Научная статья на тему 'Медицинское и педагогическое сопровождение детей с нарушением зрения'

Медицинское и педагогическое сопровождение детей с нарушением зрения Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
423
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Каёткина Е. В., Иванова Н. В., Чистякова С. В.

В специальной школе-интернате осуществляется не только медицинское, но и педагогическое и психологическое сопровождение детей с нарушением зрения. У 127 детей отмечались аномалии рефракции и различные виды косоглазия. У остальных 48 детей диагностированы заболевания и врожденные аномалии развития органа зрения. У большинства детей выявлялась сочетанная патология, комбинация аномалий рефракции с глазодвигательными нарушениями, заболеваниями глаз и врожденной патологией, а также наличие заболеваний других органов и систем организма. Большое значение имеет педагогическое сопровождение реабилитации слабовидения у школьников. Учителя знают характер патологии органа зрения и других систем организма, возможности каждого ребенка. Знание степени снижения остроты зрения и нарушения других зрительных функций дает возможность использовать соответствующую величину букв и цифр на доске, чтобы каждый ребенок смог различить их. Учителями учитывается необходимость использования обычных и специальных методов оптической коррекции для работы на дальнем расстоянии, работы на компьютере, письме в тетрадях или чтении учебных пособий. Большое значение в лечении нарушений зрения имеет физическая культура, а также работа учителя-дефектолога, учителя-логопеда и психолога. Всем ученикам в течение учебного года проводится комплексное лечение в глазном кабинете школы. Несколько раз проводится объективное исследование рефракции и уточнение, а при необходимости замена оптической коррекции. К концу учебного года стабильная динамика зрительных функций выявлена у 124 (57 %) детей, улучшение зрения отмечено у 46 (26%) детей, неустойчивая динамика зрения у 13 (7%) детей.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n a special boarding school is not only medical but also educational and psychological support for children with visual impairment. 127 children showed refractive errors and different types of strabismus. The remaining 48 children diagnosed with diseases and congenital malformations of the vision organ. Most of the children were detected concomitant pathology, the combination of anomalies of refraction with eye movement disorders, eye diseases and congenital disorders, as well as the presence of diseases of other organs and systems of the body. Great importance is pedagogical support rehabilitation of low vision among schoolchildren. Teachers know the nature of the vision organ pathology and other body systems, the capabilities of each child. Knowledge of the degree of reduction of visual acuity and disorders of other visual functions enables the use of a corresponding amount of letters and numbers on the Board, so each child was able to distinguish between them. Teachers took account of the need of using conventional and special methods of optical correction for operation in the far distance, computer work, writing in notebooks or reading textbooks. Great value in the treatment of visual impairments has physical education, as well as the work of a teacher-defectologist, teacherlogopedist and psychologist. All schoolchildren during the school year carry out a comprehensive treatment in the office of the eye school. Several times carried out an objective study of the refraction and refinement, and if necessary, replacement of the optical correction. By the end of the school year stable dynamics of visual function were detected in 124 (57 %) children had improvement in vision was noted in 46 (26%) children, unstable dynamics of vision, and 13 (7%) children.

Текст научной работы на тему «Медицинское и педагогическое сопровождение детей с нарушением зрения»

2017, том 20, №2

УДК: 617.751-053.5:616-082:37

МЕДИЦИНСКОЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ

С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ

Каёткина Е. В., Иванова Н. В., Чистякова С. В.

Кафедра офтальмологии, медицинская академия имени С. И. Георгиевского ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского», 295051, бульвар Ленина, 5/7, Симферополь, Россия

Для корреспонденции: Каёткина Елена Вячеславовна, кандидат медицинских наук, доцент кафедры офтальмологии Медицинской академии имени С. И. Георгиевского ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского», е-mail: [email protected]

For correspondence: Kaiotkina Elena Vyacheslavovna, candidate of medical Sciences, associate Professor of Department of ophthalmology, S. I. Georgievsky Medical Academy V. I. Vernadsky Crimean Federal University, е-mail: [email protected]

Information about authors:

