Научная статья на тему 'О необходимости координации региональных стратегий программно-целевого управлении агропромышленным комплексом в федеральном округе'

О необходимости координации региональных стратегий программно-целевого управлении агропромышленным комплексом в федеральном округе Текст научной статьи по специальности «Животноводство и молочное дело»

CC BY
85
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВОЕ УПРАВЛЕНИЕ / КООРДИНАЦИЯ / СТРАТЕГИЯ / ОПТИМАЛЬНЫЙ ПЛАН / ПРОДОВОЛЬСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / A PROGRAMMNO-GOALS MANAGEMENT / COORDINATION / STRATEGY / THE OPTIMUM PLAN / FOOD SAFETY

Аннотация научной статьи по животноводству и молочному делу, автор научной работы — Мальцев Н. В.

В статье рассматриваются вопросы координации региональных стратегий и программно-целевого управления агропромышленным производством в федеральном округе с целью повышения его продовольственной безопасности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ABOUT NECESSITY OF COORDINATION OF REGIONAL STRATEGY PROGRAMMNO-TARGET MANAGEMENT OF AGRICULTURE IN FEDERAL DISTRICT

In article questions of coordination of regional strategy and a programmno-goals management of agroindustrial manufacture in federal district for the purpose of increase of its food safety are considered.

Текст научной работы на тему «О необходимости координации региональных стратегий программно-целевого управлении агропромышленным комплексом в федеральном округе»

о необходимости координации региональных стратегий программно-целевого управлении агропромышленным комплексом в

федеральном округе

н. в. Мальцев, кандидат экономических наук, уральская ГСХА

Экономика

620075, г. Екатеринбург, ул. К. Либкнехта, д. 42

Ключевые слова: программно-целевое управление, координация, стратегия, оптимальный план, продовольственная безопасность.

Keywords: a programmno-goals management, coordination, strategy, the optimum plan, food safety.

Программно-целевое управление — управление, ориентирующееся на достижение конкретного конечного результата в решении определенной проблемы, развитии той или иной отрасли или региона и в заранее установленные сроки.

Основными принципами программноцелевого управления являются: ориентация на конечную цель, сквозное планирование объекта управления, принцип непрерывности. Программно-целевое управление предназначено для решения сложных проблем общественного производства, возникающих при реализации крупномасштабных народнохозяйственных, межотраслевых и межрегиональных целей с жесткими директивными сроками.

Основными этапами программноцелевого управления являются: формулировка цели программы; декомпозиция (расчленение) цели на отдельные задачи и мероприятия — формирование дерева целей и задач и оценка его элементов; обоснование альтернативных направлений (средств) достижения целей программы; оптимизация распределения ресурсов между отдельными ветвями дерева целей и темпов финансирования; изменение приоритетности отдельных целей программы или средств их достижения; адаптация целевой части программы к изменяющимся внешним условиям.

С усложнением задач развития и совершенствования производства роль программно-целевого управления возрастает. Принципы программно-целевого управления, разработка и осуществление комплексных целевых программ находят все большее распространение на всех уровнях управления: народном хозяйстве в целом, отраслях и регионах, объединениях и предприятиях.

Одной из основных задач агропромышленного комплекса является обеспечение региональной продовольственной безопасности. Успешное программно-целевое управление агропромышленным комплексом региона зависит от множества факторов, которые выделяются в две крупные группы: организационно-экономические и природно-климатические. Не стало исключением это утверждение и для Уральского федерального округа, в состав которого входят четыре области (региона): Курганская, Свердловская, Тюменская и Челябинская. Расположенные компактно, все области в силу различий в природноклиматическом потенциале имеют свою специализацию агропроизводства, уровень его эффективности. С другой стороны, все регионы отличаются своими промышленными потенциалами и несравнимыми возможностями бюджетной поддержки

сельхозтоваропроизводителей. Все это отражается и на уровне потребления основных продуктов питания в регионах.

