Научная статья на тему 'Зрительный скрининг для учащихся начальной школы: пилотное исследование'

Зрительный скрининг для учащихся начальной школы: пилотное исследование Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
867
263
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Новые исследования
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЗРИТЕЛЬНЫЙ СКРИНИНГ / ДЕТИ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ / ОСТРОТА ЗРЕНИЯ / БИНОКУЛЯРНЫЕ ЗРИТЕЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ / VISUAL SCREENING / ELEMENTARY SCHOOL PUPILS / VISUAL ACUITY / BINOCULAR VISUAL FUNCTIONS

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Подугольникова Т. А., Шубина М. О., Черкасова Е. В.

Задача исследования состояла в разработке программы скрининга, позволяющего определить детей со зрительными нарушениями или группу риска. В исследовании принимали участие 372 ребенка с условно нормальным зрением в возрасте от 6 до 10 лет. Программа скрининга состояла из двух этапов. Первый этап включал оценку остроты зрения (ОЗ) и стереозрения (СЗ). Нарушения зрения (ОЗ < 1.0 дес. ед и/или уровень развития СЗ ≥ 60 угл с) были обнаружены у 204 (54,8%) учащихся. Сто одиннадцать детей, не выполнившие первый этап скрининга, прошли полное зрительное обследование (второй этап), включающее авторефрактометрию, измерение резерв фузии, ближайшей точки конвергенции, горизонтальной фории и стереозрения, в нашем центре. Результаты обследования показали, что 108 (97,3%) учеников имели нарушения бинокулярных функций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Подугольникова Т. А., Шубина М. О., Черкасова Е. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The purpose of this study was to design a program of screening that may detect children with visual disorders or a group of risk for vision problems. Three hundreds seventy two children with “normal” vision, ranged in age from 6 to 10 years, participated in this investigation. The screening program consisted of the two phases. The first phase included assessment of far visual acuity (VA) and stereovision (SV). Visual deficit (VA< 1.0 decimal unit and/or response to stereotest ≥ 60 sec arc) was found in 204 (54.8%) pupils. One hundred eleven children who failed the first phase of screening, have received a comprehensive vision examination (second phase), included measurement of autorefraction, fusion reserves, near point of convergence, horizontal phoria and stereovision, in our center. The results of this examination indicate that 108 pupils (97,3%) had binocular anomalies.

Текст научной работы на тему «Зрительный скрининг для учащихся начальной школы: пилотное исследование»

ЗРИТЕЛЬНЫЙ СКРИНИНГ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ: ПИЛОТНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ

Т.А. Подугольникова1

Институт проблем передачи информации

и im. А.А. Харкевича, РАН, Москва

М.О. Шубина, Е.В. Черкасова

ГБОУ СОШ №99

ЦППРиК «Давыдково», Москва

Задача исследования состояла в разработке программы скрининга, позволяющего определить детей со зрительными нарушениями или группу риска. В исследовании принимали участие 372 ребенка с условно нормальным зрением в возрасте от 6 до 10 лет. Программа скрининга состояла из двух этапов. Первый этап включал оценку остроты зрения (ОЗ) и стереозрения (СЗ). Нарушения зрения (ОЗ < 1.0 дес. ед и/или уровень развития СЗ > 60 угл с) были обнаружены у 204 (54,8%) учащихся. Сто одиннадцать детей, не выполнившие первый этап скрининга, прошли полное зрительное обследование (второй этап), включающее авторефрактометрию, измерение резерв фузии, ближайшей точки конвергенции, горизонтальной фории и стереозрения, в нашем центре. Результаты обследования показали, что 108 (97,3%) учеников имели нарушения бинокулярных функций.

Ключевые слова: зрительный скрининг, дети начальной школы, острота зрения, бинокулярные зрительные функции.

