Научная статья на тему 'Об отношении учащихся среднего школьного возраста к внедрению комплекса ГТО в образовательный процесс'

Об отношении учащихся среднего школьного возраста к внедрению комплекса ГТО в образовательный процесс Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
391
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АНКЕТИРОВАНИЕ УЧАЩИХСЯ / ОНЛАЙН-ОПРОСНИК / ОТНОШЕНИЯ К ЗАНЯТИЯМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ И СПОРТОМ / ОТНОШЕНИЕ УЧАЩИХСЯ К КОМПЛЕКСУ ГТО

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Фурсов Алексей Валерьевич, Синявский Николай Иванович, Власов Владимир Владимирович, Петров Александр Иванович

Статья посвящена проблемам внедрения и популяризации ГТО среди учащейся молодежи. Результаты, полученные в ходе исследования, позволяют сделать вывод, что существует определенная проблема в физической и моральной подготовке учащихся к сдаче норм ГТО, а так же выявлены перспективы решения данной проблемы. Предложены возможные пути решения данных проблем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Фурсов Алексей Валерьевич, Синявский Николай Иванович, Власов Владимир Владимирович, Петров Александр Иванович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

About schoolchildren''s attitude to introducing the "Ready for Labor and Defense" complex into the educational process

The article is about of the problems of introduction and popularizations of “Ready for Labor and Defense” complex among students. The results obtained in the course of the study make it possible to conclude that there is a certain problem in the physical and moral preparation of the students for the “Ready for Labor and Defense” standards passing, as well as the prospects have been revealed for solving this problem. Possible ways for solving these problems have been suggested.

Текст научной работы на тему «Об отношении учащихся среднего школьного возраста к внедрению комплекса ГТО в образовательный процесс»

3. Гончаров, С.З. Российская гуманитарная подготовка в вузе: сущность, структура и критерии эффективности / С.З. Гончаров // Образование и наука. Изв. Урал. науч.-образоват. центра Рос. акад. образования. - 2000. - № 2 (4). - С. 201.

4. Зеркальные нейроны [Электронный ресурс]. - Режим доступа https://ru.wikipedia.org/wiki (дата обращения 2.02.17).

5. Матвеев, Л.П. Интегративная тенденция в современном физкультуроведении / Л.П. Матвеев // Теория и практика физической культуры. - 2003. - № 5. - С. 17-19.

REFERENCES

1. Tag Archives: the theory of mirror neurons. Possibility, impossibility and the future of modern experimental psychology (2005), available at: http://www.mindware.ru (accessed: 1 February 2017).

2. Benin, V.L. (2011), Culture. Education. Tolerance: monograph, publishing house BGPU,

Ufa.

3. Goncharov, S.Z. (2000), "The Russian humanitarian training in high school: essence, structure and criteria of efficiency", Science and Education. Izv. Ural. scientific. obrazovat. the centre Grew.Acad. education, Vol. 2 (4), pp. 201.

4. Mirror neurons, available at: https://ru.wikipedia.org/wiki (accessed 2 February 2017).

5. Matveev, L.P. (2003), "Integrative trend in modern physical culture maintaining", Theory and practice of physical culture, No. 5, pp. 17-19.

Контактная информация: atevss.75@mail.ru

Статья поступила в редакцию 13.03.2017

УДК 372.363

ОБ ОТНОШЕНИИ УЧАЩИХСЯ СРЕДНЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К ВНЕДРЕНИЮ КОМПЛЕКСА ГТО В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС

Алексей Валерьевич Фурсов, кандидат педагогических наук, доцент, Николай Иванович Синявский, доктор педагогических наук, профессор, Владимир Владимирович Власов, кандидат педагогических наук, доцент, Сургутский государственный педагогический университет, г. Сургут Александр Иванович Петров, учитель физической культуры высшей категории МБОУ

СОШ №6, г. Сургут

Аннотация

Статья посвящена проблемам внедрения и популяризации ГТО среди учащейся молодежи. Результаты, полученные в ходе исследования, позволяют сделать вывод, что существует определенная проблема в физической и моральной подготовке учащихся к сдаче норм ГТО, а так же выявлены перспективы решения данной проблемы. Предложены возможные пути решения данных проблем.

Ключевые слова: анкетирование учащихся, онлайн-опросник, отношения к занятиям физической культурой и спортом, отношение учащихся к комплексу ГТО.

