Литература 2. Старчеков М.М., Борисов В.В. Рейтинговая оценка
1. Рейтинговая система оценки студентов на занятиях деягетшсш студенте® нефижулкгурных вузс® п° дищи-
физкультуры: метод. указ. / сост. М.К. Галлиев. Набереж- плине «Физическая кулыура»: учебное пособие. Чита: №д-
ные Челны: Изд-во Камск. ин-та, 2006. 22 с. во Забайкал. гос. гум.-пед. ун-та, 2009. 83 с.
3. URL: http://ru-ects.csu/ru/ru/node/11
Кириенко Татьяна Леонидовна, старший преподаватель кафедры физического воспитания Забайкальского государственного университета, Чита. Тел. (3022) 45-34-03.
Жукова Татьяна Александровна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры физического воспитания Забайкальского госуниверситета, Чита. Тел. (3022) 20-32-18.
Kirienko Tatyana Leonidovna, senior lecturer, department of physical education, Zabaikalsky State University, Chita. Ph. (3022) 45-34-03
Zhukova Tatyana Aleksandrovna, candidate of pedagogical sciences, associate professor, department of physical education, Zabaikalsky State University, Chita. Ph. (3022) 20-32-18
УДК 796.0
© А.А. Кишинский, А.В. Гаськов, М.В. Пружинина, Т.Ц. Дугарова
МОТИВАЦИОННО-ЦЕННОСТНОЕ ОТНОШЕНИЕ СТУДЕНТОВ ЭКОНОМИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА К ЗАНЯТИЯМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ И СПОРТОМ
Занятия физической культурой в образовательных учреждениях по-прежнему направлены на решение задач, отражаемых показателями физической подготовленности, но самое главное, что при этом не решаются такие задачи, как формирование мотивационно-ценностного отношения студентов к физической культуре и потребности в регулярном использовании арсенала средств физической культуры.
Ключевые слова: мотивационно-ценностная направленность, самооценка физической подготовленности, физическая культура и спорт, потребности студентов.
A.A. Kishinsky, A. V. Gaskov, M. V. Pruzhinina, T. Ts. Dugarova
MOTIVATIONAL AND VALUABLE ATTITUDE OF STUDENTS OF ECONOMIC UNIVERSITY TO CLASSES OF PHYSICAL CULTURE AND SPORT
Classes of physical culture in educational institutions are still directed on the solution of the problems reflected by indicators ofphysical readiness, but the most important is that such problems, as formation of motivational and valuable attitude of students to physical culture and needs in regular use of arsenal of physical culture means thus aren't solved.
Keywords: motivational and valuable orientation, self-assessment of physical readiness, physical culture and sport, needs of students.
В высших учебных заведениях отмечена уже закрепившаяся тенденция ухудшения здоровья студентов, так как все больше свободного времени учащаяся молодежь тратит на пассивные формы проведения досуга.
В связи с этим для получения информации о запросах и потребностях студентов основного отделения Байкальского государственного университета экономики и права в сфере физической культуры и спорта была разработана анкета, включавшая в себя: сведения о респондентах, их запросах по предмету «физическая культура», мотивационно-ценностные направленности в сфере физической культуры и спорта, а также самооценка физической подготовленности.
В анкетировании приняли участие 1365 студентов 1-3-х курсов БГУЭП в период с 2003 по
2010 г. (из них 753 девушки и 612 юноши). Анализ анкетных данных показал, что состав студентов неоднороден не только по полу, возрасту, социальной принадлежности, но и опыту физкультурно-спортивной деятельности. Более половины респондентов (62,31%) являются жителями Иркутской и других областей; процент выпускников городских школ и колледжа бизнеса и права составляет соответственно 24,08 и 13,12; 0,49% - это молодые люди, поступившие в университет после службы в армии.
