9. Jumaev L.R., Hamraev S.J. ANALYSIS OF THE PREVALENCE OF NOSOLOGICAL FORMS OF SALIVARY GLANDS // New Day in Medicine 3(35) 2021 15-18. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://cutt.ly/EmVh6rz/ (дата обращения:27.09.2021).
10. Kambarova Sh.A., Pulatova Sh.K. Revitalization of nonspecific immunity factors in patients with diffuse phlegmoine of the maxillo facial area using Bakteriofags // New day in medicine, 2020. P. 128-130.
11. Pulatova Sh.K. and Rakhimov Z.K. Еstimation of clinical course in complex treatment of lower jaw fractures in patients with immuno correction // World Journal of Pharmaceutical Research, 2020. Vol. 9. Issue 9. P. 93-104.
НАИБОЛЕЕ ЧАСТЫЕ ПРИЧИНЫ ПАТОЛОГИИ ГЛАЗ У ДЕТЕЙ-ШКОЛЬНИКОВ Шарипова Л.Х.
Шарипова Латифа Хакимовна - ассистент, кафедра педиатрии, Бухарский государственный медицинский институт, г. Бухара, Республика Узбекистан
Аннотация: в подавляющем большинстве случаев тяжелые зрительные расстройства являются следствием врожденно-наследственной патологии, в том числе обусловленной осложнениями перинатального периода, внутриутробными нарушениями или наследственными факторами. Более чем в 60% случаев офтальмопатология у детей-инвалидов сочетается с нарушениями центральной нервной и сердечно-сосудистой систем, а также отклонениями в психической сфере, наследственной отягощенностью. Особое значение имеет еще один фактор нарушения зрения - это школьное обучение. Так, по нашим данным, количество детей с нарушением зрения за время обучения в школе увеличивается почти в 10 раз - с 9,5% перед поступлением в школу до 90,5% перед окончанием
61
школы. То есть количество учащихся с пониженным зрением увеличилось за период школьного обучения. Удельная частота нарушения зрения достоверно выше среди детей старшего возраста. Часто преобладает сочетание глазной патологии с соматическими заболеваниями (92.8%). Снижен темп прироста силы дыхательных мышц у слабовидящих детей в старшем школьном возрасте.
Ключевые слова: патология, нарушения зрения, наследственность.
Введение. По данным ВОЗ ежегодно инвалидами по зрению становятся 4300 детей. В контингенте слепых и слабовидящих более 10000 детей до 18 лет, в том числе почти 650 до 6 лет. Следует также учитывать, что у 21% инвалидов зрительные расстройства наступили в детском возрасте [3, 10, 12, 17, 20].
Одним из самых значительных факторов нарушений зрения, несомненно, является школьное обучение [1, 7, 13, 18, 21]. Большинство авторов указывают на рост распространенности патологии глаз в период обучения в школе. Так, по данным В.И. Поспелова [5, 8, 11, 16, 19], количество детей с нарушением зрения за время обучения в школе увеличивается более чем в 2 раза- с 7,7% перед поступлением в школу до 18,6% перед окончанием школы. Аналогичные данные получены Т.Н. Головановой [2, 4, 6, 10, 16] количество учащихся с пониженным зрением увеличилось за период школьного обучения с 6,8 до 15,7%, а по данным Либман Э.С., Шахова Е.В, количество таких детей увеличивается почти в 3 раза, а к призывному возрасту каждый четвертый юноша имеет патологию зрения [11, 12, 20].
При этом 50,3% всех детей со сниженным зрением - это дети с миопической рефракцией. Частота миопии превышает в 2 раза и более встречаемость нарушения осанки, патологии желудочно-кишечного тракта, вегетососудистой дистонии [15, 16, 19]. Также отмечается, что обучение и воспитание детей с нарушением зрения имеет свои особенности [1, 17].
62
Цель научной работы заключалась в изучении особенностей патологии органа зрения у детей-школьников по данным интерната для слепых.
Материалы и методы исследования. Для решения поставленных задач изучили медицинские карты учащихся школы - интерната. Среди обследованных мальчиков было несколько больше - 91 (59,1%), чем девочек- 63 (40,9%). Большинство детей - 56 (36,4%) имели возраст 13-15 лет (табл. 1.).
Таблица 1. Распределение школьников интерната по
возрасту и полу
Возраст учеников Пол Всего
девочки мальчики
Абс. % Абс. % Абс %
7-9 лет 24 15,58 9 5,8 33 21,4
10-12 15 9,74 22 14,28 37 24,1
13-15 35 22,72 21 13,63 56 36,4
16 и старше 17 11,03 11 7,14 28 18,1
Всего 63 40,9 91 59,19 154 100
По данным, взятым из медицинских карт учащихся школы-интерната, и по заключению офтальмолога выявили, что у школьников чаще наблюдается слабовидение, чем слепота (табл. 2.)
