УДК [378-057.175:811.161.1'243]:004.9 DOI 10.26293/chgpu.2019.103.3.034
И. И. Митрофанова1, Ж. И. Жеребцова2
ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ РУССКОГО ЯЗЫКА КАК ИНОСТРАННОГО В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ
Российский университет дружбы народов, г. Москва, Россия
2Тамбовский государственный университет имени Г. Р. Державина, г. Тамбов, Россия
Аннотация. В статье рассматриваются вопросы формирования профессиональной компетентности преподавателя русского языка как иностранного в условиях цифровизации образовательного процесса. Основное внимание уделяется сущности информационно-коммуникационно-технологической компетентности (ИКТ-компетентность). Определен состав ИКТ-компетентности педагога, на основе которого изложена структура компетентности. Обозначены показатели проявления ИКТ-компетентности преподавателя русского языка как иностранного, заключающиеся в совокупности знаний, умений, мотивации и необходимых личностных качеств.
Ключевые слова: русский язык как иностранный, профессиональная компетентность, информационно-коммуникационно-технологическая компетентность, структура ИКТ-компетен-тности, показатели проявления ИКТ-компетентности.
1.1. Mitrofanova1, Zh. I. Zherebtsova2
FORMATION OF PROFESSIONAL COMPETENCE OF TEACHER OF RUSSIAN AS A FOREIGN LANGUAGE IN THE CONDITIONS OF DIGITALIZATION OF EDUCATION
Peoples ' Friendship University of Russia (RUDN University), Moscow, Russia 2 G. Derzhavin Tambov State University, Tambov, Russia
Abstract. The article deals with the formation of the professional competence of teachers of Russian as a Foreign Language (RFL) in the conditions of digitization of the educational process. The focus is on the essence of information and communication technological competence (ICT competence). The paper determines the component structure of the ICT competence of the RFL teacher, on the basis of which the structure of competence is stated; gives the indicators of ICT competence of the RFL teacher in the conditions of digitization of education. These indicators are about combination of knowledge, skills, motivation and necessary personal qualities.
Keywords: Russian as a foreign language, professional competence, information and communication technological competence (ICT competence), ICT competence structure, ICT competence indicators.
Актуальность исследуемой проблемы. Инновационное развитие российского высшего образования ориентировано на активную образовательную и культурно-просветительскую деятельность будущих преподавателей с учетом потребностей рынка труда и современного уровня требований, предъявляемых работодателями к специалистам в сфере преподавания русского языка как иностранного в условиях цифровой среды. В настоящее время цифровизация общественной жизни происходит быстрыми темпами и развивается неотрывно от современного образовательного пространства, которое скло-
няется к оптимизации процесса обучения за счет использования электронных и цифровых образовательных ресурсов. Это влечет за собой естественное изменение в требованиях к профессиональной подготовке специалистов будущего - преподавателя русского языка как иностранного (далее - РКИ). Одной из составляющих профессиональной деятельности педагога по этой дисциплине становится умение грамотно и эффективно использовать на практике электронные и цифровые дидактические средства обучения, которые уже стали неотъемлемой частью и показателем качества организации учебного процесса, самостоятельно создавать электронный и цифровой учебный контент, организовывать и реализовывать обучение в дистанционном формате, в режиме реального времени.
Актуальность данного исследования обусловлена противоречием между требованиями современных работодателей, представлениями потребителя о процессе обучения русскому языку как иностранному и недостаточной разработанностью теоретико-методологических и организационно-методических основ формирования информационно-коммуникационно-технологической компетентности преподавателя РКИ как ведущей в условиях цифровизации образования.
Цель статьи состоит в теоретическом обосновании структуры и изложении содержания информационно-коммуникационно-технологической компетенции преподавателя русского языка как иностранного в этих условиях.
Материал и методика исследований. В целях формирования теоретической базы применялись следующие методы: анализ, сопоставление и обобщение результатов исследований и публикаций, касающихся профессиональной компетенции преподавателя РКИ. Практическая часть выполнена на основе эмпирических методов (наблюдение, сравнение, моделирование). Выводы получены на основе метода дедукции.
Результаты исследований и их обсуждение. В условиях ежегодно увеличивающегося объема экспорта российских образовательных услуг, предоставляемых в дистанционном, смешанном, онлайн-форматах, развитие ИКТ-компетентности преподавателя РКИ является одной из приоритетных задач высшего образования, так как данная компетентность напрямую связана с качеством подготовки будущих иностранных специалистов.
