Экономика
ной технико-технологической основе; результатами труда; ются как нормальное, естественное
- в условиях, обеспечивающих - в коллективах, где хозрасчет- состояние организации производ-
равноправный межотраслевой обмен ные принципы работы рассматрива- ственного процесса.
Литература
1. Ушачев И.Г. Производительность и мотивация труда в сельском хозяйстве // Аграрный вестник Урала. - 2008. - №2.
- С. 13-17.
2. Савченко Е.С. Резервы повышения производительности труда в сельском хозяйстве Белгородской области // Аграрный вестник Урала. - 2008. - №2. - С. 23-25.
ОСОБЕННОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ ОРГАНИЗАЦИЙ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ В 2008 ГОДУ С.В. АГЛОТКОВА, кандидат экономических наук, доцент, начальник отдела экономического анализа и прогнозирования в АПК Министерства сельского хозяйства и продовольствия Свердловской области, г. Екатеринбург
Ключевые слова: агропромышленный комплекс, Свердловская область, государственная программа, тенденции развития сельского хозяйства, государственная поддержка, приоритетные направления поддержки сельского хозяйства.
Агропромышленный комплекс в условиях рынка занимает особое положение, не позволяющее в полной мере и на равных участвовать в межотраслевой конкуренции. Низкодоходное сельское хозяйство, зависимое от природных факторов и имеющее ярко выраженный сезонный, цикличный характер производства - более отсталая в технологическом плане отрасль по сравнению с промышленностью. Сельское хозяйство медленнее, чем другие отрасли, приспосабливается к меняющимся экономическим и технологическим условиям.
В связи с этим для обеспечения устойчивого развития АПК необходимо укрепление и реформирование основного рычага поддержки агропромышленного комплекса - эффективной специализированной финансово-кредитной системы.
Следует отметить, что приоритетные подотрасли сельского хозяйства с длительным инвестиционным циклом (прежде всего - животноводство) без государственной поддержки и государственного регулирования не могут в полной мере реализовать свой потенциал.
Основным инструментом аграрной политики Свердловской области является Государственная программа "Развитие агропромышленного комплекса Свердловской области" на 2008-2012 годы" (далее - Государственная программа), она определяет основные приоритеты, цели и направления развития агропромышленного комплекса на среднесрочный период. В программе закреп-
лены конкретные параметры финансовой поддержки отрасли, механизмы и индикаторы реализации программных мероприятий.
Важнейшими задачами реализации государственной программы на период до 2012 года являются: ускорение темпов роста объемов агропромышленного производства на основе его модернизации, повышения конкурентоспособности и создание условий для устойчивого развития сельских территорий.
В рамках реализации Государственной программы и в целях регулирования отношений, связанных с предоставлением органами государственной власти Свердловской области государственной поддержки деятельности по производству и переработке сельскохозяйственной продукции, продовольствия и оказанию услуг сельскохозяйственным товаропроизводителям и иным организациям агропромышленного комплекса, принят Закон Свердловской области от 4.02.2008 г. № 7-03 "О государственной поддержке юридических и физических лиц, осуществляющих производство сельскохозяйственной продукции и (или) закупку сельскохозяйственной продукции, пищевых лесных ресурсов, в Свердловской области".
На основании данного закона и в соответствии с Законом Свердловской области от 29.10.2007 года №101 -03 "Об областном бюджете на 2008 год" установлены следующие меры государственной поддержки:
1) предоставление субсидий на производство и переработку сельскохозяй-
ственной продукции, продовольствия и оказание услуг, в том числе:
- производство животноводческой и рыбной продукции;
- разведение племенных животных;
- осуществление мероприятий по развитию растениеводства;
- осуществление мероприятий по повышению плодородия почв;
- предоставление из областного бюджета субсидий на строительство и реконструкцию производственных объектов сельскохозяйственного назначения;
- предоставление из областного бюджета субсидий на приобретение сельскохозяйственной техники и оборудования, применяемого в животноводстве;
- организации закупок сельскохозяйственной продукции, грибов, садовой продукции из личных хозяйств населения;
- страхование урожая сельскохозяйственных культур и сельскохозяйственных животных;
- возмещение затрат по уплате процентов по кредитам, полученным в кредитных организациях;
2) предоставление средств на прочие расходы и услуги, в том числе:
- подготовку и переподготовку кадров для организаций агропромышленного комплекса;
- информационное обеспечение и консультационное обслуживание при реализации государственной аграрной политики;
- развитие рынка сельскохозяйственной продукции, сырья, продовольствия и осуществление других
Agriculture, Sverdlovsk area, the state program, the tendency of development of an agriculture, the state support, priority directions of support of an agriculture.
