Научная статья на тему 'Технология построения системы физического воспитания студентов с учетом уровня их компетенций'

Технология построения системы физического воспитания студентов с учетом уровня их компетенций Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
269
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНТЫ / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ОПЫТ ФИЗКУЛЬТУРНОСПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / МОТИВАЦИЯ / ЭЛЕКТИВНЫЕ КУРСЫ / STUDENTS / PHYSICAL CULTURE / EXPERIENCE OF PHYSICAL CULTURE AND SPORTS ACTIVITY / MOTIVATION / ELECTIVE COURSES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Боброва Галина Владимировна, Нурматова Татьяна Владимировна, Горшенина Ирина Витальевна

Представлены результаты исследования, проведенного преподавателями кафедры физического воспитания Оренбургского государственного университета, которые позволили выявить низкий уровень компетенций студенческой молодежи в области физической культуры и спорта. Предложено ввести в образовательный процесс элективные курсы, составленные с учетом умений и знаний студентов в области физической культуры и спорта с целью повышения мотивации студентов к занятиям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Боброва Галина Владимировна, Нурматова Татьяна Владимировна, Горшенина Ирина Витальевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TECHNOLOGY OF BUILDING THE SYSTEM OF PHYSICAL EDUCA TION OF STUDENTS WITH THE LEVEL OF THEIR COMPENTIONS

The results of a study conducted by the teachers of the "Physical Education" department of the Orenburg State University are presented, which allowed to reveal the low level of competencies of students in the field of physical culture and sports. It is suggested to introduce elective courses in the educational process, which are made taking into account the skills and knowledge of students in the field of physical culture and sports in order to increase the students' motivation for classes.

Текст научной работы на тему «Технология построения системы физического воспитания студентов с учетом уровня их компетенций»

УДК 796.011: 378.14.014.13

ТЕХНОЛОГИЯ ПОСТРОЕНИЯ СИСТЕМЫ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ С УЧЕТОМ УРОВНЯ ИХ КОМПЕТЕНЦИЙ

Г.В. Боброва, Т.В. Нурматова, И.В. Горшенина

Представлены результаты исследования, проведенного преподавателями кафедры физического воспитания Оренбургского государственного университета, которые позволили выявить низкий уровень компетенций студенческой молодежи в области физической культуры и спорта. Предложено ввести в образовательный процесс элективные курсы, составленные с учетом умений и знаний студентов в области физической культуры и спорта с целью повышения мотивации студентов к занятиям.

Ключевые слова: студенты, физическая культура, опыт физкультурно-спортивной деятельности, мотивация, элективные курсы.

Отношение студенческой молодежи к физкультурно-спортивной деятельности как таковой и к занятиям по предмету «Физическая культура», в частности, волнует многих современных спортивных педагогов. Ученые, анализируя значимость физкультурно-спортивной деятельности в жизни студентов, подчеркивают их пассивное отношение к занятиям физической культурой и спортом. Так, М.Я. Виленский отмечает: «... физкультурно-спортивная деятельность еще не стала для студентов насущной потребностью, не превратилась в интерес личности» [3]. Результаты многочисленных исследований посвящены изучению проблемы пассивного отношения студентов к занятиям спортом в различных ее аспектах [1, 6, 7, 10]. Многие специалисты обозначают динамику постепенного снижения интереса студентов к систематическим занятиям физической культурой и спортом - от начала обучения к четвертому курсу вуза. При этом они полагают, что низкая мотивация молодежи обусловлена тем, что период обучения в школе не позволил сформировать потребности в физической культуре у нынешних студентов [8, 9]. В то же время профессор А.В. Клюев отмечает, что система физического воспитания в вузе обладает значительными потенциальными возможностями по воздействию на мотивационно-потребностную сферу студентов и привитию ценностей физической культуры [5]. Следует отметить, что высшее учебное заведение это последняя ступень в процессе образования личности, где возможно воспитание активно-положительного отношения к физической культуре. Анализируя литературные источники, мы пришли к выводу, что повышение значимости физической культуры для молодого человека возможно через привитие интереса к занятиям спортом, осознания необходимости в двигательной активности. Одним из

критериев мотивации к физическому самосовершенствованию, здоровому стилю жизни ученые выделяют образованность в сфере физической культуры: знание и понимание методов, средств физического воспитания, диагностики развития психических и физических качеств, самоуправления физическим совершенствованием, функциональной подготовленности [3]. Отсутствие у молодежи должных знаний ведет к снижению интереса к занятиям физической культурой и, следовательно, к ухудшению качества выполнения программного материала, а также к увеличению количества пропусков без уважительной причины.

