Морозова Л. В., Загрядская О. В
Проблема мотивации студентов
■ W W
к занятиям физическом культурой и спортом: гендерный подход
Морозова Лада Владимировна
Северо-Западный институт управления — филиал РАНХиГС (Санкт-Петербург) Старший преподаватель кафедры физической культуры и спорта lada-69@inbox.ru
Загрядская Ольга Владимировна
Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена (Санкт-Петербург) Доцент кафедры гимнастики Кандидат педагогических наук, доцент Alemana@yandex.ru
РЕФЕРАТ
В статье рассматривается проблема мотивации студентов к занятиям физической культурой и спортом. Приведенные результаты исследования определили направленность и методические особенности проведения занятий по физической культуре со студентами в зависимости от их гендерной принадлежности. У юношей интерес к занятиям физической культурой и спортом гораздо выше, чем у девушек, различаются и сами мотивы занятий представителей обоих полов. Для юношей более важно формирование физической подготовленности и развитие физических качеств, а для девушек — укрепление здоровья и достижение привлекательности формы тела. Особенности проявления мотивации к занятиям физическими упражнениями у юношей и девушек ложатся в основу дифференциации методических условий проведения занятий по физическому воспитанию, которое заключается в предпочтении тех или иных способов контроля, форм поощрения или порицания, а также определении содержания занятий. Формирование и повышение мотивации во многом определяется соответствующей организацией занятий, физическими упражнениями, проведением диагностики физического состояния занимающихся, правильным выбором физической нагрузки и интенсивности, индивидуального подхода, требовательностью педагога, динамичностью и эмоциональностью, новизной упражнений и форм проведения учебных и секционных занятий.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА
мотивация, гендерный подход, кондиционная направленность, фитнес-программы, дифференциация, адаптация
Morozova L. V., Zagryadskaya O. V.
The Problem of Motivation of Students to Training in Physical Culture and Sport: Gender Approach
Morozova Lada Vladimirovna
North-West Institute of Management — branch of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (Saint-Petersburg, Russian Federation) Assistant Professor of the Chair of Physical Culture and Sport lada-69@inbox.ru
Zagryadskaya Olga Vladimirovna
Herzen State Pedagogical University (Saint-Petersburg, Russian Federation) Associate Professor of the Chair of Gymnastics PhD in Pedagogic, Associate Professor Alemana@yandex.ru
о ©
о
ш LO
О
3 ABSTRACT
J In the article the problem of motivation of students to training in physical culture and sport is con-
sidered. The given results of research defined an orientation and methodical features of carrying 2 out training in physical culture with students depending on their gender accessory. At young men
interest to physical training is much higher, than at girls, motives of training of representatives of Q both genders are also different. For young men more important is formation of physical readiness
Q3 and development of physical qualities, and for girls strengthening of health and achievement of a
o perfect body. Features of manifestation of motivation to physical training at young men and girls
form the basis of differentiation of methodical conditions of carrying out classes in physical training lo which consists in preference of some ways of control, encouragement or censure forms and as
definition of the content of training. Formation and motivation increase in many respects is defined by the relevant organization of physical training, carrying out diagnostic actions of a physical state engaged in a right choice of physical activity and intensity, an individual approach, insistence of the teacher, dynamism and emotionality, novelty of exercises and forms of carrying out educational and section training.
KEYWORDS
motivation, gender approach, condition focus, fitness-programs, differentiation, adaptation
Государственным образовательным стандартом учебная дисциплина «Физическая культура» включена в программу обязательных гуманитарных дисциплин вуза. В Северо-Западном институте управления (СЗИУ) программа дисциплины «Физическая культура», ее учебно-методическое, материально-техническое обеспечение соответствуют требованиям к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки бакалавра по циклу Б-4 Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению 081100.62 «Государственное и муниципальное управление». По программе бакалавриата на занятия физической культурой в СЗИУ отводится 4 ч. в неделю, что является общепринятой нормой. Целями освоения дисциплины «Физическая культура» являются: формирование физической культуры личности и способности направленного использования разнообразных средств физической культуры, спорта и туризма для сохранения и укрепления здоровья, психофизической подготовки и самоподготовки к будущей жизни и профессиональной деятельности. Задачей дисциплины «Физическая культура» является обеспечение студентов всеми аспектами знаний о жизнедеятельности человека, о функциональных особенностях его организма, о здоровье и здоровом образе жизни (ЗОЖ), о том, каким образом можно овладеть практическими навыками и умениями, обеспечивающими сохранение и укрепление здоровья, совершенствование психофизических способностей и качеств личности. Согласно общепринятым теоретическим подходам, у студентов, регулярно занимающихся физической культурой и спортом, вырабатывается определенный стереотип режима дня, повышается уверенность в своих действиях и поведении, наблюдается развитие престижной установки на здоровый образ жизни, высокий жизненный тонус. Студенты в большей мере коммуникабельны, уверены в своих возможностях, готовы к сотрудничеству, радуются социальному признанию, меньше боятся критики в свой адрес [6].
