Научная статья на тему 'Отношение студентов к возрождению ВФСК ГТО'

Отношение студентов к возрождению ВФСК ГТО Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
153
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АНКЕТИРОВАНИЕ / ОТНОШЕНИЯ СТУДЕНТОВ К ВФСК "ГТО" / ATTITUDE TO PHYSICAL TRAINING / МОТИВАЦИЯ / MOTIVATION / ОНЛАЙНОПРОС / HEALTHY LIFESTYLE / COMPLEX 'READY FOR LABOUR AND DEFENCE' / ON-LINE INTERROGATION

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Фурсов Алексей Валерьевич, Синявский Николай Иванович, Герега Николай Николаевич, Кизаев Олег Николаевич

Представлены результаты онлайн-опроса студентов Сургутского государственного педагогического университета, показывающие их ценностное отношение к внедрению ВФСК ГТО. Выявлено, готовы ли студенты сдавать нормы ГТО.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Фурсов Алексей Валерьевич, Синявский Николай Иванович, Герега Николай Николаевич, Кизаев Олег Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Attitude of students to sticking to the all-Russian Sports Complex "Ready for Labor and Defense"

The study conducted with the method of questioning among the students of attitude and motivation of those engaged to their physical self-improvement as well as training and voluntary participation in the delivery of the standards of the RLD.

Текст научной работы на тему «Отношение студентов к возрождению ВФСК ГТО»

УДК 796.015:004.4 ББК Ч51.3.1

ОТНОШЕНИЕ СТУДЕНТОВ К ВОЗРОЖДЕНИЮ ВФСК ГТО

А. В. Фурсов, Н. И. Синявский, Н. Н. Герега, О. Н. Кизаев

Сургутский государственный педагогический университет, Сургут, Россия

Представлены результаты онлайн-опроса студентов Сургутского государственного педагогического университета, показывающие их ценностное отношение к внедрению ВФСК ГТО. Выявлено, готовы ли студенты сдавать нормы ГТО.

Ключевые слова: анкетирование, отношения студентов к ВФСК «ГТО», мотивация, онлайн-опрос.

Актуальность. ВФСК «ГТО» направлен прежде всего на формирование устойчивого интереса и потребности в регулярных занятиях физической культурой у различных групп населения, а также на создание условий, способствующих ведению здорового образа жизни [1-3]. Большое значение в решении указанного аспекта деятельности возлагается на мотивацию [4-7]. Необходимо отметить, что мотивация является началом активного, серьёзного, позитивного отношения к ведению здорового образа жизни и выполнению норм комплекса ГТО.

Целью исследования стало выявление отношения студентов к ведению здорового образа жизни и готовности к выполнению норм ВФСК «ГТО».

Методы и организация исследования. Исследование было проведено на базе Сургутского государственного педагогического университета (СурГПУ). В анкетировании участвовала группа респондентов в количестве 235 студентов. Студентам было необходимо на сайте: https://docs. google.com/ forms/d/e/1FAIpQLSd8IyLTYYMs0e VJ1qGodOmtrlKZND7PYm_1OBODUVFvg6-LQ/ viewform?usp=sf_link ответить на вопросы.

Результаты исследования. В социологическом исследовании об изменении здоровья за прошедший год получены ответы: 20,4 % — значительно улучшилось; 28,5 % — немного улучшилось; 30,2 % — не изменилось; 18,7 % — немного ухудшилось; 2,1 % — значительно ухудшилось.

На вопрос о частоте самостоятельных занятий физической культурой студенты дали следующие ответы: 8,2 % — каждый день; 21 % — 3-4 раза в неделю; 35 % — 1-2 раза в неделю; 17 % - 1-3 раза в месяц; 18,8 % — не занимаются самостоятельно.

На вопрос о частоте посещений фит-нес-клубов или тренажёрных залов получены следующие ответы: 3,8 % посещают каж-

дый день; 29,8 % посещают 2-3 раза в неделю,

16.2 % посещают 1-2 раза в месяц или реже,

44.3 % не посещают, 6 % затруднились ответить. Опрос о вредных привычках студентов выявил,

что 77,3 % студентов не курят; 17 % курят каждый день; 4,7 % курят 2-3 раза в неделю; 1,3 % затруднились с ответом.

