Таблица 2
Иммунологические показатели у детей с разным физическим развитием
Уровень физического развития Тип интерната
общий музыкальный спортивный
Активност Ниже среднего........... Среднее .............. Выше среднего........... ь комплемента в 0,05±0.004 0,05±0.001 0,05±0,009 крови 0,07±0,004 0,059±0,001 0,055±0,01 0,045±0,007 0,047±0,002 0.046 ±0,003
Ниже среднего Среднее . . . Выше среднего
Содержание лизоцима в крови
1/207,0± 1/16,3 1/255,7± 1/12,9 1/288,6± 1/37,8
1/290,0± 1/96,5 1/265,2± 1/15,1 1/287,5± 1/70,2
1/417,0± 1/115,2 1/250,2± 1/14,2 1/296,0± 1/56,3
витием. При сравнении показателей в группах учащихся со слабым физическим развитием наиболее высокая активность комплемента была отмечена у воспитанников спортизной шко-лы-интерната, несколько более низкая — у учащихся школы-интерната общего типа и наиболее низкая— у учащихся музыкальной школы-интерната. Различия показателей статис-тическ и достоверны. Сходные (статистически достоверные) различия в титрах комплемента были выявлены при сравнении показателей у учащихся со средним уровнем физического развития.
При сравнении титра комплемента в группах учащихся с высоким уровнем физического развития статистически достоверные различия показателей не обнаружены.
Мы полагаем, что полученные результаты могут быть объяснены следующим образом У детей со слабым физическим развитием положительное влияние занятий физкультурой и спортом на активность комплемента выявляется наиболее четко. У учащихся же с высоким уровнем физического развития эти различия хотя и есть, но выражены в меньшей степени. По-видимому, при достижении учащимися высокого уровня физического развития различия иммунологических показателей, связанные с влиянием на организм гигиенического режима и спорта, в значительной мере нивелируются. Что касается титра лизоцима, то закономерных изменений его, связанных с уровнем физического развития учащихся, выявить не удалось.
ЛИТЕРАТУРА
Антропова М. В., Веневцева НИ., Рахальская Н. В. и др. Гиг. сан., 1967, № 6, с. 41.— 3 д р о д о в с к и й П. Ф. Проблемы инфекции, иммунитета и аллергии. М., 1969.—Б о й д У. Основы иммунологии. М., 1969.
Поступила 7/VII 1970 г.
УДК 613.955:817.75
О НАРУШЕНИИ ЗРЕНИЯ У ШКОЛЬНИКОВ
Канд. мед. наук доц. A.A. Заалишвили
Кафедра гигиены Тбилисского института усовершенствования врачей
/
Мы изучали состояние зрения у учащихся городских и сельских школ и школ-интернатов, обращая особое внимание на факторы, обусловливающие формирование рефракции и отрицательно влияющие на орган зрения.
Для этого обследовали учашихся 18 средних школ и школ-интернатов, расположенных в различных климатических зонах республики. В общей сложности углубленному обследованию подвергли 8000 учащихся, из них более 2000 человек на протяжении 4—10 лет по нескольку раз.
В результате выявлено, что в школах и школах-интернатах Грузинской ССР 17,6% учащихся с пониженной остротой зрения (22,5% девочек и 14,6% мальчиков). При этом учащихся с пониженной остротой зрения в школах Тбилиси оказалось более чем вдвое выше (20,2%), чем в сельских школах и районных школах-интернатах (9,2%). Аналогич-
но
ныс данные получены нами и в отношении нарушения рефракции. Так, если среди всех обследованных учащихся было 82,3% эмметропов, 7,2% гиперметропов и 6,3% миопов, то в школах Тбилиси с эмметроп и ческой рефракцией насчитывалось 79,1% детей, с гипер-метропической — 11,9% и миопической —8,9%, а в сельских школах с эмметропической рефракцией — 90,9%, с гиперметропической— 4,5% и с миопической — 4,6%.
Различия в состоянии зрения городских и сельских школьников, несомненно, указывают на роль условий быта в формировании у них рефракции, в частности близорукости.