Анализ данных, полученных при опросе студентов первых курсов в период с 2003 по 2006 г., показал, что 76,03% респондентов до поступления в вуз не занимались в спортивных секциях и их мало интересуют занятия физической культурой. Так, на вопрос «в период учебы в школе
Вы посещали спортивные секции?» только 23,97% опрошенных ответило положительно. На наш взгляд, полученный результат свидетельствует о том, что учителя физической культуры общеобразовательных школ не смогли сформировать у обучаемых положительного отношения к систематическим занятиям физической культурой и спортом, а также об отсутствии возможностей для занятий спортом в системе ДЮСШ.
При этом на вопрос «считаете ли Вы, что физическая культура должна быть обязательным предметом?» 72,14% респондентов ответили положительно, 20,67% сомневаются в том, что физическая культура должна быть представлена в образовательном стандарте, и только 7,19% отрицают ее необходимость.
Результаты анкетирования показали также, что среди поступивших в вуз в период с 2003 по 2010 г. только небольшой процент имел спортивный разряд или спортивные звания: мастер спорта - 0,23%, третий спортивный разряд -0,61%, второй - 0,32%, первый - 0,36%. 27,84% опрошенных студентов, проживавших в сельской местности, отметили, что в старших классах у них практически не было уроков физической культуры. Эту информацию необходимо было учитывать при построении занятий с данным контингентом.
Анализ потребностей студентов основного отделения по дисциплине «физическая культура» показал их позитивное стремление к получению знаний, умений и навыков в физкультурной деятельности.
Формирование физической культуры студентов в образовательном процессе вуза проявляется и в их отношении к ценностям физической культуры и уровню развития их собственной физической культуры. По результатам анкетирования, студенты, принимавшие участие в исследовании, в зависимости от их отношения к физической культуре и уровня физкультурно-спортивной активности по времени, затрачиваемому на занятия физической культурой, условно были разделены на четыре типологические группы:
1) респонденты, у которых двигательная деятельность занимает не более 1 часа в неделю (13,22%);
2) студенты, у которых затраты времени на двигательную деятельность занимают менее 6 часов в неделю (58,41%);
3) студенты с оптимальной физкультурноспортивной активностью, затрачивающие на занятия от 6 до 7 часов в неделю (17,30%);
4) респонденты с относительно высокой двигательной активностью, занимающиеся спортом 8 часов в неделю и более (11,07%).
Изменение двигательной активности коррелировало с курсом обучения. Так, количество студентов первой группы, у которых затраты времени на двигательную деятельность занимали не более 1 часа в неделю, к третьему курсу возросло до 29,89%. Показатели второй типологической группы также претерпели изменения: к третьему курсу число студентов, занимавшихся не более 6 часов в неделю, уменьшилось с 58,04% до 49,61%. Почти в 2 раза снизилось количество студентов с оптимальной физкультурно-спортивной активностью, затраты времени которых составляли 6-7 часов в неделю (с 17,13% на первом курсе до 8,42% на третьем). Особо остро стоит вопрос физической подготовки студентов на старших курсах (4-5 годы обучения): отсутствие обязательных занятий физической культурой приводит к существенному снижению их двигательной активности.
Анализ ответов на вопрос «достаточно ли вам двигательного режима для полноценной жизнедеятельности и сохранения здоровья?» показал, что 54,75% опрошенных студентов считают свою двигательную активность удовлетворительной, 21,47% опрошенных затруднились ответить на вопрос, 23,78% респондентов готовы признать собственный двигательный режим недостаточным. Показательно, что в последней группе данные распределились следующим образом: недостаточной признают
свою двигательную активность 11,36% первокурсников, 17,82% студентов второго курса и 23,64% третьекурсников. Очевидно, что чем старше студент, тем более критично он относится к содержательным аспектам собственной жизнедеятельности.
Анализ полученных данных показывает, что на уровень физкультурно-спортивной активности студентов существенно влияют такие факторы, как «желание повысить свою физическую подготовленность» (53,6%); «желание оптимизировать вес или улучшить фигуру» (43,92%); «возможность пообщаться с друзьями» (29,22%); «необходимость получения аттестации по предмету "Физическая культура"» (24,35%); «возможность повысить работоспособность» (19,81%); «воспитать волю, характер» (13,36%).