Анализ научных данных по степени изученности проблемы свидетельствует, что на сегодняшний день, несмотря на существенный объем исследовательских работ вопрос повышения мотивации к занятиям физической культурой у студентов, обучающихся в вузах, не связанных со спортом, остается актуальным.

В связи с этим нами были проведены исследования в два этапа. Целью исследований первого этапа являлась определение отношения студентов к физической культуре и спорту как единому составляющему понятия «здорового стиля жизни». В ходе исследования изучалось наличие опыта регулярных занятий спортом, знаний о необходимости включения в жизнедеятельность физических упражнений, планирование спортивных увлечений в постобразовательный период.

Эмпирические исследования в форме опроса и анкетирования проводилось на базе Оренбургского государственного университета (ОГУ) в период январь - май 2017 г. В исследованиях принимали участие студенты второго курса факультетов технических специальностей - всего 150 чел. Им предлагалось ответить на восемь вопросов анкеты и поставить рейтинг, определяющий значимость физической культуры, форм, средств и видов спортивных занятий в их повседневной жизни.

На первый вопрос - определение «Что такое для Вас физическая культура и спорт» подавляющее большинство - 44,7 % отметило, что занятия физической культурой и спортом это, прежде всего, укрепление здоровья. Для 16,6 % опрашиваемых - это предмет, навязываемый программой обучения в вузе с необходимостью получения зачета. Рассчитывают на повышение спортивного мастерства и улучшение своей физической формы 9 и 24,4 % студентов соответственно. Ответы показали полное отсутствие знаний среди студентов в области профессионально -прикладной физической подготовки, только 4 % респондентов в занятиях физической культурой видят подготовку к будущей профессиональной деятельности.

Уверенность, что заниматься спортом необходимо исключительно для поддержания здоровья отслеживается по результатам всего исследования. Ответы на вопрос о месте физической культуры в жизни после окончания вуза показали, что подавляющее большинство - 41,3 %

опрашиваемых планируют заниматься спортом для поддержания здоровья, 19,3 % респондентов допускают занятия в качестве активного отдыха в выходные дни и только 2,7 % намерены регулярно заниматься спортом, выступать на соревнованиях, в том числе и корпоративных. То есть, ответы показали, что место в своей жизни для занятий спортом отводят лишь малая часть молодежи. Кроме того, среди ответов вызывает беспокойство тот факт, что 24,7 % студентов не видят необходимости после завершения обучения в вузе заниматься спортом или иными видами физической активности.

На вопрос «Как Вы думаете, почему люди занимаются спортом?» -ответ студентов однозначный - «следят за своим здоровьем» (84,2 %), остальная часть (19,3 %) убеждены, что люди посещают фитнес-клубы, потому, что обязаны это делать по своему общественному положению -«чтобы быть в тренде».

Исследования показали, что у большинства студентов отсутствует опыт регулярных занятий спортом. В школьные годы спортивные школы посещали только 15,8 % опрашиваемых, 20,6 % пытались заниматься в оздоровительных группах или посещали спортивные секции при школе, 61,6 % респондентов занимались физической культурой только в рамках школьной программы, 2 % не занимались физической культурой вообще, так как были освобождены от занятий по состоянию здоровья.

Выявление отношения студентов к сдаче нормативов Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО) показало крайне пассивную позицию с их стороны - 76 % считают, что мероприятия по сдаче норм комплекса ГТО должны проводиться только в добровольном порядке.

В представлениях студенческой молодежи физическая культура все же является компонентом, составляющим здоровый стиль жизни. Так 67 % респондентов понимают, что регулярные занятия физической культурой (два-три раза в неделю) дисциплинирует, заставляют придерживаться распорядка дня. В то же время они хотели бы иметь опытного наставника - специалиста фитнес-клуба или тренера, и заниматься под его руководством. Ответы на данный вопрос показывают, что студенты хотели бы регулярно заниматься спортом, но для самостоятельных занятий у них не достаточно знаний и мотивации.

