Научная статья на тему 'Совершенствование государственной поддержки сельского хозяйства с учетом региональных особенностей'

Совершенствование государственной поддержки сельского хозяйства с учетом региональных особенностей Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
186
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ЦЕЛЕВЫЕ ПРОГРАММЫ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА / СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО / МЕТОДИКА / РЕГИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ / STATE PROGRAMS / THE GOVERNMENT SUPPORT / AGRICULTURE / METHODOLOGY / REGIONAL FEATURES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мигель Ю. А.

В статье выявлена необходимость совершенствования подхода к формированию и реализации государственной поддержки. Предложена методика адаптации программ государственной поддержки сельского хозяйства к региональным особенностям, позволяющая осуществлять формирование необходимого для развития региона набора мероприятий с соответствующим финансированием, и направленная на увеличение гибкости государственной поддержки с учетом тактики и стратегии рыночной деятельности сельхозтоваропроизводителей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVING OF THE GOVERNMENT SUPPORT OF AGRICULTURE ACCORDING TO REGIONAL CHARACTERISTICS

The paper highlighted the need for improving the approach to the formulation and realization of government support. Technique of adaptation programs for government support of agriculture according to regional characteristics is offered, allowing to carry out formation of support with the financing for the development of the region, and to increase the flexibility of government support according to the tactics and strategies of agricultural farms.

Текст научной работы на тему «Совершенствование государственной поддержки сельского хозяйства с учетом региональных особенностей»

Экономика

Таблица 1

Варианты стратегий координации межрегиональных инвестициионно-производственных связей

Стратегообразующие показатели, критерии Стратегии

1 2 3

Площадь пашни Фактическая Фактическая Расчетная

Инвестиционная государственная поддержка Свердловской области по отношению к Курганской области Фактическая Поддержка зернового хозяйства в расчете 2,5 тыс. руб. на 1 га Поддержка зернового хозяйства в расчете 2,5 тыс. руб. на 1 га

Продуктивность зерновых культур хозяйства (Курганская область) Фактическая Рост на 20 % Рост на 20 %

Себестоимость зерна хозяйства (Курганская область) Фактическая Снижение на 15 % Снижение на 15 %

Развитие фуражного зернового хозяйства (Курганская область) Фактический баланс производства и реализации зерна Рост поставок фуражного зерна по себестоимости в счет господдержки Снижение производства фуражного зерна и рост производства семенного зерна

Структура посевов основных сельскохозяйственных культур (Курганская область, Свердловская область) Рекомендуемая региональной системой ведения сельского хозяйства Рекомендуемая структурой севооборотов Рекомендуемая структурой севооборотов

Себестоимость молока (Свердловская область) Фактическая Снижение на 20 % Снижение на 20 %

Изменение поголовья молочного стада за счет повышения доходности производства молока в высокоудойных хозяйствах Нет Рост на 10% Рост на 10 %

Производство молока (Свердловская область) Фактическое Не менее фактического Рост на 15 %

Затраты на производство сельскохозяйственной продукции (Курганская область, Свердловская область) Минимум Минимум Минимум

Выручка от реализации продукции (Курганская область, Свердловская область) Максимум Максимум Максимум

стратегии программно-целевого управлении агропромышленным комплексом в федеральном округе возможно увеличить урожаИность фуражных зерновых культур в этих хозяйствах на 2,9 т/га, дополнительно произвести 25,9 тыс. т зерна, направив его на комбикормовые заводы Свердловской области по договорным ценам (для высокоудойных хозяйств, где потребность в высокобелковых кормах выше, чем в среднем

по области). Это позволит снизить себестоимость концентрированных кормов и, соответственно, молока на 1,5-2 руб. и стимулировать расширение поголовья дойного стада. В результате производство цельного молока регионального производства на душу населения может быть увеличено на 3-7 %.

Предварительная оценка прогноза развития агропромышленного производства

в результате координации производственной и финансово-инвестиционной политики регионов Уральского федерального округа показывает, что за счет комплексного подхода к программно-целевому управлению агропромышленным комплексом округа возможно довести, в среднем, уровень продовольственной безопасности региона по основным продуктам регионального производства до 60-70 %.

Литература

1. Мальцев Н. В. Имитационное моделирование в практике стратегического планирования сельскохозяйственного производства // Аграрный вестник Урала. 2005. № 2. С. 24-27.

2. Семин А. Н., Мальцев Н. В. Научно-практические рекомендации по стратегическому планированию в сельскохозяйственных организациях. Екатеринбург : Изд-во Урал. ГСХА, 2006. 156 с.

