Научная статья на тему 'Оценка государственной поддержки сельского хозяйства на региональном уровне'

Оценка государственной поддержки сельского хозяйства на региональном уровне Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
135
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОНАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ТОВАРОПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ / СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ БЮДЖЕТНОЙ ПОДДЕРЖКИ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА / REGIONAL SUPPORT OF AGRICULTURAL COMMODITY PRODUCERS / EFFICIENCY OF THE STATE SUPPORT / PERFECTION OF BUDGETARY SUPPORT OF AGRICULTURE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ковалева Наталья Николаевна

Выявлены основные проблемы развития сельского хозяйства в Ростовской облас-ти. Проанализировано одно из направлений государственной поддержки финансиро-вание сельскохозяйственных товаропроизводителей. Рассмотрена методика оценки эф-фективности бюджетной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей по приросту валовой продукции. Обоснована необходимость совершенствования государ-ственной программы развития сельского хозяйства на региональном уровне.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Ковалева Наталья Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The basic problems of development of agriculture in the Rostov region are revealed. One of directions of the state support financing of agricultural commodity producers is ana-lyzed. The technique of an estimation of efficiency of budgetary support of agricultural com-modity producers on a gross output gain is considered. Necessity of perfection of a govern-ment program of development of agriculture at regional level is proved.

Текст научной работы на тему «Оценка государственной поддержки сельского хозяйства на региональном уровне»

Н.Н. Ковалева

ОЦЕНКА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ Аннотация

Выявлены основные проблемы развития сельского хозяйства в Ростовской области. Проанализировано одно из направлений государственной поддержки - финансирование сельскохозяйственных товаропроизводителей. Рассмотрена методика оценки эффективности бюджетной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей по приросту валовой продукции. Обоснована необходимость совершенствования государственной программы развития сельского хозяйства на региональном уровне.

Annotation

The basic problems of development of agriculture in the Rostov region are revealed. One of directions of the state support - financing of agricultural commodity producers is analyzed. The technique of an estimation of efficiency of budgetary support of agricultural commodity producers on a gross output gain is considered. Necessity of perfection of a government program of development of agriculture at regional level is proved.

Ключевые слова

Региональная поддержка сельскохозяйственных товаропроизводителей, эффективность государственной поддержки, совершенствование бюджетной поддержки сельского хозяйства.

Keywords

Regional support of agricultural commodity producers, efficiency of the state support, perfection of budgetary support of agriculture.

Учитывая многофункциональ-

ность отрасли сельского хозяйства можно сказать о главном ее значении в развитии экономики нашей страны. Оно определяет не только продовольственную безопасность России, но и социальную стабильность в обществе. Агропромышленный комплекс Ростовской области - один из ведущих в России. На долю Ростовской области приходится

более 6% валовой продукции сельского хозяйства России. Доля сельского хозяйства в формировании валового регионального продукта занимает третье место после оптовой и розничной торговли, обрабатывающих производств и на протяжении последних пяти лет колеблется от 12 до 13 процентов.

В результате проведенных исследований выявлено, что наиболее ак-

2009 № 3

Вестник Ростовского государственного экономического университета (РИНХ)

туальными проблемами в развитии сельского хозяйства области являются: недостаточные темпы институциональных преобразований, резкие колебания цен на сельскохозяйственную продукцию и продовольствие, неразвитый характер оптовых продовольственных рынков, недостаточное содействие развитию конкуренции, финансовая неустойчивость сельскохозяйственных товаропроизводителей, низкая инвестиционная привлекательность сельскохозяйственных организаций, труднодоступ-ность кредитных ресурсов и недостаток залогового обеспечения, неразвитость ипотечного кредитования, ограниченный объем средств областного бюджета, направляемых на поддержку развития сельского хозяйства и социальное обустройство села, опережающее уменьшение основных производственных фондов по сравнению с их вводом, сокращение и старение парка основных видов сельскохозяйственной техники, недостаточное внедрение информационных технологий и инноваций, дефицит квалифицированных управленческих и специальных кадров, отток молодых специалистов, невысокий уровень жизни сельского населения, недостаточное качество услуг социальной инфраструктуры.

