УДК 636.085:330.131:519.8
ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ МЕТОДОЛОГИЧЕСКИХ ОСНОВ И ПРИОРИТЕТНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ РАЗВИТИЯ КОРМОВОЙ БАЗЫ МОЛОЧНОГО СКОТОВОДСТВА
Н.А. Ларетин, кандидат экономических наук, руководитель сектора Всероссийский научно-исследовательский институт кормов им. В.Р. Вильямса Е.П. Чирков, доктор экономических наук, руководитель отдела Брянский государственный аграрный университет E-mail: laretin.n@yandex.ru
Аннотация. Дан краткий анализ развития отрасли молочного скотоводства и его кормовой базы Российской Федерации в современных условиях, уровень обеспеченности населения страны в молоке и мясе говядины. Фактическое потребление молока на душу населения составляет 246 кг молока и 14 кг мяса говядины или, соответственно, 73-77% и 56% от потребности. Одним из основных факторов, сдерживающих дальнейшую интенсификацию молочного скотоводства и решение продовольственной проблемы, является неудовлетворительное состояние кормовой базы, которое не отвечает требованиям полного обеспечения молочного скота необходимыми, качественными и дешевыми кормами. В данной работе дано методологическое и экономическое обоснование приоритетных направлений развития кормовой базы на основе формирования комплексного и системного подхода к созданию инновационной системы производства и использования кормов: размещение, специализация и концентрация производства молочного скотоводства и кормопроизводства, их пропорциональное развитие с учетом природно-экономических условий регионов, зональных систем ведения сельского хозяйства; правовое, информационно-консультационное, материально-техническое обеспечение кормопроизводства как базисной отрасли молочного скотоводства; создание рационального организационно-экономического механизма управления отраслью кормопроизводства в рыночных условиях на хозяйственном, региональном и федеральном уровнях. Важнейшим направлением в решении кормовой проблемы, повышении экономической эффективности молочного скотоводства является разработка комплексных региональных научно-технических программ развития кормопроизводства на инновационной основе. Разработка таких программ позволяет в масштабах конкретного региона повысить среднегодовой удой молока на 1000-1500 кг молока, получать 230-250 кг прироста живой массы на одну голову молодняка крупного рогатого скота в год.
Ключевые слова: корма; кормопроизводство; кормовая база; молочный скот; молочное скотоводство; инновации; размещение; специализация; концентрация; молочно-кормовой кластер; правовое, информационно-консультационное, материально-техническое обеспечение; производственные затраты; себестоимость; прибыль; рентабельность.
Экономическое значение кормовой базы животноводства определяется количеством, качеством, стоимостью кормов, эффективностью производствам молока и мяса, уровнем обеспечения населения молочно-мясными продуктами питания и, соответственно, продовольственной безопасностью Российской Федерации. Важная роль при этом отводится развитию скотоводства, одной из основных отраслей сельского хозяйства страны.
По данным Росстата РФ ежегодное валовое производство молока при в последние два года составило в среднем 30,8 млн т, мя-
са говядины - 1,65 млн т в убойном весе. Однако этого недостаточно для полного удовлетворения потребностей населения страны в конкретных продуктах питания.
Средний уровень обеспеченности одного человека молоком собственного производства составляет 211 кг, мясом говядины - 11 кг при норме 320-340 кг и 25 кг, соответственно, или 62-66 и 44% от потребности. С учетом поставок импортной продукции уровень обеспечения соответственно составляет 246 и 14 кг или 73-77 и 56% [1, 2]. С целью полного удовлетворения потребностей насе-
ления валовое производство молока необходимо довести до 47-50 млн т, мяса говядины в убойном весе - до 3,7 млн т. Для решения этой проблемы потребуется корма около 84 млн т корм. ед., что в 1,5 раза превысит существующий уровень их производства [3,4].