Visual screening for elementary school children: pilot study. The purpose of this study was to design a program of screening that may detect children with visual disorders or those who have a risk to develop vision problems. Three hundred seventy two children with "normal" vision, ranged from 6 to 10 years old, participated in this study. The screening program consisted of two phases. The first phase included the assessment of visual acuity (VA) and stereovision (SV). Visual deficit (VA< 1.0 decimal unit and/or response to stereotest > 60 sec arc) was found in 204 (54.8 %) pupils. One hundred eleven children who failed the first stage of screening, received a comprehensive vision examination (second phase) in our centre which included measurement of autorefrac-tion, fusion reserves, near point of convergence, horizontal phoria and stereovision. The results of this examination indicate that 108 pupils (97,3 %) had binocular anomalies.

Key words: visual screening, elementary school pupils, visual acuity, binocular visual functions.

В процессе развития и обучения детей зрение обеспечивает получение большей части представлений и знаний об окружающем мире. Чтение, письмо, работа

Контакты: 1 Подугольникова Т.А. - E-mail: <tap@iitp.ru>

на классной доске, а теперь и использование компьютера и других электронных устройств - ежедневные зрительные нагрузки, которые выполняет ребенок в школе и дома. Это неизбежно приводит к увеличению напряженной зрительной работы на близком расстоянии, часто превосходящей физиологические возможности ребенка [1]. В связи с этим, количество детей с нарушениями зрения неуклонно увеличивается и к настоящему времени среди учащихся четвертых классов таких детей встречается 20-25 % [1; 4]. В ряде исследований показано, что наряду с рефракционными нарушениями [1; 25; 28], негативное влияние на функционирование когнитивных функций, зрительную работоспособность и школьную успеваемость оказывают нарушения бинокулярного зрения [2; 5; 18; 20]. Вовремя не обнаруженные бинокулярные нарушения могут привести к долговременным нарушениям зрения, к задержке в развитии и обучении, особенно при обучении чтению.

В 2009 - 2012 гг в ЦППРиК «Давыдково» была проведена пилотная экспериментальная работа, задача которой состояла в разработке и апробации модели зрительного скрининга для детей младшего школьного возраста, позволяющей эффективно выявлять функциональные зрительные нарушения на ранней стадии их появления.

Изучив опыт зрительных скринингов [3; 8; 11; 12; 24 и многие др.], мы разработали программу проведения скрининга в два этапа. Первый этап - массовое тестирование детей с нормальным зрением, с целью выявления зрительного неблагополучия и потенциальной необходимости для дальнейшего обследования. Второй этап - проведение дифференциального тестирования зрительных функций у детей не прошедших тестирования, для определения причин нарушения зрения.

ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

В скрининге приняли участие 372 ребенка с потенциально нормальным зрением из 1-4-х классов двух школ г. Москвы. Информация о состоянии зрения детей была получена из школьных медицинских карт. Родители дали письменное согласие на участие детей в скрининге.

Первый этап скрининга. Первичное тестирование состояло из двух процедур: оценки остроты зрения (ОЗ) и определения уровня развития стереозрения (СЗ), так как именно эти тесты позволяют выявить зрительные нарушения наиболее часто встречающиеся у исследуемой нами возрастной группы детей. Тестирование проводили специально обученные сотрудники центра с медицинским образованием, педагоги и психологи. Обследование проводили в школе, в специально оборудованном помещении.

Для оценки ОЗ были использованы скрининговые таблицы повышенной точности, разработанные в ИППИ РАН, с оптотипом, в виде «буквы Ш», предъявляемым в четырёх ориентациях (направление «3-х палочек» вверх - вниз - вправо -

влево) [6; 23]. В отличие от таблиц Головина - Сивцева, обычно используемых в офтальмологических кабинетах, наши таблицы позволяли измерять ОЗ до порогового уровня. Дети, затрудняющиеся в обозначении направлений («право» и «лево»), могли указывать их рукой. Оценку ОЗ проводили отдельно для правого и левого глаза и бинокулярно, с расстояния наблюдения 5 метров.

