ВЕСТНИК УДМУРТСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
УДК 338.43:631.115(045)
Е.В. Борнякова
УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ:
ПОНЯТИЕ И МЕХАНИЗМЫ ДОСТИЖЕНИЯ
Проанализировано понятие «устойчивое развитие сельскохозяйственных организаций», дано авторское определение. Рассмотрены механизмы достижения устойчивого развития сельскохозяйственных организаций.
Ключевые слова: устойчивое развитие, устойчивое развитие сельскохозяйственных организаций, государственная поддержка, экологическое производство.
В современных условиях развития экономики Российской Федерации значительную актуальность имеют вопросы управления устойчивым развитием сельскохозяйственных организаций, поскольку именно они определяют продовольственную безопасность страны и обеспечивают комплексное социально-экономическое развитие государства. Особую актуальность эти вопросы приобретают при наличии кризисных процессов в агропромышленном комплексе, усугубляются несбалансированностью экономики отрасли и недофинансированием как текущей деятельности, так и инвестиционных процессов.
Происходящие за последние несколько лет кризисные явления в мировой экономике, а также жестокая засуха в России в 2010 г. негативно отразились на инвестиционном климате в агропромышленном комплексе, динамике развития сельскохозяйственного производства, балансе экспорта и импорта, существенно повлияли на развитие всех отраслей агропромышленного комплекса России. Серьезные проблемы возникли в сельском хозяйстве, среди которых можно выделить:
- технико-технологическое отставание сельского хозяйства России от развитых стран мира из-за недостаточного уровня доходов сельскохозяйственных товаропроизводителей для осуществления модернизации, стагнация машиностроения для сельского хозяйства и пищевой промышленности;
- ограниченный доступ сельскохозяйственных товаропроизводителей к рынку в условиях несовершенства его инфраструктуры, возрастающей монополизации торговых сетей;
- медленные темпы социального развития сельских территорий, определяющие ухудшение социально-демографической ситуации, отток трудоспособного населения, особенно молодежи, сокращение сельской поселенческой сети.
В этих условиях и в системе действия неравноправных рыночных отношений сельское хозяйство не в состоянии за счет реализации своей произведенной продукции накапливать доходы, достаточные для возмещения издержек производства, ведения расширенного воспроизводства и социального развития села. Преодоление кризиса и последствий чрезвычайных ситуаций в сельском хозяйстве многие практики и ученые-аграрники связывают с государственным регулированием экономики в аграрном секторе с поддержанием условий не только простого, но и расширенного воспроизводства в сельском хозяйстве инфраструктуры и социального развития села. Проводимые в АПК реформы привели к изменению характера участия государства в хозяйственной деятельности, сокращению доли государственной собственности. Сельскохозяйственные организации все больше и больше привлекают капитал и субсидии из внешних источников: банков, кредитных кооперативов, государства, а также коммерческие кредиты с поставщиков материальных ресурсов. Рост объемов инвестиций привел к расширению масштабов сельскохозяйственной деятельности и все большей ее коммерциализа-ции1. Но при этом пока не созданы необходимые экономических условия, обеспечивающие устойчивое развитие сельскохозяйственных организаций.
Классические стандарты устойчивого развития предполагают, что экономика в равной степени должна ориентироваться как на удовлетворение потребностей настоящего времени, так и на сохранение способности будущих поколений удовлетворять свои потребности. По мнению А.Н. Тетиора, устойчивое развитие - комплексное понятие, включающее обеспечение потребностей живущих людей, не лишая будущие поколения возможности удовлетворения своих потребностей; согласование образа жизни с экологическими возможностями территории; определенные ограничения в эксплуатации
1 Алборов Р.А., Фастова Е.В. Учет биологических активов по справедливой стоимости в соответствии с МСФО 41 «Сельское хозяйство» // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2007. №1. С. 33-39.
природных ресурсов, связанные со способностью биосферы справляться с последствиями человеческой деятельности [6. С. 78].
В научной литературе по аграрной тематике и сельскохозяйственной практике широко используется термин «устойчивое сельское хозяйство» (sustainable agriculture). Однако к настоящему времени не сложилось единого определения данного понятия. Во многих публикациях устойчивое сельское хозяйство рассматривается как «альтернативное земледелие», характеризующееся переходом от техногенной индустриальной системы земледелия к экологически устойчивой системе с минимальным использованием невозобновляемых энергетических ресурсов, «экологическое земледелие», «биологическое земледелие», «динамически адаптивное» и «экологически сбалансированное земледелие» с минимальным использованием материально-энергетических ресурсов нефермерского происхождения. Во всех этих определениях главным является переход от интенсивной техногенной системы к экологически устойчивой системе сельского хозяйства, в которой в течение длительного времени сохраняется полезность агроландшафта, применяются низкозатратные технологии.
