Научная статья на тему 'Выявление отношения учителей физической культуры к организации физического воспитания в образовательных учреждениях'

Выявление отношения учителей физической культуры к организации физического воспитания в образовательных учреждениях Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
443
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОПРОС УЧИТЕЛЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ / КРИТЕРИИ И ОЦЕНКА ПОКАЗАТЕЛЕЙ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Синявский Николай Иванович, Фурсов Алексей Валерьевич, Дмитриева Елена Владимировна, Тиунова Татьяна Александровна

В статье представлены данные пилотажного социологического опроса отношения учителей физической культуры по вопросам организации и содержания физического воспитания. В исследовании представлена субъективная оценка учителя физической культуры показателей физического воспитания в образовательном учреждении. В процессе исследования было выявлено, по каким критериям нужно оценивать эффективность занятий физической культурой и спортом в образовательных учреждениях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Синявский Николай Иванович, Фурсов Алексей Валерьевич, Дмитриева Елена Владимировна, Тиунова Татьяна Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Investigation of physical training teachers’ attitude to physical education organization in educational institutions

The article considers the data of piloting sociological inquiry of the physical training teachers on their attitude to organization and the contents of physical education. In the research, the subjective assessment of the parameters of physical education in educational institution by the physical training teacher is presented. In the process of investigation, the criteria for estimation of efficiency of the lessons on physical training and sport in educational institutions were determined.

Текст научной работы на тему «Выявление отношения учителей физической культуры к организации физического воспитания в образовательных учреждениях»

основном за счет увеличения дыхательного объема. У спортсменов контрольной группы МОД увеличился на 8,2% (p<0,05), также за счет глубины дыхания, но прирост данных показателей имел меньшие значения (таблица 1).

Таким образом, использование пчелиной перги в подготовительном периоде годичного цикла тренировки способствует повышению физической работоспособности. На основании проведенного анализа параметров спирографии было выявлено оптимизирующее влияние курсового приема пчелиной перги на параметры дыхательной системы юных спортсменов, что проявилось в увеличении жизненной емкости легких, минутного объема дыхания и резервного объема дыхания на вдохе.

ЛИТЕРАТУРА

1. Баранов, В. Л. Исследование функции внешнего дыхания / В. Л. Баранов, И.Г. Куренкова, В.А. Казанцев. - Санкт-Петербург : Элби-СПб., 2002. - 302 с.

2. Карпман, В.Л. Тестирование в спортивной медицине / В.Л. Карпман, З.Б. Белоцерковский, И.А. Гудков. - М. : Физкультура и спорт, 1988. - 280 с.

3. Сейфулла, Р.Д Фармакология спорта / Сейфулла Р. Д. - М. : Медицина, 1999. - 115 с.

4. Серединцева, Н.В. Влияние продуктов пчеловодства на показатели кислородтранспортной функции крови / Н.Н. Серединцева // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2012. - № 8 (90). - С. 76-79.

5. Солодков, А.С. Физиологические механизмы и закономерности восстановительных процессов в спорте / А.С. Солодков, И.В. Левшин, А.Н. Поликарпочкин // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2007. - № 6 (28). - С. 76-85.

6. Солопов, И.Н. Восприятие и произведенный контроль основных параметров внешнего дыхания у человека : монография / И.Н. Солопов ; Волгоградская гос. академия физ. культуры. -Волгоград : [б.и.], 1998. -183 с.

REFERENCES

1. Baranov, V.L. (2002), Examination of the function of external respiration, Elbi, St. Petersburg.

2. Karpman, V.L., Belotserkovsky, Z.B. and Gudkov, I.A. (1988), Testing in sports medicine, Physical training and sports, Moscow.

3. Seifulla, R.D. (1999), Sports pharmacology, Medicine, Moscow.

4. Seredintseva, N.V. (2012), "Influence of bee products on the parameters of the oxygen transport function of blood", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol, 90, No. 8, pp. 76-79.

5. Solodkov A.S., Levshin, I.V. and Polikarpochkin, A.N. (2007), "Physiological mechanisms and patterns of restorative processes in sports", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 28, No. 6, pp.76-85.

6. Solopov I.N. (1998), Perception and control of the main parameters of external respiration in humans: monograph, VGAFK, Volgograd.

Контактная информация: natasha.seredintsewa@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 30.11.2017

УДК 796.01:316

ВЫЯВЛЕНИЕ ОТНОШЕНИЯ УЧИТЕЛЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ К ОРГАНИЗАЦИИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ

УЧРЕЖДЕНИЯХ

Николай Иванович Синявский, доктор педагогических наук, профессор, Алексей Валерьевич Фурсов, кандидат педагогических наук, доцент, Елена Владимировна Дмитриева, кандидат педагогических наук,

Татьяна Александровна Тиунова, аспирант, Сургутский государственный педагогический университет, Сургут

Аннотация

В статье представлены данные пилотажного социологического опроса отношения учителей физической культуры по вопросам организации и содержания физического воспитания. В

исследовании представлена субъективная оценка учителя физической культуры показателей физического воспитания в образовательном учреждении. В процессе исследования было выявлено, по каким критериям нужно оценивать эффективность занятий физической культурой и спортом в образовательных учреждениях.