Определение уровня развития стереозрения. Как показала практика проведения зрительных скринингов, самыми чувствительными тестами для выявления нарушений бинокулярного зрения являются стереограммы из случайных точек, так как в них не существует монокулярных признаков закодированных изображений [16; 27]. Поэтому, если испытуемый правильно называет объект, то это свидетельствует о наличии у него СЗ. Для тестирования мы использовали разработанную в ИППИ РАН диагностическую компьютерную программу «Скрининго-вое обследование стереозрения» (СОС). В этой программе в стереограммах из случайных точек, как и при измерении ОЗ, были закодированы изображения буквы «Ш» в разных ориентациях, которые предъявлялись в случайном порядке. Раздельное предьявление зрительных стимулов правому и левому глазу обеспечивалось методом анаглифной гаплоскопии, т.е. детей тестировали в очках с красно/синими узкополосными фильтрами. Сначала тест-объекты предъявляли с расстояния 50 см и, если ребенок справлялся с заданием, то тестирование повторяли с расстояния 1м, позволяющего определить общепринятый нормальный уровень развития СЗ (< 60 угл. с) [9; 17].

Оба теста были короткими, хорошо понятные детям и легкими для выполнения.

Второй этап скрининга. Дети, не прошедшие первого этапа скрининга были приглашены вместе с родителями в офтальмологический кабинет центра «Давыдково» для дифференциального тестирования зрительных функций с целью выявления причин зрительного неблагополучия. Обследование состояло из следующих процедур: (1) повторное определение ОЗ у детей, обнаруживших нарушения на первом этапе скрининга; (2) авторефрактометрия (MRK-3100P) для определения ошибки рефракции (близорукости, дальнозоркости и/или астигматизма); (3) определение ближайшей точки конвергенции методом приближения объекта (ручки или карандаша); (4) повторное определение уровня развития глобального сте-реопсиса с помощью программы «СОС» у детей не выполнившими тестирование на первом этапе обследования; (5) определение гетерофории (нарушения сбалансированности работы глазодвигательной системы) с помощью диагностической компьютерной программы «Клинок-2»1) и теста с заслонкой (cover test); (6) определение уровня развития положительных и отрицательных резервов фузии с помощью программы «Клинок»; (7) заполнение специального опросника для выявления астенопических симптомов (совместно с родителями). После обследования, родителям подробно разъясняли результаты тестирования и зрительные проблемы ребенка, и обсуждали пути преодоления этих проблем.

Обработка данных. При обработке данных использовали программу

Excel из пакета Microsoft. Для оценки достоверности различий между группами использовали критерий t-Стьюдента.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ Первый этап скрининга

Оценка остроты зрения. В офтальмологической практике ОЗ, равная 1.0 дес. ед. считается показателем нормального зрения, при котором ребёнок без напряжения видит объекты, расположенные на разных расстояниях, и ему не требуется коррекция. На рисунке 1 представлены гистограммы распределения монокулярной остроты зрения у учеников разных классов. При сравнении показателей видно, что в каждой возрастной группе у нормально развивающихся детей ОЗ, равная 1.0 дес. ед., является лишь нижней границей нормального зрения, а у большинства детей она превышает этот показатель и может достигать даже > 2.0 дес. ед.

1)

' Клинок -2 - лечебно-диагностическая программа (сертификат соответствия № ЗЩСС RU.ME20.H02167)

_ 50 л « 40 -

Ф

<Й on

ц 30 -

о

m

d 20-

О)

| 10 -о " 0

0.2 0.4 0.6 0.8 1.0 1.2 1.4 1.6 1.8 2.0 2.2 2.4 2.6 острота зрения

_ 50 ^ 40

0

1 30 -I

О ID

Б 20 -

о

| 10 -о

* 0

0.2 0.4 0.6 0.8 1.0 1.2 1.4 1.6 1.8 2.0 2.2 2.4 2.6 острота зрения

0.2 0.4 0.6 0.8 1.0 1.2 1.4 1.6 1.8 2.0 2.2 2.4 2.6 острота зрения

Рисунок 1. Гистограммы распределения показателей монокулярной остроты зрения: А - первый класс, Б - второй класс, В - третий класс, Г - четвертый

класс.

Полученные результаты хорошо согласуются с данными других авторов [7; 22]. Анализ полученных нами данных показал (таблица 1), увеличение средней монокулярной ОЗ от 1.24 дес.ед. в первом классе до 1.53 дес.ед. - в четвертом (Р < 0. 001), что соответствует представлениям о постепенном созревании зрительной системы [22]. При этом бинокулярная ОЗ превосходит монокулярную, что свидетельствует о функциональном преимуществе бинокулярного зрения (Таблица 1).