мероприятий.
В 2008 году на финансирование мероприятий по реализации Государственной программы из средств федерального бюджета планируется направить 469 млн рублей. Из областного бюджета на эти цели предусмотрено направить 2731,4 млн рублей, в том числе на предоставление субсидий - 2118,9 млн рублей и на предоставление бюджетных кредитов юридическим лицам - в сумме
612.5 млн рублей, из них на приобретение сельскохозяйственной техники, сельскохозяйственного оборудования и племенного скота на условиях финансовой аренды (лизинга) - 41 млн рублей, на закупку продовольственного зерна -
271.5 млн рублей, на закупку сельскохозяйственной и дикорастущей продукции у населения - 300 млн рублей.
С 2009 года Свердловская область переходит на среднесрочное планирование, составление и утверждение трехлетнего бюджета и, соответственно, порядки выплаты субсидий тоже будут приниматься на три года.
В результате принятия Закона Свердловской области №7-03 претерпел изменения и порядок предоставления субсидий. С 2008 года в связи с уточнением определения сельскохозяйственного производителя в соответствии с Федеральным законом № 264-ФЗ и Законом Свердловской области № 7-03 субсидии предоставляются сельскохозяйственным организациям, крестьянским (фермерским) хозяйствам и личным подсобным хозяйствам, подтвердившим статус сельхозтоваропроизводителя.
Для подтверждения статуса сельхозтоваропроизводителя необходимо, чтобы выручка от реализации сельскохозяйственной продукции составляла не менее 70% в общем объеме реализации. Статус подтверждается по итогам работы за 2007 год, а по вновь созданным организациям - ежеквартально, при этом субсидии будут предоставляться за прошедший квартал.
Следующее изменение порядка субсидирования связано с внесением изменений в Бюджетный Кодекс Российской Федерации. В соответствии с новой редакцией статьи 78 субсидии имеют компенсационный характер, а не являются долевым финансированием, как это было ранее. То есть за счет бюджетных средств производится возмещение части затрат юридических и физических лиц. Таким образом, сельхозтоваропроизводитель сначала должен произвести затраты, например, приобрести то-варно-материальные ценности, предъявить подтверждение произведенных затрат, а уже потом получить возмещение части затрат из бюджета.
Данное нововведение имеет несколько негативный характер для сельхозтоваропроизводителя - ранее предусматривалось долевое финансирование затрат за счет бюджетных и собственных средств, а теперь сельхозтовароп-
роизводитель должен изыскать собственные средства или привлекать кредитные ресурсы, а иногда в силу неудовлетворительного финансового состояния это становится проблематичным.
С 2008 года в порядках субсидирования предусматриваются условия, при которых может быть отказано в предоставлении субсидий.
Также установлен 30-дневный срок возврата субсидий, использованных не по целевому назначению, по прошествии которого документы передаются в Прокуратуру.
Остановимся на изменениях конкретных субсидий.
В целях достижения финансово-экономической устойчивости сельскохозяйственных организаций и крестьянских (фермерских) хозяйств, включая индивидуальных предпринимателей, и организаций, осуществляющих первичную и последующую (промышленную) переработку сельскохозяйственной продукции, необходимо решить задачу по содействию привлечения кредитов коммерческих банков и займов сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов получателями кредитов и займов для пополнения оборотных средств, обновления основных фондов, развития и модернизации производства и первичной переработки сельскохозяйственной продукции.
Государственная поддержка в данном направлении осуществляется на условиях софинансирования за счет средств федерального и областного бюджетов в виде компенсации части затрат по уплате процентов по привлеченным кредитам и займам.
По краткосрочным кредитам (на срок до одного года) расширен перечень направлений использования кредитов и займов для предприятий, производящих пищевые продукты, перерабатывающих сельскохозяйственное сырье, расширен перечень сырья для первичной и последующей переработки - до 2008 года к субсидированию принимались кредиты на закупку сырья только у сельхозтоваропроизводителей Свердловской области.
