Гронец И.Ю.
Заведующая Детский сад № 1881 г. Москвы Юркова Р. М.
старший воспитатель Детский сад № 1881 г. Москвы
Бурба И.В. старший воспитатель Детский сад № 1881 г. Москвы Храмцов П.И. доктор медицинских наук, Заведующий лабораторией новых технологий в гигиене детей и подростков
НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков ФГБУ «Научный центр здоровья детей» РАМН
Москва, Россия
ДИАГНОСТИКА И ПРОФИЛАКТИКА НАРУШЕНИЙ ЗРЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Аннотация: Эффективность профилактики нарушений зрения во многом зависит от объективности результатов обследования на ранних этапах роста и развития ребенка. С помощью программы скрининговой компьютерной диагностики зрения проведено обследование 73 детей 5 -7 лет 3 раза в течение 2011-2012 гг. с целью раннего выявления нарушений зрительных функций и для контроля эффективности профилактических и оздоровительных мероприятий по сохранению и восстановлению зрения у детей в процессе их пребывания в детском саду. В начале обследования нарушения зрения были выявлены у 61 (83,5%) ребенка. У 12 детей (16,5%) детей нарушений зрительных функций не установлено. У девочек нарушения зрения выявлялись в 1,4 раза чаще, чем у мальчиков, соответственно, у 59% и 41%. По результатам обследования детей установлено, что нарушения остроты зрения имели 93,8% детей, бинокулярного зрения - у 6,2% детей. В динамике 2011-2012 учебного года было проведено обследование 67 детей осенью и 68 детей весной. В начале учебного года нарушения зрения были выявлены у 57 (85,1%) детей, в конце - у 24 (35,3%) детей. За период наблюдения количество детей с нарушением остроты зрения уменьшилось в 2,5 раза, бинокулярного зрения - 1,95 раза. В динамике учебного года отмечено улучшение зрения как у мальчиков, так и у девочек, но чаще - у мальчиков. Дети, у которых по результатам компьютерной скрининг-диагностики были выявлены нарушения зрения, направлялись в детскую поликлинику к врачу-окулисту для уточнения диагноза и получения рекомендаций по их коррекции.
Зрение имеет определяющее значение в развитии и жизнедеятельности ребенка. В дошкольный период формируются основные зрительные функции: острота зрения, цветовое восприятие, бинокулярное зрение, поле зрения, глазодвигательные функции. Снижение остроты зрения может быть вызвано нарушением преломляющей силы оптической системы глаза (рефракции), что приводит к снижению разрешающей способности глаза, точности, полноты и скорости восприятия, затруднению и замедлению узнавания предметов и изображений. Нарушение бинокулярного характера зрения, приводящее к снижению способности видеть двумя глазами одновременно и воспринимать рассматриваемый объект как единое целое, искажает пространственное, стереоскопическое восприятие окружающего мира. Нарушение глазодвигательных функций, характеризующееся отклонением одного из глаз от общей точки фиксации, приводит к возникновению косоглазия.
Понижение остроты зрения ведёт к психической ранимости. Может наступить стрессовое состояние, высокая раздражительность, дезорганизация поведения вплоть до отказа от деятельности. Хорошая острота зрения - это залог благополучного эмоционального состояния ребёнка, уверенности в себе, общительности, хорошего настроения. Состояние зрения влияет и на развитие мышления. При низкой остроте зрения представления ребёнка могут быть скудны, неточны, часто бывают ошибочны. Это негативно влияет на понимание происходящих вокруг процессов. С ухудшением зрения ослабляется внимание, зрительная память. Всё это становится причиной отставания в развитии ребёнка и влияет на его обучаемость.
Плохое зрение сказывается на ориентации в пространстве. Двигательная активность детей ограничена, поэтому для большинства из них характерна гипокинезия. У таких детей чаще выявляются различные нарушения осанки, плоскостопие, снижение функции внешнего дыхания.
В связи с этим начинать обследование детей с целью выявления ранних нарушений зрения необходимо еще с дошкольного возраста, поскольку в этот
период развития можно наиболее эффективно восстановить нарушенные зрительные функции.
Обследование проводилось с помощью программы скрининговой компьютерной диагностики зрения у детей 5 -7 лет трижды в течение 2011-2012 гг. Программа компьютерной диагностики разработана в научно-производственном предприятии «РЕАБИЛИТАЦИЯ». Аппаратно -программный комплекс используется не только для раннего выявления нарушений зрительных функций, но и для контроля эффективности профилактических и оздоровительных мероприятий по сохранению и восстановлению зрения у детей в процессе их пребывания в детском саду.
При определении остроты зрения использовались оптотипы в виде колец Ландольта, которые предъявлялись на экране монитора. Обследование одного ребенка занимало 3-4 мин.