Его деятельность предусматривает выполнение множества трудовых функций, которые, в свою очередь, обеспечиваются определенным набором компетенций, воплощенных в виде знаний, умений, навыков и личного опыта, что позволяет определить общий уровень его профессионализма. Среди множества компетенций, определяющих эффективность работы преподавателя РКИ, на первый план выступают те, что в наибольшей степени отражают и воплощают тенденции развития как современного образования, так и общества в целом. Одной из таких профессионально значимых характеристик является уровень владения достижениями в области информационно-коммуникационных технологий.
Основанием для выстраивания структуры ИКТ-компетентности преподавателя РКИ, характеристики показателей ее проявления, определения ориентиров отбора содержания образовательной программы, направленной на подготовку учителей РКИ в условиях цифровой среды, послужили научные исследования, изложенные в работах Т. И. Носковой, Т. Б. Павловой, О. В. Яковлевой, П. В. Сысоева, М. Н. Евстигнеева, А. В. Тряпельникова, В. Л. Акапьева, М. Е. Дмитриева, А. Е. Сережкиной, Г. Б. Подне-бесовой, А. С. Ефремова, Р. С. Наговицына, Е. Г. Замолоцких, Е. А. Рассоловой, М. Г. Фарниевой, С. А. Оборотовой, С. С. Хромова, Н. А. Гуляевой, В. Г. Апалькова, Н. К. Никоновой [1], [4], [6], [7], [8], [10], [11], [12], с одной стороны, и собственные наблюдения за процессом становления будущего преподавателя РКИ, наличием и степенью сформированное™ у него компетентности, позволяющей осуществлять процесс обучения русскому языку в условиях цифровой среды, - с другой.
В научно-педагогической литературе встречаются понятия информационно-компьютерной, информационно-педагогической, информационно-исследовательской,
информационно-коммуникационной, информационно-технологической компетенций, отражающие различные аспекты деятельности педагога. Однако, принимая во внимание трудовые действия преподавателя РКИ и определение его ИКТ-компетентности, предложенное П. В. Сысоевым и М. Н. Евстигнеевым, считаем целесообразным охарактеризовать компетенцию, состоящую из теоретических знаний о современных информационных и коммуникационных технологиях, практических умений использовать их в учебном процессе и самостоятельно создавать на их основе учебный контент, как информационно-коммуникационно-технологическую компетентность [10].
ИКТ-компетентность преподавателя РКИ заключается в наличии способности, позволяющей эффективно осуществлять процесс обучения иностранных граждан русскому языку и культуре России, а именно развитие языковых знаний, речевых навыков и умений студентов с использованием информационно-коммуникационных технологий.
Согласно теоретико-методологическому анализу, можно сделать вывод, что понятие информационно-коммуникационно-технологической компетентности как процесса ее формирования у будущих педагогов в настоящее время находится на стадии комплексного научно-методического изучения. Примером тому служат труды С. А. Дерябиной и Т. А. Дьяковой, посвященные профессиограмме преподавателя русского языка как иностранного в условиях цифровизации образовательного процесса [3], [14]. Предметом исследования являются профессиональные компетенции педагога, позволяющие организовать онлайн-обучение.
Структурно-функциональная модель формирования информационной культуры будущих учителей иностранного языка подробно изложена и обоснована в работе А. А. Хрулевой [13].
Особое внимание ученых привлечено сегодня не только к содержанию и процессу формирования ИКТ-компетентности будущего преподавателя, но и к инструментам, посредством которых это происходит, о чем свидетельствуют научные изыскания Б. Е. Стариченко, Р. П. Явича, А. К. Купцовой, С. С. Хромова, Н. А. Гуляевой, В. Г. Апалькова, Н. К. Ни-коновой [9], [5], [12]. Отметим, что данные инструменты (веб-ресурсы, образовательные интернет-технологии и пр.) выступают дидактическим средством формирования ИКТ-компетентности педагога и одновременно служат лингводидактическим средством обучения.
ИКТ-компетентность преподавателя РКИ по своей структуре представляется нам достаточно сложным явлением, поэтому вслед за В. Л. Акапьевым предлагаем рассмотреть ее через синтез поисково-аналитической, информационно-коммуникационной и информационно-инструментальной деятельности [1].