Современное состояние кормовой базы не соответствует темпам интенсификации молочного скотоводства и сдерживает дальнейшее его развитие. Особое отставание наблюдается по грубым и сочным кормам. Обеспеченность ими молочного скота в настоящее время не превышает 80-85%, качество их на 40-50% ниже зоотехнических норм. Особенно остро ощущается недостаток белков, углеводов и других питательных веществ. При обеспеченности одной кормовой единицы рациона молочного скота переваримым протеином на 90% дефицит кормового белка в молочном скотоводстве, по нашей оценке, составляет ежегодно 550-570 тыс., при обеспеченности протеином на 88% - 700 тыс. тонн, 85% - 825-850 тыс. тонн.
Недостаток кормового белка и других питательных веществ покрывается, в основном, за счет высокоэнергетических кормов-концентратов. Так, например, в 2014 г. в сельскохозяйственных предприятиях страны в расчете на одну фуражную корову при среднегодовом удое 4841 кг было израсходовано 54,2 ц корм. ед., в т.ч. концентратов - 20,7 ц; на 1 ц привеса молодняка крупного рогатого скота на выращивании и откорме при среднесуточном приросте живой массы 553 г -16,0 и 4,2 ц корм. ед. По зоотехническим нормам при удовлетворительном качестве кормов потребовалось бы на молоко соответственно 49,4 и 17,0 ц, на прирост живой массы (среднесуточный привес 700 г/гол.) -8,5 и 2,8 ц корм. ед. Фактический перерасход кормов в годовом рационе при данном уровне продуктивности составил по молоку 4,8 ц, приросту живой массы молодняка крупного рогатого скота - 7,7 ц корм. ед. или 11 и 90%, концентратам - 3,7 и 1,4 ц или 22 и 50%. Решение проблемы качества кормов, даже без увеличения их валового производства, позволяет увеличить получение животноводческой продукции на 25-30% [5].
На снижение эффективности ведения молочного скотоводства оказывает влияние высокая себестоимость производства молока (21-22 руб/ц) и мяса говядины (85-90 руб/ц), где в структуре себестоимости производимой продукции расходы на корма занимают до 50-60% и более. Необходимо отметить, что в последние пять лет наметилась устойчивая тенденция к росту стоимости расходуемых кормов. Стоимость одной кормой единицы суточного рациона коров, например, составила в 2015 году, в среднем, по молочному скотоводству 10-12 руб., что в 1,6-1,7 раза выше по сравнению с 2011 г.
Основными причинами неудовлетворительного развития и нестабильности кормовой базы молочного скотоводства являются:
- недооценка государственными и ведомственными структурами кормовой базы как основополагающего направления развития отрасли молочного скотоводства;
- недостаточный уровень научно-технического, информационно-консультационного, маркетингового и внедренческого обеспечения новейших разработок по развитию кормовой базы молочного скотоводства;
- несовершенство статистической отчетности по развитию кормовой базы и молочного скотоводства;
- отсутствие концептуального и стратегического развития кормопроизводства как базисной отрасли молочного скотоводства;
- недостаточная обоснованность нормативно-правовой и законодательной поддержки со стороны государства и ведомственных структур агропромышленного комплекса по развитию кормовой базы;
- неоптимальность размещения и непропорциональность развития молочного скотоводства и кормопроизводства по природно-экономическим районам страны;
- нерациональное использование сельскохозяйственных угодий на продовольственные, товарные и кормовые цели;
- недостаточность обоснования системы проектирования по вопросам развития кормовой базы при строительстве новых, реконструкции молочно-товарных ферм и молочных комплексов;
- низкий уровень материально-технической базы кормопроизводства, применения инноваций в производстве и использовании кормов;
- несоответствие систем молочного скотоводства и кормопроизводства зональным (региональным) системам ведения сельского хозяйства;
- отсутствие единой и постоянной системы учета и контроля по производству, хранению и использованию кормов, их качества;
- неудовлетворительное обеспечение профессиональными кадрами кормопроизводства, прекращение их подготовки в учебных заведениях страны;
- несовершенство организационно-экономического механизма управления системой кормопроизводства на хозяйственном, региональном и федеральном уровнях.