Кроме того, предусматривается субсидирование по кредитам на закупку муки, сухого молока.
За счет федерального бюджета предусмотрено субсидирование 2/3 ставки рефинансирования Центрального банка России, за счет областного бюджета - 1/ 3 ставки, то есть, в целом, субсидии предоставляются в размере ставки рефинансирования.
В случае, если кредит не подходит под федеральные условия, то за счет областного бюджета субсидируется только 2/3 ставки.
К субсидированию принимаются все переходящие кредиты, и в этом случае субсидирование будет производиться в течение одного календарного, а не финансового года с момента выдачи кредита.
Экономика
Внесены изменения в части предоставления документов на субсидирование: заявления с прилагающимися документами предоставляются единовременно, а не ежемесячно, как в прошлом году.
Субсидии предоставляются авансом, без подтверждения целевого использования кредита. После подтверждения целевого использования пересчитывается размер субсидий, последний срок подтверждения - последний срок возврата кредита. Перечень документов, подтверждающих целевое использование кредитов и займов, дополнен документами для приобретения за наличный расчет кормов, ГСМ и запасных частей - это платежное поручение, чек, приходный кассовый ордер.
Необходимо отметить, что субсидии не предоставляются по просроченной ссудной задолженности, кроме того, если допускается просрочка по уплате процентов - в этот месяц субсидии не выплачиваются.
Изменился порядок субсидирования и по инвестиционным кредитам.
К субсидированию принимаются все кредитные договоры, заключенные с 2004 по 2009 годы со сроками предоставления от 2 до 8 лет, на приобретение сельскохозяйственной техники - до 10 лет.
Расширено целевое назначение кредитов и займов для сельскохозяйственных товаропроизводителей - на приобретение сельскохозяйственной техники и оборудования российского и зарубежного производства, оборудования для перевода грузовых автомобилей, тракторов и сельскохозяйственных машин на газомоторное топливо, племенной продукции (материала), специализированного транспорта, на закладку многолетних насаждений, строительство и реконструкцию прививочных комплексов (ферм), объектов животноводства и кормопроизводства, хранилищ картофеля и овощей, тепличных комплексов по производству плодоовощной продукции в закрытом грунте, мясохладобоен, пунктов по первичной переработке сельскохозяйственных животных и молока, включая холодильную обработку и хранение мясной и молочной продукции молокоприемных пунктов, строительство объектов по глубокой переработке высокопротеиновых сельскохозяйственных культур (сои, пшеницы, ржи, кукурузы, рапса, нута).
Субсидии предоставляются в приоритетном порядке на условиях софинансирования расходов в случае предоставления организации субсидии за счет средств федерального бюджета -в размере 2/3 ставки рефинансирования (учетной ставки) Центрального банка Российской Федерации, действующей на дату заключения кредитного договора (договора займа). При этом размер субсидий из областного бюджета составляет 1/3 ставки рефинансирования. По кредитным договорам, заключенным в
2004-2007 годах, включенных в реестр организаций, представивших документы на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам в 2004-2007 годах, - в размере ставки рефинансирования ЦБ РФ.
Субсидии предоставляются авансом без подтверждения целевого использования кредита. Целевое использование подтверждается по мере выполнения работ, после чего пересчитывается размер субсидий, последний срок подтверждения - последний срок возврата кредита. Целевое использование подтверждается по мере выполнения работ, после чего пересчитывается размер субсидий, последний срок подтверждения - последний срок возврата кредита. При этом на строительство и реконструкцию производственных объектов обязательно наличие проектно-сметной документации.
Кроме возмещения части затрат на уплату процентов по инвестиционным кредитам сельхозтоваропроизводителям из областного бюджета предоставляются субсидии в размере до 70 процентов фактически произведенных в текущем финансовом году затрат по строительству и реконструкции производственных объектов сельскохозяйственного назначения и субсидии в размере до 80 процентов фактически произведенных затрат по приобретению техники и оборудования, применяемых в производстве и переработке сельскохозяйственной продукции, включая налог на добавленную стоимость, за исключением транспортных расходов.
На приобретение сельскохозяйственной техники и оборудования субсидии предоставляются при подтверждении полной оплаты. В случае отсутствия собственных средств на оплату сельхозтоваропроизводители могут привлекать кредитные ресурсы с последующим возмещением части затрат на уплату процентов по ним. При этом, получив субсидию на приобретение техники, они обязаны погасить соответствующую часть кредита на ее приобретение. По оставшейся части кредита производится субсидирование процентной ставки.
