Научная статья на тему 'ВОПРОСЫ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРОФИЛАКТИКИ НАРУШЕНИЯ ЗРЕНИЯ У УЧАЩИХСЯ КЛАССОВ "ОХРАНЫ ЗРЕНИЯ": МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛ'

ВОПРОСЫ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРОФИЛАКТИКИ НАРУШЕНИЯ ЗРЕНИЯ У УЧАЩИХСЯ КЛАССОВ "ОХРАНЫ ЗРЕНИЯ": МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
229
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Генкина Сима Григорьевна

В работе доказана необходимость продолжения обучения выпускников детских садов, реализующих адаптированную образовательную программу для детей с нарушением зрения, в условиях специально организованного школьного обучения в классах «Охраны зрения». Обсуждаются вопросы профилактики нарушений зрения, создания образовательной и предметноразвивающей среды обучения данного контингента учащихся. Подчеркивается важность использования информационно-компьютерных технологий в работе педагога. Раскрыт механизм интеграции учебной, внеурочной и коррекционно-развивающей деятельности. Даны рекомендации педагогам и родителям по социально-психологическому сопровождению ребенка с нарушением зрения в условиях семейного воспитания и в школьном обучении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

QUESTIONS OF PSYCHOLOGY AND PEDAGOGICAL PREVENTION OF VIOLATION OF SIGHT AT PUPILS OF CLASSES OF "SIGHT PROTECTION": METHODICAL RECOMMENDATIONS FOR TEACHERS OF COMPREHENSIVE SCHOOLS

In work need of continuation of training of graduates of the kindergartens realizing the adapted educational program for children with sight violation in the conditions of specially organized school training in classes of “Sight protection” is proved. Questions of prevention of violations of sight, creation educational and the subject developing environment of training of this contingent of pupils are discussed. Importance of use of information and computer technologies in work of the teacher is emphasized. The mechanism of integration educational, extracurricular and the correctional developing activities is opened. Recommendations to teachers and parents on social psychologically escort of the child with violation of sight in the conditions of family education and in school training are made.

Текст научной работы на тему «ВОПРОСЫ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРОФИЛАКТИКИ НАРУШЕНИЯ ЗРЕНИЯ У УЧАЩИХСЯ КЛАССОВ "ОХРАНЫ ЗРЕНИЯ": МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛ»

УДК 373.1+376.352

С. Г. Генкина

ВОПРОСЫ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРОФИЛАКТИКИ НАРУШЕНИЯ ЗРЕНИЯ У УЧАЩИХСЯ

КЛАССОВ «ОХРАНЫ ЗРЕНИЯ»: МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛ

Введение. В Санкт-Петербурге классы «Охраны зрения» были созданы в 1993 году по решению научно-методического совета при Комитете по образованию.

Этому предшествовала многоэтапная предварительная работа:

• создание классов для детей с функциональным слабовидением;

• разработка основных методов работы;

• создание типового положения для подобных учреждений;

• расширение опыта на другие образовательные учреждения;

• рганизация городского эксперимента на базе детских садов, реализующих образовательную программу для детей с нарушением зрения.

Не менее важной задачей было включение классов «Охраны зрения» в программу развития системы образования. Цель организа-

1 Настоящая публикация отражает многолетний опыт автора по разработке методического обеспечения функционирования классов «Охраны зрения» (примеч. ред.).

ции классов «Охраны зрения» — создание условий для непрерывного обучения, воспитания и охраны зрения обучающихся. Для достижения поставленной цели было необходимо обеспечить медико-психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса, что включало:

• проведение диагностических мероприятий и контрольных срезов для определения динамики развития зрения, коррекции, компенсации его недостатков;

• организация образовательного процесса с учетом характера и тяжести нарушения зрения у детей;

• создание щадящего режима в образовательном процессе (соблюдение санитарно-гигиенических норм, дозировка зрительной нагрузки, использование специальных методов и средств обучения);

• обеспечение необходимого офтальмологического сопровождения с последующим анализом динамики развития зрения;

осуществление коррекци-онно-развивающей работы посредством систематического проведения коррекционных занятий по развитию зрительного восприятия, речи, познавательной деятельности, двигательной сферы.