На вопрос об употреблении спиртных напитков (включая пиво) были получены следующие ответы: 4,3 % студентов употребляют алкоголь 2-3 раза в неделю, 49,8 % — 1-2 раза в месяц или реже, 45,1 % не употребляют; 0,9 % затруднились ответить.

На вопрос о хронических заболеваниях 73,2 % студентов ответили, что не имеют таких заболеваний; 21,7 % — имеют; 5,1 % ответить затруднились.

Также установлено, что 22,6 % студентов соблюдают режим питания, 51,1 % — не соблюдают,

26.4 % — не уверены.

Выявлено, что 19,6 % студентов 2-3 раза в неделю, 70,6 % 1-2 раза в месяц едят на предприятиях быстрого питания и лишь 8,2 % ни разу.

Результаты опроса показали, что 35,7 % студентов ведут здоровый образ жизни, 48,9 % — его не придерживаются и 15,3 % затруднились с ответом.

Кроме того, респондентов попросили закончить фразу «Я веду здоровый образ жизни...» предложенными вариантами, при этом оценив каждый вариант по пятибалльной шкале. В итоге ответы по значимости были таковы: 1) чтобы лучше себя чувствовать и меньше уставать; 2) чтобы быть более привлекательным (-ной); 3) для профилактики заболеваний; 4) чтобы выполнить испытания ГТО; 5) потому что так делают мои друзья; 6) потому что так делает семья; 7) потому что это модно;

8) потому что так делают звёзды и знаменитости;

9) потому что это необходимо для моей работы.

На вопрос о знании нормативов ГТО для своей возрастной группы 80,4 % респондентов ответили положительно, 19,6 % — отрицательно.

В результате опроса о желании выполнить нормы ВФСК «ГТО» установлено, что 43 % студентов хотят это сделать; 37,4 % — что не хотят; 19,6 % с ответом затруднились.

Согласно полученным нами результатам все респонденты осведомлены о внедрении ВФСК «ГТО». По нашему мнению, такая высокая осведомлённость уже позволяет говорить об актуальности возрождения данного физкультурного комплекса.

На вопрос, в котором студентам необходимо было оценить фразу по пятибалльной шкале «Я хотел бы попробовать выполнить испытания ГТО...», ответы по значимости были таковы:

1) чтобы узнать возможности своего организма;

2) чтобы провести время вместе с друзьями и знакомыми; 3) чтобы получить почётную грамоту;

4) чтобы моей семье объявили благодарность;

5) чтобы поучаствовать в фестивале ГТО и познакомиться с новыми людьми; 6) чтобы получить льготный абонемент в фитнес-клуб (тренажёрный зал); 7) чтобы получить денежное вознаграждение за знак; 8) чтобы получить знак из рук знаменитости; 9) чтобы моё фото оказалось на доске почёта моей организации (учебного заведения); 10) потому что мои старшие родственники имеют знаки ГТО.

В ходе опроса об отношении студентов к ВФСК ГТО и выполнению его норм было установлено, что лишь 6 % не знают, что такое комплекс ГТО; 8 % респондентов отметили абсолютно отрицательное отношение и не готовы сдать нормативы; 8 % студентов имеют скорее отрицательное отношение; 26 % студентов имеют нейтральное отношение; 18 % относятся скорее положительно и лишь 34 % опрошенных положительно относятся к комплексу ГТО и согласны проверить свою физическую подготовленность.

В результате анкетирования были получены суждения, где 97,2 % студентов отзываются отрицательно о введении дополнительных видов испытаний в комплекс ГТО и лишь 2,8 % считают, что это необходимо.

В результате опроса о популяризации ВФСК «ГТО» в образовательной организации были выявлены формы и мероприятия, направленные на информационно-пропагандистскую деятельность: размещение стендов с тестами и нормативами

комплекса ГТО отметили 52,7 % респондентов, 68,2 % указали, что проводятся различные физкультурно-оздоровительные мероприятия; 1,8 % ответили, что проводятся другие мероприятия.

Результаты опроса показали, что вести информационно-пропагандистскую деятельность о комплексе ГТО среди сверстников в настоящее время готовы лишь 37,3 %, 62,7 % студентов к этому не готовы.

Выводы. В результате анкетирования было выявлено:

- желание студентов соревноваться;

- что выполнение норм комплекса ГТО нужно проводить в форме фестивалей, спортивных праздников, с привлечением студенческой самодеятельности и выступлениями спортсменов.