Основываясь на результаты эмпирического исследования, мы сделали вывод, что как практического опыта регулярных занятий спортом, так и теоретических знаний в области физической культуры у студентов ОГУ не достаточно. Что является не только причиной пассивного отношения молодежи к физкультурно-спортивной деятельности, но и ведет за собой снижение мотивации к занятиям физической культурой в рамках образовательной программы вуза.

Результаты исследования заставили обратиться к оптимизации

образовательного процесса по предмету «Физическая культура». Так как преподаватели кафедры «Физическое воспитание» ОГУ регулярно ведут работу по привлечению молодежи к занятиям физической культурой и спортом, ряд внедренных образовательных технологий показывает наличие опыта в этой области. На протяжении 2012-2014 гг. педагогами кафедры физического воспитания ОГУ была проделана работа, цель которой стала «создать спортивно-ориентированное образовательное пространство в вузе, объединяя при этом, педагогические и материально -технические ресурсы общего и дополнительного образования, с учетом индивидуальных интересов обучающихся» [4]. В ходе эксперимента занятия по общефизической подготовке по программе обучения были заменены на альтернативные по видам спорта, которые студенты выбирали, исходя из своих предпочтений. Педагогические наблюдения, проводимые в ходе эксперимента, зафиксировали положительные изменения в отношении студентов к организации учебного процесса, как к самостоятельной форме физкультурно-спортивной деятельности. В тоже время в ходе работы появились вопросы, решение которых позволит оптимизировать технологию преподавания предмета «физическая культура» в вузе. Так, например, внедрение спортивно-ориентированного подхода с учетом индивидуальных потребностей молодежи не позволяет в полной мере удовлетворить запросы студентов. В секцию дополнительного образования по видам спорта приходят студенты разного уровня физической и технической подготовленности. Это приводит с одной стороны, к неэффективному преподаванию предмета, особенно в командных видах спорта, с другой, - к снижению интереса к подобным занятиям, как у спортсменов высокой квалификации, так и у начинающих увлекаться этим видом спорта юношей и девушек.

В этой связи, выходом из сложившейся ситуации может быть внедрение в учебный процесс элективных курсов для студентов, имеющих опыт регулярных занятий спортом, и внедрение спортивно-массовых мероприятий с привлечением молодежи, ранее не занимавшейся спортом даже в рамках групп здоровья.

На втором этапе нашего исследования студентам были предложены формы и виды занятий физической культурой, основанной на имеющемся у них спортивном опыте. Группы были разделены по спортивной подготовленности - студенты, которые ранее не занимались спортом, продолжали заниматься, согласно модифицированной учебной программы по общефизической подготовке, с обучением элементам игровых видов спорта - волейбол, баскетбол, настольный теннис, с включением в образовательный процесс курса лекций по теории физической культуры и спортивно-массовых мероприятий - состязаний, праздников. На занятиях широко использовался спортивный инвентарь: тренажеры, гантели, гимнастические обручи, степ-платформы, коврики, музыкальное

сопровождение; в бассейне при обучении плаванию - плавательные доски, пояса, нудлы, ласты. В программу обучения были внесены коррективы, которые способствовали увеличению количества преподаваемых видов спорта, в том числе «новых», на ознакомительном уровне, что позволило представить физическую культуру в ее многообразии. Лекционный курс преподавался с помощью мультимедийных технологий в лекционных аудиториях. Лекции-презентации помогают более широко, образно, с добавлением юмора, представить теоретический материал по физической культуре, который необходим каждому образованному человеку. Целью модифицированной программы стало обеспечение физической подготовленности уровня выполнения контрольных нормативов, а так же приобретение понимания физической культуры, знаний и умений профессионально-прикладного характера.

Студентам, ранее занимавшимся спортом, и имеющим спортивный разряд было предложено выбрать элективный курс. В Оренбургском государственном университете элективные курсы представлены видами спорта: плавание, легкая атлетика, атлетическая гимнастика, спортивные игры, настольный теннис, баскетбол, футбол, аэробика с элементами черлидинга.