При норме потребления мяса и мясопродуктов 81 кг на душу населения в год, в Курганской области фактическое потребление составляет 68 кг, в Свердловской — 70, Тюменской — 48, Челябинской — 70 кг; молока, соответственно, при норме — 408 кг, фактически: 262, 221, 164, 204 кг, из них обеспеченность региональными продуктами составляет 30-55 % от фактического потребления.

При общем снижении уровня развития АПК в России, на первый план в качестве основного фактора, сдерживающего падение конкурентоспособности производимой регионами продукции, стал естественный уровень производственно-ресурсного потенциала АПК, в особенности, более выгодные природно-климатические условия производства и реализации продукции, общее состояние экономического развития региона, эффективная поддержка регионального бюджета. В этих условиях регионам Уральского федерального округа необходимо строить новую аграрную экономическую политику, суть которой должна сводиться к объединению производственноэкономических потенциалов регионов для повышения конкурентоспособности продукции федерального округа и снижения оттока денежных ресурсов за его пределы.

Одной из главных отраслей АПК УрФО, где проблема продовольственной безопасности стоит наиболее остро, является молочное животноводство. За годы реформирования аграрной экономики производство молока в УрФО снизилось с 3,9 до 2,0 млн т, или в 1,9 раза. При этом если в Тюменской области оно сократилось в 1,5 раза, то в Курганской — в 2,5. Возможным это стало по множеству причин, главными из которых являются высокая себестоимость продукции и недостаточная региональная финансовая поддержка отрасли, приведшие к низкой доходности отрасли. При закупочных ценах в 8-12 тыс. руб. за тонну молока и фактической его себестоимости 7-11 тыс. руб. за тонну, без существенной государственной поддержки производством молока стало заниматься невыгодно. Но если бюджет Курганской области не позволяет обеспечить поддержку тридцатипроцентный и выше уровень рентабельности производства, то Свердловская и Тюменская области с помощью субсидирования одной тонны сданного на молокозаводы молока 3 тыс. руб. и выше обеспечивает отрасли простое воспроизводство. Возникает вопрос: нельзя ли, к примеру, сформировать межрегиональные комплексные программы, в которых дать приоритет

региональной продукции и субсидировать не только свою продукцию, являющуюся предметом продовольственной безопасности, но и соседей по региону, если эта продукция поступает в регион, предоставляющий субсидии? Это частный пример, но на его основе следует разработать концепцию рационального размещения агропроизводства на территории Уральского федерального округа, а затем переложить ее в систему скоординированного программноцелевого управления агропромышленным комплексом федерального округа.

Главной целью концепции является выявление резервов увеличения валового производства цельного молока (пока мы касаемся в методологическом плане только одной отрасли), снижения его себестоимости за счет перераспределения производства фуражного и семенного зерна между регионами; оптимизации структуры посевных площадей кормовых культур; минимизации стоимости концентрированных кормов; повышения эффективности животноводства [1-3].

Поиск оптимального варианта (стратегии) может быть осуществлен на основе постановки и решения экономикоматематической задачи рационального размещения производства продукции сельского хозяйства между областями Уральского федерального округа и, в конечном итоге, повышения эффективности и конкурентоспособности региональной продукции, обеспечения максимально возможного уровня продовольственной безопасности и потребления продукции регионального производства на душу населения. Модель имеет блочную структуру (рис. 1).

Математическая запись модели выглядит следующим образом:

1. Ограниченность сельскохозяйственных угодий:

a... X.. < B., ijk jk

(І = I1k).

j = Ak

2. Баланс кормов:

б..,, X. ijk jk j = Ak

x

ijlk jlk = Dlk

(i = U.

