УДК 796.011.3
ТЕХНОЛОГИЯ ПОСТРОЕНИЯ СИСТЕМЫ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ С УЧЕТОМ УРОВНЯ ИХ КОМПЕТЕНЦИЙ
Галина Владимировна Боброва, кандидат педагогических наук, Татьяна Владимировна Нурматова, старший преподаватель, Ирина Витальевна Горшенина, старший преподаватель, Оренбургский государственный университет, Оренбург
Аннотация
В статье представлены результаты исследования, проведенного преподавателями кафедры «физического воспитания» Оренбургского государственного университета, которые позволили выявить низкий уровень компетенций студенческой молодежи в области физической культуры и спорта. Для повышения мотивации студентов к занятиям физической культурой, предложено ввести в образовательный процесс элективные курсы, составленные с учетом умений и знаний студентов в области физической культуры и спорта.
Ключевые слова: студенты, физическая культура, опыт физкультурно-спортивной деятельности, мотивация, элективные курсы.
TECHNOLOGY OF BUILDING UP THE SYSTEM OF PHYSICAL EDUCATION OF STUDENTS TAKING INTO ACCOUNT LEVEL OF THEIR COMPETENCIES
Galina Vladimirovna Bobrova, the candidate of pedagogical sciences, Tatyana Vladimirovna Nurmatova, the senior teacher, Irina Vitalyevna Gorshenina, the senior teacher, Orenburg State University, Orenburg
Annotation
The article presents the results of the study conducted by the teachers of the "Physical Education" department of the Orenburg State University, which made it possible to reveal the low level of competencies of the students in the field of the physical culture and sports. To increase the students' motivation for physical education, it is suggested to introduce the elective courses into the educational process, taking into account the skills and knowledge of students in the field of physical culture and sports.
Keywords: students, physical culture, experience of physical culture and sports activity, motivation, elective courses.
Отношение студенческой молодежи к физкультурно-спортивной деятельности как таковой, и к занятиям по предмету «физическая культура» в частности, волнует многих современных спортивных педагогов. Ученые, анализируя значимость физкультурно-спортивной деятельности в жизни студентов, подчеркивают их пассивное отношение к занятиям физической культурой и спортом, так Виленский В.И. отмечает: «... физкультурно-спортивная деятельность еще не стала для студентов насущной потребностью, не превратилась в интерес личности» [6]. Результаты многочисленных исследований посвящены изучению проблемы пассивного отношения студентов к занятиям спортом в различных ее аспектах [1, 4, 5]. Многие специалисты обозначают динамику постепенного снижения интереса студентов к систематическим занятиям физической культурой и спортом - от начала обучения к четвертому курсу вуза. В то же время профессор А.В. Клюев отмечает, что система физического воспитания в вузе обладает значительными потенциальными возможностями по воздействию на мотивационно-потребностную сферу студентов и привитию ценностей физической культуры [3]. Следует отметить, что высшее учебное заведение - это последняя ступень в процессе образования личности, где возможно воспитание активно-положительного отношения к физической культуре. Анализируя литературные источники, мы пришли к выводу, что повышение значимости физической культуры для молодого человека возможно через привитие интереса к занятиям спортом, осознания необходимости в
двигательной активности. Одним из критериев мотивации к физическому самосовершенствованию, здоровому стилю жизни ученые выделяют образованность в сфере физической культуры: знание и понимание методов, средств физического воспитания, диагностики развития психических и физических качеств, самоуправления физическим совершенствованием, функциональной подготовленности [5]. Отсутствие у молодежи должных знаний ведет к снижению интереса к занятиям физической культурой и, следовательно, к ухудшению качества выполнения программного материала, а так же к увеличению количества пропусков без уважительной причины.
Анализ научных данных по степени изученности проблемы свидетельствует, что на сегодняшний день, не смотря на существенный объем исследовательских работ вопрос повышения мотивации к занятиям физической культурой у студентов, обучающихся в вузах, не связанных со спортом, остается актуальным.
В связи с этим нами были проведены исследования в два этапа. Целью исследований первого этапа являлась определение отношения студентов к физической культуре и спорту как единому составляющему понятия «здорового стиля жизни». В ходе исследования изучалось наличие опыта регулярных занятий спортом, знаний о необходимости включения в жизнедеятельность физических упражнений, планирование спортивных увлечений в постобразовательный период.
