УДК 796-957.815:004
DOI: 10.21685/2072-3024-2017-4-18
Е. В. Витун, Н. С. Бакурадзе, Т. В. Нурматова
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ В ВЫСШЕМ УЧЕБНОМ ЗАВЕДЕНИИ
Аннотация.
Актуальность и цели. В настоящее время во всех сферах общественной жизни широко используются различные компьютерные технологии. В связи с этим использование информационно-компьютерных технологий в любой дисциплине образовательного процесса вуза будет являться объективным и закономерным условием. Одним из основных компонентов профессиональной подготовки будущего специалиста становятся вопросы овладения современными информационными и компьютерными технологиями. Целью нашего исследования является поиск наиболее эффективных информационно-компьютерных технологий, которые можно использовать в учебном процессе по физической культуре.
Материалы и методы. К материалам исследования относятся Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по дисциплине «Физическая культура», рабочая программа по дисциплине «Физическая культура» для всех направлений подготовки бакалавриата и спе-циалитета, а также научная литература отечественных и зарубежных авторов по теме исследования. В исследовательской работе были использованы следующие эмпирические методы: наблюдение, опрос, анкетирование, практические тесты.
Результаты. Анкетирование, предложенное студентам, подтвердило наличие у студентов интереса к внедрению в учебный процесс по физическому воспитанию мультимедийного обеспечения, средств компьютерного тестирования, видеосъемки выполняемых упражнений, других средств информационно-компьютерных технологий, которые, по их мнению, повысят мотивацию к учебным занятиям и различным видам физкультурно-спортивной деятельности. Использованные практические тесты по оценке уровня физической и функциональной подготовленности студентов были обработаны при помощи компьютера, что существенно упростило процедуру получения и оценки результатов.
Выводы. Для повышения эффективности занятий по физической культуре в вузе считаем необходимым применение в учебном процессе информационно-компьютерных технологий. Это позволит вывести качество преподавания на более высокий уровень, а также окажет положительное влияние на по-требностно-мотивационную сферу студентов к физической культуре.
Ключевые слова: профессиональная подготовка, физическая культура, информационно-компьютерные технологии, формы физической культуры, физкультурно-спортивная деятельность.
E. V. Vitun, N. S. Bakuradze, T. V. Nurmatova
THE USE OF INFORMATION AND COMPUTER TECHNOLOGIES AT PHYSICAL EDUCATION CLASSES AT UNIVERSITIES
Abstract.
Background. At present, various computer technologies are widely used in all spheres of public life. In this regard, the use of information and computer technolo-
gy (ICT) in any discipline of the educational process of the university will be an objective and logical condition. One of the main components of professional training for a future specialist is the acquisition of modern information and computer technologies. The purpose of our research is to find the most effective information and computer technologies that can be used in the educational process of physical culture.
Materials and methods. The research materials include: the State educational standard of higher professional education in the discipline "Physical Culture", the work program on the discipline "Physical Culture" for all areas of bachelor and specialist training, as well as scientific literature of domestic and foreign authors on the research topic. In the research work the following empirical methods were used: observation, questioning, questioning, practical tests.
Results. The questionnaire offered to students confirmed the students' interest in introducing multimedia support, computer testing tools, video shooting of the exercises of other ICT tools in the educational process of physical education, which, in their opinion, will increase the motivation for training and various sports and sports activities. The practical tests used to assess the level of physical and functional preparedness of students were processed using a computer, which greatly simplified the procedure for obtaining and evaluating the results.
Conclusions. To increase the effectiveness of physical education classes at the university, we consider it necessary to use information and computer technologies in the educational process. The use of ICT in the educational process for physical education will make it possible to improve the quality of teaching to a higher level, and will also have a positive impact on the needs-motivational sphere of students for physical education.
Key words: vocational training, physical culture, information and computer technologies, forms of physical culture, physical culture and sports activities.
Актуальность
В результате создания новой компьютерной техники и других, аналогичных средств информационно-компьютерных технологий (ИКТ) образование приобрело новое качество, связанное в первую очередь с возможностью оперативно получать информацию из любой точки земного шара.
Через глобальную компьютерную сеть Интернет возможен мгновенный доступ к мировым информационным ресурсам (электронным библиотекам, базам данных, хранилищам файлов и т.д.).