3. Баланс кормовых единиц групп кормов:

б (h) X -

6ijk xjk

j = Ak

a (h) x > 0 (i = I )

aijk Xjk > 0. (i I3k).

j = Dlk

4. Минимально и максимально возможные значения сельскохозяйственных культур, соответствующие условиям формирования севооборотов:

b'.,

" xjk

j = Ak

b”k. (i = L).

www. m-avu. narod. ru

99

5. Затраты на производство сельскохозяйственной продукции:

■ Х.„

1* 1к І = Ак

С.„ Х.„ = X, (І = 1СД

1к 1к ’ ' 5к'

1 = Dlk

6. Производство молока:

Е

х.1Ь, = X (і = к„). ІІк іік ’ ' 6к'

1 = Dlk

Целевые функции:

г

(тіп)

■ х„

1к 1к 1 = Ак

г,

Е Г,. Х;1. + Е

Е

с х ...; 1к ІІк’ 1 = Dlk

■ Х.„, 1к 1к 1 = Ак

Экономика

где 1 — вид использования сельскохозяйственных угодий;

Ак — множество видов сельскохозяйственных угодий;

В ік — константа, показывающая размер угодий;

11к — множество, включающее номера ограничений по использованию сельскохозяйственных угодий в вк-ой административной единице региона;

к — индекс, характеризующий к-ый блок числовой модели (административная единица региона);

аі1к — технико-экономический коэффициент, обозначающий норму расхода ресурса і-го вида на единицу 1- ой культуры (вида использования сельскохозяйственных угодий) в к-ой административной единице региона;

х1к — искомая переменная, характеризующая размер сельскохозяйственных угодий 1-го вида использования в к-ой административной единице региона.

бр — технико-экономический коэффициент, обозначающий выход корма (кормовых единиц) і-го вида (концентрированные корма, сено, силос и т. д.) с единицы площади 1-го вида сельскохозяйственных угодий на производство единицы привеса крупного рогатого скота в І-ом типе агроформирований в к-ой административной единицы;

х1к — искомая переменная, обозначающая размеры площадей сельскохозяйственных культур для необходимых для крупного рогатого скота в І-ом типе агроформирований, в к-ой административной единице;

а — технико-экономический коэффициент, обозначающий расход і-го вида корма (концентрированные корма, сено, силос и т. д. в кормовых единицах) с единицы площади для производства единицы привеса в І-ом типе агроформирований в к-ой административной единице;

х1Ік — искомая переменная, обозначающая размеры производства молока в І-ом типе агроформирований, в к-ой административной единице;

Dlk — множество, элементами которого являются номера переменных по по поголовью дойного стада в І-ом типе агроформирований, в к-ой административной единице;

12к — множество, включающее номера ограничений по балансу питательных веществ для молока в к-ой административной единице.

Ьі — множество, элементами которого являются номера переменных, обозначающие кормовые культуры, угодья, продукция которых относится к Ьі-й группе кормов;

б . і11* — технико-экономический

і1к

Куй ганская

00.1 а СИ Ь>

Интернат возможного измеиепкв ресурсов и о оъе* ов производства

Ваг канты технологических схем. структур посевов. сталажвмупшх, вэаимопоставок ггродукцки, приро ста пр адукпдио ста п снк женпл с гбестонмо ста за счет лерграспр'едеде ял.-, государ ственной поддер хки

Т\

Свердлов-

ская

Варианты технологических схем. структур лосевсв, стада юпоттгх. всаныопостазок продукции, дриро ста продуктивности н сяи-з::шп' с ебестопмо сиз за счет пег ера :пр ел еле -них го сударствгннсй дсддеряіпі

Тсомсмскал

осласдь

Варианты технологических схем, структур поездов, сіада живо 1ных. взакмопославок продукции. приро ста продчкгивносіи и сни-л.е.-ша себестоимости ы счеі перераспределения государ ственной поддер^зл

Чвяябин-скаа обла егь

Варнаків іехнологических схем. структур посевов, сіада жнвоіннх,взаісшшоставок

ир ОДУ :іии. ир проси Ор ОД V • 1ЛВН0 СТИ И

СНЯЖеНИЯ сеоесіоимости і а счет лер ера Спред едения государ сівеяной поддержи

Ограничения ПО ДОПУСТИМОМУ ПЕПОЛЬ-іоїдниіг ре-

СУРСПОГО ІЮ-

тентнда б

р н ІІІНИІЕ-С'Д-

СТБСРГЖНВОТ-НОВОДС1ВЄ. ООВСМЫ про шв о л ства модой и зерні, нтраты, евг-ручка при-сыль

Блок целевых ф> ыкций {минимчм заїрах денежно -материальных средств. максимум производства молока товарной продукции, прибыла)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рисунок 1

Блочная модель оптимизации межрегиональных связей в агропромышленном комплексе

Уральского Федерального округа 1бк — множество, включающее номера ограничений по расчету производства молока.