Kaiotkina Е. V., http://orcid.org/0000-0001-5297-3304 Ivanova N. V., http://orcid.org/0000-0001-8321-6111 Chistyakova S. V., http://orcid.org/0000-0002-2265-0552

РЕЗЮМЕ

В специальной школе-интернате осуществляется не только медицинское, но и педагогическое и психологическое сопровождение детей с нарушением зрения. У 127 детей отмечались аномалии рефракции и различные виды косоглазия. У остальных 48 детей диагностированы заболевания и врожденные аномалии развития органа зрения. У большинства детей выявлялась сочетанная патология, комбинация аномалий рефракции с глазодвигательными нарушениями, заболеваниями глаз и врожденной патологией, а также наличие заболеваний других органов и систем организма.

Большое значение имеет педагогическое сопровождение реабилитации слабовидения у школьников. Учителя знают характер патологии органа зрения и других систем организма, возможности каждого ребенка. Знание степени снижения остроты зрения и нарушения других зрительных функций дает возможность использовать соответствующую величину букв и цифр на доске, чтобы каждый ребенок смог различить их. Учителями учитывается необходимость использования обычных и специальных методов оптической коррекции для работы на дальнем расстоянии, работы на компьютере, письме в тетрадях или чтении учебных пособий. Большое значение в лечении нарушений зрения имеет физическая культура, а также работа учителя-дефектолога, учителя-логопеда и психолога.

Всем ученикам в течение учебного года проводится комплексное лечение в глазном кабинете школы. Несколько раз проводится объективное исследование рефракции и уточнение, а при необходимости замена оптической коррекции.

К концу учебного года стабильная динамика зрительных функций выявлена у 124 (57 %) детей, улучшение зрения отмечено у 46 (26%) детей, неустойчивая динамика зрения - у 13 (7%) детей.

Ключевые слова: аномалии рефракции, слабовидение, косоглазие, комплексное лечение.

MEDICAL AND PEDAGOGICAL SUPPORT OF CHILDREN WITH VISUAL IMPAIRMENT

Kaiotkina Е. V., Ivanova N. V., Chistyakova S. V.

Medical Academy named after S. I. Georgievsky of Vernadsky CFU, Simferopol, Russia

SUMMARY

In a special boarding school is not only medical but also educational and psychological support for children with visual impairment. 127 children showed refractive errors and different types of strabismus. The remaining 48 children diagnosed with diseases and congenital malformations of the vision organ. Most of the children were detected concomitant pathology, the combination of anomalies of refraction with eye movement disorders, eye diseases and congenital disorders, as well as the presence of diseases of other organs and systems of the body.

Great importance is pedagogical support rehabilitation of low vision among schoolchildren. Teachers know the nature of the vision organ pathology and other body systems, the capabilities of each child. Knowledge of the degree of reduction of visual acuity and disorders of other visual functions enables the use of a corresponding amount of letters and numbers on the Board, so each child was able to distinguish between them.

Teachers took account of the need of using conventional and special methods of optical correction for operation in the far distance, computer work, writing in notebooks or reading textbooks. Great value in the treatment of visual impairments has physical education, as well as the work of a teacher-defectologist, teacher-logopedist and psychologist.

All schoolchildren during the school year carry out a comprehensive treatment in the office of the eye school. Several times carried out an objective study of the refraction and refinement, and if necessary, replacement of the optical correction.

By the end of the school year stable dynamics of visual function were detected in 124 (57 %) children had improvement in vision was noted in 46 (26%) children, unstable dynamics of vision, and 13 (7%) children.

Key words: refractive errors, low vision, strabismus, comprehensive treatment.