Все три вида субсидий на инвестиционные цели (на приобретение сельскохозяйственной техники и оборудования, на строительство и реконструкцию производственных помещений и на возмещение процентной ставки по инвестиционным кредитам) предоставляются сельскохозяйственным товаропроизводителям по результатам отбора инвестиционных проектов (бизнес-планов).
С целью обеспечения наибольшей эффективности использования бюджетных средств рассмотрение инвестиционных проектов производится Комиссией по отбору сельскохозяйственных товаропроизводителей Свердловской области, которым планируется предоставление субсидий из областного бюд-
жета в 2008 году на инвестиционные цели. Такая комиссия создана и работает в постоянном режиме в соответствии с Постановлением Правительства Свердловской области от 29.12.2007 г. № 1374-ПП.
Следует отметить, что особое внимание Комиссия уделяет инвестиционным проектам, связанным с техническим перевооружением и строительством современных молочных комплексов.
За 1 полугодие 2008 года проведено 29 заседаний Комиссии, на которых рассмотрено около 300 проектов по развитию приоритетных подотраслей сельского хозяйства. Общий объем инвестиций, предусмотренных на реализацию инвестиционных проектов в 2008 году, составит более 5 млрд рублей, из них субсидии из областного бюджета составляют 980 млн рублей.
Кроме того, организациям агропромышленного комплекса по результатам открытого конкурсного отбора передается в безвозмездное пользование имущество, приобретенное в соответствии с Законом Свердловской области от 4 июля 2006 года № 53-03 "Об областной государственной целевой программе "Развитие сельского хозяйства в Свердловской области" на 2007-2009 годы".
В Министерстве экономики и труда Свердловской области проведен отбор субъектов инвестиционной деятельности, не являющихся сельскохозяйственными товаропроизводителями, на право предоставления субсидий из областного бюджета в 2008 году на возмещение части затрат на уплату процентов организациям агропромышленного комплекса по инвестиционным кредитам. В 2008 году объём субсидий из областного бюджета организациям, перерабатывающим сельскохозяйственную продукцию и прошедших отбор, составит 140 млн рублей. Общий объем инвестиций по представленным проектам составит 2673,4 млн рублей, в том числе кредитные ресурсы - 1600,8 млн рублей, собственные средства - 1072,6 млн рублей.
Следует отметить, что организациям, имеющим задолженность по уплате налогов и сборов, субсидия на возмещение части затрат на уплату процентов по инвестиционным кредитам предоставляется только за счет средств областного бюджета в размере 2/3 ставки рефинансирования ЦБ РФ.
Претерпел изменения и порядок возмещения части затрат на уплату процентов по кредитам и займам, привлеченным малыми формами хозяйствования. Так, например, расширен перечень направлений использования кредитов и займов для КФХ на срок до 8 лет, дополнено на покупку рефрижераторов, оборудования для переработки сельхозпродукции, холодильного оборудования и др.
Для ЛПХ расширен перечень направлений использования кредитов и займов на срок до 5 лет - дополнено на покупку
Экономика
изделий шорно-седельных, пил бензомоторных, машин и агрегатов энергосиловых и сварочных, навесных лодочных моторов. Предусмотрено приобретение отечественных и импортных машин и оборудования.
Для СПоК расширен перечень направлений использования кредитов и займов на срок до 2 лет - дополнено на покупку организационного обустройства кооперативов, закупку сельхозпродукции, произведенной членами кооператива для ее реализации; на срок до 8 лет -дополнено комплектным оборудованием для возведения торговых площадок и сельскохозяйственных кооперативных рынков, машинами и агрегатами энергосиловыми и сварочными.
Перечень документов, подтверждающих целевое использование кредитов и займов для КФХ и СПоК дополнен документами для приобретения за наличный расчет кормов, ГСМ и запасных частей - платежное поручение, чек, приходный кассовый ордер.
Увеличена сумма кредитов и займов:
- на 1 КФХ - до 5 млн руб. на срок до 2 ле; до 10 млн руб. на срок до 8 лет;
- на 1 СПоК - до 15 млн руб. на срок до 2 лет; до 40 млн руб. на срок до 8 лет.