Исходными данными для числовой модели являются нормативы содержания питательных элементов в годовом рационе, их структура, содержание питательных элементов в единице корма, содержание отдельных кормов в своих группах, затраты (константы) по элементам в расчете на 1 фуражную корову определенной продуктивности. Оптимизация размещения производства молока и поставок зерна производилась с учетом возможного роста стада крупного рогатого скота.

Критериями оптимизации выступили минимальные затраты на производство сельскохозяйственной продукции и максимальное производство молока и зерна при минимальных затратах на его производство и максимум стоимости товарной продукции и прибыли. Продуктивность сельскохозяйственных угодий планировалась на основе фактической урожайности сельскохозяйственных культур в административных единицах региона.

На базе разработанной модели рассмотрены расчеты по двум регионам: Курганская и Свердловская области. Система вариантов решения задачи построена таким образом, чтобы оценить изменения основных показателей производства молока (особенно в высокоудойных хозяйствах) и производство его в расчете на душу населения в Свердловской области за счет повышения интенсификации зернового хозяйства в Курганской области с помощью привлеченных региональных инвестиций из Свердловской области (табл. 1).

* — выделенным шрифтом отмечены отличия в постановке каждой последующей стратегии от предыдущей.

Расчеты показали, что в результате инвестирования (на основании Комплексной программы экономического развития Уральского федерального округа) бюджетных средств из расчета до 2,5 тыс. руб. на гектар посевов в развитие зернового хозяйства передовых хозяйств Курганской области только на первых этапах реализации Программы координации региональных

коэффициент, показывающий выход кормовых единиц ^й группы кормов (сено, силос, сенаж, зеленый корм) в расчете на 1 га 1-й кормовой культуры, угодья;

ау(И) — технико-экономический коэффициент, обозначающий годовую потребность в 1-ом питательном веществе (кормовых единиц) ^й группы кормов 1 гол. коров 1-го вида;

1зк — множество, включающее номера ограничений по балансу кормовых единиц отдельных групп кормов;

где Ьік’ и Ьік’’ — константы, обозначающие минимальные и максимальные удельные веса отдельных сельскохозяйственных культур в общей площади селскохозяй-ственных угодий, к — индекс, характеризующий к-ый блок (административная единица региона);

14к — множество, включающее номера ограничений по минимально и максимально допустимым размерам площадей сельскохозяйственных культур в структуре сельскохозяйственных угодий;

1 — коэффициент, означающий

затраты на производство кормов для производства привесов при 1-ом производственном укладе;

1 — коэффициент, означающий технологические затраты на производство привесов (кроме затрат на корма) при 1-ом производственном укладе;

х1к — поголовье крупного дойного стада при 1-ом производственном укладе в к-ом блоке (административная единица региона);

Х — накопительная (отраженная) переменная, показывающая общую сумму затрат на производство молока;

15к — множество, включающее номера ограничений по расчету затрат на производство сельскохозяйственной продукции;

1Ік

коэффициент, обозначающий выход молока в расчете на 1 голову крупного рогатого скота при І-ом производственном укладе;

У — коммерческие затраты на производство и реализацию молока;

Y — накопительная (отраженная) переменная, показывающая общее производство молока;

100

www.m-avu. па^. ги

Экономика

Таблица 1

Варианты стратегий координации межрегиональных инвестициионно-производственных связей

Стратегообразующие показатели, критерии Стратегии

1 2 3

Площадь пашни Фактическая Фактическая Расчетная

Инвестиционная государственная поддержка Свердловской области по отношению к Курганской области Фактическая Поддержка зернового хозяйства в расчете 2,5 тыс. руб. на 1 га Поддержка зернового хозяйства в расчете 2,5 тыс. руб. на 1 га

Продуктивность зерновых культур хозяйства (Курганская область) Фактическая Рост на 20 % Рост на 20 %

