СООБЩЕНИЯ МОЛОДЫХ УЧЁНЫХ
BY YOUNG SCIENTISTS
УДК 371.016:796 ББКЧ51
ОТНОШЕНИЕ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА К ЗАНЯТИЯМ
ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ И ВНЕДРЕНИЮ КОМПЛЕКСА ГТО
Н. Н. Герега
Сургутский государственный педагогический университет, Сургут, Россия
Освещены актуальные проблемы, связанные с введением и реализацией Всероссийского физкуль-турно-спортивного комплекса ГТО. Исследование среди студентов, обучающихся по направлению подготовки ФГОС ВО 44.03.01 «Педагогическое образование (уровень бакалавриата)» позволило выявить отношение и мотивацию занимающихся к вузовским и внеучебным занятиям физической культурой, к физическому самосовершенствованию, подготовке и добровольному участию в сдаче нормативов комплекса ГТО.
Ключевые слова: студенты, отношения к ГТО, физическая культура и спорт.
Введение комплекса ГТО направлено на применение и использование физической культуры и спорта в укреплении здоровья, в гармоничном всестороннем развитии личности, воспитании патриотизма и обеспечении преемственности в физическом воспитании населения [1; 5-7; 9].
Целью нашего исследования стало выявление отношения студентов к физической культуре и спорту в учебное и свободное от учебных занятий время, а также к сдаче нормативов комплекса ГТО VI возрастной ступени.
Организация и методы исследования. Базой исследования явился Сургутский государственный педагогический университет. В социологическом опросе (анкетирование) участвовала группа респондентов из числа студентов по направлению подготовки ФГОС ВО 44.03.01 «Педагогическое образование (уровень бакалавриата)».
Всего в исследовании приняли участие 110 студентов, обучавшихся на втором курсе (2016/17 учебный год). В предложенной респондентам анкете содержались вопросы, касающиеся эффективного управления мотивированием студентов к подготов-
ке и сдаче норм ГТО. Студентам было предложено пройти анкетирование на сайте http://www.sumo. com/survey/d/J5J5T9H8M7H0S4C1X.
Результаты исследования и их обсуждение. На вопрос анкеты, выявлявший посещаемость обязательных занятий по физической культуре в своей образовательной организации, 93,6 % студентов ответили, что посещают занятия, 4,5 % — не посещают по состоянию здоровья, 1,8 % — не посещают по другим причинам.
На вопрос о том, сколько раз в неделю, кроме обязательных занятий по физической культуре, студенты посещают спортивные или физкультурно-оздоровительные секции, 4,5 % респондентов ответили, что ежедневно, 10 % указали 4-6-кратное посещение спортивных секций в неделю, 20 % — 2-3-кратное, 23,6 % участников ответили, что занимаются от случая к случаю, 27,3 % сообщили, что раньше посещали, а сейчас нет, и 14,5 % ответили, что никогда не посещали.
На вопрос «Как долго, не считая занятий физической культурой, вы занимались в спортив-
Physlcal Culture. Sport. Tourism. Motor Recreation. 2017. Vol. 2, no. 4
119
Н.Н. Герега
ных или физкультурно-оздоровительных секциях в своей образовательной организации и или вне её?» получены следующие ответы: 20 % — никогда не занимались, 22,7 % — до 1 года, 10,9 % — от одного года до трёх лет, 17,3 % — от трёх до пяти лет, 16,5 %— от пяти лет до десяти лет, 13,6 % — свыше десяти лет.
На вопрос о самостоятельных занятиях физической культурой и спортом, в том числе с родителями и друзьями, 6,4 % ответили, что занимаются с отцами, 3,6 % - с матерью, 43,6 % — с друзьями, 32,7 % ответили что, занимаются, как правило, одни, 26,4 % отметили, что не заминаются, и 3,6 % дали другие ответы.
На вопрос об удовлетворённости учебными занятиями по физической культуре 94,5 % студентов ответили положительно, 1,8 % — отрицательно, 3,6 % затруднились с ответом.
Основным желанием заниматься физической культурой и спортом в свободное время 30,9 % студентов связывают с улучшением своих спортивных показателей, 54 % опрошенных назвали полезность и необходимость, 10,9 % — получение зачёта, 3,6 % затруднились с ответом.
