Научная статья на тему 'О необходимости внесения изменений в программы по физической культуре в Сибирском государственном университете путей сообщения'

О необходимости внесения изменений в программы по физической культуре в Сибирском государственном университете путей сообщения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
125
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НКЕТИРОВАНИЕ / ПРОГРАММА / СПОРТИВНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ / СПЕЦИАЛЬНЫЕ МЕДИЦИНСКИЕ ГРУППЫ / СТУДЕНТЫ / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Климова Елена Владимировна, Козиков Ярослав Сергеевич, Мухаметова Ольга Владимировна, Тихончук Аркадий Андреевич, Беспрозванных Сергей Николаевич

В статье показаны результаты изучения важного с нашей точки зрения вопроса необходимости переориентации программы по физической культуре в Сибирском государственном университете путей сообщения на секционные занятия в спортивных отделениях по избранным видам спорта, основываясь на проведенных исследованиях и тенденциях сегодняшнего дня. Показаны пути дальнейшей работы по совершенствованию процесса физического воспитания в вузе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Климова Елена Владимировна, Козиков Ярослав Сергеевич, Мухаметова Ольга Владимировна, Тихончук Аркадий Андреевич, Беспрозванных Сергей Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On the need for changes in the curriculum for physical education at the Siberian State Transport University

The article shows the results of the study of the important from our point of view the issue of the need to reorientation the program of physical culture in the Siberian state University of transport to the sectional classes in selected sports, based on the research and trends of today. The ways of further work to improve the process of physical education in high school.

Текст научной работы на тему «О необходимости внесения изменений в программы по физической культуре в Сибирском государственном университете путей сообщения»

7. Astakhov, A.V. (2007), "How to determine the value of training load?", Theory and practice of physical culture, No. 11, pp. 49.

Контактная информация: klassina@mail.ru

Статья поступила в редакцию 13.06.2018

УДК 796.011.3

О НЕОБХОДИМОСТИ ВНЕСЕНИЯ ИЗМЕНЕНИЙ В ПРОГРАММЫ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ В СИБИРСКОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ УНИВЕРСИТЕТЕ ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ

Елена Владимировна Климова, кандидат биологических наук, доцент, Ярослав Сергеевич Козиков, кандидат педагогических наук, доцент, Ольга Владимировна Мухаметова, кандидат биологических наук, доцент, Сибирский государственный университет путей сообщения, Новосибирск; Аркадий Андреевич Тихончук, кандидат педагогических наук, преподаватель, Военный институт физической культуры, Санкт-Петербург; Сергей Николаевич Беспрозванных, кандидат педагогических наук,

Новосибирск

Аннотация

В статье показаны результаты изучения важного с нашей точки зрения вопроса -необходимости переориентации программы по физической культуре в Сибирском государственном университете путей сообщения на секционные занятия в спортивных отделениях по избранным видам спорта, основываясь на проведенных исследованиях и тенденциях сегодняшнего дня. Показаны пути дальнейшей работы по совершенствованию процесса физического воспитания в вузе.

Ключевые слова: анкетирование, программа, спортивное отделение, специальные медицинские группы, студенты, физическая культура, физическая подготовленность.

ON THE NEED FOR CHANGES IN THE CURRICULUM FOR PHYSICAL EDUCATION AT THE SIBERIAN STATE TRANSPORT UNIVERSITY

Elena Vladimir ovna Klimova, the candidate of biological sciences, senior lecturer, Yaroslav Sergeevich Kozikov, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Olga Vladimi-rovna Muhametova, the candidate of biological sciences, senior lecturer; the Siberian State Transport University, Novosibirsk; Arkady Andreevich Tikhonchuk, the candidate of pedagogical sciences, the teacher, Military Institute of Physical Culture, St. Petersburg; Sergey Niko-laevich Besprozvannykh, the candidate of pedagogical sciences, Novosibirsk

Annotation

The article shows the results of the study of the important from our point of view the issue of the need to reorientation the program of physical culture in the Siberian state University of transport to the sectional classes in selected sports, based on the research and trends of today. The ways of further work to improve the process of physical education in high school.

Keywords: questionnaires, program, special medical groups, students, physical education, physical

fitness.

ВВЕДЕНИЕ

На современном этапе важным направлением для улучшения и оптимизации процесса обучения в вузе является формирование устойчивой мотивации подрастающего поколения к систематическим занятиям физической культурой [1]. Однако, существующая программа по физической культуре, которая используется в вузах в наши дни, устарела и в должной мере не обеспечивает решение одной из главных задач - укрепление здоровья студентов.

Программа в большей степени направлена на студентов, которые не имеют существенных отклонений в морфофункциональном развитии и относятся к основной группе.