Сумма кредитов и займов на 1 ЛПХ не изменена и составляет 300 тыс. руб. на срок до 2 лет; 700 тыс. руб. на срок до 5 лет.
Кроме того, для ЛПХ, КФХ и СПоК с 2008 года введено субсидирование кредитов и займов на развитие несельскохозяйственной деятельности в сельской местности (сельский туризм, сельская торговля, народные промыслы, бытовое и социально-культурное обслуживание сельского населения, заготовка и переработка дикорастущих плодов, ягод, лекарственных трав).
По гражданам обязательна справка местной администрации о подтверждении ведением гражданином личного подсобного хозяйства.
Меры государственной поддержки в животноводстве в 2008-2012 годах будут направлены на стабилизацию поголовья основных видов сельскохозяйственных животных, повышение их продуктивности, укрепление существующей племенной базы и развитие наиболее эффективных, с точки зрения использования финансовых и материальных ресурсов, подотраслей - птицеводства, молочного скотоводства, свиноводства. Главная задача - значительное увеличение объемов производства животноводческой продукции.
Государственная поддержка сельхозтоваропроизводителей в данном направлении оказывается в виде субсидий:
1) юридическим лицам, крестьянским (фермерским) хозяйствам, индивидуальным предпринимателям, сельскохозяйственным потребительским кооперативам для возмещения части затрат
на производство и реализацию на территории Свердловской области следующих видов животноводческой продукции (по утвержденным ставкам):
- молока собственного производства;
- мяса свиней живой массой 90 килограммов и выше;
- мяса молодняка крупного рогатого скота живой массой 350 кг и выше;
- мяса птицы бройлерной (кур, индюков) живой массой;
- мяса мелкого рогатого скота живой массой;
- яиц (кур);
- рыбы;
2) гражданам, ведущим личное подсобное хозяйство, для возмещения части затрат на производство и реализацию на территории Свердловской области следующих видов животноводческой продукции:
- мяса молодняка крупного рогатого скота живой массой 350 кг и выше;
- мяса свиней живой массой 90 кг и выше;
3) индивидуальным предпринимателям, организациям агропромышленного комплекса Свердловской области и организациям потребительской кооперации, осуществляющим закуп сельскохозяйственной продукции у личных подсобных хозяйств граждан Свердловской области, за молоко, закупленное из личных подсобных хозяйств граждан Свердловской области.
Государственная поддержка развития племенного животноводства осуществляется на условиях долевого финансирования за счет средств федерального, областного бюджетов и средств сельскохозяйственных организаций.
Субсидии на поддержку племенного животноводства из федерального и областного бюджетов предоставляются сельскохозяйственным организациям и крестьянским (фермерским) хозяйствам, у которых племенные животные зарегистрированы в государственном племенном регистре Министерства сельского хозяйства Российской Федерации, для возмещения части затрат:
1) на содержание племенного маточного поголовья сельскохозяйственных животных;
2) на содержание племенных быков-производителей в организациях по искусственному осеменению сельскохозяйственных животных, у которых проверено качество потомства или которые находятся на стадии оценки этого качества;
3) на приобретение быков-произво-дителей организациями по искусственному осеменению сельскохозяйственных животных;
4) на приобретение семени быков-производителей, которые улучшают качество потомства;
5) на приобретение племенного молодняка.
В целях полного оздоровления от лейкоза крупного рогатого скота и обес-
печения устойчивого эпизоотического благополучия в Свердловской области под методическим руководством Научно-производственного противолейкоз-ного центра, созданного на базе Уральского научно-исследовательского ветеринарного института проводятся оздоровительные мероприятия.
Субсидии из областного бюджета предоставляется для возмещения части затрат на проведение комплекса работ по проведению дезинфекции животноводческих помещений, лабораторного исследования крови крупного рогатого скота для выявления инфекционных и больных животных вирусом лейкоза и на определение уровня напряженности иммунитета на действие вирусно-бак-териальных инфекций на организм животных в размере до 30 процентов фактически произведенных в текущем финансовом году затрат.
