температуре воздуха —15° и ниже) без выполнения физической работы до одного часа и предусмотреть в помещениях отдыха специальные устройства для обогрева ног.
ЛИТЕРАТУРА
Андреева К. К., Малышева А. Е„ Репин Г. Н. Гиг. труда и проф. заболевания, 1958, № 5, стр. 25.— Кедров Л. В. В кн.: Научно-исследов. труды Цент-ральн. научн-исслед. нн-та кожев.-обувной пром-сти. Сб. 28, 1957, стр. 60.
Поступила 23/IV 1959 г.
HYGIENIC ASSESSMENT OF NEW MODELS OF HEAT-INSULATED FOOTGEAR FOR WORKERS ENGAGED AT REFRIGERATOR PLANTS
Т. T. Karpunina, L. V. Kedrov, G. N. Repin, N. M. Shibanov
Four new models of heat-insulated footgear have been tested for the use by workers at cold storage plants. The tests were carried out at atemperature of— 16 to — 20°C. for И/2 to 2 hrs with the workers under observation both at rest and while performing definite tasks, as well as through out the entire period of the trial-usage of the footgear.
The one type of the models tested possessing the highest heatproof and other advantegious hygienic properties has been recommended as special footgear for a number of vocational groups engaged at refrigerator plants. By comparing the results of physiological reactions occurring in men with the summary thermal resístanse of the footgear, it will by possible to estimate beforehand the thermoisolating properties of the footgear by taking account of the features specific for each one of the occupational groups working in the cold.
Ъ -tr
МАТЕРИАЛЫ К ВОПРОСУ О РАЗВИТИИ БЛИЗОРУКОСТИ В ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
Е. М. Белостоцкая
Из Московского научно-исследовательского института санитарии и гигиены имени Ф. Ф. Эрисмана Министерства здравоохранения РСФСР
Вопросы, связанные с изучением зрения школьников, являются предметом больших серьезных исследований уже на протяжении длительного периода. Начиная с XIX века передовые врачи-гигиенисты и ■офтальмологи много занимались вопросом школьной близорукости, проводя массовые исследования зрения учащихся во время обучения в школе. В последние годы вновь проводились массовые исследования зрения школьников.
Большой интерес к проблеме охраны зрения именно в школьном возрасте не случаен. Он объясняется тем, что в этом возрасте появляется и с годами все увеличивается зрительная работа, сочетающаяся к тому же с периодом роста и развития зрительного анализатора.
Обширный литературный материал указывает на то, что на разных этапах наряду с изменением абсолютного числа учащихся, страдающих близорукостью, все исследователи устанавливают общую закономер-^ ность — увеличение числа близоруких по мере перехода от младших классов к старшим, сопровождающееся увеличением степени близорукости. Эта закономерность подтверждена и нами при обследовании зрения 3905 учащихся разных классов. Полученные данные заставляют думать о большом значении возрастных особенностей.
При этом в возрасте 7, 8 и даже 9 лет гиперметропическая рефракция встречается чаще, чем миопическая. Это совпадает с литературными данными, указывающими на то, что у большинства новорожденных рефракция дальнозоркая (А. М. Дащевский, С. П. Шмуль и др.) и, следо-
¿<А иг?1 юА
Е мм
'.о* гр*
V К 3.0*
1.0 н 2.0*
0.8 гол
06 £ мм
04 юл м ' л 20'
02
8 9 10 1/лет возраст а
-/ -
02
К 30* * 20' 10' Емм
«й 2 О4 ■
8 9 10 и лег Возраст 3
■2 -
1.0 08 0.6 01 02
й
3.0' н20' >0' £ мм 1.0'
м
20"
,2 ■
г —1
8 9 10 и лег Возраст в
8 9 10 и ле' Возраст г
вательно, для дошкольного возраста она является в какой-то мере физиологической. В школьном возрасте, когда появляется постоянная зрительная работа, дальнозоркость может перейти в эмметропию или в близорукость. Это и происходит. Но нередко в возрасте 7—9 лет
гиперметропия переходит в эмметропию, т. е. происходит улучшение зрения, а в более ов старшем возрасте происхо-06 дит дальнейшее усиление рефракции и, начиная с 10 лет, близорукая рефракция уже преобладает над дальнозоркой. Это хорошо видно из приведенных кривых, характеризующих индивидуальные изменения остроты зрения и рефракции за ряд лет. На представленных кривых сплошная линия обозначает рефракцию, а пунктирная — остроту зрения. На горизонтальной оси проставлен возраст, в котором производи-Рис. 1. Изменение рефракции и остроты зрения лось исследование зрения, за 5 лет обучения в школе (а, б, в, г—индиви- а на вертикальной — справа дуальные кривые). рефракция. Емм (эмметро-
/- рефракция; 2 - острота зрения. ПИЧеСКЗЯ, НОрМЗЛЬНая); М
(миопическая, близорукая) и Н (гиперметропическая, дальнозоркая); слева — показатель остроты зрения.
