Научная статья на тему 'Отношение студентов средних специальных учебных заведений к самостоятельным занятиям физической культурой'

Отношение студентов средних специальных учебных заведений к самостоятельным занятиям физической культурой Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
1401
170
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОТИВАЦИЯ / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / СТУДЕНТЫ / MOTIVATION / PHYSICAL CULTURE / STUDENTS

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Заливан Денис Олегович, Савчук Александр Николаевич

В статье рассмотрены вопросы мотивации к самостоятельным занятиям физической культурой у современных студентов. В ходе исследования были выявлены: мотивы самостоятельных занятий физической культурой и спортом; формы активного отношения юношей и девушек к занятиям физическими упражнениями; их интерес к различным видам спорта; факторы формирования физкультурных и спортивных интересов; причины, которые препятствуют регулярным занятиям физической культурой и спортом; различия в мотивах занятий физическими упражнениями юношей и девушек. Был использован ряд традиционных методов исследования: анализ научно-методической литературы, анкетирование, интервьюирование.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Заливан Денис Олегович, Савчук Александр Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ATTITUDE OF STUDENTS OF COLLEGES TO INDEPENDENT PHYSICAL ACTIVITY

The article raises the questions of modern students' motivation to independent sports activity. The research reveals a number of findings: firstly, the motivation for independent physical and sports activity; secondly, types of male and female students' active attitudes to physical exercises; thirdly, their interest to different kinds of sports; fourthly, the factors of formation of sports interests; then, obstacles for regular sports and physical activity; and finally, differences in males' and females' motivation to physical exercises. The results we report here were obtained from traditional methods: scientific-methodological literature analysis, questionnaire survey, interviewing.

Текст научной работы на тему «Отношение студентов средних специальных учебных заведений к самостоятельным занятиям физической культурой»

ОТНОШЕНИЕ СТУДЕНТОВ СРЕДНИХ СПЕЦИАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ К САМОСТОЯТЕЛЬНЫМ ЗАНЯТИЯМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ

Мотивация, физическая культура, студенты.

Организм человека - единая, сложная, саморегулирующаяся и саморазвива-ющаяся биологическая система, находящаяся в постоянном взаимодействии с окружающейся средой, имеющая способность к самообучению, восприятию, передаче и хранению информации. Мышечная деятельность является непременным условием отправления двигательных и вегетативных функций организма человека на всех этапах его развития. Отношение студентов к физической культуре и спорту — одна из актуальных социально-педагогических проблем современного общества.

Многочисленные исследования последних лет [Агаджанян и др., 1997; Вишневский, Шапко, 2000; Степанова, 2003] свидетельствуют о том, что физкультурно-спортивная деятельность еще не стала для студентов потребностью, не превратилась в интерес личности.

Студенческий возраст — один из критических периодов в биологическом, психическом и социальном развитии человека [Здоровье студентов, 2000]. Со стороны педагогов должно исходить желание приобщить студентов к самостоятельным занятиям физической культурой, привить им потребность в систематических занятиях физическими упражнениями. В структуре общей физической культуры личности студента значительное место должно отводиться «совершенствованию личных способностей, развитию самовоспитательной и образовательной функции студента» [Сысоев, 2003].

Основной целью при обучении и воспитании студентов должно стать формирование потребности в «конструировании здоровья» [Воронцов, 1990].

В настоящее время процесс формирования у студенческой молодежи потребности к физическому самосовершенствованию актуален и должен стать долгосрочным позитивным результатом всей работы по физическому воспитанию. Наиболее важным в структуре личной физической культуры студента должен являться мотивационный компонент.

В статье рассматриваются вопросы мотивации к самостоятельным занятиям физической культурой у современных студентов. В ходе нашего исследования были выявлены: мотивы самостоятельных занятий физической культурой и спортом; формы активного отношения юношей и девушек к занятиям физическими упражнениями; их интерес к различным видам спорта; факторы формирования физкультурных и спортивных интересов; причины, которые препятствуют регулярным занятиям физической культурой и спортом; различия в мотивах занятий физическими упражнениями юношей и девушек.