В последние годы учеными рассматриваются вопросы оптимальной направленности и планирования учебного курса по физическому воспитанию в практике работы вузов. Анализ учебного процесса по физическому воспитанию в выс-
ших учебных заведениях выявил несколько направлений: оздоровительное, общей физической подготовки, профессиональной ориентации на будущую деятельность, спортивной направленности [2]. В связи с этим представляется целесообразным выяснить, какую направленность учебной программы по дисциплине «Физическая культура» предпочитают студенты БГУЭП.
Ответы студентов распределились следующим образом: программу оздоровительной направленности предпочли 15,78% респондентов, профессионально-прикладную - лишь 2,43% опрошенных и 81,79% выбрали программу спортивной направленности, что можно объяснить тенденцией к возрастанию потребности личности в результатах своей деятельности.
Здоровье человека примерно на 50% определяется такими факторами, как наследственность, экология, образ жизни. Поэтому быстрое повышение его уровня с помощью двигательной активности вряд ли возможно. Так как ориентирование программы на оздоровительный эффект в системе высшего образования объективно может быть реализовано лишь частично, следовательно, это направление в вузе не может стать приоритетным.
Ориентация на избранный вид спорта является оптимизирующим фактором для развития основных физических качеств. Так как студенты основного отделения вуза практически здоровы, но недостаточно подготовлены для участия в студенческих соревнованиях различного уровня, то им подходит спортивно ориентированная программа, направленная на изучение отдельных видов спорта, позволяющая получать результаты от вида деятельности в условиях контрольных испытаний и оценивать способности, а также формировать устойчивую потребность в регулярных занятиях.
Большинство студентов, положительно относясь к физической культуре и не отрицая ее необходимости, тем не менее демонстрируют относительно низкий уровень мотивации занятий данным видом деятельности в рамках учебного процесса. Из мотивов, побуждающих к занятиям физической культурой, студенты выделили те, цель которых тесно связана с ее сущностью: укрепление здоровья, коррекция телосложения, снятие нервного напряжения, активный отдых и др. Однако во многих случаях этот интерес остается пассивным и не реализуется в активной практической деятельности.
Таким образом, анализ литературных данных показал, что у студентов отмечается слабо сформированная ценностно-мотивационная со-
ставляющая физической культуры, недостаточная для устойчивой потребности в активной самостоятельной физкультурно-спортивной деятельности. В связи с этим представляется актуальным поиск путей и методов формирования ценностного потенциала физической культуры личности, осуществленный нами при проведении педагогического эксперимента.
С целью изучения потребности в двигательной активности в период с 2003 по 2010 г. нами был проведен опрос среди студентов первых курсов БГУЭП, позволяющий определить их предпочтения в выборе вида спорта для занятий физической культурой в период прохождения вариативной части программы. Студенты делали выбор из восьми предложенных видов спорта, которые культивируются в Иркутской области, входят в программу студенческих мероприятий и могут быть реализованы на учебноспортивной базе университета.
В Байкальском университете экономики и права для занятий физической культурой и спортом существуют следующие спортивные объекты: зал для игровых видов спорта, оснащенный необходимым спортивным инвентарем и оборудованием, которое периодически обновляется и пополняется; тренажерные залы, в которых проводятся специальная и общефизическая подготовка, а также занятия в спецмед-группе (для юношей и девушек), укомплектованные беговыми дорожками, велотренажерами, многофункциональными тренажерами и кардиомониторами; зал аэробики, оборудованный аудио- и видеотехникой, зеркальной стенкой, степ-платформами, фитболами, терабандами, утяжелителями, резиновыми амортизаторами и ковриками для партерных упражнений; постоянно совершенствующийся спортивный уличный комплекс, включающий футбольное поле с беговыми дорожками, оборудованные волейбольную и баскетбольную площадки, два зала для занятий настольным теннисом, зал для занятий единоборствами и шейпинг-зал. Квалификация и специализация преподавательского состава позволяют проводить занятия по всем видам спорта.
