СОСТОЯНИЕ ЗРЕНИЯ И УСЛОВИЯ ЗРИТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ У ДЕТЕЙ В ДЕТСКИХ САДАХ
Н. Н. Рундальцева
Из кафедры школьной гигиены Ленинградского санитарно-гигиенического
медицинского института
Если вопросам охраны зрения школьников уделяется достаточно внимания, то охране зрения дошкольников оно уделяется совершенно недостаточно.
Органы здравоохранения начинают интересоваться остротой зрения ребенка только перед его поступлением в школу.
Между тем в дошкольном возрасте, как известно, глаз развивается наиболее интенсивно, ткани нежны и податливы и создание оптимальных условий для развития глаза является особенно важным.
Изученная нами отечественная литература не содержит данных о состоянии зрения дошкольников. В зарубежной литературе по этому вопросу имеются очень небольшие данные; впервые в 1876 г. Коппе исследовал рефракцию у детей детского сада в Дерпте; при этом не оказалось ни одного случая близорукости, 98% исследованных были дальнозоркими, 2% эмметропами. Исследован был всего 31 ребенок, поэтому результаты мало достоверны.
Херхейзер в 1892 г. исследовал 546 детей в возрасте от 14 месяцев до 6 лет и нашел 4,39% миопов, 23,81% эмметропов и 71,79% гиперметропов.
В 1934 г. Сорсби исследовал 672 детей в возрасте от 4 до 8 лет. Он нашел, что 87,32% детей являются дальнозоркими, 11,5% —эмметропами и 1,18% — близорукими.
Данные Николаева, исследовавшего на нашей кафедре около 4400 школьников разных классов, показали у 48,7% остроту зрения ниже 0,7. Около 63% учеников первых классов Ленинграда до поступления в школу воспитывались в детских садах.
Указанные обстоятельства заставили нас провести исследование состояния зрения у дошкольников, режима и условий зрительной работы в детских садах Ленинграда.
Следует сказать, что проверка остроты зрения у дошкольников обычными методами для неграмотных — кольцами Ландольта, встречала трудности: в средних группах более половины детей не могли ответить на вопрос, а в младших (3—4 года), за редким исключением, этот метод оказался непригодным.
Поэтому мы использовали специальную таблицу с картинками, изданную в Копенгагене (см. рисунок).
Из обследованных нами 593 детей детских садов в возрасте от 4 до 7 лет полную остроту зрения на оба глаза имели 39%, незначительное понижение (0,9—0,8)—32%, среднюю степень понижения (0,7—0,4) — 20% и значительное понижение (0,3 и ниже) —9%. Последняя категория — это дети, которые большей частью считаются отсталыми или недисциплинированными. Они не отвечают на вопросы воспитателей о том, что нарисовано на картинке, шалят во время занятий, недостаточно хорошо ориентируются в окружающем, вызывают недовольство взрослых и насмешки детей. Все это не может не отражаться на их нервно-психи-ческом развитии.
Для установления причин понижения остроты зрения у детей с остротой зрения 0,7 и ниже определяли рефракцию.
Установлено, что причиной понижения остроты зрения в_50%_.случаев являлась дальнозоркость, в 30% — астигматизм и в 15% — близорукость и т. д.
Эти данные о состоянии остроты зрения и рефракции свидетельствуют о том, что уже в дошкольном возрасте имеется значительное число детей с неполноценной зрительной функцией, вызванной аномалиями рефракции, и, следовательно, требующих к себе особого внимания как в отношении своевременной коррекции, так и создания хороших условий для зрительной работы.
Одним из мотивов, которыми оправдывают невнимание к зрению дошкольников, является отсутствие зрительной нагрузки в этом возрасте. Это положение нельзя считать правильным.
В режиме дня детского сада имеются обязательные занятия, в которые включены рисование, аппликационные работы, лепка, плетение, рас-
О.Ов
0.74
« Н В--В4
ооТ(
О,- о*о ¥ оъН А (¡¡ев*
Л евв» Г 2с / ¿Го
О.в & / А &
и & ]Г ы* \ « Р А
Таблица для исследования остроты зрения у детей дошкольного
возраста.
сматривание картинок, у старших — рукоделие. Продолжительность этих занятий в старшей группе 40 минут, в средней — 35 минут с перерывом, в младшей — 10 минут. Она, как видим, невелика, но, учитывая физиологические особенности детей дошкольного возраста, создание оптимальных условий для их зрения является важным и необходимым.