Обеспечение образовательного процесса компьютерными программами всегда сопутствовало развитию теоретической и практической мысли по их эффективному использованию в педагогической деятельности [1].
Современные информационные технологии представляют собой соединение процессов, методов поиска, сбора, хранения и обработки информации, а также способы осуществления таких процессов и методов [2].
Современный специалист любого профиля должен легко ориентироваться в свободных потоках, уметь получать, обрабатывать и использовать информацию с помощью компьютеров и других средств информационных технологий.
Информатизация общества влечет за собой необходимость постоянного повышения профессионального уровня в области владения информационными и коммуникационными технологиями будущих специалистов, обучающихся по различным программам бакалавриата и специалитета. Потребность
большинства членов современного общества в познании и реализации возможностей этих технологий для повышения общекультурного и профессионального уровня определяется тем, что производственные и образовательные технологии приобретают все большую зависимость от информационных технологий, на базе которых они создаются и совершенствуются [3, 4].
Отечественными и зарубежными исследователями подчеркивается значимость дисциплины «Физическая культура» в образовательном процессе вуза и ее необходимость наряду с другими учебными дисциплинами [5-8].
Цель нашего исследования - изучить необходимость использования в учебном процессе по дисциплине «Физическая культура» информационно-компьютерных технологий как средства методической поддержки учебного процесса и обосновать необходимость их применения.
Информационные технологии используются в различных учебных дисциплинах вуза, в том числе и в дисциплине «Физическая культура». Применение современных технологий в образовательном процессе вуза стимулирует познавательный интерес у студентов к физической культуре, создавая условия для мотивации к изучению этого предмета, тем самым способствуя повышению качества образования в целом.
Материалы и методы исследования
К материалам исследования относятся следующие: Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по дисциплине «Физическая культура», рабочая программа по дисциплине «Физическая культура» для всех направлений подготовки бакалавриата и специали-тета, а также научная литература отечественных и зарубежных авторов по теме исследования.
Практическая часть исследования выполнялась с использованием аппаратно-программного комплекса (АПК) «НС-Психотест» (ООО «Нейрософт, г. Иваново»).
В исследовании использовался обзор и анализ научной литературы по выбранной теме, который позволил нам обосновать необходимость использования информационно-компьютерных технологий в учебном процессе по физической культуре. Также были рассмотрены основные формы физкультурно-спортивной деятельности, которые используются в учебном процессе вуза, и возможность применения ИКТ для каждой из этих форм.
Практическая часть исследования, в которой принимало участие 120 студентов первого и второго курса, проводилась с использованием следующих эмпирических методов: наблюдение, опрос, анкетирование.
Кроме того, проводилось тестирование психологического и физиологического состояния студентов с применением информационно-компьютерных технологий.
Результаты и обсуждение
Физическая культура по своей специфике отличается от других дисциплин, и на первый взгляд кажется, что использование информационных технологий в процессе занятий не представляется возможным, потому что основное направление дисциплины - двигательная активность.
Но, тем не менее, задача преподавателя любой дисциплины - создать условия для овладения студентами полноценными знаниями, и, как правило, в любой дисциплине используются общедидактические методические принципы обучения.
Необходимость использования информационно-компьютерных технологий в процессе физического воспитания студентов вызвана потребностью в повышении его качества с помощью применения компьютеров.
Информационно-компьютерные технологии позволяют организовать учебный процесс на новом, более высоком уровне и обеспечивают более полное усвоение студентами учебного материала.
В настоящее время существуют различные разработки, позволяющие использовать компьютерные технологии: создание банка данных показателей здоровья и физических качеств студентов, мониторинг уровня физического и функционального состояния студентов, проектный метод и многое другое.
К сожалению, данные разработки не всегда используются в учебном процессе в достаточной степени.
По мнению исследователей (В. Ю. Волков, М. Н. Гуслова, Ю. Д. Железняк, Л. И. Лубышева и др. [1, 4, 6, 9]), на занятиях физической культурой целесообразно использовать ИКТ в следующих случаях:
- осуществление поиска и сбора информации;
- написание учебных пособий и методических рекомендаций;
- развитие исследовательских способностей студентов (создание проектов, презентаций);
- диагностика (тестирование, экспресс-диагностика, мониторинг полученных данных);
- использование таблиц, графиков, итоговых протоколов при проведении соревнований;
- контроль знаний (компьютерное тестирование изученного теоретического материала).