В группе слепых, значительное место занимают дети с остротой зрения от 0,01 до 0,04. В группе детей со слабовидением острота зрения чаще в пределах 0,05- 0,08 -25,9%, а детей с остротой зрения от 0,09 до 0,2- 20,7%.
Таблица 2. Распределение школьников по остроте зрения
Острота зрения с
коррекцией на лучшем Абс. %
глазу.
Полностью слепой 26 16,88
Светощущения 7 4,54
Счет пальцев у лица 4 2,59
От 0,01 до 0,04 32 20,77
Всего слепых: 69 44,81
Слабовидящие:
От 0,05 до 0,08 40 25,97
От 0,09 до 0,2 32 20,77
От 0,3 до 0,5 и более 13 8,4
Всего слабовидящих: 85 55,19
Общее количество 154 100
Результаты и обсуждения: Изучая распространенность патологии зрения, отмечено, что в школе чаще обучаются дети с врожденными патологиями глаз, таких как врожденная катаракта, афакия, аномалии рефракции, микрофтальмия и др. Клинические формы патологии глаз у обследованных нами школьников приведены в таблице 3.
Как видно из таблицы, в структуре глазной нозологии первое место занимают аномалии рефракции 51 (33,2%), среди которых превалирует высокая близорукость, в сочетании с астигматизмом. Второе место занимают аномалии хрусталика, в виде врожденной катаракты (17,5%) и афакии (7,2%).
Одним из характерных проявлений патологии органа зрения является сочетание глазной патологии с другими основными или сопутствующими заболеваниями.
Таблица 3. Клинические формы патологии глаз у школьников
интерната для слепых
Клинические формы заболевания Абс. %
Аномалии рефракции:
Из них близорукость 24 15,6
Высокая дальнозоркость 16 10,4
Астигматизм 11 7,2
Аномалии хрусталика:
Врожденная катаракта 27 17,5
Афакия 11 7,2
Вывих и подвывих хрусталика 2 1,3
Атрофия зрительного нерва 11 7,2
Заболевания роговой оболочки 3 1,9
Врожденная глаукома 13 8,4
Микрофтальмия 14 9,1
Колобома радужной и сосудистой оболочки 4 2,6
Альбинизм 6 3,9
Атрофия и субатрофия глазного яблока 9 5,8
Тапето-ретинальные дистрофии 3 1,9
ВСЕГО 154 100
По нашим данным, у 143 (92,8%) больных основное заболевание сочеталось с теми или иными болезнями: хроническими тонзиллитами - у 23 (16,1 %), диффузным зобом 1 и 2 степени - у 22 (15,4 %), анемией 1 и 2 степени-у 77 (53,8 %) и др. Наряду с этими у 10 (6,9 %) больных основное заболевание сочеталось с патологиями ЦНС: олигофрения, ДЦП.
В школе-интернате обучаются также дети с нарушением состояния в других органах и системах, страдающие аномалиями развития (олигофрения в сочетании со слабовидением и слепотой), тугоухостью 1 и 2 степени, спинномозговой грыжей (послеоперационное состояние) и другие, которые составляют 10,4% всех учащихся.
Важнейшим критерием патологии органа зрения является наследственное предрасположение. По нашим данным, глазная наследственная отягощенность отмечалась у 132 (85,7%) больных детей, причем по отцовской линии-у 38 (28,8%), материнской - у 43 (32,6%), по обеим линиям -51 (38,6%). Родители страдали различными клиническими формами глазной патологии. Глазная патология родителей и детей во многих случаях совпадали. Это свидетельствует о том, что патология глаз передается по наследству в готовом виде. Изучение частоты глазной патологии у детей, проживающих в условиях Бухарской области, показали следующие результаты (табл. 4.).
Таблица 4. Частота глазной патологии у детей, проживающих в разных районах Бухарской области (на 10000 детского населения)
Заболевания Место проживания
город село
Абс. % абс %
Аномалии рефракции 38 41,4 13 20,9
Аномалии хрусталика 18 19,6 22 35,5
Атрофия зрительного нерва 8 8,7 3 4,8
Заболевания роговой оболочки 2 2,1 1 1,7
Врожденная глаукома 7 7,6 6 9,7
Микроофтальмия 6 6,5 8 12,9
Колобома радужной и сосудистой оболочки 2 2,1 2 3,2
Альбинизм 3 3,3 3 4,8
Атрофия и субатрофия глазного яблока 6 6,6 3 4,8
Тапето-ретинальные дистрофии 2 2,1 1 1,7
Всего 92 100 62 100
Среди обследованных школьников интерната городских было несколько больше- 92 (59,8%).
