УДК 336:338.434. (571.15) ГРНТИ 06.71.07
ОЦЕНКА ВЛИЯНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ НА ОБЕСПЕЧЕНИЕ ФИНАНСОВОЙ УСТОЙЧИВОСТИ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ТОВАРОПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ
АЛТАЙСКОГО КРАЯ
ГЛОТОВА НАТАЛЬЯ ИВАНОВНА
кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры «Финансы и кредит» Алтайский государственный аграрный университет 656049, г. Барнаул, пр. Красноармейский д.98, Россия E-mail: niglotova@inbox. ru
Аннотация. В условиях геополитической обстановки и санкций на ввоз сельскохозяйственной продукции из ряда зарубежных стран, особенно остро встает вопрос импортозамещения и продовольственной безопасности страны. Гарантией достижения продовольственной безопасности является стабильность внутреннего производства. Однако развитие сельского хозяйства невозможно без помощи со стороны государства. Именно гранты, выдаваемые государством на развитие и поддержку сельскохозяйственной отрасли способны обеспечить правильное развитие сельского хозяйства и обеспечить страну основными потребительскими товарами, и не зависеть от импортной продукции. Оценка влияния государственной поддержки в области сельского хозяйства на материалах Алтайского края показала положительную динамику и способствовала повышению финансовой устойчивости сельскохозяйственных товаропроизводителей.
Ключевые слова: государственная поддержка, субсидии, сельское хозяйство, экономические санкции, им-портозамещение, финансовая устойчивость, собственный капитал, заемный капитал, сельскохозяйственные товаропроизводители.
ASSESSMENT OF STATE SUPPORT IMPACT ON THE FINANCIAL STABILITY OF AGRICULTURAL PRODUCERS OF THE ALTAI REGION
Natalia I. Glotova
Candidate of Economic Sciences, Assistant professor of Finance and Credit department Altai State University of Agriculture, 656049, Barnaul, Krasnoarmeyskiy St., bld. 98, Russia
E-mail: [email protected]
Abstract. In the context ofpresent-day geopolitical situation and food import sanctions the import and food security problem has become currently central. The guarantee offood security is the stability of the domestic production. However, agriculture cannot develop without state support. State grants earmarked for the development and support of the agricultural sector can ensure the proper development of agriculture, provide the country with essential consumer goods and not to depend on imported products. Assessment of state support impact on agricultural sector through the example of Altay territory has shown a positive dynamics and contributed towards financial sustainability of Farmhouse-governmental producers.
Key words: state support, subsidy, agriculture, economic sanctions, import substitution, financial stability, equity, borrowed capital, agricultural producers.
В условиях действия экономических санкций, введенного Россией эмбарго на ввоз сельскохозяйственной продукции из ряда зарубежных стран, особенно остро встает вопрос импортозамещения и продовольственной безопасности страны. Гарантией достижения продовольственной безопасности является стабильность внутреннего производства.
Стабильное развитие отечественного сельскохозяйственного производства невозможно представить без государственной поддержки.
В Алтайском крае необходимость государственной поддержки сельского хозяйства обусловлена следующими факторами:
1) низкая продуктивность пашни и, как следствие, высокая себестоимость продукции, не обеспечивающая ее конкурентоспособность на рынке. Основная причина - недостаточное внесение удобрений из-за постоянного роста цен на минеральные удобрения;
2) многие сельскохозяйственные товаропроизводители не проводят мероприятия по
защите растений от вредителей, болезней и сорняков из-за недостатка оборотных средств;
3) недостаточное использование качественных элитных семян, позволяющих увеличивать урожайность сельскохозяйственных культур;
4) низкие темпы обновления техники и оборудования, что приводит к снижению производительности труда, увеличению затрат на ремонт [1]. Основными причинами являются: недостаток финансовых средств, сохранение диспаритета цен на сельскохозяйственную и промышленную продукцию, высокие процентные ставки по долгосрочным кредитам, высокий уровень закредитованности сельскохозяйственных предприятий края;
5) низкий уровень кормопроизводства;
6) недостаточное развитие племенной базы;
7) недостаток первоначального капитала у малых форм хозяйствования для расширения производственной и технической базы, для создания сельскохозяйственных потребительских кооперативов, которые бы позволили обеспечить конкурентоспособность продукции, производимой малыми формами хозяйствования, на рынках сбыта
[2, 3].
Алтайский край - это интенсивно развивающийся регион с высоким и разнообразным потенциалом, входящий в состав Сибирского Федерального округа Российской Федерации [4].
