Научная статья на тему 'О проблемах мотивации студентов к обучению в вузе'

О проблемах мотивации студентов к обучению в вузе Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
374
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОТИВАЦИЯ / ОБУЧЕНИЕ / СТУДЕНТ / MOTIVATION / TRAINING / STUDENT

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Преображенский А.П., Чопоров О.Н.

В данной работе рассматриваются особенности мотивации обучающихся. Приведены примеры использования технологий мотивации студентов к обучению в вузе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ABOUT PROBLEMS OF MOTIVATION OF STUDENTS TO STUDY AT THE UNIVERSITY

This paper discusses the features of motivation of students. Examples of the use of technologies of motivation of students to study at the University.

Текст научной работы на тему «О проблемах мотивации студентов к обучению в вузе»

© Russian Journal of Education and Psychology

2019, Том 10, № 5 • http://rjep.ru

О ПРОБЛЕМАХ МОТИВАЦИИ СТУДЕНТОВ К ОБУЧЕНИЮ В ВУЗЕ

Преображенский А.П., Чопоров О.Н.

Воронежский институт высоких технологий, г. Воронеж, Российская Федерация

В данной работе рассматриваются особенности мотивации обучающихся. Приведены примеры использования технологий мотивации студентов к обучению в вузе.

Ключевые слова: мотивация; обучение; студент.

ABOUT PROBLEMS OF MOTIVATION OF STUDENTS TO STUDY AT THE UNIVERSITY

Preobrazhenskiy A.P., Choporov O.N.

Voronezh State Technical University, Voronezh, Russian Federation

This paper discusses the features of motivation of students. Examples of the use of technologies of motivation of students to study at the University.

Keywords: motivation; training; student.

Введение

В настоящее время во многих вузах существует образование на платной основе. При этом у студентов есть возможности, оплатив, пересдать любые зачеты и экзамены. Соответственно, можно говорить о снижении мотивации к обучению. Но, при этом в обществе формируются новые требования к выпускникам, которые должны не только обладать специальными знаниями, но и соответствующими методами, позволяющими им непрерывным образом совершен-

© Russian Journal of Education and Psychology

2019, Volume 10, Number 5 • http://rjep.ru

ствоваться [1]. В этой связи весьма актуальной является проблема повышения мотивации студентов к обучению.

Особенности мотивации обучающихся

Мотивы в вузе для студентов могут быть разными: связанные с повышением профессионализма [2], поиском новых знакомств, повышением общественного статуса, желанием получать высокую зарплату [3] и др.

Важно, чтобы преподаватели интересно вели свои занятия, не просто выдавали знания в виде зачитывания, например, лекций. Преподаватели должны быть харизматичными личностями, иметь возможности к привлечению к себе обучающихся, уважать их, быть демократичными. Тогда именно к таким преподавателям и будут ходить студенты.

Мотивация может быть повышена за счет:

1. Использования студенческого рейтинга.

2. Личных примеров со стороны преподавателей.

3. Создания среди студентов целей в процессах обучения.

4. Обеспечения разнообразия форм обучения, аттестации [4].

5. Учета различных форм поощрений

Важно, чтобы студенты обладали собственной волей и активностью в ходе того, как они реагируют на создаваемые условия со стороны преподавателей [5]. Нельзя воспринимать студентов как объектов потребления, а преподавателей как тех, кто лишь предоставляет образовательные услуги. Они должны работать вместе.

Нельзя в угоду повышения привлечения студентов делать упор на развлекательности в ходе занятий. Ведь, например, точные науки требуют усидчивости, упорства, получения конкретных результатов.

Возможности использования технологий мотивации в вузе

В Воронежском институте высоких технологий есть как бюджетные, так и платные места для обучающихся.

Если на бюджетных местах есть стипендия, обеспечиваемая со стороны государства, то на платных местах есть, так называемая, ректорская стипендия.