В результате проведенного нами анализа научно-методической литературы было установлено, что мужчины всегда с большей активностью относились к занятиям физкультурой и спортом, чем женщины. Социологическое исследование П.А. Виноградова с соавторами выявило, что распространенность занятий утрен-

ней гимнастикой составляла среди мужчин 65,2 %, а среди женщин 34,3 % [Виноградов и др., 1996].

Чаще всего называемыми причинами нежелания заниматься спортом являются: отсутствие спортивных объектов, отсутствие пропаганды здорового образа жизни, высокая стоимость услуг, предоставляемых сферой физической культуры [Виленский, 1996].

Одними из важнейших компонентов, составляющих структуру активности занятий физической культурой и спортом, являются внутреннее желание и интерес к занятиям у каждого студента. Большую роль при этом будет играть осознание студентами подлинного уровня своего физического развития и необходимости в его совершенствовании [Реан и др., 1999].

На сегодняшний день проведено достаточно исследований, посвященных мотивации студенчества [Виленский, 1996; Коник и др., 2006; Коноплева, 2008 и др.]. Однако особенности мотивации в контексте половых различий освещены, на наш взгляд, еще недостаточно, что свидетельствует об актуальности такого рода исследования. В связи с тем что в определении репродуктивного здоровья населения ведущее место отводится девушкам, повышение их физической активности позволит осуществлять мероприятия по профилактике и коррекции имеющихся у них нарушений.

Известно, что занятия физической культурой способствуют нормализации репродуктивной функции, оказывают общеукрепляющее действие, активизируют кровообращение во всем организме, уменьшая застойные явления в органах малого таза [СЬос1ого\¥, 1989; Шушунова, 2000]. В связи с вышеизложенным занятия физическими упражнениями являются одним из средств профилактики нарушения репродуктивного здоровья девушек. Занятия физической культурой призваны вызывать у студенток интерес к проблеме репродуктивного здоровья, повышать уровень их мотивации к физической активности как на занятиях в средних специальных учебных заведениях (ссузах), так и во время самостоятельных занятий специальной направленности [СЬоскичт, 1989; БгогсЬувк!, 1999].

Таким образом, мотивация студентов неоднородна, она зависит от множества факторов: возрастных, половых, индивидуальных особенностей. Научные исследования доказывают [Виленский, 1996; Коник и др., 2006], что для студентов младших курсов спорт и физическая культура являются только учебной дисциплиной в ссузе. Со временем студенты-старшекурсники начинают оценивать и понимать нравственные и эмоциональные аспекты спорта.

В ходе нашего исследования выяснилось, что заинтересованность студентов спортом проявляется следующим образом: 5 % опрошенных читают спортивные газеты, 46 % смотрят спортивные передачи, 24 % посещают спортивные мероприятия и 25 % ничем не интересуются.

При проведении исследования, опираясь на концепцию Н.М. Баламутовой, Л.В. Шейко, И.П. Олейникова [Баламутова и др., 2005], мы выделили три блока мотивов для исследования мотивации к занятиям физической культурой: мотивы укрепления здоровья, мотивы развития двигательных и волевых качеств, эмоциональные мотивы.

Целью нашего исследования стало определение мотивации студентов к самостоятельным занятиям физической культурой и спортом.

Методы и организация исследования. В ходе нашего исследования были использованы такие традиционные методы, как анализ научно-методической литературы и анкетирование. Нами использовались анкета, основанная на концеп-

ции Н.М. Баламутовой, Л.В. Шейко, И.П. Олейникова, для оценки мотивов укрепления здоровья, мотивов развития двигательных и волевых качеств, эмоциональных мотивов [Баламутова и др., 2005]; процентный ^критерий Стьюдента для статистической обработки данных.

Выборка юношей-студентов Красноярского техникума железнодорожного транспорта составила 145 чел., а девушек — 155 чел. Общая величина выборочной совокупности — 300 студентов I — III курсов.

