Научная статья на тему 'Проблемы развития личных подсобных хозяйств граждан: региональные аспекты'

Проблемы развития личных подсобных хозяйств граждан: региональные аспекты Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
208
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЧНОЕ ПОДСОБНОЕ ХОЗЯЙСТВО / МАЛЫЕ ФОРМЫ / ЗЕМЕЛЬНЫЙ НАДЕЛ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА / СУБСИДИРОВАННЫЕ КРЕДИТЫ / PERSONAL PART-TIME FARM / SMALL FORMS / ALLOTMENT / THE STATE SUPPORT / THE SUBSIDIZED CREDITS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Аль Фрейхат Фаек Ахмед Хассан

В настоящей статье рассмотрены особенности функционирования личных подсобных хозяйств в период современных аграрных реформ. Освящен опыт государственной поддержки личных подсобных хозяйств в Свердловской области. Выявлены факторы, сдерживающие развитие личных подсобных хозяйств граждан и предложены меры по устранению их негативного воздействия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF DEVELOPMENT OF CITIZENS’ PRIVATE FARMS: REGIONAL ASPECTS

In the present article features of functioning of personal part-time farms in modern agrarian reforms are considered. Experience of the state support of personal part-time farms in Sverdlovsk area is consecrated. The factors constraining development of personal parttime farms of citizens are revealed and measures on elimination of their negative influence are offered.

Текст научной работы на тему «Проблемы развития личных подсобных хозяйств граждан: региональные аспекты»

■ Аграрный вестник Урала №3 (82), 2011 г.~

Экономика

проблемы развития личных подсобных хозяйств граждан: региональные аспекты

АЛЬ ФРЕЙХАТ ФАЕКАХМЕДХАССАН, Королевство Иордания, аспирант, Уральская ГСХА

620075, г. Екатеринбург, ул. Карла Либкнехта, д. 42

Ключевые слова: личное подсобное хозяйство, малые формы, земельный надел, государственная поддержка, субсидированные кредиты.

Keywords: Personal part-time farm, small forms, allotment, the state support, the subsidized credits.

Время и сама жизнь подтвердили жизнеспособность и устойчивость личного подсобного хозяйства и в условиях развивающейся рыночной экономики. Современные тенденции их функционирования отражают исключительную приспособляемость личного сектора к новым тенденциям, наметившуюся его глубокую модернизацию под влиянием кооперации и интеграции с общественным производством. По существу, уровень развития хозяйств населения определяет в какой-то мере уровень продовольственной и экологической безопасности государства.

В период современных аграрных реформ (после 1990 года) при переходе к многоукладной рыночной экономике в функционировании ЛПХ появился ряд правовых особенностей. Так, если до 1990 года ЛПХ— это подсобное, потребительское хозяйство, то с июня 2003 года личное подсобное хозяйство (ЛПХ) узаконено как форма подсобной непредпринимательской деятельности по производству и переработке сельскохозяйственной продукции. Теперь ЛПХ ведется гражданином и совместно проживающими с ним или совместно осуществляющими с ним ведение ЛПХ членами его семьи, а ранее: осуществляется хозяйственно-трудовая деятельность семьи единолично или одного члена семьи. Личные подсобные хозяйства населения функционируют как в сельской, так и городской местности. Если до выхода в свет закона об ЛПХ земельный приусадебный участок оформлялся на праве владения и пользования, то с 2004 года земельный участок может быть оформлен на праве частной собственности, владения, пользования и распоряжения. И еще одно нововведение: если ранее площадь приусадебного участка ограничивалась специальными нормативно-правовыми документами, то теперь предоставлено право на расширение земельного участка (в т. ч. купля-продажа) и выделение полевого надела в соответствии с законодательством.