Ключевые слова: опрос учителей физической культуры, критерии и оценка показателей физического воспитания.

INVESTIGATION OF PHYSICAL TRAINING TEACHERS' ATTITUDE TO PHYSICAL EDUCATION ORGANIZATION IN EDUCATIONAL INSTITUTIONS

Nikolay Ivanovich Sinyavskiy, the doctor of pedagogical sciences, professor,

Alexey Valerievich Fursov, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Elena Vladimirovna Dmitrieva, the candidate of pedagogic sciences, Tatyana Aleksandrovna Tiunova, the post-graduate student, Surgut State Pedagogical University, Surgut

Annotation

The article considers the data of piloting sociological inquiry of the physical training teachers on their attitude to organization and the contents of physical education. In the research, the subjective assessment of the parameters of physical education in educational institution by the physical training teacher is presented. In the process of investigation, the criteria for estimation of efficiency of the lessons on physical training and sport in educational institutions were determined.

Keywords: inquiry of physical training teachers, criteria and assessment of physical education parameters.

ВВЕДЕНИЕ

Организация работы учащихся в образовательной области «Физическая культура» базируется в настоящее время, на отношении учителя физической культуры к содержанию физического воспитания в учебном заведении, за создание у учащихся положительной мотивации к занятиям физической культурой и спортом, а также вопросах, связанные со здоровьем и физическим развитием учеников [1, 4].

Проведённые исследования по данной проблеме показали, что в настоящее время обновления содержания физического воспитания это получение информации о состоянии всей системы физического воспитания в образовательном учреждении [2, 3].

МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЙ

Для проведения анкетирования была разработана специальная автономная версия электронной анкеты, которая преобразована в форму Google при помощи соответствующего инструмента создания онлайн-опросников. В анкету были включены вопросы, входящие в проводимый Министерством спорта Российской Федерации опрос в рамках социологического исследования населения по вопросу развития физической культуры и спорта в системе образования (опрос для педагогов)

Во время проведения курсов повышения учителям физической культуры было предложено пройти анкетирование на сайте

(https://docs.google.com/forms/d/e/1FAIpQLSe5qi8JHaV5cMpxCZNuWOLBmSf9TPDQL2EdUES5AW Uk2BATGQ/viewform) и ответить на вопросы.

Пилотажное исследование было проведено среди 150 учителей физической культуры г. Лангепаса, г. Нефтеюганска и Нефтеюганского района, г. Сургута, п.г.т. Междуре-ченский.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

В ходе исследования учителям физической культуры было предложено оценить различные показатели физического воспитания в своей образовательной организации.

Полученные данные такого показателя как организация и проведение соревнований, что 37,3% респондентов считают отлично, 40% отмечают хорошо, 21,4% оценили, как удовлетворительно и 1,3% отметили как плохо.

Показатель обеспеченности спортивным инвентарем и оборудованием 16% учителей физической культуры оценили на отлично, 35,3% респондентов отметили как хорошо, 36,7% оценили удовлетворительно, 11,3% отметили как плохо, 0,7% затруднились оценить.

Показатель обеспеченности спортивными базами своих образовательных учреждений 10 % оценили отлично, 27,3% отметили как хорошо, 40,7% считают, как удовлетворительно, 19,3% оценили, как плохо, 2,7% не смогли оценить.

Показатель медицинского обслуживания занимающихся показал, что 19,3% учителей физической культуры считают, что организовано отлично, 44,7% отметили как хорошо, 28,7% считают удовлетворительно, 6,7% как плохое, 0,7% затруднились оценить.

Санитарно-гигиенические условия для занятий по физическому воспитанию 23,3% учителей физической культуры считают, как отличные, 50% опрошенных как хорошие, 24% оценили, как удовлетворительные, 2% как плохие, 0,7% затруднились оценить.

Опрос о качестве вне учебных и тренировочных занятий показал, что 22,7% учителей физической культуры оценили, как отлично, 52.7% считают, что в их образовательных как хорошее, 21,3% отметили, что удовлетворительное, 0,7 % считают, как плохое, 2,6% респондентов данный показатель затруднились оценить.

Качество проведения учебных занятий по предмету физическая культура 29,3% учителей физической культуры оценили, как отлично, 60% считают хорошо, 10,7% отметили как удовлетворительное.

На вопрос «Скажите, предлагаемые в Вашей образовательной организации занятия по физкультуре и спорту соответствуют сегодняшним интересам обучающихся?» были получены следующие суждения: 42% считают, что в основном, да; 46% скорее да; 8% скорее нет;1,3% в основном, нет; 2,7% - трудно сказать.

