УДК 657.6
С. П. МАЛАХОВА, О. А. ФРОЛОВА
МЕХАНИЗМ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ И ПОДДЕРЖКИ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РЕГИОНА
Ключевые слова: АПК, государственная поддержка, Нижегородская область, регионы, сельскохозяйственные товаропроизводители, федеральный бюджет, хозяйствующий субъект.
Аннотация. Определены меры государственной поддержки. Выявлены методы экономической поддержки регионов со стороны федерального центра. Рассмотрены основные принципы регулирования сельского хозяйства региона.
В настоящее время важное значение имеет поддержка сельскохозяйственных товаропроизводителей со стороны государства, как на общегосударственном уровне, так и на региональном. Каждый регион представляет самостоятельную хозяйствующую единицу, которая имеет признаки и составные части производственно-экономического хозяйствующего субъекта, обладающего природно-экономической, производственной, социальной и экологической подсистемами. Каждый регион имеет динамические связи с соседними регионами, и вместе они образуют иерархическую структуру социально-экономической системы страны.
На уровне субъектов Российской Федерации департаменты должны заниматься реализацией аграрной политики и стратегии, координацией деятельности органов местного самоуправления, разработкой целевых региональных программ, совершенствованием организационно-экономического механизма, формированием продовольственного рынка, контролем и т. д. [7, с. 29].
Аграрная политика регионов, являясь частью общей аграрной политики страны, предполагает общность целей и принципов построения. Задачи аграрной политики страны подразделяются на типовые -для преимущественного большинства регионов, и специфические, определяемые особенностями развития и биоклиматическим потенци-
© Малахова С. П., Фролова О. А., 2014
алом каждого отдельного региона. Государственное регулирование экономических отношений позволяет создать условия для максимальной реализации самостоятельности субъектов хозяйственной деятельности путем полноценного использования потенциала регионального АПК. Анализ региональных аграрных преобразований позволяет обобщить опыт, выявить основные направления и оценить экономический инструментарий их осуществления.
В число мер государственной поддержки должно быть включено:
- земельно-ипотечное кредитование КФХ и ЛПХ;
- организация рынка земли;
- регулирование закупочных цен на сельхозпродукцию;
- страхование рисков в аграрном бизнесе [12, с. 33].
Г. Г. Фетисов и В. П. Орешин методы экономической поддержки регионов со стороны федерального центра делят на прямые и косвенные.
Прямая поддержка предусматривает либо непосредственные финансовые вливания в экономику региона, либо предоставление налоговых и иных льгот, снижающих региональные расходы. Центр помогает регионам прежде всего тем, что передает прибыльные, обладающие рыночной стоимостью объекты федеральной собственности в региональную собственность на безвозмездной основе. Регионы получают из федерального бюджета трансферты в виде государственных субвенций, не требующих компенсации, а также средства из внебюджетных федеральных фондов. Помимо этого федеральный бюджет выделяет средства на осуществление целевых федеральных программ, в состав которых входят региональные подпрограммы. Устанавливаются налоговые, таможенные и иные льготы, приводящие к уменьшению части поступлений, передаваемых субъектами федерации в федеральный бюджет.
Косвенная поддержка заключается в расходовании средств федерального бюджета или внебюджетных фондов на отраслевые объекты федеральной собственности, расположенные на территории региона. Федеральные финансовые источники кредитуют региональные расходы. Выделяются инвестиции, способствующие поддержанию и подъему экономики региона. Формируются механизмы гарантий, залоговых механизмов на федеральном уровне, способствующих притоку кредитов и инвестиций в регионы. Центр берет на себя содержание федеральных объектов, предприятий, учреждений, расположенных на территории региона [11, с. 236].
Очень важным начальным этапом в механизме государственного регулирования и поддержки аграрного сектора региона является планирование.