Из 1331 повторно обследованного учащегося в школах Тбилиси 85 детей, имевших при первичном осмотре миопическую рефракцию, сохранили ее при конечном осмотре. Кроме того, 30 учащихся, имевших при первичном осмотре эмметропическую рефракцию, и 44 — гиперметропическую, приобрели за время учебы миопическую рефракцию. Количество учащихся с миопической рефракцией таким образом увеличилось по сравнению с первичным осмотром почти в 2 раза (11,9% против 6,3%).
Учащение случаев миопической рефракции начинается с младшего школьного возраста, но особенно заметно выражено оно в период от среднего до старшего возраста. Примерно такая же картина выявлена и при динамическом обследовании зрения у учащихся школ-интернатов.
При обследовании школьников в разные возрастные периоды отмечается, что с возрастом происходит уменьшение степени гиперметропической рефракции, переход ее в миопическую, переход эмметропической рефракции в миопическую и увеличение степени миопической рефракции.
Данные обследования свидетельствуют, что различные нарушения зрения у учащихся школ Грузинской ССР обусловлены, очевидно, влиянием как эндогенных, так и экзогенных факторов.
У 1/3 школьников, имевших аномалии рефракции, их родители страдали теми же нарушениями зрения. Так, из 311 учащихся с аномалиями рефракции с неслгягощенной наследственностью оказалось 202 (65%), а с отягощенной — 109 (35%). Среди учащихся с миопической рефракцией отягощенную наследственность имели 44%. Это подтверждает, что наследственность является предрасполагающим моментом в формировании миопической рефракции.
Наши данные свидетельствуют о более частом развитии близорукости у девочек по сравнению с мальчиками. Этот факт, по данным ряда авторов (В. П. Филатов и В. В. Скородинская; И. С. Збандут; Sedan), объясняется большей податливостью соединительной ткани, в частности тканей оболочек глазного яблока, у женщин; здесь же, по нашему мнению, нельзя не отметить воздействия свойственных девочкам бытовых условий.
Для уточнения роли перенесенных в прошлом детских инфекционных заболеваний в нарушении зрения нами собраны сведения о 1946 учащихся школ Тбилиси. Установлено, что на каждого учащегося с эмметропической рефракцией в среднем приходится меньшее число перенесенных инфекционных заболеваний. Число перенесенных в детстве инфекционных заболеваний выше среди учащихся с гиперметропической рефракцией и еще выше среди лиц с миопической рефракцией. Видимо, перенесенные в прошлом детьми инфекционные болезни оказывают известное влияние на формирование рефракции.
Значение климатических условий сказывается при сопоставлении между собой данных о состоянии зрения у детей, обучающихся в школах, расположенных в различных районах Грузин. У учащихся, проживающих в приморской субтропической зоне, а также в высокогорных населенных пунктах (на высоте 1000—2000 м над уровнем моря), относительные показатели рефракции и остроты зрения лучше, чем у детей в остальных населенных пунктах.
Сопоставляя стандартизованные показатели остроты зрения, а также частоту распространения миопической рефракции у детей, обучающихся в городских и сельских школах, мы нашли, что острота зрения у учащихся городских школ в большинстве случаев составляет 0,9, тогда как у учащихся районных и сельских школ она чаще всего достигает 1.
Значение бытовых условий особенно наглядно видно при сопоставлении состояния зрения у учащихся школ и школ-интернатов. По нашим данным, состояние зрения у учащихся большинства школ-интернатов лучше. Очевидно, в этих школах соблюдается более рациональный режим занятий, питания, сна и отдыха, а также строже выполняются гигиенические требования, обеспечивающие нормальные условия внешней среды, в частности освещения. Специально проведенное нами изучение показало, что состояние зрения у учащихся старых школ с неудовлетворительным освещением заметно хуже, чем у учащихся новых школ с вполне удовлетворительным естественным и искусственным освещением.
Определяя устойчивость ясного видения у учащихся с различной рефракцией до и после занятий, мы установили, что учебная нагрузка, как правило, вызывает значительное утомление; при этом меньше утомляются школьники с эмметропической рефракцией, сравнительно больше — с гиперметропической и больше всего — с миопической рефракцией, особенно с высокими ее степенями.
