Научная статья на тему 'Механизмы поддержки агропромышленного комплекса на региональном уровне и тенденции его развития'

Механизмы поддержки агропромышленного комплекса на региональном уровне и тенденции его развития Текст научной статьи по специальности «Прочие сельскохозяйственные науки»

CC BY
469
96
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ РАЗВИТИЯ АПК / АГРАРНАЯ ПОЛИТИКА / МЕРЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ АПК / МЕХАНИЗМЫ ПОДДЕРЖКИ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА / GOVERNMENT CONTROL OF THE THE AGRICULTURAL-SECTOR DEVELOPMENT / AGRARIAN POLITICS / MEASURES OF STATE SUPPORT FOR THE AGRICULTURAL SECTOR / SUPPORT MECHANISMS FOR THE AGRICULTURAL SECTOR

Аннотация научной статьи по прочим сельскохозяйственным наукам, автор научной работы — Борнякова Елена Васильевна

Проанализирована система мер поддержки агропромышленного комплекса на региональном уровне. Выделены тенденции развития агропромышленного комплекса в среднесрочном периоде. Предложен комплексный подход государственного регулирования сельского хозяйства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим сельскохозяйственным наукам , автор научной работы — Борнякова Елена Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Regional support mechanisms for agricultural sector and progress trends

The article presents the analysis of the regional system of support measures for the agricultural sector and reveals its progress trends for the medium term. The complex approach to the government control of agriculture is offered.

Текст научной работы на тему «Механизмы поддержки агропромышленного комплекса на региональном уровне и тенденции его развития»

ВЕСТНИК УДМУРТСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

УДК 332:631.1(045)

Е.В. Борнякова

МЕХАНИЗМЫ ПОДДЕРЖКИ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ И ТЕНДЕНЦИИ ЕГО РАЗВИТИЯ

Проанализирована система мер поддержки агропромышленного комплекса на региональном уровне. Выделены тенденции развития агропромышленного комплекса в среднесрочном периоде. Предложен комплексный подход государственного регулирования сельского хозяйства.

Ключевые слова: государственное регулирование развития АПК, аграрная политика, меры государственной поддержки АПК, механизмы поддержки агропромышленного комплекса.

Агропромышленный комплекс и его базовая отрасль (сельское хозяйство) являются ведущими системообразующими сферами экономики страны, формирующими агропродовольственный рынок, продовольственную и экономическую безопасность, трудовой и поселенческий потенциал сельских территорий.

Вопросы государственного регулирования рассматривают Л.Г. Ходова, С.С. Носова, А.Д. Нестерова, Б.А. Райзберг, Л. Ш. Лозовский, Е.Б. Стародубцева и другие. В.И. Кушлин под государственным регулированием устойчивого воспроизводства в АПК понимает систему экономического, организационного, правового и политического обеспечения государством благоприятной среды для устойчивого воспроизводства в целях удовлетворения потребностей населения в продуктах питания и товаров народного потребления, производимых из сельскохозяйственного сырья. Другие авторы отмечают, что регулирование системы АПК - это рычаги, методы воздействия государства на производство, переработку и реализацию сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, включая рыбу и морепродукты, а также на производственно-техническое обслуживание и материально-техническое обеспечение хозяйствующих субъектов.

Анализ содержания формулировок и трактовок понятия «государственное регулирование» позволяет сделать вывод о том, что предложенные разными авторами дефиниции характеризуют только один из множества аспектов государственного регулирования, каждый из авторов характеризует государственное регулирование в своей области исследования.

По нашему мнению, государственное регулирование развития агропромышленного комплекса -это система мер экономического, организационного, правового регулирования органами власти и управления деятельности организаций в сельском хозяйстве, направленных на повышение конкурентоспособности продукции в целях удовлетворения потребностей населения в сельскохозяйственной продукции. Конкурентоспособность продукции зависит от поддержки со стороны региональных и федеральных органов власти, которая должна основываться на потенциале организаций и приоритетов финансирования.