По мнению многих ученых-аграрников, кормовая база представляет комплексную многофункциональную интеграционную систему производства и использования кормов, определяемой конкретными природно-климатическими условиями, территориально-производственной специализацией, научными, хозяйственными, технико-технологическими, экологическими и организационно-экономическими факторами.
Кормовая база по своей сути должна быть не только научно обоснованной структурой имеющихся, реконструирующихся и вновь вводимых сельскохозяйственных предприятий и объединений молочно-мясного направления, но и неотъемлемой составной частью региональных и зональных систем ведения сельского хозяйства, отраслевых программ, научно-технических планов и прогнозов по развитию скотоводства. Однако в последние 25 лет кормовой базе, как одному из основных направлений сельского хозяйства и животноводства, в Государственных программах по развитию агропромышленного комплекса страны не уделялось должного внимания.
Формирование инновационной кормовой базы, являющейся базисом для развития молочного скотоводства и способной полно-
стью удовлетворить его потребности в кормах, невозможно без соответствующего правового сопровождения. Целесообразно разработать, принять и утвердить ряд законов, имеющих федеральное значение: «О целевом и эффективном использовании кормовых ресурсов», «О семеноводстве сельскохозяйственных (кормовых) культур», «О рациональном размещении, специализации и концентрации скотоводства по основным природно-климатическим зонам Российской Федерации» и др.
Документом, определяющим приоритет и подтверждающим настоятельную необходимость научного обоснования организации прочной кормовой базы животноводства, стал Указ Президента Российской Федерации № 350 от 21.07.2016 г. «О мерах по реализации государственной научно-технической политики в интересах развития сельского хозяйства». Поставлена задача разработать и подготовить «Федеральную научно-техническую программу развития сельского хозяйства на 2017-2025 годы» в разрезе регионов страны. В Указе отмечена целесообразность научного обоснования ряда вопросов по производству высококачественных кормов и кормовых добавок, оригинальных и элитных семян сельскохозяйственных культур (зависимых от зарубежных поставок), переработке и хранению сельскохозяйственной продукции, организации контроля за ее качеством.
В нем отмечена необходимость координации административных, ведомственных, научных, общественных структур по разработке соответствующей Программы с назначением ответственных лиц на уровне страны и субъектов федерации, формирования информационно-аналитической системы оперативного мониторинга по ее выполнению, финансовое обеспечение мероприятий, создание междисциплинарных центров по их реализации.
Решению кормовой проблемы способствовала бы разработка отдельной целевой федеральной научно-технической программы развития кормопроизводства, где будут отражены основные концептуальные поло-
жения, стратегия, основные направления и необходимые параметры обеспечения отрасли материально-техническими, трудовыми и финансовыми ресурсами.
В связи с этим считаем целесообразным разработать и обосновать стратегию устойчивого и перспективного развития кормопроизводства на 2020, 2025 и 2030 годы. Соответствующие комплексные программы развития кормопроизводства следует подготовить с учетом наиболее благоприятных природно-климатических районов, где превалирующее значение занимает производство молока и мяса говядины.
В комплексной научно-технической программе развития кормопроизводства на перспективу необходимо разработать и обосновать следующие направления:
- оптимальное размещение и пропорциональное развитие молочного скотоводства и кормопроизводства;
- удовлетворение населения молочно-мясными продуктами питания, промышленности в сельскохозяйственном сырье;
- определение полной потребности в кормах, обоснование оптимального кормового баланса на основе привлечения и рационального использования всех имеющихся кормовых ресурсов;
- полное и рациональное обеспечение материально-техническими, финансовыми и трудовыми ресурсами;
- рациональное использование сельскохозяйственных угодий на кормовые цели с учетом производственной специализации, региональных систем ведения растениеводства и животноводства, необходимых природоохранных мер;
- осуществление контрольных и стимулирующих мер по развитию молочного скотоводства и кормопроизводства.