Определение «устойчивое развитие» применительно к аграрной сфере сформулировано в материалах, принятых на сессии ФАО (продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН) в Риме в 1996 г., следующим образом: «Главной задачей Программы устойчивого сельского хозяйства и сельского развития является повышение уровня производства продуктов питания и обеспечение продовольственной безопасности. Для решения этой задачи необходимо поддерживать образовательные инициативы, использование экономических инноваций и развитие приемлемых новых технологий, обеспечивая стабильный доступ к продуктам питания, соответствующим потребности человека в питательных элементах; доступ к ним для бедных групп; развитие товарного производства; сокращение безработицы и повышение уровня доходов в целях борьбы с бедностью; управление природными ресурсами и защиту окружающей среды»2.
Е.А. Третьякова и Т.В. Алферова рассматривают институциональные преобразования, направленные на обеспечение устойчивого развития, обозначают ряд основных институциональных проблем, препятствующих эффективному управлению устойчивым развитием, обосновывают необходимость дальнейших институциональных преобразований, призванных способствовать экономическому росту с одновременным обеспечением экологической безопасности и социальной стабильности3.
Н.С. Давыдова рассматривает вопросы формирования и реализации региональной промышленной политики, обеспечивающей экономическую безопасность в условиях кризиса. Данные подходы могут использоваться при формировании и реализации политики устойчивого развития сельскохозяйственных организаций4. Кроме того, использование на уровне сельскохозяйственных организаций инструментов и методов бережливого производства будет способствовать повышению уровня их устойчивости 5.
Исходя из анализа определений устойчивого развития общества, страны, а также модели устойчивого развития региона, предлагается авторское определение понятия устойчивого развития организаций агропромышленного комплекса. Под устойчивым развитием сельскохозяйственных организаций мы понимаем сбалансированное развитие трех тесно взаимосвязанных составляющих: экономической, социальной и экологической. Экономическая составляющая включает увеличение объема производства сельскохозяйственной продукции, повышение эффективности аграрного производства и вклада сельского предпринимательства в экономику региона и страны; социальная - достижение полной занятости сельского населения, приближение села к городским стандартам жизни; экологическая - рациональное использование природных ресурсов и сохранение природной среды. Устойчивое развитие достигается, если в течение длительного времени обеспечивается в единстве и взаимодействии воспроизводство производственного потенциала, человеческих ресурсов и природной среды. Решающую роль в устойчивости сельского хозяйства и его отдельных отраслей играет социально-экономическая и аграрная политика государства.
2 Иванов В.А., Пономарева А.С. Методологические основы устойчивого развития аграрного сектора // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2011. №4.
3 Третьякова Е.А., Алферова Т.В. Управление устойчивым развитием социально-экономических систем: институциональные аспекты // Актуальные проблемы экономики и права. 2012. №4. С. 195-201.
4 Давыдова Н.С. Алгоритм формирования и реализации региональной промышленной политики, обеспечивающей экономическую безопасность в условиях кризиса // Экономика региона. 2010. №2(22).
5 Давыдова Н.С. Бережливое производство как фактор повышения конкурентоспособности предприятия // Инженерный вестник Дона. 2012. №2.
Можно выделить такие формы устойчивости развития сельскохозяйственных организаций, как:
- экономическая устойчивость;
- финансовая устойчивость;
- социальная устойчивость;
- структурно-функциональная устойчивость;
- организационно-экономическая устойчивость.
устойчивое развитие сельскохозяйственных организации
Экономическая устойчивость (характеризует возможности сельскохозяйственных организаций адаптироваться к изменяющимся условиям)
Финансовая устойчивость (характеризует финансовые возможности сельскохозяйственных организаций обеспечить достижение целей его развития)
1 г
Цели рі - повышение эфе работы предприя - повышение ко собности, качес - занятость насел ізвптпя ективности тия нкурентоспо-гва продукции ения
, Г
Структурно-функциональная устойчивость (призвана
обеспечить равновесие в системе отношений «человек -природа - сельскохозяйственное производство»
Социальная устойчивость (характеризует возможности и качество жизни работников сельскохозяйственных организаций)
Организационноэкономическая устойчивость (призвана обеспечить регулирование отношений между субъектами сельскохозяйственного производства)
ПРИОРИТЕТ устойчивого развития
Значимость производства экологически чистых (органических) продуктов питания для обеспечения продовольственной безопасности, сохранение ресурсов планеты. Экологическое производство предполагает сохранение природных ресурсов и здоровья человека на основе использования только натуральных методов ведения сельского хозяйства
Рис. Сущность устойчивого развития сельскохозяйственных организаций
Важную роль в устойчивом развитии сельскохозяйственных организаций играют такие факторы, как государственная аграрная, налоговая, бюджетная и инвестиционная политика, уровень государственного регулирования и государственной поддержки сельскохозяйственных организаций в регионе, инвестиционная привлекательность региона и другие факторы.