Реформа позволила иметь в частной собственности не только земельный участок, жилой дом, средства производства, продуктивный скот и птицу, многолетние насаждения, но, естественно, произведенную и переработанную продукцию. Каналы сбыта полученной продукции также определяют владельцы ЛПХ самостоятельно. Реализация произведенной и переработанной продукции в ЛПХ не является предпринимательской деятельностью.

www. m-avu. narod. ru

В современных условиях хозяйствования, в отличие от дореформенного периода, возможна трансформация ЛПХ в крестьянское (фермерское) хозяйство.

В ходе институциональных преобразований личным подсобным хозяйствам были созданы необходимые условия для дальнейшего развития. В первое десятилетие современной агрореформы возросли площади земельных участков (в 2,2 раза); стали выделяться полевые наделы; кормовые угодья (рост в 1,5 раза). Если при этом учесть, что для сенокошения и выпаса скота в 2003 году личным подсобным хозяйствам было выделено дополнительно 15,3 млн. га кормовых угодий, то произошло утроение сельскохозяйственных угодий для их функционирования. По-прежнему нельзя недооценивать значительную поддержку ЛПХ со стороны коллективных сельскохозяйственных организаций. Помощь осуществляется как кормами, молодняком КРС и свиней, так и сельскохозяйственной техникой и другими видами услуг. В первое десятилетие агрореформы в личные подсобные хозяйства увеличился приток рабочей силы более чем в 2 раза (с 2 до 4,4 млн. человек). Основная причина — сельская безработица.

Все это позволило ЛПХ занять свою, довольно таки значительную нишу в многоукладной экономике аграрного сектора России. В настоящее время (по статданным за 2009 г.) в стране насчитывается около 18 млн. личных подсобных хозяйств, которые производят 81,1 % всего объема картофеля; 71,3 % овощей; 51,2 % молока; 39,8 % мяса; 23,4 % яиц и около 55 % шерсти.

До настоящего времени в научной среде не утихают дискуссии и споры по поводу эффективности малых форм хозяйствования и крупных сельскохозяйственных формирований рыночной ориентации. Малые формы хозяйствования на селе существенно заполняют нишу, образовавшуюся в начале реформ из-за сокращения объемов производства сельскохозяйственной продукции в крупных и средних сельскохозяйственных организациях. Поэтому для модернизации и дальнейшего роста мелкотоварного производства, равно как и создания устойчивой и конкурентоспособной среды на селе, требуется поддержка данной категории сельскохозяйственных товаропроизводителей со стороны государства.

Приведем отдельные результаты наших наблюдений и исследований, проведенных в Свердловской области и связанных с особенностями развития этого уникального сектора как ЛПХ.

На территории Свердловской области сельскохозяйственное производство осуществляют следующие малые формы: 934 крестьянских (фермерских) хозяйства и более 330 тыс. граждан, ведущих личные подсобные хозяйства, а также 39 сельскохозяйственных потребительских кооперативов. В структуре валовой продукции сельского хозяйства за 2009 год на долю малых форм хозяйствования приходится 42 % от общего объема, в том числе личными подсобными хозяйствами населения произведено 37 %, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами — 5 %. При этом, в объемах производства отдельных видов сельскохозяйственной продукции удельный вес продукции, производимой в хозяйствах населения, остается очень высоким. Например, в областном объеме производства картофеля доля ЛПХ составляет 79 %, овощей — 59 %, мяса и молока — 25 %. Учитывая, что в структуре валовой продукции сельского хозяйства на долю малых форм хозяйствования приходится значительный объем, Правительство Свердловской области, Министерство сельского хозяйства и продовольствия области, научно-исследовательские учреждения системы АПК находятся в постоянном поиске механизмов и мер, позволяющих повысить эффективность функционирования малых форм хозяйствования, в том числе и ЛПХ.

Меры по содействию развития малых форм хозяйствования на селе осуществляются в рамках реализации мероприятий государственной программы «Развитие агропромышленного комплекса Свердловской области на 2008-2012 годы». Кроме того, в целях повышения уровня и качества жизни сельского населения, создания условий для улучшения социально-демографической ситуации и повышения привлекательности проживания в сельской местности в Свердловской области разработана и реализуется Комплексная программа социально-экономического развития территорий сельских населенных пунктов в Свердловской области на период 2008-2015 гг. («Уральская деревня»).