Для фиксации результатов динамики развития зрительных функций у учащихся классов «Охраны зрения» нами была разработана форма медицинского паспорта класса. Выделены параметры, характеризующие состояние зрительных функций и определены временные промежутки проведения диагностики (начало, середина и конец учебного года).

Инклюзивное обучение, как одна из альтернативных форм дает свободу выбора между специализированным и общим образованием, что отвечает принципам гуманности и демократичности системы образования в целом. При осуществлении идеи инклюзивного образования в классах «Охраны зрения» важно знать те трудности и проблемы, с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения, обучаясь в общеобразовательных школах. Прежде всего, — это трудности психологического характера — дискомфорт, возникающий иногда при общении с нормально видящими школьниками, трудности в учебе (трудности при выполнении заданий практического характера, при чтении с до-

ски, при наблюдении демонстрируемых предметов издалека). Встречаются и случаи педагогической нетактичности. Все это вызвало необходимость создания классов «Охраны зрения» различных видов.

Сегодня в Санкт-Петербурге апробированы следующие модели:

1. Классы «Охраны зрения» при общеобразовательных школах.

2. Аналогичные классы при специализированных школах 4 вида.

3. Детский сад — начальная школа.

На комиссиях по набору в классы «Охраны зрения» проводятся следующие мероприятия:

1) офтальмологический осмотр с определением эргономически значимых функций зрения: остроты зрения при необходимости, поля зрения, цветоощущения и характера зрения;

2) формирование классов с учетом состояния функции зрения, характера общей и глазной патологии, сопутствующих заболеваний для создания равнозначных по функциональным возможностям учащихся.

В зависимости от характера патологии все учащиеся условно разделяются на 4 группы (категории):

1-я категория — дальнозоркость, дальнозоркий астигматизм с ам-блиопией и без нее.

2-я категория — дальнозоркость и дальнозоркий астигматизм с ам-блиопией расстройства биноку-

лярного зрения, содружественное косоглазие.

3-я категория — близорукость, близорукий астигматизм, спазм аккомодации.

4-я категория — заболевание зрительно-нервного аппарата. Это наиболее тяжелая патология с сомнительным или неблагоприятным прогнозом. Сюда относятся заболевания сетчаткой и сосудистых оболочек, зрительного нерва, глаукома, ретинопатия при недоношенности и др. Учащиеся с такой патологией требуют особого внимания медицинского и педагогического персонала.

Подавляющее большинство в классах «Охраны зрения» составляют учащиеся с рефракционными нарушениями, функциональными расстройствами органа зрения (1—3 категории). При размещении учащихся в классе мы руководствуемся состоянием остроты зрения, используя принципы, чем ниже острота зрения в очках для дали, тем ближе должен располагаться ребенок к столу педагога и доске. Привилегией в этом вопросе пользуются школьники с патологией 4 категории.

Для учащихся с косоглазием (2-й категории) независимо от остроты зрения предпочтительным является средний ряд парт. В зависимости от характера зрение может быть:

1) бинокулярным, когда оба глаза, участвуя в акте зрения, обеспе-

чивают объемное восприятие окружающих предметов.

2) одновременным при отсутствии снятия изображения, воспринимаемых каждым глазом;

3) монокулярным, когда худший глаз не принимает участие в фиксации предмета.

Классы «Охраны зрения» должны быть оборудованы одноместными партами. Тип освещенности — общий смешанный (естественный + искусственный в случае ее недостаточности).

Требования к освещенности:

А) достаточный уровень (500 Люкс на рабочей поверхности парты).

Б) равномерное распределение яркости (отсутствие слепящего источника и теней в поле зрения).

Для учащихся 1-й категории на уроках труда и физкультуры, как правило, ограничений не должно быть, за исключением противопоказаний со стороны общего состояния.

Поскольку у детей с отсутствием бинокулярного зрения и косоглазием (2-я категория) нередко бывают нарушения объемного восприятия, на уроках физкультуры им не рекомендовались упражнения на снарядах, требующей пространственной оценки типа «конь», «трапеция» во избежание промахов, чреватых травматизмом.

