ЛИТЕРАТУРА
1. Гараганов А. В. Представления о качестве жизни и потребностная сфера молодежи: Монография. - М.: Издательство «Спутник+», 2015.
2. Гараганов А. В. Причинная психотерапия. - М., Психотерапия: метод Causal Therapy, 2006. - 240 с.
3. Иванова В.М. Структура образовательной поддержки самоактуализации студентов университета / Вестник ОГУ - 2013. - №2 (151)
4. Крутых Е.В. Проблема человеческих потребностей в гуманистической психологии А. Маслоу // Философские аспекты постижения человека: Сб. науч. ст. - Ростов н/Д.: Изд-во Рост. ун-та, 2001
5. Леонтьев Д. А. Тест смысложизненных ориентаций (СЖО). 2-е изд. - М.: Смысл, 2000 - 18с.
6. Маркова А.К. Психологические критерии и ступени профессионализма учителя // Педагогика. 1995. - № 6.
7. Маслоу А. Самоактуализация. Психология личности. Тексты. - М.:МГУ, 1982. - с. 108 - 117.
8. Маслоу А. Мотивация и личность. 3-е изд. / пер с англ. - СПб. : Питер, 2016.
9. Маслоу А. Дальние пределы человеческой психики. - СПб.: Питер, 2017.
10. Обуховский К. Галактика потребностей. Психология влечений человека. - СПб.: Речь, 2003.
11. Франкл В. Психотерапия и экзистенциализм. Пер. с англ. яз. - М. ИОИ.
2015.
Лейбовский А.Ю., Аверина Л.Ю.
проблемы реализации дисциплины «элективные курсы по физической культуре» в кубанском государственном университете
В последнее десятилетие в Российской Федерации происходят изменения в системе образования, вводятся новые Федеральные государственные образовательные стандарты, направленные на совершенствование общих образовательных программ высшего профессионального образования. Высшие учебные заведения страны, ориентируясь на новые образовательные модели, предоставляют
учащейся молодежи возможность приобрести необходимые профессиональные знания и умения, что в последующем позволит им успешно конкурировать на трудовом рынке. Особое место в ходе проводимых реформ отводится физическому воспитанию студентов и другим формам направленного использования средств физической культуры в высших учебных заведениях. Создание условий, обеспечивающих повышение эффективности преподавания физической культуры в образовательных учреждениях, привлечение юношей и девушек к регулярным занятиям физическими упражнениями и спортом, пропаганда и формирование здорового образа жизни - ключевая задача на современном этапе развития общества [1]. Ценность физической культуры заключается в овладении студентами необходимыми для повседневной жизнедеятельности знаниями, приобретении ими умений и навыков, которые обеспечат сохранение здоровья, должное развитие физических и психических способностей.
Необходимо отметить, что эффективность занятий по физической культуре будет тем выше, чем четче студенты осознают личную заинтересованность в подобном роде деятельности. Следовательно, важно выявить, формирующие у студенческой молодежи положительную внутреннюю мотивацию, методики реализации дисциплины «Элективные курсы по физической культуре». И ведущая роль в этом процессе, несомненно, принадлежит преподавателю физической культуры.
Однако информированность профессорско-преподавательского состава кафедры физического воспитания о степени влияния различных форм и методов осуществления физкультурной деятельности в вузе на удовлетворенность студентов уровнем преподавания физической культуры изучена недостаточно. Такое положение негативно сказывается на поиске путей преподавания, обеспечивающих эффективную модернизацию физкультурно-спортивной работы в высших учебных заведениях. В этой связи задача повышения интереса студентов и формирования у них мотивации к учебным занятиям по дисциплине «Элективные курсы по физической культуре» выходит на первый план и приобретает актуальность.
Все вышесказанное предопределило значимость осуществленного авторами социологического исследования по данной проблеме.