Частота глазной патологии у детей на 10000 детского населения, постоянно проживающих в условиях города и села была неодинаковой.
Во всех случаях числовые различия показателей между городскими и сельскими статистически достоверные (р< 0,05), что подтверждает закономерность, установленную нами в предыдущих исследованиях.
Таблица 5. Распределение школьников по остроте зрения
Острота зрения с коррекцией на лучшем глазу Абс. %
Слабовидящие:
От 0,05 до 0,08 4 19,1
От 0,09 до 0,2 12 57,1
От 0,3 до 0,5 и более 5 23,8
Всего слабовидящих: 21 100
Клинические формы патологии глаз у обследованных нами школьников приведено в таблице 1.7. С целью проведения сравнительного анализа в исследованиях мы анкетировали 60 учеников 1-класса и 60 учеников 9-класса общеобразовательной школы №4 города Бухары. Среди них: мальчиков -49%, девочек- 51%. Среди 120 опрошенных учеников выявленных больных - 52 (43,3%), из них с симптомами патологии органа зрения- 21 (40,4%) детей, а в общей структуре это составляет 17,5%. Из общего количества обнаруженных школьников с нарушением зрения учеников 1 класса- 2 (9,5%), а учеников 9 класса - 19 (90,5 %). Удельная частота нарушения зрения достоверно (р <0,05) выше среди детей старшего возраста -это ученики 9 класса в возрасте 14-15 лет.
У детей-школьников отмечалось различные нарушения остроты зрения (табл. 6).
Таблица 6. Клинические формы патологии глаз у школьников
Клинические формы заболевания Абс. %
Аномалии рефракции:
Из них близорукость 8 38,1
Высокая дальнозоркость 5 23,8
Астигматизм 2 9,5
Аномалии хрусталика:
Врожденная катаракта 1 4,8
Вывих и подвывих хрусталика 2 9,5
Заболевания роговой оболочки 1 4,8
Альбинизм 2 9,5
Всего 21 100
Данные медицинских карт учеников показали следующие результаты. Из общего обследованного количества детей (120)-84 (70,0%) школьники страдали различными соматическими заболеваниями: хроническим тонзиллитом -у 17 (20,3 %), диффузный зоб 1 и 2 степени - у 11 (13,1 %), анемия 1 и 2 степени - у 35 (41,6%) и др.
Следует учитывать тот факт, что родители этих школьников тоже страдали теми или иными формами глазной патологии-7 (33,4%), или среди членов семьи встречается нарушение зрения-3 (14,3%).
Полученные данные свидетельствуют о том, что помимо наследственной отягощенности, особое значение имеет еще один фактор нарушения зрения - это школьное обучение. Наблюдается рост распространенности патологии глаз в период обучения в школе. Так, по нашим данным, количество детей с нарушением зрения за время обучения в школе увеличивается почти в 10 раз- с 9,5% перед поступлением в школу до 90,5% перед окончанием школы. То есть количество учащихся с пониженным зрением увеличилось за период школьного обучения.
Заключение. 1. В общей структуре заболеваемости детей в возрасте от 6-до 15 лет, проживающих в условиях Бухарской области, заболевания глаз составляют 17,5%. Удельная
частота нарушения зрения достоверно выше среди детей старшего возраста.
2. В структуре глазной патологии первое место занимают аномалии рефракции 51(33,2%), среди которых превалирует высокая близорукость, в сочетании с астигматизмом. Второе место занимают аномалии хрусталика, в виде врожденной катаракты (17,5%) и афакии (7,2%). Преобладает сочетание глазной патологии с соматическими заболеваниями (92.8%).
3. У детей с нарушением зрения выражены отклонения в росте на 5- 5,5 см, массы тела на 4-5 кг, окружность грудной клетки при вдохе меньше на 4-5 см. Снижен темп прироста силы дыхательных мышц у слабовидящих детей в старшем школьном возрасте.
4. При нарушении зрения происходит снижение синтеза Ig М и IgG (Р<0,05), повышение IgA.
Список литературы
1. Ачилова Д.Н. Влияние анте-перинатальных, экзогенных факторов риска в прогнозе инвалидизациидетей с обструктивным бронхитом // Сборник молодых учёных. Бухара, 2014. С. 10.
