УДК 796.011
ТАНЦЕВАЛЬНАЯ АЭРОБИКА КАК ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИИ СТУДЕНТОК В МЕЖДУНАРОДНО-ОРИЕНТИРОВАННОМ УНИВЕРСИТЕТЕ
Владимир Михайлович Шулятьев, доктор педагогический наук, профессор,
заведующий кафедрой, Ольга Владимировна Тимофеева, кандидат педагогических наук, доцент, Светлана Юрьевна Размахова, кандидат биологических наук, доцент,
Валентин Валентинович Иванов, кандидат педагогических наук, доцент, Российский университет дружбы народов (РУДН), г. Москва
Аннотация
Статья посвящена интернационализации иностранных студенток при совместном обучении с российскими студентками. В основу занятий вошли различные виды танцевальной аэробики и силовые упражнения. В результате совместных занятий можно констатировать быстрое усвоение русского языка, что способствовало преодолению языкового барьера и установлению дружеских взаимоотношений, а, следовательно успешному освоению танцевальных связок и повышению уровня физической подготовленности.
Ключевые слова: интернационализация образования, мотивация, танцевальная аэробика, студентки, физическая подготовленность.
DANCE AEROBICS AS AN EFFECTIVE MEANS OF INTERNATIONALIZATION OF STUDENTS IN AN INTERNATIONALLY ORIENTED UNIVERSITY
Vladimir Mikhailovich Shulyatiev, the doctor of pedagogical sciences, professor, department
chairman,
Olga Vladimirovna Timofeeva, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Svetlana Yurievna Razmaknova, the candidate of biological sciences, senior lecturer, Valentin Valentinovich Ivanov, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer,
RUDN University, Moscow
Annotation
The article is devoted to the internationalization of the foreign female students in the joint training with Russian students. The bases of the classes included the different types of dance aerobics and strength exercises. As a result of the joint lessons we can confirm the quick assimilation of the Russian language, which helped to overcome the language barrier and establish the friendly relations and, consequently, the successful development of the dance ligaments and increase in the level of the physical fitness.
Keywords: internationalization of education, motivation, aerobic dance, female students, physical
fitness.
ВВЕДЕНИЕ
Интернационализация образования - это процесс включения различных международных аспектов в образовательные программы, которые напрямую связаны с содержанием преподаваемого материала, технологиями и методиками обучения, а также потенциалом профессорско-преподавательского состава. Данное направление сосредоточено на сближении межрегиональных систем обучения, которые составляют основу разнообразия национальных культур, способствуя их взаимообогащению [7]. Учитывая выше сказанное, интернационализация образования в настоящее время стала ведущим вектором развития в международно-ориентированных университетах.
Российский университет дружбы народов является международным классическим университетом и несет особую ответственность за установление международных связей среди студенческой молодежи по всем направлениям образовательной деятельности, а также по физкультурно-оздоровительной работе. Специалисты отмечают, что направленность на интернационализацию занятий физическим воспитанием будет не только оказы-
вать содействие успешному овладению учебным материалом, но и способствовать более быстрому формированию интернациональных связей среди студентов [4, 7]. Технологические приемы интернационализации на занятиях физической культурой способствуют упрощению адаптации студентов к новому укладу жизни в России, к новым климатическим условиям, что тесно связано с вопросами укрепления физического и духовного здоровья [5]. Еще одним методико-методологическим аспектом рассматриваемой проблемы является использование личного опыта студентов в области физической культуры при формировании целей обучения. Задача преподавателя заключается в том, чтобы личный опыт студентов включить в общую структуру содержания учебного занятия и определенным образом регулировать его развитие, а также использовать как фактор изучения программного материала. Особенно это актуально для таких вузов, как РУДН - международно-ориентированного университета, где обучаются студенты 153 стран мира, и личный опыт этих студентов, имеющий национально-культурную окрашенность в физ-культурно-спортивной деятельности в том числе, помогает им быстрее и эффективнее утвердиться среди сверстников [8]. Учитывая выше сказанное можно констатировать, что вопросы моделирования учебных занятий в интернациональных вузах, бесспорно, являются актуальными.