Многие европейские страны прикладывают заметные усилия к развитию производства экологически чистых продуктов и их продвижению. В Евросоюзе действует довольно строгое законодательство относительно органического (биологического) производства, задачами которого являются установление правил производства, маркировки и контроля над качеством экологически чистой продукции, защита потребителя, информирование покупателей об органической продукции, методах ее производства и пользе для здоровья и жизни человека. Понятие «экологическое (органическое, биологическое) производство» было зафиксировано в директиве ЕС «Общеевропейское соглашение по органическому производству сельскохозяйственной продукции». С 1 июня 2009 г. действует новая директива, которая определяет6:
6 Директива ЕС «Общеевропейское соглашение по органическому производству сельскохозяйственной продукции № 2092/91 от 24 июня 1991 года».
- нормы экологического земледелия (запрет на использование в хозяйствах, производящих экологически чистую продукцию, генно-модифицированного посевного материала, клонирования и облучения, синтетических и химических средств обработки почвы и защиты растений, использование только посевного материала, выращенного в экологических хозяйствах);
- нормы экологического животноводства (использование исключительно экологических кормов, отказ от синтетических добавок, стимуляторов роста и генных технологий, а также свободный выгул и выпас животных в летнее время, запрет на привязное содержание скота);
- маркировку продуктов экологического сельского хозяйства (до июля 2010 г. единый для всех производителей стран-членов ЕС логотип использовался на добровольной основе, сейчас действует новый обязательный логотип - «Биолист». Для получения разрешения на его использование необходимо, чтобы 95 % ингредиентов имели органическое происхождение).
Россия - одна из немногих стран, которая способна на собственные модели экономического, экологического и нравственно-интеллектуального глобализма, отличающиеся от зарубежных большим гуманизмом экономики и максимальной экологичностью образа жизни. В ближайшей перспективе место России в мире будет определяться не столько экономическим значением наших природных богатств, сколько экологической рекреационной составляющей российского национального богатства, российской философией природосообразного переустройства принципов международной жизни.
Если рассматривать продукцию сельского хозяйства в целом, то в 2011 г. объем продукции в Российской Федерации вырос на 26,1%, в Приволжском федеральном округе - на 36,8%, в Удмуртской Республике - на 33,9%.
Продукция сельского хозяйства в фактических ценах, млн.руб., а также удельный вес продукции субъектов в продукции сельского хозяйства в Российской Федерации
Наименование территории 2010 г. 2011 г. Продукция сельского хозяйства Продукция растение- водства Продукция животно- водства
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ 2587750,9 3261695,4 100,0 100,0 100,0
Центральный федеральный округ 579934,8 764563,0 23,4 23,9 22,9
Северо-Западный федеральный округ 137171,4 157098,1 4,8 3,5 6,2
Южный федеральный округ 427259,1 511534,6 15,7 19,3 11,7
Северо-Кавказский федеральный округ 205337,1 246423,5 7,6 7,9 7,2
Приволжский федеральный округ 580981,8 795114,7 24,4 23,0 25,9
Республика Башкортостан 88636,4 108921,7 3,3 2,9 3,8
Республика Марий Эл 16461,8 21910,8 0,7 0,6 0,7
Республика Мордовия 26311,8 37816,8 1,2 1,0 1,4
Республика Татарстан 100766,6 150440,8 4,6 4,4 4,8
Удмуртская Республика 33945,2 45466,4 1,4 1,2 1,6
Чувашская Республика 21388,3 32122,2 1,0 1,0 1,0
Пермский край 30055,8 40556,5 1,2 1,2 1,3
Кировская область 22457,7 27808,7 0,9 0,7 1,0
Нижегородская область 38516,5 49084,6 1,5 1,5 1,5
Оренбургская область 50666,9 72389,6 2,2 2,0 2,4
Пензенская область 27868,3 38598,1 1,2 1,2 1,2
Самарская область 35791,4 50982,4 1,6 1,7 1,4
Саратовская область 70656,9 89475,4 2,7 2,6 2,9
Ульяновская область 17458,2 29540,7 0,9 1,0 0,8
Уральский федеральный округ 173649,7 233600,1 7,2 6,9 7,4
Сибирский федеральный округ 386838,4 441028,2 13,5 11,7 15,6
Дальневосточный федеральный округ 96578,6 112333,2 3,4 3,8 3,1
Несмотря на некоторые позитивные тенденции, следует отметить те факторы, которые ограничивают применение экологических методов производства сельскохозяйственной продукции. Прежде всего, это отсутствие системного подхода на федеральном и региональном уровнях к организации и государственному управлению в сфере производства и оборота экологической продукции. Кроме того, отсутствует необходимая нормативная правовая база, направленная на эффективное функционирование и развитие экологического агропроизводства и обеспечивающая правовое регулирование отношений во всей цепи от производства до реализации экологической продукции конечному потребителю. Наблюдается рост оборота фальсифицированных экологических продуктов, информация о которых в прилагаемых к ним документах и/или на этикетках, не соответствует требованиям экологического агропроизводства и природопользования.
