Научная статья на тему 'Оценка эффективности государственной поддержки сельскохозяйственных организаций Нижегородской области'

Оценка эффективности государственной поддержки сельскохозяйственных организаций Нижегородской области Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1656
216
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник НГИЭИ
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА / СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО / СУБСИДИИ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ / AGRICULTURE / GOVERNMENT SUPPORT / THE EFFECTIVENESS OF PUBLIC SUPPORT / SUBSIDY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Фролова Ольга Алексеевна, Денисова Ирина Владимировна

Сельское хозяйство для любой страны является стратегически важной отраслью. Являясь одной из основных отраслей материального производства, сельское хозяйство обеспечивает другие отрасли в средствах производства, и в то же время само является основным потребителем орудий и средств труда. Ввиду своих особенностей, а также низкого уровня производства продукции сельскохозяйственные товаропроизводители нуждаются в государственной поддержке. Получение сельскохозяйственными организациями государственной помощи, а также эффективное использование полученных средств – это еще одна возможность для сельскохозяйственного товаропроизводителя стабилизировать свою деятельность, улучшить экономическое состояние.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Фролова Ольга Алексеевна, Денисова Ирина Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PERFORMANCE EVALUATION OF STATE SUPPORT OFAGRICULTURAL ORGANIZATIONS NIZHEGORODSKOY

Agriculture for any country is strategically important industry. As one of the main branches of material production, agriculture accounts for other industries in the means of production, and at the same time itself is a major consumer of tools and hand tools. In view of its characteristics, and low production, livestock producers need government support. Getting the agricultural organizations of state aid, as well as the effective use of funds received – this is another opportunity for agricultural producers to stabilize its operations, improve the economic standing of, as well as to his activities as a result of Russia's accession to the WTO.

Текст научной работы на тему «Оценка эффективности государственной поддержки сельскохозяйственных организаций Нижегородской области»

УДК 004

О. А. ФРОЛОВА, И. В. ДЕНИСОВА

ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

Ключевые слова: государственная поддержка, сельское хозяйство, субсидии, эффективность государственной поддержки.

Аннотация. Сельское хозяйство для любой страны является стратегически важной отраслью. Являясь одной из основных отраслей материального производства, сельское хозяйство обеспечивает другие отрасли в средствах производства, и в то же время само является основным потребителем орудий и средств труда. Ввиду своих особенностей, а также низкого уровня производства продукции сельскохозяйственные товаропроизводители нуждаются в государственной поддержке. Получение сельскохозяйственными организациями государственной помощи, а также эффективное использование полученных средств - это еще одна возможность для сельскохозяйственного товаропроизводителя стабилизировать свою деятельность, улучшить экономическое состояние.

Государственная поддержка агропромышленного комплекса в Российской Федерации осуществляется в рамках реализации Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2012 № 717. Государственная программа разработана в соответствии со статьей 8 Федерального закона «О развитии сельского хозяйства» и определяет цели, основные направления развития отрасли и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на среднесрочный период, ресурсное обеспечение и механизмы реализации предусмотренных в ней мероприятий, целевые индикаторы и прогноз развития сельского хозяйства.

В рамках реализации Государственной программы государственная поддержка агропромышленного комплекса осуществляется в форме предоставления субсидий из федерального бюджета бюдже-

© Фролова О. А., Денисова И. В.

там субъектов Российской Федерации по следующим направлениям: на поддержку племенного животноводства, на приобретение средств химизации, на поддержку северного оленеводства и табунного коневодства, овцеводства, на страхование урожая сельскохозяйственных культур и многолетних насаждений, на компенсацию части затрат по уплате процентов по кредитам (займам), на развитие отраслей растениеводства, в том числе элитного семеноводства, а также на реализацию экономически значимых региональных программ субъектов Российской Федерации [4].

Г осударственная поддержка организаций агропромышленного комплекса Нижегородской области осуществляется посредством предоставления субсидий из федерального и областного бюджетов.

На развитие агропромышленного комплекса в 2012 году из областного бюджета выделено 3 095,2 млн рублей (в рамках действующих целевых программ и внепрограммных мероприятий), а из федерального бюджета - финансирование в размере 1 583,7 млн рублей.

мпнруЬ.