Элективные курс - это дополнительные обучающие занятия по выбору. Элективный курс дополняет содержание дисциплины, он призван индивидуализировать занятия, в предмете «Физическая культура» элективный курс, в первую очередь, отвечает принципам физической культуры, которые сложно выполнить в групповых занятиях, опирающихся на программу. К таким принципам относится - принцип доступности и индивидуализации, принцип адаптивной сбалансированной динамики нагрузки. Элективные курсы проводятся под руководством тренеров-преподавателей, которые являются специалистами в данном виде спорта.

Зачисление на элективные курсы студентов, имеющих спортивную подготовленность в избранном виде спорта, позволяет составить план -график учебно-тренировочного процесса, ориентируясь на студенческие соревнования и соревнования федерации видов спорта. Тем самым, у студентов повышается интерес к учебному процессу, который способствует их спортивному совершенствованию и позволяет продемонстрировать личные достижения в планируемых спортивных мероприятиях.

По окончании эксперимента нами был проведен анализ посещаемости студентами занятий и опрос, цель которого являлась -определить изменения отношения студентов к физкультурно-спортивной деятельности.

Результаты эксперимента показали, что посещаемость элективных курсов студентами, имеющих опыт физкультурно-спортивной деятельности в период эксперимента составила 100 %. Столь высокий

результат связан с повышением мотивации к спортивной деятельности. У студентов появилась возможность выступать на соревнованиях в составе сборной команды вуза, в том числе и с выездом в другой регион, выполнить спортивный разряд, получить материальное вознаграждение. Ранее такие преференции относились только к студентам-спортсменам, занимавшимся в спортивных школах и клубах, в группах высшего спортивного мастерства.

По окончанию эксперимента изучение отношения студентов, занимавшихся по модифицированной программе (повторный опрос) показало положительную динамику в плане возросшего интереса к физкультурно-спортивной деятельности. И если мнение о том, что физическая культура способствует оздоровлению, в целом не изменилось -50,3 %, то интерес к занятиям физической культурой повысился. Так, на вопрос о необходимости физической подготовки для будущей профессиональной деятельности положительно ответило 39,2 % респондентов. Студенты, пройдя курс теоретической подготовки, стали осознавать значимость занятий физической культурой и спортом.

Проведенные исследования показали, что не высокий интерес студенческой молодежи к физкультурно-спортивной деятельности обусловлен недостаточностью знаний о физической культуре и сложившимися убеждениями, что заниматься спортом следует исключительно для поддержания здоровья. Внедрение в учебный процесс педагогической технологии построения физического воспитания студентов непрофильных вузов, основанной на углублении знаний и повышение интереса к занятиям, будут способствовать формированию у студентов активно-положительного отношения к физической культуре, что положительно отразиться как на посещаемости занятий в вузе, так и на физкультурно-спортивной деятельности в постобразовательный период.

Список литературы

1. Боброва Г.В., Глазина Т.А., Валетов М.Р. Физическая культура в досуговой деятельности студенческой молодежи // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2014. №3 (109). С. 25-28.

2. Бочкарева С.И., Высоцкая Т.П. Студенты и физическая культура: проблемы и пути их решения // Современная педагогика: актуальные вопросы, достижения и инновации: материалы II Междунар. науч. -практ. конф. Пенза, 2016. С. 39-42.

3. Виленский М.Я. Масалова О.Ю. Концепция формирования ценностных отношений студентов в физической культуре // Культура физическая и здоровье. 2011. №3. С. 8-13.

4. Горбань И.Г., Гребенникова В.А. Физическое воспитание в вузе на основе спортивно-ориентированного подхода // Университетский комплекс как региональный центр образования, науки и культуры:

материалы Всерос. науч.-метод. конф. (с междунар. участием). Оренбург, 2014. С. 3950-3954.

5. Клюев А.В., Кузнецов П.К. Мотивационная составляющая отношения студентов Санкт-Петербурга к занятию спортом и физической культуре в процессе обучения в вузе // Научные труды Северо-Западного института управления. 2013. №5 (12). С. 213-217.

6. Отношение студентов к занятиям физической культурой и спортом в образовательном пространстве современного вуза / А.Н. Усатов [и др.] // Экономические и гуманитарные исследования регионов. 2014. №3. С. 48-52.