Опыт прошлых лет показывает, что все целевые программы по развитию сельского хозяйства (1928-1990 гг.) разрабатывались на основе комплексного системного подхода по развитию животноводства и кормовой базы, где предусматривалось обоснование всех основных направлений их развития. Программы, как правило, разрабатывались в раз-
резе республик, краев и областей, экономических районов, основных природно-климатических зон на краткосрочный (5 лет), среднесрочный (10-15 лет) и долгосрочный периоды (20 и более лет). Высокую эффективность в 1970-1990 гг., например, имели отраслевые специализированные программы развития кормопроизводства, разработанные учеными ВНИИ кормов для Чувашской республики, Брянской, Московской, Свердловской, Смоленской и других областей России.
С одной стороны, программы такого плана являлись организационно-технологической и экономической основой решения кормовой проблемы в регионе на основе имеющихся земельных, материально-технических и кормовых ресурсов, с другой стороны - научным и практическим руководством по организации высокоразвитой отрасли кормопроизводства в конкретных условиях [6]. Внедрение таких комплексных программ позволяет повысить среднегодовой удой от одной фуражной коровы в среднем по региону на 1000-1500 кг молока и более.
С учетом современной ситуации развитие кормопроизводства в рыночных условиях целесообразно разделить на три периода: переходный, стабилизационный и интенсивный. В каждом периоде должны быть четко обозначены цели, задачи, критерии, параметры, экономические условия, особенности, способы и экономические условия динамики отрасли. Важно при этом определить степень участия государства в решении основных вопросов по организации кормопроизводства, которые сельскохозяйственные предприятия, ведомственные структуры отрасли и регионы сегодня зачастую не способны решить самостоятельно из-за слабой материально-технической и финансовой базы.
Целесообразно было бы определить участие государства как гаранта в следующих направлениях развития кормопроизводства: создание рациональной финансово-кредитной системы; инвестирование приоритетных направлений и проектов; научное обеспечение; мелиорация и химизация кормовых угодий; комплексная механизация и автомати-
зация; селекция и семеноводство кормовых культур; природоохранные мероприятия; обеспечение квалифицированными кадрами; социальное развитие села. По завершении стабилизационного процесса в отрасли кормопроизводства доля государственных инвестиций будет постепенно сокращаться, а собственных вложений - возрастать [7].
Эффективность кормовой базы, в том числе и кормопроизводства, во многом определяется правильностью подбора и оперативностью применения научно-технических разработок. Из-за непродуманной и спешной реконструкции сельского хозяйства в 90-х гг. многие научно-технические достижения в области кормопроизводства оказались невостребованными. Большинство сельскохозяйственных предприятий в финансовом отношении оказались несостоятельными и неспособными воспринимать те или иные новшества.
Этому способствовало и прекращение государством целевой поддержки существующей системы информационного обеспечения колхозов и совхозов в сфере научно-технических достижений через областные, краевые, республиканские Центры научно-технической информации. В результате прервалась обратная связь сельскохозяйственных предприятий с наукой, ставшая серьезнейшим препятствием на пути внедрения научно-технических достижений. Этот разрыв не устранен до сих пор и требует неотложного решения.
В плане распространения научно-технических достижений в сфере агропромышленного комплекса, в том числе кормовой базы, положительным направлением можно считать многолетний опыт работы «Федерального центра сельскохозяйственного консультирования и переподготовки кадров агропромышленного комплекса» МСХ РФ. Сотрудничество осуществляется через ведомственные структуры Центра более чем с 60 регионами страны. Рационально организованное информационно-консультационное обеспечение сопровождается высокой экономической отдачей. Каждый потраченный рубль на эти цели обеспечивает получение
до 13,5 рублей прибыли [8]. Формированию эффективной системы по использованию достижений научно-технического прогресса, инноваций по направлениям развития сельского хозяйства способствовало бы более широкое использование административного ведомственного агропромышленного ресурса регионов. Это предполагает выявление потребностей сельскохозяйственных товаропроизводителей в научно-технических разработках, формирование баз данных инновационной продукции, ее распространение и мониторинг.