3. Семин А. Н., Мальцев Н. В. Научно-практические руководство по освоению имитационного моделирования при стратегическом планировании развития производства. Екатеринбург : Изд-во Урал. ГСХА, 2007. 135 с.

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ поддержки сельского хозяйства с учетом региональных особенностей

ю. а. Мигель, аспирант, оренбургский ГАу 460014, г. Оренбург, ул. Челюскинцев, д. 18; тел. 89228861169

Ключевые слова: государственные целевые программы, государственная поддержка, сельское хозяйство, методика, региональные особенности.

Keywords: state programs, the government support, agriculture, methodology, regional features.

Начиная с 2008 года приоритетный национальный проект «Развитие АПК» трансформировался в Государственную программу развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы, охватывающую весь спектр направлений развития агропромышленного комплекса, продовольственного обеспечения страны и устойчивого развития сельских территорий.

На пятилетний срок действия Программы определены три основные цели:

— устойчивое развитие сельских территорий, повышение занятости и уровня жизни сельского населения;

— повышение конкурентоспособности производимой в области сельскохозяйственной продукции на основе финансовой устойчивости и модернизации сельского хозяйства, а также на основе ускоренного

развития приоритетных подотраслей сельского хозяйства;

— сохранение и воспроизводство используемых в сельскохозяйственном производстве земельных и других природных ресурсов.

Составной частью Программы стали областные целевые программы: «Социальное развитие села

до 2012 года», «Сохранение и восстановление плодородия почв земель

Экономика

Таблица 1

Этапы адаптации государственных программ поддержки сельского хозяйства к

региональным особенностям

Этапы Рекомендуемые исследовательские методы и подходы

I. Определение целей развития регионального сельского хозяйства. Аналитический, сравнительный.

II. Анализ рыночного потенциала территориального развития сельского хозяйства. Кластерный анализ, графический, аналитический, корреляционно-регрессионный анализ, экспертный, расчетно-нормативный, динамическое программирование.

III. Разработка совокупности мероприятий, адаптированных к условиям региона в рамках программ государственной поддержки. Аналитический, сравнительный, прогнозирования и планирования, экономико-математический, факторный анализ, методы формирования портфеля инвестиций: Парето, Борда, БОФа, динамическое программирование, экспертный.

IV. Мониторинг и оценка эффективности реализации программ. Аналитический, сопоставления, сравнения, графический, расчетно-нормативный, экспертный, экономико-математический, методы определения эффективности ведения хозяйственной деятельности и оценки влияния мер государственной поддержки.

сельскохозяйственного назначения и агроландшафтов Оренбургской области на 2006-2010 годы», «Развитие сельскохозяйственных потребительских кооперативов и системы сельской кредитной кооперации Оренбургской области на 2007-2010 годы» и программа «Развитие мясного скотоводства Оренбургской области» на 2009-2012 годы [1].

В рамках областной целевой программы «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Оренбургской области» на 2008-2012 годы объем финансирования на пятилетний период составит из средств областного бюджета 22,5 млрд. рублей, из средств местных бюджетов — 61,5 млн. рублей, из внебюджетных источников — 4,8 млрд. рублей [3]. Реализация Программы содействует повышению темпов роста и конкурентоспособности отрасли, создает ряд базовых предпосылок для устойчивого развития сельских территорий.

Вместе с тем, областная целевая программа «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Оренбургской области» содержит определенные недоработки, что может снизить эффективность ее реализации. Один из основных недостатков — отсутствие механизмов корректировки мер агропродоволь-ственной политики в существующих сегодня и вошедших в нее составной частью целевых программ.

Каждый раздел программы должен быть изложен по следующей схеме: цель — задачи — правовое основание — этапы — количественно измеряемые целевые индикаторы — механизм реализации — организация управления программой, включая органы управления и их проектную роль, — выделяемые финансовые ресурсы и условия получения этих ресурсов производителями сельскохозяйственной продукции — контрольные точки программы — ограничения и риски. Это делает программу прозрачной и упрощает определение эффекта предлагаемых мер.

В соответствии с требованиями Закона о развитии сельского хозяйства, каждая подпрограмма должна иметь цели и, соответственно, индикаторы достижения этих целей, механизмы государственного воздействия и объемы финансирования. Такая структура Государственной программы давала бы четкие сигналы сельскому хозяйству и другим участникам рынка о направлениях государственной политики и регулировании рынков в среднесрочной перспективе. На практике только часть подпрограмм соответствует закону. В большинстве случаев конкретные мероприятия либо не прописаны вообще, либо прописаны в общих чертах, индикаторы достижения целей никак не связаны с реализуемыми мероприятиями и объемами финансирования, а объемы финансирования не вытекают из целей и механизмов по их достижению, а задаются исходя из результатов перераспределения между ведомствами.