Как видно из приведенных кривых (рис. 1, а, б, в), на которых показаны изменения остроты зрения и рефракции у учащихся (с 1-го по 4-й класс), нередко ко 2-му году обучения дальнозоркая рефракция переходит в эмметропи-ческую или степень дальнозоркости понижается, чтс обычно сопровождается повышением остроты зрения. Как мы уже отмечали имеет место улучшение зрения. Значительно реже в этом возрасте дальнозоркая рефракция переходит (рис. 1,г) в близорукую и острота зрения остается ниже нормы.
В более старшем возрасте (рис. 2, а, б) наблюдается превращение эмметропической рефракции в близорукую, нередко увеличение степени близорукости и уменьшение остроты зрения. В этом возрасте улучшения зрения не наблюдается.
Следовательно, задача заключается в том, чтобы задержать возрастное развитие рефракции на эмметропической и предотвратить ее превращение в близорукую. В младшем школьном возрасте Это вполне достижимо, на что и указывают приведенные индивидуальные изменения.
И 12 !3 и 15 16 17лет Возраст а
V ¡г и и, 15 >6 Олег
Возраст в
Рис. 2. Изменение рефракции и остроты зрения за 7 лет обучения в школе (а, б — индивидуальные кривые). 1 — рефракция: 2 — острота зрения.
Возможность целенаправленного профилактического воздействия на возрастное развитие рефракции определяется тем, что при всем значении биологических факторов, в частности возрастного, решающую роль играют факторы внешней среды. Это подчеркивается тем, что при сохранении общей возрастной закономерности, она по-разному проявляется в зависимости от ряда условий.
В этом плане показательными являются наши данные, характеризующие зрение свыше 7000 школьников, проживающих в разных бытовых и климатических условиях. Они в известной степени повторяют данные, имеющиеся уже в литературе, но собранные по единой методике, они более сравнимы между собой.
Наиболее ярко о влиянии широкого комплекса разнообразных внешних воздействий свидетельствуют наши данные о рефракции у учащихся первых классов за 7 лет приема в школу, с 1950 по 1965 г. Как они показывают, начиная с 1952/53 учебного года зрение школьников резко улучшилось и продолжало улучшаться в последующие годы. Это находит свое объяснение в том, что учащиеся первых классов 1950/51 и 1951/52 учебных годов родились в годы Великой Отечественной войны (1942—1944) и, совершенно естественно, подвергались воздействию ряда связанных с ней неблагоприятных факторов. Начиная с 1952/53 учебного года учащиеся первых классов родились уже в послевоенные годы и были свободны от этих неблагоприятных факторов (табл. 1).
Таблица 1
Состояние рефракции и остроты зрения у учащихся первых классов, родившихся в 1942—1944 и 1945—1948 гг.
рефракции Рефракция Острота зрения
1942—1944 гг. 1945—1948 гг. показатели остроты зрения ¡442—1944 гг. 1945—1948 гг.