С этой целью необходимо организовать в региональных ведомственных агропромышленных структурах соответствующие подразделения по информационному обеспечению и внедрению научно-технических разработок в производство, что позволит не только восстановить, но и постоянно осуществлять контроль за их продвижением и освоением [9].
Оптимальное размещение кормовой базы должно быть тесно взаимоувязано не только с природно-климатическими условиями, зональными особенностями, региональными системами ведения сельского хозяйства, но и с материально-техническим обеспечением, высокой интенсивностью пропорционального развития кормопроизводства и молочного скотоводства. В плане организации рационального производства и обеспечения животноводства полноценными кормами система кормопроизводства должна иметь не только интенсивный, динамичный, но и опережающий характер развития. Коэффициент «опережения», в основу которого положено обеспечение молочно-мясного скотоводства объемистыми кормами, как свидетельствует передовой опыт, должен составлять 1,2-1,5 (факт 0,75-0,8).
Положительным фактором при этом было бы использование комплексного подхода к вопросам организации кормовой базы и молочного производства при проектировании новых и реконструкции существующих крупных молочных комплексов и товарных ферм. В проекте при заданных параметрах развития молочного производства необхо-
димо обосновывать не только потребность в кормах, систему кормления, но и параметры кормопроизводства для конкретного объекта, уровень ее материально-технического обеспечения.
Кормопроизводство как отрасль в этом отношении значительно отстает от интенсивности развития молочного скотоводства. Обеспеченность капитальными сено-, се-нажно-, силосными кормохранилищами по многим регионам страны не превышает 5070%. Однако решение проблемы осуществляется недостаточными темпами. За четыре года (2012-2015) в молочном скотоводстве страны введено свыше 400 тыс. новых ско-томест.
Однако обеспеченность силосно-сенаж-ными хранилищами при этом не превысила 15-20% от их необходимого объема. Недостаточным является и обеспечение кормо-уборочной техникой. За соответствующий период количество кормоуборочных комбайнов сократилось с 17,6 до 14 тыс. ед. В 2015 году их численность в расчете на 1000 га кормовых культур составила 0,8 ед., что в 3-4 раза меньше необходимого уровня. Кроме того, потребность кормопроизводства (кормовые культуры) в минеральных удобрениях удовлетворяется всего лишь на 810%, в семенах многолетних трав - не более чем на 60%.
Формирование региональной кормовой базы должно сочетаться со сложившейся или рекомендуемой для конкретных условий системой ведения животноводства, в том числе, молочного скотоводства. Это связано с определением основных природно-эконо-мических зон производства молока и мяса говядины, производственной специализацией отрасли (молочное, молочно-мясное и мясное направление), концентрацией поголовья, использованием районированных отечественных молочных и мясных пород крупного рогатого скота, наличием и состоянием кормовых угодий, обеспеченностью материально-техническими, кормовыми, трудовыми ресурсами и финансовыми возможностями.
Наряду с этим дальнейшее развитие молочного и кормового производства требует
комплексного и системного подхода в плане организации использования имеющихся ресурсов. За основную территориально-производственную единицу, как показывает практический опыт в этом направлении, следует принять молочно-кормовой кластер с включением в него научной, производственной, промышленной, перерабатывающей, торговой, административной базы с соответствующим закреплением за ним земельных, материально-технических и трудовых ресурсов. В каждом регионе, согласно числу имеющихся в нем природно-климатических зон, можно сформировать, в среднем, 3-5 таких кластеров. Их целесообразно размещать вокруг крупных городов и административных центров, представляющих собой уже сложившиеся рынки сбыта молочно-мясной продукции.
Вместе с тем, организация «молочно-кор-мового пояса» даже в районах максимального производства молока не может рассматриваться в отрыве от производства говядины. Это обусловлено тем, что основной удельный вес ее поступает за счет отрасли молочного скотоводства (88-90%). Эта тенденция, как показывает изучение сложившейся ситуации, сохранится и на ближайшую перспективу 15-20 лет. Отрасль мясного скотоводства, развитию которой в нашей стране уделяется в последнее десятилетие большое внимание, может достичь к 2030 г. (по нашей оценке) уровня валового производства не более 1,0 млн тонн мяса (убойный вес), что составит около 30% в общем объеме производимой говядины. В настоящее время ее доля не превышает 10-12%.