На наш взгляд, использование информационных технологий на занятиях физической культурой будет способствовать увеличению заинтересованности в занятиях, так как молодежь с увлечением воспринимает все новое.
Кроме того, как было указано ранее, любой учебный процесс осуществляется в соответствии с дидактическими принципами. А одним из основных принципов обучения является принцип наглядности, и применение, например, мультимедийных средств на занятиях по физической культуре поможет более эффективно овладеть техникой изучаемых упражнений.
С учетом вышеизложенного мы предлагаем выделить следующие направления использования информационных технологий в физической культуре в вузе:
- в качестве средств обучения, совершенствующих процесс преподавания и повышающих его эффективность;
- в качестве средств информационно-методического обеспечения и управления учебно-воспитательным и организационным процессом в вузе;
- в качестве средств автоматизации процессов контроля, коррекции результатов учебной и учебно-тренировочной деятельности;
- в качестве средств компьютерного тестирования физического, функционального и психологического состояния занимающегося;
- в качестве средств автоматизации процессов обработки результатов сдачи контрольных нормативов, подведения итогов различных соревнований;
- в качестве средств организации мониторинга физического состояния и здоровья студентов.
Дисциплина «Физическая культура» преподается на протяжении всего периода обучения студентов и осуществляется в различных формах, которые взаимосвязаны, дополняют друг друга и представляют собой процесс физического воспитания студентов.
Существуют различные формы физической культуры, подразделяющиеся на обязательные (урочные) и неурочные.
Основной формой физической культуры в вузе являются учебные занятия, которые планируются учебной программой по всем специальностям вуза.
Учебные занятия могут быть теоретические, практические, контрольные; элективные практические занятия (по выбору) и факультативные.
Отличие учебных занятий от других форм физической культуры в том, что они обязательно проводятся под руководством преподавателя кафедры физического воспитания, проводятся по заранее разработанной программе, по расписанию, контингент занимающихся в одном спортивном зале одинаков по возрасту, полу, уровню физической и функциональной подготовленности.
Кроме того, в высших учебных заведениях получили распространение такие формы организации физкультурно-оздоровительной работы, как группы спортивного совершенствования, массовые оздоровительные, физкультурные и спортивные мероприятия, самостоятельные занятия.
В последние годы широкое распространение получила подготовка и сдача нормативов комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО).
Массовые оздоровительные, физкультурные и спортивные мероприятия направлены на широкое привлечение студенческой молодежи к регулярным занятиям физической культурой и спортом, на укрепление здоровья, совершенствование физической и спортивной подготовленности студентов. Они организуются в свободное от учебных занятий время. К таким мероприятиям можно отнести областной фестиваль студенческого спорта, спартакиады «Первокурсник», «Университет», а также различные спортивные праздники (День знаний, день здоровья, спортивные праздники на факультетах).
Широкую популярность у студентов приобретают самостоятельные занятия различными видами физкультурно-спортивной деятельности. Самостоятельные занятия студентов (по заданию преподавателей) физической культурой, спортом, туризмом позволяют выполнить недельный объем двигательной активности, рекомендованный для студентов Министерством здравоохранения, что составляет 10-14 ч.
Кроме того, самостоятельные занятия способствуют усвоению учебного материала по физическому воспитанию, ускоряют процесс физического совершенствования.
Задания для самостоятельных занятий должны быть интересными, доступными, но требующими некоторых усилий для их выполнения. Преподаватель должен доступно объяснить каждое задание, указать его продолжитель-
ность, количество повторений упражнений, обратить внимание на темп выполнения, в отдельных случаях - на режим дыхания.
Следует дать примерные варианты отдельных заданий, научить, лично контролировать качество выполнения упражнений. И обязательно ознакомить студентов с техникой самоконтроля при занятиях физическими упражнениями.
Для активизации физического воспитания будущих специалистов, ориентации их на самостоятельные занятия физической культурой и спортом преподавателю необходимо:
- придавать занятиям по физическому воспитанию привлекательность и эмоциональность - знакомить студентов с новыми современными системами физических упражнений;
- на занятиях по физическому воспитанию расширять арсенал физических упражнений, которые возможно выполнять в процессе самостоятельных занятий в домашних условиях и которые не требуют специального оборудования;
- обеспечивать психологический настрой студентов на постепенное повышение интенсивности самостоятельных занятий с неизбежным неприятным ощущением (мышечная боль, усталость и т.д.).