Результатами анкетирования выявлено, что предпочтение отдается таким видам спорта, как аэробика, атлетическая гимнастика и волейбол (29,03%, 25,75% и 15,01% соответственно) (см. рис. 1).
На протяжении всего указанного периода наиболее популярным видом спорта среди девушек была аэробика (ее предпочли 46,22% опрошенных), а среди юношей - атлетическая
гимнастика (37,48%) (см. рис. 2). Интересен тот факт, что атлетическая гимнастика популярна и у девушек: она занимает второе место (18,65%). Очевидно, аэробика и атлетическая гимнастика в представлении студенток служат наиболее оптимальным средством физического совершенст-
вования. В фаворитах среди видов спорта был и всеми любимый «народный» волейбол: по популярности он также оказался на втором месте у юношей (26,84%) и на третьем у девушек (9,39%).
Количество студентов
Рис. 1. Выбор вида спорта студентами БГУЭП в период с 2003 по 2010 гг. (%)
Рис. 2. Выбор вида спорта студентами БГУЭП (юношами и девушками в период с 2003 по 2010 гг.) (%)
Следующим среди наиболее востребованных видов спорта стал настольный теннис, ему отдали предпочтение 10,97% девушек и 16,00% юношей. Популярный в молодежной среде баскетбол оказался интересен только представителям сильного пола - 15,15%, тогда как у девушек по востребованности он занял последнее
место - 1,08%. Неожиданным оказалось желание девушек осваивать единоборства - 4,21% (ср. 4,83% у юношей); предпоследнее место по значимости занял шейпинг, который был интересен только 1,80% студенток (у юношей этот вид спорта, также как и аэробика, стал аутсайдером (0,12% и 0,00% соответственно)).
Чтобы выяснить мотивацию выбора вида спорта с учетом специфики профессиональной направленности, мы разделили студентов университета на три группы: в первую вошли студенты, обучающиеся на экономических специальностях; вторую составили студенты юридических специальностей и к третьей были отнесены студенты управленческих специальностей. Оказалось, что такие востребованные виды спорта, как аэробика и атлетическая гимнастика наибольший интерес представляли для студентов экономических и юридических специальностей (32,19% и 29,455% соответственно).
По-видимому, такое распределение по предпочтениям произошло вследствие того, что на экономических специальностях большинство обучающихся - девушки, а на юридических больший процент составляют юноши. Студенты, обучающиеся на управленческих специальностях, в качестве приоритетных видов спорта отметили аэробику (30,05%) и атлетическую гимнастику (24,89%). У юристов практически на одном уровне по предпочтению оказались настольный теннис и волейбол (по 14,17% и 14,98% соответственно). Эти же виды спорта пришлись по душе экономистам (11,99% и 15,41% соответственно); среди управленцев процентное соотношение данных видов спорта составило 12,20% и 13,78%.
Занятия баскетболом предпочли соответственно 8,15% и 7,32% студентов, обучающихся на экономических и управленческих специальностях; среди юристов данный вид спорта малопопулярен (1,87%) и находится по степени приоритетности на одной ступени с шейпингом (1,14%), значительно уступая единоборствам, которые выбрали 6,57% опрошенных (см. рис. 2).
Возникающая на основе потребностей система мотивов определяет направленность личности в области физического воспитания, стимулирует и мобилизует ее на проявление двигательной активности. Е.П. Ильин и другие исследователи выделяют следующие мотивы занятий физической культурой и спортом: физическое совершенствование, дружеская солидарность, долженствование (посещение занятий), соперничество, подражание, спортивный, процессуальный, игровой, комфортности [1].