К сожалению, мировой финансовый кризис отразился на ситуации в агропромышленном комплексе Российской Федерации и сельскохозяйственных регионов. Существуют и другие причины, обусловившие значительное снижение производства продукции в агропромышленном комплексе, которые можно условно разделить на 5 групп (табл. 1).

Преодоление кризиса и последствий чрезвычайных ситуаций в сельском хозяйстве многие практики и ученые-аграрники связывают с государственным регулированием экономики в аграрном секторе с поддержанием условий не только простого, но и расширенного воспроизводства в сельском хозяйстве инфраструктуры и социального развития села.

За последние годы государство усилило аграрную политику по отношению к сельскому хозяйству, активизировало правовые меры по адаптации сельскохозяйственных товаропроизводителей к конкурентным условиям развития. С 2006 г. реализуется приоритетный национальный проект «Развитие АПК», принят федеральный закон «О развитии сельского хозяйства», в рамках которого утверждена государственная программа «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы». Предполагается значительное увеличение государственных расходов на сельское хозяйство. Из федерального бюджета предусмотрено выделить 551, 3 млрд. руб., из бюджетов субъектов Федерации - 544, 3 млрд. руб., из внебюджетных источников - 311 млрд. руб.

Таблица 1

Основные причины, обусловившие значительное снижение производства продукции

в агропромышленном комплексе

Причина Характеристика

1. Г лобальные Мировой финансовый и экономический кризис, начавшийся в 2008 г., негативно отразился на динамике развития сельскохозяйственного производства, инвестиционном климате в агропромышленном комплексе, балансе экспорта и импорта.

2. Политические Выражаются в отсутствии продуманного политического курса в отношении всего народного хозяйства и в том числе сельского хозяйства.

3. Социальноэкономические и финансовые Медленные темпы социального развития сельских территорий, сокращение занятости сельских жителей при слабом развитии альтернативных видов деятельности, низкая общественная оценка сельскохозяйственного труда, возрастающая монополизация торговых сетей, большие надежды на рынок, который все отрегулирует, стали причиной недостаточной государственной поддержки сельского хозяйства, значительной налоговой нагрузки.

4. Материально- технические Слабая материально-техническая база, связанная с отсутствием производственной среды и результатов, выражающаяся в высокой степени износа производственных фондов, отсутствии инженерной и социальной инфраструктуры, комплексного обустройства сельских поселений.

5. Природно- климатические Аграрный сектор экономики, в отличие от других отраслей производственной сферы, находится в большой зависимости от почвенно-климатических условий и капризов природы. Природные катаклизмы могут почти полностью уничтожить плоды годового труда земледельцев.

Вопросы развития сельского хозяйства в Удмуртии ежегодно находятся под особым вниманием Президента, Госсовета, Правительства республики при формировании и исполнении бюджета республики, а также принимаются максимально возможные меры по увеличению объемов финансовой поддержки села за счет средств федерального бюджета.

В 2009 г. в агропромышленном комплексе республики осуществлялась реализация 8 целевых программ. К базовым программам, определяющим стратегию развития отрасли в целом, относятся Программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельхозпродукции, сырья и продовольствия и Программа социально-экономического развития Удмуртской Республики, которые определяют основные плановые индикаторы отрасли.

В настоящее время в Удмуртской Республике, так же как и в других субъектах РФ, сформирована достаточно эффективная система государственной поддержки, которая, с одной стороны, подтверждается ведущими позициями рейтинга в ПФО (5-е место, табл. 2), но с другой - требует дальнейших усилий по повышению эффективности использования бюджетных средств.

В результате реализации системы мер государственной поддержки в АПК республики достигнута относительная стабилизация, проявляющаяся в постепенном наращивании объемов производства. Сложилась устойчивая группа крупных организаций, которые с максимальной отдачей используют производственные ресурсы, современные технологии, оказываемую государством финансовую поддержку. Они являются основными поставщиками мясомолочной продукции на внутренний рынок республики, работают с прибылью и имеют хороший потенциал дальнейшего развития. В денежной оценке производство продукции сельского хозяйства составило 35,4 млрд. руб., прирост к предыдущему году около 10 %.