В Ростовской области развитие агропромышленного комплекса характеризуется положительной динамикой в части роста объема производства продукции сельского хозяйства. Однако темпы роста недостаточно устойчивы. Так, за последние восемь лет индекс физического объема производства продукции сельского хозяйства во всех категориях хозяйств (в сопоставимых ценах к предыдущему году) составил в 2000 году 109,4%, в 2001 году - 121,3%, 2002 году - 105,0%, 2003 году - 98%, 2004 году - 123,4%, 2005 году - 103,2%, в 2006 году - 101,3%, 2007 году - 90%, 2008 году - 140,6 %.

По данным Министерства сель-

ского хозяйства и продовольствия Ростовской области, период с 2003 по 2007 год характеризуется положительными изменениями основных показателей деятельности сельскохозяйственных товаропроизводителей, а именно: валовой доход на одного работника увеличился почти в 3 раза, выручка на одного работника - в 3,6 раза, выручка на 1 гектар сельскохозяйственных угодий - в 2 раза, выручка на 1 гектар пашни - в 1,6 раза, среднемесячная зарплата одного работника - в 3,2 раза. Начиная с 2000 года, в животноводстве отмечаем положительную тенденцию. Производство животноводческой продукции за 3 последних года увеличилось по мясу - на 38%, молоку - на 15%.

Как показали исследования, в 2008 году по сравнению с 2000 годом производство мяса выросло на 57,7 %, молока - на 20%, яиц - на 29,1%. Растет поголовье свиней (темп роста по отношению к 2000 году - 29,3%), овец и коз (67,3%), стабилизировалось поголовье крупного рогатого скота, которое в течение 2005 - 2008 годов сохраняется в пределах 540 - 580 тыс. голов. При этом наблюдается спад производства продукции животноводства и поголовья в сельскохозяйственных организациях, где сосредоточен основной генетический потенциал разводимых животных, а также имеется потенциал удешевления себестоимости продукции за счет индустриального производства, на основе использования современных техники и технологий.

В целях создания необходимых экономических условий для динамичного развития сельского хозяйства, внедрения прогрессивных технологий и стимулирования повышения производительности труда в хозяйствах, повышения уровня потребления населением сельскохозяйственной продукции, в последние годы государство приняло много мер, а именно: реализацию Федерального закона «О развитии сельского

хозяйства», приоритетного национального проекта «Развитие АПК», Г осудар-ственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы и разработки проекта Концепции долгосрочного социально-

экономического развития Российской Федерации, включая приложение Основных параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020-2030 годов.

Как показали исследования, одним из механизмов государственной поддержки и регулирования развития сельского хозяйства является финансовая система, основанная на государственном бюджете. Бюджетная политика оказывает существенное влияние на развитие сельского хозяйства, бюджетное финансирование присутствует практически во всех странах мира. Основные формы государственной бюджетной поддержки - это субсидии, компенсации и дотации, участие в целевых программах развития. Объем и структура финансирования сельского хозяйства определяются федеральными и региональными законами, и осуществляется на основе принципа софинансирования за счет средств соответствующих бюджетов.

Согласно данных отчетов об исполнении бюджета за 2006-2008 годы, представленных в таблице 1, можно сделать следующие выводы:

четко наблюдается усиление аграрной политики со стороны государства по средствам увеличения финансирования на субсидирование мероприятий в области сельского хозяйства. Поддержка элитного семеноводства с целью повышения эффективности производст-

ва сельскохозяйственных культур на основе обеспечения сельскохозяйственных товаропроизводителей высококачественными семенами на федеральном уровне увеличилась в 2,1 раза, тогда как из областного бюджета выделено на 50 % меньше в 2008 году по сравнению с 2006 годом; с целью формирования племенной базы, обеспечивающей потребность отечественных сельскохозяйственных товаропроизводителей в племенной продукции (материале) субсидии из федерального бюджета на поддержку племенного животноводства увеличились в 2,8 раза. Средства областного бюджета в 2006 году, объединившие расходы на животноводство и рыбоводство, составили 72,0 млн. рублей, в 2007 году они увеличились на

29.8 млн. рублей, а в 2008 году было выделено на приобретение племенного молодняка КРС и овец 74,7 млн. рублей. Поддержка овцеводства в 2008 году за счет средств федерального бюджета была выделена отдельным направлением в сумме 19,5 млн. рублей. Также отдельным направлением поддержки с 2008 года выделялись субсидии на приобретение комбикормов 258,0 и

25.8 млн. рублей соответственно из средств федерального и областного бюджетов.