ABOUT SCHOOLCHILDREN'S ATTITUDE TO INTRODUCING THE "READY FOR LABOR AND DEFENSE" COMPLEX INTO THE EDUCATIONAL PROCESS

Alexey Valerievich Fursov, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Nikolay Ivanovich Sinyavskiy, the doctor of pedagogical sciences, professor, Vladimir Vladimirovich Vlasov, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Surgut State Pedagogical University, Surgut, Alexander Ivanovich Petrov, the teacher ofphysical education of Highest category, Municipal Budgetary General Education Institution School No. 6, Surgut

Annotation

The article is about of the problems of introduction and popularizations of "Ready for Labor and Defense" complex among students. The results obtained in the course of the study make it possible to con-

clude that there is a certain problem in the physical and moral préparation of the students for the "Ready for Labor and Defense" standards passing, as well as the prospects have been revealed for solving this problem. Possible ways for solving these problems have been suggested.

Keywords: questioning of students, online questionnaire, attitude to physical culture and sports, attitude of students to the "Ready for Labor and Defense" complex.

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время в Российской Федерации ведется работа по этапному внедрению ВФСК «ГТО», в рамках которой огромное значение играет создание «позитивного имиджа» к комплексу ГТО, а также положительного отношения детей к занятиям физической культурой и спортом. Учёные и практики в сфере физической культуры и спорта активно включились в обсуждение нормативной базы, целей, условий и современных требований ГТО, а также изучению отношения различных групп населения к внедрению комплекса [1, 2, 3]. Целью нашего исследования стало изучение отношения учащихся к занятиям физической культурой, спортом и внедрения ВФСК ГТО.

МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

В анкетировании приняли участие 123 школьника МБОУСОШ № 6 г. Сургута. Контингент анкетируемых был представлен учащимися 7-8 классов в количестве 78 человек и 9-10 классов 48 респондентов. Количество мальчиков и девочек соответствовало в процентном отношении 45,3 мальчиков и 54,7% девочек в обеих группах.

Каждому школьнику МБОУСОШ № 6 в рамках проводимых пропагандистках мероприятий комплекса ГТО было предложено пройти анкетирование на сайте http://www.survio.com/survey/d/J5J5T9H8M7H0S4C1X и ответить на вопросы [4]. Для проведения анкетирования была разработана специальная автономная версия электронной анкеты, которая преобразована в форму Google при помощи соответствующего инструмента создания онлайн-опросников. В анкету были включены вопросы, входящие в проводимый Министерством спорта Российской Федерации опрос в рамках социологического исследования населения по вопросу развития физической культуры и спорта и внедрению комплекса «ГТО».

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

В результате полученных анкетных данных, у 88,3% обучающихся было выявлена удовлетворенность уроками по физической культуре, 6,3% дали ответ что, не посещают уроки по состоянию здоровья и 5,4% указали другие причины.

Опрос обучающихся позволил выявить, как учащиеся понимают ценность занятий физической культурой и спортом и считают их неотъемлемой частью своей жизни. Опрос показал, что 10,9% учащихся занимаются в спортивных секциях на регулярной основе, 24,2% занимаются 2-3 раза в неделю и 57,7% помимо обязательных уроков физической культуры больше нигде не занимаются ни спортивных и физкультурно-оздоровительных секциях. Однако нельзя не оставлять без внимания полученные данные и не вызывать тревоги тот факт что более половины учащихся не интересуются физической культурой и спортом.

Школьники отметили стаж занятий в спортивных секциях следующим образом: от 5-10 лет - 15,6%, от 3-5 лет - 22,7%, от 1 года до 3 лет - 27,3%, до 1 года - 14,8% и никогда не занимались ни спортивных и физкультурно-оздоровительных секциях - 15,6% .

Опрос учащихся позволил выявить отношения к занятиям физической культурой и спортом (можно было выбрать несколько вариантов суждений).

Наименее привлекательными личностными достижениями для учащихся являлись суждения направленные на улучшения здоровья, самочувствия и работоспособности (39,1%), на улучшения своих спортивных результатов (39,1%) и 15,6% респондентов затруднились дать ответ, как они относятся к занятиям физической культурой и спортом.

В результате субъективной оценки удовлетворенности своей физической подготовленности 45,3% оценили положительно, не удовлетворены почти треть опрошенных 28,1% и затруднились оценить личный уровень 26,6% учащихся.

Полученные данные на вопрос, в котором нужно было высказать мнение, в достаточной ли мере вы в настоящее время занимаетесь физической культурой и спортом, 43% учащихся считают что да, 30,5% оценили, нет, но хотели бы заниматься в большем объеме, нет желания заниматься регулярно отметили 10,2% и затруднились ответить 7%.

На вопрос анкеты «Посещаете ли вы платные занятия по физической культуре и спорту» были получены следующие ответы: 10,2% отметили, что в своей образовательной организации, в другом месте 28,1% и 61,7% не посещают. Можно сделать вывод, что потребность в занятиях физической культурой и спортом у каждого шестого учащегося из опрошенных не сформирована.