Цель исследования - выявление отношения студентов КубГУ к организации образовательного процесса по дисциплине «Элективные курсы по физической культуре», определение значимости для них занятий физическими упражнениями и здорового образа жизни, а также сравнение и анализ изменений суждений студентов от младших к более старшим курсам.
Методы исследования. В ходе исследования использовались следующие методы: 1) анализ научно-педагогической литературы, который подтвердил недостаточный уровень двигательной активности студенческой молодежи в нашей стране; 2) анкетирование, позволившее не только определить ряд проблем, связанных с реализацией дисциплины «Элективные курсы по физической культуре» в КубГУ, но и выявить потребности и интересы студентов в сфере физической
культуры и спорта.
Данные государственной целевой программы развития физической культуры и спорта в России свидетельствуют о серьезном отставании нашего государства от развитых мировых стран по показателю систематических занятий физическими упражнениями (около 11 и 45-50% соответственно) [9], и цифры, характеризующие физкультурную деятельность студентов, не являются исключением. Так, только 8% опрошенных студентов Оренбургского государственного университета регулярно занимаются физической культурой и спортом в свободное время и еще 26% «иногда проявляют двигательную активность» [2]. Несколько выше количество занимающихся во внеучебное время у студентов Забайкальского государственного университета - 30% [4], студентов высших учебных заведений Саратовской области - 35,5% [7] и Кубанского государственного технологического университета - 36,8% первокурсников и 27,5% второкурсников [8].
Статистические данные ученых Белгородского государственного национального исследовательского университета свидетельствуют, что от 40 до 50% респондентов занимаются физической культурой и спортом не чаще 1-3 раз в неделю, от 20 до 30% - 4-5 и лишь 6-10% - ежедневно. Треть студентов проявляет физическую активность только на учебных занятиях по физической культуре, и для большинства анкетируемых основным мотивационным фактором является «получение зачета». К примеру, 75,8% юношей и 50,7% девушек первого курса обозначили эту причину как основную, а фактор «укрепление здоровья» отметили лишь 9,4 и 26% соответственно [6]. Подобная тенденция отмечена и среди первокурсников экономического факультета Кемеровского филиала Российского экономического университета им. Г. В. Плеханова, но надо отметить, что у третьекурсников этого вуза рейтинг мотивационных причин, помимо «получения зачета», возглавили также такие факторы, как «повышение спортивного мастерства», «отдых от лекций», «для здоровья» и «обучение» [5]. Помимо перечисленных номинаций студенты российских вузов мотивационную базу посещения учебных занятий по физической культуре дополняют еще такими факторами, как «развитие физических качеств», «желание нравиться окружающим» и «эмоциональная разгрузка».
Плавание и спортивные игры - одни из приоритетных форм физической активности на учебных занятиях студентов. Кроме того, девушки на вершину рейтинга любимых видов спорта очень часто выдвигают аэробику и фитнес, а юноши отдают предпочтение также силовой подготовке и легкой атлетике. Так, например, 46% девушек основного медицинского отделения Санкт-Петербургского университета экономики и финансов хотели бы вместо академических занятий по физической культуре, уровень проведения которых рождает у них такие ассоциации, как «скучно», «не эффективно», «однообразно», посещать фитнес-клуб [3].
Проведение учебных занятий без учета интереса занимающихся - одна из причин отрицательного отношения молодежи к дисциплине «Физическая куль-
тура». 24,1% студентов вузов Дальневосточного региона России отметили этот фактор в перечне мотивов, по которым им не нравится посещать занятия. Среди других причин негативного отношения к физической культуре юноши и девушки обозначили такие: «не интересно на занятиях» (26,5%), «проведение занятий на улице» и «мало игр на занятиях» (по 20% соответственно) [10].
Анализ литературы выявил и еще несколько веских мотивов отрицательного отношения молодежи к академическим занятиям, среди них: «большие нагрузки», «отсутствие санитарно-гигиенических условий», «сдача контрольных нормативов», «личность преподавателя», а также «методика проведения занятий».