Исследование бинокулярного зрения включало определение характера зрения при открытых глазах. Наличие или отсутствие бинокулярного зрения определялось с помощью точечного цветового теста Уорса. Тест для оценки бинокулярного зрения, как и остроты зрения, проводился на расстоянии 3 м. Очки со светофильтрами одеваются непосредственно или поверх корригирующих очков. Перед правым глазом помещается красный светофильтр, перед левым - синий. При этом ребенок наблюдает два синих кружка левым глазом, красный кружок - правым, а белый - обоими.
Возможны следующие варианты восприятия: обследуемый наблюдает 4 кружка (бинокулярное зрение), 5 кружков (бинокулярное зрение -одновременное зрение с диплопией) и 2 или 3 кружка (монокулярное зрение).
Несмотря на простоту, данный тест обладает хорошими диагностическими возможностями.
Для исследования бинокулярного зрения используется метод с минимальным разделением полей. На экране монитора компьютера формируется изображение неправильного креста. С помощью разделительных фильтров горизонтальные и вертикальные отрезки, образующие неправильный
крест, раздельно воспринимаются правым и левым глазом ребенка. Один из отрезков (синий) неподвижен, другой (красный) - подвижный; в красно-синих очках отрезки наблюдаются раздельно. Перемещая эти линии, ребенок должен добиваться ощущения их точного совмещения в центре креста (правильный крест). Результатом теста является величина фории - углового рассогласования субъективного креста и реального. Этот тест позволяет выявить наличие или отсутствие косоглазия.
Перед началом обследования необходимо объяснить ребенку суть предстоящего исследования и только после этого начинать проводить его. Следует четко и доступно озвучивать все, что появляется на экране. Перед каждым новым шагом исследования необходимо подробно объяснять задание.
По результатам проведенных тестов определяется состояние зрительных функций у обследованных детей.
Весной 2011 г. было обследовано 73 ребенка. Нарушения зрения были выявлены у 61 (83,5%) ребенка. У 12 детей (16,5%) детей нарушений зрительных функций не установлено. У девочек нарушения зрения выявлялись в 1,4 раза чаще, чем у мальчиков, соответственно, 59% и 41% (табл. 2).
Таблица 1
Распространенность нарушений зрительных функций у дошкольников 5-7 лет (п=73)
Пол Возраст, лет Всего %
5 6 7
мальчики 7 8 10 25 41
девочки 9 22 5 36 59
всего 16 30 15 61 100
Частота встречаемости нарушений отдельных зрительных функций, выявленных у обследованных детей, представлена в таблице 2.
Таблица 2
Распространенность нарушений отдельных зрительных функций у дошкольников 5-7 лет (п=73)
Зрительные функции Возраст, лет
5 6 7 Всего %
Острота зрения 16 30 15 61 93,8
Бинокулярное зрение 1 3 0 4 6,2
Всего 17 33 15 65 100
По результатам обследования 65 детей 5-7 лет, имеющих нарушения зрения, установлено, что нарушения остроты зрения имели 93,8% детей, бинокулярного зрения - у 6,2% детей.
В динамике 2011-2012 учебного года было проведено обследование 67 детей осенью и 68 детей весной. В начале учебного года нарушения зрения были выявлены у 57 (85,1%) детей, в конце - у 24 (35,3%) детей (табл. 3). За период наблюдения количество детей с нарушениями зрения сократилось в 2,4 раза.
Таблица 3
Распространенность нарушений зрения у дошкольников 5-7 лет
в динамике 2011-2012 учебного года (осень, весна)
2011год - осень (п=67) 2012год - весна(п=68)
Пол Возраст, лет Возраст, лет
5 6 7 Всего % 5 6 7 Всего %
мальчики 12 10 4 26 45,6 2 4 3 9 37,5
девочки 8 15 8 31 54,4 6 5 4 15 62,5
всего 20 25 12 57 100 8 9 7 24 100
В динамике учебного года количество мальчиков 5-7 лет с нарушениями зрения уменьшилось с 26 до 9, т.е. в 2,9 раза, девочек - с 31 до 15, т.е. в 2,1 раза.
Данные о распространенности нарушений отдельных функций зрения у дошкольников 5-7 лет представлены в таблице 4.
Таблица 4
Распространенность нарушений отдельных функций зрения
Параметр зрения 2011год - осень (п=67) 2012год - весна(п=68)
Возраст, лет Всего % Возраст, лет Всего %
5 6 7 5 6 7
Острота зрения 20 25 11 56 91,8 7 9 7 24 95,8
Бинокулярное зрение 1 2 2 5 8,2 1 0 0 1 4,2
Всего 21 27 13 61 100 8 9 7 24 100
В течение учебного года количество детей с нарушением зрения уменьшилось в 2,5 раза, бинокулярного зрения - 1,95 раза, с 8,2% до 4,2%.