При изучении мотивационно-ценностного отношения студентов основного отделения БГУЭП к физической культуре и спорту было выявлено, что наиболее значимым у них оказался мотив «долженствование» (41,73%). Выяснилось также, что получение аттестации по предмету (23,62%) подменяет понятия «физическая культура» и «физическое совершенствование»; а анализ мотива дружеской солидарности («желание быть как все» - 3,02%; «пришел на занятия за компанию» - 2,67%, «сохранение интересного круга друзей» - 1,42%) подтверждает тот факт, что студенты не в полной мере понимают значимость физической культуры и спорта в своем личном развитии и еще не могут определить тот вид двигательной активности, благодаря которому может быть реализован их потенциал. Стремление достичь высоких спортивных результатов престижно лишь для ограниченного круга студентов (3,41%). Это свидетельствует о том, что возможности физической культуры как средства поддержания работоспособности еще не получили должной оценки у студентов.
Для большинства студентов забота о своем физическом состоянии не стала постоянной потребностью, и об этом свидетельствует анализ мотива физического совершенствования: поддержание уровня физической подготовленности волнует 4,91%; об улучшении осанки заботится 2,69% опрошенных; к оптимизации веса с помощью физической культуры стремится 4,12%; коррекция фигуры является целью у 2,73% студентов; продлением активного долголетия озабочено 1,53% респондентов.
Таким образом, данные анкетирования свидетельствуют об отсутствии у студентов основного отделения четкого представления о ценности физической культуры и спорта и требуют коррекции учебных программ по предмету «Физическая культура», предоставления учащимся более широкого выбора форм физкультурноспортивной деятельности с учетом их личных интересов, наклонностей и способностей. В свою очередь, подобная система организации учебных занятий стимулирует преподавателей на повышение своего творческого потенциала, побуждая их к постоянному совершенствованию, поиску новых методических приемов.
Количество студентов
□ Экономические специальности ШЮридические специальности □ Управленческие специальности
Рис. 3. Выбор вида спорта с учетом специфики профессиональной направленности студентов БГУЭП
в период с 2003 по 2010 г.(%)
Литература
1. Аксенов М.О., Гаськов А.В. Принципы спортивной тренировки: учеб. пособие. Улан-Удэ: Изд-во Бурят. гос. унта, 2009. 80 с.
2. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. СПб.: Питер, 2008. 512 с.
3. Ильин Е.П. Психология физического воспитания: учебник для институтов и факультетов физической культу-
ры: 2-е изд., испр. и доп. СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2004. 486 с.
4. Калмыков С.В., Осинский И.И. Бурятский университет: история и современность. Улан-Удэ: Изд-во Бурят. гос. ун-та, 2012. 189 с.
5. Решетников И.В., Савенко А.В. Образование и глобализация // Совершенствование процесса физического воспитания в вузах: материалы Третьей Байкальской межд. науч. конф.: в 2 ч. (1-4 июля 2009 г.) / ред. С.В. Калмыков. Улан-Удэ: Изд-во Бурят. гос. ун-та, 2009. 294 с.
Кишинский Андрей Александрович, старший преподаватель кафедры физвоспитания, проректор по административнохозяйственной работе Байкальского государственного университета экономики и права, г. Иркутск. Тел. 8(3952)242822.
Гаськов Алексей Владимирович, доктор педагогических наук, профессор Бурятского государственного университета, г. Улан-Удэ. Е-mail: gaskov@bsu.ru
Пружинина Марина Викторовна, кандидат педагогических наук, доцент Восточно-Сибирской государственной академии образования, г. Иркутск. Тел. 8(3952)990003.