Дети с близорукостью (3-я категория), если степень ее выше 3.0 диоптрии при остроте зрения

с коррекцией типа 0.5 на уроках физкультуры должны заниматься по подготовленной программе, а при близорукости выше 6.0 диоптрий при любой остроте зрения — по специальной.

Значительная зрительная нагрузка в первые школьные годы в условиях массовой школы, невозможность продолжить и закрепить лечебные мероприятия, начатые в специализированном детском саду у детей с нарушениями бинокулярного зрения и амблиопией, вызвали необходимость создания классов охраны зрения. Возможности овладения учебной программой в условиях малой наполняемости класса возрастают. Обучение сочетается с рядом лечебных процедур. Постоянный контроль позволяет своевременно менять и тактику в зависимости от достигнутых результатов. Немаловажное значение имеет и психологический фактор. Очки и окклюдоры, которыми ребенок пользуется в лечебных целях, зачастую служат в обычных классах поводом для насмешек, являющихся источником душевных травм.

Учитель класса «Охраны зрения» должен овладеть необходимым объемом знаний в области анатомии, физиологии и патологии органа зрения, а также освоить основы мероприятий и гигиены зрительной работы учащихся.

Анатомия, физиология органа зрения. Орган зрения человека со-

стоит из двух относительно автономных половин, работа которых строго согласована.

Глазное яблоко (глаз) представляет собой шарообразное тело, стенки которого состоят из прилежащих одна к другой оболочек. Самая плотная наружная оболочка — склера (непрозрачная ткань белого цвета). Спереди в склеру подобно часовому стеклу «вставлена» выпуклая прозрачная пластинка — роговица. Это первая прозрачная среда глаза на пути лучей света к сетчатке. Сила светопреломления роговицы составляет две трети всей преломляющей силы глаза. Остальная треть приходится на хрусталик, располагающийся внутри глаза, за радужной оболочкой напротив отверстия в ней, называемого зрачком. У детей хрусталик представляет собой густую прозрачную, студенистую массу, заключенную в прозрачную капсулу. Благодаря работе специальной мышцы хрусталик рефлекторно меняет свою выпуклость, увеличивая преломляющую силу глаза, яи настраивая его на видение близко расположенных предметов. Этот процесс носит название аккомодация. С возрастом вещество хрусталика твердеет, теряет эластичность и кривизну, что приводит к снижению аккомодации и невозможности хорошо видеть вблизи.

Количество света, попадающего в глаз, рефлекторно регулируется шириной зрачка. Он суживается

при увеличении освещенности и расширяется при уменьшении.

Оболочка, выстилающая глазное яблоко изнутри, представляет собой сложно устроенную светочувствительную сетчатку. Под воздействием световых раздражителей в сетчатке происходит сложные фотохимические процессы, трансформирующиеся в нервное возбуждение, передающееся по зрительному нерву и зрительным путям в корковый центр зрения, располагающийся в затылочной части коры головного мозга. В коре головного мозга происходит процесс переработки возбуждения, в результате которого рождается зрительное ощущение, то есть возникает зрительный образ объективного мира.

Главная масса световосприни-мающих клеток сосредоточена в центральной области сетчатки, располагающейся напротив зрачка, называемой жёлтым пятном с центральной ямкой. Это очень важная в функциональном смысле область обуславливает остроту зрения (центральное зрение). С помощью остальной поверхности сетчатки происходит восприятие окружающего пространства при фиксированном взгляде {поле зрения).

Мерилом остроты зрения служит угол, под которым виден предмет или его деталь. Чем этот угол меньше, тем выше острота зрения. У большинства здоровых людей угол зрения равен одной угловой

минуте. Острота зрения при такой величине угла принята за норму и выражается относительным числом 1,0.

Таким образом, глаз человека представляет собой своеобразную оптическую камеру, в которой можно выделить светочувствительный экран (сетчатку) и свето-проводящие среды (роговица, хрусталик, стекловидное тело). Прозрачная роговица и хрусталик, пропуская свет, преломляют его лучи и собирают в сходящийся пучок, направляя его в область центральной ямки жёлтого пятна.