Поисково-аналитическая деятельность представляет собой совокупность действий, необходимых для осуществления поиска важной для учебного процесса информации (цифровые дидактические средства: инфографика, схемы, таблицы, текстотеки, игротеки, электронные рабочие листы и др.). Информационно-коммуникационная деятельность преподавателя РКИ направлена на реализацию действий по воспроизведению, демонстрации, трансляции, обмену, применению учебной информации в процессе обучения РКИ. Информационно-инструментальная деятельность объединяет действия педагога, позволяющие пользоваться компьютерными технологиями, техническими средствами синхронной и асинхронной интернет-коммуникации (электронная почта, 8куре, веб-платформы, веб-форумы), работать с интернет-ресурсами (образовательные интернет-порталы, интернет-страницы по изучению РКИ, сетевые учебные пособия, тестовые системы, лингвотренажеры, лингвистические корпусы, информационно-справочные ресурсы, подкасты, блоги), онлайн-сервисами (голосовые блокноты, генераторы личности, моделирование учебной ситуации, видео- и аудиоредакторы, текстовые редакторы, обработка изображений), облачными сервисами, системами дистанционного обучения и пр.
Таким образом, ИКТ-компетентность преподавателя РКИ включает в себя деятельность по поиску, управлению и применению информации в учебном процессе.
Говоря о структуре ИКТ-компетенции, необходимо обратить внимание на уровни сформированности / усвоения данного параметра, которые, на наш взгляд, должны обладать полной диагностичностью и позволять точно задать цель подготовки будущего педагога, а также подвергаться проверке с необходимой точностью. В связи с этим предлагаем таксономию уровней сформированности ИКТ-компетентности преподавателя РКИ.
Репродуктивный уровень. На данном уровне деятельность преподавателя связана с такими механизмами, как узнавание, различение, классифицирование, воспроизведение, интерпретация учебной информации.
Продуктивный уровень усвоения воплощается в применении учебной информации на практике, в процессе обучения русскому языку как иностранному.
Творческий уровень - создание учебного продукта, ресурса, проведение исследовательской, творческой деятельности, применение усвоенной информации путем ее преобразования, совершенствования и создания ее логически развивающихся продолжений, объяснение новых явлений и фактов, поиск наилучших решений в нестандартных ситуациях, исходя из конкретных данных.
Как известно, компетентность распадается на результаты, которые служат необходимыми показателями и достаточными условиями ее сформированности. Результаты обучения, в свою очередь, являются описанием знаний, умений и навыков студентов после их успешного завершения определенного этапа обучения.
На основе теоретического анализа научно-педагогической литературы в целях более точного описания показателей сформированности ИКТ-компетентности преподавателя РКИ были выделены следующие критерии: мотивационный, когнитивный, деятель-ностный, личностный.
Мотивационный критерий включает ценностное отношение и положительную оценку будущего преподавателя целей обучения РКИ; его понимание необходимости в поддержке, распространении и сохранении русского языка в мире; интерес к использованию информационно-коммуникационных технологий как лингводидактического средства, что выражается в наличии у него информационно-познавательной потребности. В качестве показателей данного критерия выступают мотив к овладению информационно-коммуникационными технологиями, познавательная и внутренняя потребность. Необходимо сделать процесс обучения РКИ эффективным, интересным, современным, оригинальным, привлекательным.
Когнитивный критерий представлен знаниями теории и методики преподавания РКИ в различных условиях, во взрослой и детской аудиториях, в языковой среде и вне ее, в интенсивном и нормальном темпах, при систематическом и курсовом обучении, на всех уровнях освоения РКИ и т. д. Данный критерий выражается показателями полноты и прочности знаний о средствах, методах, приемах, способах обучения языку с использованием ИКТ. Полнота передается знанием всех существенных признаков учебного процесса в цифровой среде и его особенностей. Для прочности характерны сохранение знаний в течение продолжительного времени и их воспроизводимость в необходимых педагогических условиях.
Деятелъностный критерий определяет уровень освоения совокупности действий, которые составляют структуру ИКТ-компетентности преподавателя РКИ по поиску, отбору цифровых и электронных средств обучения, диагностике знаний и умений обучаемых, содержания, метода, приемов обучения, обработке учебного материала (анализ, структурирование, обобщение и др.), применению в учебном процессе и созданию нового учебного знания. Как отмечает А. Д. Даржания, данный критерий выражается показателями правильности, переноса и скорости выполнения действий. Перенос демонстрирует возможность применения сформированных умений в новых условиях, которые учитывают особенности вида деятельности: решать методические проблемы, обусловленные не-
стандартными ситуациями, посредством информационно-коммуникационных технологий. Скорость выполнения умений соотносится со скоростью выполнения операций, составляющих структуру данных умений [2].