Слабовидение — значительное снижение зрения, при котором острота центрального зрения на лучше видящем глазу с использованием очковой коррекции находится в пределах 0,05- 0,2 или выше

- 0,3 при значительном нарушении других зрительных функций (конвергенции, аккомодации, поля зрения, глазодвигательных функций и т.д.). К слабовидящим детям относятся также и дети с остротой зрения в пределах 0,4, но имеющие прогрессирующие или рецидивирующие заболевания. Слабовидение возникает на фоне глазных болезней и общего ослабления здоровья детей, оно чаще всего связано с аномалиями рефракции - миопией или гиперметропией. Дефекты зрения делятся на прогрессирующие и стационарные. К прогрессирующим относятся врожденные глаукомы, врожденная миопия, отслойка сетчатки и другие, к стационарным - пороки развития: микрофтальм, альбинизм, гиперметропия, астигматизм высоких степеней и непрогрессирующие последствия заболеваний и операций - стойкие помутнения роговицы, катаракта, послеоперационная афакия и прочие. Слабовидящие дети испытывают затруднённость пространственной ориентации. Утомление при зрительной работе может привести к дальнейшему ухудшению зрения, а также вызвать снижение умственной и физической работоспособности [5, 6].

Нарушения зрения снижают качество и количество воспринимаемой информации, обуславливает фрагментарность, искаженность восприятия предметов, замедленность и нечеткость их распознавания. Дети с нарушением зрения плохо различают форму, размер, цвет предметов, верх и низ, правую и левую стороны, плохо ориентируются в пространстве и времени. Это создает определенные трудности во время школьного обучения. Дети с нарушением зрения нуждаются в создании комфортных условий пребывания в образовательной среде. Коррекция и компенсация зрительных нарушений у детей требует целенаправленной кор-рекционной работы [2, 4, 7, 9, 10].

Ребёнок с нарушением зрения нуждается в повышенном внимании врачей и педагогов, грамотном выстраивании его лечебного и воспитательно-образовательного процесса, построении его жизнедеятельности. Опыт работы с детьми, имеющими патологию зрения, показывает, что чем раньше дети будут получать помощь взрослого сообщества

- педагогов, врачей и родителей, тем более благополучно будет протекать их психологическое развитие, благодаря уникальным компенсаторным возможностям, заложенным в каждом ребенке [5, 6, 8, 11, 12].

Структура и уровень глазной патологии, а также слабовидения и слепоты у детей в последнее десятилетие в нашей стране претерпели благоприятные сдвиги [5, 6]. Это связано со своевременным

выявлением детей с нарушением зрения, назначением им оптимальной оптической коррекции, проведением аппаратных методов лечения [1, 3, 6, 8].

В специальной школе-интернате № 1 Симферополя осуществляется не только медицинское, но и педагогическое и психологическое обеспечение детей с нарушением зрения. Для этого создаются максимально благоприятные условия для обучения, воспитания и лечения, различных видов адаптации детей с нарушением зрения с учетом их индивидуальных особенностей.

Цель данной работы - изучить методы медицинского и педагогического сопровождения детей с нарушением зрения в специальной школе-интернате.

МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ

В школе-интернате обучаются 175 детей и подростков с различной патологией органа зрения. Наиболее часто у воспитанников наблюдаются аметропии. На первом месте по частоте стоит ги-перметропия (Н) и сложный гиперметропический астигматизм (Н Ast). Именно наличие рефракционной амблиопии средней или высокой степени на фоне этой аномалии рефракции является наиболее частой причиной слабовидения в дошкольном и школьном возрасте.

С возрастом увеличивается количество глаз и детей с миопической (М) рефракцией, сложным миопическим и смешанным астигматизмом, что объясняется увеличением переднезаднего размера глазного яблока и процессом миопизации, что характерно для школьного возраста. Если в младших классах было 110 глаз с Н, Н Ast, 40 глаз с М, М и смешанным Ast, то к моменту окончания школы количество глаз с Н и Н Ast уменьшилось до 72, а количество глаз с М, М и смешанным Ast составило 78.

На втором месте по распространенности находится косоглазие, количество детей с разными видами гетеротропии составляло 52 в младших классах и 18 к моменту окончания школы. Большинству детей с этой сложной патологией путем оперативного вмешательства восстановлено нормальное положение глаз, в результате проведения аппаратного лечения излечена дисбинокулярная амблиопия и восстановлено бинокулярное зрение. У остальных 48 детей диагностированы заболевания и врожденные аномалии развития органа зрения. У большинства детей отмечалась сочетанная патология, комбинация аномалий рефракции с глазодвигательными нарушениями, заболеваниями глаз и врожденной патологией, а также наличие заболеваний других органов и систем организма.