Таблица 1

Средние показатели остроты зрения для нормально развивающихся детей разных возрастных групп

Возрастная группа Возраст Монокулярная острота зрения Бинокулярная острота зрения

п М а п М а

1-й класс 6-7 лет 62 1.24 ±0.23 65 1.40 ±0.26

2-й класс 7-8 лет 67 1.30 ±0.26 70 1.47 ±0.30

3-й класс 8-9 лет 105 1.50 ±0.32 112 1.68 ±0.36

4-й класс 9-10 лет 89 1.53 ±0.34 89 1.75 ±0.36

Примечание: п - количество обследованных детей; М - среднее значение

остроты зрения; с - среднее квадратичное отклонение

В связи с этим, чтобы не пропустить начало патологического процесса необходимо измерять ОЗ не до 1.0 дес. ед. (стандартного показателя), а до порогового уровня. Например, у ребенка с ОЗ равной 1.6 дес. ед., при снижении её на 0.2 дес. ед. в год, патологический процесс будет зарегистрирован только через 3 года, и своевременная помощь ребенку не будет оказана. Или, при высокой, но различающейся более, чем на 0.2 дес. ед. ОЗ правого и левого глаза, у ребенка бинокулярное зрение может функционировать не в полном объёме, что очень сказывается на скорости и качестве выполнения зрительных нагрузок, а причина не будет установлена.

Параллельно с ростом ОЗ у одних детей, постепенно увеличивается и количество учащихся с нарушением ОЗ: в первом классе их 3 % , во втором - 10,7 %, в третьем - 12,5% и в четвёртом - 12,4 %. У этих детей можно предположить наличие патологических изменений: ошибку рефракции (дальнозоркость, близорукость и/или астигматизм), спазм аккомодации, анизометропию или амблиопию.

Из 372 человек, участвующих в скрининге, успешно прошли тестирование 323 ребенка (86,8 %), у которых показатели остроты зрения каждого глаза были > 1.0, или разница между глазами не превышала 0.1 дес.ед.

Оценка уровня развития стереозрения. СЗ - важный показатель функционального состояния бинокулярного зрения. Снижение остроты СЗ может свиде-

тельствовать о непостоянной экзотропии, гетерофории, амблиопии, анизометро-пии или снижении ОЗ из-за нескорректированной ошибки рефракции [26]. Поэтому тестирование СЗ, особенно с применением стереограмм из случайных точек, является обязательной составляющей современных скрининговых программ [9; 16; 27]. Эти тесты надежны, просты для выполнения и привлекательны для детей.

В соответствии с критериями, принятыми в международной практике, за норму был принят уровень развития СЗ < 60 угл. с [9; 17]. Детей с остротой СЗ от 60 до 100 угл.с относят к группе риска, а при остроте СЗ > 100 угл. с - к группе с нарушением СЗ.

В таблице 2 представлены результаты тестирования СЗ у 366 учащихся разных классов. Из приведенных данных видно, что процент детей с нарушением СЗ во всех возрастных группах намного выше, чем процент детей с нарушением ОЗ (см. выше).

Таблица 2

Уровень развития стереозрения у детей разных возрастных групп

Возрастная группа Кол-во детей Уровень развития стереозрения (в угл. с.)

Норма Группа риска Нарушения стереозрения

Первый класс 65 41 (63,1%) 16 (24,6%) 8 (12,3%)

Второй класс 74 32 (43,2%) 29 (39,2%) 13 (17,6%)

Третий класс 115 59 (51,3%) 32 (27,8%) 24 (20,9%)

Четвертый класс 112 43 (38,4%) 38 (33,9%) 31 (27,7%)

Полученные нами результаты хорошо согласуются с данными других исследователей [15]. Очень наглядно динамика изменения стереозрения у детей разных возрастных групп показана на рисунке 2.