Эмпирические исследования в форме опроса и анкетирования проводилось на базе Оренбургского Государственного университета в период январь - май 2017 г. В исследованиях принимали участие студенты второго курса факультетов технических специальностей - всего 150 человек. Им предлагалось ответить на восемь вопросов анкеты и поставить рейтинг, определяющий значимость физической культуры, форм, средств и видов спортивных занятий в их повседневной жизни.
На первый вопрос - определение «Что такое для Вас физическая культура и спорт» подавляющее большинство - 44,7%, отметило, что занятия физической культурой и спортом это, прежде всего, укрепление здоровья. Для 16,6% опрашиваемых - это предмет, навязываемый программой обучения в вузе с необходимостью получения зачета. Рассчитывают на повышение спортивного мастерства и улучшение своей физической формы 9% и соответственно - 24,4% студентов. Ответы показали полное отсутствие знаний среди студентов в области профессионально-прикладной физической подготовки, только 4% респондента в занятиях физической культурой видят подготовку к будущей профессиональной деятельности.
Уверенность, что заниматься спортом необходимо исключительно для поддержания здоровья отслеживается по результатам всего исследования. Ответы на вопрос о месте физической культуры в жизни после окончания вуза показали, что подавляющее большинство - 41,3% опрашиваемых планируют заниматься спортом для поддержания здоровья, 19,3% респондентов допускают занятия в качестве активного отдыха в выходные дни, и только 2,7% намерены регулярно заниматься спортом, выступать на соревнованиях, в том числе и корпоративных. То есть, ответы показали, что место в своей жизни для занятий спортом отводят лишь малая часть молодежи. Кроме того, среди ответов вызывает беспокойство, тот факт, что 24,7% студентов не видят необходимости после завершения обучения в вузе заниматься спортом или иными видами физической активности.
На вопрос «Как Вы думаете, почему люди занимаются спортом?» - ответ студентов однозначный - «следят за своим здоровьем» (84,2%), остальная часть ректората (19,3%) убеждены, что люди посещают фитнес клубы, потому что обязаны это делать по своему общественному положению - «чтобы быть в тренде».
Исследования показали, что у большинства студентов отсутствует опыт регулярных занятий спортом. В школьные годы спортивные школы посещали только 15,8% опрашиваемых, 20,6% пытались заниматься в оздоровительных группах или посещали
спортивные секции при школе, 61,6% респондентов занимались физической культурой только в рамках школьной программы, 2% не занимались физической культурой вообще, так как были освобождены от занятий по состоянию здоровья.
Выявление отношения студентов к сдаче нормативов Всероссийского комплекса «Готов к Труду и Обороне» (ГТО) показало крайне пассивную позицию с их стороны -76% считают, что мероприятия по сдаче норм комплекса ГТО должны проводиться только в добровольном порядке.
В представлениях студенческой молодежи физическая культура все же является компонентом, составляющим здоровый стиль жизни. Так 67% респондентов понимают, что регулярные занятия физической культурой дисциплинирует, заставляют придерживаться распорядка дня. В то же время они хотели бы иметь опытного наставника
- тренера, и заниматься под его руководством. Ответы на данный вопрос показывают, что студенты хотели бы регулярно заниматься спортом, но для самостоятельных занятий у них не достаточно знаний и мотивации.
Основываясь на результаты эмпирического исследования, мы сделали вывод, что как практического опыта регулярных занятий спортом, так и теоретических знаний в области физической культуры у студентов Оренбургского государственного университета недостаточно. Что является не только причиной пассивного отношения молодежи к физкультурно-спортивной деятельности, но и ведет за собой снижение мотивации к занятиям физической культурой в рамках образовательной программы вуза.
Результаты исследования заставили обратиться к оптимизации образовательного процесса по предмету «физическая культура», а точнее внедрение в учебный процесс элективных курсов для студентов, имеющих опыт регулярных занятий спортом, и внедрение спортивно-массовых мероприятий с привлечением молодежи, ранее не занимавшейся спортом даже в рамках групп здоровья.