Следовательно, существенное влияние на размещение и структуру развития региональной кормовой базы будут оказывать параметры развития отраслей молочного и мясного скотоводства. Их доминирующее положение или второстепенность значения в значительной степени будут оказывать влияние на специализацию кормовой базы, рациональную организацию территории и эффективность использования кормовых угодий, выбор системы содержания и кормления скота, формирование кормового баланса
с учетом использования источников всех имеющихся кормовых ресурсов.
Экономические факторы в условиях развития рыночных отношений приобретают особое значение. Внутри отрасли кормопроизводства они влияют на рациональную организацию производства, повышение качества, эффективность хранения кормов, имеют по существу ограничительный и условно-расчетный характер, так как корма здесь большей частью (грубые, сочные, зеленые) являются промежуточной продукцией, не являются товаром и не имеют реализационной стоимости (цены).
Эффективность в данном случае рассчитывается через себестоимость производимых кормов, условно-чистый доход, рентабельность производства. Наряду с тем, при внутрихозяйственной организации кормопроизводства объемистые, концентрированные, искусственно обезвоженные корма (травяная мука и др.), кормовые добавки, реализуемые за пределами хозяйства, являются товарной продукцией и могут иметь цену. Здесь экономический эффект рассчитывается через прибыль.
При развитии рыночных и товарно-денежных отношений между производителями и потребителями кормов на договорной основе сфера их действия расширяется. Экономические взаимоотношения выходят на более высокий уровень, корма становятся конечной и товарной продукцией, имеющий свою стоимость.
Такая система может быть сформирована при организации внутрихозяйственного расчета между кормопроизводством и молочным скотоводством, между специализированными сельскохозяйственными предприятиями молочного направления и кормопро-изводящими хозяйствами, между агрофирмами и комбикормовыми заводами и т.д. Экономическая эффективность в данном случае по кормам и по отрасли кормопроизводства определяется через показатели полной (коммерческой) себестоимости, прибыли и рентабельности.
При отсутствии хозрасчетных отношений между кормопроизводством и молочным
скотоводством, при наличии объединенной бригады по производству кормов и обслуживанию молочного скотоводства экономическая эффективность может определяться по реализованной молочно-мясной продукции через полную себестоимость, прибыль и рентабельность.
Рост эффективности молочного скотоводства невозможен без повышения товарности отрасли кормопроизводства. Поэтому все виды кормов целесообразно производить на коммерческой основе, считать их товарной продукцией, имеющей определенную стоимость.
Наивысшую эффективность имеют те предприятия, где собственные корма имеют удельный вес не менее 70-75%. Целесообразно при этом уделить особое внимание обеспечению молочного скота концентрированными кормами, занимающими достаточно высокий удельный вес в рационах коров (35-50%), где значительная часть приходится на покупные и дорогостоящие комбикорма. Поэтому экономическое обоснование рационального сочетания расходуемых собственных и покупных кормов при соблюдении оптимальности уровня потребления концентратов позволит существенно снизить расходы на производство молока [10].
Формирование высокоразвитой, устойчивой и эффективной кормовой базы молочного скотоводства в условиях развития рыночных отношений будет малоэффективно без создания рационального организационно-экономического механизма управления комбинированной системой производства (выращивание, уборка, заготовка, хранение) и использования кормов (выемка, транспортировка, подготовка к скармливанию, кормление скота).
Организационно-экономический механизм управления кормопроизводством может рассматриваться как экономическая система с определенными направлениями деятельности на основе использования различных методов, способов, подходов, принятых договорных и экономических взаимоотношений с целью увеличения производства, эффективного обмена, рационального рас-
пределения и потребления кормовой продукции, повышения устойчивости и эффективности отрасли [11, 12].