Необходимо отметить тот факт, что подавляющее большинство студентов обратило внимание на эстетическую составляющую, а именно: желание улучшить свою фигуру и хорошо выглядеть. Данный мотив можно выделить как самый сильно выраженный мотив к занятиям физической культурой, в том числе участие в выполнении норм ВФСК «ГТО».

Список литературы

1. Бальба, Р. В. Комплекс ГТО как основа мониторинга физического воспитания студентов / Р. В. Бальба, Г. А. Лундина, В. А. Петьков, Д. А. Романов // Учёные зап. Ун-та им. П. Ф. Лесгафта. — 2015. — № 5 (123). — С. 27-31.

2. Золотухин, Е. А. Особенности отношения к ВФСК ГТО различных категорий обучающихся / Е. А. Золотухин, И. В. Стародубцева // Физическое воспитание и студенческий спорт глазами студентов : материалы II Всерос. науч.-практ. конф. с меж-дунар. участием, посвящ. 85-летию КНИТУ-КАИ. — Казань, 2016. — С. 365-369.

3. Иванов, В. Д. ГТО — вчера, ГТО — сегодня, ГТО — завтра / В. Д. Иванов, А. Д. Горбачёва // Пед. опыт: теория, методика, практика. — 2015. — № 4 (5). — С. 495-498.

4. Пашин, А. А. Структурно-динамические характеристики ценностного отношения студенческой молодёжи к внедрению Всероссийского физкуль-турно-спортивного комплекса ГТО / А. А. Пашин, А. М. Васильева // Теория и практика физ. культуры. — 2016. — № 6. — С. 30-32.

5. Руденко, Г. В. Организационно-педагогические условия, необходимые для внедрения нового комплекса ГТО в систему физического воспитания населения России / Г. В. Руденко, А. Э. Болотин // Теория и практика физ. культуры. — 2015. — № 7. — С. 9799.

42

Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация. 2018. Т. 3, 1

Отношение студентов к возрождению ВФСК ГТО

6. Титова, С. А. Готов к труду и обороне: новое понимание известного бренда / С. А. Титова, С. А. Яру-шин // Актуальные проблемы и перспективы теории и практики физической культуры, спорта, туризма и двигательной рекреации в современном мире : материалы Всерос. науч.-практ. конф. : в 2 ч. / под ред.

Поступила в редакцию 23 января 2018 г.

С. А. Ярушина, В. Д. Иванова. — Челябинск, 2015. — Ч. 1. — С. 16-19.

7. Ярушин, С. А. Педагогическое обеспечение формирования здоровья студентов / С. А. Ярушин // Физ. культура. Спорт. Туризм. Двигат. рекреация. — 2016. — Т. 1, № 1. — С. 7-14.

Для цитирования: Фурсов, А. В. Отношение студентов к возрождению ВФСК ГТО / А. В. Фурсов, Н. И. Синявский, Н. Н. Герега, О. Н. Кизаев // Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация. — 2018. — Т. 3, № 1. — С. 41-44.

Сведения об авторах

Фурсов Алексей Валерьевич — кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории и методики физической культуры, Сургутский государственный педагогический университет. Сургут, Россия. FursovAV@bk.ru

Синявский Николай Иванович — доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой теории и методики физической культуры, Сургутский государственный педагогический университет. Сургут, Россия. physical_science@surgpu.ru

Герега Николай Николаевич — аспирант кафедры теории и методики физической культуры. Сургутский государственный педагогический университет. Сургут, Россия. physical_science@surgpu.ru

Кизаев Олег Николаевич — аспирант кафедры теории и методики физической культуры, Сургутский государственный педагогический университет. Сургут, Россия. physical_science@surgpu.ru

PHYSICAL CULTURE. SPORT. TOURISM. MOTOR RECREATION

2018, vol. 3, no. 1, pp. 41-44.

Attitude of students to sticking to the all-Russian Sports Complex «Ready for Labor and Defense»

А.V. Fursov1, N.I. Sinyavskiy2, N.N. Gerega2, O.N. Kizaev2

Surgut State Pedagogical University, Surgut, Russia 1 FursovAV@bk.ru, 2physical_science@surgpu.ru

The study conducted with the method of questioning among the students of attitude and motivation of those engaged to their physical self-improvement as well as training and voluntary participation in the delivery of the standards of the RLD.