На вопрос о выявлении цели посещения вне-учебных (необязательных) занятий по физической культуре и спорту, где необходимо было указать две или три главные цели, наиболее популярными оказались ответы о сохранении и улучшении телосложения; поддержании здоровья; развитии физических качеств.
На вопрос «Удовлетворены ли вы своей физической подготовленностью?» получили следующие ответы: 33,6 % студентов удовлетворены ею; 39,1 % — нет, 27,3 % затруднились в оценке своих физических возможностей.
На вопрос о посещении платных занятий по физической культуре и спорту 10 % студентов ответили, что посещают такие занятия в своей образовательной организации; 19,1 % — в другом месте; не посещают никаких дополнительных занятий 70,9 % опрошенных.
На вопрос «В достаточной ли мере вы занимаетесь физической культурой и спортом в настоящее время?» ответы распределились следующим образом: считают, что в достаточной мере, — 30 % студентов; хотели бы увеличить объём нагрузки 24,5 %; хотят приступить к регулярным тренировкам 26,4 %; не имеют желания приступать к регулярным тренировкам — 14,5 %; затруднились с ответом 4,5 % студентов.
Основными причинами нежелания заниматься физической культурой и спортом в свободное время были названы следующие: отсутствие свободного времени (студенты работают), большая общая нагрузка, отсутствие или неудобное расположение спортивных объектов, для желаемых занятий требуется много денег. Данные ответы соответствуют проведённым ранее исследованиям [2-4; 8].
На вопрос об оценке своего здоровья 23,6 % студентов ответили, что совершенно здоровы, 56,4 %— здоровье удовлетворительное, 12,7 % — здоровье неважное, 7,3 % человек затруднились ответить.
При ответе на вопрос об отношении к комплексу ГТО и выполнению нормативов 33,6 % студентов отметили у себя положительное отношение, 17,3 %—скорее положительное, 26,4 %—нейтральное, 82,5 % — скорее отрицательное, 8,2 % — отрицательное, 6,4 % затруднились с ответом.
На вопрос «Хотели бы вы ввести дополнительные виды испытаний в комплекс ГТО?» 97,2 % студентов ответили отрицательно и 2,8 % — утвердительно.
На вопрос «Планируете ли вы выполнять нормативы комплекса ГТО?» ответы распределились следующим образом: 46,4 % студентов планируют;
33.6 % — нет; 20 % респондентов затруднились ответить.
На вопрос о том, знают ли студенты, какие занятия, направленные на подготовку к выполнению тестов и нормативов комплекса ГТО проводятся в их образовательной организации, были получены следующие ответы: 5,5 % студентов указали теоретические занятия; 64,5 % отметили практические занятия по физической культуре, 7,3 % указали на дополнительные занятия помимо обязательных; 11,8 % студентов не посещают проводимые занятия; 10,9 % опрошенных указали, что занятия не проводятся.
На вопрос о том, какая работа ведётся в их образовательной организации по популяризации комплекса ГТО, получены следующие ответы:
52.7 % студентов отметили, что размещены стенды с тестами и нормативами; 67,3 % респондентов указали, что проводятся различные спортивно-массовые мероприятия по пропаганде комплекса ГТО.
На вопрос о том, хотели бы опрашиваемые пропагандировать комплекс ГТО среди сверстников, 37,3 % ответили утвердительно; 62,7 % — отрицательно.
Выводы. Необходимо усилить пропаганду комплекса ГТО как средства, направленного на укреп-
120
Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация. 2017. Т. 2, 4
Отношение студентов педагогического вуза к занятиям физической культурой и внедрению комплекса ГТО
ление и сохранение здоровья, а также повышения уровня физической подготовленности. Во вне-учебное время для студентов, желающих подготовиться к тестированию по нормативам комплекса ГТО, следует организовать дополнительные учебно-тренировочные занятия с учётом индивидуальных возможностей и интересов (группы ОФП или группы ГТО).
Список литературы
1. Иванов, В. Д. ГТО — вчера, ГТО — сегодня, ГТО — завтра / В. Д. Иванов, А. Д. Горбачёва // Пед. опыт: теория, методика, практика. — 2015. — № 4 (5). — С. 495-498.