М. А. Меньшикова и Д. А. Худин выделяют следующие основные задачи планирования сельского хозяйства на современном этапе:
- создание информационной базы, содержащей данные о рыночной конъюнктуре, об инвестиционной деятельности, осуществляемой со стороны государства, или других мероприятиях;
- ознакомление сельхозтоваропроизводителей с целевыми показателями, составляющими основу национальных проектов, государственных программ, которые могут представлять для них интерес в ходе осуществления хозяйственной деятельности;
- ориентация сельхозтоваропроизводителей в вопросах инновационного развития;
- уменьшение предпринимательского риска за счет увеличения вероятности наступления будущих событий и концентрации ресурсов на выбранных приоритетных направлениях деятельности сельскохозяйственных организаций [8, с. 30].
Схема механизма государственного воздействия на производство и реализацию сельскохозяйственной продукции в регионе, по мнению М. М. Азизовой, должна включать следующие основные элементы (рисунок 1):
- принципы государственного экономического регулирования;
- направления государственного экономического регулирования;
- механизмы государственного экономического регулирования [1, с. 28-29].
Государственная поддержка АПК региона - это система мероприятий организационно-экономического и финансового характера, обеспечивающая возможность эффективного ведения расширенного воспроизводства и предоставляющая конкурентные преимущества региональным сельхозпроизводителям.
Необходимость проведения государством таких мероприятий, прежде всего, обусловлена особенностями базовой отрасли АПК -сельского хозяйства, которое в первую очередь нуждается в поддержке [9, с. 140].
В. Г. Брыжко, М. М. Бейлин выделяют специальные принципы государственного регулирования сельского хозяйства региона:
- соответствие регулирования сельского хозяйства региона системе государственного регулирования сельского хозяйства страны;
- учет уровня развития в регионе отраслей агропромышленного комплекса, финансовых институтов, кредитно-банковской системы, финансовых возможностей в сфере государственного регулирования сельского хозяйства региона.
Рисунок 1 - Схема системы государственного регулирования АПК региона
- учет особенностей сельского хозяйства, продовольственного обеспечения и потребления в регионе, обусловленных природноклиматическими условиями территории, традициями, укладом, образом жизни коренного населения, уровнем его благосостояния;
- обеспечение устойчивого развития регионального сельского хозяйства в условиях сложившихся приоритетных направлений развития базовых для субъекта федерации отраслей экономики.
Рисунок 2 - Модель механизма государственного регулирования сельского хозяйства региона
- учет индивидуальных условий формирования конкурентной среды регионального сельского хозяйства и его выхода на внутренние и внешние продовольственные рынки [6, с. 67].
Механизм государственного регулирования и поддержки АПК субъектов Российской Федерации постоянно совершенствуется.
Е. В. Борнякова предлагает комплексный подход к механизмам государственного регулирования поддержки сельского хозяйства (рисунок 3). Государственная поддержка - это уже не только меры финансовой поддержки, но и меры имущественного страхования предприятий, их финансового оздоровления, реструктуризации их долгов и т. п. Защита внутреннего рынка от внешней экспансии также является важным рычагом поддержки российских товаропроизводителей, в том числе сельскохозяйственных организаций [5, с. 18].
В задачу федерального органа, ответственного за развитие АПК, входит определение и рекомендации по территориальному размещению и специализации производства, формированию межрегиональных потоков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, разработке зональных систем ведения сельского хозяйства, информационное обеспечение агропромышленного производства и агропродо-вольственного рынка, дифференцированный подход к выделению субъектам Российской Федерации финансовых ресурсов [10, с. 83].
Рисунок 3 - Механизмы государственного регулирования сельского хозяйства
В государственном управлении агропромышленным комплексом следует широко использовать реализацию межрегиональных и региональных проектов по производству отдельных видов продукции.
На базе общероссийской научно-обоснованной схемы размещения сельскохозяйственного производства целесообразно определить специализированные зоны товарного производства основных видов продукции, а также с учетом потенциала регионов и потребностей населения
- развитие отраслей пищевой и перерабатывающей промышленности в субъектах Российской Федерации, учесть эти схемы и рекомендации при разработке соответствующих региональных программ, предусмотрев в них механизмы поддержки их реализации на принципах государственно-частного партнерства [10, с. 84].