Большое значение имеет педагогическое сопровождение реабилитации слабовидения у школьников. Учителя знают характер патологии органа зрения и других систем организма, возможности каж-

2017, том 20, №2

дого ребенка. Знание степени снижения остроты зрения и нарушения других зрительных функций дает возможность использовать соответствующую величину букв и цифр на доске, чтобы каждый ребенок смог различить их. Учителями учитывается необходимость использования обычных и специальных методов оптической коррекции для работы на дальнем расстоянии, работы на компьютере, письме в тетрадях или чтении учебных пособий. Для работы на близком расстоянии используются специальные методы оптической коррекции в виде луп, которые укладываются на текст учебника или используются на специальных подставках.

Учителя регулируют использование необходимого уровня естественного и искусственного освещения, а при необходимости дополнительной подсветки рабочего места учеников, специального раздаточного материала, используемого для обучения.

Для коррекционной направленности процесса обучения слабовидящих детей, снижения нагрузки на орган зрения используется полисенсорный характер восприятия с использованием сохранных анализаторов, для обучения используются тактильно-мышечные, двигательные ощущения, усиливается нагрузка на слуховой анализатор, используются по возможности вкусовой и обонятельный, осязательный анализаторы. Наглядные пособия выполняются контрастными цветами и легко читаемыми шрифтами. Размеры шрифта коррелиру-ются со степенью снижения зрительных функций детей. При использовании цветных букв используется облегчающая восприятие цветовая гамма (зеленые, желтые, коричневые, оранжевые тона).

Для снижения нагрузки на орган зрения используются специальные тетради и учебники. Бумага в них плотная, матовая, гладкая, но не блестящая, белая или слегка желтоватая, с двусторонними полями, она не должна давать бликов, отсветов. Глянцевая, белоснежная, отсвечивающая, ламинированная бумага не подходит для детей с нарушением зрения. Клетки и полоски в тетрадях более крупные и контрастные. Размеры букв, плотность строки коррелируются со степенью снижения зрительных функций детей. Парты имеют матовую, гладкую поверхность, теплых, успокаивающих цветов, высота их зависит от роста детей. Во время зрительной работы используются подставки для книг под углом 30-40 градусов к поверхности стола. Используются подпорки для столов и стульев красного цвета. Размещение детей в классе осуществляют учителя при обязательном участии офтальмолога в зависимости от состояния зрения, роста, учета общего состояния организма ученика. Классная доска черная или цветная, матовая, гладкая. Мел хорошего качества с выраженной степенью контраста. Стены и оборудование гладкие, матовые, окрашенные краской светлых, теплых, успокаивающих

цветов. Ступени лестниц по периметру окрашены в красный цвет, лестницы с перилами красного цвета разной высоты для детей разного роста. Большое значение в лечении нарушений зрения имеет физическая культура. Дети делают утреннюю гигиеническую гимнастику. Во время уроков для снижения зрительной нагрузки проводятся паузы с физическими упражнениями. Кроме того, проводятся специальные занятия физкультурой и спортом, лечебная физкультура, активный отдых на переменах, прогулки, экскурсии, ритмика. Также в школе проводится трудовое и профессиональное обучение. Они имеют оздоровительное значение как важные средства компенсации и коррекции нарушенных зрительных функций и вторичных отклонений, других заболеваний, укрепляют общее состояние здоровья детей, способствуют развитию координации их движений.

Большое значение в преодолении слабови-дения имеет работа учителя-дефектолога, учителя-логопеда и психолога. Занятия с дефектологом направлены на развитие зрительного восприятия, формирование навыков пространственного ориентирования. Используется наглядность высокой степени контрастности, с выделением контуров, трафареты для осязания. Сюда относятся рисование, обведение букв, написание букв сначала вместе с учителем, а затем самостоятельное написание. Начинают занятия в детском саду, продолжают в нулевом классе.

Статистическая обработка полученных данных проведена с применением методов вариационной статистики с вычислением средних величин (М), оценкой вероятности расхождений (т), оценкой достоверности изменений с использованием 1-критерия Стьюдента. За достоверную принималась разность средних значений при р<0,05.