Сельское хозяйство занимает приоритетное место в экономике Алтайского края, его доля в валовом региональном продукте составляет 15% - это один из самых высоких показателей в Российской Федерации (в среднем - около 5%) и Сибирском Федеральном округе (в среднем -около 6%) [5].
По итогам 2015 года Алтайский край занимает 1 -е место в Российской Федерации по посевной площади сельскохозяйственных культур, по производству зерновых и зернобобовых культур - 5-е место, по поголовью КРС - 4-е место, по производству молока - 3-е место, по производству скота и птицы - 12-е место [5].
В 2015 году доля Алтайского края в стоимости валовой продукции сельского хозяйства Российской Федерации составила 2,74% - это 8 место среди субъектов Российской Федерации (в 2014 году - 9 место) (таблице 1) [5].
Таблица 1
Рейтинг регионов по удельному весу продукции сельского хозяйства субъекта в валовой продукции Российской Федерации (в действовавших ценах), 2015 год
Место в рейтинге Регион Доля региона в стоимости валовой продукции сельского хозяйства Российской Федерации, %
1 Краснодарский край 7,08
2 Ростовская область 4,73
3 Белгородская область 4,27
4 Республика Татарстан 4,20
5 Воронежская область 3,89
6 Ставропольский край 3,65
7 Республика Башкортостан 3,09
8 Алтайский край 2,74
9 Саратовская область 2,55
10 Волгоградская область 2,52
Аграрный потенциал Алтайского края позволяет обеспечить внутренний спрос почти на все основные виды сельскохозяйственной продукции кроме теплолюбивых культур, таких как бахчевые, фрукты. За период с 2012 года по 2015 год в Алтайском крае в расчете на душу
населения произведено в среднем 1,5 тонны зерна, 345 кг картофеля, 589 кг молока, 99 кг мяса, 448 шт. яиц, что выше среднероссийских показателей в 2,4 раза, в 1,6 раза, в 2,8 раза, в 1,6 раза, в 1,5 раза соответственно (табл. 2) [5, 6].
Таблица 2
Производство основных видов сельскохозяйственной продукции в расчете на душу
населения в 2012-2015 гг.
Показатели 2012 год 2013 год 2014 год 2015 год Изменение за 4 года (+,-)
Зерно, кг
Российская Федерация 495 644 721 716 221
Алтайский край 1 047 2 057 1 380 1 650 603
Картофель, кг
Российская Федерация 206 210 216 230 24
Алтайский край 288 378 366 349 61
Овощи и продовольственные бахчевые культуры, кг
Российская Федерация 112 112 116 121 9
Алтайский край 105 102 96 99 -6
Молоко, кг
Российская Федерация 222 213 211 210 -12
Алтайский край 601 570 593 594 -7
Скот и птица на убой в убойном весе, кг
Российская Федерация 57 60 62 65 8
Алтайский край 97 99 101 99 2
Яйца, шт.
Российская Федерация 294 288 287 290 -4
Алтайский край 446 429 456 462 16
За последние четыре года потребление основных продуктов питания на душу населения существенно не изменилось и находится в пределах рациональных норм, утвержденных Минздравом России, за исключением овощей и продовольственных бахчевых культур [5, 6].
В 2015 году в Алтайском крае объемы производства картофеля превысили личное потребление в 2,44 раза (в 2012 году - в 1,99 раза), молока - в 1,80 раза (в 2012 году - в 1,79 раза), мяса и мясопродуктов - в 1,44 раза (в 2012 году - в 1,33 раза), яиц - в 1,37 раза (в 2012 году - в 1,33 раза). Таким образом, ресурсы продовольственного рынка Алтайского края позволяют обеспечить продовольственную безопасность не только внутри региона, но и в масштабах страны.
Важными индикаторами, на наш взгляд, характеризующими финансовое состояние сельскохозяйственных товаропроизводителей, являются доля прибыльных хозяйств в общей
численности сельскохозяйственных пред-приятий и уровень рентабельности.
В 2015 году доля прибыльных сельскохозяйственных предприятий Алтайского края в общей их численности составила 88,6%, что выше уровня 2012 года на 14,4 процентных пункта. Уровень рентабельности сельского хозяйства без учета выплаченных из бюджетов субсидий сложился на уровне 15,3%, с учетом выплаченных субсидий - на уровне 23,2%, что на 14,2 процентных пункта выше уровня 2012 года [6].
