Научная статья на тему 'Изучение отношения студентов педагогического вуза к внедрению Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне»'

Изучение отношения студентов педагогического вуза к внедрению Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
196
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВСЕРОССИЙСКИЙ ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНЫЙ КОМПЛЕКС "ГОТОВ К ТРУДУ И ОБОРОНЕ" / ОТНОШЕНИЕ СТУДЕНТОВ / СТУДЕНЧЕСКАЯ МОЛОДЕЖЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Герега Николай Николаевич, Кизаев Олег Николаевич Кизаев, Синявский Николай Иванович, Фурсов Алексей Валерьевич

На основе социологического исследования в статье показано, как студенты Сургутского государственного педагогического университета воспринимают Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс «Готов к труду и обороне» (ГТО) и от каких факторов зависит эффективность внедрения комплекса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Герега Николай Николаевич, Кизаев Олег Николаевич Кизаев, Синявский Николай Иванович, Фурсов Алексей Валерьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Study of students’ attitude to the introduction of the all-Russian sports complex “Ready for labor and defense”

On the basis of the sociological research the article shows how the students of Surgut State Pedagogical University perceive the all-Russian sports complex "Ready for labor and defense" (RLD) and what factors influence on the effectiveness of the introduction of the complex.

Текст научной работы на тему «Изучение отношения студентов педагогического вуза к внедрению Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне»»

нировки позволяет сделать определенное заключение:

- во-первых, не зависимо от итогового соревновательного результата курсантов в летнем служебном биатлоне, определяющим фактором является скорость бега как на отдельных отрезках (от старта до первого огневого рубежа, от первого до второго огневого рубежа, от второго огневого рубежа до финиша), так и суммарно на всей дистанции. Чем выше ее величина, тем лучше спортивный результат;

- во-вторых, не зависимо от итогового соревновательного результата курсантов в летнем служебном биатлоне скорость и точность стрельбы не является определяющим фактором, так как результативность стрельбы у исследуемых курсантов практически одинаковая;

- в-третьих, частота сердечных сокращений курсантов в летнем служебном биатлоне на начальном этапе их подготовки во время стрельбы не влияет на ее точность, хотя она и существенно зависит от скорости бега;

- в-четвертых, скорость стрельбы курсантов на обоих огневых рубежах в летнем служебном биатлоне на начальном этапе их подготовки не влияет на ее точность.

ЛИТЕРАТУРА

1. Овчинников, В.А. Физическая подготовка курсантов и слушателей образовательных учреждений МВД России : учебно-методическое пособие / В.А. Овчинников. - Волгоград : ВА МВД России, 2006. - 232 с.

2. Постановление Правительства РФ от 20.08.2009 № 695 «Об утверждении перечня военно-прикладных и служебно-прикладных видов спорта и федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих руководство развитием этих видов спорта» [электронный ресурс] // URL : http://base.garant.ru/196159/. - Дата обращения 01.05.2016.

3. Сарбаев, Р.С. Инновационные пути подготовки спортсменов, специализирующихся в служебном биатлоне : дис. ... канд. пед. наук / Сарбаев Р.С. - М., 2010. - 208 с.

4. Фокин, В.В. Оптимизация структуры и содержания тренировочного процесса в служебном биатлоне : дис. ... канд. пед. наук / Фокин В.В. - М., 2005. - 264 с.

REFERENCES

1. Ovchinnikov, V.A. (2006), Physical preparation of the cadets and students of educational institutions of the MIA of Russia: teaching aid, Volgograd.

2. Government Decree "On approving the list of military applied and service-applied sports and the federal executive bodies, leading the development of these sports", available at: http://base.garant.ru/196159/.

3. Sarbaev, R.S. (2010), Innovative ways for the athletes training, specializes in the service biathlon, dissertation, Moscow.

4. Fokin, V.V. (2005), Optimization of the structure and content of the training process in the service biathlon, dissertation, Moscow

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 25.05.2016

УДК 371.016:796

ИЗУЧЕНИЕ ОТНОШЕНИЯ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА К

ВНЕДРЕНИЮ ВСЕРОССИЙСКОГО ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОГО КОМПЛЕКСА «ГОТОВ К ТРУДУ И ОБОРОНЕ»

Николай Николаевич Герега, аспирант, Олег Николаевич Кизаев, аспирант, Николай Иванович Синявский, доктор педагогических наук, профессор, Алексей Валерьевич Фурсов, кандидат педагогических наук, доцент, Сургутский государственный педагогический университет, г. Сургут

Аннотация

На основе социологического исследования в статье показано, как студенты Сургутского государственного педагогического университета воспринимают Всероссийский физкультурно-

спортивный комплекс «Готов к труду и обороне» (ГТО) и от каких факторов зависит эффективность внедрения комплекса.