На втором этапе нашего исследования студентам были предложены формы и виды занятий физической культурой, основанной на имеющемся у них спортивном опыте. Группы были разделены по спортивной подготовленности - студенты, которые ранее не занимались спортом, продолжали заниматься согласно модифицированной учебной программы по общефизической подготовке с обучением элементам игровых видов спорта
- волейбол, баскетбол, настольный теннис, с включением в образовательный процесс курса лекций по теории физической культуры и спортивно-массовых мероприятий -состязаний, праздников. На занятиях широко использовался спортивный инвентарь: тренажеры, гантели, гимнастические обручи, степ-платформы, коврики, музыкальное сопровождение; в бассейне при обучении плаванию - плавательные доски, пояса, нудлы, ласты. В программу обучения были внесены коррективы, которые способствовали увеличению количества преподаваемых видов спорта, в том числе «новых», на ознакомительном уровне, что позволило представить физическую культуру в ее многообразии. Лекционный курс преподавался с помощью мультимедийных технологий в аудиториях. Лекции-презентации помогают более широко, образно представить теоретический материал по физической культуре, который необходим каждому образованному человеку. Целью модифицированной программы стало обеспечение физической подготовленности уровня выполнения контрольных нормативов, а так же приобретение понимания физической культуры, знаний и умений профессионально-прикладного характера. Студентам, ранее занимавшимся спортом, и имеющих спортивный разряд было предложено выбрать элективный курс. В Оренбургском государственном университете элективные курсы представлены видами спорта: плавание, легкая атлетика, атлетическая гимнастика, спортивные игры, настольный теннис, баскетбол, футбол, аэробика с элементами черлидинга.
Элективные курс - это дополнительные обучающие занятия по выбору. Элективный курс дополняет содержание дисциплины, он призван индивидуализировать занятия, в
предмете «физическая культура» элективный курс в первую очередь отвечает принципам физической культуры, которые сложно выполнить в групповых занятиях, опирающихся на программу. К таким принципам относится - принцип доступности и индивидуализации, принцип адаптивной сбалансированной динамики нагрузки. Элективные курсы проводятся под руководством тренеров-преподавателей, которые являются специалистами в данном виде спорта.
Зачисление на элективные курсы студентов, имеющих спортивную подготовленность в избранном виде спорта, позволяет составить план-график учебно-тренировочного процесса, ориентируясь на студенческие соревнования и соревнования федерации видов спорта. Тем самым, у студентов повышается интерес к учебному процессу, который способствует их спортивному совершенствованию и позволяет продемонстрировать личные достижения в планируемых спортивных мероприятиях. По окончании эксперимента нами был проведен анализ посещаемости студентами занятий и опрос, цель которого являлась - определить изменения отношения студентов к физкультурно-спортивной деятельности.
Результаты эксперимента показали, что посещаемость элективных курсов студентами, имеющих опыт физкультурно-спортивной деятельности в период эксперимента составила 100%. Столь высокий результат связан с повышением мотивации к спортивной деятельности. У студентов появилась возможность выступать на соревнованиях в составе сборной команды вуза, в том числе и с выездом в другой регион, выполнить спортивный разряд, получить материальное вознаграждение. Ранее такие преференции относились только к студентам-спортсменам, занимавшимся в спортивных школах и клубах в группах высшего спортивного мастерства.
По окончанию эксперимента изучение отношения студентов, занимавшихся по модифицированной программе показало положительную динамику в плане возросшего интереса к физкультурно-спортивной деятельности. И если мнение о том, что физическая культура способствует оздоровлению, в целом не изменилось - 50,3%, то интерес к занятиям физической культурой повысился - так, на вопрос о необходимости физической подготовки для будущей профессиональной деятельности положительно ответило 39,2% респондентов. Студенты, пройдя курс теоретической подготовки стали осознавать значимость занятий физической культурой и спортом.
Проведенные исследования показали, что не высокий интерес студенческой молодежи к физкультурно-спортивной деятельности обусловлен недостаточностью знаний и сложившимися убеждениями, что заниматься спортом следует исключительно для поддержания здоровья. Внедрение в учебный процесс педагогической технологии построения физического воспитания студентов не профильных вузов, основанной на углублении знаний и повышение интереса к занятиям, будут способствовать формированию у студентов активно-положительного отношения к физической культуре, что положительно отразиться как на посещаемости занятий в вузе, так и на физкультурно-спортивной деятельности в постобразовательный период.