РЕЗУЛЬТАТЫ

Всем ученикам в течение учебного года проводится комплексное лечение в глазном кабинете школы, центре реабилитации зрения, консервативное или оперативное лечение в глазном отделении республиканской детской клинической больницы. Несколько раз в течение года проводится объективное исследование рефракции и уточнение, а при необходимости замена оптической коррекции. Используется очковая, контактная, призматическая, а при необходимости специальные виды коррекции лупами. В физиотерапевтическом кабинете проводится электрофорез, фонофорез, магнитотерапия, фосфен электростимуляция, светотерапия, массаж электростимуляция, лазерное лечение.

С целью плеоптического лечения применяются лазерные и панорамные засветы, амблиотренер, макулостимулятор КЭМ, амблиокор, визотренинг,

лазер сканер, стробоскоп, компьютерные программы для лечения амблиопии, косоглазия, аномалий рефракции. Проводится ортоптическое лечение на синоптофоре, разделителе полей зрения, бивизио-тренере, цветотесте.

Диплоптическое лечение проводится с помощью призм, компьютерных программ. Для тренировки глазодвигательных мышц применяются мускулотренер, конвергенцтренер, глазомер, компьютерные программы.

На аккомодотренере, визоконтрастоаккомодо-тренере с помощью набора стекол или скиаскопических линеек проводятся тренировки аккомодации.

Курсы комплексного лечения, в зависимости от патологии, проводятся два-четыре раза в год.

ОБСУЖДЕНИЕ

Совместный медицинский и педагогический контроль над детьми позволяет выявить трудности в обучении учащихся, определить причину неуспеваемости, довести информацию до родителей, принять правильное решение с учетом состояния здоровья, зрения и интересов ребенка.

К концу учебного года стабильная динамика зрительных функций выявлена у 124 (57 %) детей, улучшение зрения отмечено у 46 (26%) детей, неустойчивая динамика зрения - у 13 (7%) детей.

Динамическое медицинское и педагогическое сопровождение детей школьного возраста с нарушением зрения, обучающихся в специальной школе-интернате, позволяет сделать следующие основные заключения:

1. Создание специальных условий, применение специальных методов и средств обучения школьников со слабовидением способствовало снижению зрительной нагрузки, возможности обучения детей со значительным снижением остроты зрения и нарушением других зрительных функций.

2. Физическая нагрузка, трудовое и профессиональное обучение детей имеют оздоровительное значение как важные средства компенсации и коррекции нарушенных зрительных функций и вторичных отклонений, других заболеваний,укрепля-ют общее состояние здоровья детей, способствуют развитию координации их движений.

3. Большое значение в преодолении слабови-дения имеет работа учителя-дефектолога, учителя-логопеда и психолога. Занятия с этими специалистами направлены на развитие зрительного восприятия, формирование навыков пространственного ориентирования, своевременную диагностику и лечение аномалий речевого развития у учащихся, создание психолого-педагогических условий для развития личности ребенка и его успешного обучения.

4. Постоянное наблюдение врача-офтальмолога, проведение несколько раз в год курсов ком-

плексного лечения аномалий рефракции, косоглазия, амблиопии способствовало повышению зрительных функций у большинства пациентов.

ВЫВОДЫ

Обеспечение психологического, медицинского и педагогического подхода, а также создание максимальных благоприятных условий для обучения, воспитания, лечения, социальной и психологической адаптации детей с нарушением зрения с учетом их индивидуально-личностных особенностей в специальной школе-интернате способствовало улучшению зрения у 26% учащихся, стабилизации зрительных функций у 57% детей.

Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Финансовые интересы. Отсутствуют.

Conflict of interest. The authors declare no conflict of interest.

Financial interests. No.

ЛИТЕРАТУРА

1. Аветисов С.Э., Кащенко Т.П., Шамшинова А.М. Зрительные функции и их коррекция у детей, М: Медицина, 2005.

2. Бондаренко М.П. Как ребенок с нарушением зрения видит окружающий мир. Воспитание и обучение детей с нарушением развития, М: Медицина, 2010.