На сегодняшний день количество практически здоровых студентов существенно сократилось, резко возросла численность студентов, относящихся по состоянию здоровья к специальным медицинским группам. Около 90% вчерашних школьников, а ныне студентов имеют проблемы в морфофункциональном развитии, наиболее часто отклонения усматриваются со стороны сердечно-сосудистой, дыхательной систем организма, опорно-двигательного аппарата и др. [2, 3, 4].

Так, в результате анализа результатов медицинского осмотра студентов Сибирского государственного университета путей сообщения (далее - СГУПС) установлено, что уровень морфофункционального развития студентов снижается. Наряду с этим количество студентов, имеющих значительные отклонения в состоянии здоровья, увеличилось (2013 г. - 39%; 2017 г. - 46%). Количество студентов, зачисленных на специальное отделение в 2017/18 учебном году, составило 19,8%.

Исходя из этого, профессорско-преподавательским составом кафедры «Физическое воспитание и спорт» СГУПС принято решение о педагогической коррекции программы по физической культуре с учетом проведенных исследований и тенденций сегодняшнего дня.

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Система высшего образования в Российской Федерации функционирует в условиях активного реформирования, целью которого, во всяком случае, декларируемой, является повышение эффективности системы высших учебных заведений в первую очередь за счет повышения качества обучения [5].

В целях решения поставленных задач по переориентации программы по физической культуре СГУПС и увеличения объема времени на спортивно-подготовительные группы была создана рабочая группа, которая организовала и провела педагогический констатирующий эксперимент. На начальном этапе эксперимента, рабочей группой было принято решение о проведении опроса респондентов в виде анкетирования. Респондентами предлагались две анкеты - «Качество физической культуры в вузе» и «Здоровый образ жизни». К анкетированию привлекались студенты СГУПС 1-4 курсов (п=150). Опрос в виде анкетирования был организован и проведен рабочей группой анонимно. Анонимное анкетирование позволило получить более достоверные данные и в достаточной мере отразить состояние изучаемых вопросов.

При обработке и интерпретации полученных результатов анкеты - «Качество физической культуры в вузе» установлено, что 82 (54,7%) опрошенных респондентов посещают занятия по физической культуре регулярно (два раза в неделю по 2 часа). Вместе с этим важно обратить внимание, что 64 (42,7%) респондента отметили, что иногда пропускают учебные занятия по физической культуре, а 4 человека (2,6%) указали, что им занятия по физической культуре не нужны.

При ответе респондентов на вопрос о причинах пропусков занятий по физической культуре студенты выделили три основные причины. Одной из главных причин, пропуска занятий по физической культуре, является отсутствие интереса к предмету (44,9%). Это связано, прежде всего, на наш взгляд, с недостаточной мотивацией студентов младших курсов к систематическим занятиям физической культурой и отсутствием примера в семье.

Второй причиной, 32,1% студентов, отметили чрезмерную физическую нагрузку на занятиях по физической культуре в вузе. Однако отметим, что физическая нагрузка в вузе определяется исходя из возраста, пола, состояния здоровья студентов и вуз принимает «эстафетную палочку» от школы. Если в школах физическая культура велась формально, тогда студенту младших курсов, безусловно, тяжело справляться с физической нагрузкой на занятиях по физической культуре в вузе.

Кроме этого, в ответах на вопросы анкеты - «Качество физической культуры в вузе» значительное количество респондентов (более 70%) указали на отсутствие возможности выбора средств и методов физической подготовки при проведении плановых учебных

занятий по физической культуре в зависимости от интересов студента. Важно обратить внимание, что студенты высказали необходимость проведения в вузе разнонаправленных секционных занятий физкультурой с выбора секции по интересам и уровню физической подготовленности студентов

Так же в анкете, респондентам было предложено с помощью метода ранжирования распределить разделы физической подготовки для плановых учебных занятий по физической культуре (рисунок 1).

комплексные занятия атлетическая подготовка теннис плавание волейбол баскетбол легкая атлетика аэробика футбол борьба

1 46.

1 13,1

□ 21,5

35,4

1 34 6

1 154

1 23,1

40

1 9,2

1 7 ,7

0

10

20

30

40

50

2

Рисунок 1 - Распределение разделов физической подготовки для плановых учебных занятий по физической

культуре в СГУПС

Одним из вопросов анкеты был вопрос об оценке личного уровня физической подготовленности. Мнения студентов распределились: 65,4% считают, что имеют средний уровень физической подготовленности; 20% имеют высокий уровень физической подготовленности; 14,6% - низкий. Однако эти данные субъективны и не находят своего отражения во время сдачи контрольных нормативов на занятиях по физической культуре. В реальности уровень физической подготовленности студентов с каждым годом снижается, а количество студентов, занимающихся в специальных медицинских группах - возрастает.