Результаты изучения у студентов мотивов укрепления здоровья, развития двигательных и волевых качеств, эмоциональных мотивов представлены в таблице.

Таблица

Мотивация к занятиям физической культурой у студентов мужского и женского пола (в % к числу опрошенных)

Мотивы Студенты Студентки Критерий разности і Уровень значимости р

Стремление к укреплению и поддержанию здоровья 58 46 2,10 р<0,05

Хорошее физическое самочувствие после занятий 53 51 0,35 Незнач.

Развитие силы 86 77 2,03 р<0,05

Развитие выносливости 6 56 1,79 Незнач.

Развитие скорости 49 41 1,40 Незнач.

Удовольствие от занятий 39 35 0,72 Незнач.

Хорошее настроение во время и после занятий 44 36 1,42 Незнач.

Из полученных результатов следует, что в блоке мотивов укрепления здоровья наиболее значимыми являются мотивы стремления к укреплению и поддержанию здоровья (студенты — 58 % и студентки — 46 %), т. е. юноши достоверно (р<0,05) более положительно по сравнению с девушками относятся к занятиям физической культурой как к важному фактору укрепления здоровья. При сравнении мотива «хорошее физическое самочувствие после занятий» не обнаружены значимые различия в оценках студентов и студенток (студенты — 53 % и студентки — 51 %).

В группе мотивов развития двигательных и волевых качеств наибольшую значимость имеют мотивы развития силы и развития выносливости. Результаты сравнительного исследования мотивов развития силы показывают, что эти мотивы студентов достоверно (р<0,05) отличаются от мотивов студенток. Больший удельный вес в мотивационной структуре студентов имеют и мотивы развития выносливости (студенты — 66 % и студентки — 56 %). Если студенты проявляют больший интерес к развитию двигательных и морально-волевых качеств, то для студенток занятия физическими упражнениями уже менее привлекательны с этой точки зрения.

Результаты исследования показывают, что эмоциональные мотивы (удовольствие от занятий, хорошее настроение во время и после занятий) не имеют особого значения для мотивации учебной деятельности к занятиям физической культурой. Лишь третья часть опрошенных студентов указали на положительное значение эмоциональных мотивов.

По данным проведенного нами исследования, среди 300 проинтервьюированных нами студентов занимались физкультурой и спортом до поступления в ссуз 41,8 % юношей и 20,4 % девушек. При этом девушки делали утреннюю зарядку и

занимались фитнесом и танцами, а юноши занимались спортом самостоятельно и в спортивных секциях. Представители мужского пола отводили значительно больше времени, чем девушки, на самостоятельные занятия физическими упражнениями. Следовательно, и спортивные разрядные нормативы гораздо чаще были у молодых людей, чем у девушек (соответственно 45,8 и 20,6 %).

Имеются и существенные различия в проявлении девушками и юношами интереса к различным видам спорта. Наше исследование показало, что в последние годы резко возрос интерес девушек к таким видам спорта, как аэробика и ее разновидности (степ, слайд, фанк), калланетика, шейпинг. В то же время заметный интерес девушки стали проявлять и к спортивным, и к восточным единоборствам. Юноши стали больше уделять внимания таким видам спорта, как пауэрлифтинг, армспорт, бодибилдинг, все виды единоборств.

Также нами было установлено, что основными факторами формирования для возникновения спортивных интересов у современной молодежи являются: у юношей — просмотр спортивных телепередач и поддержание хорошей физической формы, у девушек — желание добиться идеального внешнего вида путем работы над своей фигурой.

Результаты показали, что юноши-студенты проявляют больший интерес к развитию двигательных и волевых качеств, тогда как для студенток занятия физическими упражнениями уже менее привлекательны с этой точки зрения. Юноши достоверно (р<0,05) более положительно по сравнению с девушками относятся к занятиям физической культурой как к важному фактору укрепления здоровья.

Существенные половые отличия у студентов имеются и в выборе видов спорта для самостоятельных занятий. Девушек-студенток стали интересовать аэробика, шейпинг и их разновидности, тогда как юношей — силовые виды спорта и все виды единоборств.