Для успешного решения вышеназванных проблем необходимо выполнить следующие основные задачи:
- разработать нормативную правовую базу в сфере производства и оборота продуктов экологического сельского хозяйства и природопользования, эквивалентную международным правилам и нормам ведения экологического;
- создать правовые и экономические условия для формирования развитого внутреннего рынка экологической продукции, его эффективной инфраструктуры;
- обеспечить защиту потребителей от обмана и фальсифицированной продукции на рынке экологических продуктов и недобросовестной рекламы;
- обеспечить защиту производителей экологической продукции от неправильной презентации данной продукции на рынке;
- сформировать и реализовать эффективную систему контроля за соблюдением требований и правил экологического агропроизводства на всех этапах производства, переработки, хранения, транспортировки и реализации продукции;
- способствовать расширению масштабов контролируемого экологического агропроизводства, повышать его экономическую, природоохранную и социальную эффективность;
- содействовать экспорту и повышению конкурентоспособности экологической продукции российского происхождения на международном рынке;
- разработать систему мер государственной поддержки экологического агропроизводства на федеральном и региональном уровнях;
- создать систему информационно-просветительского и образовательного обеспечения экологического агропроизводства.
В зависимости от уровня оценки устойчивости (отдельного вида продукции, отрасли, всего сельского хозяйства) будут меняться и показатели, характеризующие сущность этого понятия. Показатели устойчивости должны удовлетворять следующим критериям: возможность количественного выражения и использования на уровне страны, региона, отрасли, предприятия; опора на имеющуюся статистическую отчетность; использование ограниченного количества основных индикаторов.
Основными задачами формирования системы устойчивого развития сельских территорий являются:
1) обеспечение продовольственных потребностей населения Российской Федерации в высококачественных экологически чистых продуктах питания;
2) увеличение объемов и доли экспортируемых продуктов переработки АПК с одновременным уменьшением доли экспорта сырья АПК;
3) обеспечение максимально полной, с использованием современных технологий, утилизации отходов производства и жизнедеятельности при освоении и использовании земель сельскохозяйственного назначения, производстве, хранении и переработке сельскохозяйственного сырья.
Реальное развитие экологического агропроизводства в экономически и социально значимых масштабах невозможно без государственной поддержки на федеральном и региональном уровнях. В этой связи предлагается законодательно установить следующие основные формы государственной поддержки экологического агропроизводства и природопользования за счет средств федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации:
- создание и поддержка системы добровольной сертификации экологического агропроизводства и природопользования;
ЭКОНОМИКА И ПРАВО
- развитие и поддержка рынка продуктов экологического агропроизводства и природопользования;
- поддержка консультационной службы по экологическому агропроизводству и природопользованию;
- предоставление долгосрочных и краткосрочных кредитов на льготных условиях;
- компенсация части затрат на приобретение материальных ресурсов, страхование посевов и животных, проведение сертификации экологического агропроизводства и природопользования;
- финансирование научных исследований, организация профессиональной подготовки и повышения квалификации кадров в области экологического агропроизводства и природопользования.
Резервы роста эффективности экономики имеются практически в каждой сельскохозяйственной организации. Если эти объективно существующие возможности во многом еще не получают должной практической реализации, то главная причина этого - в несовершенстве действующих систем организации и управления процессами сельскохозяйственного производства, которые еще недостаточно воздействуют на всестороннее, комплексное повышение эффективности деятельности сельскохозяйственных организаций.
Поступила в редакцию 09.01.13
Е. V. Bornyakova
Agricultural sustainable development organizations: concept and the mechanisms to achieve
We analyze the concept "sustainable development of agricultural organizations" and introduce its definition. The mechanisms to achieve the sustainable development of agricultural organizations are considered.
Keywords: sustainable development, sustainable development of agricultural organizations, government support, ecological production.
Борнякова Елена Васильевна, старший преподаватель Bornyakova E.V., senior lecturer
ФГБОУ ВПО «Удмуртский государственный университет» Udmurt State University
426034, Россия, г. Ижевск, ул. Университетская, 1 (корп. 4) 462034, Russia, Izhevsk, Universitetskaya st., 1/4
E-mail: [email protected] E-mail: [email protected]