Одной из основных целей реализации государственной программы Алтайского края «Развитие сельского хозяйства Алтайского края» на 2013-2020 годы является обеспечение финансовой устойчивости сельскохозяйственных предприятий
[3].
В Алтайском крае за период с 2012 по 2015 год наблюдается повышение финансовой устойчивости и платежеспособности сельскохозяйственных товаропроизводителей (табл. 3) [7].
Показатели Нормативн ое значение 2012 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г. Изменение 2015г. от 2012г. (+,-)
1 2 3 4 5 6 7
Займы и кредиты (на конец года) -всего, млн. руб. 38861 36068 31347 29343 -9518
в том числе: долгосрочные, млн. руб. 23628 23275 21261 18431 -5197
Таблица 3
Показатели финансовой устойчивости и платежеспособности сельскохозяйственных предприятий Алтайского края в 2012-2015 гг.
1 2 3 4 5 6 7
краткосрочные, млн. руб. 15233 12793 10086 10912 -4321
Коэффициент соотношения выручки от реализации продукции и всех обязательств 0,76 0,78 1,02 1,31 0,55
Коэффициент соотношения заемного и собственного капитала <1,0 1,43 1,37 1,09 0,85 -0,58
Коэффициент финансовой независимости >0,5 0,41 0,42 0,48 0,54 0,13
Доля краткосрочных кредитов и займов в финансировании 61,3 46,0 34,1 31,4 -29,9
материальных затрат, %
Коэффициент текущей ликвидности 1,0-2,0 1,70 1,90 1,98 2,19 0,49
Коэффициент обеспеченности собственными оборотными >0,1 -0,24 -0,18 -0,09 0,10 0,34
средствами
Рентабельность инвестиций, % 5,0 4,4 5,0 14,9 9,9
Зависимость сельхозпредприятий от заемных источников финансирования снижается. За период с 2012 года по 2015 год объем привлеченных долгосрочных займов и кредитов уменьшился на 5,197 млрд. руб. или на 22% и составил 18,431 млрд. руб., а объем краткосрочных займов и кредитов уменьшился на 4,321 млрд. руб. или на 28%, составив 10,912 млрд. руб.
Увеличивается объем выручки относительно всех обязательств. В 2015 году по сравнению с 2012 годом на 1 руб. обязательств стало приходиться на 55 коп. выручки больше. В 2015 году выручка от реализации
сельскохозяйственной продукции превысила обязательства сельхозпредприятий на 31% [8].
Снижается объем заемного капитала относительно собственного капитала. В 2015 году по сравнению с 2012 годом на 1 руб. вложенных в активы собственных средств сельхозпредприятия привлекли заемных средств на 58 коп. меньше. В 2015 году величина заемного капитала на 15% ниже величины собственного капитала.
Нужно отметить: растет доля собственного капитала в общем объеме источников формирования имущества, что снижает финансовые риски кредиторов и усиливает финансовую независимость сельхозпредприятий.
В 2015 году по сравнению с 2012 годом процент финансовой независимости увеличился на 13 пунктов и составил 54%. Превышение доли собственного капитала над заемным в 2015 году обусловлено влиянием двух факторов: высоким объемом чистой прибыли (около 9,9 млрд. руб.) и высоким уровнем процентных ставок по кредитам в первой половине 2015 года.
Доля краткосрочных кредитов и займов, направляемых на финансирование материальных затрат, уменьшилась с 61,3% (в 2012 г.) до 31,4% (в 2015 г.).
Приведенные показатели еще раз подтверждают, что одним из факторов, обеспечивающих финансовую устойчивость сельскохозяйственных товаропроизводителей, является предоставление государственной поддержки. Общий объем государственной поддержки на развитие сельского хозяйства Алтайского края за период с 2013 года по 2015 год составил 18,044 млрд. руб., в том числе: из федерального бюджета - 14,361 млрд. руб., из краевого бюджета - 3,683 млрд. руб. (табл. 4). Обязательства по софинансированию мероприятий Государственной программы по развитию сельского хозяйства, предусмотренные в Соглашении с Минсельхозом России, Алтайским краем выполняются в полном объеме
[7].
Годы Всего, млн. руб. В том числе из:
федерального бюджета краевого бюджета
2013 6445,6 5128,6 1317,0
2014 5160,3 3715,6 1444,7
2015 6437,8 5516,8 921,0
Итого: 18043,7 14361,0 3682,7
Таблица 4
Финансирование сельского хозяйства Алтайского края, млн. руб.