3935

2008 2009 2010 2011

□Областной бюджет

□Федеральный бюджет

2012

Годы

Рисунок 1 - Финансирование АПК Нижегородской области, млн руб.

Финансирование основных мероприятий областного бюджета в 2011 году осуществлялось на условиях софинансирования расходов

федерального бюджета в рамках реализации «Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы», областных целевых программ «Развитие агропромышленного комплекса Нижегородской области на 2011-2012 годы», «Сохранение и восстановление плодородия земель сельскохозяйственного назначения Нижегородской области на 2009-2013 годы», «Развитие социальной и инженерной инфраструктуры как основы повышения качества жизни населения Нижегородской области на 2011-2013 годы» и других.

Основными видами финансовых поддержек из областного бюджета были:

- субсидии на поддержку животноводства - 1 594,7 млн руб.;

- субсидии на возмещение сельхозтоваропроизводителям, организациям АПК, КФХ, сельскохозяйственным потребительским кооперативам части затрат на уплату процентов по инвестиционным кредитам, полученным в российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах в 2004-2010 годах на срок от 2 до 10 лет - 299,6 млн руб.;

- субсидии на возмещение сельхозтоваропроизводителям, организациям АПК, КФХ и организациям потребительской кооперации части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в кредитных организациях, сроком до 1 года - 278,6 млн руб.;

- субсидии на поддержку элитного семеноводства - 54,9 млн

руб.;

-на погашение реструктуризированной задолженности сельхозтоваропроизводителей перед бюджетами всех уровней и государственными внебюджетными фондами - 52,6 млн руб. и др.

Из федерального бюджета поступило 1 688,5 млн рублей (в т.ч. 131 млн рублей капвложения). Основная часть средств была направлена на субсидии на возмещение части затрат на уплату процентов по инвестиционным кредитам, полученным в кредитных организациях - 497,1 млн рублей и субсидии на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в кредитных организациях, и займам, полученным на срок до 1 года - 389,4 млн рублей.

В структуре финансирования агропромышленного комплекса областной бюджет занимает 70 %, федеральный - 30 %.

Из федерального бюджета на поддержку АПК области было получено 1 688,5 млн рублей, что на 27,3 % больше уровня 2010 года. Бюджетные средства были направлены на элитное семеноводство,

племенное дело, субсидирование процентных ставок по кредитам, возмещение части страховых платежей, финансирование экономически значимых программ и на другие цели.

Таблица 1 - Финансирование АПК из областного бюджета, млн руб.

Направление финансирования 2007 2008 2009 2010 2011

Финансовая поддержка по приобретению средств химизации, программа сохранения и восстановления плодородия земель 81,6 135,2 302,7 152,6 164,3

Агрохиммелиорация 55,3 77,5 26,5 - -

Финансирование работ по агролесомелиоративным мероприятиям 3,4 1,5

Ремонт и содержание мелиоративных систем 7 10,5 10,3 9,0 -

Агрохимобследование 6 7,1 2,2 3,0 -

Кадровое обеспечение 20,6 23,4 35,1 37,0 38,7

Финансовая поддержка развития племенного дела в животноводстве 67,9 63,8 99,0 92,7 65,1

Финансовая поддержка за реализацию сельскохозяйственной продукции собственного производства:

- продукция растениеводства 21,7 24,6 25,3 19,2 19,4

- продукция животноводства 212,3 214,0 359,0 935,5 1614,2

Дотация на производство льна и конопли 4,9 6,0 5,9 9,3 6,0

Финансовая поддержка элитного семеноводства и закупки семян 2 1,3 9,6 4,2 4,9

Возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских коммерческих организациях 01,8 24,1 00,3 21,1 78,3

Возмещение разницы в процентных ставках по кредитам, полученным ЛПХ, КФХ, и кредитными, снабженческими и потребительскими кооперативами 6,9 12,6 13,3 11,3 6,9

Возмещение части страховых платежей 25,2 34,2 28,9 39,2 41,6

Возмещение части затрат на оплату первоначального взноса при получении техники по лизингу 90 165,9 147,8 10,0

Финансовая помощь по приобретению ГСМ 88,1 206,0 12,8 - -

Субсидирование части затрат на электроэнергию сельхозтоваропроизводителям 112

Реструктуризация долгов, финансовое оздоровление 6,3 - 7,5 39,0 52,6

Финансовое обеспечение возврата льготных кредитных ресурсов, привлекаемых кредитными кооперативами в коммерческих банках 30