Личностный критерий отражает значимые качества личности, необходимые для осуществления качественного процесса обучения иностранных граждан русскому языку в условиях цифровизации образования: коммуникабельность, устойчивую социальную и профессиональную позицию, способность к анализу, рефлексии, готовность к постоянному процессу самообразования и профессионального развития, креативность, динамичность, целостность, конструктивность, индивидуальность и др.
Для каждого конкретного критерия проявления ИКТ-компетентности преподавателя РКИ выделим следующие показатели: «иметь», «знать», «уметь и владеть», «обладать», которые определены в соответствии с уровнями усвоения и видами деятельности. В целях формирования более четкой и наглядной картины ИКТ-компетентности предлагаем каждый из показателей соотнести с определенным набором действий, личностными характеристиками и степенью мотивированности педагога:
«иметь» - внутренние качества, формируемые под влиянием определенных внешних условий (выражается в наличии заинтересованности в определенном факторе и собственном отношении к нему);
«знать» - воспроизводить, подавать и объяснять учебный материал в соответствии с теорией и методикой преподавания РКИ в условиях цифровизации образовательного процесса;
«уметь» - решать типичные профессиональные задачи на основе воспроизведения стандартных алгоритмов; и «владеть» - осуществлять решение усложненных задач на основе приобретенных знаний и умений с их применением в нетипичных ситуациях (формируется в процессе получения опыта деятельности) и трансформировать имеющийся опыт в новое знание, передавать этот опыт, создавать учебный продукт;
«обладать» - внутренние качества, формируемые на основе процесса саморегуляции, который направлен на активизацию потенциала, позволяющего в цифровой среде сформировать у нее такие из них, которые способствуют личностному и профессиональному развитию.
На основе вышеизложенных видов деятельности, уровней усвоения учебного материала и критериев нами были изложены данные параметры в таблице 1 с целью продемонстрировать структуру ИКТ-компетентности преподавателя РКИ в условиях цифровизации образовательного процесса и обозначить показатели ее проявления. Под цифровой учебной информацией в данной структуре понимается разветвленная система, состоящая из множества подсистем различного уровня (различающихся по форме, адресату, цели, способу использования и пр.), созданная и организованная компьютерными средствами.
Таблица 1
Структура ИКТ-компетентности преподавателя РКИ и показатели ее проявления
^^ Уровни ^^^ усвоения Виды деятельности Репродуктивный Продуктивный Творческий
Мотивационный критерий
Поисково-аналитический имеет стремление к организации систематического поиска и отбора цифровой учебной информации имеет стремление к анализу, сопоставлению, систематизации и хранению цифровой учебной информации имеет стремление к обработке и переработке учебной информации, а также к созданию новой цифровой учебной информации
Продолжение таблицы 1
Информационно-коммуникационный имеет заинтересованность в организации воспроизведения, демонстрации, трансляции цифровой учебной информации имеет заинтересованность в организации передачи и практическом использовании цифровой учебной информации при обучении РКИ имеет заинтересованность в организации взаимодействия участников учебного процесса, заключающегося во взаимовыгодном обмене цифровой учебной информацией
Информационно-инструментальный имеет потребность сделать учебный процесс эффективным и привлекательным за счет использования ИКТ имеет устойчивую привычку использовать ИКТ при обучении РКИ имеет внутреннюю потребность в систематическом использовании ИКТ и создании логически развивающихся продолжений
Когнитивный критерий
Поисково-аналитический знает основные алгоритмы поиска и отбора цифровой учебной информации знает основные алгоритмы анализа, сопоставления, систематизации и хранения цифровой учебной информации знает основные алгоритмы обработки, переработки учебной информации, а также создания новой цифровой учебной информации
Информационно-коммуникационный знает приемы воспроизведения, демонстрации, трансляции цифровой учебной информации знает приемы и способы использования ИКТ в процессе обучения РКИ знает методы и специфику организации взаимодействия участников процесса обучения РКИ посредством ИКТ