Keywords: attitude to physical training, healthy lifestyle, complex 'Ready for Labour and Defence', motivation, on-line interrogation.

References

1. Bal'ba R.V., Lundina G.A., Petkov V.A., Romanov D.A. Kompleks «Gotov k trudu i oborone» kak osnova monitoringa fizicheskogo vospitaniya studen-tov [The complex «Ready for labor and defense» as the basis of monitoring of physical education of students]. Uchenyie zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta [Scientific notes University P. F. Lesgaft], 2015, no. 5 (123), pp. 27-31. (In Russ.).

2. Zolotukhin E.A., Starodubtseva I.V. Osobennosti otnosheniya k Vserossiyskomu fizkul'turno-sportivno-mukompleksu «Gotov k trudu i oborone» razlichnykh

kategoriy obuchayuschihsya [Peculiarities of attitude to the all-Russian sports complex «Ready for labor and defense» of the various categories of students]. Fizicheskoye vospitaniye i studencheskiy sportglazami studentov: ma-terialyi II Vserossiyskoy nauchno-prakticheskoy konfer-entsii s mezhdunarodnym uchastiem, posvyaschyonnoy 85-letiyu Kazanskogo natsional'nogo issledovatelskogo tehnicheskogo universiteta imeni A.N. Tupoleva [Physical education and student sport through the eyes of students: materials of the II all-Russian scientific-practical conference with international participation devoted to 85th anniversary of Kazan national research technical

University named after A. N. Tupolev]. Kazan, 2016. Pp. 365-369. (In Russ.).

3. Ivanov V.D., Gorbachyova A.D. Gotov k trudu i oborone» — vchera, segodnya, zavtra [«Ready for labor and defense» — yesterday, today and tomorrow]. Peda-gogicheskiy opyit: teoriya, metodika, praktika [Teaching experience: theory, methodology, practice], 2015, no. 4(5), pp. 495-498. (In Russ.).

4. Pashin A.A., Vasil'yeva A.M. Strukturno-dina-micheskiye kharakteristiki tsennostnogo otnosheniya studencheskoy molodyozhi k vnedreniyu Vserossiysk-ogo fizkul'turno-sportivnogo kompleksa «Gotov k trudu i oborone» [Structural and dynamic characteristics of the axiological attitude of students to the introduction of the all-Russian sports complex «Ready for labor and defense»]. Teoriya i praktika fizicheskoy kul'tury [Theory and practice of physical culture], 2016, no. 6, pp. 30-32. (In Russ.).

5. Rudenko G.V., Bolotin A.E. Organizatsionno-pedagogicheskiye usloviya, neobkhodimyye dlya vned-reniya novogo kompleksa «Gotov k trudu i oborone» v sistemu fizicheskogo vospitaniya naseleniya Rossii [Organizational-pedagogical conditions necessary for

the implementation of the new complex «Ready for labor and defense» in the system of physical education of the population of Russia]. Teoriya i praktika fizicheskoy kul'tury [Theory and practice of physical culture], 2015, no. 7, pp. 7-99. (In Russ.).

6. Titova S.A., Yarushin S.A. Gotov k trudu i oborone: novoye ponimaniye izvestnogo brenda [Ready for labor and defence: a new understanding of well-known brand]. Aktual'nyyeproblemy iperspektivy teorii iprak-tiki fizicheskoy kul 'tury, sporta, turizma i dvigatel 'noy rekreatsii v sovremennom mire: materialy Vserossiys-koy nauchno-prakticheskoy konferentsii: v 2 chastyah [Actual problems and prospects of theory and practice of physical culture, sport, tourism and motor recreation in the modern world materials of all-Russian scientific-practical conference: in 2 parts. Part 1]. Chelyabinsk,

2015. Pp. 16-19. (In Russ.).

7. Yarushin S.A. Pedagogicheskoye obespecheniye formirovaniya zdorov'ya studentov [Pedagogical support of the formation of students health]. Fizicheskaya kul'tura. Sport. Turizm. Dvigatel'naya rekreatsiya [Physical culture. Sport. Tourism. Motor recreation],

2016, vol. 1, no. 1, pp. 7-14. (In Russ.).

44

Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация. 2018. Т. 3, N№ 1

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.