2. Ачилова Д.Н., Юлдашева Г.Г. Последствия перенесенного нарушения мозгового кровообращения у детей раннего возраста. Материалы международной научно-практической конференции «Актуальные вопросы охраны материнства и детства» 2-3 декабря, 2015. С. 215.
3. Жураева Ф.Р., Шарипова Л.Х., Амонов Р.А. Особенности состояния здоровья детей с патологиями глаз. East European c ience Journal // 2019. 4 (44). С. 31-36.
4. Жураева Ф.Р., Шарипова Л.Х. Особенности распространения патологии глаз у детей-школьников. Биомедицина ва амалиёт журнали //. Тошкент, 2019. № 2. С. 61-73.
5. Тешаев Ш.Ж. и др. Морфометрические параметры головы и лица у здоровых детей в зависимости от вида вскармливания // Морфология, 2016. Т. 149. № 3. С. 204205.
6. Тешаев Ш.Ж. Реактивные изменения семенников крыс при воздействии которана и хлората магния // Морфология, 2004. Т. 126. № 4. С. 121.
7. Тешаев Ш.Ж., Хасанова Д.А. Сравнительная характеристика морфологических параметров лимфоидных структур тонкой кишки крыс до и после воздействия антисептика-стимулятора Дорогова фракции 2 на фоне хронической лучевой болезни //Оперативная хирургия и клиническая анатомия, 2019. Т. 3. № 2. С. 19-24.
8. Шарипова Л.Х. Причины патологии глаз у школьников интерната с нарушением зрения. // Новый день в медицине, 2020. № 4 (34). С. 518-521.
9. Шарипова Л.Х., Орзиева М.С. Отношение родителей на наличие нарушения зрения у детей"// Биология и интегративная медицина, 2018. № 5. С. 16-18.
10. Шарипова Л.Х., Орзиева М.С. Состояние физического развития школьников общеобразовательных школ и интерната для слепых. // Биология и интегративная медицина, 2018. № 3. С. 103-105.
11. Шарипова Л.Х., Орзиева М.С. Состояние функции внешнего дыхания и сердечно-сосудистой системы у здоровых и у детей с нарушениями зрения // Биология и интегративная медицина, 2018. № 5. С. 23-31.
12. Шарипова Л.Х., Орзиева М.С. Частота и клинические формы проявления зрительной патологии у детей Бухарской области // Биология и интегративная медицина, 2018. № 3. С. 91-93.
13. Юлдашева Г.Г., Ачилова Д.Н., Мухаммедова Ш.Т. Клиническая характеристика состояния новорожденных, родившихся от TORCH-инфицированных матерей // Материалы международной научно-практической конференции «Актуальные вопросы охраны материнства и детства», 2015. С. 220.
14. Achilova D.N., Amonov R.A., Sharipova L.Kh., Yomgurova O.R., Rustamov B.B. Clinical, immunological and medico-social aspects of allergic diseases in children // Annals of R.S.C.B., ISSN:1583-6258. Vol. 25. Issue 3, 2021. Pages 6736-6740.
15. Bahodirovich N.B. et al. Assessment of behavior and biochemical parameters of blood in experimental animals under conditions of a technogenic rotating electric field // Science an e ucation bulletin, 2020. № 23-2 (101).
16. Davlatov S.S. et al. Plasmopheresis in the treatment of cholemic endotoxicosis // Academic Journal of Western i beria, 2013. V. 9. № 1. P. 30-31.
17. Hamdamov B.Z. Optimization of methods of local treatment of purulent-necrotic lesions of the foot in diabetes mellitus // A new ay in e icine, 2018. № 4. C. 24.
18. Kasimov S.Z. et al. Efficacy of modified hemosorbents user for treatment of patients with multi-organ insufficiency // Academic Journal of Western Siberia, 2013. V. 9. № 3. C. 4446.
19. Malik A. et al. Hypertension-related knowledge, practice and drug adherence among inpatients of a hospital in Samarkand, Uzbe istan // Nagoya journal of e ical science, 2014. T. 76. № 3-4. -C. 255.
20. Negmatulleva M.N. et al. Features of the state of the circulatory system mother and fetus in the second trimester ofpregnancy in women with mitral stenosis ofrheumatic etiology // European Journal of Biomedical and Pharmaceutical sciences, 2020. № 7. C. 6.
21. Tuksanova D.I. Features of the state of parameters of homeostasis and cardiodynamics in women with the physiological course of pregnancy // A new day in medicine. Tash ent, 2019. № 1. P. 25.