Государственная поддержка развития АПК осуществляется программно-целевым методом, финансовым регулированием (субсидирование процентной ставки на кредиты банков), а также в виде субсидирования наиболее затратных направлений сельскохозяйственного производства.

Целевые программы позволяют решать комплексные проблемы формирования эффективного сельскохозяйственного производства республики, развивают приоритетные направления, интегрируются в комплексную систему мероприятий государственной поддержки, обеспечивающих социальноэкономическое развитие.

Таблица 2

Рейтинг Удмуртской Республики по показателям животноводства в хозяйствах всех категорий

на 1 января 2011 года

Показатели по категориям хозяйств % в РФ Рейтинг в РФ % в ПФО Рейтинг в ПФО

Производство скота и птицы на убой в живой массе, тыс. тонн

2% 22 7% 5

Сельхозпредприятия 2% 16 9% 3

Хозяйства населения 1% 25 4% 8

Фермерские хозяйства 1% 39 2% 7

Валовой надой молока, тыс. тонн

Все категории хозяйств 2% 13 6% 5

Сельхозпредприятия 3% 7 11% 3

Хозяйства населения 1% 35 3% 11

Фермерские хозяйства 1% 23 5% 6

Получено яиц, млн. штук

Все категории хозяйств 2% 16 9% 6

Сельхозпредприятия 3% 16 10% 6

Хозяйства населения 2% 21 6% 8

Фермерские хозяйства 0% 38 2% 10

Численность скота, тыс. голов

Крупный рогатый скот

Все категории хозяйств 2% 15 6% 5

Сельхозпредприятия 3% 7 9% 4

Хозяйства населения 1% 42 2% 12

Фермерские хозяйства 1% 27 4% 6

Ежегодные бюджетные ассигнования на субсидирование части затрат сельхозтоваропроизводителей по приобретению удобрений, средств защиты растений, горюче-смазочных материалов, техники, семян, племенного скота, проведению ремонтных работ, по снижению стоимости банковских кредитов позволяют значительно сгладить существующие ценовые диспропорции, повысить ресурсную обеспеченность расширенного производства.

Одним из важных направлений функционирования агрокомплекса является создание потенциала для подготовки кадровых ресурсов. Это квалифицированные специалисты востребованных профессий.

Ежегодно проводится настойчивая целенаправленная работа по профессиональной подготовке и повышению квалификации, стимулированию закрепления кадров на селе.

В 2010 г. расходы из бюджета Удмуртской Республики по разделу «Сельское хозяйство и рыболовство» было выделено 1,464 млрд. руб., в том числе;

- на субсидирование приобретения техники - 151,5 млн. руб.;

- на растениеводство (мероприятия по сортоиспытанию, страхование урожая, средства химизации, элитное семеноводство, уничтожение пестицидов) - 99,5 млн. руб.;

- поддержка животноводства, в том числе и племенного, - 35 млн. руб.;

- на субсидирование части затрат на приобретение дизтоплива - 100 млн. руб.;

- на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, взятым в россииских кредитных организациях - 141,7 млн. руб.;

Расходы в рамках целевых республиканских программ составили 608,4 млн. руб.

Основным из методов господдержки является бюджетная поддержка в виде дотаций и компенсации, субсидирование процентных кредитных ставок, финансирование различных целевых программ, бюджетные ссуды, финансирование НИОКР, а также льготные налогообложение и кредитование, сельскохозяиственное страхование, агролизинг, государственные гарантии производства и продажи продукции и др.

Особенность предлагаемого нами подхода заключается в комплексности оказываемои государственной поддержки - это уже не только меры финансовой поддержки, но и меры имущественного страхования предприятий, их финансового оздоровления, реструктуризации их долгов и т.п. Защита внутреннего рынка от внешней экспансии также является важным рычагом поддержки российских товаропроизводителей, в том числе сельскохозяйственных организаций.