Соотношение центральной ямки жёлтого пятна и фокуса, преломлённых глазом лучей, определяют клиническую рефракцию глаза.

Здесь возможны 3 варианта:

1. Фокус лучей совмещён с центральной ямкой. Это нормальная, соразмерная рефракция — эмме-тропия. Острота зрения равна 1,0.

2. Если преломление глаза сильнее нормы или глазное яблоко увеличено, лучи фокусируются до сетчатки, а в область центральной ямки попадают уже рассеянными, снижая остроту зрения. Это близорукость или миопия. Острота зрения при ней всегда ниже 1,0. Помочь могут рассеивающие оптические линзы (линзы — «минус»). Они отодвигают фокус кзади, совмещая его с центральной ямкой. В дошкольном возрасте близорукость встречается редко. Это генетически обусловленная врождён-

ная близорукость или близорукость вследствие других врождённых заболеваний глаз. Чаще всего близорукость возникает в школьные годы.

3. Если преломляющая сила глаза слабая и глазное яблоко маленькое, лучи не успевают сфокусироваться на сетчатке, они фокусируются как бы за сетчаткой. Такой вид рефракции называется дальнозоркостью или гиперметропией.

У большинства детей первых лет жизни вследствие малого размера глазного яблока наблюдается дальнозоркость. Но с помощью увеличения выпуклости хрусталика (аккомодации) глазу удается усилить преломление и совместить фокус с сетчаткой. Если силы аккомодации хватает, острота зрения достигает 1,0, если нет — острота зрения менее 1,0. Увеличить остроту зрения позволяют собирательные линзы («плюс»), С ростом глазного яблока у большинства детей дальнозоркость переходит в нормальное зрение.

Таким образом, люди с соразмерной (нормальной) рефракцией хорошо видят вдаль, вблизи пользуются аккомодацией. Люди с дальнозоркостью пользуются аккомодацией постоянно. Близорукие аккомодацией пользуются изредка.

Если оптическая система глаза не имеет правильной сферической формы, говорят об астигматизме. Это сочетание в одном глазу двух

видов рефракции или разных степеней одной и той же рефракции. В астигматичном глазу лучи в разных меридианах преломляются по-разному. Особенность видения при астигматизме заключается в том, что линии разной ориентации имеют неодинаковую чёткость. Исправляется этот дефект с помощью специальных цилиндрических линз.

Условную линию, соединяющую рассматриваемый предмет с центральной ямкой сетчатки, называют зрительной осью, а способность направлять одновременно на предмет зрительные оси обоих глаз — конвергенцией.

Чем ближе предмет, тем сильнее должно быть схождение зрительных осей обоих глаз. Это осуществляется с помощью глазодвигательных мышц, основной задачей которых является удержать глаза в положении, при котором изображения рассматриваемого объекта расположится в области центральной ямки обоих глаз. Слияние изображений от каждого глаза в один зрительный обр аз-фузию лежит в основе бинокулярного зрения (зрение двумя глазами). При бинокулярном восприятии острота зрения выше и поле зрения шире, чем при зрении одним глазом {монокулярном). Монокулярное зрение не позволяет точно оценивать взаимоположение предметов в пространстве по глубине. Одновременное зрение — зрение, когда

зрительным центром воспринимаются импульсы от обоих глаз одновременно, но слияние (фузии) не происходит. Для описания трёхмерного зрительного восприятия применяют термины: глубинное зрение, стереоскопическое зрение, пространственное зрение. Стереоскопическое зрение свойственно только бинокулярному зрению. Глубинное и пространственное зрение возможно и при монокулярном, и одновременном зрении. Оценка глубины пространственного расположения предметов происходит здесь за счёт вторичных факторов — распределения светотеней, пересечения контуров и т. д.

Расстройства бинокулярного зрения. Содружественное косоглазие. Амблиопия. Лечебные мероприятия. Бинокулярное зрение формируется с 3—4 месячного возраста разницы в преломляющей способности глаз. Развитие и совершенствование его продолжается на протяжении и первых лет школьного периода.