В ходе анкетирования выявлено, что 43% учащихся считают, что они совершенно здоровы, 35,2% оценили здоровье как удовлетворительное, 15,6% как неважное и 6,3% затруднились в субъективной оценке своего здоровья.

Желание самостоятельно заниматься физической культурой и спортом зависит от того как проводятся эти занятия. Результаты опроса показали, что учащиеся предпочтенье такой форме как с друзьями 33,6%, самостоятельно заниматься 32,8%, с родителями 12,5%, не занимаются 27,3%, и 3,1% ответили другое.

В результате анализа выбора цели посещения и занятий физической культурой и спортом, где необходимо было указать 2-3 главные, выявлено что, 50,8% учащихся считают поддержание и улучшение здоровья, 47,7% отмечают развитие силы, ловкости и других физических качеств, 43% на сохранение, улучшение телосложения. Менее выраженными оказались цели, направленные на испытание своих сил, проверки себя 18,8%, сделать здоровым свой образ жизни 18,8%, умение постоять за себя 18%, улучшение настроения, самочувствия 16,4%.

Слабо выраженные цели, направленные на достижение высоких спортивных показателей 12,5% учащихся, чтобы быть привлекательными отметили 11,7%, хотят встречаться, общаться с друзьями и знакомыми во время занятий физической культурой и спортом 10,4%, снять усталость, поддержать работоспособность указали 9,4%, считают в необходимости улучшении осанки, походки, культуры движений 9,4%.

В следующем вопросе были выявлены причины, которые большей степени мешают учащимся активно заниматься физической культурой и спортом. Опрос показал, что 35,2%, учащихся активно занимаются, 31,3% отметили как сильно выраженную причину ка отсутствие свободного времени, следующая причина, менее выраженная, так считают 13,3% учащиеся это большая общая нагрузка и необходимо отметить, что 10,2% ответили, просто не знаю, с чего начать и куда пойти заниматься. Здесь важная роль учителя физической культуры, который должен провести разъяснительную работу по выбору занятий физической культурой и спортом.

В число важных факторов, определяющих соблюдение здорового образа жизни, учащееся отметили, как занятия физической культурой и спортом так считают 60,9%, не курить или избавиться от курения отмечают 50%. Избавиться от вредных привычек и не употреблять спиртного считают 48,4% учащихся, соблюдение режима питания отмечают 43% школьников, достаточно спать 37,5% респондентов. Необходимо отметить, что умение активно отдыхать, вести подвижный образ жизни отмечают 32,8% учащихся, соблюдение режима дня считают 25,8% и 3,9% затруднились ответить.

Опрос учащихся об отношение к комплексу ГТО и выполнению его нормативов показал, что 43% положительно относятся, скорее положительно выявлено у 14,1%, нейтрально ответили 33,6%.

Остальные 2,3% учащиеся указали, что относятся отрицательно к внедрению комплекса ГТО и выполнению его нормативов, скорее отрицательно 2,3% и не знают, что

такое комплекс ГТО отметили 4,7%.

Хотя на вопрос в анкете о популяризации комплекса ГТО в Вашей образовательной организации 69,5% респондентов отметили такую форму как размещение стендов с тестами и нормативами комплекса, 39,1% учащихся указали, что проводятся физкультурно-оздоровительные мероприятия (спортивные праздники, соревнования, дни здоровья) и 4,7% отметили другое.

На вопрос направленный, на выявление учащихся о готовности сдать нормы комплекса ГТО были получены ответы: 43% ответили, что будут выполнять нормативы, 35,9% отметили, что нет, и 21,1% респондентов затруднились с ответом, то есть пока не готовы продемонстрировать свою физическую подготовленность.

В ходе исследования мотивов у учащихся направленных на пропаганду комплекса ГТО среди сверстников были получены следующие результаты да - 43,8% и нет 56,2%.

ВЫВОДЫ

Как следует из полученных результатов, на сегодняшний день учащимся самым важным в занятиях физической культурой и спортом для них является укрепление и сохранение здоровья, а нежелание получить значок комплекса ГТО. Необходимо отметить, что подавляющее большинство учащихся отметили эстетическую составляющую, а именно желание улучшить свою фигуру и хорошо выглядеть, как самый сильно выраженный мотив к занятиям физической культурой, в том числе участие в выполнение нормативов комплекса ГТО.

Выявление у обучающихся разнообразных мотивов негативного отношения к занятиям физической культурой и спортом позволили выделить ряд субъективных факторов: негативное отношение к физической культуре в социальной среде обучающегося (родители, родственники, друзья т.д.), волевые качества обучающегося; большая загруженность, недостаток свободного времени.