Анкета «Здоровый образ жизни» включала в своё содержание вопросы, направленные на получение информации в отношении: питания, режима труда и отдыха, физической активности респондентов. В ходе анализа результатов установлено, что всего 37,7% студентов ведут здоровый образ жизни, остальные 62,3% студентов нарушают режим питания, систематически не выполняют физические упражнения, их сон составляет 5-6 часов, что в свою очередь снижает работоспособность и повышает утомляемость студентов.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проведенный в рамках педагогического констатирующего эксперимента анонимный опрос студентов СГУПС 1-4 курсов (п=150) показал пути дальнейшей работы по совершенствованию образовательного процесса по физической культуре в вузе.

Вместе с этим, отметим, что для применения в образовательном процессе по физической культуре разнонаправленных секций профессорско-преподавательскому составу кафедры «Физическое воспитание и спорт» СГУПС необходимо провести большой объем работы, как по созданию учебно-методических материалов, так и материально-техническому обеспечению учебных занятий и др.

Кроме этого, для внедрения в образовательный процесс учебных занятий в виде секций необходимо выработать единый для всех руководителей учебных занятий (секций) методический подход, который позволит оптимизировать процесс физического воспитания студентов с учетом современных требований, чему и будет посвящена наша дальнейшая работа.

ЛИТЕРАТУРА

1. Щедрина, А.Г. Научные основы физического воспитания студентов / А.Г. Щедрина ; Сиб. гос. ун-т путей сообщ. - Новосибирск : СГУПС, 2010. - 95 с.

2. Васенков, Н.В. Гипокинезия как одна из причин ухудшения здоровья студентов / Н.В. Васенков, Е.В. Фазлеева // Вестник НЦБЖД. - 2013. - №1 (15). - С. 50-54.

3. Грязева, Е.Д. Физическое развитие студентов и совершенствование физического воспитания в вузе / Е. Д. Грязева. - М. : ФИРО, 2012. - 71 с.

4. Климова, Е.В. Результаты анкетирования студенток о состоянии физического воспитания в Сибирском государственном университете путей сообщения (СГУПС) / Е.В. Климова, М.А Кузьмина. // Физическая культура и спорт-основа здоровья нации: материалы IV студенческой - заочной Международной научной конференции, посвященной 85-летию образования ИрГТУ. - г. Иркутск, 2015. - Т. 1 С. 97-101.

5. Плотников, Н.В. Обеспечение экономической безопасности высшего образования: теоретические и методологические аспекты : дис. ... д-ра пед. наук : 08.00.05 / Плотников Николай Владимирович. - СПб., 2016. - 297 с.

REFERENCES

1. Shchedrina, A.G. (2010), Scientific bases of physical education of students, the Siberian transport University, Novosibirsk.

2. Vasenkov, N.V. and Fazleeva, E.V. (2013), "Hypokinesia as one of the reasons of deterioration of health of students", Bulletin of NTSBGD. No. 1 (15), pp. 50-54.

3. Gryazeva, E. D. (2012), Physical development of students and improvement ofphysical education at the University, FIRO, Moscow.

4. Klimova, E.V. and Kuzmina M.A. (2015), "The results of the survey of students on the state of physical education in the Siberian state University of Railways", Physical culture and sport is the basis of the health of the nation: proceedings of the IV student - correspondence International scientific conference dedicated to 85-anniversary of formation of Irkutsk state technical University, Irkutsk, Vol. 1, pp. 97-101.

5. Plotnikov, N.V. (2016), Ensuring of economic security of the higher education: theoretical and methodological aspects, dissertation, St. Petersburg.

Контактная информация: vaiyvrn@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 26.06.2018

УДК 378

ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ КАК ОСНОВА РЕГУЛИРОВАНИЯ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ ОБУЧЕНИЕМ

Ирина Геннадьевна Козлова, кандидат педагогических наук, доцент, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет

(ЮУрГГПУ), Челябинск

Аннотация

Технология применения диагностико-прогностического теста, предлагаемого нами в исследовании, предполагает проведение диагностирования дважды. В соответствии с полученной информацией о результатах первичного и вторичного тестирования предлагаются регуляционные предписания, которые помогают построить коррекционную и компенсационную работу с учетом индивидуальных особенностей. Таким образом использование системы ретестирования является эффективным инструментом в процессе управления обучением.

Ключевые слова: диагностико-прогностический тест, регулирование в обучении.

DIAGNOSTIC ACTIVITY OF THE TEACHER AS A BASIS OF REGULATION IN THE CONTROL SYSTEM OF TRAINING Irina Gennadyevna Kozlova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Southern Ural State Humanitarian and Pedagogical University, Chelyabinsk

Annotation

The technology of application of the diagnostic-prognostic test, proposed by us in the study, presupposes carrying out of the diagnosis twice. In accordance with the received information on the results of

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.