Дугарова Туяна Цыреновна, доктор психологических наук, доцент, заведующая кафедрой возрастной и педагогической психологии, Бурятский государственный университет, г. Улан-Удэ. E-mail: dugarovatts@mail.ru
Kishinsky Andrey Aleksandrovich, senior lecturer, department of physical education, prorector for administrative work, Baikal State University of Economics and Law, Irkutsk,
Gaskov Aleksey Vladimirovich, doctor of pedagogical sciences, professor, Buryat State University, Ulan-Ude. Е-mail: gaskov@bsu.ru
Pruzhinina Marina Viktorovna, candidate of pedagogical sciences, associate professor, East-Siberian State Academy of Education, Irkutsk
Dugarova Tuyana Tsirenovna, doctor of psychological sciences, associate professor, head of the department of age and pedagogical psychology, Buryat State University, Ulan-Ude. E-mail: dugarovatts@mail.ru
А.А. Кишинский, А.В. Гаськов, Т.Ц. Дугарова, М.В. Пружинина. Влияние личностно-ориентированных спортизированных форм занятий на психологический статус студентов первого курса
УДК 378.016:796
© А.А. Кишинский, А.В. Гаськов, Т.Ц. Дугарова, М.В. Пружинина
ВЛИЯНИЕ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫХ СПОРТИЗИРОВАННЫХ ФОРМ ЗАНЯТИЙ НА ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ СТАТУС СТУДЕНТОВ ПЕРВОГО КУРСА
В статье рассматривается проблема эмоционального неблагополучия студентов в процессе обучения. И хотя важно то, какими знаниями и в каком объеме будет владеть студент, но не менее значимо и его психоэмоциональное состояние.
Ключевые слова: образовательный процесс, педагогическая технология, личностно-ориентированное обучение, педагогические условия, педагогическая поддержка.
A.A. Kishinsky, A. V. Gaskov, T.S. Dugarova, M. V. Pruzhinina
INFLUENCE OF PERSONALITY FOCUSED SPORTING FORMS OF THE CLASSES ON PSYCHOLOGICAL STATUS OF FIRST-YEAR STUDENTS
In the article the significant problem of emotional distress of students in the course of learning process is considered. And though it is quite important what knowledge and to what extent a student will acquire, but his emotional state is also no less significant.
Keywords: educational process, pedagogical technology, personality focused learning, pedagogical conditions, pedagogical support.
Технология обучения, по мнению ряда ученых, может быть рассмотрена как способ организации и осуществления, опосредованный применением совокупности методических средств в конкретных организационных формах педагогического взаимодействия преподавателя и обучаемых [Вяткин Л.Г., Беспалько В.П., 1989, Роберт И.В., Чекалева Н.В., Янушкевич Ф., 1986]. Следует также отметить, что используемая нами педагогическая технология должна обеспечивать функционирование личностных, инструментальных и методических средств, направленных на достижение педагогической цели при максимально комфортных для учащихся условиях.
Учебный процесс по физическому воспитанию в Байкальском государственном университете экономики и права (БГУЭП) начинался с проведения следующих организационных мероприятий:
• собеседования - ознакомления с основными требованиями, предъявляемыми по дисциплине «физическая культура»;
• анкетирования: для получения информации о запросах и потребностях в занятиях физической культурой и спортом, а также об уровне двигательной активности студентов основного отделения БГУЭП была разработана анкета, которая включала в себя сведения о респондентах, запросы студентов по предмету «физическая
культура», информацию о мотивационноценностной направленности в сфере физической культуры и спорта;
• медицинского обследования и распределения студентов по медицинским группам;
• контрольного тестирования исходного уровня развития физических качеств и специальной физической подготовленности;
• определения уровня физической работоспособности (оценки функционального состояния);
• распределения студентов по физкультурным специализациям (на основании результатов медосмотра, уровня физической подготовленности и физической работоспособности, физкультурно-спортивных интересов (пожеланий) и т.д.);
• формирования отделения общефизической направленности (выявления студентов, не определившихся с видом специализации, а также имеющих в качестве основной мотивации получение зачета по дисциплине «физическая культура»).
Данная педагогическая технология относится к технологиям личностно-ориентированного обучения, предполагающим модель совместной педагогической деятельности. Следовательно, она имеет определенные ориентации, отражающие способы взаимодействия участников учеб-