Сельхозтоваропроизводителям малых форм хозяйствования, в том числе гражданам, ведущим личное подсобное хозяйство, оказываются все меры государственной поддержки, предусмотренные в областном и федеральном бюджетах (субсидии на молоко, возмещение процентной ставки по привлекаемым кредитам и др.). Для повышения доступности и привлекательности

125

Аграрный вестник Урала №3 (82), 2011 г.-<^К{^=^

______________________Экономика

кредитных ресурсов за счет средств областного и федерального бюджетов субсидируется часть затрат на уплату процентов по краткосрочным и инвестиционным кредитам.

Только за 2009 г. объем субсидированных кредитов, полученных на развитие малых форм хозяйствования, составил 277,3 млн. рублей, в том числе с крестьянскими (фермерскими) хозяйствами заключено 83 договора на сумму 177,8 млн. рублей, с личными подсобными хозяйствами — 464 договора на сумму 99,5 млн. рублей. Всего с учетом переходящих кредитов обслуживается и субсидируется 1868 кредитов, привлеченных малыми формами хозяйствования, на общую сумму более 430 млн. рублей. При этом более 90 % кредитных договоров заключено с гражданами, ведущими личное подсобное хозяйство (1717 единиц).

В 2010 г. за счет средств областного бюджета продолжено субсидирование сельхозтоваропроизводителям производства молока в размере 3 рубля за 1 кг, как собственного производства, так и закупленного у населения (в ЛПХ), а также возмещение части затрат на приобретение средств химизации и защиты растений, приобретение элитных семян, сельскохозяйственной техники, племенного скота. Кроме того, на условиях софинансирова-ния малым формам хозяйствования, включая граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, предоставляются субсидии на возмещение части затрат на уплату процентов по инвестиционным кредитам из областного бюджета в размере 5 % учетной ставки Центрального банка Российской Федерации, действующей на дату заключения договора кредита (займа), и 95 % — из федерального бюджета. В областном бюджете на эти цели предусмотрено 4 млн. рублей, что позволит привлечь 56,3 млн. рублей из федерального бюджета.

К сожалению, проводимый мониторинг свидетельствует о том, что основной проблемой при оформлении кредитов остается недостаточная залоговая база заемщиков и отсутствие муниципальных залоговых фондов для обеспечения привлекаемых кредитных ресурсов. Считаем целесообразным развивать многоканальную систему финансовой поддержки малых форм хозяйствования, а в каждом муниципальном образовании, по возможности, создать залоговые фонды, позволяющие использовать

имущество, входящее в муниципальный залоговый фонд, в качестве обеспечения при получении кредитов малыми формами хозяйствования.

Для лиц, решивших заняться сельскохозяйственным производством, проводится специальное обучение в форме тренинга «Начни свое дело». Департамент поддержки малого предпринимательства готов после обучения и защиты бизнес-плана участникам такого тренинга оказать содействие в получении гранта до 300 тыс. рублей на организацию собственного дела. Через муниципальные фонды поддержки предпринимательства начинающим предпринимателям, не имеющим доступа к банковским ресурсам, предоставляются займы от 20 до 150 тыс. рублей по льготным ставкам.

В Свердловской области в помощь владельцам ЛПХ реализуется модель организации закупа молока у населения. Закуп осуществляют индивидуальные предприниматели и сельскохозяйственные потребительские кооперативы. Разработанный механизм взаимовыгоден как для заготовителя, так и для сдатчика молока-владельца ЛПХ. Заготовитель сам приезжает к производителю, закуп молока производится по закупочной цене молзаводов, что выгодно для сдатчика. При этом заготовитель за каждую тонну закупленного у граждан молока получает субсидию из областного бюджета в размере 3000 рублей.