Себестоимость зерна хозяйства (Курганская область) Фактическая Снижение на 15 % Снижение на 15 %

Развитие фуражного зернового хозяйства (Курганская область) Фактический баланс производства и реализации зерна Рост поставок фуражного зерна по себестоимости в счет господдержки Снижение производства фуражного зерна и рост производства семенного зерна

Структура посевов основных сельскохозяйственных культур (Курганская область, Свердловская область) Рекомендуемая региональной системой ведения сельского хозяйства Рекомендуемая структурой севооборотов Рекомендуемая структурой севооборотов

Себестоимость молока (Свердловская область) Фактическая Снижение на 20 % Снижение на 20 %

Изменение поголовья молочного стада за счет повышения доходности производства молока в высокоудойных хозяйствах Нет Рост на 10% Рост на 10 %

Производство молока (Свердловская область) Фактическое Не менее фактического Рост на 15 %

Затраты на производство сельскохозяйственной продукции (Курганская область, Свердловская область) Минимум Минимум Минимум

Выручка от реализации продукции (Курганская область, Свердловская область) Максимум Максимум Максимум

стратегий программно-целевого управлении агропромышленным комплексом в федеральном округе возможно увеличить урожайность фуражных зерновых культур в этих хозяйствах на 2,9 т/га, дополнительно произвести 25,9 тыс. т зерна, направив его на комбикормовые заводы Свердловской области по договорным ценам (для высокоудойных хозяйств, где потребность в высокобелковых кормах выше, чем в среднем

по области). Это позволит снизить себестоимость концентрированных кормов и, соответственно, молока на 1,5-2 руб. и стимулировать расширение поголовья дойного стада. В результате производство цельного молока регионального производства на душу населения может быть увеличено на 3-7 %.

Предварительная оценка прогноза развития агропромышленного производства

в результате координации производственной и финансово-инвестиционной политики регионов Уральского федерального округа показывает, что за счет комплексного подхода к программно-целевому управлению агропромышленным комплексом округа возможно довести, в среднем, уровень продовольственной безопасности региона по основным продуктам регионального производства до 60-70 %.

Литература

1. Мальцев Н. В. Имитационное моделирование в практике стратегического планирования сельскохозяйственного производства // Аграрный вестник Урала. 2005. № 2. С. 24-27.

2. Семин А. Н., Мальцев Н. В. Научно-практические рекомендации по стратегическому планированию в сельскохозяйственных организациях. Екатеринбург : Изд-во Урал. ГСХА, 2006. 156 с.

3. Семин А. Н., Мальцев Н. В. Научно-практические руководство по освоению имитационного моделирования при стратегическом планировании развития производства. Екатеринбург : Изд-во Урал. ГСХА, 2007. 135 с.

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОй поддержки сельского хозяйства с учетом региональных особенностей

ю. а. Мигель, аспирант, оренбургский ГАу 460014, г. Оренбург, ул. Челюскинцев, д.18;тел. 89228861169

Ключевые слова: государственные целевые программы, государственная поддержка, сельское хозяйство, методика, региональные особенности.

Keywords: state programs, the government support, agriculture, methodology, regional features.

Начиная с 2008 года приоритетный национальный проект «Развитие АПК» трансформировался в Государственную программу развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы, охватывающую весь спектр направлений развития агропромышленного комплекса, продовольственного обеспечения страны и устойчивого развития сельских территорий.

ммм. т-ачи. narod. ги

На пятилетний срок действия Программы определены три основные цели:

— устойчивое развитие сельских территорий, повышение занятости и уровня жизни сельского населения;

— повышение конкурентоспособности производимой в области сельскохозяйственной продукции на основе финансовой устойчивости и модернизации сельского хозяйства, а также на основе ускоренного

развития приоритетных подотраслей сельского хозяйства;

— сохранение и воспроизводство используемых в сельскохозяйственном производстве земельных и других природных ресурсов.

Составной частью Программы стали областные целевые программы: «Социальное развитие села

до 2012 года», «Сохранение и восстановление плодородия почв земель

101

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.