Хорошо видно, что по мере взросления, количество детей с нарушенным СЗ неуклонно увеличивается. Даже в первых классах, с наиболее «благополучными» показателями, нормальное СЗ встречается лишь у 63,1 % детей, а к четвертому классу оно сохраняется только у 38,4 % . При этом у большинства детей сохраняется высокая ОЗ. Особое внимание следует обратить на большое количество детей группы риска, у которых нарушения СЗ появились недавно. Из 372 человек, участвующих в скрининге, лишь 180 детей (48,4 %) успешно прошли скрининг по этому показателю.

Результаты первого этапа скрининга для учащихся разных возрастных групп представлены в таблице 3. Из 372 учащихся успешно прошли скрининг по обоим тестам 168 (45.2 %) человек, у которых и ОЗ была > 1.0 дес. ед. и уровень развития стереозрения не превышал 60 угл. с. Из 204 детей, не прошедших первичного тестирования, кабинет зрительной терапии нашего центра посетили 111 школьников вместе с родителями.

Рис. 2. Процентное соотношение детей с нормальным стереозрением, группы риска и с нарушением стереозрения в разных классах начальной школы.

Таблица 3

Результаты первого этапа скрининга

Класс Всего Успешно Приглашены

детей прошли скри- в Центр

нинг

1-е 65 38 27

2-е 74 31 43

3-и 120 55 65

4-е 113 44 69

Всего: 372 168 204

Второй этап скрининга

Результаты авторефрактометрии (без циклоплегии) показали, что у 43,2 % детей рефракция нормальная (от -0,25 до +0.75 D). Среди детей с нарушением рефракции у 34,4 % была близорукость слабой степени (от - 0.5 до - 2,75 D), у 5,4 % - близорукость + астигматизм, у 10,8 % - астигматизм от 1,0 до 2,25 PD, у 3,6 % - дальнозоркость слабой степени (от + 1.00 до +1,25D) и у 2,7 % - дальнозоркость + астигматизм. Из приведенных данных видно, что большинство детей имеет слабую близорукую рефракцию, что даёт основание предположить началь-

ную стадию развития близорукости или наличие спазма аккомодации. Всем детям, имеющим снижение остроты зрения и ошибку рефракции, было рекомендовано посетить офтальмолога.

Гетерофория слабой степени была обнаружена у 18 % детей, а сильной степени (>4 РБ), требующая медицинского вмешательства, - у 11,8 % детей. Детям с гетерофорией для выполнения любой зрительной работы требуется больше времени, чем сверстникам с нормальным зрением, так как при смене фиксации взора им требуется дополнительное время для точной фокусировки. При длительной зрительной работе на близком расстоянии у них могут появиться астенопические симптомы, выражающиеся в зрительном напряжении, быстрой утомляемости, головной боли и др. [14; 20].

Конвергенция - это способность совместного сведения глаз внутрь (к носу) при фиксации взора на близко расположенных объектах для сохранения чёткого зрения. У 45,3 % детей ближайшая точка конвергенции соответствовала норме (< 5 см), у 29,3 % - наблюдалось нарушение конвергенции средней тяжести, у 20,7 % детей было значительное нарушение конвергенции (ближайшая точка конвергенции была удалена более чем на 15 см) и у 4,7 % детей конвергенция не работала, так как при двух открытых глазах, на близком расстоянии они смотрят одним глазом. С клинической точки зрения, недостаточность конвергенции характеризуются удалением ближайшей точки конвергенции и снижением положительных резервов фузии, что вызывает неустойчивость бинокулярного зрения. При выполнении зрительной работы на близком расстоянии дети с нарушением конвергенции испытывают сильные астенопические симптомы, у них неустойчивое бинокулярное зрение и снижена зрительная работоспособность [10; 16].

Фузия - это процесс слияния в единый образ изображений, раздельно воспринимаемых правым и левым глазом. Предельные величины углов между максимальной конвергенцией и максимальной дивергенцией глаз, при которых сохраняется возможность фузии, называются резервами фузии. У обследованных нами учащихся конвергентные резервы фузии достигали нормальных показателей (>15 угл.град.) только у 2,8 %, а дивергентные - у 6,5 % детей (показатель нормы 6-8 угл. град.); у 67,3% детей конвергентные резервы и у 57 % дивергентные резервы были развиты не в полном объёме, а у 29,9 % и 36,5 %, соответственно, и конвергентные и дивергентные резервы отсутствовали (< 1 угл. град). У одного ребенка фузии вообще не было. Снижение резервов фузии приводит к неустойчивости бинокулярного зрения и невозможности выполнения работы на близком расстоянии в течение продолжительного времени, а также к снижению концентрации внимания [вЙБИат й а1.,07].