Так, например, основной целью программ и мероприятий по поддержке развития молочного скотоводства является

увеличение объемов производства молока, поддержание доходности сельскохозяйственных организаций и КФХ, занятых производством молока. На данную программу в Оренбургской области в 2008 году выделено 427,8 млн. рублей. Основным индикатором программы определен объем производства молока, который составил в 2008 году 820 тыс. т. Фактический показатель производства молока выше на 29 тыс. т. молока, что может быть связано с влиянием других программ поддержки сельского хозяйства [2].

Кроме того, для большинства сельскохозяйственных товаропроизводителей, которым реально необходима поддержка со стороны государства, ее меры недоступны в силу их финансового положения. На низком уровне остается уровень компенсации затрат на производство, а потому и не оказывает существенного влияния на результаты деятельности.

Таким образом, государственная программа не обеспечила перехода к программно-целевому планированию в аграрной политике, хотя и стала определенным этапом на пути к такому переходу, и не обеспечила прозрачности и предсказуемости политики для бизнеса, что является одним из ключевых факторов долгосрочного роста в аграрном секторе.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод о том, что механизм государственной поддержки несовершенен. Для повышения эффективности государственного регулирования и возможности оценки мер государственной поддержки необходима разработка методики адаптации программ государственной поддержки сельского хозяйства к региональным особенностям, включающей систему принципов, индикаторов, методов и критериев отбора субъектов, а также форм и методов государственной поддержки.

На современном этапе выработка стратегии развития государственной поддержки должна включать целый ряд программ, формирование которых следует проводить поэтапно, с учетом специфики развития регионов. В связи с этим предлагаем осуществлять адаптацию программ государственной поддержки сельского хозяйства к региональным особенностям согласно

методики, включающей анализ развития и потенциала территорий от сельскохозяйственных организаций до групп районов, способ оптимального распределения бюджетных средств, алгоритм определения эффективности влияния государственной поддержки на результативность производственной деятельности. Этапы ее реализации представлены в таблице 1.

Так как региональный уровень государственной поддержки предполагает, прежде всего, совершенствование форм поддержки и оптимизацию объемов выделяемых средств, направленных на сокращение затрат сельхозпредприятий на единицу продукции, то для оптимального распределения бюджетных средств между регионами рекомендуем использовать пошаговое решение задачи динамического программирования в следующей постановке: государство выделяет средства в размере R тыс. руб., которые должны быть распределены между m регионами, и каждый их них при получении средств x приносит прибыль pi(x) тыс. руб., i = 1, m, необходимо выбрать оптимальное распределение средств, обеспечивающее максимальную суммарную прибыль [4]: m

W=Z p(x). (1)

Учитывая, что состояние системы на каждом шаге характеризуется количеством средств s, имеющимся в наличии перед данным шагом, s < R, и управлением на i-ом шаге xi является количество средств, выделяемых i-му региону, то функция перехода в новое состояние будет выглядеть как:

f (sx) = S - X. (2)

Перед инвестированием средств в последний регион (т. е. на последнем шаге), условное оптимальное управление соответствует количеству средств, имеющихся в наличии. Условный оптимальный выигрыш равен доходу, приносимому последним регионом:

Wm (S) = Pm (SX Xm (s) = S. (3)

Тогда основное функциональное уравнение динамического программирования примет вид:

W (s) = max{ p г (x) + W+1 (s - x)}

x<s (4)

Экономика

Число шагов решения данной задачи зависит от числа регионов, а алгоритм реализуется в программе MathCAD.

Предложенный подход распределения средств может быть реализован как министерством сельского хозяйства РФ, так и региона при распределении бюджетных

вложений между районами и сельскохозяйственными организациями.

Таким образом, применение предложенной методики адаптации программ государственной поддержки сельского хозяйства к региональным особенностям позволит не только осуществлять формирование

необходимого для развития региона набора мероприятий с соответствующим финансированием, но и совершенствовать контроль за выполнением направлений программ, заблаговременно принимать упреждающие меры, вносить коррективы с учетом тактики и стратегии рыночной деятельности сельхозтоваропроизводителей.

Литература

1. Доклад о ходе и результатах реализации в 2009 году областной целевой программы «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Оренбургской области на 2008-2012 годы» [Электронный ресурс]. URL: http://www.mcx.orb.ru.

2. Сельское хозяйство : ежегодный статистический сборник. Оренбург, 2009.

3. Закон Оренбургской области № 2557/540-^-03 «Об областной целевой программе «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Оренбургской области на 2008-2012 годы».