Значительных половых различий в причинах, препятствующих регулярным занятиям физической культу!)ой и спортом, выявлено не было. Самыми распространенными причинами были обозначены: отсутствие свободного времени, финансовая несостоятельность, наличие других интересов.

Процесс совершенствования системы физического воспитания студентов основан на широком использовании научных достижений в области социальных, педагогических и естественных наук. Он достаточно сложен и обусловлен многими факторами, среди которых существенным является мотивация к самостоятельным занятиям физической культурой.

Необходимо, чтобы возникла тенденция возрастания роли физической культуры и спорта в жизни студентов, повышался уровень положительной мотивации к самостоятельным систематическим занятиям физической культурой и спортом, к здоровому образу жизни.

Эффективность физического воспитания существенно повысится, если будет повышен уровень положительной мотивации к систематическим занятиям физической культурой.

Библиографический список

1. Агаджанян Н.А., Дегтярев В.П., Русанова Е.И. и др. Здоровье студентов. М., 1997.

2. Баламутова Н.М., Шейко Л.В., Олейников И.П. Исследования мотивации и эффективности оздоровительной тренировки для женщин, занимающихся в физкультурно-оздоровительных группах по плаванию // Теория и практика физической культуры. 2005. № 1.

3. Виленский М.Я. Физическая культура в гуманитарном образовательном пространстве вуза // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 1996. № 1.

4. Виноградов П.А., Жодцак В.И., Нифонтова JI.H. Утренняя гимнастика в жизни современного человека // Теория и практика физической культуры. 1977. № 6. С. 37—40.

5. Виноградов П.А., Дунашин А.П., Жолдак В.И. Основы физической культуры и здорового образа жизни. М.: Советский спорт, 1996.

6. Вишневский Ю.Р., Шапко В.Т. Студент 90-х — социокультурная динамика // Социологические исследования. 2000. № 12.

7. Воронцов Б.Н. Разумные потребности личности: сущность, критерии, пути формирования. Воронеж: У, 1990.

8. Здоровье студентов: сб. науч. тр. / под ред. B.C. Богатырева. Киров: Вятский гос. пед. ун-т, 2000.

9. Коник Г.А., Темченко В.В., Усова Т.Е. Учебные занятия по видам спорта как средство формирования мотивации к здоровому образу жизни у студентов высших учебных заведений // Физическое воспитание студентов творческих специальностей. 2006. № 4.

10. Коноплева Е.Н. Формирование мотивации к занятиям физической культурой у студентов нефизкультурных вузов посредством лекционных занятий по теории и методике ФК // Физическое воспитание студентов творческих специальностей. 2008. № 3.

Н.Реан А.А. и др. О ценностно-мотвационной сфере студентов университетов / А.А. Реан, Т.В. Андреева, Н.П. Киреева, H.JL Москвичева // Ананьевские чтения-99: тезисы науч,-практич. конф.. СПб., 1999.

12. Степанова Г.Б. Репродуктивное здоровье и образ жизни студенческой молодежи // Тезисы докл. и выступл. на II Всерос. социолог, конгр. «Российское общество и социология в XXI веке: социальные вызовы и альтернативы». М., 2003.

13. Сысоев В.В. Формирование у студентов непрофильных педагогических специальностей потребности в физическом самосовершенствовании: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08. Брянск, 2003.

14. Храмогина М.М., Грахольская Ю.Ю., Киреева А.В. Мотивация к занятиям физической культурой первокурсников разных лет (1987, 2007 гг.). Саратов: Саратов, гос. аграр. ун-т им.Н. И. Вавилова, 2007.

15. Шушунова М.С. Нетрадиционные методы лечения гинекологических заболеваний у девочек и девочек-подростков. М.: Триада-Х, 2000. 210 с.

16. Chodorow N. J. Feminism and psychoanalytic theory. New Haven, CT: Yale University Press, 1989.

17.Drozdovski Z. Sports activity women Poland// Theory and Practice of Physical Culture. 1999. №6. S. 8-11.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.