Стереозрение среди детей, не прошедших первого этапа скрининга, было нормально развито у 17,7 % детей, нарушено у 29 % , а группу риска составляли -53,3 %. Повторное тестирование подтвердило нарушения стереозрения, выявлены на первом этапе скрининга.

Сопоставление данных тестирования бинокулярных функций (гетерофории, конвергенции, резервов фузии и стереозрения) показали, что у шести (5,5 %) человек (5,5 %) была нарушена только одна функция, у 41 (37,9 %) - были нарушены две функции, у 43 (39,8 %) - три функции и у 18 (16,7 %) - четыре функции. Опрос детей совместно с родителями показал, что 16,8 % детей испытывают очень сильные астенопические симптомы и 59,8 % испытывают симптомы средней тяжести, что свидетельствует о начальной стадии зрительных нарушений.

Нарушения бинокулярных функций имеют центральные причины, внешне незаметны и не приводят к болевым ощущениям. Несмотря на зрительный дискомфорт и астенопические симптомы, дети не жалуются на зрение и думают, что видят нормально. Так как у большинства детей с нарушением бинокулярных функций высокая острота зрения, то родители не связывают такие проявления, как снижение концентрации внимания, нарушение зрительного прослеживания, нарушение тонкой моторики, избегание чтения и др. с нарушением зрения. Однако во многих исследованиях показано, что трудности при обучении, в большинстве случаев обусловлены не только и не столько снижением ОЗ и ошибкой рефракции, а в большей степени нарушениями бинокулярных функций [2; 13; 15; 19; 21].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В научной литературе очень мало данных, касающихся зрительного статуса практически здоровых нормально развитых детей, испытывающих трудности при обучении, особенно при чтении. Наше пилотное исследование показало, что предложенная нами двухэтапная модель скрининга очень продуктивна, так как:

1. использование таблиц повышенной точности, позволяет определить порог ОЗ и своевременно обнаружить начало и причины процесса её снижения;

2.повышение порога стереозрения даёт основание предположить наличие нарушений бинокулярных функций. У всех детей, не прошедших первого этапа скрининга, при дифференциальном тестировании зрительных функций на втором этапе обследования были определены причины этих нарушений, что позволяет своевременно оказать детям помощь методами зрительной терапии;

3. бинокулярные функции нарушены у значительно большего процента, детей по сравнению со снижением ОЗ. Например, в четвёртом классе ОЗ снижена у 12,4% детей, а СЗ нарушено у 61,6% детей. Поэтому без скринингового тестирования бинокулярных функций эти нарушения могут остаться незамеченными, и не позволят детям полностью использовать свой потенциал при обучении.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Алексина И.Л., Чечельницкая С.М., Демьянова Т.Г., Авдеева Т.Г. Заболевания глаз и успеваемость детей в школе. // Детская больница. - 2010. - № 1. -С. 45-48.

2. Васильева Н.Н., Рожкова Г.И. Возрастная динамика фузионных резервов, измеренных при помощи циклопических тест-объектов с маркёрами // Сенсорные системы. - 2009. - Т. 23, № 1. - С. 40-50.

3. Дембский Л.К.Индустриальная система охраны зрения детей и подростков в условиях реформирования здравоохранения. - Симферополь: Таврия. 1999. -252 с.

4. Дембский Л.К., Дембская Н.Л. Нарастающая социальная проблема в системе охраны зрения по результатам углублённого скрининга. - 2010. http://eyecenter. com. ua/direct/drugoe/0.1 htm

5. Подугольникова Т.А., Рожкова Г.И. Зрительная работоспособность дошкольников и первоклассников с нормальным и нарушенным бинокулярным зрением. // Дефектология. - 2000. - № 2. - С. 56-60.

6. Рожкова ГИ, Токарева ВС. Таблицы и тесты для оценки зрительных способностей. - М.: Владос, 2001. - 102 с.