3. Егорова Т.С. Методы и средства оптической компенсации слабовидения: Дис. ... докт. мед. наук. М, 2004. Доступно по: http://www.dsHb. net/oftalmologia/metody-i-sredstva-opticheskoj-kompensacii-slabovidenija.html

4. Земцева М.И., Каплан А. И., Певзнер М. С. Дети с глубокими нарушениями зрения, М: 2007.

5. Ковалевский Е.И. Проблема слабовидения, М: Медицина, 2002.

6. Ковалевский Е.И. Профилактика слабови-дения и слепоты у детей, М: Медицина, 1998.

7. Мозжухина О.В. Проблемы адаптации слабовидящих детей на уроках русского языка и литературы. Всероссийская научно-практическая конференция, посвященная 190-летию со дня рождения К. Д. Ушинского «Особенности психологической помощи детям с нарушением зрения»; Москва, 2014; 27-28. Доступно по: http://cyberleninka. ru/article/n/vserossiyskaya-nauchno-prakticheskaya-konferentsiya-posvyaschennaya-190-letiyu-so-dnya-rozhdeniya-k-d-ushinskogo

8. Нероев В. В, Хватова А. В. Возможности профилактики и лечения слепоты и слабовидения вследствие врожденных заболеваний глаз у детей. Вестник Российской академии медицинских наук. 2007; 8: 28-31.

2017, том 20, №2

9. Подколзина Е.Н. Некоторые особенности коррекционного обучения дошкольников с нарушением зрения. Дефектология. 2001; 2: 84-88.

10. Создание специальных условий для детей с нарушениями зрения в общеобразовательных учреждениях. Под. ред. Е.В. Самсоновой. М.: МГППУУ 2012.

11. Феоктистова В.А. Развитие навыков общения у слабовидящих детей. С-Пб., 2005.

12. Eleanor E. Faye. Clinical low vision. New York. 1984.

REFERENCES

1. Avetisov S.E., Kashchenko T. P., Shamshinova A. M. Visual functions and their correction in children, M: Medicine, 2005. (In Russ)

2. Bondarenko M. P. Like a baby with impaired vision sees the world. Education and training of children with impaired development, M: Medicine, 2010. (In Russ)

3. Egorova T. S. Methods and tools for optical compensation of low vision: Dis. ... doctor. Med. Sciences. M; 2004. Available at: http://www.dsHb. net/oftalmologia/metody-i-sredstva-opticheskoj-kompensacii-slabovidenija.html. (In Russ)

4. Zemcova M. I., Caplan A. I., Pevzner M. S.. Children with profound visual impairment, M: 2007. (In Russ)

5. Kovalevskiy E. I. The Problem of low vision, M: Medicine, 2002. (In Russ)

6. Kovalevskiy E. I. Prevention of low vision and blindness in children, M: Medicine, 1998. (In Russ)

7. Mozzhukhina O. V. Problems of adaptation of visually impaired children on the lessons of Russian language and literature. All-Russian scientific-practical conference, dedicated to the 190th anniversary since the birth of K. D. Ushinsky «Peculiarities of psychological assistance to children with impaired vision»; M, 2014, 27-28. (In Russ) http://cyberleninka. ru/article/n/vserossiyskaya-nauchno-prakticheskaya-konferentsiya-posvyaschennaya-190-letiyu-so-dnya-rozhdeniya-k-d-ushinskogo

8. Neroev V. V., Khvatova A. V. Possibilities of prevention and treatment of blindness and low vision due to congenital eye diseases in children. Herald of the Russian Academy of medical Sciences, 2007; 8: 28-31. (In Russ)

9. Podkolzina E. N. Some features of correctional training preschoolers with visual impairment. Defectology. 2001; 2: 84-88. (In Russ)

10. The creation of special conditions for children with disabilities in educational institutions. Under edited by E. V. Samsonova. M: MGPPU 2012. (In Russ)

11. Feoktistova V. A. Development of communication skills in visually Impaired children. S-Pb., 2005. (In Russ)

13. Eleanor E. Faye. Clinical low vision. New York. 1984.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.