В целях обеспечения населения и социальных учреждений области картофелем и овощами, создания прочной кормовой базы для животноводства идет дальнейшее развитие отраслей растениеводства, в связи с чем необходимо решение следующих задач:
- обеспечение отрасли животноводства полноценными кормами, сбалансированными по питательным веществам;
- полное и эффективное использование сельскохозяйственных угодий;
- разработка и освоение научнообоснованных систем земледелия, адаптация их к местным почвенно-кли-матическим условиям;
4) внедрение ресурсосберегающих технологий;
5) развитие селекции и семеноводства.
В целях сохранения и рационального использования земель сельскохозяйственного назначения и агроландшафтов, а также создания условий для увеличения объемов производства высококачественной сельскохозяйственной продукции предоставляются субсидии на возмещение затрат по следующим видам работ:
- проведение комплекса работ по известкованию кислых почв и фосфо-ритованию земель с низким содержанием фосфора, включающего стоимость мелиорантов (известковой, доломитовой и фосфоритной муки, мергеля, магнезита, известковых туфов и сапропеля), расходы по погрузке, разгрузке, транспортировке и внесению мелиорантов (без учета налога на добавленную стоимость) в размере до 70 процентов стоимости фактических затрат, но не более 70 процентов плановых затрат, согласно проек-тно-сметной документации;
- проведение комплекса работ по использованию торфа, включающего расходы по добыче торфа на месторождениях, погрузке, транспортировке к теплицам или местам закладки компоста;
- проведение комплекса работ по внесению органических удобрений,
Экономика
включающего объем работ по погрузке, транспортировке, буртовке и внесению на поля навоза и торфокомпос-тов (стоимость навоза и торфокомпо-стов в объем выполненных работ для возмещения из областного бюджета не включается);
- проведение агрохимического обследования земель сельскохозяйственного назначения;
- проведение фитосанитарного обследования, включающего расходы по обследованию семян зерновых и зернобобовых культур, картофеля, почв, посевов сельскохозяйственных культур на засоренность и на комплекс вредителей и болезней, включая всю группу много-ядных вредителей.
Сельхозтоваропроизводители имеют право на получение субсидий на приобретение средств химизации (пестицидов), исходя из размера субсидии на соответствующие виды средств химизации в размере до 70 процентов фактической стоимости пестицидов в зависимости от содержания активных веществ.
Кроме того, сельхозтоваропроизводителям предоставляются субсидии на приобретение дизельного топлива, использованного на проведение сезонных сельскохозяйственных работ, исходя из размера субсидии за один гектар посевной (посадочной) площади текущего финансового года по группам сельскохозяйственных культур, но не выше фактически произведенных расходов - под зерновые и зернобобовые культуры - 46 руб. за 1 га, кормовые культуры - 21 за 1 га, картофель и овощи открытого грунта
- 91 руб. за 1 га посадки.
Производство зерна - стратегическое направление развития отрасли растениеводства. Государственная поддержка из областного бюджета в данном направлении предусматривается в виде предоставления субсидии сельскохозяйственным товаропроизводителям на производство зерновых и зернобобовых культур для обеспечения внутренних потребностей области, в отличие от прошлого года, когда субсидии выплачивались за расширение посевов зерновых и зернобобовых культур.
Субсидия предоставляется в целях возмещения части затрат организации на производство зерновых и зернобобовых культур урожая текущего года, исходя из размера субсидии - 200 рублей за тонну реализованного зерна в весе после доработки, но не выше фактически произведенных расходов при условии реализации зерна организациям отрасли птицеводства, организациям по откорму и выращиванию свиней и крупного рогатого скота; организациям, осуществляющим производство комбикормов и муки, расположенным на территории Свердловской области, с учетом произведенной оплаты.
Целью осуществления мероприятий по снижению рисков в сельском хозяйстве является снижение рисков
потери доходов при производстве сельскохозяйственной продукции в случае наступления неблагоприятных событий природного характера. Одним из эффективных механизмов повышения финансовой устойчивости сельскохозяйственных товаропроизводителей является страхование урожая сельскохозяйственных культур. Субсидия из областного бюджета на компенсацию части затрат по страхованию урожая сельскохозяйственных культур, урожая многолетних насаждений и посадок многолетних насаждений предоставляется в размере до 40 процентов уплаченной страховой премии (страхового взноса) по договору страхования урожая сельскохозяйственных культур, заключенному со страховыми организациями, имеющими лицензию на проведение данного вида страхования. При этом аналогичная субсидия из федерального бюджета выплачивается в размере до 45%, то есть за счет бюджетных средств компенсируется до 85% страховой премии (страхового взноса).
