Научная статья на тему 'Ценностные ориентации учащихся в формировании здорового образа жизни и реализации ВФСК ГТО'

Ценностные ориентации учащихся в формировании здорового образа жизни и реализации ВФСК ГТО Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
201
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОТНОШЕНИЯ К ЗАНЯТИЯМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ / ATTITUDE TO PHYSICAL TRAINING / ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ / HEALTHY LIFESTYLE / КОМПЛЕКС ГТО / COMPLEX 'READY FOR LABOUR AND DEFENCE' / МОТИВАЦИЯ / MOTIVATION / ШКОЛЬНИКИ / STUDENTS

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Фурсов Алексей Валерьевич, Синявский Николай Иванович, Дмитриева Елена Владимировна, Петров Александр Иванович

Обсуждены результаты исследования, направленного на выявление отношения учащихся к занятиям физической культурой и внедрению комплекса ГТО. Полученные результаты позволяют сделать вывод, что основной проблемой внедрения комплекса ГТО в систему образования является введение в качестве нормы жизни учащихся таких важных аспектов, как здоровый образ жизни, негативное отношение к алкоголю, табакокурению, а также формирование потребности в регулярных занятий спортом. Соблюдение здорового образа жизни позволит учащимся успешно сдавать нормативы ГТО и будет способствовать обеспечению сохранности и укреплению их здоровья.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Фурсов Алексей Валерьевич, Синявский Николай Иванович, Дмитриева Елена Владимировна, Петров Александр Иванович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Value Orientations of Students in the Formation of a Healthy Lifestyle and Implementation of the all-Russian Sports Complex Ready for Labor and Defense

In the article the results of the research aimed at defining students’ attitude to physical training and complex ‘Ready for Labour and Defence’ implementation are under discussion. The obtained results allow concluding that the main thing preventing complex ‘Ready for Labour and Defence’ from implementing into system of education is introduction of new life aspects such as keeping healthy lifestyle and negative attitude to alcohol and smoking, also formation of necessity in regular sports activities, sports activities acquisition for successful ‘Ready for Labour and Defence’ standards passing and for health keeping provision.

Текст научной работы на тему «Ценностные ориентации учащихся в формировании здорового образа жизни и реализации ВФСК ГТО»

УДК 373.1 ББК Ч74

ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ УЧАЩИХСЯ В ФОРМИРОВАНИИ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ И РЕАЛИЗАЦИИ ВФСК ГТО

А. В. Фурсов1, Н. И. Синявский1, Е. В. Дмитриева1, А. И. Петров2

1 Сургутский государственный педагогический университет, Сургут, Россия 2Средняя общеобразовательная школа № 6, Сургут, Россия

Обсуждены результаты исследования, направленного на выявление отношения учащихся к занятиям физической культурой и внедрению комплекса ГТО. Полученные результаты позволяют сделать вывод, что основной проблемой внедрения комплекса ГТО в систему образования является введение в качестве нормы жизни учащихся таких важных аспектов, как здоровый образ жизни, негативное отношение к алкоголю, табакокурению, а также формирование потребности в регулярных занятий спортом. Соблюдение здорового образа жизни позволит учащимся успешно сдавать нормативы ГТО и будет способствовать обеспечению сохранности и укреплению их здоровья.

Ключевые слова: отношения к занятиям физической культурой, здоровый образ жизни, комплекс ГТО, мотивация, школьники.

Одной из наиболее острых проблем на данный момент является отсутствие у учащихся понимания необходимости ведения здорового образа жизни, заинтересованности в регулярных занятиях физической культурой и спортом [1—3]. Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс «Готов к труду и обороне» (ВФСК «ГТО») должен стать инструментом по приобщению учащихся к регулярным занятиям физической культурой и спортом [5], а также способствовать ведению здорового образа жизни.

Цель исследования — выявить отношение учащихся к занятиям физической культурой и внедрению комплекса ГТО.

Методы и организация исследования. В социологическом опросе (анкетирование) участвовал 121 учащийся средней школы № 6 г. Сургута (45,3 % юношей и 54,7 % девушек). В предложенной респондентам анкете обозначены вопросы, связанные с отношением к внедрению комплекса ГТО в систему образования (опрос для обучающихся).

Для проведения социологического анализа применялся диагностический инструментарий, представляющий собой автономную версию электронной анкеты, разработанной Министерством спорта РФ в рамках социологического исследования. Каждому учащемуся необходимо было ответить на вопросы на сайте http://www.survio.eom/survey/d/ J5J5T9H8M7H0S4C1X [4].