О.З
2*
Исследование условий зрительной работы в 7 детских садах разных районов Ленинграда показало, что они в большинстве случаев неудовлетворительны. КЕО был достаточным только вблизи окон; столики же, как правило, расставлялись посредине комнаты и ближе к внутренней стене, так как место у окон занималось цветами, аквариумами, клетками с птицами и т. п. На столиках — рабочих местах КЕО во многих случаях оказался недостаточным, а в отдельных детских садах составлял 0,03—0,15% (№ 11 Куйбышевского района) или 0,08—0,55% (№ 5 Куйбышевского района) и т. п.
Острота зрения дошкольников в возрасте 4—7 лет
Контингент Количество обследованных Острота зрения (в процентах) к обследованных числу
1 0,9-0,8 0,7-0,4 0,3 и ниже
Детские сады Ленинграда ....... 593 39 32 20 9
Дошкольники Рдова Псковской области 92 75 15 7,7 2,3
Детские сады станции Всеволожской Ленинградской области (вблизи Ленинграда) . . . 61 32,7 40 24 3,3
Детский сад Ленинграда для детей с туберкулезной интоксикацией 69 20 50 18,5 11,5
Группа с туберкулезной интоксикацией на стан-дии Всеволожская 16 12,5 38 37 12,5
Причинами неудовлетворительного состояния естественного освещения чаще всего являются затенение окон соседними зданиями и недостаточный световой коэфициент.
Причинами неудовлетворительного состояния искусственного освещения являются как недостатки проектирования, так и эксплуатации. Средняя горизонтальная освещенность составляла 35 лк (вместо требуемой по нормам 75 лк^в некоторых местах снижалась до 7 лк и не превышала 44 лк. Удовлетворительный тип светильников _(шары молочные) встречался лишь изредка. Недочеты эксплуатации заключаются главным •образом в том, что используются лампы недостаточной мощности — вместо 200 Ш можно встретить лампы 40 \¥.
Неудовлетворительно обстоит дело и с посадкой детей. Столами и стульями соответственно росту обеспечено только около 25% детей. При перераспределении мебели возможно обеспечить соответственно росту свыше 50% детей; однако этому вопросу достаточного внимания не уделяется. Необходимо также отметить, что во время занятий дети сидят с 4 сторон стола, затеняя свет правой рукой и головой. Этого можно было бы избежать при установлении дополнительных столов.
Мы попытались сопоставить состояние зрения детей в разных детских садах
1 Такое сопоставление состояния зрения детей в отдельных детских садах ввиду малочисленности сравниваемых групп требует от автора доказательств статистической достоверности полученных различий. Ред.
Состояние зрения у дошкольников в Гдове Псковской области значительно лучше, чем у дошкольников Ленинграда (см. таблицу).
.Полную остроту зрения в Гдове имели 75% детей (против 39% в Ленинграде), а значительное понижение остроты зрения — только 2,3% (против 9% у детей Ленинграда).
Режим дня детей в этой местности отличается тем, что дети значительно больше времени проводят на воздухе" и они имеют все возможности для упражнения зрения на далекие расстояния; территория Гдова имеет малую плотность застройки и много открытого пространства. Из литературных данных известно, что наилучшим зрением отличаются жители степных областей и горцы, которые постоянно упражняются на зрение вдаль.
Исследование зрения детей на станции Всеволожская (под Ленинградом) дало результаты лучшие, чем в Ленинграде, но худшие, чем в Гдове (см. таблицу). Эта местность отличается от Гдова тем, что там более плотная застройка, а от Ленинграда тем, что там дети больше бывают на воздухе, что обеспечивает лучшие условия их физического развития.
Небезинтересны в этом отношении результаты исследования зрения в одном из ленинградских оздоровительных детских садов для детей с туберкулезной интоксикацией и группы детей с туберкулезной интоксикацией в детском саду на станции Всеволожская (см. таблицу). Несмотря на малое число обследованных детей, результаты настолько отличаются от результатов у здоровых детей (и в то же время сходны с данными в ленинградском оздоровительном детском саду), что это не может не подтвердить значения физического развития ребенка для нормального развития глаза.
Выводы
1. Состояние зрения обследованных дошкольников имеет серьезные недочеты:
а) острота зрения ниже 0,8 отмечена у 29% детей, а ниже 0,4 — у 9% детей;
б) понижение остроты зрения вызвано аномалиями рефракции, в том числе и близорукостью.