Как утверждают многие авторы, одним из популярных видов физической активности в среде студенческой молодежи для женского контингента, являются различные виды танцевальной аэробики [1, 2]. Данные занятия способны увеличить эмоциональный фон, повысить физическую и функциональную подготовленность, гибкость и эстетику движений. Со стороны студенток интерес занятиям танцевальной аэробикой заметно растет и характеризуется положительной мотивацией [6]. Таким образом, учитывая вопросы интернационализации иностранных студенток в России и популярность танцевальной аэробики в среде студенческой молодежи женского контингента, мы предположили, что совместные занятия иностранных и российских студенток различными танцевальными видами аэробики будут способствовать осуществлению задач интернационализации, а также повышению физической и функциональной подготовленности студенток.
Цель: выявить эффективность влияния совместных занятий различными видами танцевальной аэробики на интернационализацию, физическую и функциональную подготовленность иностранных студенток.
ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
На протяжении ряда лет на кафедре физического воспитания и спорта РУДН комплектование учебных групп происходит исходя из интересов студентов к различным спортивным специализациям: футбол, баскетбол, волейбол, бадминтон, аэробика и т.д. Всем поступившим студентам в начале учебного года предлагается пройти анкетирование и выбрать спортивный вид деятельности, которым они хотели бы заниматься на учебных занятиях по физической культуре. Таким образом, в результате анкетирования для занятий танцевальным видами аэробики, были отобраны российские и иностранные (Азия, Африка, Латинская Америка) студентки основной группы. Вследствие чего объектом исследования явились две группы студенток основного отделения: 1-я группа (ЭГ) в количестве 30 иностранных и 20 российских студенток занимающиеся совместно, при этом российские студенты ранее занимались танцевальной подготовкой, но в исследовании участие не принимали. Вторая группа (КГ) - также в количестве 30 иностранных студенток, но занимающихся отдельно от российских студенток.
Первые занятия были посвящены изучению техники основных базовых шагов классической аэробики, после освоения которых, при помощи модификации использовались различные направления танцевальной аэробики: классическая аэробика, хип-хоп аэробика и степ-аэробика. Занятия данными видами аэробики дополнялись блоком силовых упражнений, направленных на коррекцию фигуры. Стоит заметить, что целенаправ-
ленно для экспериментальной группы нами были подобраны российские студентки, имеющие ранее танцевальную подготовку, что способствовало быстрому освоению танцевальных связок. В результате чего в дальнейшем студентки экспериментальной группы были разделены на группы по три человека (две иностранные студентки и одна российская). При таком объединении российские участницы эксперимента помогали осваивать иностранным студенткам координационные танцевальные движения, технику силовых упражнений. Далее во втором семестре этими же группами разученные танцевальные связки были дополнены перестроениями с изменением направлений.
С целью изучения мотивов студенток к занятиям танцевальной направленности нами была разработана анкета, состоящая из двух частей, вопросы которой были переведены на иностранный язык. Первая и вторая части анкеты состояли из четырех вопросов и проводились в начале и конце учебного года, также параллельно с анкетным опросом проводились тесты выявляющие уровень физической и функциональной подготовленности студенток участвующих в эксперименте.
РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
В начале учебного года рассмотрение первой части показало, что 100% (п=60) иностранных студенток Азии, Африки, Латинской Америки, экспериментальной и контрольной групп на вопрос занимались ли раньше, физической или танцевальной активностью проживая в своей стране, ответили отрицательно, указывая на то, что в их стране данный вид двигательной деятельности не культивировался. Стоит отметить, что российские студентки, занимающиеся совместно с иностранными, были целенаправленно набраны с имеющейся танцевальной подготовкой. Это было сделано преднамеренно, для того чтоб иностранным студенткам было на кого равняться и брать пример. Одним из основных мотивов иностранных студенток к занятиям танцевальной направленности выступает желание научиться правильно и красиво двигаться: 90% (п=27) в экспериментальной группе, 83% (п=25) в контрольной группе. Улучшить фигуру пожелали 100% (п=30) и 90% (п=27) студенток экспериментальной и контрольной групп соответственно, а также укрепить свое здоровье пожелали 87% (п=26) студенток экспериментальной группы и 80% (п=24) контрольной группы. На вопрос, «Какие физические качества вы хотели бы развить больше?» 90% (п=27) студенток экспериментальной группы и 87% (п=26) контрольной, изъявляли желание развить такие качества как гибкость и силу, считая, что сильное подтянутое и гибкое тело является атрибутом красивой фигуры. При этом выносливость пожелали развить 60% (п=18) студенток экспериментальной группы и 67% (п=20) контрольной группы, быстроту захотели развить 57% (п=17) опрашиваемых экспериментальной группы и 50% (п=15) контрольной группы. Развитие ловкости привлекало 53% (п=16) экспериментальной группы и 47% (п=14) контрольной группы.