Результаты исследования и их обсуждение. На вопрос о посещении обязательных уроков физической культуры были получены следующие

ответы: 88,3 % посещают занятия; 6,3 % — не посещают по состоянию здоровья; 5,4 % не посещают по иным причинам.

В ходе опроса о посещении спортивных или физкультурно-оздоровительных секций, кроме обязательных уроков по физической культуре, были получены следующие ответы: 24,2 % — 2-3 раза в неделю; 10,9 % — 4-6 раз в неделю; 39,8 % отметили, что раньше посещали, сейчас не посещают; 7 % отметили, что посещают эпизодически (от случая к случаю); 10,9 % не посещали и не посещают. Полученные данные свидетельствуют

0 том, что половина учащихся занимаются физической активностью только на обязательных уроках в школе.

На вопрос «Как долго, не считая уроков физической культуры, вы занимались физической культурой и спортом в спортивных или оздоровительных секциях в своей образовательной организации или вне её?» учащиеся дали следующие ответы: 15,6 % — от 5 до 10 лет; 22,7 % — от 3 до 5 лет; 27,3 % — от 1 года до 3 лет; 14,8 % — до

1 года; у 15,6 % школьников таких занятий никогда не было.

На вопрос о самостоятельных занятиях физической культурой и спортом, в том числе с родителями и с друзьями, учащиеся дали следующие ответы: с друзьями занимаются 33,6 %; занимаются, но, как правило, без друзей или родителей 32,8 %; не занимаются — 27,3 %; с родителями — 12,5 %; другое — 3,1 %.

На вопрос об удовлетворённости обязательными уроками по физической культуре 82,8 % учащихся

ответили положительно, 8,6 % — отрицательно, 8,6 % затруднились ответить.

На вопрос о проведении в образовательной организации встреч с выдающимися спортсменами были получены ответы: 15,6 % отметили, что такие встречи проводятся, но их они не посещают; 43,8 % отметили, что такие встречи не проводятся, но им бы хотелось, чтобы такие встречи проводились; 32 % отметили, что не проводятся и их такие встречи не интересуют; 7 % затруднились ответить.

На вопрос об отношении детей к занятиям физической культурой и спортом 39,1 % ответили, что хотят посещать эти занятия, добиться улучшения здоровья, самочувствия, работоспособности; 39,1 % — хотят посещать эти занятия, добиться улучшения своих спортивных показателей; 15,6 % — занимаются скорее по необходимости для получения оценки или зачёта и т. п.; 6,3 % затруднились ответить.

В ходе опроса о цели посещения или желании посещать внеучебные (необязательные) занятия по физкультуре и спорту были получены следующие по значимости ответы: 1) поддержать или улучшить здоровье; 2) развить физические качества; 3) сохранить и улучшить телосложение.

На вопрос об удовлетворённости своей физической подготовленностью 45,3 % учащихся ответили положительно; 28,1 % — отрицательно; 26,6 % затруднились ответить.

На вопрос о посещении платных занятий по физической культуре и спорту ученики дали следующие ответы: 61,7 % не посещают занятий; 10,2 % посещают в своей образовательной организации; 28,1 % посещают в другом месте.

При ответе на вопрос «В достаточной ли мере занимаетесь физкультурой и спортом в настоящее время» получены следующие ответы: 43 % считают, что в достаточной; 30,5 % — недостаточно и хотят увеличить объём; 10,2 % — недостаточно и хотят приступить к регулярным занятиям и тренировкам; у 9,3 % ответивших пока нет желания приступать к регулярным занятиям или тренировкам; 7 % затруднились с ответом.

На вопрос о том, что сдерживает от активных занятий физкультурой и спортом, 35,2 % учащихся ответили, что активно занимаются; 13,3 % считают, что сдерживающей причиной является большая общая нагрузка; 31,3 % отметили отсутствие свободного времени; 7 % посетовали на неудобное расположение или отсутствие спортивной базы; 9,4 % назвали причиной неудобное расписание за-

нятий; 5,5 % не определились с видом спорта или системой физических упражнений; 0,8 % не прошли спортивный отбор в секцию; 3,1 % сослались на низкое качество проведения и организации занятий; 5,5 % отметили финансовые затруднения, мешающие занятиям; 8,6 % посетовали на плохое состояние здоровья; 7,8 % хотят заниматься с друзьями, но не получается; 7 % не обладают необходимыми физическими данными; 10,2 % не знают, с чего начать; 7 % считают, что эти занятия им пока просто не нужны.