7. Рожкова Г.И., Токарева В.С., Родионова Е.И., Ващенко Д.И., Васильева Н.Н. Возрастная динамика остроты зрения у школьников. III. Соотношение монокулярных и бинокулярных показателей // Сенсорные системы. - 2001. - Т.15, № 3. - С. 264-272.

8. Bailey RN. Assessing the predictive ability of the test positive findings of an elementary school vision screening. // Optom. Vis. Sci. - 1998. - V. 75. - P. 682-691.

9. Birch E, Williams C, Drover J, Adams R. Randot Preschool Stereoacuity test: normative data and validity. // J AAPOS. - 2008. - V. 12. - P. 23-26.

10.Borsting E, Mitchell L, Kulp MT et al. Improvement in academic behaviors after successful treatment of convergence insufficiency. // Optom. Vis. Sci. - 2012. -V.89. - N.1. P. 12-18.

11. Cohen A., Levin S., Mozlin R., et al. Guidelines for school vision sheening programs. // American Optometric Association. 1992. P. 1- 24.

12. Gallawey M, Mitchell L. Validity of the VERA visual skills screening. Optometry, 2010, v.81, 571-579.

13. Garzia RP. The relationship between visual efficiency problems and learning. In: Scheiman MRM, ed. St. Louis, MO: CV Mosby; 2006.

14. Goss DA, Reynolds JL, Todd RE. Dissociated phoria twsts: rekiability and correlation with symptom survey scores. // J. Behav. Optom. - 2010. - V. 4. - P. 99-104.

15. Grisham D, Powers M, Riles P. Visual skills of poor readers in high school. // Optometry. - 2007. - V. 78. - P. 542-549.

16. Hammond RS, Schmidt PP. A random dot E stereogram for the vision screening of children. // Arch. Ophthalmol. - 1986. - V. 104. - P. 54-60.

17. Jimenez R, Perez MA, Garcia JA, Gonzalez MD.Statistical normal values of visual parameters that characterize binocular function in children // Ophthal. Physiol. Opt. - 2004. - V. 24. - P. 528-542.

18. Koslowe KC. Binocular vision, coding tests and classroom achievement. // J. Behav. Optom. 1991. V. 2. N 1. P. 16-19.

19. Kulp MT., Schmidt PP. A pilot study. Depth perception and near stereoacuity: is it related to academic performance in young children? // Binocular Vis. Strabismus Q. - 2002. - V. 17. - P. 129-134.

20. Kulp MT., Schmidt PP. Effect of oculomotor and other visual skills on reading performance: a literature review. // Optom. Vis. Sci. - 1996. - V.73. - P. 283-292.

21. Kulp MT., Schmidt PP. Visual predictors of reading performance in kindergarten and first grade children. // Optom. Vis. Sci. - 1996. - V.73. P. 255-262.

22. Lam SR, LaRoche GR, De Becker I, Macpherson H. The range and variability of ophthalmological parameters in normal children aged 4 / to 5 / years. // J. Pediatr. Ophthalmol. Strabismus. - 1996. - V. 33. - P. 251-256.

23. Messina E. Standards for visual acuity. - 2006, pp 1-18.

24. Mozlin R. The epidemiology of school vision screenings. // J. Behav. Optom. -2002. - V. 13. N 3. - P. 59-65.

25. Roch-Levecq A., Brody BL, Thomas RG, Brown SI. Ametropia, preschoolers cognitive abilities, and effects of spectacle correction // Arch. Ophthalmol. - 2008. -V.126. N 2. - P. 252-258.

26. Rutstein RP, Corliss DA. Distance stereopsis as a screening device. // Optom. Vis. Sci. 2000. V.77. P. 135-139.

27. Schmidt PP. Vision screening with the RDE stereotest in pediatric populations. // Optom.Vis. Sci. - 1994. - V. 71. N.4. - P. 273-281.

28. Williams WR, Latif AHA, Hannington L., Watkins DR. Hyperopia and educational attainment in a primary school cohort. // Arch. Dis. Child. - 2005. - V. 90. -P. 150-153.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.