По окончанию учебного года в обеих группах нами была проведена вторая часть анкеты, также состоящая из четырех вопросов. Анализ подсчетов показал, что интерес к проводимым занятиям был достаточно высоким в обеих группах, но в первой группе этот показатель был несколько выше, чем во 2-ой группе: 97% (п=29) и 83% (п=25) соответственно. Респонденты экспериментальной группы указали, что общение на занятиях с российскими студентками, их помощь при разучивании танцевальных связок и техники силовых упражнений, способствовало дружескому общению и приобретению новых друзей. Также было отмечено, что данная направленность остается интересной, так как каждое занятие проходит на высоком эмоциональном уровне и всегда изучается что-то новое. Такое сочетание общения и выполнения требуемых заданий не могли не отразится на посещениях учебных занятий, и составило около 100% за исключением болезни, тогда как во второй группе всего 87%. Большинство студенток обеих групп признают положительное влияние физических упражнений на организм, в экспериментальной группе, таких занимающихся было 100% (п=30), в контрольной 83% (п=25). Большее количество
респондентов экспериментальной группы 93% (п=28) и контрольной группы 87% (п=26) считают, что занятия физической культурой нужны на протяжении всего периода обучения в вузе. По нашим данным, студентки экспериментальной группы уверенно высказались за занятия по физической культуре, проводимые совместно с российскими студентками 100% (п=30), так как считают, что совместные занятия способствуют не только повышению физических качеств, но и содействует единству общности и выработке единых поведенческих требований. Мнение студенток контрольной группы разделились: 67% (п=20) хотели бы заниматься совместно с российскими студентками, 10% (п=3) сказали, что не видят такой необходимости, так как их устраивали и отдельные занятия, 23% (п=7) указали, что им все равно.
Результаты тестирования, в конце учебного года позволяют говорить о значительном повышении физической подготовленности иностранных студенток экспериментальной группы, показатели которых превосходят занимающихся студенток контрольной группы. Анализируя полученные данные можно констатировать положительные изменения в развитии гибкости в обеих группах, но с большей тенденцией в экспериментальной, показатель которой достоверно возрос на 66% (Р<0,01), в то время как в контрольной группе на 23% (Р<0,05), (таблица). Исходный уровень показателей координационных способностей у студенток обеих групп был одинаков (таблица). После проведения эксперимента выявлен достоверный прирост на 89% (Р<0,01) в экспериментальной группе, данный показатель увеличился на 3,25 бала. В контрольной группе так же произошли положительные изменения на 1,3 балла, прирост составил 27% (Р<0,05). Улучшение данного показателя было ожидаемо, так как работа на занятиях в экспериментальной группе сопровождалась общением российских и иностранных студенток, что способствовало разучиванию большего количества разнообразных танцевальных движений различной интенсивностью и постоянной работой над техникой составленных связок.