Главным компонентом для начала занятий физической культурой и спортом является мотивация. Слово «мотивация» происходит от латинского «movere» и обозначает движение, побуждение, процесс управления физиологическим и психологическим состоянием человека, определяющий его активность, устойчивость, целеустремленность, позволяющий добиться успеха. Мотивация — это процесс формирования и обоснования намерения что-либо сделать или не сделать. Мотивация к физической активности — особое состояние личности, направленное на достижение оптимального уровня физической подготовленности и работоспособности [1]. Совокупность мотивов — мотивация — в большей степени определяет
образ жизни. Следовательно, для сохранения здоровья важна мотивация двигатель- з ной активности как основного фактора, сберегающего здоровье. Активный интерес ^ к занятиям физической культурой формируется в результате внутренней мотивации, § возникающей при соответствии мотивов и целей занимающегося. Причиной отсут- £ ствия мотивации к занятиям физическими упражнениями и спортом является как ^ недооценка роли физической культуры самими студентами, так и неоправданное ° принижение роли этого предмета в учебном заведении в целом, пренебрежительное о отношение со стороны других кафедр. Отсутствие мотивации к занятиям физической ^ культурой приводит к тому, что немалый процент студентов во время итоговой ш аттестации не выполняет контрольные нормативы, предусмотренные учебной программой. В связи с этим большое значение приобретает исследование структуры мотивационной заинтересованности студентов в занятиях физической культурой и спортом и поиск путей ее повышения. Так как здоровье и учеба студентов взаимосвязаны и взаимообусловлены, то важно поддержать интерес и положительное мо-тивационно-ценностное отношение к физической культуре, потребность в регулярных занятиях физическими упражнениями и спортом, в физическом самосовершенствовании. Для этого необходимо смещать акцент внимания с нормативных показателей физкультурно-спортивной деятельности и как можно чаще вносить изменения в практические занятия путем включения в них современных средств физической культуры и разнообразных форм занятий.
Мотивы, как и цели, формируются, трансформируются, закрепляются, актуализируются под воздействием объективных условий жизни, деятельности и организованного процесса обучения. В современном вузе необходим поиск новых организационных форм, средств и методов, позволяющих более эффективно реализовывать должное направление [3]. Решить эту проблему возможно с помощью компетентной организации учебного процесса по физической культуре, используя различные виды спорта и современные системы физических упражнений, учитывающих индивидуальность студента и его интересы.
Формирование заинтересованности в занятиях физической культурой и спортом у студентов — это не одномоментный, а долгий многоступенчатый процесс — от развития элементарных гигиенических навыков до формирования глубоких знаний по теории физического воспитания и устойчивой привычки к интенсивным занятиям спортом. Существенную роль в формировании интереса к занятиям физической культурой и спортом играют и личностные качества преподавателя: его доброжелательность, общительность, принципиальность, справедливость, целеустремленность в вопросах развития физической культуры в студенческой среде. Кроме того, он должен предъявлять высокие требования и к самому себе, т. е. следить за своим внешним видом и физической формой. Традиционно к факторам, которые влияют на формирование мотивации студентов к занятиям физической культурой и спортом, относятся:
• место, которое занимает физическое воспитание в учебно-воспитательном процессе вуза;
• наличие современной спортивной базы, инвентаря и оборудования для занятий спортом;
• наличие секций по видам спорта, соответствующих интересам студентов;
• наличие сборных команд по видам спорта и успех их выступления на межвузовских, городских и международных соревнованиях;
• наличие спортивных стендов и галереи выдающихся спортсменов, обучающихся в вузе.