число О' /о число % число % число %
Эмметропия 52 57,1 429 77,8 1,0 и выше 46 49,4 416 75,1
Дальнозоркость 19 20,9 85 15,4 0,9—0,6 30 32,3 79 14,3
Близорукость . . . 20 22,0 38 6,8 0.5 и ниже 17 18,3 59 10,6
Всего . • . 91 100,0 552 100,0 93 100,0 554 100,0
И действительно, не только у учащихся первых классов, но и у учащихся остальных классов (с 1-го по 10-й) одной и той же школы при повторном осмотре через 7 лет было установлено заметное улучшение зрения.
Улучшение состояния здоровья и в том числе зрения детей объясняется существенными изменениями, произошедшими за эти годы в жизни советских людей. Значительно улучшилось материальное благосостояние населения. В первую очередь это привело к улучшению питания детей, что является основой для укрепления их здоровья. Но улучшилось не только питание. Резко изменился общий уклад жизни. Наладился и постепенно нормализовался ритм жизни детей, что опять-таки очень важно для их общего самочувствия, состояния нервной системы, правильного общего и физического развития. Этому способствовало повышение культурно-бытового уровня в стране, в том числе расширение и улучшение детских учреждений. Лучше стали гигиенические условия занятий не только в школе, но и дома. Известное значение, очевидно, имело и улучшение медицинского обслуживания школьников, проведение профилактических и широких оздоровительных мероприятий для детей.
4Г
Перечень условий, естественно, может быть расширен, но и сказанного достаточно, чтобы увидеть, насколько широк и разнообразен круг условий среды, изменившихся за указанный период. Каждое из них в отдельности, сочетание ряда из них, наконец, все вместе могут привести к улучшению зрения детей.
Некоторые интересные факты для объяснения причин зрительных расстройств в школьном возрасте добавляют наши исследования состояния зрения школьников Норильска (Заполярье).
Норильск имеет особый световой режим, весьма отличающийся от режима средней полосы и характеризующийся неравномерным как по длительности, так и по интенсивности распределением инсоляции в течение года. С 30 ноября по 14 января (46 дней) в Норильске полярная ночь, а с 20 мая по 25 июля (61 день) «белые ночи» и полярный день. В период полярного дня и «белых ночей» интенсивность инсоляции очень велика, и к тому же благодаря снеговому покрову на протяжении ряда месяцев в Норильске высокое альбедо. По данным Б. В. Рихтера, альбедо в Норильске за 4 месяца (январь — апрель) в среднем составляет 68°/о, т. е. значительно выше, чем в средней полосе за те же месяцы (в Москве альбедо равно 47°/о).
Нами в Норильске обследовано 2262 школьника в возрасте от 8 до 18 лет. Было изучено состояние здоровья и физическое развитие этих же школьников. Большая часть учащихся (64,4%) всех обследованных прожила в Норильске больше 5 лет, а 34,3% из них родились и всю жизнь прожили в Норильске.
У школьников Норильска выявилась общеизвестная закономерность— увеличение количества учащихся с близорукой рефракцией от младших классов к старшим. Однако по сравнению со школьниками Москвы в изменении зрения у школьников Норильска имеются свои особенности. Так, уже в младшем школьном возрасте процент близоруких учащихся очень высок и составляет 15,8 (в Москве—10,8), а у 11-летних школьников доходит до 25,4.
У 29% учащихся среднего школьного возраста (12—14 лет) продолжается значительный рост близорукости (в Москве — 22,6°/о). При этом среди учащихся, живущих в Норильске свыше 5 лет, процент близоруких больше по сравнению с живущими в Норильске меньше 5 лет. Особенно плохое состояние зрения у родившихся в Норильске.
Зависимость от длительности проживания в Норильске еще больше проявляется в остроте зрения. Учащиеся с нормальной остротой зрения среди проживающих в Норильске меньше 5 лет составляют 51,7%, а среди проживающих больше 5 лет — 41,6%, в том числе среди родившихся в Норильске — 34,4%. При этом большая степень понижения остроты зрения (Vis 0,5 и ниже) также значительно чаще встречается среди длительно живущих и родившихся в Норильске. Такой характер состояния зрения у школьников этой группы можно в известной степени поставить в связь с неблагоприятным световым режимом.