Таким образом, в динамике учебного года отмечено улучшение зрения как у мальчиков, так и у девочек, но чаще - у мальчиков. Положительные изменения отмечены также в отношении бинокулярного зрения.
Дети, у которых по результатам компьютерной скрининг-диагностики были выявлены нарушения зрения, направлялись в детскую поликлинику по месту жительства к врачу-окулисту на обследование для уточнения диагноза и рекомендаций по коррекции нарушений.
Проводилась также просветительская работа с воспитателями и родителями. Во время проведения образовательной деятельности в детском саду воспитатель осуществляет контроль за нагрузкой и рациональным построением занятий с учетом состояния зрения ребенка. Для сохранения функций зрения постоянно проводились физкультминутки в течение 2-3-х минут, чередование разных видов деятельности: после зрительно-напряженных занятий организовывались двигательно-активные (занятия по физической культуре, музыкальные занятия).
Во время самостоятельной деятельности детям предлагалось подойти к окну и в течение 2-3 минут смотреть вдаль. Опыт показывает, что такое несложное упражнение, если его проводить ежедневно, помогает восстановить зрительные функции, временное снижение которых под влиянием занятий неизбежно.
Большое значение также имеют физические упражнения, игры и игровые упражнения, в том числе в домашних условиях. Дома детям рекомендуется рисовать, лепить, читать, писать, выполнять различные задания с детским конструктором. Беседуя с педагогами и родителями о режиме дня, обращалось особое внимание на необходимость ограничения времени просмотра телевизионных передач. Это очень важный вопрос, поскольку телевизионные передачи при длительном просмотре оказывают неблагоприятное влияние на зрительные функции.
Известно, что зрение имеет сложные и многообразные связи с другими функциями организма и играет важную роль в развитии и жизнедеятельности ребенка. Нарушение зрительных функций ведет к появлению вторичных отклонений в психическом и физическом развитии. Страдают функции, тесно связанные со зрением, в особенности восприятие предметов и явлений действительности, ориентация в пространстве, формирование представлений и измерительных действий. У детей с нарушением зрения развиваются психологические проблемы, которые усугубляются длительностью лечения. Поэтому очень важно помочь ребенку эффективно использовать осязание, слух, двигательно-тактильную чувствительность, что в определенной мере компенсирует дефицит зрительной информации. В детском саду создан центр тактильного развития, занятия в котором позволяют развивать сенсорную интеграцию, что способствует более эффективному восстановлению нарушенных зрительных функций.
Ранняя диагностика состояния зрительных функций позволяет не только выявить нарушения и заболевания, но и предотвратить с помощью психологов и педагогов отклонения в психическом и физическом развитии ребенка. Полученные навыки важно поддерживать постоянно.
Для детей старшего дошкольного возраста рекомендуются следующие упражнения:
упражнения для зрительно-двигательной ориентации
- отвести взгляд вправо, влево, не поворачивая головы (4-5 раз). Упражнение можно выполнять стоя или сидя;
- быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5 (4-5 раз);
- поднять глаза вверх, затем вниз, голова неподвижна. упражнения для снятия зрительного утомления
- крепко зажмурить глаза на 3-5 с, затем открыть,
- быстро моргать глазами в течение 15 с,
- поставить указательный палец правой руки по средней линии лица на расстоянии 25-30 см от глаз, перевести взгляд на кончик пальца и смотреть на него 3-5 с, затем опустить руку,
- приложить палец к носу, смотреть на него, затем убрать и перевести взгляд на кончик носа. Закрыть глаза и посмотреть вправо, влево, вверх, вниз, не поворачивая головы,
- смотреть вдаль прямо перед собой 2-3 с, затем перевести взор на кончик носа на 3-5 с,
- производить круговые движения пальцем вытянутой руки по часовой стрелке, при этом следить за кончиком пальца. Повторить упражнение, перемещая руку против часовой стрелки.
Эффективность ранней диагностики нарушений зрения с помощью компьютерной скрининг-программы и проводимой работы по профилактике и коррекции этих нарушений подтверждаются результатами проведенных исследований (табл. 5)
Таблица 5
Динамика распространенности нарушений зрения у дошкольников 5-7 лет в течение 2011-2012 гг.
Кол-во детей 2011г.-весна 2011г-осень 2012г-весна
абс. % абс. % абс. %
Всего обследовано 73 100 67 100 68 100
Выявлено с нарушениями зрения 61 83,6 57 85,1 24 35,3
Полученные данные свидетельствуют о существенном снижении в течение учебного года количества детей с нарушениями зрения - с 85,1% до 35,3% (в 2,4 раза) и подтверждают эффективность проводимых в детском саду профилактических и оздоровительных мероприятий. Показательно, что за летний период, когда дети не посещали детский сад и не выполняли корригирующие упражнения, частота встречаемости нарушений зрительных функций не снизилась, а имела тенденцию к увеличению, с 83,6% до 85,1%.