2. Иванова, Н. Л. Отношение студентов к внедрению комплекса ГТО в образовательный процесс Тюменского индустриального института / Н. Л. Иванова, Н. И. Синявский, А. В. Фурсов // Учёные зап. ун-та им. П. Ф. Лесгафта. — 2017. — № 2 (144). — С. 85-89.
3. Герега, Н. Н. Изучение отношения студентов педагогического вуза к внедрению Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» / Н. Н. Герега, О. Н. Кизаев, Н. И. Синявский, А. В. Фурсов // Учёные зап. ун-та им. П. Ф. Лесгафта. — 2016. — № 5 (134). — С. 59-63.
4. Кизаев, О. Н. Исследование отношения студенток по направлению подготовки «педагогическое образование» к занятиям физической культу-
Поступила в редакцию 11 июня 2017 г.
рой / О. Н. Кизаев, Н. Н. Герега, Н. И. Синявский, Н. Н. Безноско // Учёные зап. ун-та им. П. Ф. Лесгафта. — 2016. — № 1 (131). — С. 102-106.
5. Полякова, В. Е. Правовое регулирование комплекса «Готов к труду и обороне»: история и современность / В. Е. Полякова, С. А. Ярушин // Актуальные проблемы и перспективы теории и практики физической культуры, спорта, туризма и двигательной рекреации в современном мире : материалы Всерос. науч.-практ. конф. : в 2 ч. / под ред. С. А. Ярушина, В. Д. Иванова. — Челябинск : Изд-во Челяб. гос. унта, 2015. — Ч. 2. — С. 141-147.
6. Ревенко, Е. М. Индивидуальные особенности возрастного развития и мотивация к реализации двигательной активности студентов / Е. М. Ревенко // Учёные зап. ун-та им. П. Ф. Лесгафта. — 2017. — № 2 (144). — С. 205-211.
7. Медведкова, Н. И. Социологический опрос женщин о выявлении отношения к здоровью и выполнению нормативов комплекса ГТО / Н. И. Медведкова, В. Д. Медведков, Т. В. Зотова // Здоровье и образование в XXI веке. — 2017. — Т. 19, № 3. — С. 43-46.
8. Синявский, Н. И. Содержание недельной двигательной активности студенческой молодёжи и её самоанализ / Н. И. Синявский, А. В. Фурсов, О. Н. Ки-заев, Н. Н. Герега // Физ. культура: воспитание, образование, тренировка. — 2016. — № 4. — С. 8-9.
9. Ярушин, С. А. Педагогическое обеспечение формирования здоровья студентов / С. А. Ярушин // Физ. культура. Спорт. Туризм. Двигат. рекреация. — 2016. — Т. 1, № 1. — С. 7-14.
Для цитирования: Герега, Н. Н. Отношение студентов педагогического вуза к занятиям физической культурой и внедрению комплекса ГТО / Н. Н. Герега // Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация. — 2017. — Т. 2, № 4. — С. 119-122.
Сведения об авторе
Герега Николай Николаевич — аспирант третьего курса, Сургутский государственный педагогический университет. Сургут, Россия. [email protected], [email protected]
PHYSICAL CULTURE. SPORT. TOURISM. MOTOR RECREATION
2017, vol. 2, no. 4, pp. 119-122.
The Attitude of Students of Pedagogical University to Physical Culture and the Introduction of Complex RWO (Ready for Work and Defense)
N.N. Gerega
Surgut State Pedagogical University, Surgut, Russia. [email protected], [email protected]
The problems raised in the article are now of great importance in connection with the introduction of the All-Russia Physical Culture and Sports Complex of the RWD (Ready for Work and Defense). Conducted by means of questionnaire research among students 2 courses on the preparation of the GEF IN44.03.01 Pedagogical education (bachelor level) allowed to identify the attitude and motivation to working in higher education and extracurricular physical
Physical Culture. Sport. Tourism. Motor Recreation. 2017. Vol. 2, no. 4
121
Н. Н. Герега
activity, physical self-improvement and for preparation and voluntary participation in the delivery of the standards of the RWD (Ready for Work and Defense).
Keywords: students, attitude towards "Ready for Work and Defense", physical culture and sport.
References
1. Ivanov V.D., Gorbachyova A.D. GTO — vchera, GTO — segodnya, GTO — zavtra [Ready for Work and Defense Yesterday, Today and Tomorrow]. Peda-gogicheskiy opyt: teoriya, metodika, praktika [Teaching Experience: Theory, Methodology, Practice], 2015, no. 4 (5), pp. 495-498.