При сравнении показателей на выносливость (12-ти минутный тест Купера) после окончания учебного года наибольшего статистически достоверного показателей достигли студентки экспериментальной группы 15% (Р<0,01), тогда как в контрольной группе данный показатель улучшился только на 7% (Р<0,05). Повышение уровня выносливости в экспериментальной группе было ожидаемо, так как занятия в этой группе благодаря общению с российскими девушками способствовали большему объему усвоения материала. За изучаемый период занимающиеся обеих групп улучшили свои результаты, в беге на 100 метров, в экспериментальной группе на 15% и 5% в контрольной. Таблица - Изменение физической и функциональной подготовленности студенток экспериментальной и контрольной групп в начале и конце учебного года
Показатели
Глубина наклона туловища вперед _(см)_
Тест на координацию (баллы)
Тест Купера, м
бег 100 м, с
ЭГ
X±m п = 30
Начало
6,0±0,5
3,57 ±0,8
1747 ±10,1
18,5±0,1
Конец
10,0±0,4
6,76±1,0
2018 ±24,2
17,2±0,1
<0,01
<0,01
<0,01
<0,05
КГ
X±m п = 30
Начало
6,4±0,4
3,51±0,7
1654±17
18,4±0,2
Конец
7,9±0,3
<0,05 >0,05 <0,01
4,48±0,4 <0,05 >0,05 <0,05
1913±16,5 <0,05 >0,05 <0,05
17,5±0,3
<0,05 >0,05 >0,05
Р
Р
Р
Подводя итог, можно говорить о положительном влиянии совместных занятий иностранных и российских студенток на развитие гибкости, координации, общей выносливости в сравнении с занятиями в группе занимающихся отдельно от российских студенток.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Данное исследование показало, что иностранные студентки, занимающие совместно с российскими девушками быстрее осваивали русский язык, что содействовало упрощению общения и улучшение координационных способностей (разучиванию танцевальных связок). Данная тенденция сказалась и на улучшении физической и функциональной подготовленности студенток этой группы студенток. В контрольной группе также произошли положительные изменения в физической и функциональной подготовленности, но в меньшей степени, чем в экспериментальной. Перечисленные выше изменения экспериментальной группы указывают, что совместные занятия иностранных и российских студенток являются не только эффективным средством повышения физической и функциональной подготовленности, но и содействуют формированию позитивных отношений и дружеских связей между российскими и иностранными студентами а следовательно, способствуют интернационализации иностранных студенток в России.
ЛИТЕРАТУРА
1. Афонская, А.О. Эффективность методики формирования основных приемов оздоровительной аэробики у студентов в процессе физического воспитания : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Афонская Анна Олеговна. - Тула, 2004. - 19 с.
2. Аэробика. Теория и методика проведения занятий : учеб. пособие / под ред. Е.М. Мякинченко и М.П. Шестакова. - М. : ТВТ Дивизион, 2006. - 123 с.
3. Размахова, С.Ю. Танцевальная аэробика как средство повышения адаптивных возможностей иностранных студенток / С.Ю. Размахова, В.В Митрохина // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия «Психология и педагогика». - 2014. - № 2. - С. 36-40.
4. Сагинова, О.В. Интернационализация высшего образования как фактор конкурентоспособности / О.В. Сагинова // Вестник Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова. - 2004. - № 1. - С. 15-25.
5. Свиридов, Н.А. Адаптационные процессы в среде молодёжи (дальневосточная ситуация) / Н.А. Свиридов // Социология молодежи. - 2002. - № 1. - С. 51-55.
6. Тимофеева, О.В. Теоретико-методологические аспекты использования различных видов гимнастики в физическом воспитании студенток / О.В. Тимофеева // Проблемы совершенствования физического воспитания студентов : материалы международной науч.-метод. конф. - М., 2012. - С. 184-185.
7. Филиппов, В.М. Интернационализация высшего образования: основные тенденции, проблемы и перспективы / В.М. Филиппов // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия «Международные отношения». - 2015. - № 3. - С. 203-210.
8. Шулятьев, В.М. Проблемы совершенствования физической культуры студентов / В.М. Шулятьев // Материалы XV Моск. межвуз. науч.-метод. конф. - М., 2009. - С. 7-8. - ISBN 978-587623-291-5.
REFERENCES
1. Athonskaya, A.O. (2004), The efficiency of the method offormation of the basic techniques of aerobics students in physical education, dissertation, Tula.
2. Ed. Makinchenko, E.M. and Shestakov, P.M. (2006), Aerobics. Theory and methodology of training: Textbook, TVT Division, Moscow.