Информационно-инструментальный знает технические средства ИКТ, их возможности и сферы применения знает принципы использования технических средств реализации ИКТ в процессе обучения РКИ знает технические средства использования ИКТ для преобразования цифровой учебной информации и создания новой
Деятельностный критерий
Поисково-аналитический умеет осуществлять поиск и отбор цифровой учебной информации умеет производить анализ, сопоставлять, систематизировать и хранить цифровую учебную информацию владеет приемами обработки и трансформации цифровой учебной информации
Информационно-коммуникационный умеет воспроизводить, демонстрировать, транслировать цифровую учебную информацию умеет выбирать наиболее эффективные приемы и способы использования ИКТ в процессе обучения РКИ владеет способами организации взаимодействия участников учебного процесса посредством ИКТ
Информационно-инструментальный умеет обращаться с техническими средствами реализации ИКТ умеет применять ИКТ в процессе обучения РКИ на разных этапах обучения владеет инструментами создания новой цифровой учебной информации, создания нового учебного продукта
Личностный критерий
Поисково-аналитический обладает аналитическим мышлением, наблюдательностью обладает способностью к анализу, рефлексии, личностной зрелостью, ответственностью обладает сформированно-стью профессиональных идеалов, преданностью избранной профессии
Информационно-коммуникационный обладает высоким эмоционально-волевым тонусом, коммуникабельностью обладает наглядно-образным мышлением, гибкостью, устойчивостью нервной системы, требовательностью к себе обладает устойчивостью профессиональной позиции, готовностью к постоянному процессу самообразования и профессионального развития
Информационно-инструментальный обладает целеустремленностью, трудолюбием, настойчивостью обладает практическим мышлением, хорошей работоспособностью обладает творческим мышлением, организованностью, интеллектуальной активностью, креативностью, самокритичностью, инициативностью
Как видим, ИКТ-комиетентность преподавателя РКИ, осуществляющего педагогическую деятельность в условиях цифровизации образовательного процесса, состоит из взаимосвязи видов деятельности и уровней усвоения, которые можно охарактеризовать в аспекте изложенных критериев. Показатели проявления взаимосвязи составляющих структуры ИКТ-компетентности, заключающиеся в совокупности знаний, умений, мотивации и необходимых личностных качеств, отражают данную компетентность.
Резюме. Итак, в статье мы рассмотрели виды деятельности, уровни и критерии, отражающие компонентный состав ИКТ-компетентности преподавателя РКИ, в соответствии с которыми охарактеризовали показатели ее проявления в условиях цифровизации образования.
Выводы из всего вышеизложенного можно сформулировать следующим образом:
1. Одним из компонентов профессиональной компетенции преподавателя русского языка как иностранного в условиях цифровой образовательной среды является ИКТ-компетентность.
2. ИКТ-компетентность преподавателя РКИ соотносится с тремя видами деятельности: поисково-аналитическим, информационно-коммуникационным, информационно-инструментальным .
3. Критериями ИКТ-компетентности выступают мотивационный, когнитивный, де-ятельностный, личностный.
4. Уровнями освоения ИКТ-компетентности будущими преподавателями РКИ являются репродуктивный, продуктивный, творческий.
5. Показателями сформированное™ ИКТ-компетентности на всех трех уровнях в рамках обозначенных критериев и применительно к видам деятельности выступают «иметь», «знать», «уметь и владеть», «обладать».
Выводы представляются нам убедительными и перспективными в плане дальнейшего изучения процесса формирования и развития ИКТ-компетентности преподавателя РКИ в контексте экспорта российского образования, создания образовательных программ по подготовке специалистов данного профиля, разработки и наращивания учебно-методической базы.
ЛИТЕРАТУРА
1. Акапьев В. Л. Модель формирования информационно-технологической компетентности преподавателей // Электронное научное издание «Альманах. Пространство и время» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://e-almanac.space-time.ru/assets/files/TomlVip2/rubr9-rakurs-st2-akapev-2012.pdf.
2. Даржания А. Д. Критерии и уровни сформированное™ организационно-управленческих умений у студентов профессионального колледжа // Молодой ученый. - 2009. - № 11. - С. 273-277.
3. Дерябина С. А., Дьякова Т. А. Профессиограмма преподавателя иностранного языка в условиях цифровизации образовательного пространства // Высшее образование в России. - 2019. - № 4. - С. 142-149.