На вопрос о том, как учащиеся оценивают своё здоровье, 43 % ответили, что совершенно здоровы, 35,2 % — здоровье удовлетворительное, 15,6 % — неважное здоровье; 6,3 % затруднились оценить.

На вопрос о том, что необходимо делать, чтобы соблюдать здоровый образ жизни, ответы по значимости были таковы: 1) заниматься физической культурой и спортом; 2) избавиться от курения или не курить; 3) избавиться от вредных привычек и не употреблять спиртного; 4) не переедать, не голодать и соблюдать режим питания; 5) вести подвижный образ жизни и уметь активно отдыхать.

На вопрос о ведении здорового образа жизни в семье получены следующие ответы: 39,1 % — поддерживаются здорового образа жизни; 30,5 %— скорее придерживаются; 23,4 % — скорее нет; 7,1 % указали другое.

Спортивная квалификация учащихся, принявших участие в опросе, следующая: 3,1 % являются мастером или кандидатом в мастера спорта; 11,7 % имеют первый спортивный разряд; 3,9 % выполняют второй разряд; 5,5 % — третий; 13,3 % — юношеский; 62,5 % не имеют никого разряда.

Об отношении к комплексу ГТО и выполнению его нормативов были получены следующие ответы: 43 % относятся положительно; 14,1 % — скорее положительно; 33,6 % — нейтрально; 2,3 % — скорее отрицательно; 2,3 % — отрицательно, 4,7 % не знают, что такое комплекс ГТО.

На вопрос о планировании выполнить нормативы комплекса ГТО 43 % учащихся ответили, что собираются сдавать нормативы, 35,9 % не планируют, 21,1 % затруднились ответить.

О работе образовательной организации по популяризации комплекса ГТО получены следующие ответы: 65,1 % отметили размещение стендов с тестами и нормативами комплекса ГТО; 39,1 % — проведение различных мероприятий (спортивных праздников, соревнования, Дни здоровья); 4,7 % — иное. На вопрос «Хотели бы вы

102

Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация. 2017. Т. 2, 4

Ценностные ориентации учащихся в формировании здорового образа жизни и реализации ВФСК ГТО

пропагандировать комплекс ГТО среди сверстников?» 43,8 % учащихся ответили утвердительно; 56,2 % — отрицательно.

Выводы. Полученные результаты позволили определить, что лишь 25 % учащихся активно занимаются физической культурой и различными видами спорта. В качестве главного приоритета — здоровье и здоровый образ жизни, затем развитие физических качеств, выносливость, ловкость, сила, быстрота, гибкость; на третьем месте — красивая фигура, гибкость, пластичность. Таковы ценностные ориентации учащихся. В результате проведённого анкетирования выявлено, что 57 % учащихся готовы выполнить нормативы комплекса ГТО.

Список литературы

1. Золотухин, Е. А. Особенности отношения к ВФСК ГТО различных категорий обучающихся / Е. А. Золотухин, И. В. Стародубцева // Физическое воспитание и студенческий спорт глазами студентов : материалы II Всерос. науч.-практ. конф. с меж-дунар. участием. — Казань, 2016. — С. 365-369.

Поступила в редакцию 11 июня 2017 г.

2. Иванов, В. Д. ГТО — вчера, ГТО — сегодня, ГТО — завтра / В. Д. Иванов, А. Д. Горбачёва // Пед. опыт: теория, методика, практика. — 2015. — № 4 (5). — С. 495-498.

3. Рахматов, А. И. Мониторинг выполнения Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса ГТО школьниками и студентами г. Москвы / А. И. Рахматов, Г. А. Васенин, И. В. Машошина // Актуальные проблемы внедрения комплекса ГТО и развития массового спорта : материалы Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием, приуроч. к 140-летию Белгород. гос. нац. исследоват. ун-та. — Белгород, 2016. — С. 185-191.

4. Развитие физической культуры и спорта и внедрение комплекса ГТО в системе образования (опрос для обучающихся) [Электронный ресурс]. — URL: https://www.survio.eom/survey/d/ J5J5T9H8M7H0S4C1X

5. Симонова, Е. А. Оценка физической подготовленности школьников к выполнению норм ВФСК «Готов к труду и обороне» / Е. А. Симонова, С. В. Дмитриева // Теория и практика физ. культуры. — 2016. — № 12. — C. 21—23.