Более частые и более значительные нарушения зрения у школьников Норильска связаны и с особенностями их состояния здоровья. В Норильске мы выявили большую группу школьников с пониженным питанием, анемией, авитаминозами, что связано с климатическими особенностями Заполярья. Среди школьников этой группы мы обнаружили и больший процент близорукости учащихся (табл. 2).
Разница в частоте близорукости в группе школьников с отклонениями в состоянии здоровья и здоровыми статистически достоверна.
Очевидно, в Заполярье действует комплекс факторов, который оказывает неблагоприятное влияние на зрительный анализатор как непосредственно, так и через другие органы и системы. Есть основание полагать, что среди этих факторов значительное место принадлежит состоянию здоровья учащихся, вследствие ультрафиолетовой недостаточности.
Таблица 2
Рефракция Здоровые С отклонениями в состоянии здоровья Всего
число % число % число %
Эмметропия........ 853 69,2 268 66,5 1121 68,4
Близорукость....... 251 20,3 103 25,5 354 21,8
Дальнозоркость...... 130 10,5 32 8,0 162 9.8
Всего. . . 1234 100,0 403 100,0 1637 100,0
Таким образом, видно, что природные условия местности, определяющие условия жизни, могут существенно влиять на зрение детей. Для подтверждения этого положения мы изучали зрение учащихся Ставропольского края, отличающегося благоприятными природными и климатическими условиями, в какой-то степени прямо противоположными условиям Заполярья. Как и следовало ожидать, при сохранении все той же возрастной закономерности число близоруких школьников в Ставрополе меньше. Более того, острота зрения и рефракция детей тем лучше, чем дольше они прожили в Ставрополье, где на протяжении длительного времени дети подвергаются солнечному облучению, пища богата свежими овощами и т. д.
Таким образом, разные условия жизни — бытовые, природные — сказываются на зрении детей.
При этом возрастные закономерности сохраняются независимо от условий. Это указывает на определенное значение биологических факторов, но они по-разному проявляются в конкретных условиях; в более благоприятных — слабее (Москва, Ставропольский край), в менее благоприятных— резче (Норильск). Это в свою очередь указывает на решающее значение влияния внешних условий и на возможность активной профилактики зрительных расстройств.
Поэтому полностью признавая большую роль специфической профилактики близорукости, понимая под ней оптимальные условия зрительной работы, следует помнить, что наряду с ней необходимо проводить профилактику неспецифическую, в плане широких социально-гигиенических мероприятий.
ЛИТЕРАТУРА
Адамюк Е. Вести, офтальмол., 1886. т. 3, № 4—5, стр. 269; № 6, стр. 429.— Белостоикая Е. М. Информ. бюлл. Московск. научно-исслед. ии-та сан. и гиг. им. Эрисмана, 1958, № 22, стр. 35.— Дашевский А. И. Новые методы изучения оптической системы глаза и развития его рефракции. Киев, 1956. — Шмуль С. Вопросы роста глаза в связи с происхождением его рефракции. Автореф. дисс. канд. Днепропетровск, 1954. — Erisman F. В кн.: М. Pettenkofer, Н. Zimssen. Handbuch der Hygiene und der Gewerbekrankheiten. Leipzig, 1882, Bd. 2, Abt. 2, S. 1. — Bucklers M., Brit. J. Ophth., 1953, v. 37, p. 587.
Поступила 26/111 1959 r.
DATA ON THE DEVELOPMENT OF MYOPIA IN CHILDREN OF SCHOOL AGE
E. M. Belostotzkaya, candidate of medical sciences
The refractivity and acuity of vision have been tested systematically in children of primary grades of one school for seven years (from 1950/51 till 1956/57). Besides the vision has been studied in pupils of other classes at the same school, in children of several country schools and in those living in the subarctic zone (Norilsk). The data obtained indicate that the number of school children suffering from defects of vision, especially with myopia, is connected with a variety of social and climatic con-ditons. With improvement of material welfare the incidence of myopia decreased. Thus myopia in school age is a social and hygienic problem. To prevent it account should be taken of many factors connected with living conditions of school children.
Ъ -йг -йг