Наиболее востребованным и значимым для отрасли направлением господдержки является субсидирование процентной ставки по кредитам, так как оно позволяет сохранить доступность кредитных ресурсов и стимулирует инвестиционную
Предоставление субсидий из краевого и федерального бюджета стимулирует
работодателей к повышению заработной платы работников. В 2015 году по сравнению с 2012 годом среднемесячная заработная плата работников по виду деятельности «Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство» увеличилась на 40,5% и составила 15717 руб. [6].
В 2015 году сельхозпредприятия Алтайского края перечислили в бюджетные и внебюджетные фонды 5,8 млрд. руб. В расчете на 1 гектар сельскохозяйственных угодий сумма
уплаченных налогов и обязательных платежей в 2015 году по сравнению с 2012 годом увеличилась на 445,3 руб. или на 53,3%. Увеличение налоговых отчислений по единому сельскохозяйственному налогу (далее - ЕСХН) связано с увеличением числа
налогоплательщиков ЕСХН, а увеличение отчислений по налогу на доходы физических лиц и страховым взносам во внебюджетные
деятельность в агропромышленном комплексе. В 2015 году на поддержку кредитования (без учета субсидий, направленных малым формам хозяйствования) было перечислено 1948,4 млн. руб., что на 41,5% больше уровня 2014 года (табл. 5) [7].
фонды - с ростом оплаты труда в сельском хозяйстве [7].
На основании полученных результатов можно сделать вывод о том, что государственная поддержка сельского хозяйства Алтайского края позволила сохранить (а по некоторым отраслям и нарастить) объемы производства продукции, рейтинговые позиции Алтайского края в общероссийском производстве сельскохозяйственной продукции и повысить финансовую устойчивость сельскохозяйственных товаропроизводителей.
Однако в 2017 году в России изменится схема субсидирования АПК. Вместо 54 субсидий будет введено только 7, а общая сумма господдержки составит 224 млрд. руб. [9].
Мы надеемся, что изменение механизма государственной поддержки повысит самостоятельность региональных властей и позволит оперативно принимать решения о перераспределении сельскохозяйственных субсидий в зависимости от оперативной обстановки.
Таблица 5
Сумма перечисленных субсидий по кредитам в 2012-2015 гг., млн. руб.
Показатели 2012 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г.
Объем субсидий - всего 2012,7 1739,6 1377,2 1948,4
в том числе: краткосрочные кредиты (займы) 566,0 587,0 517,8 1214,4
инвестиционные кредиты (займы) 1446,7 1152,6 859,4 734,0
Список использованных источников:
1. Глотова Н.И., Обидина С.С. Особенности развития лизинга в России в условиях финансового кризиса // Вестник Алтайского государственного аграрного университета. 2015. № 7 (129). С. 196-199.
2. Глотова Н.И. Кредитная кооперация как инструмент доступа сельского населения к финансовым ресурсам // Вестник Алтайского государственного аграрного университета. 2014. № 1 (111). С. 178-181.
3. Постановление Администрации Алтайского края от 05.10.2012г. № 523 «Об утверждении государственной программы Алтайского края «Развитие сельского хозяйства Алтайского края» на 2013-2020 годы» // Сборник законодательства Алтайского края. 2012г. № 198.
4. Беликова Т.С., Глотова Н.И. Улучшение инвестиционного климата Алтайского края как фактор обеспечения устойчивого развития экономики сельских территорий // Вестник алтайской науки. 2015. № 2 (24). С. 80-86.
5. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.gks.ru/ (дата обращения: 16.10.2016).
6. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Алтайскому краю [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://akstat.gks.ru/ (дата обращения: 16.10.2016).
7. Доклад Главного Управления сельского хозяйства Алтайского края о ходе и результатах реализации в 2015 году государственных и целевых программ в сфере развития сельского хозяйства Алтайского края [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.altagro22.ru/management/analytics/ (дата обращения: 19.09.2016).
8. Межин С.А., Межина М.В. Развитие агарного сектора АПК Алтайского края // Вестник Алтайского государственного аграрного университета. 2015. № 7 (129). С. 176-181.
9. В 2017 году на поддержку сельского хозяйства будет выделено 224 млрд рублей [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://agroinfo.com/3009201603-v-2017-godu-na-podderzhku-se1skogo-xozyajstva-budet-vyde1eno-224-т1М-гиЬ^/ (дата обращения: 19.12.2016).