Для цитирования: Фурсов, А. В. Ценностные ориентации учащихся в формировании здорового образа жизни и реализации ВФСК ГТО / А. В. Фурсов, Н. И. Синявский, Е. В. Дмитриева, А. И. Петров // Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация. — 2017. — Т. 2, № 4. — С. 101-104.

Сведения об авторах

Фурсов Алексей Валерьевич — кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории и методики физической культуры, Сургутский государственный педагогический университет. Сургут, Россия. [email protected]

Синявский Николай Иванович — доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой теории и методики физической культуры, Сургутский государственный педагогический университет. Сургут, Россия. [email protected]

Дмитриева Елена Владимировна — кандидат педагогических наук, преподаватель кафедры теории и методики физической культуры, Сургутский государственный педагогический университет. Сургут, Россия.

FursovA V@bk. т

Петров Александр Иванович—учитель физической культуры, средняя общеобразовательная школа № 6. Сургут, Россия. [email protected]

PHYSICAL CULTURE. SPORT. TOURISM. MOTOR RECREATION

2017, vol. 2, no. 4, pp. 101-104.

Value Orientations of Students in the Formation of a Healthy Lifestyle and Implementation of the all-Russian Sports Complex Ready for Labor and Defense

A. V. Fursov1, N. I. Sinyavskiy1, E. V. Dmitrieva1, A. I. Petrov2

1Surgut State Pedagogical University, Surgut, Russia. [email protected] 2Secondary school no. 6, Surgut, Russia. [email protected]

In the article the results of the research aimed at defining students' attitude to physical training and complex 'Ready for Labour and Defence' implementation are under discussion. The obtained results allow concluding that the main

thing preventing complex 'Ready for Labour and Defence' from implementing into system of education is introduction of new life aspects such as keeping healthy lifestyle and negative attitude to alcohol and smoking, also formation of necessity in regular sports activities, sports activities acquisition for successful 'Ready for Labour and Defence' standards passing and for health keeping provision.

Keywords: attitude to physical training, healthy lifestyle, complex 'Ready for Labour and Defence', motivation, students.

References

1. Zolotukhin E.A., Starodubtseva IV. Osobennosti otnosheniya k VFSK GTO razlichnykh kategoriy obu-chayushchihsya [Peculiarities of Attitude to the all-Russian Sports Complex «Ready for Labor and Defense» of the Various Categories of Students]. Fizicheskoye vospi-taniye i studencheskiy sport glazami studentov [Physical Education and Student Sport through the Eyes of Students: materials of the II all-Russian scientific-practical conference with international participation]. Kazan, 2016. Pp. 365-369. (In Russ.).

2. Ivanov V.D., Gorbachyova A.D. GTO — vchera, GTO — segodnya, GTO — zavtra [Ready for Labor and Defense Yesterday, Today and Tomorrow]. Peda-gogicheskiy opyt: teoriya, metodika, praktika [Teaching Experience: Theory, Methodology, Practice], 2015, no. 4 (5), pp. 495-498. (In Russ.).

3. Rakhmatov A.I., Vasenin G.V., Mashoshina I.V. Monitoring vypolneniya Vserossiyskogo fizkul'turno-sportivnogo kompleksa GTO shkol'nikami i studentami g. Moskvy [Monitoring of the Implementation of the all-

Russian Sports Complex Ready for Labor and Defense of Students of Moscow]. Aktual'nyye problemy vnedreniya kompleksa GTO i razvitiya massovogo sporta [Actual Problems of Introduction of Complex GTO and the Development of Mass Sports]. Belgorod, 2016. Pp. 185-191. (In Russ.).

4. Razvitiye fizicheskoy kul'tury i sporta i vnedreniye kompleksa GTO v sisteme obrazovaniya (opros dlya obu-chayushchikhsya) [The Development of Physical Culture and Sport and the Introduction of a Complex "Ready for Labor and Defense» in the Educational System (survey for students)]. Availble at: https://www.survio.com/ survey/d/J5J5T9H8M7H0S4C1X (In Russ.).

5. Simonova E.A., Dmitriyeva S.V. Otsenka fizicheskoy podgotovlennosti shkol'nikov k vypolneniyu norm VFSK «Gotov k trudu i oborone» [Assessment of Physical Readiness of Students to Abide by the Rules of the all-Russian Sports Complex «Ready for Labor and Defense»]. Teoriya i praktika fizicheskoy kul'turyi [Theory and Practice of Physical Culture], 2016, no. 12, pp. 21-23. (In Russ.).

104

Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация. 2017. Т. 2, N№ 4

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.