ОЦП «О повышении качества и безопасности пищевых продуктов, реализуемых на территории Нижегородской области» на 2007-2010 г. 3,9 4,8 2,1 1,5

ОЦП «Покупайте нижегородское на 2009-2012 годы» - - 0,5 0,6 1,1

Субсидии на комбикорма - 30,5

Переоформление и приобретение прав на земли сельхозназначения - 6,8 5,4 6,5 7,0

Компенсация части затрат на подключение к энергетическим мощностям 4,2

Создание и развитие единого информационного пространства в АПК области 1,6 2,3 3,5 3,8

Компенсация части затрат по вводу в сельскохозяйственный оборот залежных земель 62,4 39,0

Научно-прикладные работы 1,9 2,1 0,6 0,7 0,4

Консультационное обслуживание 9,6 9,7 5,5 - -

Материальное стимулирование предприятий АПК и районов 21,4 21,5 22,0 20,3 19,8

Формирование региональных продовольственных фондов 0,4 29,4 11,8 6,7 2,7

Финансовая помощь на ликвидацию последствий стихийных бедствий - 0,1 0,9 300,0 0,3

Подпрограмма «Использование природного газа в качестве топлива» 14,4

Субсидии перерабатывающим предприятиям на производство сухого молока 28,2

Субсидии на возмещение части затрат по вводу объектов инженерной и производственной инфраструктуры 55,2 58,0 43,4

Финансовая поддержка закладки и ухода за многолетними насаждениями 0,3 0,5 0,5 0,4 0,4

Субвенции на возмещение части затрат на обеспечение семенами сельскохозяйственных культур 592,4

Субсидии на возмещение части затрат на приобретение зерноуборочных и кормоуборочных комбайнов 7,0 62,8

Экономически значимые программы - - - - 647,4

Прочие 8,2 0,2 1,0 2,0 11,4

Капитальные вложения в сельском хозяйстве 563,7 602,7 310,3 471,8 492,5

Итого: 1772,4 2203,9 2135,9 3524,5 3935,0

Кроме того, финансирование подведомственных организаций 1,8 2,2 7,2 13,4 15,5

Таким образом, совокупная финансовая поддержка агропромышленного комплекса из бюджетов всех уровней составила 5,62 млрд рублей, что на 15,8 % больше уровня 2010 года. Также за рассматриваемый период полностью прекратилось финансирование мероприятий по проведению весенне-полевых работ.

Таблица 2 - Финансирование агропромышленного комплекса из федерального бюджета, млн руб.

Направление финансирования 2007 2008 2009 2010 2011

Поддержка племенного дела в животноводстве 26,7 48,1 78,6 94,4 52,0

Поддержка элитного семеноводства 3,6 20,7 24,2 18,8 66,6

Поддержка на сырье льна и конопли 1,4 4,3 3,6 - 13,2

Субсидии на поддержку садоводства и виноградарства 0,9 1,5 0,5 - 0,799

Компенсация части затрат на приобретение средств химизации 5,2 288,6 258,9 97,4 100,3

Субсидии по краткосрочным кредитам 106,1 144,3 275,3 223,6 389,4

Субсидии по инвестиционным кредитам 233,2 346,0 374,4 494,6 497,1

Возмещение части затрат страхового взноса по страхованию посевов 64,2 38,5 30,9 60,6 68,0

Субсидирование части затрат на приобретение ГСМ 104,7 148,6 - - -

Субсидирование части затрат по погибшим посевам зерновых культур - - - - -

Субвенции на реализацию полномочий в области организации, регулирования и охраны водных, биологических ресурсов и объектов животного мира 0,4 0,72 0,6 - -

Субсидии по кредитам, полученными малыми формами хозяйствования 171,0 197 209,5 209,5 171,9

Возмещение части затрат на комбикорма - 170,4 - - -

Капвложения (газификация, водоснабжение, жилье, образовательные учреждения) 124,04 173,7 149,2 127,7 131,011

Экономически значимые программы - - - - 198,2

Прочие - 30,1 7,8 0 -

Итого: 841,4 1612,7 1413,8 1326,5 1688,5

В настоящее время в Российской Федерации встает вопрос об эффективности государственной поддержки. Проблема оценки эффективности государственной поддержки сельского хозяйства становится актуальной в условиях ограниченности бюджетных средств, поэтому существенный научный и практический интерес представляет определенный расчет экономической эффективности государственной поддержки.