Для бинокулярного зрения необходим ряд условий:

1) острота зрения обоих глаз не менее 0,3—0,4;

2) правильное положение глазных яблок (отсутствие косоглазия);

3) равный размер изображений на сетчатках обоих глаз (отсутствие разницы в преломляющей способности обоих глаз);

4)наличие способности к слиянию двух изображений (фузии).

Под влиянием неблагоприятных условий высокая и точная согласованность деятельности обеих половин органа зрения может не сформироваться или нарушиться, что приводит к расстройству бинокулярного зрения, а в ряде случаев и к содружественному косоглазию, характеризующемуся постоянным или периодическими отклонениями одного из глаз от совместной точки фиксации. Подвижность глаз во всех направлениях при этом свободна в отличие от паралитического косоглазия, являющегося результатом заболеваний нервной системы. При содружественном косоглазии косит один глаз и оба по очереди (перемежающееся косоглазие). В основе содружественного косоглазия лежат многие патологические процессы (заболевания центральной нервной системы, травмы, детские инфекции, снижение зрения вследствие расстройств рефракции). Сходящееся косоглазие (глаз косит в сторону носа) встречается чаще, чем расходящееся, и в 80% сочетается с дальнозоркой рефракцией. Принято считать, что некорригированная дальнозоркость является фактором, способствующим возникновению сходящегося косоглазия. Расходящиеся косоглазие чаще встречается при близорукости.

При косоглазии зрительная ось одного глаза отклоняется от совместной точки фиксации. В таком случае изображения объекта

падают на неидентичные точки сетчаток одного или другого глаза, становятся несовместимыми, появляется двоение {диплопия). Чтобы избавиться от двоения, организм подавляет восприятие изображения с отключённого глаза. Острота зрения отключённого глаза понижается, возникает ам-блиопия. Этим термином обозначают понижение зрения, которое не имеет видимой анатомической основы и носит функциональный характер.

Амблиопия может быть без косоглазия при некорригированных расстройствах рефракции (дальнозоркости, близорукости, астигматизме). Причиной возникновения амблиопии в этом случае является постоянное проецирование на сетчатку неясного изображения предметов. Развивается амблиопия и при разной степени рефракции обоих глаз, в результате чего наблюдается неодинаковая величина изображений на сетчатке обоих глаз. Это препятствует слиянию изображений. И, наконец, амблиопия может возникнуть при снижении остроты зрения в результате помутнения оптических сред глаза (бельмо роговицы, катаракта).

Амблиопия может быть слабой степени (острота зрения амблио-пичного глаза 0,8—0,4), средней степени (0,1—0,05) и очень высокой (0,04 и ниже).

Амблиопия носит обратимый характер в случае своевременного

и планомерного лечения. Это длительный и трудоёмкий процесс, требующий постоянного контроля и закрепления результатов. Лечение расстройства бинокулярного зрения и амблиопии с косоглазием или без него начинается в дошкольном возрасте и продолжается в первые школьные годы в классе «Охраны зрения».

Нарушения зрительных функций у детей с функциональными нарушениями зрения приводят не только к снижению работоспособности органа зрения, но и к изменениям восприятия: уменьшению объема, замедлению темпа, сокращению содержания, к неточности, ошибочным версиям и т. д. Компенсация этих дефектов зрительного восприятия с помощью оптической коррекции не достигается, так как они связаны с патологией ре-цепторного (воспринимающего) и нервного аппаратов органа зрения.

С целью компенсации нарушения зрительного восприятия и повышения зрительной работоспособности в учебном процессе рекомендуется:

1. Создание индивидуального освещения рабочих мест. Гигиенические требования к освещению: достаточный уровень освещенности, равномерное распределение яркости в поле зрения, отсутствие слепящего действия от источников света, отсутствие резких теней в поле зрения. Общая освещенность помещения должна быть

1000 люкс, на рабочем столе ребенка — 400—500 люкс. Для лучших условий зрительной работы в учебных помещениях парты и столы устанавливают так, чтобы свет слева и расстояние от глаз до рассматриваемого объекта было в пределах 30-40 см.

2. Важным элементом профилактики зрительного утомления при близорукости является правильное положение тела (посадка) учащегося во время занятий. Сидеть надо так; спина прямая, голова слегка наклонена, плечи на одном уровне, поясница опирается на спинку стула. Между грудью и краем стола должно быть небольшое расстояние.