В настоящее время студенты нашего вуза приступили к сдаче норм комплекса ГТО, которой предшествовала определенная подготовка.
Студенты относятся к возрастной группе шестой ступени комплекса ГТО и для получения золотого значка должны успешно выполнить нормативы восьми контрольных тестов, для серебряного значка следует выполнить семь тестов, для бронзового значка - шесть.
Для сдачи данных нормативов требуется физическая подготовленность, которая осуществляется преподавателями кафедры физического воспитания в вузе.
Занятия по подготовке рекомендуется проводить на спортивных площадках, а если есть возможность - на открытом воздухе. На занятиях по подготовке к сдаче нормативов ГТО используется разнообразный спортивный инвентарь и оборудование: гимнастические скамейки, перекладина, гантели, эспандеры, силовые тренажеры, гири и др.
При помощи подбора определенных средств ИКТ, можно повысить у студентов интерес к различным формам физической культуры, а также улучшить качество преподавания данной дисциплины.
1. Учебные занятия.
Учебный процесс по физической культуре для всех направлений подготовки бакалавров и специалистов предполагает достаточный объем теоретического материала, для которого выделяется небольшое количество лекционных часов и то только для студентов третьего курса.
При помощи информационных технологий преподавателями разработаны обучающие системы, направленные на сообщение студентам теоретических сведений и фактов по физической культуре, осуществляется контроль усвоения теоретических знаний.
Кроме того, используются электронные презентации, при помощи которых студенты могут наглядно овладеть техникой разучиваемых движений, а затем использовать их на практике.
Видеосъемка упражнений, выполняемых после обучения, позволяет после просмотра визуально увидеть свои ошибки и недостатки техники выполнения упражнений и затем постараться их скорректировать. Очень эффективна видеосьемка при обучении плаванию. Из-за шума в бассейне студенту сложно услышать методические указания преподавателя, а просмотрев видеозапись, очень легко проанализировать свои ошибки и постараться их устранить.
На занятиях используются компьютерные тестирующие программы, которые являются актуальными на любом этапе обучения.
Компьютерные тесты предусматривают работу с подсказкой ответов или без них. На каждый вопрос дается несколько вариантов ответа и определенное время на весь тест. Например, данное тестирование позволяет экономить время при проверке теоретических знаний после лекционного курса.
Для определения эффективности занятий и для профилактики негативных последствий, которые могут возникнуть в результате неправильной организации занятий, при избыточной нагрузке необходимо использовать функциональные пробы, которые позволяют оценить состояние сердечнососудистой, дыхательной и других систем организма студентов [10].
Исследование функционального состояния студентов на базе нашего университета возможно при помощи аппаратно-программного комплекса «НС-Психо-Тест» (ООО «Нейрософт, Россия, г. Иваново»).
Данный программный комплекс кроме исследования функционального состояния студентов позволяет выполнить 120 психологических и психофизиологических методов тестирования, а также имеет возможность проводить одновременное тестирование сразу нескольких студентов, что существенно повышает его пропускную способность.
2. Физкультурно-спортивная деятельность.
Физкультурно-спортивная деятельность ставит задачу рационально организовать свободное время студентов для укрепления их здоровья и для улучшения их физической и функциональной подготовленности.
Данная деятельность проводится в виде различных внутривузовских мероприятий, которые осуществляются в следующих формах:
- областной фестиваль студенческого спорта;
- первенство города по различным видам спорта;
- спортивные соревнования (спартакиады «Первокурсник», «Университет»);
- спортивные праздники (день здоровья, день Космонавтики, спортивные праздники на факультетах и др.);
- спортивные мероприятия, организованные областным комитетом по спорту, туризму и молодежной политике (Кросс наций, лыжня России и др.).
Для привлечения студентов к участию в данных мероприятиях используются различные наглядные средства, в первую очередь компьютерный сайт университета, а также плакаты, таблицы, афиши, организовывается активная работа пресс-службы университета.
При помощи информационных технологий проводится эффективное подведение итогов и подсчет очков для определения победителей спартакиад «Первокурсник» и «Университет», спортивных праздников.
3. Самостоятельные занятия по физической культуре.