Организация исследования. Авторами были разработаны анкеты и в конце 2016/2017 учебного года проведен анонимный опрос студентов КубГУ. В анкетировании приняли участие 267 студентов основной медицинской группы I—III курсов 14 факультетов вуза. Среди них: 46 девушек и 24 юноши I курса, 70 девушек и 40 юношей второго года обучения и 49 девушек и 38 юношей третьего курса. Участвовавшие в опросе студенты во время учебных занятий по физической культуре занимались на следующих спортивных объектах университета: стадион с футбольным полем, беговыми дорожками, гимнастическим городком и игровыми площадками; тренажерный зал; спортивные залы для игровых видов спорта; зал аэробики и фитнеса; плавательный бассейн.
Результаты исследования. В ходе исследования была выявлена отрицательная динамика двигательной активности студенток университета от курса к курсу. 54,4% первокурсниц ответили, что занимаются систематически (2-7 раз в неделю), на II и III курсах эта цифра снижается в 1,5 и 2 раза соответственно. Число девушек, получающих физическую нагрузку только на учебных занятиях, в процессе обучения в вузе от курса к курсу практически не меняется (25-30%). У юношей к третьему году обучения отмечен прирост занимающихся систематически на 10% за счет снижения числа студентов, проявляющих двигательную активность только на академических занятиях по физической культуре. На вопрос анкеты «Как часто помимо обязательных учебных занятий Вы занимаетесь физической культурой и спортом?» мы получили следующие результаты: с 4,2 до 15,8% возросло к III курсу число юношей, посещающих спортивные объекты от 5 до 7 раз в неделю, а число не занимающихся вообще сократилось с 12,5% на I курсе до 2,6% на III курсе (рис. 1). У девушек же сократилось на 10,2% количество занимающихся 3-4 раза в неделю (вследствие увеличения численности студенток, проявляющих двигательную активность 1-2 раз в неделю на 6%). Число не занимающихся вообще достигло к III курсу 30,6% (рис. 2).
Рис. 1. Динамика самостоятельной двигательной активности юношей 1-Ш курсов (%)
Рис. 2. Динамика самостоятельной двигательной активности девушек 1-Ш курсов (%)
Снизилась и продолжительность занятий студенток. Если на I курсе от 0,5 до 1,0 часа в день уделяли физической активности 57,1% респондентов, то к III курсу эта цифра составила 43,2% за счет возрастания количества занимающихся не более получаса. У юношей уменьшилось число занимающихся 0,5-1,0 часа в день (с 33,3 до 21,1%), но выросло количество проявляющих двигательную активность от 1,0 до 1,5 часа и, в большей мере, от 1,5 до 2,0 часов (на 5 и 13,5% соответственно) (табл. 1).
На вопрос анкеты «Как Вы предпочитаете заниматься?» от 57,1 до 75,7%
респондентов обоего пола всех курсов указали самостоятельные занятия физическими упражнениями или избранным видом спорта. В спортивных секциях КубГУ под руководством тренера занимаются от 11,4 до 30,6% девушек и от 7,7 до 19,1% юношей; 10-12,2% студенток и от 15,4 до 25% студентов предпочитают укреплять здоровье в городских спортивных клубах или других соответствующих объектах (табл. 2).