В следующем вопросе респондентам было предложено проранжировать по каким показателям они предложили оценивать эффективность занятий по физическому воспитанию и спорту в учебных заведениях. Ответы по значимости были таковы: 119 опрошенных или 79,3% - по уровню физической подготовленности (и соответствующим тестам); 62 опрошенных или 41,3 - по количеству принявших участие в выполнении тестов и нормативов комплекса ГТО; 42 респондента или 28% - по количеству разрядников; 42 респондента 28% - по уровню здоровья (медицинским показателям); 37 респондентов или 24,7% по количеству пропущенных учебных дней из-за болезни; 31респодент или 20,7% - по спортивным показателям учебного заведения; 15 опрошенных или 10% по распределению обучающихся на медицинские группы; 13 респондентов или 8,7% по количеству занимающихся сверх обязательных уроков по физкультуре; 4 опрошенных или 2,7% по количеству курящих, выпивающих, принимающих наркотики и т. д.

На вопрос «Проводятся ли в Вашей образовательной организации занятия по физкультуре и спорту с обучающимися, имеющими отклонения в состоянии здоровья, с инвалидами?» были даны следующие ответы: да, проводятся со всеми отметили 52,7% опрошенных; да, но не со всеми считают 24,7%; нет, не проводятся, отмечают 16%, затруднились ответить 4,7% респондентов.

В ходе опроса «Что, на Ваш взгляд, сегодня является наиболее важным для улучшения развития физической культуры и спорта в образовательных организациях?» было предложено респондентам выбрать несколько наиболее важных суждения, по значимости суждения распределились следующим образом: 114 (76%) - улучшение материально-технической базы; 92 (61,3%) - улучшение финансирования; 89 (59,3%) - улучшение оборудования и инвентаря, включая тренажеры; 45(30%) - улучшение научно-методического обеспечения; 35(23,3%) - улучшение календаря спортивно-массовых мероприятий;

32(21,3) - усиление информационно-пропагандистской работы; 22(14,7%) - улучшение нормативно-правовой обеспечения; 20(13,3%) - налаживание проката спортивного инвентаря и оборудования; 20(13,35) -улучшение работы общественных организаций по ФКС; 16(10,7%)-улучшение кадрового обеспечения; 16(10,7%) - улучшение координации работы на уровне района и округа; 13(8,7%) - усиления работы по подготовке спортсменов; 14(9,3%) - предоставление финансовых льгот; 8(5.3%) -улучшение системы самоуправления; 6(4,0%) - улучшение работы по месту жительства.

По результатам проведенного нами исследования можно выделить несколько важных направлений преобразований, на которые обращают внимание учителя физической культуры: улучшение материально-технической базы; улучшение финансирования; улучшение оборудования и инвентаря, включая тренажеры; улучшение научно-методического обеспечения; улучшение календаря спортивно-массовых мероприятий; усиление информационно-пропагандистской работы.

ВЫВОД

В ходе проведенного исследования было выявленные основные показатели оценивания эффективности занятий и развития спорта в учебных образовательных заведениях:1) по уровню физической подготовленности (по соответствующим тестам; 2) по количеству принявших участие в выполнении тестов и нормативов комплекса ГТО; 3) по количеству разрядников; 4) по уровню здоровья (медицинским показателям); 5) по количеству разрядников; 6) по количеству пропущенных учебных дней из-за болезни;7) по спортивным показателям учебного заведения.

ЛИТЕРАТУРА

1. Лубышева, Л.И. Конверсия высоких спортивных технологий как методологический принцип спортизированного физического воспитания и «спорта для всех» // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2015. - № 4. - С. 6-8.

2. Отношение учителей физической культуры к организации физического воспитания в образовательных учреждениях / Н.И. Синявский, В.А. Родионов, В.Ю. Лосев, А.В. Фурсов // Теория и практика физической культуры. - 2017. - № 9. - С. 86-88.

3. Фурсов, А.В. Рейтинговая система оценки работы образовательных учреждений по организации и подготовке учащихся к выполнению норм ГТО / А.В. Фурсов, Н.И. Синявский // Теория и практика физической культуры. - 2017. - № 8. - С. 101-102.

4. Фирсин, С.А. Отношение учителей физической культуры к новациям в процессе физического воспитания учащихся общеобразовательных школ / С.А. Фирсин, Н.И. Ковалева // Физическая культура, спорт - наука и практика. - 2014. - № 3. - С. 10-12.

REFERENCES

1. Lubysheva, L.I. (2015), "Competitive technology conversion in sportizated physical education and mass sports", Physical education: education, training, No. 4, pp. 6-8.

2. Sinyavsky, N.I., Rodionov, V.A., Losev, V.Yu. and Fursov, A.V. (2017), "Physical education teachers' attitude to physical education organization in educational institutions", Theory and practice of physical culture, No. 9, pp. 86-88.

3. Fursov, A.V. and Sinyavskiy, N.I. (2017), "Rating progress of education institutions in training for and organizing GTO complex tests", Theory and practice ofphysical culture, No. 8, pp. 101-102.

4. Firsin, S.A. and Kovalyova, N.I. (2014), "Physical education teachers' attitude to notations in the process of physical education of students in comprehensive", Physical culture, sport - science and practice, No. 3, pp. 10-12.

Контактная информация: physical_science@surgpu.ru

Статья поступила в редакцию 30.11.2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.