Как было отмечено ранее, обязательные занятия по физической культуре в вузах не достаточны для преодоления дефицита двигательной активности студентов. В связи с этим большое внимание должно уделяться организации самостоятельных занятий студентов по заданию преподавателей.
Задачами самостоятельных занятий являются сохранение здоровья, поддержание высокого уровня физической и умственной работоспособности коррекция физического развития, формирование двигательных умений и навыков, развитие физических качеств, а также активный отдых.
Для того чтобы самостоятельные занятия приносили желаемый результат, студенты должны быть мотивированы:
- к пониманию роли самостоятельных занятий для сохранения здоровья и подготовке к профессиональной деятельности;
- овладению методами и приемами самоконтроля при занятиях физическими упражнениями;
- формированию у себя мотивационно-ценностного отношения к самостоятельным занятиям, потребности в регулярных занятиях физическими упражнениями.
Применение информационных технологий для организации самостоятельных занятий по физической культуре возможно в следующих направлениях:
- студенты могут использовать возможности компьютера в качестве организации своей работы путем создания индивидуального информационного пространства для оптимизации своей работы;
- создавать папки с разработками занятий, которые содержат весь необходимый иллюстративный материал, аудио- и видеофрагменты;
- использовать программы для определения своей физической активности (измерять пройденное расстояние в течение дня, недели, месяца), а также следить за своим самочувствием (определение ЧСС, измерение АД) и др.;
- студенты, освобожденные от практических занятий по состоянию здоровья, могут получать индивидуальные теоретические задания от преподавателя и выполнять их на компьютере, а также сдавать теоретический зачет при помощи выполнения тестов.
Каждый студент, занимающийся самостоятельно, обязательно должен вести дневник самоконтроля, в котором регистрируются объективные (рост, вес, ЧСС, АД, частота дыхания) и субъективные (сон, аппетит, самочувствие, настроение, желание тренироваться и др.) показатели самоконтроля и анализируется их динамика [11].
4. Сдача норм комплекса ГТО.
В настоящее время в соответствии с указом Президента № 172 от 24 марта 2014 г. «О всероссийском физкультурно-спортивном комплексе "Готов к труду и обороне" (ГТО)» перед преподавателями вузов стоит задача эффективной подготовки студентов к сдаче нормативов данного комплекса [12].
Прежде всего им необходимо оценить функциональные и физические возможности студентов для сдачи нормативов. Это можно сделать при помощи определения и оценки у студентов индекса Рюффье, индекса массы тела, приема теста Купера. Компьютерные технологии также могут облегчить
процесс анализа, при помощи статистической обработки полученных результатов.
Кроме того, объективная оценка результатов во время сдач нормативов комплекса ГТО возможна с использованием специальной электронной аппаратуры, нередко с обратной связью (видео- и звуколидеры, указывающие, например, на расхождение между правильным и фактическим вариантом исполнения) [13].
Мы рассмотрели основные возможности реализации на практике информационно-компьютерных технологий в процессе физического воспитания студентов в вузе, которые требуют максимально тщательной разработки. Только на практике в процессе занятий можно определить эффективность той или иной компьютерной технологии и подобрать необходимые для соответствующей формы обучения.
В процессе исследовательской работы нами было проведено анкетирование студентов по вопросам использования информационно-компьютерных технологий в процессе физкультурно-спортивной деятельности в университете.
В анкетировании приняло участие более 120 студентов (четыре группы различных специальностей, в программу обучения которых входит дисциплина «Физическая культура»).
В анкету входили вопросы, касающиеся внедрения ИКТ в программу физического воспитания в вузе, отношения к ним студентов, приходилось ли им использовать средства ИКТ в процессе занятий, и др. Результаты анализа анкетирования представлены на рис. 1.
Рис. 1. Результаты анкетирования студентов
Анализ анкетирования показал, что большинство студентов отметило положительное влияние использования ИКТ в учебном процессе, которое, во-первых, облегчит усвоение изучаемого материала, а во-вторых, несомненно, повысит мотивацию, интерес к занятиям. Многие студенты с удовольствием пользовались бы предложенными технологиями, особенно представители тех специальностей, в которых во многих учебных дисциплинах используются ИКТ.
Но, к сожалению, было отмечено недостаточное использование компьютерных технологий на занятиях по физической культуре в настоящее время, что существенно снижает эффективность и качество современного образования.