т а б л и ц а 1
Анализ продолжительности самостоятельных занятий студентов КубГУ (%)
Продолжительность занятий Девушки Юноши
I курс II курс III курс I курс II курс III курс
До 0,5 часа 9,5 14,5 29,6 4,2 15,4 2,6
0,5-1,0 час 57,1 54,6 43,2 33,3 30,5 21,1
1,0-1,5 часа 19,1 16,4 14,1 29,2 31,0 34,2
1,5-2,0 часа 14,3 13,0 13,2 20,8 20,5 34,3
> 2 часов 0 1,5 0 4,2 2,6 7,9
т а б л и ц а 2
Анализ предпочтений студентов КубГУ к вариантам самостоятельных занятий (%)
Варианты занятий Девушки Юноши
I курс II курс III курс I курс II курс III курс
Само стоятельно 57,1 75,7 69,6 57,1 74,4 59,5
В спорт. секции КубГУ 30,6 11,4 15,2 17,9 7,7 19,1
В городском спортклубе 12,2 10,0 10,9 25,0 15,4 19,1
Другая форма занятий 0 2,9 4,4 0 2,6 2,2
Каждая вторая из опрошенных студенток получает физическую нагрузку в залах аэробики или фитнеса (на II курсе численность студенток, отдающих предпочтение этим видам спорта, достигает 70%), далее на значительном расстоянии следуют легкая атлетика (14,5%), плавание (11%) и силовая подготовка (тренажерный зал) (9,5%). Кроме того, в своих анкетах студентки указали и
игровые виды спорта (волейбол, баскетбол, бадминтон, гандбол), а также туризм и велоспорт, но этот процент занимающихся незначителен. У юношей ни один из предложенных в опросном листе видов спорта не получил явного преимущества: у первокурсников лидирует легкая атлетика (34%), у второкурсников - силовая подготовка (38%), а у их более старших коллег - категория «другие виды спорта» (футбол, волейбол, баскетбол, бокс, альпинизм, велоспорт) (36%). Помимо этого представители сильной половины человечества занимаются различными видами единоборств, плаванием и фитнесом. На вопрос «Почему Вы отдали предпочтение этому виду спорта?» анкетируемые проявили единодушие: и девушки, и юноши всех трех курсов на 1 и 2 места поставили варианты «нравится» (36-49%) и «приносит пользу» (35-49%). Другие категории ответов не пользовались популярностью у студентов (табл. 3).
Предпочтения обучающихся университета в выборе видов спорта, являющихся, по их мнению, наилучшими для повышения интереса и формирования мотивации к дисциплине «Элективные курсы по физической культуре», практически полностью совпали с их же ответами на вопрос анкеты «Каким видом спорта Вы занимаетесь?» от 36,8% (на первом курсе) до 61,0% (на втором курсе) девушек изъявили желание заниматься на академических занятиях или аэробикой, или фитнесом. На следующих позициях в этом списке находятся плавание (16%), спортивные игры (13,2%), легкая атлетика (11,4%) и занятия в тренажерном зале (силовая подготовка) (9,8%) (рис. 3).
Т а б л и ц а 3
Анализ причин выбора того или иного способа двигательной деятельности (%)
Ответы Девушки Юноши
I курс II курс III курс I курс II курс III курс
Приносит пользу 48,6 40,9 44,9 34,9 38,2 36,8
Нравится 35,7 48,9 40,6 44,2 44,1 41,2
Близость спортзала от дома 4,3 2,3 4,4 9,3 5,9 11,8
Модно 0 1,2 0 2,3 1,5 2,94
Невысокая оплата 2,9 1,2 0 0 1,5 1,47
За компанию 0 1,2 2,9 2,3 0 1,47
Профессиональный тренер 4,3 2,3 1,5 4,7 5,9 4,41
Другая причина 4,3 2,3 5,8 2,3 2,9 0
Рис. 3. Предпочтения студенток университета в выборе видов спорта (%)
У юношей повышенный интерес к занятиям легкой атлетикой на I курсе (36,8%) ко второму году обучения ослабевает и становится вровень с выбором таких видов спорта, как плавание, спортивные игры и силовая подготовка (-23,7%). Кроме того, незначительная часть опрошенных студентов хотела бы, чтобы на учебных занятиях уделялось фитнес-технологиям (7,6%) и различным видам единоборств (4,4%) (рис. 4).