Учеными Всероссийского научно-исследовательского института экономики, труда и управления в сельском хозяйстве (ВНИЭТУСХ) и Уральской ГСХА была разработана методика анализа эффективности использования бюджетных средств, определяемая на основе соотношения объема совокупной поддержки и ее финансового результата. Финансовый результат поддержки определяется на основе показателя выхода продукции (валовой или товарной) на рубль затрат по ее производству и объема совокупной поддержки.

Проведенный нами анализ на региональном уровне показывает, что эффективность государственной поддержки сельского хозяйства Нижегородской области (прирост валовой продукции на 1 рубль, выделенный из бюджета) сократился на 6,6 % - и в отчетном году составил 4,06. В целом за анализируемый период был получен прирост валовой продукции, равный 16,4 %, однако эффективность государственной поддержки составила 1,035.

Таблица 3 - Эффективность господдержки АПК Нижегородской области

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Показатель 2010 2011 2011 к 2010 г., % Всего за 2 года

Объем господдержки АПК, млн руб. 3576,01 4379,97 122,5 7955,9

Валовая продукция сельского хозяйства, млн руб. 19138,9 22286,1 116,4 41425

Затраты на производство валовой продукции, млн руб. 17893,4 22183,3 123,9 40076,7

Прирост валовой продукции от господдержки (ВП*ОП/ЗПВП) 3824,9 4400,3 115,0 8225,2

Эффективность государственной поддержки (ПВП/ОП) 1,07 1,00 93,4 1,035

Анализ ситуации в АПК Нижегородской области характеризуется слабой материально-технической базой, изношенностью сельскохозяйственной техники, лишением эффективной государственной поддержки. Это связано с тем, что распределение господдержки не учитывает степень окупаемости вкладываемых средств, т. е. уровень поддержки не связан с эффективностью хозяйственной деятельности предприятий, которые получают бюджетную помощь.

ЛИТЕРАТУРА

1. Федеральный закон № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» от 06 декабря 2011 г.

2. Антипова Т. В. Оценка эффективности деятельности бюджетополучателей субъектов сектора государственного управления. Сибирская финансовая школа / Научно-практический журнал. 2008. № 5. С.141-146.

3. Официальный сайт Министерства сельского хозяйства Российской Федерации http://www.mcx.ru

PERFORMANCEEVALUATIONOFSTATE SUPPORT OFAGRICULTURAL ORGANIZATIONS NIZHEGORODSKOY

Keywords: agriculture, government support, the effectiveness of public support, subsidy.

Annotation: Agriculture for any country is strategically important industry. As one of the main branches of material production, agriculture accounts for other industries in the means of production, and at the same time itself is a major consumer of tools and hand tools. In view of its characteristics, and low production, livestock producers need government support. Getting the agricultural organizations of state aid, as well as the effective use offunds received - this is another opportunity for agricultural producers to stabilize its operations, improve the economic standing of, as well as to his activities as a result of Russia’s accession to the WTO.

ФРОЛОВА ОЛЬГА АЛЕКСЕЕВНА - доктор экономических наук, профессор Нижегородского государственного инженерноэкономического института, Нижегородский государственный инженерно-экономический институт, Россия, Княгинино, (ekfakngiei@yandex. ru).

FROLOVA OLGA ALEKSEEVNA - doctor of Economics, professor of Nizhny Novgorod state engineering and economic institute, Nizhny Novgorod state engineering and economic institute, Russia, Knyaginino, ([email protected]).

ДЕНИСОВА ИРИНА ВЛАДИМИРОВНА - студентка 5 курса экономического факультета, Нижегородский государственный инженерно-экономический институт, Россия, Княгинино, (Irina061290@rambler. ru).

DENISOVA IRINA VLADIMIROVNA - 5th year student of the Faculty of Economics, Nizhny Novgorod state engineering and economic institute, Russia, Knyaginino, ([email protected]).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.