4. Хазанова Л. Э. Математические методы в экономике : учебное пособие. 2-е изд., испр. и перераб. М. : БЕК, 2002. 144 с.

ОРИЕНТАЦИЯ НА ЦИВИЛИЗОВАННЬ1Е ФОРМЫ КООПЕРАЦИИ И ИНТЕГРАЦИИ — ОСНОВА АГРАРНЫХ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ В РЕГИОНЕ (НА МАТЕРИАЛАХ ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ)

А. С. ПАДЕрин,

старший преподаватель, тюменская ГСХА

625003, г. Тюмень, Республики, д. 7

Ключевые слова: алгоритм формирования, кооперативно-интеграционная агроэкономическая система, ценовая паритетность, оптимизация господдержки.

Keywords: an algorithm of forming, a cooperative-integrating agri-economic system, price parity index.

Не являясь, как и в дорыночный период, собственностью сельхозтоваропроизводителей, потребительская кооперация фактически мало учитывает их интересы, замыкаясь лишь на потребительской функции, чем и отличается от зарубежной.

В отличие от потребительской, фермерская кооперация в зарубежных странах выполняет все свои функции (кредитную, сбытовую, снабженческую, производственную, консультационную), функционируя в рамках общепринятых принципов, к которым отнесены следующие:

1) добровольность вступления в кооператив без потери самостоятельности;

2) невысокие паевые взносы в фонды кооператива;

3) каждый член кооператива имеет только один голос, и все члены его равноправны;

4) прибыль кооператива распределяется пропорционально величине взносов;

5) реализация продукции производится по умеренным рыночным ценам;

6) продажа осуществляется только за наличные деньги;

7) в состав кооперативов входят только фермеры и их объединения, которые функционируют с целью предоставления услуг и производства товара, а не получения прибыли;

8) товары должны выпускаться только высокого качества, а услуги оказываться на высоком уровне [1].

Одним из основополагающих принципов кооператива цивилизованного типа является возможность работать не только ради прибыли своих создателей (сельхозтоваропроизводителей), но и для удовлетворения

их интересов по всем функциям кооперации, чтобы сельский агропредприниматель был удовлетворен во всех касающихся производственной деятельности услугах.

К сожалению, такая кооперация в России еще не создана, она потребует первоначально солидной государственной поддержки, прежде чем разовьется до уровня цивилизованных зарубежных стран, превращаясь в кооперативно-корпоративную аграрную систему. Тогда крупные кооперативные объединения российских крестьян — собственников земли смогут приобретать контрольные пакеты акций мясо- и молокоперерабатывающих предприятий, комбикормовых заводов, элеваторов, машиностроительных фирм и даже нефтеперегонных заводов (по опыту Швеции).

Именно к такой вершине агрокооперации должен стратегически стремиться аграрный сектор российских регионов. Тогда это будет достойный конкурент крупнейшим частным агроструктурам оптового звена продовольственного рынка, который в настоящее время не принадлежит аграриям. Потребуется, вероятно, несколько десятилетий для достижения изложенной вершины развития кооперативно-интеграционных процессов. Их можно ускорить, если придерживаться предлагаемого нами алгоритма формирования и развития кооперативноинтеграционной агроэкономической системы, представленного на примере Тюменской области на рисунке 1.

Алгоритм включает 15 основных задач, решаемых в логической последовательности в пять этапов (аналитический, институциональный, регулиру-

ющий, кластерный, мониторинговый).

Задачи первого этапа довольно подробно освещались в известных источниках и касались несколько иной проблемы, тесно не связанной с кооперативноинтеграционной агроэкономической системой. Основное внимание в этих источниках посвящено вопросам формирования и развития кооперативных систем и устойчивой системы продовольственной безопасности [2]. О кооперативно-интеграционных же агроэкономических системах в них почти не упоминается. Сущность данной системы, в авторской трактовке, можно было бы изложить в следующем определении: «Кооперативно-интеграционная

агроэкономическая система — это эво-люционно складывающееся соединение крупных кооперативных союзов сельхозтоваропроизводителей, в основном крестьян — собственников земельных долей, создавших на кооперативной основе собственную систему кооперативов (кредитных, производственных, перерабатывающих, сбытовых, снабженческих, консультационных) и акционированных агрокорпораций всех сфер АПК (агрохолдингов, перерабатывающих предприятий, комбикормовых заводов, фирм сельхозмашиностроения и т. д.) на основе постепенного выкупа союзами контрольных пакетов акций корпораций за счет кредитных средств, выделяемых государственно-кооперативной кредитной системой, которая должна быть предварительно создана на уровне страны с филиалами в регионах».

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Анализ современного положения в сфере агроинтеграции показывает, что данный процесс нарастает со стороны

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.