Важнейшими задачами в сфере разработки рационального организационно-экономического механизма по управлению отраслью кормопроизводства являются:
- разработка системного планирования и прогнозирования кормопроизводства на основе комплексного использования всех имеющихся кормовых ресурсов;
- оптимизация экономических взаимоотношений между производителями и потребителями кормов в рыночных условиях;
- экономическое обоснование основных параметров материально-технического, трудового и финансового обеспечения;
- разработка модельных систем кормопроизводства для сельскохозяйственных предприятий молочного направления при круглогодовой и стойлово-пастбищной системах содержания молочного скота;
- рациональная организация и оплата труда по производству и использованию кормов.
В целях повышения эффективности управленческих решений необходимо:
- организовать ведомственную систему управления кормопроизводством на федеральном, региональном, районном и хозяйственном уровнях;
- осуществить создание научно-технических центров по информационно-консультативному, маркетинговому обеспечению и внедрению научно-технических разработок в агропромышленном комплексе;
- восстановить в полном объеме статистическую отчетность по мелиорации, улучшению и использованию природных кормовых угодий, производству кормовой продукции на пахотных и луговых землях, семеноводству кормовых культур, использованию кормов в животноводстве;
- наладить подготовку и переподготовку специалистов и рабочих кадров по мелиорации, луговодству, кормопроизводству, семеноводству кормовых культур.
Таким образом, в современных условиях создание устойчивой и эффективной кормо-
вой базы требует комплексного и системного подхода. Программным и целевым документом по организации устойчивой и эффективной системы производства и использования кормов должна стать комплексная региональная научно-техническая программа по развитию кормопроизводства.
Важная роль в решении кормовой проблемы в современных условиях отводится организационно-экономическим факторам. Приоритетное значение при этом имеют правовое, информационно-консультационное, материально-техническое обеспечение, рациональное размещение и пропорциональное развитие молочного скотоводства и кормопроизводства, создание эффективного организационно-экономического механизма управления отраслью на федеральном, региональном и хозяйственном уровнях.
Литература:
1. Сельское хозяйство, охота и охотничье хозяйство, лесоводство в России. М., 2015. 201 с.
2. Сельское хозяйство России. М., 2016. 52 с.
3. Ларетин Н.А. Перспектива и прогноз развития кормовой базы животноводства в России // Экономика с.-х. и перерабатывающих предприятий. 2013. №12.
4. Стратегия развития механизации и автоматизации животноводства на период до 2030 года / Н.М. Морозов и др. М., 2015. 152 с.
5. Чирков Е.П. Экономика и организация кормопроизводства. Брянск, 2008. 192 с.
6. Комплексная программа развития кормопроизводства Брянской области на 1991-1995 гг. и до 2000 года / Н.А. Ларетин и др. Брянск, 1991. 229 с.
7. Чирков Е., Ларетин Н. Кормопроизводство: к стратегии устойчивого развития // Экономист. 2012. №12.
8. Развитие организационно-экономического механизма в системе ведения агропромышленного производства региона. Брянск, 2014. 350 с.
9. Левина В.Л. Механизм трансферта инноваций в деятельности организаций сельскохозяйственного консультирования. М., 2009. 154 с.
10. Ларетин Н.А. Теоретические основы развития интенсивных систем кормопроизводства в условиях рынка // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2010. №7. С. 29-33.
11. Горохова Н.П., Ларетин Н.А, Чирков Е.П. Основные направления совершенствования организационно-экономического механизма управления кормопроизводством // Кормопроизводство. 2003. №6. С. 2-6.
12. Теоретические и методические положения создания системы ведения сельского хозяйства в условиях инновационного развития / Чирков Е.П. и др. // Вестник Брянской ГСХА. 2012. №4. С. 3-11.
Literatura:
1. Sel'skoe hozyajstvo, ohota i ohotnich'e hozyajstvo, le-sovodstvo v Rossii. M., 2015. 201 s.
2. Sel'skoe hozyajstvo Rossii. M., 2016. 52 s.
3. Laretin N.A. Perspektiva i prognoz razvitiya kormovoj bazy zhivotnovodstva v Rossii // EHkonomika s.-h. i pe-rerabatyvayushchih predpriyatij. 2013. №12.