Альтернативным (консервативным) вариантом агростратегии является политика, направленная на поддержку всех сельскохозяйственных товаропроизводителей при преимущественном развитии крупного производства, его селективной государственной поддержке всеми экономическими, административными и институциональными механизмами. В результате можно достичь восстановления целостности и работоспособности АПК, сохранить продовольственную безопасность при росте потребления продуктов питания, повышении доходов и занятости сельского населения [4, с. 57].
Таким образом, рассмотрен механизм государственного регулирования и поддержки сельского хозяйства на региональном уровне.
Без четко сформированного и эффективно выстроенного механизма государственной поддержки сельского хозяйства будет сложно обеспечить заданный уровень продовольственной безопасности страны.
Мы считаем, что основой формирования государственной поддержки, как главной составляющей системы государственного регулирования, должны быть потенциальные и финансовые возможности каждого региона.
Проблема государственной поддержки сельского хозяйства является актуальной во всех регионах страны. В Нижегородской области сельское хозяйство особенно нуждается в поддержке со стороны государства.
Бюджетным учреждением Нижегородской области «Инновационно-консультационный центр агропромышленного комплекса» (далее -БУНО «ИКЦ АПК») ведется инновационная деятельность в сельском хозяйстве, а именно:
1. Развитие опытно-демонстрационной деятельности в растениеводстве:
- проект «Зерновые культуры»;
- проект «Картофель и овощи»;
- проект «Кормовые и лугопастбищные культуры».
2. Развитие опытно-демонстрационной деятельности в животноводстве:
- проект «Долголетние культурные пастбища»;
- проект «Мясное и молочное скотоводство»;
- проект «Овцеводство и козоводство»;
- проект «Ускоренное развитие животноводства»;
- проект «Стимулирование развития малых форм хозяйствования».
Консультационное обслуживание субъектов агропромышленного комплекса и сельских территорий БУНО «ИКЦ АПК» заключается в оказании индивидуальных консультационных услуг по растениеводству, по животноводству, по экономике и организации производства, по правовым вопросам, по вопросам бухучета, налогообложения и аудита, по вопросам развития сельских территорий [13].
В Нижнем Новгороде существует фонд поддержки агропромышленного комплекса и проектов развития производительных сил муниципальных образований («Фонд поддержки АПК», некоммерческая организация).
Целями деятельности Фонда являются:
- содействие экономическому развитию агропромышленного комплекса Нижегородской области;
- содействие развитию предпринимательской деятельности в сфере агропромышленного комплекса, привлечение финансовых средств и материальных ресурсов;
- развитие системы гарантий и поручительств по обязательствам сельскохозяйственных товаропроизводителей, организаций агропромышленного комплекса Нижегородской области, основанным на договорах займа и поручительства.
Основным видом деятельности Фонда является: предоставление займов сельскохозяйственным товаропроизводителям и организациям агропромышленного комплекса Нижегородской области, а также поручительств по кредитам с субсидированием процентной ставки из областного и федерального бюджета, привлекаемым сельскохозяйственными товаропроизводителями и организациями агропромышленного комплекса Нижегородской области [14].
В регионе действуют следующие формы государственной поддержки АПК:
1. Реструктуризация долгов сельскохозяйственных товаропроизводителей в целях улучшения их финансового состояния до применения процедур банкротства.
2. Субсидии на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в кредитных организациях.
3. Субсидия на сохранение и восстановление плодородия почв.
4. Субсидия на поддержку племенного животноводства.
5. Субсидия на реализованную продукцию собственного производства (животноводство).
6. Субсидия на поддержку элитного семеноводства.
7. Субсидия на поддержку производства льна и конопли.
8. Субсидия на производство овощей открытого и защищенного грунта.