Как показали исследования, в Ростовской области государственная поддержка отрасли животноводства заключается в поддержке племенного животноводства и инвестиционной деятельности организаций АПК. С целью повышения финансовой устойчивости увеличено финансирование мероприятий по повышению доступности кредитов, а именно: за счет средств федерального бюджета субсидирование возмещения части затрат

Таблица 1. Государственная поддержка сельскохозяйственных производителей всех категорий хозяйств за счет средств областного и федерального бюджета в Ростовской области, млн. руб.

Направления государственной поддержки 2006 год 2007 год 2008 год 2008 год к 2006 году,%

Из федерального бюджета: 1024,7 2180,1 2166,5 2,1 р.

Субсидия на производство элитного семеноводства 3,2 3,6 6,7 2,1 р.

Субсидии на компенсацию части затрат на приобретение средств химизации 16,7 17,8 0,0 -

Субсидии на поддержку племенного животноводства 22,4 36,5 61,6 2,8 р.

Субсидии на поддержку отечественного овцеводства - 9,7 19,5 -

Субсидии на возмещение части затрат на уплату процентов по привлеченным кредитам (займам) в российских кредитных организациях 400,1 924,8 1343,9 3,4 р.

Компенсация части затрат по страхованию сельскохозяйственных культур 136,2 107,7 89,5 65,7

Субсидии на приобретение комбикормов - - 258,0 -

Субсидии на компенсацию затрат на дизтопливо 372,9 408,4 112,5 30,2

Субсидии на другие цели и мероприятия 73,2 671,6 274,8 3,7 р.

Из областного бюджета: 253,6 393,4 379,0 1,5 р.

Развитие животноводства (субсидии на компенсацию части затрат на приобретение племенного молодняка КРС молочного и мясного направления) и рыбоводства 72,0 102,2 74,7 103,7

Субсидии на компенсацию части затрат на приобретение средств химизации 18,9 29,5 76,5 4 р.

Субсидии на возмещение части затрат на уплату процентов по привлеченным кредитам (займам) в российских кредитных организациях 54,9 113,1 155,3 2,8 р.

Компенсация части затрат по страхованию сельскохозяйственных культур 15,0 21,3 23,4 1,6 р.

Субсидия на производство элитного семеноводства 2,0 2,0 1,0 50,0

Субсидии на приобретение комбикормов - - 25,8 -

Субсидии на компенсацию затрат на дизтопливо 5,9 8,0 1,9 32,2

Продолжение таблицы 1

Субсидии на другие цели и мероприятия 84,9 117,3 20,4 24,0

Всего средств государственной поддержки 1278,3 2573,5 2545,5 2 р.

Произведено продукции сельского хозяйства 68944,8 81398, 8 137032, 5 2 р.

Расходы бюджета на 1 руб. произведенной продукции 0,02 0,03 0,02 -

на уплату процентов по привлеченным кредитам в российских кредитных организациях увеличено в 3,4 раза, областного бюджета — в 2,8 раз.

За исследуемый период общая сумма государственной поддержки сельского хозяйства увеличилась в 2 раза. Несмотря на это, в бюджете доля расходов на сельское хозяйство в 2008 году составила лишь 3,9 %, при этом по сравнению с 2006 годом расходы областного бюджета увеличились на 67,1 %. Необходимо так же отметить, что процент исполнения расходов бюджета в части сельского хозяйства в 2008 году составил 77,1 %, что на 18 % меньше

2007 года и на 9,5 % меньше показателя исполнения 2006 года.

При выполнении поставленных

государственных задач возникла необходимость контроля за эффективным и рациональным использованием бюджетных ресурсов, для чего разработано несколько методических рекомендаций по планированию бюджетных субсидий для сельскохозяйственного производства и оценки эффективности использования бюджетных средств. Методика оценки эффективности государственной поддержки в Ростовской области была апробирована на ряде хозяйств, занимающихся производством и реализацией сельскохозяйственной продукции. Финансовый результат поддержки определялся по приросту валовой продукции, а ее эффективность рассчитывалась как прирост продукции от выделенной поддержки (таблица 2).