4. Strategiya razvitiya mekhanizacii i avtomatizacii zhivotnovodstva na period do 2030 goda / N.M. Morozov i dr. M., 2015. 152 s.
5. CHirkov E.P. EHkonomika i organizaciya kormoproiz-vodstva. Bryansk, 2008. 192 s.
6. Kompleksnaya programma razvitiya kormoproizvod-stva Bryanskoj oblasti na 1991-1995 gg. i do 2000 goda / N.A. Laretin i dr. Bryansk, 1991. 229 s.
7. CHirkov E., Laretin N. Kormoproizvodstvo: k strategii ustojchivogo razvitiya // EHkonomist. 2012. №12.
8. Razvitie organizacionno-ehkonomicheskogo mekhaniz-ma v sisteme vedeniya agropromyshlennogo proizvodst-va regiona. Bryansk, 2014. 350 s.
9. Levina V.L. Mekhanizm transferta innovacij v deya-tel'nosti organizacij sel'skohozyajstvennogo konsul'tiro-vaniya. M., 2009. 154 s.
10. Laretin N.A. Teoreticheskie osnovy razvitiya intensiv-nyh sistem kormoproizvodstva v usloviyah rynka // Ehko-nomika sel'skohozyajstvennyh i pererabatyvayushchih predpriyatij. 2010. №7. S. 29-33.
11. Gorohova N.P., Laretin N.A, CHirkov E.P. Osnovnye napravleniya sovershenstvovaniya organizacionno-ehko-nomicheskogo mekhanizma upravleniya kormoproizvod-stvom // Kormoproizvodstvo. 2003. №6. S. 2-6.
12. Teoreticheskie i metodicheskie polozheniya sozdaniya si-stemy vedeniya sel'skogo hozyajstva v usloviyah inno-vacionnogo razvitiya / CHirkov E.P. I dr. // Vestnik Bryanskoj GSKHA. 2012. №4. S. 3-11.
THE ECONOMICAL JUSTIFICATION OF METHODOLOGICAL FRAMEWORKS AND PRIORITY AREAS OF DAIRY CATTLE FORAGE BASE DEVELOPMENT
N.A. Laritin, candidate of economic sciences, sector head All-Russian scientific research Institute of forages named after V.R. Williams E.P. Chirckow, doctor of agricultural sciences, department head Bryansk state agricultural university
Annotation. A brief analysis of Russian Federation modern dairy cattle branch and its forage base development has done, as well as the level of population in milk and beef supplying. Actual consumption of milk per capita is 246 kg of milk and 14 kg of beef meat respectively, it is 73-77% and 56% of the demand. One of the main factors' keepresiding further dairy farming and the food problem solution's intensification, is the forage poor state that does not meet the full requirements of dairy cattle with high quality and cheap feed necessary provide. There in this paper the methodological and economic justification of priority directions of forage base development on the formation of comprehensive and systematic approach to innovative systems of feed productivity and use creating: placement, dairy cattle and forage base's manufacture, specialization and concentration, its balanced development with regions' natural and economic conditions, agriculture zonal systems taking into account; legal, information-and consultation, logistical support of forage production as the dairy cattle production basic industry; the rational organizational-economic mechanism establishment for forage branch management in market conditions on the economic, regional and federal levels. The most important direction in the feed problem solving, the dairy cattle economic efficiency improving is a regional scientific-technical comprehensive programs of forage production on the innovative basis development. The development of such programs has been allows on the specific region scale to enhance the average milk yield in 1000-1500 kg of milk, to obtain 230-250 kg of live weight growth per head of young cattle per year. Keywords: forage; feed production; forage base; dairy cattle; dairy cattle breeding; innovation; location; specialization; concentration; milk-feed cluster; legal, information and consulting, logistical support; operating cost; Kcost; profit; profitability.