летательных аппаратов должны устанавливаться с учётом:

1) расположения других элементов структуры воздушного пространства и государственной границы Российской Федерации.

2) расположения населенных пунктов;

3) рельефа местности и высоты естественных и искусственных препятствий;

4) требований к размещению комплекса с беспилотными летательными аппаратами на местности;

5) возможности организации надежной связи с позиционным районом подразделения беспилотных воздушных судов;

6) обеспечения в необходимых случаях непрерывного радиолокационного контроля за беспилотными воздушными судами;

7) обеспечения в необходимых случаях надежного управления беспилотными воздушными судами и передачи от них информации.

Введение данных положений вызвано реалиями последних ситуаций в области применения авиации и продиктовано необходимостью обеспечения безопасности полетов гражданских и иных судов.

Говоря об использовании беспилотных авиационных систем в вооруженных силах, правоохранительных органах, спецслужбах разных стран, а также в коммерческих структурах безопасности, мы можем констатировать, что в последние годы подобные технологии и системы начинают применяться более активно [3].

Но при этом существуют проблемные вопросы применения данных систем в МВД России:

- отсутствие централизованной системы управления подразделениями, применение беспилотных летательных аппаратов, которые существуют на базе самых разных структурных подразделений МВД России.

- недостаточное оснащение подразделений МВД России комплексами беспилотных летательных аппаратов.

- в неполном объёме реализовано обучение специалистов по применению беспилотных летательных аппаратов.

Для решения данных проблем необходимо:

- создать на базе оперативных групп МВД России группы применения беспилотных летательных аппаратов в целях круглосуточного оперативного применения при различных видах ЧС, что при проведении комплексной разведки местности позволит снизить загруженность авиации министерства и увеличит эффективность использования беспилотных летательных аппаратов;

Удальцов А.А., Новопавловская Е.Е., Лясович Т.Г. Тенденции защиты прав и свобод иностранных.

- разработать план и договора на оснащение подразделений МВД России беспилотных летательных аппаратов и в первую очередь, предусмотреть оснащенность данной техникой территориальных органов МВД России со сложной криминогенной обстановкой;

- обучить штатный состав подразделений и в процессе обучения задействовать сотрудников заводов изготовителей беспилотной техники [4].

Несмотря на перечисленные проблемы, можно констатировать: беспилотные летательные аппараты всё чаще используется в МВД России. Это вызвано рядом преимуществ их применения, такими как небольшое время на подготовку к запуску, скрытность проведения данных мероприятий, мобильность, минимальный штат по обслуживанию техники. Повышенный интерес МВД России и других силовых структур определяет необходимость дальнейшего исследования перспектив исследования беспилотных комплектов.

Список литературы

1. Павлушенко, М., Евстафьев, Г., Макаренко, И. Беспилотные летательные аппараты: история, применение, угроза распространения и перспективы развития. - М.: Права человека, 2005.

2. Хамзатов, М. А. Особенности развития беспилотной авиации в современных условия. [Электронный ресурс]. - Сайт «Беспилотная авиация». - URL: http://uav.ru/articles/hmm.pdf. (дата обращения 08.06.2016).

3. Волков, М. В. Новые возможности беспилотной разведки. [Электронный ресурс]. - Сайт «Беспилотная авиация» - URL: http://uav.ru/articles/sar_for_uav.pdf/ (дата обращения 08.06.2016).

4. Скородед, Е. П. Беспилотный летательный аппарат в деятельности подразделений специального назначения авиации МВД России // Международная научно-теоретическая конференция «Безопасность личности, общества и государства: теоретико-правовые аспекты», г. Санкт-Петербург, 2016. - C. 148-151.

5. Ерохин, Евгений. Беспилотные летательные аппараты и защита границ. [Электронный ресурс]. - Сайт «Беспилотная авиация» - URL: http://uav.ru/articles/granitsa.pdf (дата обращения 08.06.2016).

6. Лохин, В. М., Манько, С. В., Романов, М. П., Гарцеев, И. Б., Колядин, К. С. Тенденции развития беспилотных аппаратов мини- и микроклассов. - URL: www.microsystems.ru /files/publ/847.html (дата обращения 08.09.2016 г.).

УДК 340.131.5

А.А. Удальцов*, Е.Е. Новопавловская**, Т.Г. Лясович***

Тенденции защиты прав и свобод

иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации посредством конституционного судопроизводства

Решения и правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации, исследованные в статье по авторской методике, позволили выявить отдельные закономерности и наиболее интересные, узловые проблемы правотворческого и правоприменительного характера, требующие, по мнению иностранных граждан и лиц без гражданства, реализующих на территории Российской Федерации свои конституционные права, решения посредством механизмов конституционного судопроизводства. Систематизированы факторы, оказывающие влияние как на процесс правовой регламентации основных прав и свобод личности, так и на степень удовлетворения публичного и частного интереса в правовой защите прав иностранных граждан и лиц без гражданства.

Ключевые слова: Конституционный Суд, конституционное судопроизводство, нормоконтроль, жалоба, гражданство, иностранный гражданин, интерес, баланс.

* Удальцов, Андрей Александрович, начальник кафедры истории государства и права, Санкт-Петербургский университет МВД России, кандидат юридических наук, доцент. Адрес: 198261, г. Санкт-Петербург, ул. Летчика Пилютова, д. 1. Тел.: 8 (812) 730-22-23. E-mail: oudaltsov@mail.ru.

** Новопавловская, Елена Евгеньевна, доцент кафедры государственно-правовых дисциплин, Белгородский юридический институт МВД России имени И.Д. Путилина, кандидат юридических наук, доцент. Адрес: 308024, г. Белгород, ул. Горького, 71-150. Тел.: 8 (4722) 52-11-34. E-mail: novopavlovskayae@gmail.com.

*** Лясович, Татьяна Георгиевна, доцент кафедры истории государства и права, Санкт-Петербургский университет МВД России, кандидат юридических наук, доцент. Адрес: 198261, г. Санкт-Петербург, ул. Летчика Пилютова, д. 1. Тел.: 8 (812) 730-22-23. E-mail: vyaznikova@mail.ru.

* Udaltsov, Andrei Alexandrovich, Head of the Department of History of State and Law of Saint-Petersburg University of MIA of Russia, Candidate of Juridical Sciences, Associate Professor. Address: Russia, 198206, Saint-Petersburg, Letchika Pilutova str., 1. Ph.: 8 (812) 730-22-23. E-mail: oudaltsov@mail.ru.

* * Novopavlovskaya, Elena Evgenyevna, Associate Professor of the Department of State and Legal Disciplines, the Belgorod Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia named by I.D. Putilin, Candidate of Juridical Sciences, Associate Professor. Address: Russia, 308024, Belgorod, Gorky str., 71-150. Tel: 8 (4722) 52-11-34, е-mail: novopavlovskayae@gmail.com.

*** Liasovich Tatiana Georgievna, Associate Professor at the Department of History of State and Law of the Saint-Petersburg University of MIA of Russia, Candidate of Juridical Sciences, Associate Professor. Address: Russia, 198206, Saint-Petersburg, Letchika Pilutova str., 1. Ph.: 8 (812) 730-22-23. E-mail: vyaznikova@mail.ru

© Удальцов А.А., Новопавловская Е.Е, Лясович Т.Г., 2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.