4. Дмитриев М. Е., Сережкина А. Е. Структура и содержание информационно-технологической компетенции преподавателей высшей школы [Электронный ресурс]. - Режим доступа : https://cyberlenin-ka.ru/article/n/slruktura-i-soderzhanie-iriformatsiomo-telmologiches
5. Купцова А. К. Веб-ресурс для саморегулируемого обучения иностранному языку // Высшее образование в России. - 2016. - № 12. - С. 88-93.
6. Наговицын Р. С., Замолоцких Е. Г., Рассолова Е. А., Фарниева М. Г., Оборотова С. А. Использование синектического метода как применение инноваций в образовательном процессе вуза // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. - 2018. - № 3. - С.7-22.
7. Носкова Т. Н., Павлова Т. Б., Яковлева О. В. ИКТ-инструменты профессиональной деятельности педагога: сравнительный анализ российского и европейского опыта // Интеграция образования. - 2018. - Т. 22, № 1. - С. 25^15.
8. Поднебесова Г. Б., Ефремов А. С. Модель формирования профессиональной ИКТ-компетентности будущих учителей информатики при помощи рефлексивного подхода в обучении [Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования. - 2018. - № 5. - Режим доступа : http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=28160.
9. Стариченко Б. Е., Явич Р. П. О месте интернет-технологий в организации учебного процесса в высшей школе // Научно-практический журнал «Гуманитарные науки». - 2018. - № 3. - С. 53-60.
10. Сысоев П. В., Евстигнеев М. Н. Компетентность преподавателя иностранного языка в области использования информационных и коммуникационных технологий [Электронный ресурс] // Язык и культура. -2014. - №1(25). - Режим доступа : https://cyberleninka.ra/article/n/kompetmtaost^ v-oblasti-ispolzovaniya-infonnatsiomyh-i-konmmiikatsiormyh-tehnologiy.
11. Тряпельников А. В. Интеграция информационных и педагогических технологий в обучении РКИ (методологический аспект). - М. : ГИРЯ им. А. С. Пушкина, 2014. - 80 с.
12. Хромов С. С., Гуляева Н. А., Апальков В. Г., Никонова Н. К. Информационно-коммуникационные технологии в преподавании русского языка как иностранного на начальном этапе (уровень AI, А2) [Электронный ресурс] // Открытое образование. - 2015. - № 2. - Режим доступа : https://cyberleninka.ru/article/ri/infonnatsionno-konmunikatsionnye-telmologii-v-prepodavanii-^
13 .Хрулева А. А. Структурно-функциональная модель формирования информационной культуры будущих учителей английского языка // Проблемы современного педагогического образования : сборник научных статей. Серия: Педагогика и психология. Вып. 52, ч. 1. - Ялта, 2016. - С. 330-339.
14. Deryabina S., Dyakova Т. А foreign language teacher's professiogram in the digital era // 18th Professional Culture of the Specialist of the Future 2018. Published by Future Academy. - URL https://dx.doi.org/10.15405/epsbs.2018.12.02.65.
Статья поступила в редакцию 14.06.2019
REFERENCES
1.Akap'ev V L. Mode! fonnkovaniyainformacionno-tekhnologicheskoj kompetentnostiprepodavatelej //Elektron-noe nauchnoe izdanie «Al'manah. Prostranstvo i vremya» [Elektronnyj resurs], - Rezhim dostupa : http://e-alma-nac. space-time.ru/assets/files/Toml Vip2/rubr9-rakurs-st2-akapev-2012 .pdf.
2. Darzhaniya A. D. Kriterii i urovni sformirovannosti organizacionno-upravlencheskih umenij u studentov professional'nogo kolledzha // Molodoj uchenyj. - 2009. - № 11. - S. 273-277.
3. Deryabina S. A., D'yakova T. A. Professiogramma prepodavatelya inostrannogo yazyka v usloviyah cifrovizacii obrazovatel'nogo prostranstva // Vysshee obrazovanie v Rossii. - 2019. - № 4. - S. 142-149.
4. Dmitriev M. E., Serezhkina A. E. Struktura i soderzhanie informacionno-tekhnologicheskoj kompetencii prepodavatelej vysshej shkoly [Elektronnyj resurs], - Rezhim dostupa : https://cyberlenin-ka.ru/article/n/struktura-i-soderzhanie-informatsionno-tehnologicheskoy-kompetentsii-prepodavateley-vysshey-shkoly.