3. Ratmanova, S.Yu. and Mitrokhina, V.V. (2014), "Dance aerobic as a means of enhancing the adaptive capacity of foreign students", Bulletin of the Russian University of friendship of peoples. Series: Psychology and pedagogics, No. 2, pp. 36-40
4. Saginova, O.V. (2004), "Internationalization of higher education as a factor of competitiveness", Bulletin of the Plekhanov Russian economic University, No. 1, pp. 15-25.
5. Sviridov, N.A. (2002), "Adaptation processes among young people (the far Eastern situation)", Sociology of youth, No. 1, pp. 51-55.
6. Timofeeva, O.V. (2012), "Theoretical and methodological aspects of the use of various types of gymnastics in physical education of students", Problems of improvement of physical training of students. Materials of international scientific.-method. Conf., Moscow, pp. 184-185.
7. Filippov, V.M. (2015), "Internationalization of higher education: major trends, problems and prospects", Bulletin of the Russian University offriendship ofpeoples. Series: international relations, No. 3, pp. 203-210.
8. Shulyatiev, V.M. (2009), "Problems of development of physical culture of students", Materials of the XV Moscow. Intern. scientific.-method. Conf., Moscow, pp. 7-8, ISBN 978-5-87623-291-5.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 27.02.2017
УДК 796.011
ПОТРЕБНОСТНО-МОТИВАЦИОННАЯ СФЕРА СТУДЕНТОВ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ВУЗЕ
Светлана Юрьевна Щетинина, доктор педагогических наук, доцент, Тихоокеанский государственный университет (ТОГУ), г. Хабаровск
Аннотация
В работе обосновано, что потребностно-мотивационная сфера студентов является фактором повышения эффективности физического воспитания в вузе. Организация условий повышения эффективности физического воспитания предопределяет исследование динамики потребностно-мотивационной сферы занятий физической культурой студентов в вузе, поиск путей снижения негативной мотивации и поддержания позитивной мотивации студентов к занятиям физической культурой. В центре исследования находятся учебные занятия по дисциплине «Физическая культура» в не физкультурном вузе, мотивация посещения студентами учебных занятий, приоритетные виды активности на занятиях физической культурой, а также анализ факторов, способствующих повышению эффективности физического воспитания в вузе. На основе анкетирования студентов выявлена современная ситуация, а также динамика потребностно-мотивационной сферы занятий физической культурой студентов в вузе. В выводах отражены основные результаты исследования.
Ключевые слова: потребностно-мотивационная сфера, мотивация, учебные занятия по физической культуре, вуз, студенты, организация физического воспитания, факторы, повышение эффективности.
NEEDS-MOTIVATIONAL SPHERE OF STUDENTS AS THE FACTOR OF PHYSICAL EDUCATION EFFECTIVENESS INCREASE IN THE UNIVERSITY
Svetlana Yurievna Schetinina, the doctor of pedagogical sciences, senior lecturer, Pacific State University, Khabarovsk
Annotation
It is grounded in the article that the need-motivational sphere of the students is a factor of physical education effectiveness increase in the University. Conditions organization of physical education effectiveness increase determines the research of the dynamics of need-motivational sphere of students' physical education classes in the University, search for ways to reduce the negative motivation and maintain positive motivation of students to physical education classes. In the center of the study, there are "Physical education" subject classes in non-sports University, students' motivation to attend classes, priority types of activity in physical education, as well as analysis of the factors contributing to the physical education effectiveness increase in the University. Basing on the questioning of students the current situation is detected, as well as dynamics of the need-motivational sphere of students' physical education classes in the University. The conclusions reflect the main findings of the research.
Keywords: need-motivational sphere, motivation, physical education classes, University, students, physical education organization, factors, effectiveness increase.
ВВЕДЕНИЕ
Феномен физической культуры в современных условиях требует новых концепций физического воспитания обучающихся, связанных с учетом ведущих стимулов человеческой деятельности (потребностей, мотивов, интересов), общей направленностью на саморазвитие и самореализацию личности [2, 6].