9. Субсидирование части затрат на производство сельскохозяйственной продукции гражданам, ведущим личное подсобное хозяйство.
10. Субсидии на поддержку организаций, осуществляющих сбор и утилизацию биологических отходов.
11. Субсидии на поддержку организаций, осуществляющих заклад и уход за многолетними насаждениями.
12. Субсидии на компенсацию части затрат по страхованию сельскохозяйственной техники, животных и производственных строений.
13. Поощрение организаций агропромышленного комплекса, их руководителей, специалистов и субъектов малого сельскохозяйственного бизнеса.
14. Возмещение части расходов на оформление и переоформление прав на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения [15].
Государственная поддержка организаций агропромышленного комплекса осуществляется посредством предоставления субсидий из областного и федерального бюджетов (таблица 10).
Таблица 1 - Финансирование АПК, млн рублей [2, с. 9; 3, с. 10]
Год 2007 2008 2009 2010 2011 2012
Финансирование АПК из областно -го бюджета (удельный вес в совоку -пном фи-нансиро-вании, %) 1 772,4 (68 %) 2 203,9 (58 %) 2 135,9 (60 %) 3 524,5 (73 %) 3 935,0 (70 %) 3 713,6 (66 %)
Финансирование АПК из федерального бюджета 841,4 (32 %) 1 612,7 (42 %) 1 413,8 (40 %) 1 326,5 (27 %) 1 688,5 (30 %) 1 913,6 (34 %)
Итого 2613,8 3816,6 3549,7 4851,0 5623,5 5627,2
Основными видами финансовых поддержек из областного бюджета в 2012 году были:
- субсидии на поддержку животноводства - 1 439,1 млн руб;
- субсидии на возмещение сельхозтоваропроизводителям, организациям агропромышленного комплекса, крестьянским (фермерским) хозяйствам (далее - КФХ), сельскохозяйственным потребительским кооперативам части затрат на уплату процентов по инвестиционным кредитам, полученным в российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах в 2006-2012 годах на срок от 2 до 10 лет -3 41,4 млн руб;
- субсидии на возмещение сельхозтоваропроизводителям, организациям АПК, КФХ и организациям потребительской кооперации части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в кредитных организациях, сроком до 1 года - 229,5 млн руб;
- субсидии на поддержку элитного семеноводства -46,6 млн руб;
- на погашение реструктуризированной задолженности сельхозтоваропроизводителей перед бюджетами всех уровней и государственными внебюджетными фондами - 40 млн руб и др. [2, с. 8].
Основная часть средств из федерального бюджета в 2012 году была направлена на субсидии на возмещение части затрат на уплату процентов по инвестиционным кредитам, полученным в кредитных организациях - 513,7 млн рублей и субсидии на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах (СКПК) на срок до 1 года - 317,2 млн рублей, на элитное семеноводство, племенное дело, на возмещение части страховых платежей, на финансирование экономически значимых программ и на другие цели [2, с. 60].
Финансово-бюджетная поддержка - важный вид государственной поддержки. Как видно, финансирование АПК в Нижегородской области с каждым годом увеличивается. Но сложившийся механизм финансирования не всегда обеспечивает эффективное использование финансовых средств государственной поддержки.
ЛИТЕРАТУРА
1. Азизова М. М. Совершенствование системы государственного регулирования региональным АПК в современных условиях хозяйствования / М. М. Азизова // Вопросы структуризации экономики. 2007. № 4. С. 28-30.
2. Агропромышленный комплекс Нижегородской области (по итогам 2010 года) [Электронный ресурс]. Нижний Новгород. 2011. 65 с. - Режим доступа: Шр://тсх-ппоу. ги/арк_ пІ7ЬоЬ1_ус/а^_ ргот_ kom_2010.doc
3. Агропромышленный комплекс Нижегородской области (по
итогам 2012 года) [Электронный ресурс]. Нижний Новгород. 2013. 75 с. Режим доступа: http://mcx-nnov.ru/apk_nizhob1_vc/Sbornik_
2012.doc
4. Басаев Б. Б. Стратегия машинно-технологической модернизации регионального сельского хозяйства / Б. Б. Басаев, И. Б. Басаев // Известия Горского государственного аграрного университета. 2012. Т. 49. № 3. С. 387-396.