Выводы
В результате нашей исследовательской работы были подобраны информационно-компьютерные технологии, а именно мультимедийное обеспечение учебного процесса, аппаратно-программный комплекс «НС-ПсихоТест», тестирование в системе АИССТ, видеосъемка выполняемых упражнений и др. Подобранные технологии, на наш взгляд, будут эффективными для использования в учебном процессе по физической культуре в вузе. Данные средства предложены к различным формам физической культуры, таким как учебные занятия, физкультурно-спортивная деятельность, самостоятельные занятия физическими упражнениями, сдача норм комплекса ГТО.
Использование ИКТ позволяет вывести занятия по физической культуре на качественно новый уровень, повысить статус преподавателя, использовать различные виды деятельности в процессе занятия, эффективнее организовать контроль и учет знаний студентов.
Таким образом, социальная значимость и социальные функции информационных технологий в процессе занятий по физическому воспитанию в вузе должны не просто стать важной стороной мотивации студенческой молодежи, но и рассматриваться с позиции повышения качества современного образования как социального института.
Библиографический список
1. Волкова, Л. М. Современные информационно-диагностические технологии в практике физического воспитания / Л. М. Волкова, В. Ю. Волков // Физическая культура, спорт и здоровье. - 2014. - № 23. - С. 17-20.
2. Об информации, информационных технологиях и о защите информации : Федер. закон от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ // КонсультантПлюс. - URL: http://www. consultant.ru/document/cons doc LAW 61798
3. Грачева, А. П. ИКТ в управлении образовательным процессом в условиях введения ФГОС / А. П. Грачева. - М. : УЦ Перспектива, 2015. - 27 с.
4. Гуслова, М. Н. Инновационные педагогические технологии : учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования / М. Н. Гуслова. - 4-е изд., испр. -М. : Академия, 2013. - 288 с.
5. Дружинина, Э. А. Значимость физкультурной деятельности в сознании будущих специалистов / Э. А. Дружинина // Теория и практика физической культуры. -2008. - № 3. - С. 88.
6. Железняк, Ю. Д. Основы научно-методической деятельности в физической культуре и спорте : учеб. для студ. учреждений высш. проф. образования / Ю. Д. Железняк, П. К. Петров. - 7-е изд., стереотип. - М. : Академия, 2014. - 288 с.
7. Pulkkinen, Z. Self control and continuity from childhood adolescence / Z. Pulkki-nen // Life span development and behavior / ed. by P. Baltes, O. G. Brim. - New York : Academic Press, 1982. - Vol. 4.
8. Robertso, A. New health promotion movement / A. Robertso, M. Munkler // Health Educ. - 1994. - Vol. 21 (3). - P. 295-312.
9. Лубышева, Л. И. Социология физической культуры и спорта : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Л. И. Лубышева. - 3-е изд., перераб. и доп. -М. : Академия, 2010. - 272 с.
10. Витун, Е. В. Психологические тесты в практике физического воспитания студенческой молодежи Оренбургской области / Е. В. Витун, И. И. Черемушникова // Вестник ОГУ. Спец. выпуск: Материалы IV Всерос. науч.-практ. конф. «Проблемы экологии Южного Урала». - 2009. - № 9. - С. 703-705.
11. Витун, Е. В. Анализ уровня физической и функциональной подготовленности студентов в процессе физического воспитания в вузе / Е. В. Витун, В. Г. Витун, Т. А. Глазина // Инновации и инвестиции. - 2014. - № 9. - С. 91-94.
12. О Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе «Готов к труду и обороне» (ГТО) : Указ Президента Российской Федерации от 24 марта 2014 г. № 172. -URL: http://www.pravo .gov.ru/proxy/ips/?docbody=&nd= 102171981
13. Фураев, А. Н. К вопросу о компьютеризации анализа выполнения спортивных упражнений / А. Н. Фураев // Теория и практика физической культуры. - 1996. -№ 11. - С. 83-85.
References
1. Volkova L. M., Volkov V. Yu. Fizicheskaya kul'tura, sport i zdorov'e [Physical education, sport and health]. 2014, no. 23, pp. 17-20.
2. Ob informatsii, informatsionnykh tekhnologiyakh i o zashchite informatsii : Feder. za-kon ot 27 iyulya 2006 g. № 149-FZ [On information, information technologies and information secutiry: the federal Law from 27th of July 2006 № 149-FZ]. ConsultantPlus. Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_61798
3. Gracheva A. P. IKT v upravlenii obrazovatel'nym protsessom v usloviyakh vvedeniya FGOS [Information and communication technologies in educational process management in conditions of FSES introduction]. Moscow: UTs Perspektiva, 2015, 27 p.