«Возможность физического совершенствования» - наиболее частый ответ респондентов всех трех курсов университета на вопрос «Что Вам нравится на учебных занятиях по физической культуре?». Такой вариант выбрали от 33,7 до 50,5% девушек и от 27,3 до 30,9% юношей. На второе место студентки вывели категорию «преподаватель» (24%), и далее их симпатии были отданы номинациям «комфортные условия» (12%), «общение» (10%) и «учебный процесс» (7,5%). В такой же последовательности выглядит рейтинг положительных эмоций от занятий физической культурой и у юношей, лишь процентное соотношение вариантов ответов незначительно колеблется в ту или иную сторону. Интересно отметить, что от курса к курсу наблюдается рост благожелательного отношения обучающихся к личности преподавателя (от 20% на первом курсе до 27,5% на третьем) и, в целом, повышение значимости фактора «комфортные условия», как стимулирующего мотива посещения студентами академических занятий.
Рис. 4. Предпочтения студентов университета в выборе видов спорта (%)
Более 13% девушек и 10% юношей II курса, а также более 14% студенток и около 8% студентов третьекурсников признались, что им не нравилось посещать занятия по физической культуре в предыдущие 1-2 года обучения в вузе. Составить рейтинг причин негативного отношения обучающихся к занятиям физической культурой позволил анализ ответов на вопрос анкеты «Что Вам не нравится на практических занятиях по дисциплине «Элективные курсы по физической культуре?». И юноши, и девушки во главе списка поставили вариант «отсутствие возможности после занятия принять душ». Так ответили 41,5% девушек и 47,4% юношей первого курса. В дальнейшем эти цифры снижаются: на втором курсе эту причину указали 28,4 и 33,3%, а на третьем - 16,4 и 29,6% соответственно. Авторы предполагают, что следствием подобной динамики является повышающийся от курса к курсу интерес студентов к академическим занятиям в плавательном бассейне КубГУ, санитарно-гигиенические условия в котором лучше, чем на стадионе университета. На втором и третьем местах расположились такие категории, как «нехватка раздевалок на стадионе» (22%) и «сдача контрольных нормативов» (17,5%) (эта причина имеет тенденцию к росту). Среди прочих негативных моментов отношения к дисциплине «Элективные курсы по физической культуре» студенты отметили «замена преподавателя в новом семестре» (до 15%), «требования преподавателя» (до 12%, в основном девушки). К «другим причинам» студенты отнесли прохладную воду в бассейне, первую пару, отдаленность стадиона от учебных корпусов, проведение занятий на улице в ветреную и холодную погоду, низкую физическую нагрузку и т.д. Следует отметить, что около 18% опрошенных девушек и около 31% юношей не обнаружили недостатков в организации учебного процесса по физической культуре, признав, что их все устраивает (лидерство здесь принадлежит студенткам I и II курсов - по 22% и юношам III курса - 39%).
Разногласия были выявлены в позиции девушек и юношей при ответе на
заданный второ- и третьекурсникам вопрос «Нужно ли, на Ваш взгляд, введение в учебный процесс занятий по физической культуре на IV курсе?». Только треть второкурсниц ответили на него утвердительно (-32%). На третьем курсе эта цифра сократилась более чем на 9%. А вот у юношей зафиксирована положительная динамика: если на втором году обучения за включение в учебную программу на IV курсе дисциплины «Элективные курсы по физической культуре» отдали голоса 47,5% опрошенных, то у третьекурсников эта цифра возросла до 60,5%.
Заключение. Проведенное исследование позволило выявить круг проблем, связанных с реализацией дисциплины «Элективные курсы по физической культуре» в КубГУ, и определить потребности и интересы студентов в сфере физической культуры и спорта. Результаты проведенного опроса об организации процесса физического воспитания в Кубанском государственном университете в большей степени оптимистичны с точки зрения юношей, двигательная активность которых, а также желание уделять время занятиям физической культурой и спортом выше, чем у девушек. Одновременно итоги исследования дают повод к поиску путей оптимизации процесса организации занятий физической культурой в КубГУ, позволяющей студентам заниматься на них наиболее привлекательными, с их точки зрения, видами спорта. Методически грамотно организованные, познавательные и увлекательные занятия, несомненно, будут способствовать повышению эффективности преподавания дисциплины «Элективные курсы по физической культуре» и формировать у студентов установку на здоровый образ жизни и регулярные самостоятельные занятия физическими упражнениями и отдельными видами спорта.