ЛИТЕРАТУРА
1. Боброва, Г.В. Физическая культура в досуговой деятельности студенческой молодежи / Г.В. Боброва, Т.А. Глазина, М.Р. Валетов // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2014. - № 3 (109). - С. 25-28.
2. Виленский, М.Я. Концепция формирования ценностных отношений студентов в физической культуре / М.Я. Виленский, О.Ю. Масалова // Культура физическая и здоровье. - 2011. - № 3. - С. 8-13.
3. Клюев, А.В. Мотивационная составляющая отношения студентов Санкт-Петербурга к занятию спортом и физической культуре в процессе обучения в вузе / А.В. Клюев, П.К. Кузнецов // Научные труды Северо-западного института управления. - 2013. - № 5 (12). - С. 213-217.
4. Отношение студентов к занятиям физической культурой и спортом в образовательном пространстве современного вуза / А.Н. Усатов, В.Л. Кондаков, Е.Н. Копейкина, Н.В. Балышева //
Экономические и гуманитарные исследования регионов. - 2014. - № 3. - С. 48-52.
5. Постольник, Ю.А. Мотивационно-ценностные ориентиры, определяющие отношение студентов к занятиям физической культурой. / Ю.А. Постольник, Е.А. Распопова // Известия Сочинского государственного университета. - 2013. - № 1. - С. 111-116.
6. Физическая культура студента : учебник / В.И. Виленский, А.И. Зайцев, В.И. Ильинич [и др.]. - М. : Гардарики, 2001. - 448 с.
REFERENCES
1. Bobrova, G.V., Glazina, Т.А. and Valetov, M.R. (2014), "Physical culture in leisure activities of student youth", Uchenye zapiski universiteta imeni. P.F. Lesgafta, No. 3 (109), pp. 25-28.
2. Vilensky, M.Ya. and Masalova, O. Yu (2011), "The concept of formation of valuable attitudes of students in physical culture", Culture physical and health, No. 3, pp 8-13.
3. Klyuev, A.V. and Kuznetsov, P.K. (2013), "Motivational component of the attitude of students of St. Petersburg to sports and physical culture in the process of studying at a university", Scientific works of the North-Western Institute of Management, No. 5 (12), pp. 213-217.
4. Usatov, A.N., Kondakov, E.N., Kopeikina, N.V. and Balysheva, A.V. (2014), "The attitude of students to physical training and sports in the educational space of a modern university", Economic and humanitarian studies of regions, No. 3, pp 48-52.
5. Postolnik, Yu.A. and Raspopova, E.A. (2013), "Motivational and value guidelines that determine the attitude of students to physical training", Izvestiya Sochi State University, No. 1, pp. 111-116.
6. Vilensky, V.I., Zaitsev, A.I. and Ilyinich, V.I. (2001), Physical culture of the student: textbook, Gardariki, Moscow.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 01.03.2018
УДК 796.011:612
ОСОБЕННОСТИ СЛОЖНОЙ ДВИГАТЕЛЬНОЙ РЕАКЦИИ У СТУДЕНТОВ
Владимир Николаевич Болгов, кандидат педагогических наук, доцент, Наталия Петровна Тагирова, кандидат педагогических наук, доцент, Ирина Геннадьевна Калина, кандидат педагогических наук, доцент, Наиль Камильевич Камалов, старший преподаватель,
Набережночелнинский институт (Приволжского) Казанского федерального университета, г. Набережные Челны
Аннотация
В статье на основе проведенного тестирования студентов с помощью программы «Реакциомер-6», определены типы готовности студентов к работе, связанной с максимальной концентрацией внимания. На основании проведенного исследования авторами разработаны практические рекомендации, позволяющие повысить уровень результативности участия в соревновательной деятельности студентов.
Ключевые слова: «Реакциомер-6», быстрота реагирования, сложная реакция, студент, нервная система.
FEATURES OF COMPLEX MOTOR RESPONSES OF STUDENTS Vladimir Nikolaevich Bolgov, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer,
Natalia Petrovna Tagirova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer,
Irina Gennadyevna Kalina, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Nail Kamilevich Kamalov, the senior teacher, Naberezhnye Chelny Institute (Volga) Kazan Federal University, Naberezhnye Chelny
Annotation
In the article, on the basis of the conducted testing by using the program "Reakciomer - 6", the Kazan Federal University in Naberezhnye Chelny students' types of the readiness to the work, associated