7. Постольник Ю.А., Распопова Е.А. Мотивационно-ценностные ориентиры, определяющие отношение студентов к занятиям физической культурой // Известия Сочинского государственного университета. 2013. № 1. С. 111-116.

8. Субботин В.Я. К вопросу изучения отношения студентов к регулярным занятиям физической культурой и спортом // Стратегия развития массовой работы со студентами: матер. Всерос. науч.-метод. конф. Тюмень, 2015. С. 130-133.

9. Физическая культура студента: учебник / В.И. Виленский[и др.]. М.: Гардарики, 2001. 448 с.

10. Шувалов А.М. Динамика спортивных интересов студентов: на примере студентов Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова: автореф. дис. ...канд. пед. наук. Малаховка, 2004. 26 с.

Боброва Галина Владимировна, канд. пед. наук, старший преподаватель Galya.Bobrova. 71@,mail.ru, Россия, Оренбург, Оренбургский государственный университет,

Нурматова Татьяна Владимировна, старший преподаватель, nurimatova@mail. ru, Россия, Оренбург, Оренбургский государственный университет,

Горшенина Ирина Витальевна, старший преподаватель, Galya.Bobrova. 71@,mail.ru, Россия, Оренбург, Оренбургский государственный университет

TECHNOLOGY OF BUILDING THE SYSTEM OF PHYSICAL EDUCA TION OF STUDENTS WITH THE LEVEL OF THEIR COMPENTIONS

G. V. Bobrova, Т. V. Nurmatova, I. V. Gorshenina

The results of a study conducted by the teachers of the "Physical Education" department of the Orenburg State University are presented, which allowed to reveal the low level of competencies of students in the field of physical culture and sports. It is suggested to introduce elective courses in the educational process, which are made taking into account the skills and knowledge of students in the field of physical culture and sports in order to increase the students' motivation for classes.

Key words: students, physical culture, experience of physical culture and sports activity, motivation, elective courses.

Bobrova Galina Vladimirovna, candidate of pedagogical sciences., senior lecturer, Galya.Bobrova. 71@,mail.ru, Orenburg, Orenburg State University,

Nurmatova Tatyana Vladimirovna, senior lecturer, nurimatova@,mail. ru, Orenburg, Orenburg State University,

Gorshenina Irina Vitalievna, senior lecturer, Galya.Bobrova. 71@,mail.ru, Russia, Orenburg, Orenburg State University

УДК 796.011.3

ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ И ЗДОРОВЬЕ СОВРЕМЕННЫХ СТУДЕНТОВ

Т.И. Величко, Г.В. Власов

Проведены исследования физической подготовленности студентов первого курса МГТУ им. Баумана с помощью программного обеспечения, разработанного в ИМБП и НПО «Навигатор здоровья». Проанализированы результаты обследования в компьютерной программе «Паспорт физического здоровья», отображенные в виде формализованного профиля здоровья с числовой оценкой всех показателей организма на основе сравнения с возрастными эталонами. Представлен детализированный отчет о результатах мониторинга здоровья студентов.

Ключевые слова: физическая подготовленность, студенты первого курса, технология «Навигатор здоровья».

К выпускникам школ Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) общего среднего образования [1] предъявляет высокие требования по физической и теоретической подготовленности. На самом деле, несмотря на высокие требования ФГОС, студенты поступают в вузы с очень низким уровнем физической подготовленности. В первую очередь надо отметить, что поступающие студенты имеют низкий уровень здоровья, это и влияет на низкий показатель физической подготовленности и общую работоспособность. И второй момент, на который надо обратить внимание, это большое количество студентов, имеющих в паспорте здоровья отметку «специальная медицинская группа». Осенью 2017 г. в Московском государственном техническом университете (МГТУ) занимались физической культурой 4622 студента, из них 63 % обучающихся, отнесены к специальной медицинской группе, остальные - к основной и подготовительной группам.

В Московских вузах осенью 2017 г. был запущен проект Министерства спорта РФ: «Мониторинг физической подготовленности и резервов здоровья студентов первого курса (выпускников школ 2017 г.) на основе тестовой программы Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО) и программного обеспечения «Навигатор здоровья».

В МГТУ тестирование студентов проводилось в спортивном

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.