ЛИТЕРАТУРА
1. Аверина Л. Ю. Самостоятельная физкультурно-спортивная деятельность как важнейшая составляющая здорового образа жизни студенческой молодежи // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2016. - Т. 24. - С. 5-10. - URL: http://e-koncept.ru/2016/56403.htm. [дата обращения: 15.10.2017].
2. Горбань Н. Г., Гребенникова В. А. Физическое воспитание в вузе на основе спортивно-ориентированного подхода / Бесплатная интернет-библиотека. Оренбург: ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный университет». С. 39503954. URL: http://lib.knigi-x.ru/23kulturologiya/8906-1-fizicheskoe-vospitanie-vuze-osnove-sportivno-orientirovannogo-podhoda-gorban-grebennikova-fgbou-vpo.php. [дата обращ.: 05.10.2017].
3. Григорьев В. Н., Давиденко Д. Н. Физическая культура глазами студентов // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. СПб.: ФГБОУ ВПО НГУ им. П.Ф. Лесгафта. 2010. № 1 (59). С. 31-34.
4. Дабижа К. В. Физическая культура глазами студенческой молодежи двух государств // Материалы V Международной студенческой электронной научной
конференции «Студенческий научный форум» (15 февраля-31 марта 2013 года). URL: http://www.scienceforum.ru/2013/290/5155. [дата обращения: 05.10.2017].
5. Кижапкина Н. П., Григорьева С. А. Ведущие мотивации посещения занятий по физической культуре студентами экономического факультета // Молодежный научный форум: Гуманитарные науки. Электронный сборник статей по материалам XVIII студенческой международной заочной научно-практической конференции. М.: Изд. «МЦНО», 2014. № 11 (17). / [Электронный ресурс] - Режим доступа. - URL: http://www.nauchforum.ru/archive/MNF_humanities/11(17). pdf. [дата обращ.: 05.10.2017].
6. Кондаков В. Л. и др. Отношение студентов к занятиям физической культурой и спортом в образовательном пространстве современного вуза / Л. В. Кондаков, Е. Н. Копейкина, Н. В. Балышева, А. Н. Усатов, Д. А. Скруг // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 1-1. / [Электронный ресурс] - Режим доступа. URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=18861. [дата обращения: 05.10.2017].
7. Коновалова М. П. Физическая культура в образовательном пространстве вузов глазами студентов // Матер. докладов всероссийской науч.-практ. конф. «О повышении роли физической культуры и спорта в развитии личности студентов» (17-18 ноября 2011 г.) / Отв. ред.: М. Я. Виленский, С. И. Филимонова. М., 2011. С. 54-56.
8. Лейбовский А. Ю., Иванова Н. Г. Мотивы и потребности студентов Кубанского государственного технологического университета в различных видах двигательной активности на занятиях по физической культуре (по результатам анкетного опроса) // Физическая культура, спорт - наука и практика. 2011г. № 3. С. 41-43.
9. Федеральная целевая программа «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2016-2020 годы», утвержденная постановлением правительства Российской Федерации от 21.01.2015 г. № 30. Система Гарант: -URL: http://base.garant.ru/70852372/#block_181#ixzz4uLpdzon6. [дата обращения: 02.10.2017].
10. Щетинина С. Ю. Удовлетворенность студентов организацией учебного процесса по дисциплине «Физическая культура» и внеучебной физкультурно-оздоровительной деятельностью // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. СПб.: ФГБОУ ВПО НГУ им. П. Ф. Лесгафта. 2016. № 12 (142). С. 170-174.