В процессе наблюдения и анкетирования студентов авторы статьи проанализировали их отношение к занятиям физической культурой и спортом. Всего в исследовании приняли участие 280 студентов 1-3 курсов СЗИУ в возрасте от 17 до 20 лет, из них 97 (34,6%) девушек и 183 (65,3%) юноши. Выяснилось, что в целом
о ©
о
ш
ш
О
юноши девушки
Рис. 1. Желание активно заниматься физической культурой, %
83 78
17 22
■
□ поддерживают ■ не поддерживают
юноши
девушки
Рис. 2. Соотношение мнений респондентов по вопросу принадлежности дисциплины «Физическая культура» к числу обязательных в вузе, %
отношение к физической культуре положительное, однако при этом у юношей больше положительных ответов (72%), чем у девушек (56%). Отрицательное отношение к физической культуре отметили 28% юношей и 44% девушек.
Количество желающих активно заниматься физической культурой и спортом одинаково как у юношей, так и у девушек, однако, отвечая на вопросы анкеты, менее половины респондентов дали положительный ответ (рис. 1).
Важно отметить, что студенты согласны со статусом физической культуры как обязательной учебной дисциплины в вузе (рис. 2).
Как юноши (62%), так и девушки (75%) одинаково отметили значительную роль личности преподавателя в формировании положительного отношения к занятиям физической культурой.
Исследуя структуру мотивации, удалось установить, что среди основных мотивов первое место занимает «укрепление здоровья» (рис. 3).
Для меньшего количества опрошенных респондентов занятия являются способом удовлетворения потребности в общении.
Мотив формирования здоровья превалирует у студентов как мужского, так и женского пола (75 и 59% соответственно), при этом для девушек физические упражнения — это в большей степени способ коррекции фигуры (32%), у юношей этот мотив выражен незначительно (11%).
При выборе средств поддержания привлекательности формы тела также прослеживаются тендерные различия. Красивыми и стройными желают быть все, но
Юноши
Девушки
сг
□ потребность в общении ■ коррекция фигуры □ укрепление здоровья
Рис. 3. Соотношение основных мотивов занятий физической культурой и спортом у юношей и девушек
девушки акцентируют свое внимание на диете, а юноши предпочитают физические упражнения и спорт.
Различия между мотивацией у юношей и девушек, видимо, можно объяснить их отношением к занятиям и той ценности, которую занимают физическая культура и спорт в их жизни [2].
Таким образом, полученные результаты показали, что у юношей интерес к занятиям физической культурой гораздо выше, чем у девушек, различаются и сами мотивы занятий представителей обоих полов. Отсюда следует, что занятия физической культурой и спортом должны строиться с учетом тендерных особенностей студентов, актуализируя их тендерные роли, формируя понимание о предназначении мужчины и женщины в обществе [4].
С позиции тендерного подхода можно заключить, что юноши будут с большим энтузиазмом заниматься игровыми видами спорта, единоборствами, посещать тренажерный зал, т. е. стараться развить все группы мышц и научиться защищать себя и в будущем свою семью. Девушкам, чтобы не потерять женственность, изящные очертания тела, необходимо поддерживать мышечный тонус, развивать гибкость, уделять внимание формированию красивой осанки, а также тренировать мышцы, необходимые для вынашивания и рождения ребенка.
В обществе на девушку, женщину возложена особая биологическая и социальная роль, связанная с продолжением рода и передачей социального опыта от поколения к поколению, поэтому вопросы сохранения, укрепления здоровья и формирования мотивации двигательной активности у девушек-студенток требуют своевременного решения.
Проведенные авторами исследования свидетельствуют о различиях в интересах к видам двигательной активности у юношей и у девушек. Популярными видами спорта у юношей являются: волейбол, баскетбол, футбол, атлетическая гимнастика, единоборства, плавание, легкая атлетика. Девушки предпочитают заниматься танцами, аэробикой, степ-аэробикой, аквааэробикой, фитболом, плаванием, волейболом, легкой атлетикой. Анализ результатов, полученных в ходе опроса, позволил построить иерархию мотивов у юношей и девушек (рис. 4).