3. Создание специальных учебников увеличенным до 100% контрастом изображений. Отрицательный контраст предпочтительнее, дети лучше различают черные объекты на белом фоне, чем белые на черном. Что касается сложности фона, фон должен быть разгружен от лишних деталей, не входящих в замысел задания, иначе возникают трудности в опознании объекта и его качеств в соответствии с заданием. Дети также лучше воспринимают заполненные фигуры по сравнению с контурными.

4. Создание цветных наглядных пособий, усиленными насыщенностью и яркостью цветовых тонов. В цветовой гамме желательно использовать желто-красно-оранжевые и зеленые тона. Насыщенность цвета — до 0,8—1,0.

5. Создание технических средств, усиливающих остроту зрения.

6. У детей с ослабленной аккомодацией, жалобами на астенопи-ческие явления (усталость глаз) проводятся упражнения, направленные на тренировку цилиарной мышцы. В течение года проводятся три курса тренировочных занятий. Каждый курс включает 30 ежедневных занятий. Интервалы между курсами составляют 2,2—3 месяца. Занятия проводятся в условиях глазного кабинета подготовленными медработниками.

7. Одним из основных аспектов лечебно-профилактической работы является назначение очков и других оптических средств коррекции зрения. Педагоги и воспитатели должны следить за тем, чтобы дети пользовались очками так, как это рекомендует врач. Учителя и воспитатели должны строго следить за правильным ношением очков. Кроме того, им следует приучать детей к тому, чтобы они содержали свои очки в чистоте и исправности.

Дети с высокой близорукостью, частичными атрофиями зрительного нерва, дистрофиями сетчатки и т. д. с целью стабилизации процесса и профилактики его прогрессировать нуждаются в проведении систематического осмотра и медикаментозного лечения.

Дети с функциональными нарушениями зрения, имеющие различные виды амблиопии, нужда-

ются в плеоптическом лечении. Плеоптическое лечение включает заклейку лучшего глаза, засветы, направленные на стимуляцию сетчатки, различные упражнения по тренировке амблиопичного глаза, по различению мелких деталей предметов (перерисовывание картинок, чтение мелкого шрифта, раскрашивание мелких рисунков и т. д.). По мере тренировки зрения упражнения все больше усложняются, вместе с тем уменьшаются рассматриваемые объекты.

Некоторым из них с целью улучшения их бинокулярного восприятия показано ортоптическое лечение. Плеопто-ортоптическое лечение проводят в течение двух—трех и более месяцев. При необходимости курс лечения повторяют.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Многие из школьников нуждаются в комплексном лечении, включающем оптимальную очковую коррекцию, медикаментозную терапию, плеопто-ортоптическое лечение. Важным условием правильного формирования организма ребенка является соблюдение режима дня. В целях сохранения работоспособности школьников в течение урока необходима его правильная структурно-временная организация.

8. Во время проведения уроков следует чаще переключать учащихся с одного вида деятельности на другой. Смена видов деятельности способствует повышению работоспособности. Это объясняется

тем, что с изменением характера раздражителей в работу вовлекаются неутомленные участки коры головного мозга. Поэтому чтение, письмо, рисование и т. п. надо чередовать с опросом, объяснением и др.

Необходимо заранее знать, как изменяется работоспособность учащихся на протяжении урока. Первые 8—10 мин у учащихся начальных классов отмечается низкая работоспособность. Это связано с трудностью включения в работу. Затем работоспособность повышается. Наибольшая работоспособность наблюдается в промежутке между десятой и двадцать пятой минутами урока. В последние десять минут работоспособность снижается. Исходя из этого, наиболее трудный для усвоения материал надо предлагать учащимся в эти моменты.

Во время проведения урока педагоги должны учитывать допустимую продолжительность непрерывной зрительной нагрузки для детей с функциональными нарушениями зрения и длительность активного внимания учащихся разных возрастных групп.