Проведенное нами на территории Грузии массовое изучение состояния зрения учащихся школ дает достаточно полное представление о состоянии зрения у детей школьного возраста в республике и о возможных причинах нарушения его, в частности распространения близорукости.
ЛИТЕРАТУРА
Збандут И. С. В кн.: Материалы 2-го Всероссийск. съезда офтальмологов. М., 1968, с. 382.— Филатов В. П., Скородинская В. В. Офтальмол. ж., 1955, № 1, с. 6.—Sedan S., Ann. Oculist (Paris), 1967, v. 200, p. 163.
Поступила 2/1V 1970 г.
АННОТАЦИИ
УДК 614.7:615.285.7 + 61S.285.7.09В
Л. Г. Б е л о в. К токсиколого-гигиенической оценке гербицида 4-амино-З, 5, 6-трихлор-пиколиновая кислота (тордон-22к) (Саратовский научно-исследовательский институт сельской гигиены)
Экспериментально¿изучен новый гербицид — производное а-пиколина. Среднесмер-тельные дозы его для белых мышей, крыс и кроликов при пероральном введении составили 1,50±0,10, 3,75±0,13 и 2,00±0,20 г/кг соответственно. При повторном ежедневном введении вещества крысам по У10 LDi0 в течение 2 месяцев никаких признаков интоксикации не наблюдалось (судя по динамике веса животных, сумационно-пороговому показателю и картине периферической крови), хотя суммарная доза гербицида составила 5 LDb0. Но определение весовых коэффициентов внутренних органов крыс выявило скрытую интоксикацию: уменьшение весовых коэффициентов сердца (Р=0,05) и селезенки (/>=0,01). При введении препарата по схеме «субхронической токсичности» коэффициент кумуляции для крыс и мышей составил 0,13 (по формуле К- К. Сидорова, 1967). Все это свидетельствует о том, что тордон-22к не обладает кумулятивными свойствами. Установлено, что препарат не действует через кожу и не повреждает глаза и кожу кроликов при 15-дневной аппликации. Обнаружено лишь умеренное раздражающее действие гербицида на слизистую оболочку глаз и органов дыхания. Ингаляционная затравка мышей аэрозолем препарата (динамический режим, экспозиция 80 мин.) при ориентировочной расчетной концентрации калиевой соли 130 мг/л вызвала 33% летальность. Для картины отравления были характерны раздражающее действие на органы дыхания, общее угнетение, ослабление дыхания и мио-тония, как и в острых пероральных опытах. Интересно, что судорожного синдрома у отравленных мышей не наблюдалось. При вскрытии выявлялись такие же изменения, как и при пероральных отравлениях. Ни в однократном (концентрация калиевой соли~ 165 мг/л, экпозиция 4 часа), ни в 15-дневном ингаляционном опыте с крысами достигнуть смертельных или даже, очевидно, токсических концентраций аэрозоля не удалось. Ориентировочные расчетные концентрации калиевой соли 4-амино-З, 5, 6-трихлорпнколиновой кислоты в повторных ингаляциях составляли в среднем ~152± 14 мг/л (от ~90 до —200 мг/л). Состав периферической крови и суммационно-пороговый показатель в течение всего опыта и по окончании его не отличались от данных контрольных животных, но прибавка в весе была намного выше, чем у последних, как отмечалось и при повторных пероральных затравках по VioLD. Расчетная ориентировочная предельно допустимая концентрация препарата составляет 3 мг/м3. Тордон-22к может быть рекомендован для сельскохозяйственных испытаний и дальнейшего экспериментального изучения.
УДК 614.4:[614.8:550*34
В. М. Бойко, К. Ю. Юсупов, А. Г. Кочубей. К вопросу об организации противоэпидемических мероприятий в период ликвидации последствий землетрясения в Ташкенте в 1966 г. (Узбекский научно-исследовательский институт эпидемиологии, микробиологии и инфекционных заболеваний)
Землетрясение в Ташкенте ухудшило привычные санитарно-гигиенические условия значительной части населения этого города, что создавало реальные предпосылки для резкого осложнения эпидемической обстановки. Объединенный противоэпидемический штаб, наделенный широкими полномочиями, обеспечил четкое, целенаправленное руководство и координацию сил и средств медицинских учреждений города и республики в проведении