5. Борнякова Е. В. Механизмы поддержки агропромышленного комплекса на региональном уровне и тенденции его развития / Е. В. Борнякова // Вестник Удмуртского университета. 2012. № 2-3. С. 15-19.
6. Брыжко В. Г. Принципы государственного регулирования сельского хозяйства региона / В. Г. Брыжко, М. М. Бейлин // Аграрный вестник Урала. 2012. № 2. С. 65-67.
7. Гонова О. В. Стратегические направления государственного регулирования регионального агропродовольственного рынка / О. В. Гонова // Современные наукоемкие технологии. Региональное приложение. 2011. № 2. С. 28-35.
8. Меньшикова М. А. Место и роль планирования в современной системе управления сельским хозяйством региона / М. А. Меньшикова, Д. А. Худин // Вестник Курской государственной сельскохозяйственной академии. 2012. Т. 1. № 1. С. 28-32.
9. Смирнова И. Г. Государственная поддержка агропромышленного комплекса региона (на примере Архангельской области) / И. Г. Смирнова // Вестник ЮРГТУ (НПИ). 2011. № 2. С. 140-146.
10. Стратегия социально-экономического развития агропромышленного комплекса Российской Федерации на период до 2020 года. Научные основы. М.: Россельхозакадемия. 2011. 98 с.
11. Фетисов Г. Г. Региональная экономика и управление: Учебник / Г. Г. Фетисов, В. П. Орешин. М.: ИНФРА. М, 2012. 416 с. (Высшее образование: Бакалавриат).
12. Шарипов С. А. Государственное регулирование аграрного производства в регионе - условие повышения его эффективности /
С. А. Шарипов, Г. А. Харисов, П. А. Колпаков, Л. Ф. Шамсутдинов // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2009. № 7. С. 30-33.
13. Официальный сайт Министерства сельского хозяйства и продовольственных ресурсов Нижегородской области. Режим доступа: http://www.mcx-nnov.rU/konsult//prezent_BUNO_ICK1.ppt
14. Официальный сайт Министерства сельского хозяйства и продовольственных ресурсов Нижегородской области. Режим доступа: http://mcx-nnov.ru/fond_pod_ak
15. Официальный сайт Министерства сельского хозяйства и продовольственных ресурсов Нижегородской области. Режим доступа: http://mcx-nnov.ru/gos_podderzhka_apk
THE MECHANISM OF STATE REGULATIONS AND SUPPORTS OF REGION AGRICULTURE
Keywords: agrarian and industrial complex, the state support, regions, the federal budget, the Nizhniy Novgorod area, the agricultural commodity producers, the managing subject.
Annotation. Measures of the state support are certain. Methods of economic support of regions from the federal center are revealed. Main principles of regulation of agriculture of region are considered.
МАЛАХОВА СВЕТЛАНА ПЕТРОВНА - магистрант группы 13 МгЭ, Нижегородский государственный инженерно-экономический институт, Россия, Княгинино, ([email protected]).
MALAKHOVA SVETLANA PETROVNA - the student of the 5 course, group 13 master course, the Nizhniy Novgorod state engineering-economic institute, Russia, Knyaginino, ([email protected]), phone number.
ФРОЛОВА ОЛЬГА АЛЕКСЕЕВНА - д.э.н., профессор, декан экономического факультета, Нижегородский государственный инженерно-экономический институт, Россия, Княгинино, ([email protected])
FROLOVA OLGA ALEKSEEVNA - the doctor of economic sciences, the professor, the dean of economic faculty, the Nizhniy Novgorod state engineering-economic institute, Russia, Knyaginino, ([email protected]).______________________________________________