Ключевые слова: Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс «Готов к труду и обороне», отношение студентов, студенческая молодежь.

DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2016.05.135.p59-63

STUDY OF STUDENTS' ATTITUDE TO THE INTRODUCTION OF THE ALL-RUSSIAN SPORTS COMPLEX "READY FOR LABOR AND DEFENSE"

Nikolai Nikolaevich Gerega, the post-graduate student, Oleg Nikolaevich Kizaev, the post-graduate student, Nikolai Ivanovich Sinyavskiy, the doctor of pedagogic sciences, professor, Aleksey Valerievich Fursov, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Surgut State Pedagogical University, Surgut

Annotation

On the basis of the sociological research the article shows how the students of Surgut State Pedagogical University perceive the all-Russian sports complex "Ready for labor and defense" (RLD) and what factors influence on the effectiveness of the introduction of the complex.

Keywords: All-Russian sports complex "Ready for labor and defense" (RLD), students' attitude, students.

ВВЕДЕНИЕ

Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 24 марта 2014 г. № 172 «О Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе «Готов к труду и обороне «(ГТО)» [3]. Министерство спорта Российской Федерации проводит Всероссийский конкурс «Займись спортом! Навстречу комплексу ГТО», а также социологический опрос населения потребности в занятиях физической культурой и спортом, и внедрения Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО) [1]. Исходя из вышесказанного, можно заключить, что социальным аспектом физического воспитания подрастающего поколения и молодежи является создание условий для подготовки здорового, хорошо образованного и физически развитого молодого человека [2]. Внедрение комплекса ГТО в Российской Федерации послужило бы важнейшим шагом на пути достижения данной задачи.

ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

С целью изучения данной проблемы методом анкетирования, нами были опрошены 110 студентов первых курсов по направлению подготовки педагогическое образование Сургутского государственного педагогического университета. Студентам было предложено зайти на сайт http://www.survio.com /survey/d/J5J5T9H8M7H0S4C1X и ответить на вопросы о развитии физической культуры и спорта и внедрения комплекса ГТО в систему образования.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

В результате проведенного социологического исследования на вопрос: «Посещаете ли Вы обязательные занятия по физической культуры в своей образовательной организации?» были получены следующие данные, положительный ответ дали 100 респондентов что, составило 90,9%; не посещают по состоянию здоровья 5 студентов 4,5%; и 5 человек или 4,5%, ответили, что не посещают по другим причинам.

На вопрос: «Посещаете ли Вы и сколько раз в неделю, кроме обязательных занятий по физической культуре, спортивные или физкультурно-оздоровительные секции?» ежедневно ответили 5 респондентов (4,5%); от 4-6 раз в неделю 6 (5,5%); 2-3 раза в неделю 32 (29,1%); от случая к случаю 17 (15,5%); раньше посещал, сейчас - нет 38 (34,5); не посещал и не посещаю 12 (10,9%).

На вопрос о занятиях физической культурой и спортом в спортивных или оздоровительных секциях в своей образовательной организации или вне ее, были получены следующие ответы: таких занятий у меня никогда не было 17 (15,5%); до 1 года ответили 20 респондентов, что составило 18,2%; от 1 года до 3 лет 20 человек (18,2%); от 3 до 5 лет 21(19,1%); от 5 до 10 лет 23 респондента (20,9%); свыше 10 лет ответили 9 студентов (8,2%).

На вопрос: «А занимаетесь ли Вы самостоятельно физкультурой и спортом, в том числе с родителями, друзьями?» респонденты ответили да, с отцом 3 (7%); да, с матерью 3 (7%); да, с друзьями 42 (38,5%); да, занимаюсь, но, как правило, один 38 (34,5%); не занимаюсь 26 (23,8%); да, с другими людьми 4 (3,6%).

На вопрос об удовлетворенности обязательными занятиями в образовательной организации, 95 респондентов ответили да, что составило 86,4 %, нет 3 (2,7%); затруднились 12 студентов или 10,9%.

На следующий вопрос: «Проводятся ли в Вашей образовательной организации встречи с выдающимися спортсменами?» были получены следующие ответы: да, но я не посещаю таких встреч 17 (15,5%); нет, не проводятся, но хотелось бы, чтобы такие встречи проводились 49 (44,5%);нет, не проводятся и меня такие встречи не интересуют 35 (31,8%); да, и я был на такой встрече 9 (8,2%).

В ходе опроса, об отношении к занятиям физической культурой и спортом, студенты дали, следующие ответы: к таким занятиям отношусь как к полезному и нужному делу (для улучшения здоровья, самочувствия, работоспособности и т.д.) 57 респондентов, что составило 51,8%; 33 студента (30%) отметили что, посещая эти занятия, хотелось добиться, прежде всего, улучшения своих спортивных показателей; занимаюсь физкультурой и спортом скорее по необходимости (для получения оценки или зачета, по настоянию врача или родителей и т.п.) ответили 15 студентов или 13,6%; затруднились ответить 5 (4,5%).