2. Ivanova N.L., Sinyavskiy N.I., Fursov A.V. Ot-nosheniye studentov k vnedreniyu kompleksa GTO v obrazovatel'nyy protsess Tyumenskogo industrial'nogo instituta [Students Attitudes Toward the Implementation of Complex "Ready for Work and Defense" in the Educational Process of the Tyumen Industrial Institute]. Uchyonyiye zapiski universiteta imeni P. F. Lesgafta [Scientific Notes of Lesgaft University], 2017, no. 2 (144), pp. 85-89.
3. Gerega N.N., Kizayev O.N., Sinyavskiy N.I., Fursov A.V. Izucheniye otnosheniya studentov pedago-gicheskogo vuza k vnedreniyu Vserossiyskogo fizkul'turno-sportivnogo kompleksa «Gotov k trudu i oborone» [A Study of the Attitude of Students to the Introduction of the all-Russian Sports Complex "Ready for Labor and Defense"]. Uchyonyie zapiski universiteta imeni P. F. Lesgafta [Scientific notes of Lesgaft University ], 2016, no. 5 (134), pp. 59-63.
4. Kizayev O.N., Gerega N.N., Sinyavskiy N.I., Beznosko N.N. Issledovaniye otnosheniya studentok po napravleniyu podgotovki «pedagogicheskoye obra-zovanie» k zanyatiyam fizicheskoy kul'turoy [Survey of Attitudes of Students in Field of study teacher education to Physical Culture]. Uchenyye zapiski universiteta ime-ni P. F. Lesgafta [Scientific notes of Lesgaft University], 2016, no. 1 (131), pp. 102-106.
5. Polyakova V.E., Yarushin S.A. Pravovoye regu-lirovaniye kompleksa «Gotov k trudu i oborone»: isto-riya i sovremennost' [Legal Regulation of the Complex
"Ready for Labor and Defense": History and Contemporaneity]. Aktual'nyiye problemy i perspektivy teorii i praktiki fizicheskoy kul'tury, sporta, turizma i dvigatel'noy rekreatsii v sovremennom mire [Actual Problems and Prospects of Theory and Practice of Physical Culture, Sport, Tourism and Motor Recreation in the Modern World. In 2 part. Part 2]. Chelyabinsk, 2015. Pp. 141-147.
6. Revenko E.M. Individual'nyye osobennosti voz-rastnogo razvitiya i motivatsiya k realizatsii dvigatel'noy aktivnosti studentov [Individual Characteristics of Developmental Age and the Motivation to Implement Motor Activity of Students]. Uchyonyye zapiski universiteta imeni P. F. Lesgafta [Scientific Notes Lesgaft University], 2017, no. 2 (144), pp. 205-211.
7. Medvedkova N.I., Medvedkov V.D., Zotova T.V. Sotsiologicheskiy opros zhenshchin o vyyavlenii otnosheniya k zdorov'yu i vypolneniyu normativov kompleksa GTO [A Survey of Women on Identifying Relationships to Health and Performance Standards of the "Ready for Work and Defense"]. Zdorov'ye i obra-zovaniye v XXI veke [Bulletin of Health and Education in the XXI century], 2017, vol. 19, no. 3, pp. 43-46.
8. Sinyavskiy N.I., Fursov A.V., Kizayev O.N., Gerega N.N. Soderzhaniye nedel'noy dvigatel'noy ak-tivnosti studencheskoy molodyozhi i yeyo samoanaliz [Content of Weekly Motor Activity of Students and its Self-examination]. Fizicheskaya kul'tura: vospitaniye, obrazovaniye, trenirovka [Physical Culture: Upbringing, Education, Training], 2016, no. 4, pp. 8-9.
9. Yarushin S.A. Pedagogicheskoye obespecheniye formirovaniya zdorov'ya studentov [Pedagogical Support of the Formation of Students Health]. Fizicheska-ya kul'tura. Sport. Turizm. Dvigatel'naya rekreatsiya [Physical Culture. Sport. Tourism. Motor Recreation], 2016, vol. 1, no. 1, pp. 7-14.
122
Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация. 2017. Т. 2, N№ 4