2. Для исследования остроты зрения у детей дошкольного возраста можно рекомендовать таблицу с картинками (см. рисунок) применяемую в Ленинградском педиатрическом медицинском институте.
3. Условия зрительной работы в обследованных детских садах большей частью неудовлетворительны:
а) естественное освещение недостаточно вследствие затемнения соседними зданиями и применения нерациональных рам и переплетов;
б) искусственное освещение, как правило, недостаточно, неравномерно;
в) мебель не обеспечивает надлежащей посадки. Рассаживание детей с четырех сторон стола ставит зрительную работу детей в неравные и трудные условия.
— Изложенное выше позволяет рекомендовать следующие мероприятия:
1. Обеспечить выявление и коррекцию аномалий рефракции при поступлении ребенка в детский сад.
2. Обеспечить в детских садах рациональное освещение, посадку, пользование свежим воздухом в объеме существующих оптимальных гигиенических требований.
3. По вопросам охраны зрения у дошкольников вести санитарно-просветительную работу среди родителей.
4. При проектировании и строительстве детских садов соблюдать санитарно-гигиенические требования и нормы: световой коэфициент, разрывы между зданиями, ориентацию по сторонам света и др.
5. Считать целесообразным уменьшить высоту подоконников от пола до 60 см для обеспечения отдыха аккомодации и возможности использования зрения вдаль.
Из этих же соображений следует запретить строить сплошные и большой высоты заборы, а рекомендовать низкие, озелененные кустарником, газонами или решетчатые ограды.
ЛИТЕРАТУРА
Кон Г., Гигиена глаз в школах, Полтава, 1887.—Herrn heiser J„ Die Refraktionsentwicklung des menschlichen Auges, Ztschr. f. Heilk., 1892, Bd. 13, S. 342—347,— Koppe O., Ophtalmoskopisch-ophtalmologische Untersuchungen aus dem Dorpater Gymnasium Inaug-Dissert., Dorpat, 1876 (цит. по Кону).—S о г s b у A.. The normal refraction in infansy and its bearing on the development of miopia, Annal Report London Country Coucil for 1933, vol. 4, part. 3, 1935 (цит. по E. Ж- Трону) .—S t e i g e г А., Entstehung der spärischen Refraktionen des menschlichen Auges, Berlin, 1913.
Поступила 28/V 1955 r.
-¿r -Ar -iür
ПРИМЕНЕНИЕ АНТИБИОТИКОВ ДЛЯ ВЫДЕЛЕНИЯ ПАТОГЕННЫХ БАКТЕРИЙ КИШЕЧНОЙ ГРУППЫ ИЗ РЕЧНОЙ ВОДЫ И ДРУГИХ ОБЪЕКТОВ
Старший научный сотрудник Е. В. Дианова, старший научный сотрудник А. А. Ворошилова
Из Научно-исследовательского санитарного института имени Эрисмана
В предварительном сообщении 1 мы указывали, что большим препятствием для обнаружения патогенных бактерий в объектах внешней среды является сопутствующая микрофлора. Для ее подавления, при выделении патогенных бактерий, обычно применяются различные химические вещества, обладающие в значительной степени универсальным воздействием на микроорганизмы.
Разрабатываемый нами метод выделения патогенных бактерий кишечной группы из объектов внешней среды, пищи и т. д. с применением антибиотиков базируется на ценном свойстве избирательного действия антибиотиков на бактерии. Это свойство может быть использовано для создания элективных условий, ведущих к подавлению сопутствующей микрофлоры и не оказывающих действия на патогенную группу бактерий.
Принимая во внимание различный спектр действия антибиотиков, их способность действовать только на растущие клетки или на покоящиеся, инактивироваться в белковых средах, повышать свою активность в присутствии некоторых активаторов и т. д., при выборе антибиотиков и при работе с ними необходимо учитывать все их специфические особенности. Для получения нужного эффекта следует выбрать оптимальную среду, установить продолжительность контакта бактерий с антибиотиком и дозировку антибиотика, бактерицидную для сапрофитов и нейтральную для бактерий кишечнотифозной группы.
Трудность подавления сопутствующей микрофлоры антибиотическими веществами обусловливается тем, что она представляет смесь грампо-ложительных и грамотрицательных бактерий. Поэтому лучший эффект в подавлении ее даст антибиотик с широким спектром действия или комбинация нескольких антибиотиков.
1 Гимена и санитария, 1954, № 5.