Исследования ученых показали, что непрерывная зрительная нагрузка в первых классах общеобразовательных школ не должна превышать 7—10 мин, а в средних и старших классах — 15 мин. Однако для некоторых слабовидящих детей, например, с атрофией зри-

тельных нервов, центральной дистрофией сетчатки и др., сопровождающихся глубокими изменениями основных зрительных функций, может быть утомительна и такая нагрузка. Поэтому к дозированию зрительной работы надо подходить строго индивидуально, неуклонно следуя рекомендациям глазного врача.

Надо иметь в виду, что для учащихся первых классов письмо является более утомительным, чем чтение. Во время письма учащиеся из-за низкой остроты зрения вынуждены резко наклонять голову вниз, а это сопровождается значительным напряжением зрения.

Положительное влияние на поддержание работоспособности учащихся на уроке и повышение эффективности поведения учебных занятий оказывают физкультурные паузы. Их надо проводить в середине урока.

Во время физкультурной паузы выполняют дыхательные упражнения, хватательные, сгибательные и разгибательные упражнения для кистей рук. Слабовидящие не должны выполнять упражнения, связанные с наклоном головы вниз и с резкими движениями тела. Среди них обычно встречаются такие, которым по характеру заболеваний глаз эти упражнения противопоказаны.

9. Учебные занятия в школе должны сочетаться с активным отдыхом. Активный отдых включает

прогулки, подвижные игры, спортивные развлечения. Наиболее полноценным отдыхом является сон. Если учащийся систематически недосыпает, он быстро утомляется, становится раздражительным.

Большое значение для сохранения работоспособности и лучшего усвоения материала имеют форма и методы проведения урока. Лучше и легче усваивается и закрепляется тот материал, который излагается живо, интересно, эмоционально. И особенно хорошо, если в его восприятии принимают участие несколько анализаторов.

10. Правильное питание является составной частью практически всех комплексов тренировочных упражнений для глаз.

Ежедневный рацион питания должен содержать определенное количество витаминов. Эффективность проводимой в классах «Охраны зрения» лечебно-восстановительной работы во многом зависит от совместной координированной деятельности медицинского персонала, педагогов и воспитателей.

11. Просмотр телевизионных передач людям, страдающим близорукостью, допустим при соблюдении определённых условий. Расстояние от глаз до экрана должно быть не менее 3-х метров, экран должен быть несколько ниже линии взора, чтобы взгляд не был направлен снизу вверх. Просмотр передач рекомендуется 2—3 раза в неделю.

Основные выводы:

1. Педагоги общеобразовательной школы должны владеть базовыми медицинскими знаниями и сведениями из специальной педагогики об особенностях обучения, воспитания, психофизического развития ребенка с нарушением зрения. Эти знания педагоги могут получить на специально организованных учебных семинарах, методических объединениях, мастер-классах, проводимых методистами и педагогами образовательных учреждений, реализующих адаптированную образовательную программу для детей с нарушением зрения.

2. Для организации в общеобразовательной школе инклюзивного обучения необходима помощь тифлопедагога — консультанта, который должен оказывать педагогическую помощь учащимся с нарушением зрения, консультировать педагогов и родителей по специальным вопросам обучения и воспитания.

3. При решении проблем инклюзивного обучения детей с нарушением зрения возникает необходимость адекватного отношения к этим детям со специальными потребностями со стороны нормаль-

ного видящих сверстников, педагогов, родителей, общества.

4. Дети с нарушением зрения, обучающие в общеобразовательных школах, должны быть обеспечены специальными наглядными пособиями.

5. Учителям физической культуры необходимо знать допустимые нагрузки и противопоказания, предупреждающие осложнения соматического состояния ребенка с учетом его глазного заболевания.

6. Педагог должен правильно интерпретировать заболевания ребенка, создавать нормальный психологический климат в детском коллективе.

Зная особенности офтальмологической патологии и зрительные возможности учеников, будучи знакомыми с принципами лечебных мероприятий, педагоги классов охраны зрения имеют возможность контролировать аккуратность выполнения назначений врача, поддерживать в ребёнке интерес к лечению и веру в успех. Учитель класса охраны зрения должен стать участником решения важной проблемы возвращения детям полноты зрительных функций.

Поступила в редакцию 20.04.2017г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.