© Russian Journal of Education and Psychology

2019, Том 10, № 5 • http://rjep.ru

Для того, чтобы ее получать, студенты не только должны хорошо учиться, но и участвовать в жизни института (общественной, научной, творческой и т.д.). Создается студенческий рейтинг [6].

Преподаватели, когда начинают свой курс, объясняют процессы его организации, обосновывают выбор методов и средств, структуру формирования программы обучения.

Обеспечивается непрерывный процесс обучения: ежедневно тренируются соответствующие навыки, регулярно получают домашние задания, активным образом развиваются навыки самостоятельной работы.

Выводы

Мотивация студентов к обучению в вузе должна осуществляться комплексным образом. Проводить изучение состояний познавательных интересов требуется непрерывным образом. Проводя сопоставление полученных сведений и социальных мотивов, иерархической мотивационной средой.

Список литературы

1. Преображенский Ю.П. О подготовке инженерных кадров // В сборнике: Современные инновации в науке и технике Сборник научных трудов 8-й Всероссийской научно-технической конференции с международным участием. Ответственный редактор А.А. Горохов. 2018. С.175-179.

2. Павлова М.Ю. Об использовании научной составляющей при формировании профессиональных качеств инженера // Вестник Воронежского института высоких технологий. 2012. № 9. С. 144-145.

3. Павлова М.Ю. Вопросы адаптации выпускников вузов // Вестник Воронежского института высоких технологий. 2013. № 10. С. 234-237.

4. Большакова А.Н., Хвастунов Н.Н., Харитонова А.А., Абушкин Х.Х. Проектирование современного урока физики // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). 2018. Т. 9. № 9. С. 38-55.

© Russian Journal of Education and Psychology

2019, Volume 10, Number 5 • http://rjep.ru

5. Лукина В.С., Сидорова Т.Н., Николаева А.В. Типологические особенности инновационного поведения студентов // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). 2018. Т. 9. № 10. С. 77-91.

6. Преображенский Ю.П., Головинова В.В., Любимов И.В. Квалиме-трия учебной деятельности обучающихся в воронежском институте высоких технологий // Вестник Воронежского государственного технического университета. 2014. Т. 10. № 5-2. С. 161-164.

References

1. Preobrazhenskij Yu.P. O podgotovke inzhenemyh kadrov // V sbomike: Sovremennye innovacii v nauke i tekhnike Sbornik nauchnyh trudov 8-j Vserossijskoj nauchno-tekhnicheskoj konferencii s mezhdunarodnym uchastiem. Otvetstvennyj redaktor A.A. Gorohov. 2018. S. 175-179.

2. Pavlova M.Yu. Ob ispol'zovanii nauchnoj sostavlyayushchej pri formiro-vanii professional'nyh kachestv inzhenera // Vestnik Voronezhskogo in-stituta vysokih tekhnologij. 2012. № 9. S. 144-145.

3. Pavlova M.Yu. Voprosy adaptacii vypusknikov vuzov // Vestnik Voronezhskogo instituta vysokih tekhnologij. 2013. № 10. S. 234-237.

4. Bol'shakova A.N., Hvastunov N.N., Haritonova A.A., Abushkin H.H. Proektirovanie sovremennogo uroka fiziki // Sovremennye issledovani-ya social'nyh problem (elektronnyj nauchnyj zhurnal). 2018. T. 9. № 9. S.38-55.

5. Lukina V.S., Sidorova T.N., Nikolaeva A.V. Tipologicheskie osobennos-ti innovacionnogo povedeniya studentov // Sovremennye issledovaniya social'nyh problem (elektronnyj nauchnyj zhurnal). 2018. T. 9. № 10. S. 77-91.

6. Preobrazhenskij Yu.P., Golovinova V.V., Lyubimov I.V. Kvalimetriya uchebnoj deyatel'nosti obuchayushchihsya v voronezhskom institute vysokih tekhnologij // Vestnik Voronezhskogo gosudarstvennogo tekh-nicheskogo universiteta. 2014. T. 10. № 5-2. S. 161-164.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.