4. Guslova M. N. Innovatsionnye pedagogicheskie tekhnologii: ucheb. posobie dlya stud. uchrezhdeniy sred. prof. obrazovaniya [Innovation pedagogical technologies: tutorial for students of vocational educational institutions]. 4th ed., ispr. Moscow: Akademiya, 2013, 288 p.
5. Druzhinina E. A. Teoriya i praktika fizicheskoy kul'tury [Theory and practicy of physical education]. 2008, no. 3, p. 88.
6. Zheleznyak Yu. D., Petrov P. K. Osnovy nauchno-metodicheskoy deyatel'nosti v fizicheskoy kul'ture i sporte: ucheb. dlya stud. uchrezhdeniy vyssh. prof. obrazovaniya [Foundations of scientific and methodological work in physical education and sport: tutorial for university students]. 7th ed., stereotip. Moscow: Akademiya, 2014, 288 p.
7. Pulkkinen Z. Life span development and behavior. New York: Academic Press, 1982, vol. 4.
8. Robertso A., Munkler M. Health Educ. 1994, vol. 21 (3), pp. 295-312.
9. Lubysheva L. I. Sotsiologiya fizicheskoy kul'tury i sporta : ucheb. posobie dlya stud. vyssh. ucheb. zavedeniy [Sociology of physical education and sport: tutorial for university students]. 3d ed., pererab. i dop. Moscow: Akademiya, 2010, 272 p.
10. Vitun E. V., Cheremushnikova I. I. Vestnik OGU. Spets. vypusk: Materialy IV Vseros. nauch.-prakt. konf. «Problemy ekologii Yuzhnogo Urala» [Bulletin of OSU. Special issue: proceedings of IV All-Russian scientific and practical conference "Ecological problems of the South Ural"]. 2009, no. 9, pp. 703-705.
11. Vitun E. V., Vitun V. G., Glazina T. A. Innovatsii i investitsii [Innovations and investments]. 2014, no. 9, pp. 91-94.
12. O Vserossiyskom fizkul'turno-sportivnom komplekse «Gotov k trudu i oborone» (GTO): Ukaz Prezidenta Rossiyskoy Federatsii ot 24 marta 2014 g. № 172 [On the All-Russian physical traning and sport complex "Gotov k trudu i oborone (GTO) (Ready for labor and defence)": the ordeinance of the RF President from 24th of March 2014 № 172]. Available at: http://www.pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&nd=102171981
13. Furaev A. N. Teoriya i praktika fizicheskoy kul'tury [Theory and practice of physical training]. 1996, no. 11, pp. 83-85.
Витун Елена Владимировна
кандидат педагогических наук, доцент, кафедра физического воспитания, Оренбургский государственный университет (Россия, г. Оренбург, пр. Победы, 13)
E-mail: [email protected]
Vitun Elena Vladimirovna Candidate of pedagogical sciences, associate professor, sub-department of physical education, Orenburg State University (13 Pobedy avenue, Orenburg, Russia)
Бакурадзе Наталья Сергеевна старший преподаватель, кафедра физического воспитания, Оренбургский государственный университет (Россия, г. Оренбург, пр. Победы, 13)
E-mail: [email protected]
Bakuradze Natal'ya Sergeevna Senior lecturer, sub-department of physical education, Orenburg State University (13 Pobedy avenue, Orenburg, Russia)
Нурматова Татьяна Владимировна старший преподаватель, кафедра физического воспитания, Оренбургский государственный университет (Россия, г. Оренбург, пр. Победы, 13)
E-mail: [email protected]
Nurmatova Tat'yana Vladimirovna Senior lecturer, sub-department of physical education, Orenburg State University (13 Pobedy avenue, Orenburg, Russia)
УДК 796-957.815:004 Витун, Е. В.
Использование информационно-компьютерных технологий на занятиях по физической культуре в высшем учебном заведении / Е. В. Витун, Н. С. Бакурадзе, Т. В. Нурматова // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Гуманитарные науки. - 2017. - № 4 (44). - С. 168-179. БОТ: 10.21685/2072-3024-2017-4-18