Данные о мотивах студенческой молодежи посещения внеучебных занятий по физической культуре и спорту рассмотрены ниже. В данном вопросе студентам предлагалось ответить и указать 2-3 главные цели: 66,4% опрошенных отметили, что хотели бы сохранить, улучшить телосложение; 54,5% ответили, что хотели бы поддержать и улучшить здоровье; 41% указали, что хотят развивать силу, ловкость и другие физические качества; 28,2% респондентов желают сделать здоровым свой образ жизни; 22,7% хотят, прежде всего, улучшить настроение, самочувствие; 22,7% улучшить свою осанку, походку, культуру движений; 14,5% хотят достигнуть высоких спортивных показателей; 12,7% уметь постоять за себя; 11,8% ответили, что нравится, быть привлекательным; 11,8% хотят снять усталость, поддержать работоспособность; 11,5% опрошенных отметили, что хотят испытать свои силы, проверить себя; 8,2% хотели бы встречаться, общаться с друзьями и знакомыми; 7,3% отметили, что внеучебные (внеурочные) занятия не посещают и пока не думают посещать; другое 0,9%.

Вузовским преподавателям, выстраивая образовательный процесс, по дисциплине «Прикладная физическая подготовка» при планировании содержания необходимо учитывать цели, которые в ходе опроса получили у студентов высший ранг: поддержать, улучшить здоровье, сохранить, улучшить телосложение, развить силу, ловкость и другие физические качества.

На вопрос связанный с удовлетворенностью своей физической подготовленностью были получены следующие ответы: да 28 (25,5%); нет 50 (45,5%); трудно сказать 32 (29,1%).

Платные занятия по физкультуре и спорту посещают да, в своей образовательной организации 3,2%; да, в другом месте 15 (13,6%); нет, не посещаю 92 (83,6%).

На вопрос: «На Ваш взгляд, Вы в достаточной мере занимаетесь физкультурой и спортом в настоящее время?» были получены следующие ответы: да, в достаточной мере

27 (24,5%); нет, хотелось бы заниматься в большем объеме 40 (36,4%); нет, и хотелось бы приступить к регулярным занятиям и тренировкам 23 (20,9%); нет, но пока нет желания приступать к регулярным занятиям или тренировкам 19 (17,3%);затруднились ответить 1(0,9%).

На вопрос о причинах, которые сдерживают студентов от активных занятий физической культурой и спортом: 51 (46,4%) отмечают отсутствие свободного времени; 25 (22,7%) опрошенных отметили, что мешает большая общая нагрузка; 23 (20,9%) ответили, что неудобное расписание занятий; 20 (18,2%) отмечают, что ничто не сдерживает, и они активно занимаются; 20 (18,2%) опрошенных просто не знают, с чего начать; 12 (10,9%) отмечают отсутствие или неудобное расположение спортивной базы; 10 (9,1%) респондентов ответили, что для желаемых занятий требуется слишком много денег; 10 (9,1%) считают, что эти занятия им пока просто не нужны; 9 (8,2%) ответили что, нет способностей, физических данных; 7 (6,4%) отметили, что у них плохое состояние здоровья; 7 (6,4%) хотят заниматься с друзьями, но это не удается; 6 (5,5%) не нашли для себя занятий любимым видом спорта или системой упражнений; 3 (2,7%) не устраивает низкое качество организации и проведения занятий; (0,9%) отметили причину, что не прошли отбор в спортивную секцию, в спортивную школу.

Свое здоровье студенты оценивают как: я совершенно здоров 25 (22,7%); здоровье удовлетворительное 71 (64,5%); неважное здоровье 11(10%); затруднились ответить 3 (2,7%).

На вопрос, в котором нужно отметить несколько суждений: «По Вашему мнению, что необходимо делать, чтобы соблюдать здоровый образ жизни?» студенты ответили: заниматься физкультурой, спортом, туризмом 67,3%; не курить или избавиться от курения 66,4%; не употреблять спиртного и избавиться от вредных привычек 70%; соблюдать режим питания, не переедать и не голодать 65,5%; достаточно спать 65,5%; уметь активно отдыхать, вести подвижный образ жизни 60,9%; соблюдать режим дня (все делать примерно в одно и то же время) 41,5%; затруднились ответить (1,8%).