5. Kupcova A. K. Veb-resurs dlya samoreguliruemogo obucheniya inostrannomu yazyku // Vysshee obrazovanie v Rossii. - 2016. - № 12. - S. 88-93.
6. Nagovicyn R. S., Zamolockih E. G., Rassolova E. A., FarnievaM. G., Oborotova S. A. Ispol'zovanie sinek-ticheskogo metoda kak primenenie innovacij v obrazovatel'nom processe vuza // Vestnik Novosibirskogo gosudar-stvennogo pedagogicheskogo universiteta. - 2018. - № 3. - S.7-22.
7. Noskova T. N., Pavlova T. B., Yakovleva O. V. IKT-instrumenty professional'noj deyatel'nosti pedagoga: sravnitel'nyj analiz rossijskogo i evropejskogo opyta//Integraciya obrazovaniya. -2018. - T. 22, № 1. - S. 25^5.
8. Podnebesova G. B., Efremov A. S. Model' formirovaniya professional'noj IKT-kompetentnosti budushchih uchitelej informatiki pri pomoshchi refleksivnogo podhoda v obuchenii [Elektronnyj resurs] // Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. - 2018. - № 5. - Rezhim dostupa: http://www.science-educa-tion.ru/ru/article/view?id=28160.
9. Starichenko B. E., Yavich R. P. O meste internet-tekhnologij v organizacii uchebnogo processa v vysshej shkole//Nauchno-prakticheskij zhurnal «Gumanitarnyenauki». -2018.-№3.-S. 53-60.
10.Sysoev P. V., Evstigneev M. N. Kompetentnost' prepodavatelya inostrannogo yazyka v oblasti is-pol'zovaniya informacionnyh i kommunikacionnyh tekhnologij [Elektronnyj resurs] // Yazyk i kul'tura. - 2014. -№1(25). - Rezhim dostupa : https://cyberleninka.nx/article/n/kompetentnost-prepodavatelya-inostrannogo-yazyka-v-oblasti-ispolzova-niyainformatsionnyh-i-kommunikatsionnyh-tehnologiy.
11. Tryapel'nikov A. V. Integraciya informacionnyh i pedagogicheskih tekhnologij v obuchenii RKI (me-todologicheskij aspekt). - M. : GIRYa im. A. S. Pushkina, 2014. - 80 s.
12. Hromov S. S., Gulyaeva N. A., Apal'kov V. G., Nikonova N. K. Informacionno-kommunikacionnye tekhnologii v prepodavanii russkogo yazyka kak inostrannogo na nachal'nom etape (uroven' Al, A2) [Elektronnyj resurs] // Otkrytoe obrazovanie. - 2015. - № 2. - Rezhim dostupa : https://cyberleninka.ru/article/n/informatsionno-konmunikatsionnye-tehnologii-v-prepodavanii-mssfo
13. Hruleva A. A. Strukturno-funkcional'naya model' formirovaniya informacionnoj kul'tury budushchih uchitelej anglijskogo yazyka // Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya : sbornik nauchnyh statej. Seriya: Pedagogika i psihologiya. Vyp. 52, ch. 1. - Yalta, 2016. - S. 330-339.
14. Deryabina S., Dyakova T. A foreign language teacher's professiogram in the digital era // 18th Professional Culture of the Specialist of the Future 2018. Published by Future Academy - URL https://dx.doi.org/10.15405/epsbs.2018.12.02.65
The article was submitted on June 14, 2019
Финансирование
Публикация подготовлена при поддержке Программы РУДН «5-100»
Сведения об авторах
Митрофанова Ирина Игоревна - кандидат социологических наук, доцент кафедры русского языка и методики его преподавания Российского университета дружбы народов, г. Москва, Россия; e-mail: mitrofanova_ii@ rudn.university
Жеребцова Жанна Ивановна - кандидат педагогических наук, доцент кафедры русского языка как иностранного Тамбовского государственного университета имени Г. Р. Державина, г. Тамбов, Россия; e-mail: [email protected]
Author information
Mitrofanova, Irina Igorevna - Candidate of Sociology, Associate Professor of the Department of Russian Language and Methods of Teaching, Peoples' Friendship University of Russia (RUDN University), Moscow, Russia; e-mail: mitrofanova_ii@ rudn.university
Zherebtsova, Zhanna Ivanovna - Candidate of Pedagogics, Associate Professor of the Department of Russian as a Foreign Language, G. Derzhavin Tambov State University, Tambov, Russia; e-mail: [email protected]