Механизмы государственного регулирования сельского хозяйства

Организационно-

административный

механизм

Механизм поддержки социальных направлений

Механизм финансовобюджетной поддержки

Механизм инновационно- Механизм регулирования

го развития внешнеторговых

отношений

Рис. 1. Механизмы государственного регулирования сельского хозяйства

Кроме того, необходимо отметить, что государственная поддержка сельского хозяйства должна выражаться с учетом правового механизма, проявляющегося в комплексе законодательно установленных мер, осуществляемых органами государственной власти и местного самоуправления, и иметь целью оказание содействия в организации и деятельности сельскохозяйственной отрасли.

Значимые тенденции развития АПК в среднесрочном периоде

V

V

V

V

Увеличение инвестиций

на повышение плодородия и развития мелиорации сельскохозяйственных земель, стимулирование улучшения использования земельных угодий

Преодоление стагнации в подотрасли скотоводства, создание условий для наращивания производства и им-портозамещения мяса крупного рогатого скота и молочных продуктов

Ускорение обновления технической базы агро-промышлен ного производства на базе восстановления и развития отечественного сельскохозяйственного машиностроения

Экологизация и биологизация агропромышленного производства на основе применения новых технологий в целях сохранения природного потенциала и повышения безопасности пищевых продуктов

Рис.2. Значимые тенденции развития АПК в среднесрочном периоде

Вместе с тем анализ регионального опыта поддержки сельхозтоваропроизводителей показывает, что в АПК Удмуртской Республики наблюдается значительное число направлений поддержки (более 20 направлений), что с точки зрения теории приоритетов развития финансирования не совсем корректно. Считаем целесообразным выделить 5-7 приоритетных направлений, среди которых: поддержка отрасли молочного животноводства, субсидирование коренного улучшения земель, поддержка и укрепление технического потенциала сельского хозяйства, закрепление молодых специалистов. Также предлагается внедрение новых видов субсидий в сельскохозяйственный сектор УР:

- на развитие организационных форм хозяйствования;

- на внедрение прогрессивных технологий в сельском хозяйстве;

- на поддержку пчеловодства;

- на мероприятия по совершенствованию кадрового обеспечения;

- на закупку сельскохозяйственной продукции от личных подсобных хозяйств граждан;

- на строительство животноводческих комплексов (ферм) по производству молока и мяса крупнорогатого скота.

На рис. 2 приведены наиболее значимые тенденции развития АПК на региональном уровне в прогнозном периоде.

Предлагаемые механизмы и подход к государственному регулированию поддержки предприятий АПК будет способствовать росту конкурентоспособности, улучшению качества производимой продукции и увеличению ее объемов, повышению эффективности использования ресурсного потенциала.

* * *

1. Кушлин В.И. Государственное регулирование экономики: учебник. 2-е изд. М.: Изд-во «РГАС», 2005. 825 с.

2. Беспахотный Г.В. Организационно-экономические модели бюджетной поддержки сельского хозяйства // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2005. № 1. С. 11-13.

3. Сидорин А.А. Проблемы и перспективы развития малого бизнеса региона в условиях мирового финансового кризиса // Управление общественными и экономическими системами. Орел: ОрелГТУ. 2009. №2. URL: http://www.bali.ostu.ru/umc/zj2009_2.php

Поступила в редакцию 21.05.12

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Е. V. Bornyakova

Regional support mechanisms for agricultural sector and progress trends

The article presents the analysis of the regional system of support measures for the agricultural sector and reveals its progress trends for the medium term. The complex approach to the government control of agriculture is offered.

Keywords: government control of the the agricultural-sector development, agrarian politics, measures of state support for the agricultural sector, support mechanisms for the the agricultural sector.

Борнякова Елена Васильевна, ст.преподаватель Bornyakova E.V., senior lecturer

ФГБОУ ВПО «Удмуртский государственный университет» Udmurt State University

426034, Россия, г. Ижевск, ул. Университетская, 1 (корп. 4) 462034, Russia, Izhevsk, Universitetskaya st., 1/4

E-mail: bev2006@mail.ru E-mail: bev2006@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.