В Свердловской области имеются
объективные условия для повышения эффективности сельскохозяйственного производства и более полного обеспечения населения продуктами питания первой необходимости: развитая социальная инфраструктура, многоуклад-ность сельскохозяйственного производства, наличие сети перерабатывающих центров, развитой системы транспортных коммуникаций, значительный образовательный, научный и ресурсный потенциал, что позволяет использовать современные достижения в области агротехнологий и привлечения инвестиций.
Но существует и ряд проблем, замедляющих развитие агропромышленного комплекса:
- неблагоприятные природно-климатические условия;
- неадекватный рост цен на сельскохозяйственную технику, удобрения и топливно-энергетические ресурсы в сравнении с ростом цен на сельскохозяйственную продукцию;
- низкие темпы структурно-технологической модернизации отраслей агропромышленного комплекса, обновления
Экономика
основных производственных фондов и воспроизводства природно-экологичес-кого потенциала;
- неблагоприятные общие условия функционирования сельского хозяйства, прежде всего неудовлетворительный уровень развития рыночной инфраструктуры, затрудняющий доступ сельскохозяйственных товаропроизводителей к рынкам материально-технических и информационных ресурсов;
- дефицит квалифицированных кадров, вызванный низким уровнем качества жизни и социальной непривлекательностью сельских поселений.
В процессе реализации комплекса мероприятий Государственной программы развития сельского хозяйства до 2012 года мы надеемся получить адекватный результат в виде роста объемов производства сельхозпродукции, повышения производительности труда в сельском хозяйстве, организации новых рабочих мест и как следствие - снижения уровня сельской безработицы, а также значительного обновления материально-технической базы сельскохозяйственного производства.
Литература
1. Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы. - М., 2007.
2. Постановление Правительства Свердловской области № 51-ПП от 29.01.2008 г. "О государственной программе "Развитие агропромышленного комплекса Свердловской области" на 2008-2012 годы".
3. Постановление Правительства Свердловской области № 1176-ПП от 28.11.2007 г. "О Комплексной программе социально-экономического развития территорий сельских населенных пунктов в Свердловской области на период 2008-2015 годов ("Уральская деревня").
ВЛИЯНИЕ ЗАТРАТ НА ЭКОНОМИЧЕСКУЮ ЭФФЕКТИВНОСТЬ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА
О. МИШУЛИНА,
кондидат экономических наук, доцент, Костанайский ГУ им. А. Байтурсынова, г. Костанай, Республика Казахстан
Ключевые слова: дифференциация уровня рентабельности отраслей сельского хозяйства, рентабельность производства, специализация и концентрация производства, фактор повышения рентабельности.
Костанайская область традиционно считается основным аграрным регионом республики: в среднем за 2000-2006 гг. здесь производилось 14,1% сельскохозяйственной продукции Казахстана. В настоящее время сельское хозяйство области существенно влияет на всю социально-экономическую ситуацию в регионе. В среднем за 2000-2006 гг. доля аграрного сектора в производстве составляет 22,7% ВРП. Площадь сельскохозяйственных угодий области - 6100,3 тыс. га, в том числе под пашней находится 5229,6 тыс. га, или 85,7%. Общая численность на-
селения области на 01.01.2006 г. насчитывала 903,7 тыс. человек, из них 44,3% - сельское население, а доля занятых в аграрном секторе экономики области составляет 8,7%.
Цель и методика исследований Как и во всех постсоветских регионах, в Костанайской области сформировалось двухсекторное сельское хозяйство: 597 сельскохозяйственных предприятий (государственные предприятия, хозяйственные товарищества, производственные кооперативы, акционерные общества) и 7804 крестьянских хозяйств. Сельскохозяй-
•ственные предприятия занимают 65,5% площади сельскохозяйственных угодий, в них производится 63,6% валовой продукции сельского хозяйства области, на долю продукции растениеводства приходится 62,2%, а продукции животноводства - 88,2%. В среднем, одно сельскохозяйственное предприятие располагает 8916 га сельскохозяйственных угодий, удельный вес пашни в землепользовании -64,4%. Крестьянские хозяйства производят 36,4% валовой продукции сель-
Difference level to profitability of the branches of the agriculture, production profitability, specialization and concentration production, factor of increasing to profitability.