В настоящее время закупом продукции у населения занимаются более 150 организаций и индивидуальных предпринимателей, охвачено более 350 сельских населенных пунктов, что составляет 35 % от их общего количества, закуп осуществляется у 4,8 тыс. граждан, владеющих личными подсобными хозяйствами. Сельскохозяйственными потребительскими кооперативами также оказываются услуги по первичной переработке молока и доставке молока на предприятия молочной отрасли.

По результатам 2009 года лучшим заготовителем молока, произведенного в ЛПХ населения, был назван Ю. Н. Молоков, который осуществляет заготовку молока в Алапаевском муниципальном образовании в 18 населенных пунктах. Он заключил 351 договор с владельцами личных подсобных хозяйств. Минсельхозпродом Свердловской области ему переданы в бессрочное пользование в виде государственных

преференций три автомобиля, два молокоприемных пункта, приобретенных за счет средств областного бюджета. Приемку молока в населенных пунктах осуществляют 9 приемщиков. Из отдаленных поселков и сел доставка молока осуществляется на молокоприемные пункты и после предварительной обработки и охлаждения молоко отправляется на молокоперерабатывающие предприятия. Заготовителем Ю. Н. Молоковым закуплено в 2009 году 1524 т молока у населения.

Объемы закупа у населения мяса и молока ежегодно увеличиваются. Так, за 2009 год закуплено у населения 12,7 тыс. т молока, что составляет 110 % к 2008 году и 5000 т скота в живом весе.

В целях выявления наиболее существенных факторов, позволяющих повысить валовое производство продукции в ЛПХ граждан, нами было составлено многофакторное уравнение (У = 14,12 + 9Х1 + 5,8Х2 + 1,2Х3 + 12Х4 + 0,63Х5 + 0,26Х6 +

0,6Х7), которое является статистическо-математической моделью изучаемого процесса. При анализе была использована исходная информация анкетного опроса 157 владельцев ЛПХ из Белоярского, Богдановического и Камышловского районов Свердловской области. Нам удалось расчетным путем определить степень влияния каждого фактора модели на объем валового производства в ЛПХ. Так, в содержательном отношении вполне объективно высокую значимость для результатов ведения ЛПХ имеют показатели землеобеспе-ченности, а также обеспеченности молодняком КРС и свиньями. Объясняется это тем, что основную продукцию ЛПХ получают с приусадебных участков и откорма молодняка крупного рогатого скота и свиней. Вполне объяснимо низкое влияние основных средств производства на его результативность. Обеспеченность ими настолько незначительна, что они объективно не могут пока влиять на конечные результаты производства, хотя отсутствие средств механизации является основным сдерживающим фактором дальнейшего развития личных подсобных хозяйств. Не случайно мы стоим на позициях разработки и реализации государственной программы «Техника для ЛПХ», в рамках которой льготные кредитные ресурсы будут предоставляться владельцам личных подсобных хозяйств на конкурсной основе для приобретения ими технических средств.

Литература

1. Костяев А. И., Дибиров А. А. Развитие личных подсобных хозяйств в условиях перехода к рыночным отношениям. Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, Малое изд-во «ПИПП», 1994. 149 с.

2. Лысенко Е. Г Институциональные основы организации и функционирования личных подсобных хозяйств населения // Экономические основы, возможности и направления развития личного подсобного хозяйства : мат-лы Всеросс. науч.-практ. конф., г. Москва, 16-17 ноября 2004 г. М., 2004. С.10-26.

3. Сёмин А. Н., Бобылев Д. С., Михайлюк О. Н., Пыжьянов В. А. Государственное регулирование и господдержка хозяйствующих субъектов АПК (по материалам социологического исследования и экспертных опросов в Свердловской и Курганской областях). Екатеринбург : Изд-во УрГСХА, 2009. 202 с.

126

www.m-avu. па^. ги

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.