ЛИТЕРАТУРА

1. Виноградов, П. А. Изучение отношения различных групп населения к Всероссийскому физкультурно-спортивному комплексу «Готов к труду и обороне» (ГТО) как фактора (условия) его эффективного внедрения (опыт социологического исследования / П. А. Виноградов, Ю.В. Окуньков // Вестник спортивной науки. - 2015. - № 3. - С. 38-42.

2. Изучение отношения студентов педагогического вуза к внедрению Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» / Н.Н. Герега, О.Н. Кизаев, Н.И. Синявский, А.В. Фурсов // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2016. - № 5 (134). - С. 59-63.

3. Изучение отношения учащихся к занятиям физической культурой и внедрению Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» в систему образования / А.В. Фурсов, Н.И. Синявский, Т.А. Тиунова, К.Г. Иванов // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2016. - № 4. - С. 24-28.

4. Развитие физической культуры и спорта и внедрение комплекса ГТО в системе образования (опрос для обучающихся) [Электронный ресурс] // Инструмент для онлайн опросов Survio. - Электрон. дан. - 2015. - Режим доступа свободный : http://www.survio.com/survey/d/J5J5T9H8M7H0S4C1X. - Дата обращения: 06.02.2017.

REFERENCES

1. Vinogradov, P.A. and Okunkov, Yu.V. (2015), "Study of the attitude of various groups of the population to the All-Russia physical culture and sports complex "Ready for work and defense" (GTO) as a factor (conditions) for its effective implementation (experience of sociological research", Herald of sports science, No. 3, pp. 38-42.

2. Gerega, N.N., Kizayev, O.N., Sinyavskiy, N.I. and Fursov, A.V. (2016), "Studying of the attitude of the students of the pedagogical university to the introduction of the All-Russia physical culture and sports complex "Ready for work and defense"", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 134, No. 5, pp. 59-63.

3. Fursov, A.V., Sinyavskiy, N.I., Tiunova, T.A. and Ivanov, K.G. (2016), "Studying of the attitude of students to physical training and the introduction of the All-Russian physical culture and sports complex "Ready for work and defense" in the education system", Physical culture: education, training, No. 4, pp. 24-28.

4. Development of physical culture and sports and the introduction of the GTO complex in the education system (survey for students), available at: http://www.survio.com/survey/d/J5J5T9H8M7H0S4C1X.

Контактная информация: physical_science@surgpu.ru

Статья поступила в редакцию 15.03.2017

УДК 796.011.3

О МЕТОДОЛОГИИ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ КУРСАНТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ МВД РОССИИ

Юрий Валентинович Чехранов, кандидат педагогических наук, доцент, Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя, Москва

Аннотация

В данной статье рассматриваются вопросы особенности методологии физической подготовки курсантов образовательных организаций МВД России, заключающиеся в разнообразии видов деятельности, которыми в процессе обучения и дальнейшей работы в практических подразделениях ОВД, приходится заниматься будущим сотрудникам полиции. В то же время все виды деятельности организованы по одним методологическим принципам, что позволяет оптимизировать обучение.

Ключевые слова: физическая подготовка, методология, курсанты, образовательные организации МВД России, физкультурно-спортивная деятельность, профессионально-служебная деятельность.

ABOUT METHODOLOGY OF PHYSICAL PREPARATION OF CADETS OF EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF THE MIA OF RUSSIA

Yury Valentinovich Chekhranov, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Kikot Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Moscow

Annotation

This article discusses the peculiarities of the methodology of physical preparation of cadets of the educational institutions of the MIA of Russia, consisting in a variety of the activities which in the learning process and future work of the practical units of MIA have to be dealt by the future police officers. At the same time, all the activities are organized under the same methodological principles to optimize the learning process.

Keywords: physical training, methodology, students, educational institutions of the MIA of Russia, physical culture and sports activities, professional service activities.

Физическая подготовка является одной из важнейших составляющих частей профессионально-служебной деятельности сотрудников правоохранительных органов. Курсанты образовательных организаций МВД России в своей образовательной деятельности в течение всего периода обучения также проходят курс физкультурно-спортивной деятельности, позволяющей им обрести необходимые для профессии компетенции. Для того чтобы выявить методологические подходы к проблеме совершенствования отечественной системы физической подготовки сотрудников правоохранительных органов, включая курсантов образовательных организаций МВД России, следует подробнее разобраться в особенностях методологии как таковой.

Сначала выясним, что мы понимаем под методологией. За основу примем общеизвестное определение: «Методология (от «метод» и «логия») - учение о структуре, логической организации, методах и средствах деятельности; методология науки - учение о

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.