Различия в доминировании мотивов определили направленность занятий по физическому воспитанию. Таким образом, для юношей занятия должны носить в большей степени развивающую (кондиционную) направленность, а для девушек — оздоровительную. Особенности проявления мотивации к занятиям физическими упражнениями у юношей и девушек ложатся в основу дифференциации методических условий проведения занятий по физическому воспитанию. К ним относятся следующие:
Рис. 4. Приоритетность мотивов занятий физическими упражнениями юношей и девушек
• сообщение теоретических знаний о здоровом образе жизни и их реализация в практике;
• выбор физических упражнений, которые вызывают интерес у студентов;
• дозирование физических нагрузок;
• применение методов поощрения и порицания;
• особенности контроля физической подготовленностью;
• оценка по физическому воспитанию.
На занятиях по физической культуре проявление активности связано не только с выполнением физических упражнений, но и с регулярностью их посещения, что в свою очередь, зависит от стимулов, которые использует преподаватель. К ним можно отнести: методы поощрения и порицания, контроль и выставление оценки. При проведении занятий с девушками более эффективными являются методы поощрения и вербальная оценка их достижений на занятии. Юношам необходима точная, количественная оценка, выраженная в килограммах, сантиметрах, секундах и т. п. Одним из классических методов привлечения студентов к занятиям физической культурой и спортом является наличие в программе трех основных аспектов:
• оздоровительного, характеризующегося обеспечением эффективного развития физических качеств, постепенным увеличением нагрузки, плотности урока и осуществлением самоконтроля;
• образовательного, который подразумевает сообщение цели и задач, формирование знаний в области физической культуры, распределение отдельных заданий, привлечение студентов к анализу и исправлению технических ошибок при выполнении движений и пр.;
• воспитательного, предполагающего решение задач воспитания ценностного отношения к здоровью, здоровому образу жизни, занятиям физическими упражнениями, воспитанию морально-волевых качеств, эстетического восприятия и пр. Своевременная аттестация по занятиям физической культурой является основным мотивом у студентов. Через этот мотив возможно приступить к формированию оздоровительных мотивов. Тем не менее, стоит осторожно подходить к оцениванию успеваемости. Студенты со слабой физической подготовленностью испытывают дискомфорт и психологическое напряжение, которые выражаются в пассивном отношении к занятиям, отчуждении от физической культуры вообще [5].
Таким образом, анализ данных, полученных в ходе исследования, показал, что главным фактором, стимулирующим интерес студентов к занятиям физическими упражнениями, является улучшение качества и содержания занятий по физической
культуре. Это вытекает из эффективности и целенаправленности занятий, правиль- з ного выбора физической нагрузки, самостоятельности, требовательности, индиви- ^ дуального подхода, личности преподавателя, его заинтересованности в работе и § отношения к занимающимся, динамичности, эмоциональности, новизны упражнений £ и форм проведения занятий. ^
Решая задачу повышения мотивации у студентов, необходимо разнообразить ° учебные и секционные занятия, использовать ценностный потенциал физической о культуры, отказаться от преобладания нормоцентрического подхода и создать на ^ занятиях психологически комфортный режим, способствующий развитию внутрен- ш ней мотивации к целенаправленной и регулярной двигательной активности. Дифференцирование программ по физическому воспитанию, основанное не только на физиологических, но и психологических, потребностно-мотивационных отличиях между юношами и девушками, способствует изменению отношения девушек к физической культуре и здоровому образу жизни в целом, усиливает мотивацию девушек-студенток к занятиям по физической культуре. Для девушек необходимо своевременно вводить новые формы занятий и современные фитнес-программы; для юношей — силовые тренировки на тренажерах и игровые виды спорта. Также следует в начале и в конце учебного года осуществлять диагностику физического состояния по регистрации ЧСС, АД как в покое, так и после дозированных стандартных физических нагрузок, а также другие доступные методы диагностики резервов кардиореспираторной системы.
Учебные занятия не должны проходить монотонно, следует чаще применять игровой и соревновательный методы, метод круговой тренировки, шире использовать музыкальное сопровождение, усилить творческую составляющую при организации занятий физической культурой.