Таблица 2. Эффективность бюджетной поддержки сельскохозяйственных организаций в Ростовской области за 2008 год*)

№ Хозяйства Государственная поддержка, тыс. руб. Прирост ВП, тыс. руб. Эффективность бюджетной поддержки

1 ООО «Прогресс- Агро» 31166 25918 0,83

2 ЗАО «СКВО» 49639 79887 1,6

3 СПК «Островянский» 1649 217 0,13

4 ЗАО «Орловсксельпром-снаб» 699 62 0,1

5 СПК «Антоновский» 266 795 2,9

6 СПК «Колос» 679 720 1,1

7 СПК «Советский» 663 1883 2,8

8 ЗАО «имени Дзержинского» 6313 2672 0,42

9 СПК имени Ленина 1181 621 0,5

Продолжение таблицы 2

1 0 СПК племзавод «Мир» 9035 21568 2,4

1 1 ООО «Солнечное» 6424 8281 1,3

* По данным годовых отчетов

Сравнительный анализ выделенных бюджетных средств показал, что государственная поддержка дает положительный результат в деятельности сельскохозяйственных предприятий как высокорентабельных - ЗАО «СКВО» с эффективностью господдержки 1,6, так и низкорентабельных - СПК «Антоновский», где эффективность бюджетных средств составила 2,9, т.е. на каждый рубль, выделенный из бюджета, прирост валовой продукции составил 2 рубля 90 коп. Показатели эффективности поддержки можно определить по отраслям и подотраслям в разрезе районов и природно-климатических зон, а также по направлениям господдержки в регионе.

Таким образом, решение проблем в сложившейся ситуации, по мнению автора, заключается именно в совершенствовании региональной поддержки сельского хозяйства на принципах программно-целевого метода государственного управления, который сейчас используется для разработки региональной программы развития сельского хозяйства на 2010-2012 годы. Данная программа включает формирование системы целей, задач и ключевых показателей (индикаторов) развития области, разработку приоритетных направлений и программных мероприятий, определение необходимых объемов финансирования, распределение бюджетных и внебюджетных ресурсов по целям и задачам, разработку механизма управления Программы с учетом достижений реформы бюджетного процесса и административной реформы. Большим плюсом региональной программы является то, что направления государст-

венной поддержки сельского хозяйства области разработаны более детально, например, поддержка отрасли животноводства включает в себя такие подпрограммы как, развитие молочного скотоводства, мясного скотоводства, свиноводства, овцеводства, птицеводства, племенного животноводства. Это позволит решать проблемы каждого направления в отрасли животноводства, создать необходимые экономические условия для динамичного развития животноводства, интенсивного процесса воспроизводства стада, внедрить прогрессивные технологии и стимулировать повышение производительности труда в животноводческих хозяйствах, а так же повысить уровень потребления населением животноводческой продукции, производимой в области. Выполнение всех мероприятий государственной поддержки и государственного регулирования Ростовской области обеспечит рост основных параметров, характеризующих развитие сельского хозяйства. По данным исследований за 2008 год, исполнение показателей Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Ростовской области на 2008 - 2012 годы по производству мяса составило 113 %, молока — 109 %. Это характеризует высокий уровень государственной поддержки и государственного регулирования сельского хозяйства в Ростовской области.

Библиографический список

1. Постановление Правительства Российской Федерации от 14 июля 2007 г. № 446: Государственная программа раз-

вития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на

2008 - 2012 годы.

2. Областной закон от 19.06.07 № 706-ЗС Отчет об исполнении областного бюджета за 2006 год.

3. Отчет об исполнении областного бюджета за 2007 год. - www.donland.nj/.

4. Отчет об исполнении областного бюджета за 2008 год. - www.donland.nj/.

5. www.don-agro.ru/

6. Постановление Администрации Ростовской области от 10 августа 2006 г. № 315 О порядке предоставления компенсаций из областного бюджета, направленных на поддержку племенного животноводства и инвестиционной деятельности организаций АПК.

Bibliographic list

1. The governmental order of the Russian Federation from July, 14th, 2007 № 446: the Government program of development of agriculture and regulation of the markets of agricultural production, raw materials and the foodstuffs on 2008 - 2012.

2. The Regional law from 19.06.07 № 706-ZS the Report on execution of the regional budget for 2006.

3. The Report on execution of the regional budget for 2007. - www.donland.ru/

4. The Report on execution of the regional budget for 2008. - www.donland.ru/

5. www.don-agro.ru/

6. The Decision of Administration of the Rostov region from August, 10th, 2006 № 315 About an order of granting of indemnifications from the regional budget, directed on support of breeding animal industries and investment activity of the organizations of agrarian and industrial complex.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.