На вопрос о ведении здорового образа жизни получены следующие ответы: да 43 (39,1%); нет 39(35,5%); затруднились ответить 28(25,%). На вопрос: «Поддерживается ли в Вашей семье здоровый образ жизни?», получены следующие ответы: в основном да 25 (22,7%);скорее да 47 (42,7%); скорее нет 37 (33,6%); другая возможность 1(0,9%). Полученные данные от респондентов, какой спортивный разряд вы имеете 8 (7,3%) студентов, ответили, что являются мастерами спорта и кандидатами в мастера; 5 (4,5%) имеют первый спортивный разряд; 1(0,9%) второй разряд; 2(1,8%)третий спортивный разряд; 13 (11,8) имеют юношеский спортивный разряд; 81 (73,6%) ответили, что не имеют спортивных разрядов.

На вопрос: «Ваше отношение к комплексу ГТО и выполнению его нормативов?» были получены следующие суждения: положительное 35 (31,8%); скорее положительное - 18 (16,4%); нейтральное - 40 (36,4%);скорее отрицательное - 5 (4,5%); отрицательное -10 (9,1%); не знаю, что такое комплекс ГТО - 2 (1,9%).

На вопрос о введении дополнительных видов испытаний в комплекс ГТО студенты отметили, что нет необходимости 107 (97,3%), и ввести 3 (2,7%).

Готовы выполнять выполнить нормативы комплекса ГТО 47 студентов, что составило 42,7%; не готовы 34(30,9%); затруднились ответить 29 (26,4%). На вопрос: «Проводятся ли в Вашей образовательной организации занятия, направленные на подготовку к выполнению тестов и нормативов комплекса ГТО?» получены следующие ответы: теоретические занятия - 7 (6,4%); практические занятия по физической культуре - 57 (51,8%); практические занятия помимо обязательных занятий по физической культуре - 5 (4,5%); проводятся, но я их не посещаю - 15 (13,8%); нет, не проводятся - 24 (21,8%), другое - 2 (1,8%).

На вопрос: «Какая работа ведется в Вашей образовательной организации по популяризации комплекса ГТО?» студенты ответили: размещены стенды с тестами и нормативами комплекса ГТО ответил 51 респондент, что составило 46,4%; 55 (50%) респондентов отметили, что проводятся различные мероприятия (спортивные праздники, соревнования, дни здоровья); 4 (3,6%),респондента ответили, что ведется другая работа.

Пропагандировать комплекс ГТО среди сверстников в настоящее время готовы 38 студентов, что составило 34,5%; высказались отрицательно 72 (66,5%).

ВЫВОДЫ

В ходе исследования было установлено, что у студенческой молодежи среди факторов побуждающих заботиться о своем здоровье наиболее приоритетные направления, такие как заниматься физкультурой, спортом, туризмом, не курить или избавиться от курения, не употреблять спиртного и избавиться от вредных привычек, соблюдать режим питания, не переедать и не голодать, а также выявлены причины как большая общая нагрузка, отсутствие свободного времени, неудобное расписание занятий, которые мешают студентам заниматься физической культурой и спортом.

Проведенное социологическое исследование выявило, что у студенческой молодежи суждения разделились в отношение к комплексу ГТО и выполнению его нормативов положительное 31,8%; скорее положительное 16,4%; нейтральное 36,4%;скорее отрицательное 4,5%; отрицательное 10%; 9,1% респондентов и не знают, что такое комплекс ГТО, затруднились ответить 1,9%.

ЛИТЕРАТУРА

1. Виноградов, П. А. Изучение отношения различных групп населения к Всероссийскому физкультурно-спортивному комплексу «Готов к труду и обороне» (ГТО) как фактора (условия) его эффективного внедрения (опыт социологического исследования) / П.А. Виноградов, Ю.В. Окуньков // Вестник спортивной науки. - 2015. - № 3. - С. 38-42.

2. Исследование отношения студенток по направлению подготовки педагогическое образование к занятиям физической культурой / О.Н. Кизаев, Н.Н. Герега, Н.И. Синявский, Н.Н. Безноско // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2016. - 1(131). - С. 102-106

3. Указ о Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе [Электронный ресурс]. -Режим доступа : http://fizvosp.ru/. - Заглавие с экрана. - (Дата обращения: 20.04.2016).

REFERENCES

1. Vinogradov, P.A. and Okunkov, Yu.V. (2015), "Study of the different population groups attitude to the all-Russian sports complex "Ready for labor and defense" (RLD) as a factor (condition) of its effective introduction (the experience of the sociological study)" The herald of sports science, No. 3, pp. 38-42.

2. Kizaev, O.N. Gerega, N.N., Sinyavskiy, N.I. and Beznosko, N.N. (2016), "Research of attitude of female students' attitude to the physical education classes", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 131, No. 1, pp. 102-106.

3. The decree of the all-Russian sports complex, available at: http://fizvosp.ru/.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 25.05.2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.