Знания по физической культуре являются мощным средством педагогического воздействия на мотивационную потребность студенчества. Эти знания составляют рациональную основу убеждения студентов, а общеобразовательная направленность занятий является способом воздействия на формирование у студентов потребности в занятиях физическими упражнениями в свободное время. Познание основ физического развития человека и физической подготовленности дают возможность студентам вуза более эффективно и качественно использовать методы и средства для самообразования и саморазвития. Успешное использование средств физической культуры и спорта в учебном процессе и дифференцированного контроля студентов за физической подготовленностью поможет им сохранить физическую работоспособность, сформирует способность к быстрой адаптации, ускорит процессы восстановления и реабилитации после физических и умственных нагрузок. У студента формируется успешное выполнение учебных требований и улучшается успеваемость по другим дисциплинам. Воспитывается высокая организованность и дисциплина в учебе, быту, отдыхе. Физическая подготовленность способствует рациональному использованию свободного времени для личностного и профессионального развития будущего специалиста.
Литература
1. Беляничева В. В. Формирование мотивации занятий физической культурой у студентов / В. В. Беляничева, Н. В. Грачева // Физическая культура и спорт: интеграция науки и практики / сб. науч. ст. Вып. 2. Саратов : Наука, 2009. 6 с.
2. Доброрадных М. Б. Ценности здоровья и имиджа в образе жизни студентов / Добро-радных М. Б. // Юбилейный сборник научных трудов молодых ученых и студентов РГАФК. М., 1998. С. 31-37.
3. Ильин Е. П. Психология физического воспитания. СПб., 2002.
-О 4. Слепова Л. Н. Гендерный подход к физическому воспитанию студентов / Слепова Л. Н.,
^ Хаирова Т. Н., Дижонова Л. Б. // Современные наукоемкие технологии. 2010. № 5. C. 129-
о 130.
2 5. Старчеков М. М. Рейтинговая оценка как средство повышения мотивации студентов к занятиям физической культурой / М. М. Старчеков. Омск : СГУФК, 2005. 23 с.
^ 6. Сырвачева И. С. Мотивация самостоятельных занятий физическими упражнениями / И. С. Сыр-
m вачева // Физическая культура, здоровье: проблемы, перспективы, технологии : матер.
о регион. науч. конф. / ДВГУ. Владивосток, 2003. C. 108-111.
ш ш
° References
1. Belyanicheva V. V. Formation of motivation to physical trainings at students [Formirovanie motivatsii zanyatii fizicheskoi kul'turoi u studentov] / V. V. Belyanicheva, N. V. Gracheva // Physical culture and sport: science and practice integration [Fizicheskaya kul'tura i sport: integratsiya nauki i praktiki]: collection jf scientific article. Vol. 2. Saratov : Science [Nauka], 2009. 6 p.
2. Dobroradnykh M. B. Health and image values in a students' way of life [Tsennosti zdorov'ya i imidzha v obraze zhizni studentov] / Dobroradnykh M. B. // Anniversary collection of scientific works of young scientists and students of SCOLIPE [Yubileinyi sbornik nauchnykh trudov molo-dykh uchenykh i studentov RGAFK]. M., 1998. P. 31-37.
3. Ilyin E. P. Psycology of physical training [Psikhologiya fizicheskogo vospitaniya]. SPb., 2002.
4. Slepova L. N. Gender approach to students physical training [Gendernyi podkhod k fizicheskomu vospitaniyu studentov] / Slepova L. N., Hairova T. N., Dizhonova L. B. // Modern knowledgeintensive technologies [Sovremennye naukoemkie tekhnologii]. 2010. N 5. P. 129-130.
5. Starchekov M. M. Rating assessment as means of increase of motivation of students to physical training [Reitingovaya otsenka kak sredstvo povysheniya motivatsii studentov k zanyatiyam fizicheskoi kul'turoi] / M. M. Starchekov. Omsk : SSUPC [SGUFK], 2005. 23 p.
6. Syrvacheva I. S. Motivation to independent training and physical exercises [Motivatsiya samo-stoyatel'nykh zanyatii fizicheskimi uprazhneniyami] / I. S. Syrvacheva // Physical culture, health: problems, prospects, technologies [Fizicheskaya kul'tura, zdorov'e: problemy, perspektivy, tekhnologii] : materials of regional scientific conference / DVFU. Vladivostok, 2003. P. 108-111.